Просмотр содержимого документа
«Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики»
Депортамент образования и науки Брянской области
ГБПОУ «Трубчевский политехнический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ГИДРАВЛИКИ,ТЕПЛОТЕХНИКИ И АЭРОДИНАМИКИ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
г. Трубчевск 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы гидравлики,теплотехники и аэродинамики.
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности СПО 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения».
В результате освоения дисциплины необходимо сформировать следующие общие и профессиональные компетенции:
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
11. Организовывать и выполнять подготовку систем и объектов к строительству и монтажу.
12. Организовывать и выполнять работы по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления.
13. Организовывать и выполнять производственный контроль качества строительно-монтажных работ.
14. Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл ОП.06.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов;
- строить характеристики насосов и вентиляторов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-режимы движения жидкости;
-гидравлический расчет простых трубопроводов;
- способы теплопередачи и теплообмена.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 99 часов, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
99
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
66
в том числе:
практические занятия
34
контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
33
в том числе: выполнение домашних заданий по разделам 1,2,3.
Подготовка сообщений, презентаций, докладов
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы гидравлики и теплотехники»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Историческая справка о развитии гидравлики. Роль гидравлики и теплотехники в развитии науки и техники. Основное назначение и применение, связь с другими предметами. Значение дисциплины при подготовке специалистов газового хозяйства.
1
1
Раздел 1.Основы гидравлики
18
Тема 1.Физические свойства жидкости.
Содержание учебного материала
2
2
1.Определение понятия жидкости и газа. Основные свойства жидкости: удельный объем, плотность, удельный вес, сжимаемость, вязкость. Коэффициенты вязкости. Приборы для определения коэффициентов вязкости.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа для обучающихся
2
Тема 1.2.Гидравлическое давление. Измерение давления
Содержание учебного материала
2
2
1.Определение сил действующих на жидкость. Понятие о гидростатическом давлении. Основное уравнение гидростатики, его сущность. Виды давления: атмосферное, абсолютное, избыточное, вакуум. Единицы измерения давления, их перевод. Приборы для измерения давления: пьезометры, манометры, вакуумметры..
Лабораторные работы
-
Практическое занятие№1
2
Вычисление гидростатического давления, усилий, действующих в гидропрессе на основе закона Паскаля. Закон Архимеда.
Практическое занятие №2.
2
Измерение давления. Пересчет давлений
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа для обучающихся
2
Тема 1.3.Гдростатические машины и устройства. Гидростатическое давление на плоскую и вертикальную стенки.
Содержание учебного материала
2
2
1.Назначение, устройство и принцип работы гидравлического пресса. Расчет усилий, развиваемых прессом. Гидроаккумуляторы. Гидроцилиндры. Давление жидкости на вертикальную и горизонтальную плоские стенки. Давление жидкости на цилиндрическую стенку. Гидростатический парадокс. Расчет толщин стенок труб. Плавание тел.
Лабораторные работы
-
Практическое занятие №3
2
Расчет давлений, действующих на плоские горизонтальные и вертикальные стенки.
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа для обучающихся
2
Тема1.4.. Основные понятия о гидродинамике. Режимы движения жидкости.
Содержание учебного материала
2
2
1.Понятие о линии тока, траектории, элементарной струйке и потоке жидкости. Площадь живого сечения, смоченный периметр, гидравлический радиус. Уравнение неразрывности потока. Понятие о ламинарном и турбулентном режимах движении. Зависимость режимов движения от скорости, диаметра труб и вязкости жидкости. Эпюры скоростей при различных режимах движения.
.
Лабораторные работы
-
Практическое занятие №4
2
. Определение режимов движения.
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа для обучающихся
2
Тема 1.5.Уравнение Бернулли. Определение скорости и расхода..
Содержание учебного материала
2
2
1.Энергия элементарной струйки и потока. Уравнение Бернулли для идеальной и реальной жидкости. Энергетический и геометрический смысл уравнения. Измерение скорости с помощью трубки Пито и Пито- Прандтля. Определение расхода , Расходомер Вентури. Сужающие устройства..
Лабораторные работы
-
Практическое занятие №5
2
Построение напорных линий
Практическое занятие №6
2
Расчет режимов движения жидкости и газа.
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа
2
Тама1.6. Движение жидкости по трубам. Определение коэффициентов гидравлических сопротивлений.
Содержание учебного материала
2
2
1.Потери напора в трубах. Шероховатость стенок труб. Потери напора в трубах по длине и на преодоление местных сопротивлений. Определение коэффициентов трения для ламинарного и турбулентного движений. Понятие об эквивалентной шероховатости. Использование номограмм для определения коэффициентов трения. Определение коэффициентов местных сопротивлений.
Лабораторные работы
-
Практическое занятие №7
2
Расчет коэффициентов сопротивлений по длине и местныхпотерь.
1.Классификация трубопроводов. Основное расчетное уравнение простого трубопровода. Последовательное и параллельное соединение трубопроводов. Расчет газопровода..Гидравлический удар.
Лабораторные работы
-
Практическое занятие №8
2
Определение потерь напора в трубах подлине и на местные сопротивления.
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
2
Тема 1.8.Истечение жидкости из отверстий и насадков.
Содержание учебного материала
2
2
1..Истечение жидкости из незатопленного отверстия. Определение коэффициентов сжатия, скорости и расхода. Истечение жидкости из затопленного отверстия и при переменном сечении. Назначение и виды насадков. Расчет расхода через насадки..
Лабораторные работы
-
Практическое занятие №9
2
Расчет насадков при различных способах истечения.
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
2
Тема 1.9.Классификация и назначение насосов..
Содержание учебного материала
2
1.Назначение,классификация насосов и их параметры: производительность, напор, высота всасывания, мощность. К.П.Д. насосов. Расчет проектируемой и действующей насосных установок. Центробежные насосы, их параметры, характеристики. Поршневые насосы, виды, Устройство. Расчет параметров.
Лабораторные работы
-
Практическое занятие №10
2
Расчет основных характеристик насосов. Подбор насосов..
Самостоятельная работа обучающихся
2
Раздел 2.Основы теплотехники.
8
Тема 21.Элементы технической термодинамики...
Содержание учебного материала
2
3
1.Рабочее тело, основные параметры его состояния. Уравнение состояния идеального газа. Газовые смеси. Первый закон термодинамики. Понятие об энтальпии и энтропии газа. Внутренняя энергия газа, теплота, работа. Второй закон термодинамики. Понятие о круговом процессе, цикл Карно. Термодинамические процессы изменения состояния идеального газа. Графическое изображение процессов в координатах P-Vи T-S.
Лабораторные работы
-
Практическое занятие №11
2
Определение рабочих параметров газов: теплоты ,работы, внутренней энергии в термодинамическом процессе.
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
2
Тема 2.2.Водяной пар.
Содержание учебного материала
2
2
1.Параметры пара. Получение водяного пара. Пар насыщенный, влажный, сухой, перегретый. Процесс парообразования, его графическое изображение в P-Vи T-S координатах. Таблицы водяного пара, диаграммыI-S(h-S) водяного пара. Понятие об истечении пар.
Лабораторные работы
-
2
Практическое занятие №12.
2
Определение параметров водяного пара.
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
2
Тема 2.3.Основные виды теплопередачи..
Содержание учебного материала
2
2
1.Основные виды теплопередачи. Теплопроводность через плоскую и цилиндрическую стенки. Теплопроводность через многослойную стенку. Конвективный теплообмен. Лучистый теплообмен. Понятие о сложном теплообмене.
Лабораторные работы
-
Практическое занятие №13
2
Расчет количества теплоты передаваемой различными способами.
Практическое занятие №14
2
Расчет количества теплоты через стенки.
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
3
Тема 2.4.Теплообменные аппараты и их виды..
Содержание учебного материала
2
2
1.Назначение и виды теплообменных аппаратов: прямоточные, противоточные, смешанные. Расчет поверхности нагрева. Теплообменники газовых теплообменных аппаратов.
Лабораторные работы
-
2
Практическое занятие №15.
2
Расчет поверхности теплообмена. Определение количества теплоты, передаваемого от нагревателя к потребителю .Определение площади нагрева.
Контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающихся
2
Раздел 3.Основы аэродинамики.
4
Тема 3.1.Назначение и виды вентиляторов..
Содержание учебного материала
2
2
1.Назначение и классификация вентиляторов. Схема, устройство и принцип действия центробежных и осевых вентиляторов. Параметры и характеристики вентиляторов..
Лабораторные работы
-
Практическое занятие №16
2
Подбор вентилятора с электродвигателем по характеристикамвентиляционной сети.
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
2
Тема 3.2.Назначение и типы компрессоров.
Содержание учебного материала.
2
2
1.Назначение и классификация компрессоров. Принцип работы поршневых компрессоров. Работа сжатия и производительность компрессора. Турбокомпрессоры и турбовоздуходувки.
Лабораторные работы
-
Практическое занятие №17
2
Расчет основных характеристик компрессора. Подбор электродвигателя для привода компрессора.
Контрольные работы.
-
Самостоятельная работа обучающихся
2
Всего
99
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Гидравлика и теплотехника».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-стенды;
-приборы для измерения давления;
-приборы для измерения расхода;
-диски телефильмов;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
-видиоплеер;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Брюханов О.Н., Мелик –Аракелян А.Т. ,Коробко В.И. Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики.-М. ИНФРАМ,2005.
2.Брюханов О.Н., Мелик-Аракелян А.Т., Коробко В.И. Основы гидравлики и теплотехники. М.АКАДЕМИЯ 2004.
3.Капейкин В.С., Михайлец С.Н. Гидравлика и теплотехника.ОмГТУ.2007.
4.Ерохин В.Г., Мханько Н.Г. Сборник задач по основам гидравлики и теплотехники. М. Энергия.2000.
4. Контроль и оценка результатов освоения ДисциплиныКонтрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
Определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов
домашняя работа
Определять параметры при гидравлическом расчете трубопроводов, воздуховодов.