Образовательная программа объединения социально-педагогического направления "Эврика"
Образовательная программа объединения социально-педагогического направления "Эврика"
Во внеурочной работе создаются благоприятные условия для использования разнообразных форм занимательной математики. На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность школьников, оживляют изучение материала и помогают его закреплению. Во внеклассной же работе кроме известного оживления занятий и углубления знаний, они способствуют развитию у подростков исследовательского подхода к изучению материала. Немаловажным моментом является то, что занимательность развивает интерес и любовь к математике, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность учащихся, часто вносит элементы здорового отдыха, создает радостное настроение.
Программа рассматривает решение и анализ новых олимпиадных задач, где требуется знание элементов комбинаторики.
Цель программы. Активизировать мыслительную деятельность школьников, способствовать углублению знаний и развитию исследовательского подхода к изучению материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа объединения социально-педагогического направления "Эврика"»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка стр. 3
2. Технология реализации программы стр. 7
3. Учебный план стр. 11
4. Учебно-тематический план по годам обучения стр. 12
5. Описание базовых тем стр. 13
6. Список литературы стр. 17
7. Приложения стр. 18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа, как важнейший социальный институт общества, отражает его состояние и основные тенденции развития. Для инновационного развития России необходимо новое качество общего образования, нужны условия для индивидуализации обучения. Именно во внеурочной работе создаются благоприятные условия для использования разнообразных форм занимательной математики. На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность школьников, оживляют изучение материала и помогают его закреплению. Во внеклассной же работе кроме известного оживления занятий и углубления знаний, они способствуют развитию у подростков исследовательского подхода к изучению материала. Немаловажным моментом является то, что занимательность развивает интерес и любовь к математике, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность учащихся, часто вносит элементы здорового отдыха, создает радостное настроение.
Программа рассматривает решение и анализ новых олимпиадных задач, где требуется знание элементов комбинаторики.
Цель программы. Активизировать мыслительную деятельность школьников, способствовать углублению знаний и развитию исследовательского подхода к изучению материала.
Задачи программы.
Образовательные:
- ознакомить детей с такими понятиями, как «пентаграмма», «золотое сечение», «симметрия»;
- учить детей составлять математические ребусы, разгадывать математические кроссворды;
- определить основные особенности решения задач на переливание, взвешивание, комбинаторику, принцип Дирихле;
- рассмотреть типичные ошибки, допущенные учащимися при решении более сложных олимпиадных задач.
Развивающие:
- развитие логического мышления, исследовательского подхода к изучению материала, отрабатывать навыки решения олимпиадных задач.
Воспитательные:
- формирование у учащихся представления о математике как части общей культуры человека;
- создать положительный настрой у учащихся в поисках выхода из нестандартной ситуации.
Возраст обучающихся в группах 14-16 лет (подростковый и юношеский возраст).
В этом возрасте активно идёт процесс познавательного развития: память, речь, мышление.
Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.
Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами, в этом возрасте повышается способность к регуляции поведения.
Сфера познавательных интересов выходит за пределы школы, обучающиеся стремятся к поиску и приобретению знаний. Стремление к самообразованию – характерная особенность и подросткового, и раннего юношеского возраста.
Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.
В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление.
Мышление подростков и юношей характеризуются стремлением к обобщениям, так же происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти, активно развивается логическая память. В этом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности
2. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности обучающихся.
При приеме в объединение отдается предпочтение не только одаренным детям, потому что при изучении образовательной программы «Эврика», происходит становление интеллектуально развитой личности, способной к самореализации в социуме (от «троечника» к победителю районных турниров). Комплектование группы идёт по принципу создания условий для наибольшего эмоционального комфорта обучающихся. Оснований для отчисления – нет.
Для оценки результативности образовательной программы применяется входной, промежуточный и итоговый контроль. Формы контроля: тестирование, анкетирование, диагностическая игра.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.
По возрасту – для обучающихся основной школы (9 класс, 14-16лет).
По полу – смешанная.
По продолжительности – срок реализации 1 год.
По формам реализации – индивидуальная, групповая, коллективная.
По виду деятельности – социально - педагогическая.
По уровню освоения – углубленная.
По способу реализации – эвристическая.
По направлениям деятельности – ориентационная.
Режим работы:
Для группы 1 года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, 66 часов в год.
При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, социальный заказ.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
Выпускник должен уметь:
Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач
Метапредметные результаты:
регулятивные
обучающиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
обучающиеся получат возможность научиться:
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
познавательные
обучающиеся научатся:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной форме;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
обучающиеся получат возможность научиться:
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их проверки.
коммуникативные
обучающиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнера, аргументировать и отстаивать свое мнение;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
обучающиеся получат возможность научиться:
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В целях реализации программы использую основные формы обучения:
Индивидуальная форма обучения – учебное задание выполняется
каждым обучающимся самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей
Групповая форма обучения – в процессе этой деятельности предполагается сотрудничество нескольких человек, перед которыми ставится конкретная учебно-познавательная задача. Работа в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля.
Коллективная форма обучения – одновременное участие всех обучающихся в общей для всех учебно - воспитательной деятельности.
Для формирования знаний, умений и навыков используются следующие методы и приемы, которые взаимосвязаны между собой и логично дополняют друг друга:
объяснительно - иллюстративные (педагог сообщает готовую информацию разными методами, и использованием демонстраций),
эвристические (усвоение знаний и умений путём рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости),
репродуктивные (формирование знаний на основе заучивания, умений и навыков через систему упражнений),
проблемно-поисковые,
исследовательские,
креативные (творческие).
Основополагающими принципами реализации
программы являются:
Принцип гармонизации личности и среды – ориентация на максимальную самореализацию личности.
Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.
Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.
Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей. В создании адекватной педагогической среды.
Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
Принцип взаимодействия:
взаимодействие между взрослыми и детьми;
взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Наличие наглядных пособий, методических, дидактических материалов, раздаточных материалов (упражнения на развития зрительной памяти, игры со словами).
Наличие технических средств обучения: компьютер, проектор. DVDдиски и т.д.
Создание в группе атмосферы сотрудничества, взаимной поддержки стимулирующей развитие личности.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для оценки результативности образовательной программы применяется входной, промежуточный и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки собеседование с обучающимися.
Цель промежуточного контроля – проверка освоения образовательной программы. Формы оценки: текущие тестовые задания. Устный и письменный опрос, творческие задания. Форма поощрения словесная, знания оцениваются в устной форме по 2 бальной системе: хорошо, отлично.
По результатам контроля проводится индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися.
Цель итогового контроля – определение уровня знаний, умений, навыков, приобретенных по программе, уровня личностных качеств. Формы контроля: итоговые тестовые задания, срезовые работы, опросы, творческие выступления, оформление стендов.
Критерии оценки высокий, средний, низкий уровни.
Высокий уровень - 12-15 баллов.
Средний уровень - 7-11 баллов.
Низкий уровень - 1-6 баллов.
Теоретические знания оцениваются по 5- бальной системе.
1 балл - обучающийся материала не знает, но пытается выстроить ответ.
2 балла - тема не раскрыта, обучающийся плохо ориентируется в материале.
3 балла - содержание темы раскрыто на половину, ответ неуверенный, педагог помогает наводящими вопросами.
4 балла - тема раскрыта хорошо, обучающийся хорошо ориентируется в материале, но его ответ может быть дополнен другим обучающимся или педагогом.
5баллов - обучающийся раскрыл тему исчерпывающим ответом, с примерами. Свободно ориентируется в материале.
Практические умения оцениваются по 10- бальной системе.
1балл - обучающийся пытается справиться с заданием, но ему это не удаётся.
2-3балла - обучающийся пытается выполнить задание, но уровень выполнения очень низок. Задание выполняется с подсказкой педагога.
4-5 баллов - обучающийся выполняет задание на низком уровне, но самостоятельно. Применяет теорию на практике частично.
6-7 баллов - недостаточное применение знаний на практике, но хороший уровень выполнения задания. Ответ продуман.
8-9 баллов - обучающийся выполняет задание творчески, самостоятельно, но теорию применяет недостаточно.
10 баллов – выполнение задания хорошо продуманно. Обучающийся применяет на практике теорию, относится к решению поставленной задачи творчески, импровизирует.
Образец: Протокол аттестации обучающихся
№ п/п
Ф. И. обучающегося
Теория
Практика
Итого
Уровень
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п\п
Занятия
Количество часов
теоретические
занятия
практические
занятия
1.
Краткая экскурсия в историю математики.
Правила техники безопасности.
2
-
2.
Математика и прекрасное: пентаграмма, золотое сечение, симметрия.
-
6
3.
Решение олимпиадных задач.
-
2
4.
Числовые ребусы. Решение задач.
1
3
5.
Переливания. Решение задач.
1
3
6.
Взвешивания. Решение задач.
1
3
7.
Элементы комбинаторики. «Правило суммы». Решение задач.
2
4
8.
Элементы комбинаторики. «Правило произведения». Решение задач.
1
3
9.
Математика в народном творчестве: орнаменты, оригами, аппликация.
1
7
10.
Математические фокусы: головоломки с числами, фокусы с прикосновениями, топологические фокусы.
1
7
11.
Блиц – олимпиада.
1
1
12.
Принцип Дирихле. Решение задач.
-
2
13.
Задачи с числами.
-
2
14.
Задачи - шутки
-
2
15.
Математические кроссворды.
2
2
16.
Решение нестандартных задач.
-
2
17.
Личная олимпиада.
-
2
Итого:
13
51
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 года обучения
№
Содержание базовых тем
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Т
П
Т
П
Т
П
Т
П
Т
П
Т
П
Т
П
Т
П
1.
Краткая экскурсия в историю математики.
1
-правила техники безопасности.
1
2.
Математика и прекрасное:
- пентаграмма
2
- золотое сечение
2
- симметрия
2
3.
Решение олимпиадных задач.
2
4.
Числовые ребусы.
2
-Решение задач.
1
1
5.
Переливания.
2
-Решение задач
1
1
6.
Взвешивания.
2
-Решение задач.
1
1
7.
Элементы комбинаторики.
1
1
-«Правило суммы»
1
1
-Решение задач.
2
- «Правило произведения»
1
1
- Решение задач.
2
8.
Математика в народном творчестве.
1
1
-Орнаменты;
2
-Оригами;
2
-Аппликация;
2
9.
Математические фокусы.
1
1
-Головоломки с числами.
2
-Фокусы с прикосновениями.
2
-Топологические фокусы.
2
10.
Блиц-олимпиада.
1
1
Принцип Дирихле. Решение задач.
2
Задачи с числами.
2
Задачи - шутки
2
Математические кроссворды.
2
2
11.
Решение нестандартных задач.
2
12.
Личная олимпиада.
2
Всего
2 6
8
1 7
8
3 5
8
2 6 8
1 7
8
1 7 8
1 7
8
2 6 8
Прогнозируемый результат
1 года обучения
После прохождения программы математического кружка предполагается достичь следующих результатов:
-знать методы решения сложных олимпиадных задач;
-уметь применять методы решения задач на переливание, взвешивание, комбинаторику;
-знать приемы разгадывания математических кроссвордов и фокусов;
-уметь составлять математические ребусы.
ОПИСАНИЕ БАЗОВЫХ ТЕМ
1). Краткая экскурсия в историю математики.
Основные вопросы:
-- что такое математика;
-- как появились цифры и числа;
-- египетские и римские цифры;
-- зачем нужна геометрия?
Требования к знаниям и умениям:
-- знать историю математики;
2). Математика и прекрасное:
Основные вопросы:
-- пентаграмма;
-- золотое сечение;
-- симметрия;
Требования к знаниям и умениям:
-- знать свойства пентаграммы,золотого сечения, симметрии,
-- уметь их строить.
3). Решение олимпиадных задач.
Основные вопросы:
-- решение и анализ олимпиадных задач.
Требования к знаниям и умениям:
-- знать основные методы решения олимпиадных задач;
-- уметь решать и анализировать сложные олимпиадные задачи.
4). Числовые ребусы. Решение задач.
Основные вопросы:
-- решение числовых ребусов;
-- составление числовых ребусов;
Требования к знаниям и умениям:
-- уметь решать и составлять числовые ребусы.
5). Переливания. Решение задач.
Основные вопросы:
-- решение задач на переливание.
Требования к знаниям и умениям:
-- знать методы решения задач на переливание.
6). Взвешивания. Решение задач.
Основные вопросы:
-- решение задач на взвешивание.
Требования к знаниям и умениям:
-- знать методы решения задач на взвешивание.
7). Элементы комбинаторики. «Правило суммы». Решение задач.
Основные вопросы:
-- решение задач на комбинаторику с применением правила суммы.
Требования к знаниям и умениям:
-- знать методы решения задач на комбинаторику с применением правила суммы.
8). Элементы комбинаторики. «Правило произведения». Решение задач.
Основные вопросы:
-- решение задач на комбинаторику с применением правила произведения.
Требования к знаниям и умениям:
-- знать методы решения задач на комбинаторику с применением правила произведения.
9). Математика в народном творчестве.
Основные вопросы:
-- орнаменты,
-- оригами,
-- аппликация.
Требования к знаниям и умениям:
-- знакомство с орнаментами, оригамими, аппликациями из народного творчества;
И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин. Математика. Задачи на смекалку, 1995г.
М.Ю. Шуба. Занимательные задания в обучении математике. 1995г.
Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях, 2008г.
МЕТОДИКА: «Изучение мотивов посещения детьми объединения «ЭВРИКА» (Е. Васильчикова)
Для тебя предлагается анкета с вопросами, один из вариантов нужно обвести кружком, либо дописать свой ответ. Результаты ответов помогут педагогу совершенствовать работу по организации твоего досуга.
Имя _______________________
Фамилия___________________
Возраст ___________________
Каким образом ты попал в наше объединение?
записался сам по собственной инициативе;
записался сам по приглашению педагога объединения;
по совету учителя школы;
по совету родителей.
Считаешь ли ты, что занятия у нас могут принести тебе пользу?
- большую;
небольшую;
- возможно пригодятся в жизни.
3. Когда ты хотел бы достичь результатов в нашем объединении?
- через одно занятие;
- через несколько занятий;
- через год;
- через 3 года.
4. Чего ты ждешь для себя по окончании курса обучения у нас?
- хороших умений и навыков;
- развития способностей к обучению в школе;
- ничего не ждут;
- всего понемногу.
5. Посещая занятия:
ты хочешь узнать __________________________________;
- ты хочешь научиться _______________________________;
- ты хочешь суметь __________________________________;