kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Эврика» (научно-техническая направленность)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объединение «Эврика» способствует развитию и поддержке интереса обучающихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия объединения являются источником мотивации учебной деятельности обучающихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие  способности.  Отличительной особенностью данной образовательной программы является направленность  на формирование учебно-исследовательских навыков, различных способов деятельности  учащихся для участия в интерактивных играх.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Эврика» (научно-техническая направленность)»

Отдел образования Администрации Чертковского района

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Алексеево-Лозовский дом детского творчества

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ ДОД

Алексеево-Лозовский ДДТ

___________ /Г.С.Дьяченко /

 


Приказ № 37 от 29.08.2014 г.



Образовательная программа

дополнительного образования детей


объединения «Эврика»

(научно-техническая направленность)

Возраст обучающихся 15-17лет

Срок реализации 1 год



Педагог дополнительного образования

Бондарева Светлана Александровна





Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании педагогического совета

протокол № ____ от «____ » _______ 2014 г.

 

 

 

 



2014 год





Содержание:

1.Пояснительная записка 3

2.Базовый учебно-тематический план занятий 4

3.Содержание программы: 4

4. Календарно-тематический план занятий на 2014-2015 учебный год 8

5.Методическое обеспечение 10

6.Условия реализации образовательной программы 12

7.Список литературы 12

8. Приложения. 13





































1.Пояснительная записка


Программа детского объединения «Эврика» составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утверждённое Постановлением Правительства РФ №504 от 26.06.2012 г.; с Постановлением Главного санитарного врача РФ №27 от 3.04.2003г. «О введении в действии санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251 – 03»; Приложением к приказу Минобразования Ростовской обл. №661 от 18.07.2012г. «Примерные региональные требования к регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей в Ростовской области»; Уставом МБОУ ДОД Алексеево – Лозовский ДДТ.


Объединение «Эврика» способствует развитию и поддержке интереса обучающихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия объединения являются источником мотивации учебной деятельности обучающихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие  способности. Отличительной особенностью данной образовательной программы является направленность  на формирование учебно-исследовательских навыков, различных способов деятельности  учащихся для участия в интерактивных играх. 


Цели и задачи объединения «Эврика»:

Цели: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Задачи:

  1. Образовательные: способствовать самореализации обучающихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить обучающихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

  2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

  3. Развивающие: развитие умений и навыков обучающихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у обучающихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.


Ожидаемый результат: Ожидается, что к концу обучения воспитанники объединения «Эврика» усвоят учебную программу в полном объёме. Воспитанники приобретут :

  • Навыки к выполнению работ исследовательского характера;

  • Навыки решения разных типов задач;

  • Навыки постановки эксперимента;

  • Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет;

  • Профессиональное самоопределение.

Способы оценивания уровня достижений учащихся.

  • Тестовые задания

  • Интерактивные игры и конкурсы

  • Зачетные занятия

Формы подведения итогов.

  • Выставка работ воспитанников

В процессе обучения решаются проблемы дополнительного образования детей:

  • увеличение занятости детей в свободное время;

  • организация полноценного досуга;

  • развитие личности в школьном возрасте;


2.Базовый учебно-тематический план занятий


Тема

Количество часов

ТЗ

ПЗ

Всего

1

Введение.

2

2

4

2

Физика на службе сельскому хозяйству.

16

28

44

3

Физические законы в человеческом организме.

16

32

48

4

Красивые и необычные явления природы.

12

8

20

5

Моделирование физических процессов в Ms Excel.

2

8

10

6

Занимательная физика.

0

16

16

7

Подведение итогов работы за год.

1

1

2


ИТОГО:

49

95

144




3.Содержание программы:

1. Введение. 4 часа.

Введение в предмет. Личностные качества учащегося - исследователя. Диагностика детей, выявление склонности к исследовательской деятельности. Выявление интересов, мотивы деятельности и творчества ребенка, индивидуальный  выбор темы для дальнейшего исследования или проекта. Интернет; правила работы с ним.

Экскурсия в библиотеку.

Практическая работа: тестирование.

2. Физика на службе сельскому хозяйству. 44 часа

Принципы действия сельскохозяйственных машин, их мощность и энерговооруженность. Физические методы учёта и регулирования температуры и влажности, их значение в сельском хозяйстве. Физические основы осушения, увлажнения, орошения и других мелиоративных мероприятий. Сведения о механизации и автоматизации  сельскохозяйственного производства на основе применения законов физики. Об использовании электрической энергии в животноводстве, в тепличных хозяйствах. Перспективы развития электрификации сельского хозяйства. Использование достижений атомной физики в растениеводстве и животноводстве.

Практическая работа:

Создание проектов в Microsoft Office PowerPoint 2007 по рассмотренным проблемам. Работа над созданием видеофильма к юбилею СПК «МИР».

Форма отчёта: защита проектов, выступление перед учащимися старшей школы, демонстрация фильма на праздничном концерте к Дню колхозника.

Экскурсии на МТФ№2, в гараж СПК «Мир».

3. Физические законы в человеческом организме. 48 часов

Внутренняя энергия топлива, пищи и их значение для жизнедеятельности человека. Температура человеческого тела и её связь с физическим состоянием человека. Измерение и вычисление количества теплоты при различных процессах, происходящих в жизни человека. Значение воды в жизни человека. Водоворот воды в природе и погода и состояние человека. Влажность воздуха и физическое состояние человека.

Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека. Биоакустика рыб и как животные определяют направление звука. Слуховой аппарат человека. Методы выстукивания - перкуссия и выслушивания - аускультация.

Регистрация звуков сердца и лёгких. Эхо в мире живой природы. Ультразвук и его роль в биологии и медицине.

Сообщающиеся сосуды в природе. Давление в сосудах человека. Кровяное давление: систолическое, диастолическое и способы его определения. Факторы, влияющие на кровяное давление. Атмосферное давление и погода. Роль погоды на самочувствие человека.

Законы распространения света. Зеркала. Линзы. Оптические приборы в жизни человека (лупа, микроскоп, телескоп и др.)

Особенности зрения у других живых организмов. Дефекты зрения (близорукость, дальнозоркость, дальтонизм, цветоаномализм) и гигиена зрения.

Перегрузки и человек. Роль силы трения в жизни человека. Ходьба.

Жизнь человека в электрическом поле Земли. Электрические явления в природе и человек. Электрический ток и его значение в жизни человека. Объяснение магнетизма с т.з. теории Друдэ-Лоренца. Магнитные бури и состояние человека.

Электрические свойства тканей человека. Поражение деревьев молнией

Применение постоянного тока с лечебной целью. Применение высокочастотных колебаний с лечебной целью. Микроволновая терапия. Радиотелеметрия.

Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. Биологическое действие ионизирующих излучений.

Практические работы:

Определение:

  • температуры тела;

  • температуры частей тела: рук, живота, подошвы ног;

  • расхода энергии организма при изменении температуры на 1 град. С;

  • количества теплоты, необходимое для нагревания крови на 2 град.C;

  • энергии, полученной при завтраке;

  • длины волны голоса;

  • площади опоры и давления человека при ходьбе и стоя.

  • фокусного расстояние своего глаза;

  • веса человеческого тела.

  • электрическое сопротивление эпидермиса;

  • дозы ультрафиолетового излучения при загаре за 20 минут.

  • поглощённой дозы радиоактивного облучения за год.

Форма отчётности: оформление информационных буклетов.

4. Красивые и необычные природные явления. 20 часов

Оптические явления: северное сияние, радуга, световой столб, гало, миражи.

Физика поверхностей. Капиллярные явления.

Физика мыльного пузыря.

Практические работы:

Жидкие плёнки.

Бездонный бокал.

Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина.

Выдувание мыльных пузырей необычной формы.

Форма отчетности: размещение фотоотчёта по проделанным опытам на сайте руководителя объединения http://svbondareva.ucoz.ru/

5. Моделирование физических процессов в Ms Excel. 10 часов

Принципы работы в Ms Excel, использование формул, построение графиков и диаграмм.

Практические работы:

1. Исследование зависимости сопротивления проводника от его длины.

2.  Исследовать зависимость сопротивления проводника R от площади поперечного сечения S

3. Исследовать зависимость сопротивления металлического проводника R от температуры Т

 4.   Исследовать зависимость силы тока I от сопротивления проводника R при заданном электрическом напряжении U.

 5.   Исследовать зависимость скорости υ перемещения S равноускоренного движения от времени t.

 6.  Исследовать зависимость силы Лоренца F, действующей на заряд q, массой m, влетающего в перпендикулярное магнитное поле индукции В, от скорости движения заряда υ.

   7.   Исследовать зависимость радиуса окружности R движения тела, совершающего поворот на горизонтальной плоскости, под действием силы трения (известно коэффициент трения μ), от скорости движения тела υ.

 8. За счет силы трения тело удерживается на горизонтальной, вращающейся с угловой скоростью ω, платформе. 

Исследовать зависимость радиуса окружности R, по которой движется тело, от угловой скорости.

 9. Исследовать зависимость давления идеального газа Р от объема V, при изотермическом процессе, для водорода (известно молярная масса М) массой m=10 кг при температуре Т=300К, если объем V изменяется от 0,2 м3 до 2 м3 с шагом 0,2 м3 .

Форма отчётности: Файл Ms Excel с выполненными заданиями.

6. Занимательная физика. 16 часов

Технология проведения занимательных опытов.

Практические занятия:

Не замочив рук.

Подъем тарелки с мылом.

Волшебная вода.

Тяжелая газета.

Колебания и звук.

Несгораемая бумага.

Несгораемый платок.

Несгораемая нитка.

Вода кипит в бумажной кастрюле.

Картофельные весы.

Загадочная картофелина.

Давление воздуха.

Опыты с жидкостью.

Нервущаяся бумага.

Как быстро погаснет свеча.

Инерция.

Центр тяжести.

Трение.

Свет.

Электромагнетизм.

Рисует магнит.

Магнит из гвоздя.

Пузырьки – спасатели.

Маятник.

Стальной барьер.

Форма отчёта: выступление на открытом мероприятии.


4. Календарно-тематический план занятий на 2014-2015 учебный год

Название темы

Количество часов

Дата

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего


1

Введение.

2

2

4


1.1

Вводное занятие. ТБ. Цели и задачи объединения. Личностные качества обучающегося-исследователя.

1


1

15.09

1.2

Выявление склонностей к исследовательской работе. Диагностика детей.


1

1

15.09

1.3

Выявление интересов, мотивы деятельности и творчества обучающегося.


1

1

18.09

1.4

Интернет и правила работы с ним.

1


1

18.09

2

Физика на службе сельскому хозяйству.

16

28

44


2.1

Принципы действия сельскохозяйственных машин, их мощность и энерговооруженность. Экскурсия в гараж СПК «Мир»

2

2

4

23.09

26.09

2.2

Физические методы учёта и регулирования температуры и влажности, их значение в сельском хозяйстве.

2

2

4

29.09

02.10

2.3

Физические основы осушения, увлажнения, орошения и других мелиоративных мероприятий.

2

2

4

06.10

09.10

2.4

Сведения о механизации и автоматизации  сельскохозяйственного производства на основе применения законов физики.

2

2

4

13.10

16.10

2.5

Об использовании электрической энергии в животноводстве, в тепличных хозяйствах. Экскурсия на МТФ №2 СПК «Мир»

2

4

6

20.10

23.10

27.10

2.6

Перспективы развития электрификации сельского хозяйства.

2

2

4

30.10

06.11

2.7

Использование достижений атомной физики в растениеводстве и животноводстве.

2


2

10.11

2.8

Создание проектов в Microsoft Office PowerPoint 2007 по рассмотренным проблемам.


8

8

13.11

17.11

20.11

24.11

2.9

Работа над созданием видеофильма к юбилею СПК «МИР».

2

6

8

27.11

01.12

04.12

08.12

3

Физические законы в человеческом организме.

16

32

48


3.1

Тепловые явления и человек.

2

4

6

11.12

15.12

18.12

3.2

Человек и механические колебания.

2

4

6

22.12

25.12

29.12

3.3

Сообщающиеся сосуды в природе. Давление в сосудах человека.

2

4

6




3.4

Силы в жизни человека.

2

4

6




3.5

Оптика в жизни человека.

2

4

6




3.6

Электрические свойства тканей организма.

2

4

6




3.7

Человек и электромагнитные явления.

2

4

6




3.8

Атомная энергия в жизни человека.

2

4

6




4

Красивые и необычные природные явления.

12

8

20


4.1

Радуга, миражи, гало.

2


2


4.2

Пояс Венеры, жемчужные облака, северные сияния.

2


2


4.3

Оптические иллюзии.

2


2


4.4

Физика поверхностей.

2

2

4



4.5

Капиллярные явления.

2

2

4



4.6

Мыльные пузыри.

2

4

6




5

Моделирование физических процессов в Ms Excel

2

8

10


5.1

Приемы работы в Ms Excel

2


2


5.2

Получение проектной задачи, её решение и получение итоговых формул, концепция и вид таблицы


2

2


5.3

Заполнение и форматирование электронной таблицы


2

2


5.4

Построение и форматирование диаграмм


2

2


5.5

Защита проекта


2

2


6

Занимательная физика.


16

16


6.1

Механические явления.


2

2


6.2

Тепловые явления.


2

2


6.3

Кристаллы.


2

2


6.4

Давление.


2

2


6.5

Электрические явления.


4

4


6.6

Магнитные явления.


4

4


7

Подведение итогов работы за год.

1

1

2




5.Методическое обеспечение

Разнообразие и оптимальное сочетание форм занятий поддерживает интерес обучающихся к данному направлению воспитательной работы.

Существует множество подходов к классификации форм. В целом все формы и методы работы по экологическому воспитанию можно разделить на группы:

по направленности: на вербальные (воздействующие на сознание и чувства) и невербальные (формирующие у обучающихся опыт личного участия в работе по оказанию помощи природе);

по использованию в практике работы школы: традиционные и инновационные;

по характеру деятельности обучающихся: познавательные, исследовательские, практические, игровые, развлекательные, творческие;

по целевой установке: организационные, благотворительные, теоретические, практические, исследовательские, заключительные и т.п.

Устные журналы обладают широкими возможностями для рассмотрения различных аспектов проблемы охраны природы в мире, в своей стране, в области.

Беседа широко используется в формировании экологического сознания обучающихся. Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к обучающимся, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.

Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов конкурса можно приурочить к экологическому празднику.

Игры способствуют расширению знаний о природе, формирует нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту обучающихся.

Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями обучающихся, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом обучающихся и требованиями к нему со стороны воспитателей.

К числу сравнительно новых в экологическом воспитании можно отнести дискуссию. Целью дискуссии является поиск решения актуальных экологических проблем. Дискуссии формируют научные экологические знания, вырабатывают умения аргументировать свои высказывания, используя научные факты, опираться на мнение известных специалистов, формируют у обучающихся гражданские позиции и установки. Сценарий дискуссии составляется заранее, продолжительность не должна превышать 1,5 часов. Тема дискуссии формулируется в виде проблемы. Целесообразно использовать новые формы работы по экологическому воспитанию – экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные, художественные, творческие, наполнив их экологическим содержанием.

Техническое оснащение занятий: аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы, диапозитивы, диафильмы, слайды.

Все аудиовизуальные средства обучения направлены на повышение эффективности экологического воспитания.

Ожидаемый результат и способы определения его результативности. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием обучающегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:

• мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);

• информационный критерий (степень сформированности знаний о природе);

• инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков проектной деятельности);

• деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.д.)

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

Основные виды диагностики результата:

∙ входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей обучающихся (беседа, тесты);

∙ текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

∙ промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита проектов;

∙ итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы.

Организация контроля знаний происходит на основе само рефлексии обучающегося. Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.


6.Условия реализации образовательной программы


Для успешной реализации образовательной программы необходимы следующие условия:

Организационно-педагогические:

1.Кабинет №6, площадью 50кв.м, принадлежащий МБОУ Сохрановская СОШ по адресу Ул. Школьная 7а, соответствующий санитарным нормам (Сан ПиН 2.4.4.1251 – 03 ) с индивидуальными рабочими местами воспитанников.

2.Формирование группы и расписания занятий в соответствии с программой.

3.Пространственно – предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.)

Кадровые:

Педагог дополнительного образования – Бондарева Светлана Александровна, образование высшее, высшая квалификационная категория, педагогический стаж – 8 лет.

Материально-технические:

1. Компьютер.

2. Принтер.

3. Проектор.

4. Задания для самостоятельной, практической, творческой работы.

5. Инструктаж по технике безопасности.



7.Список литературы


  1. Журнал «Физика в школе»

  2. Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»

  3. К.Н.Павленко «Тестовые задания по физике» (7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс), М, «Школьная пресса», 2004

  4. Г.Н.Никифоров «Готовимся к ЕГЭ по физике. Экспериментальные задания», М, «Школьная пресса», 2004

  5. Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994

  6. Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999

  7. И.С.Шутов «Физика. Решение практических задач», Минск, Современное слово, 1997

  8. И.Я Ланина «Развитие интереса к физике», М, Просвещение, 1999

  9. М.Алексеева «Физика юным», М. Просвещение, 1980 и другие.


Список литературы для обучающихся


1. Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике / В.И. Елькин. – М.: Школа-Пресс, 2000. 80с.

2. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. – М. : Просвещение, 1990, 234с.

3. Косицкий Г.И., Дьяконова И.Н. Резервы нашего организма / Г.И. Косицкий, И.Н. Дьяконова. – М. : Просвещение, 2002, 286с.

4. Энциклопедия для детей:

-Физика. Т.16. – М. : Аванта, 2003.

-Человек. Т. 18. – М. : Аванта, 2003.

-Экология. Т. 19. – М. : Аванта, 2004.

Интернет-ресурсы:

Журнал «Квант» - www.kvant.info. 

Журнал «Знание – сила» - www.znanie-sila.ru.

Журнал «Наука и жизнь» -http://nauka.relis.ru/ 

Газета «Физика» - http://fiz.1september.ru/ 

Общие сайты по физике.

«Активная физика» - http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/ - программное обеспечение для поддержки изучения школьного курса физики. Сведения о разработках и их предназначении: формирование основных понятий, умений и навыков решения простейших задач по физике и активного использования их в различных ситуациях. Представлено более 6000 вариантов заданий-ситуаций, которые можно использовать на уроке в виде небольших компьютерных фрагментов.

“Физика для всех” - http://physica-vsem.narod.ru/. Для учащихся: описания самодельных приборов, интересные рассказы о физиках и физике, рисунки учеников и их размышления, а также юмор. Для учителей: концепция преподавания физики в классах гуманитарной ориентации, описания простых и наглядных экспериментов, идеи для проведения уроков и проектов.

«Физика: электронная коллекция опытов» - http://www.school.edu.ru/ projects/physicexp. Коллекция опытов по школьному курсу физики: видеоматериал, описание, комментарии, статьи.

«Коллекция образовательных ресурсов для школы» - http://school-collection.edu.ru/. На сайте содержится множество материалов для проведения уроков, также  анимации и иллюстрации.

Сайт заслуженного учителя Елькина -http://elkin52.narod.ru/poxod.htm На сайте содержится много информации для внеклассной работы, элективных курсов.

"Классная физика" - http://class-fizika.narod.ru/ . Астрономия и космонавтика. Физика погодных явлений. Камера - обскура – знакомая и незнакомая. Достижения науки и техники.


8. Приложения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Бондарева Светлана Александровна

Дата: 11.05.2015

Номер свидетельства: 209918


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства