Просмотр содержимого документа
«Модель работы с одаренными детьми «Моя педагогическая стратегия развития одаренности» «Одарённые дети: сияем и светим!»»
Модель работы с одаренными детьми
«Моя педагогическая стратегия развития одаренности»
педагога дополнительного образования МАОУ ДО ЦДТ
Старостиной Александры Александровны
«Одарённые дети: сияем и светим!»
«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда,
где и когда существуют условия,
благоприятные для их развития».
Г.В. Плеханов
Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. В рабочей концепции детской одарённости, разработанной по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» система дополнительного образования рассматривается как система, предназначенная для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей.
Для педагога дополнительного образования особенно важным является указание на возможность существования у ребенка скрытых, невыявленных талантов. Детей с очевидными способностями, явно выделяющихся среди сверстников своими успехами и демонстрирующих стабильно высокие результаты в определенных областях, заметить несложно. Они у всех на виду, с ними все хотят работать, их постоянно привлекают к участию в различных олимпиадах и конкурсах. Однако педагог должен быть мудр и предполагать внутренний потенциал у многих своих подопечных, именно поэтому особого внимания к себе требует каждый ребенок. Не случайно существуют две крайние точки зрения на детскую одаренность:
1) все дети являются одаренными, и при создании благоприятных условий любого здорового ребенка можно развить до уровня одаренности;
2) одаренные дети встречаются крайне редко, это явление уникальное.
В выборе подходов к осуществлению работы с одаренными детьми принципиальная позиция всех педагогов Центра детского творчества состоит в том, что потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям. Данный, наиболее продуктивный для педагогической деятельности подход, отвечающей гуманистическим идеям, рассматривает каждого ребенка как уникальное творение природы и авансирующий всем детям наличие тех или иных способностей. Мы не отбираем одаренных детей, а принимаем всех детей и работаем с ними в контексте деятельностной парадигмы. В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) одаренность понимается как совокупность особенностей личности, позволяющая достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. По этим результатам она и оценивается, подразделяясь на общую (проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности) и специальную (проявляющуюся в конкретных видах деятельности).
По каким же признакам педагог дополнительного образования может идентифицировать одаренного ребенка? Большинство практиков ответит на данный вопрос не задумываясь, ведь таких детей чаще всего можно выявить простым методом педагогического наблюдения. Одаренного ребенка отличают богатство словарного запаса, оригинальность мышления, быстрота и точность выполнения умственных операций, ранняя увлеченность какой-либо сферой деятельности (музыкой, спортом, живописью и т.д.), любознательность и высокая познавательная активность, успешность усвоения учебного материала, способность к творчеству. Наблюдение за деятельностью ребенка и анализ выполняемых им действий позволяют увидеть и понять природу его таланта.
Работая в течение 18 лет в Центре детского творчества, обучая детей и подростков декоративно-прикладному искусству, я заметила, насколько благотворно данная деятельность влияет на развитие творческой и практической одарённости обучающихся. В результате мною была создана модель работы
«Одарённые дети: сияем и светим!» (Приложение 1)
Компоненты модели разделены на 2 блока: блок «Сияем» направлен на выявление детей с признаками одарённости, блок «Светим» на социализацию одарённых детей.
Остановимся подробнее на составляющих модели:
Определение точки роста (формирование интереса к занятиям декоративно-прикладным творчеством)
Центр детского творчества предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый обучающийся может найти себе дело по душе, дает большие возможности для развития детской одаренности. И здесь важно помочь ребёнку сделать первые шаги по ступенькам творчества, суметь найти в его индивидуальности то «самое-самое», ту точку опоры, вершину таланта, которая и будет вести этого человека затем по жизни, раскрывая все больше и больше грани его уникального дарования. Зарождению интереса к определённому виду деятельности способствует комплекс мероприятий включающий: Дни открытых дверей, каникулярные творческие школы, профильные смены в лагере с дневным пребыванием детей и подростков, презентационные мастер-классы. Данный комплекс позволяет детям познакомиться с различными видами декоративно-прикладного творчества, попробовать выполнить простейшие работы в современных техниках рукоделия, выбрать педагога и деятельность. Однако следует помнить, что не любая деятельность развивает способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Чтобы развивалось дарование, надо, чтобы ребёнку нравилось. У одаренных детей есть познавательная потребность. Она характеризуется выраженным чувством удовольствия от работы. Педагогу необходимо вдохновлять ребенка на творчество, уметь вызвать в нем чувство удовольствия от деятельности, без которого нет таланта.
Психолого-педагогическая диагностика одаренности
Как отмечает А.И. Савенков, ребенок, значительно превосходящий сверстников по уровню интеллекта, креативности и уж тем более «высоко мотивированный», виден и без всякого специального тестирования. Одаренность явная или, как говорят чаще, «проявленная» потому так и называется, что видна невооруженным глазом. В течение первого года обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Квиллинг», используя метод психологического наблюдения, я выявляю детей, проявляющих высокую творческую активность. Затем под руководством психолога провожу диагностическую работу с использованием методик:
Характеристика ученика по А.И. Савенкову
Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.)
Методика оценки общей одарённости, разработанная А.И. Савенковым, адресована родителям (может также применяться педагогами).
По результатам этого этапа формируется группа детей для дальнейшей работы.
Деятельность
Одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам. Главным принципом моей работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Одаренность проявляется не только в высоком уровне конечного результата, но и в творческом характере самого процесса деятельности по его достижению. Эта деятельность одаренной личности нестандартна, включает новые способы, непохожие на уже известные.
В дополнительной общеразвивающей программе «Квиллинг» наряду с инвариантной частью предусмотрена вариативная часть, которая позволяет выстраивать индивидуальный маршрут при изучении тем каждым обучающимся, с учетом их особенностей и возможностей.
Приоритетной формой работы является общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микро-коллективов и т.п., что даёт хорошую возможность уделить каждому ребёнку максимум внимания. Функции педагога в работе с одарёнными детьми меняются. Мне наиболее близка позиция – педагог-коуч (англ. coaching — обучение, тренировки) — коуч - педагог не дает советов и жестких рекомендаций, не устанавливает однозначных оценок правильности, а ищет решения совместно с ребёнком.
В своей педагогической практике активно применяю следующие инновационные педагогические технологии, способствующие развитию творческой одаренности:
- технологии развития творчества (направлены на развитие воображения, способности импровизировать);
- метод проектов (позволяет интегрировать знания и умения, полученные при изучении различных модулей на разных этапах обучения и изготавливать своими руками красивые сувениры, что повышает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своего труда, направлен на систематизацию знаний о различных техниках декоративно-прикладного творчества);
- информационно-коммуникационные технологии (представление результатов деятельности, применение электронных презентаций Power Point; использование возможности сети Интернет). Организация работы с одарёнными детьми в дистанционном режиме через общение с помощью электронной почты, подготовка к участию в творческих конкурсах, индивидуальные консультации.
Реализуется программа в психологически комфортной предметно-развивающей среде по принципу систематичного, постепенного и последовательного овладения знаниями, навыками и умениями.
Использую приемы создания творческой атмосферы:
- первоначально даю легкодоступные творческие задания;
- проявляю интерес к действиям ребят;
- признаю и поощряю множественность вариантов;
- раскрываю личностную значимость изучаемого и сделанного;
- поощряю чувство предвосхищения и ожидания.
Родители - союзники
Именно родители заинтересованы в развитии творческих способностей своих детей. Родителям должна предоставляться всесторонняя информация об их детях, их сильных и слабых сторонах и перспективах развития. Важно объяснить родителям значимость декоративно-прикладного творчества для развития практической одарённости. Одарённый ребёнок может получить адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей. Работа клуба «Шерстяные чудеса» предполагает проведение совместных творческих встреч, мастер-классов, выставок. Данная совместная деятельность помогает родителям испытать чувство гордости за успехи своего ребёнка.
Система творческих конкурсов, фестивалей, выставок
Наиболее распространённая форма отбора детей с творческой одарённостью - конкурсы. Такие мероприятия помогают ребёнку раскрыться, проявить себя, показать окружающим и себе свои возможности. Я стремлюсь, чтобы как можно больше детей участвовали в творческих конкурсах различного уровня, выставках детского творчества. Не каждая работа может быть представлена на подобных мероприятиях, поэтому мы с ребятами проводим тщательный коллективный отбор, учитывая следующие, выработанные совместно требования:
требование обязательной грамотности исполнения работы - технологической и художественной;
Таким образом, формируется способность к обязательной рефлексии, анализу результатов работы. У ребенка, проявлявшего способности в избранной им деятельности и не достигшего высоких результатов, может сформироваться комплекс неполноценности, блокирующий проявление истинной одаренности, если результат его труда недостаточно оценён, чтобы этого избежать, не отбить у ребёнка желания заниматься дальше, а наоборот, поддержать в стремлении участвовать в конкурсах, подбадриваю его следующими словами: «Если тебя не наградили, то ни в коем случае не считай себя побеждённым!».
Мастер
С целью стимулирования дальнейшего развития художественных навыков, социализации посредством полученных знаний использую такую форму организации образовательного процесса, как мастер-класс, где в роли мастера выступают сами обучающиеся. Данная деятельность помогает нивелировать психологические особенности одаренных детей, среди которых:
- Очень большая чувствительность и уязвимость. Таких детей следует чаще хвалить, уделять им внимание (насколько возможно, без ущерба для других детей) и всегда следить за сказанным в их адрес, чтобы это ненароком не было воспринято ими как оскорбление.
- Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, пока не достигают высшего уровня. И чрезмерно расстраиваются и даже разочаровываются в себе, вплоть до возникновения депрессивных состояний, если у них что-то не получается. Выступление в роли мастера позволяет занять позицию оценивающего и сосредоточиться на организации деятельности других ребят.
- Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели и очень переживают их недостижение. Для мастер-классов подбираем такие изделия, выполнение которых для самого мастера не составляет особого труда.
Профессиональное самоопределение
Сайенс художник, дизайнер эргономист устройств для информации, тренер творческих состояний, дизайнер дополненной реальности – это профессии которые появятся в скором будущем. Объединяет этих специалистов наличие в числе других «надпрофессиональных» навыков, навыков художественного творчества. Увеличивается потребность в изящных и нестандартных решениях, а творческого работника компьютером не заменишь. Поэтому работодатели будут очень ценить творческое мышление, способность к художественному творчеству и развитый эстетический вкус. Чем раньше начнется развитие творческих способностей ребенка, тем выше его шанс стать успешным во взрослой жизни. Занятия по программам художественной направленности помогают одаренным детям выстроить собственную систему профессиональных предпочтений; способствует профессиональному самоопределению.
Подтверждением эффективности, таким образом, организованной работы с одаренными и талантливыми детьми являются результаты участия обучающихся в конкурсах различных уровней в последние годы (. Портфолио достижений обучающихся). Между прочим, талант – это драгоценный камень. Нужно долго и тщательно обрабатывать его. Лишь тогда он превратится в настоящее сокровище-украшение, вызывающее восхищение!