kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО «ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для уроков театрального искусства для детей начальных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО «ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»»

муниципальное БЮДЖЕТНОЕ учреждение

дополнительного образования

Дом Детского Творчества

П. КЫСЫЛ-Сыр

миниципального района «Вилюйский улус (район)» РС (Я)



Утверждено:

Директор МБУ ДО ДДТ

______А.Н. Прокопьева

Приказ №___ «__» ____________2015г.







Модифицированная

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО «ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»

(программа рассчитана на три года, возраст учащихся 7-18 лет)












Автор:

педагог дополнительного образования

Микулянич Наталия Васильевна








Кысыл-Сыр

2015год.


СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………7стр.

    1. Направленность программы…………………………………………………7стр.

    2. Новизна программы…………………………………………………………7стр.

    3. Актуальность программы…………………………………………………...8стр.

    4. Педагогическая целесообразность программы…………………………….8стр.

    5. Педагогические принципы……………………………………………….…8стр.

    6. Цель программы………………………………………………………….….9стр.

    7. Задачи программы……………………………………………………………9стр.

    8. Отличительные особенности программы………………………………….9стр.

    9. Характеристика программы…………………………………………...…..10стр.

    10. Формы работы…………………………………………………………….10стр.

    11. Ожидаемые результаты и способы их проверки………………………..11стр.

    12. Основные направления УУД…………… ………………………………13стр.

    13. Современная информационно-образовательная среда…………...……13стр.

    14. Создание учебных ситуаций ……………………………………………14стр.

    15. Методика выявления, диагностика х результатов и оценки…………..15стр.

Содержательный раздел

  1. Учебно-тематические планы……………………………………………………16стр.

2.1 Учебно- тематический план на первый год обучения…………………….16стр.

2.2 Содержание программы на первый год обучения…………………...……17стр.

2.3 Учебно- тематический план на второй год обучения…………………….18стр.

2.4 Содержание программы на второй год обучения…………………………20стр.

2.5 Учебно- тематический план на третий год обучения……………………..21стр.

2.6 Содержание программы на третий год обучения………………………...23стр.

Организационный раздел

3.1 Методическое обеспечение программы………………………………………….23стр.

3.2. Работа с родителями………………………………………………………………24стр.

3.3 Модель выпускника……………………………………………………………….25стр.

3.4 Использованная литература………………………………………………………27стр.

3.5 Приложения………………………………………………………………………..28стр.


















Паспорт программы

Полное наименование программы

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования «Театральное искусство»

Основания для разработки программы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ

  2. Приказ Минобрнауки России «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» от 29.08.2013г. №1008

  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 4.07.2014г. №41

  4. Письмо Минобрнауки России «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. №06-1844ФГОС

Направленность программы

Художественно-эстетическое

Тип образовательной программы

Модифицированная

Срок реализации

3 года

Возраст обучающихся

6-18 лет

Цель программы

формирование интереса учащихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению и эстетическое воспитание участников

Задачи программы

Обучающие:

  • Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

  • Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».

  • Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра

Развивающие:

  • Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

  • Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;

  • Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей

  • Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

  • Развивать чувство ритма и координацию движения;

  • Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорки стихов;

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

  • Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены;  

  • Воспитывать культуру поведения в театре;

Регулятивные УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании

Коммуникативные УУД:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Структура программы и оглавление

  • Пояснительная записка

  • Учебно-тематический план и содержание изучаемого курса

  • Первый год обучения

  • Второй год обучения

  • Третий год обучения

  • Методическое обеспечение

  • Работа с родителями

  • Модель выпускника

  • Список литературы

  • Приложения

Ожидаемые результаты

Обучающие:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.



Коммуникативные:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;



Познавательные:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.



Регулятивный:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».


















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность образовательной программы.
     Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.В.Теплов). 
Совершенствование «аппарата переживания» (К. Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует   духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально- творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

Данная модифицированная образовательная программа по дополнительному образованию детей разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, приказа Минобрнауки России «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» от 29.08.2013г. №1008, санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 4.07.2014г. №41, письма Минобрнауки России «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. №06-1844ФГОС.

Новизна

В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного) изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательному процессу по причине ограниченности, схоластики и неэффективности:

•    смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности;
•    изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования;
•    усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение;
•    изменены подходы к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом возрастных особенностей)


Актуальность

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.


Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Педагогическая целесообразность программы

Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики.  Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.


В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:

- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности;
-принцип креативности.

Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:

-  дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания; -  демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров.

Цель программы:

Развитие творчески   активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

- обучить воспитанников основам театральной деятельности;
- сформировать навыки актёрского мастерства;
- развивать творческие артистические способности детей;
- развить коммуникативные и организаторские способности воспитанника;
- сформировать художественно- эстетический вкус;
- воспитывать социальную активность личности воспитанника.

- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

- развитие речевой культуры;

- развитие эстетического вкуса.

- воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.


Отличительные особенности образовательной программы

1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета; интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер-класс профессиональных артистов. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.

 2. Настоящая программа, являясь альтернативой типовой, составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования. 

3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в специализированных (театральных) учебных заведениях.

4. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).

Характеристика программы
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.  Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления.

Дисциплины программы:

-    театральная игра;
-    актерское мастерство;
-    сценическая речь;
-    сценическое движение;
Основной дисциплиной программы на первом году обучения является театральная игра, со второго года обучения - актёрское мастерство.

Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мизансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли,

праздники.

Постановка сценок к конкретным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Обучение учащихся проводится по утвержденному календарно-тематическому плану. (Приложение №1)

В зависимости от способностей и достижений детей планируется индивидуальная работа. (Приложение № 2)


Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате реализации программы каждый воспитанник должен:

-Знать:

- историю театра и театрального искусства;
- теоретические основы актёрского мастерства;
- этапы работы над спектаклем;
- законы сценического действия;
- теоретические основы сценической речи;
- принципы построения литературной композиции;
-Уметь:

- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
- представлять движения в воображении и мыслить образами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- создавать точные и убедительные образы;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
-Владеть:

- элементами внутренней и внешней техники актёра;
- словесным действием в спектакле;
- сценической пластикой;
- речевым общением;  

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

· осознание значимости занятий для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

· обращаться за помощью;

· формулировать свои затруднения;

· предлагать помощь и сотрудничество;

· слушать собеседника;

· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· осуществлять взаимный контроль;

· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учащиеся научатся:

· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

· выразительному чтению;

· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

· сочинять этюды по сказкам;

· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества

Основные направления развития УУД включают в себя:

•         современную информационно -  образовательную среду, способствующую формированию ИКТ - компетентностей;

•         создание учебных ситуаций предметного и надпредметного характера;

•         использование учебно – познавательных и учебно – практических задач, индивидуальных или групповых учебных заданий в урочной и внеурочной деятельности;

•         развитие навыков смыслового чтения и приёмов работы с текстом;

•         занятия в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков);

•         учебно-исследовательская и проектная деятельность;

•         образовательные технологии «Школы 2100»: проблемно – диалогическая технология, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных результатов.

 Современная   информационно -  образовательная   среда. 

Развитие УУД в основной школе целесообразно в рамках использования таких возможностей современной информационной образовательной среды, как:

• средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников, организующего оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности в ОУ;

• инструмента познания за счёт формирования навыков исследовательской деятельности на основе организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности;

• средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;

• средства развития личности за счёт формирования навыков культуры общения;

• эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.

 Создание учебных ситуаций предметного и надпредметного характера. 

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как: 

• ситуация-проблема— прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая вклю-чается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;

• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению). 

Использование учебно-познавательных и учебно-практических задач, индивидуальных или групповых учебных заданий в урочной и внеурочной деятельности. 

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы учебно – познавательных и учебно – практических задач. 

Личностные универсальные учебные действия: 

  • на личностное самоопределение;

  • на развитие Я-концепции;

  •  на смыслообразование;

  • на мотивацию;

  •  на нравственно-этическое оценивание. 

Коммуникативные универсальные учебные действия: 

  •  на учёт позиции партнёра;

  •  на организацию и осуществление сотрудничества;

  •  на передачу информации и отображение предметного содержания;

  •  тренинги коммуникативных навыков;

  •  ролевые игры;

  • групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия: 

  •  задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

  •  задачи и проекты на сравнение, оценивание;

  • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

  • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

  • задачи на смысловое чтение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  •  на планирование;

  • на рефлексию;

  • на ориентировку в ситуации;

  • на прогнозирование;

  •  на целеполагание;

  • на оценивание;

  •  на принятие решения;

  • на самоконтроль;

  •  на коррекцию. 


Методика выявления, диагностика образовательных результатов и оценки.

Выявление уровня освоения учебного материала, а также степени развитости личностных качеств, происходит путем мониторинга на основании положения об аттестации. Для определения качества усвоения учащимися образовательной программы, выявления области знаний , подлежащих коррекции, проводится плановая диагностика и педагогом два раза в год заполняются диагностические срезы (декабрь, май), по методике, разработанной Кленовой Н.В., кандидатом философских наук, зам. зав. отделом развития кадрового потенциала Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и Буйловой Л.Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики Московского института открытого образования (Приложение №3). Что дает полную картину успеваемости учащихся в течении учебного года, освоение ими учебного материала. На основе диагностических срезов проводится мониторинг за три года (срок реализации программы).







Учебно-тематический план на 1 год обучения

Раздел

всего часов

теория

практика

УУД


Вводное занятие

1

1


Желание приобретать новые знания; соблюдать правила по технике безопасности; принимать учебную задачу;
вести диалог с учителем и товарищами;


Театральная игра

16

4

12

Умение анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

Соблюдать правила игры и дисциплину;

Правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

Выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.


Актерское мастерство

16

4

12

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками и способов взаимодействия


Сценическая речь

13

2

11

Учиться четко повторять за учителем звуки, слова, словосочетания высказывания;

Учиться строить понятные для окружающих высказывания и предложения.


Сценическое движение

14


2


12


Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;



Воспитательная работа

4

3

1



Познавательно-досуговая деятельность

4

1

3



Конкурсы


4

1

3



итого




72ч.

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

  • Что такое театр

  • Чем отличается театр от других видов искусств

  • Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

  • Об элементарных технических средствах сцены

  • Об оформлении сцены

  • О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

   Учащиеся должны уметь:                                                        

  • Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене

  •  Образно мыслить

  • Концентрировать внимание

  • Ощущать себя в сценическом пространстве

  • Общаться с партнером

  • Владеть навыками работы над голосом (правильное дыхание, артикуляция).

  •  Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира.

  • Уметь действовать согласованно, коллективно выполнять задания педагога.

  • Доброжелательно относиться к творчеству сверстников.

Содержание основных тем программы 1 года обучения. (Приложение 4)

  • Театральная игра

  • Дисциплина «Театральная игра» наделена на формирование духовной культуры ребёнка.

  • Раздел I Я и мир.

  • С первых занятий необходимо прививать ученикам необходимость выполнения упражнений на развитие внимания, фантазии, воображения, наблюдательности. Они увлекают детей и нужно их развивать в логическом действии. Задача педагога чтобы во время этих упражнений они всегда доводились до конца, чтобы дети слушали и слышали, смотрели и видели. Упражнения могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

  • Раздел II. Я и мир предметов.

  • Индивидуальные и групповые упражнения на умение определить сущность и ценность творчества, созидания

  • Раздел III. Я и мир литературного творчества.

  • Читка сказок, стихотворений на занятиях педагогом, детьми по ролям. Умение кратко пересказывать сюжет, понимать «намёк». Этюды из сказок, стихотворений. Знать знаменитых актёров сказочников и название их произведений. Начинать формировать художественный вкус. Первое знакомство с драматическим произведениям.

  • Сценическое движение.

  • Цель: формирование у будущих актёров пластической культуры, т. е. внешней актёрской техники умений и навыков.

  • Выразительным средствам актёрского искусства является психофизический процесс, в котором психическое и физическое существуют в неразрывной связи.

  • Раздел «Сценическое движение» направлен на развитие специальных качеств актёра (аппарата воплощения), которые, проявляясь в связи с двигательной деятельностью, расширяют образное мышление в целом обостряют чуткость и восприимчивость ко всем проявлениям сценической среды, позволяют улавливать и откликаться на них точными по смыслу и разнообразными по окраске реакциями.

  • Раздел I. Введение в предмет.

  • Занятия сценическим движением воспитывают психофизические качества – мышечную свободу, внимание, память, ловкость; развивают навыки – пластичность, координацию движения; учат особенностям стилевого поведения, приёмам борьбы.

  • Раздел II. Упражнения в равновесии.

  • Упражнения на координацию движений требуют от учащихся сосредоточенности. Упражнения совершенствуют ощущение тела во времени и пространстве, развивают у учащихся внимание. Тренировку координации начинают с простых упражнений, постепенно их усложняя.



Учебно-тематический план на 2 год обучения

Раздел

всего часов

теория

практика

УУД


Вводное занятие

1

1

-

Желание приобретать новые знания; соблюдать правила по технике безопасности; принимать учебную задачу;
вести диалог с учителем и товарищами;

Познакомить воспитанников со знаниями, связанными со сценой, с историей театра


Театральная игра

18

4

14

Умение понимать характеры героев и отождествлять себя с ними.

Понимать эстетические ценностей и строить эстетические критерии;

нравственно-этического оценивание действий персонажей.



Актерское мастерство

20

5

15

Умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий, строить план с выделением существенной информации


Сценическая речь

16

5

11

Умение понимать контекстную речь -- умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации



Сценическое движение

16

4

12

Умение работать в группе, учитывать мнения партнёров


Творческая мастерская

19

3

16

Умение включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения партнёров; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Воспитательная работа

6

5

1



Познавательно-досуговая деятельность

6

1

5



Конкурсы


6

1

5







108ч.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

  • Как появился русский народный театр, его особенности.

  • Основные театральные термины.

  •  Правила зрительского этикета.

  • 7-10 скороговорок.

  • 2-3 стихотворения отечественных или зарубежных авторов.

  • Что такое этюд.

   Учащиеся должны уметь:                                                        

  • Выполнять упражнения речевого тренинга.

  • Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы из внешнего мира.

  • Выполнять упражнения по памяти физических действий по выбору учащихся.

  • Передать пластическую форму живой природы, предмета через пластику собственного тела.

  • Использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память.

  • Сочинять простейший диалог

Содержание основных тем программ 2 года обучения. (Приложение 4)

  • Актёрское мастерство

  • Курс практических основ актёрского мастерства неразрывно связано со всем комплексом специальных, тренировочных и общеэстетических дисциплин. Данный комплекс в целом формирует актёрские способности детей и создаёт предпосылки к тому, чтобы в сценической практике совершенствовались индивидуальные, личностные качества.

  • Раздел I. Введение в актёрское мастерство.

  • Умение смотреть и видеть, слушать и слышать, думать на сцене, умение во время действия проверять себя – нет ли излишнего напряжения.

  • Раздел II. Работа актёра над собой. Тренинг.

  • Развитие навыков рабочего самочувствия, творческих восприятий, артистической смелости, элементов характерности.

  • Раздел III. Работа актёра над образом. Логика действий.

  • Исполнительское искусство актёра – стержень театрального искусства.

  • Основное направление актёрского искусства.

  • Система К. С. Станиславского как система научно обоснованных законов органической природы актёрского творчества.

  • Внутренняя и внешняя техника актёра.

  • Сценическая речь.

  • Предмет «Сценическая речь» содержит в себе круг вопросов, связанных с проблемой слова в искусстве актёра.

  • Раздел I. Орфоэпия.

  • Правильное литературное произношение.

  • Раздел II. Дыхание.

  • Воспитание навыков правильного дыхания и воспитание, и развитие детского речевого голоса. Гимнастика носового дыхания.

  • Раздел III. Звуки.

  • Артикуляционная гимнастика. Выбор упражнений предполагает движение от простого к сложному: просто повторению букв, чередование звонких и глухих, сочетание с гласными и т. д

  • Сценическое движение.

  • Раздел I. Акробатические упражнения.

  • Совершенствование тела во времени и пространстве.

  • Раздел II. Тренинги.

  • Основная цель – умение обучающегося сосредоточиться на самом себе, добиться пластически выразительных действий, раскрывать свой внутренний мир.

  • Развитие пластичности.

  • Творческая мастерская

  • Раздел I. Этюд.

  • Понятие этюд. Этюды на предлагаемые обстоятельства. Пластические этюды. Массовые этюды.

  • Раздел I1.Репетиционно постановочная работа.

  • Сценическое произведение с одним персонажем.



Учебно-тематический план на 3 год обучения

Раздел

всего часов

теория

практика

УУД


Вводное занятие

1

1

-

Желание приобретать новые знания; соблюдать правила по технике безопасности; принимать учебную задачу;
вести диалог с учителем и товарищами;


Актерское мастерство

26

4

22

Умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий, строить план с выделением существенной информации


Сценическая речь

14

3

11

Умение понимать контекстную речь -- умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации


Сценическое движение

21

4

17

Умение работать в группе, учитывать мнения партнёров


Творческая мастерская

28

4

24

Умение включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения партнёров; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Воспитательная работа

6

5

1



Познавательно-досуговая деятельность

6

1

5



Конкурсы


6

1

5







108ч.



К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

  • Виды театрального искусства.

  • Театральную терминологию: «предлагаемые обстоятельства», «этюд», «действие», «событие», «сюжет».

  • Законы логического построения этюда.

  • Наизусть 10-15 скороговорок.

  • Наизусть 2-3 стихотворения.

Учащиеся должны уметь:

  • Самостоятельно работать над голосовым аппаратом.

  • Владеть пластическим тренингом.

  • Действовать в «предлагаемых обстоятельствах».

  • Различать компоненты актерской выразительности.

  • Выстраивать событийный ряд в этюде.

  • Применять полученные навыки в работе над образом.

  • Свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале.

Содержание основных тем программы 3 года обучения. (Приложение 4)

  • Актёрское мастерство.

  • Раздел I. Работа актёра над образом. Логика действия.

  • Читка басен. Выбор басен для инсценировки. Постановочные репетиции.

  • Раздел II. Я в предлагаемых обстоятельствах.

  • Этюдные импровизации (я в лесу, на острове, под водой, в незнакомом городе и т. д.)

  • Раздел III. Работа над ролью.

  • Накопление запасов творческой пищи для последующей работы актёрской фантазии.

  • Сценическая речь.

  • Раздел I. Техника речи.

  • Упражнения для тренировки дыхания и дикции.

  • Сценическое движение.

  • Раздел I. Трюковая пластика.

  • Упражнения на тренировку ритмичности, ловкости, координации движения.

  • Творческая мастерская

  • Раздел I. Композиция

  • Работа над образом, над ролью. Сценическое общение.

  • Раздел I1. Репетиционно-постановочная работа

  • Мизансцена. Этюдные пробы. Репетиции в выгородке.



Методическое обеспечение программы

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Методы обучения в театральном объединении осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников; функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в театре-студии позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. Тренинг проводится на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных особенностей. Технические навыки отрабатываются на дидактическом материале модулей входящих в комплексную программу. (Комплекс упражнений и методики по дыханию, вибрации, артикуляции, орфоэпии, вокалу даны в методическом сопровождении к разделу)

Формы контроля.

Опрос на занятии, проверка выученных ролей, танцевальных движений, музыкальных партий, подведение итогов, текущая (конец четверти) и итоговая (конец учебного года) аттестации. Участие в школьных концертах, конкурсах.  
Педагогические методы и приёмы.
Объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, иллюстрирование, показ наглядных пособий.
Словесный: беседа, обсуждение, консультации, комментарии педагога, выступления учащихся.
Частично-поисковый: поиск информации.
Практический: выполнение заданий, актерское мастерство (индивидуально и в группах).
Критический анализ. Самооценка.



Работа с родителями:

В школьном возрасте чрезвычайно важно непрерывное накопление ребёнком культурного общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, физических, художественно-эстетических и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Воспитательное взаимодействие старшего поколения семьи с детьми школьного возраста становится эффективным в воспитании ребёнка при следующих педагогических условиях:

- формирования ценностных ориентиров в процессе расширения педагогической компетентности членов многопоколенной семьи;

- определение и согласование с родителями и старшим поколением семьи функций, направленных на воспитание ребёнка;

- обогащение эмоционального опыта детей в общении с представителями старшего поколения семьи.

При создании вышеперечисленных педагогических условий эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса требует многообразия и вариативности содержания и форм работы, используемых в ДО и семье.

Модель взаимодействия старшего поколения семьи включает три компонента:

- когнитивный компонент представляет собой систему понятий, правил, норм, оценок, ценностных ориентиров, образующих представления о гармоничных межпоколенных отношениях в семье и этически скоординированном воздействии на ребёнка;

- эмоционально-мотивационный компонент представляет собой систему мотивов и чувств, определяющих позитивное отношение старшего поколения к ребёнку, его потребностям и интересам;

- деятельностный компонент представляет собой совокупность способов, методов и приёмов организации жизни и воспитания ребёнка.

Важно изменить родительскую воспитательную позицию таким образом, чтобы родители понимали ценность воспитания в детях качеств, способствующих гармонизации отношений со старшим поколением семьи; пробуждать интерес детей к знаниям и жизненному опыту бабушек и дедушек, формируя доброе и уважительное отношение к старшему поколению; вовлечь бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в ДО. Путём участия их в различных мероприятиях, специально посвящённых формированию уважения к старшему поколению, проводимых на базе образовательного учреждения дополнительного образования.

Работа с родителями является важным условием успешной реализации данной программы. Творческое взаимодействие семьи, школы и учреждений дополнительного образования позволяет педагогу и родителям лучше понять психофизическое состояние ребенка и гармонизировать детско-родительские отношения, что в свою очередь способствует выявлению таланта и развитию креативных способностей. Сотрудничество педагога с родителями включает такие формы работы, как

- родительские собрания, в рамках которых педагог знакомит родителей с целями, задачами и методами реализации программы. А также информирует о дальнейших планах занятий и творческих успехах детей;

- индивидуальные беседы с родителями, необходимые для получения сведений о психофизических и личностных особенностях каждого обучающегося (черты характера, тип ЦНС, утомляемость и т. д.)

- посещение родителями открытых занятий, выставок, участие в проведении праздников и экскурсий, в ходе которых родителям предоставляется возможность наблюдать за творческим процессом детей, а также самим участвовать в нем.

Контакт между педагогом, детьми и родителями обеспечивает оптимизацию решения педагогических задач и проблем, связанных с обучением и воспитанием.

Работа с родителями согласно Воспитательному плану:


Модель выпускника

Компоненты готовности к жизнедеятельности

Личностно-значимые качества воспитанника ДДТ

Мировоззренческий

  • Патриотизм, гражданственность, гуманизм, интернационализм

Нравственный

  • Усвоение норм общечеловеческой морали, культуры общения, ценностей материального и духовного характера.

  • Соблюдение норм коллективной жизни, опирающихся на уважение к закону, к праву окружающих людей.

  • Толерантность, терпимость и открытое отношение друг к другу, к различным социальным группам.

Психофизический

  • Творческий потенциал.

  • Саморегуляция поведения.

  • Мотивация на здоровый образ жизни.

  • Здоровое самоуважение.

  • Коммуникативная компетентность.


Самоопределение в социуме

  • Гражданская зрелость.

  • Социальная ответственность, проявляющаяся в заботе о благополучии своей страны, региона, окружающих людей.

  • Готовность к осуществлению задач собственного профессионально-нравственного развития.

  • Убежденность в необходимости и значимости трудовой деятельности.

  • Способность выстраивать свое поведение в соответствии с общекультурными, гражданскими и социальными поведенческими нормами.

  • Готовность к позитивной деятельности в социуме.

Гражданин, гуманист, человек, обладающий социальными и межкультурными компетенциями

Обладающий нормами общечеловеческой морали, культуры общения, ценностей материального и духовного характера.

Соблюдающий нормы коллективной жизни, опирающихся на уважение к закону, к праву окружающих людей.

Обладающий толерантностью, терпимостью и открытым отношением друг к другу, к различным социальным группам.

Адаптированный и самостоятельный, успешный, обладающий компетенциями саморазвития

Обладающий высокими нравственными качествами, творческой адаптивностью, социальной зрелостью.

Умеющий самосовершенствоваться, ведущий здоровый образ жизни.

Образованный, творческий, обладающий допрофессиональной компетентностью.

Свободно ориентирующийся в потоках информации.

Владеющий широким спектром методов практико-ориентированной деятельности.

Готовый к самостоятельному поиску, к продолжению образования.

Способный самоопределиться.

Трудолюбивый.






ЛИТЕРАТУРА

1 Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2.  Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3.  Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4.  Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5.  Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6.  Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. -  М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9.  Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007. - № 3. - с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12.  Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13.  Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.




















ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

    1. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
      2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». -  М.: ГИТИС, 2004.
      3.  Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
      4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
      5.  Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
      6.  Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
      7.  Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
      8.  Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.
      9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.
      10. Эфрос А.В. Репетиция-Любовь моя. - М.: 2001.




































































































30



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО «ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»

Автор: Микулянич Наталия Васильевна

Дата: 16.06.2016

Номер свидетельства: 334957

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Непоседы"" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-naia-studiia-nieposiedy-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "194796"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427813109"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства