kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методики для изучения эмоционально-волевой сферы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые методики понадобятся педагогам для изучения эмоционально-волевой сферы детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методики для изучения эмоционально-волевой сферы»

1.11. Методика «Линеограмма»

Назначение – выявить уровень различения эмоций у ребёнка, наличие эмоционального дискомфорта, отдельные личностные проявления.

Материал – чистый альбомный лист, набор разноцветных карандашей или фломастеров (обязательно должен быть простой или чёрный карандаш).

Инструкция: «Сейчас я вам расскажу сказку, а вы её у себя нарисуете. Жила – была точка. Однажды она побежала по листу и оставила за собой след – линию. Точка эта была грустная и линию оставила тоже грустную. Возьмите любой карандаш и нарисуйте грустную линию. Другая точка была весёлая и оставила после себя весёлую линию (каждую линию психолог помечает значком). Третья точка была очень тихая и линию оставила тоже тихую (при необходимости психолог может указать, что карандаши можно менять). Четвёртая точка была очень громкая и линия тоже громкая. Следующая точка была очень-очень лёгкая, а после неё была тяжёлая точка, которая оставила тяжёлый след. А самая интересная точка была добрая, и линия её тоже была добрая. К сожалению, была и злая точка, остался после неё злой след».

Оценка – линии могут различаться по цвету, форме, оригинальным элементам.

1 – у р о в е н ь – есть оригинальные элементы, которые выражают суть различий, линии разные по цвету, ребёнок смог дать минимальное объяснение (последнее необязательно).

2 – у р о в е н ь – линии разнятся по цвету, толщине.

3 – у р о в е н ь - есть различие либо по цвету, либо в характере линий.

4 – у р о в е н ь – линии не различаются. (Не различение эмоций или состояние глубокого дискомфорта.)

Тревогу вызывают рисунки 3-го и 4-го уровней.

П р и м е ч а н и е . Также в рисунках можно отметить хаотичность, неорганизованность, экспансию линий, выход за пределы листа, вычурность. Или наоборот, рисунок зажат в одном углу, робкие слабые линии, страх перед пространством листа. Значимо и то, какие цвета используются для выражения тех или иных эмоций.

1.14. Изучение эмоционально-обусловленного поведения

дошкольников

Подготовка исследования: выучить наизусть вопросы и ситуации.

Проведение исследования: исследование состоит из двух серий, которые проводят независимо

Первая серия: экспериментатор задаёт ребёнку вопросы:

1 Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2 Можно ли обижать животных? Почему?

3 Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

4 Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

5 Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Вторая серия. Ребёнку предлагают закончить несколько ситуаций:

1 Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель сказал ей: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Что ответила Маша?

2 Петя принёс в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошёл Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Что сделал Петя?

3 Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Что сделала Вера?

4 Таня и Оля играли в дочки – матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький» – ответила Оля. Что сказала Таня?

5 Коля играл в лошадки. Он бегал и кричал: «Но, но, но!». В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестру Свету. Девочка не могла заснуть и плакала. Мама сказала Коле «Не шуми, пожалуйста». Коля ей ответил… Что ответил Коля?

6 Таня и Маша рисовали. К ним подошёл воспитатель и сказал : «Молодец, Таня. Твой рисунок очень хороший». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша?

7 Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котёнка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша…Что сделал Саша?

Обработка данных:

Анализ результатов исследования проводится по схеме:

1 Как ребёнок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдаёт ли кому предпочтение и почему.

2 Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по желанию, по просьбе, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, неохотно, формально, с энтузиазмом и т. п.).

3 Замечает ли эмоциональное состояние другого, как на это реагирует.

4 Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, в каких действиях выражается эта забота.

5 Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче).

При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребёнка, но и на его мотивировку. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей разного возраста.

1.2. Экспериментальная методика «Изучение особенностей понимания детьми основных эмоциональных состояний» (И. О. Карелина)

Цель: определить уровень понимания детьми 4–7 лет эмоциональных состояний (радость, печаль, страх, злость, удивление, самодовольство).

Проведение исследования: исследование проводится психологом дошкольной образовательной организации в форме индивидуальной беседы.

Ребенку предлагается, во-первых, назвать героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, злым, испуганным, удивленным, хвастливым (каждое эмоциональное состояние называется по мере выполнения задания). Во-вторых, объяснить, как он узнал, что чувствует герой. С целью выяснения особенностей восприятия эмоций экспериментатор уточняет: «Можешь рассказать, как меняется выражение лица героя (брови, глаза, рот)? Как изменяются движения героя?»

Примечание: если ребенок затрудняется привести пример того или иного героя, ему задают дополнительные вопросы: «Как нам узнать героя, который… (радуется, грустит, злится, боится, удивляется, хвастается)? Как меняется выражение лица, движения героя? Когда герои… (радуются, грустят, злятся, пугаются, удивляются, хвастаются)?»

Обработка данных: особенности вербализации ребенком перцептивного образа позволяют судить об уровне понимания того или иного эмоционального состояния – экспрессивного значения эмоции (выражения) и ситуационного значения (содержания).

Данные заносят в протокол, по результатам анализа ответов детей средней, старшей или подготовительной группы оформляют таблицу (таблица 2). Формулируется вывод о преобладающих уровнях понимания дошкольниками основных эмоциональных состояний, о зависимости уровня понимания эмоций от их модальности.

Уровни понимания детьми эмоциональных состояний (по типологии А. М. Щетининой):

1. Неадекватный. Дети не понимают эмоциональное состояние, отказываются отвечать или допускают грубые ошибки.

2. Ситуативно-конкретный. Дошкольники понимают эмоциональное состояние, ориентируясь на ситуацию его возникновения.

3. Уровень описания экспрессии. Дети демонстрируют понимание эмоционального состояния по экспрессивным признакам, в ряде случаев выделяют и описывают некоторые элементы экспрессии.

4. Уровень осмысления в форме описания. Дошкольники описывают не только ситуацию возникновения того или иного эмоционального состояния, но и изменения экспрессии, в ряде случаев перечисляют экспрессивные элементы.

5. Уровень осмысления в форме истолкования. Дети истолковывают эмоциональное состояние, анализируют ситуацию его возникновения и сопутствующие экспрессивные изменения.

Протокол Фамилия, имя ребенка _____________________________ Возраст ____________ Дата обследования ____________

Модальность эмоции

Ответ

Примечания

Радость



Печаль



Страх



Злость



Удивление



Самодовольство




Интерпретация результатов:________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Таблица 2 Уровневая дифференциация понимания детьми эмоций


Модальность эмоции


Уровни понимания детьми эмоциональных состояний (процент ответивших от общего количества детей)


Неадекватный

Ситуативно-конкретный

Уровень описания экспрессии

Уровень осмысления в форме описания

Уровень осмысления в форме истолкования

Радость






Печаль






Страх






Злость






Удивление






Злость






Удивление






Самодовольство






Модальность эмоции


Процент от общего количества ответов по всем эмоциональным модальностям

Все модальности







1.5. Экспериментальная методика «Определение значения слов, обозначающих эмоциональные состояния» (Н. В. Соловьева)

Цель: выявить умение ребенка определять значения словесных обозначений эмоций («радость», «грусть», «гнев», «страх», «удивление», «стыд», «отвращение», «презрение», «стеснительность»).

Беседу проводит психолог дошкольной образовательной организации. Инструкция: «Как ты думаешь, что такое радость (грусть, злость и т. д.)?» Если ребенок сразу дает развернутый ответ, уточняется, почему он так думает. В случае односложного ответа экспериментатор задает дополнительный вопрос: «Объясни, пожалуйста, как ты это понимаешь?»

Примечание. Экспериментальная методика ориентирована на дошкольников 5–7 лет, поэтому при диагностировании детей младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется сократить модальный ряд: для детей 3–4 лет – радость, злость, грусть, страх; для детей 4–5 лет – радость, злость, грусть, страх, удивление.

Обработка данных. Ответы детей оцениваются с разных позиций.

I. Первый аспект оценки – смысловой, то есть понимание значения слова, обозначающего эмоциональное состояние.

Критерии оценки ответов:

− адекватные ответы – соотнесенные со смыслом (например, радость – «это когда купили что-то, о чем мечтал, то стал радостный»); − неадекватные ответы – не соотнесенные со смыслом (например, гнев – «гнилой»);

− отрицательные (отказ отвечать, неумение сформулировать ответ – молчание, слова «не знаю», «не могу» и т. д.).

II. Второй аспект оценки – лингвистический – анализ грамматических, лексических и фонетических особенностей высказываний детей, их структуры. В зависимости от способа объяснения значения слова адекватные и неадекватные ответы подразделяются на лингвистические и экстралингвистические.

  1. Лингвистические:

− грамматические: словообразовательные (радость – «радостный»), буквальное понимание слова (стеснительность – «значит тесно»);

− лексические: синонимический способ с элементами словообразования (грусть – «грустный», «печальный», «обиженный», «скучный»), обобщение (злость – «когда что-нибудь неприятно»);

− фонетические: по звуковому сходству (гнев – «гнилой), интонационная передача содержания.

2. Экстралингвистические (ситуационные):

− ситуативный способ – объяснение содержания слова через описание состояния субъекта (радость – «когда я рисую, у меня доброе чувство»), окружающей обстановки (грусть – «грустно, идет дождь, никто не идет гулять»);

− проявление индивидуального отношения (удивление – «Удивление? Я удивляюсь, как у мамы есть силы работать, она же не лесной трактор!»);

− стратегия оценки (радость – «хороший», злость – «плохой»);

− описание физических признаков («красные щеки», «улыбка на лице»).

III. Третий аспект оценки – тип высказывания:

− свернутое – одним словом, словосочетанием, простым предложением, в котором ребенок отмечает один признак эмоции;

− развернутое описание – использование распространенных и сложных предложений.

IV. Четвертый аспект оценки – признаки, на которые опирается ребенок при объяснении значений слов, обозначающих эмоциональные состояния (ЭС):

− активность (двигательная активность, агрессия от ребенка, агрессия со стороны) / пассивность;

− движение к ребенку (одаривание, социальный контакт) / движение против… (запрет, сопротивление);

− комфорт (эмоциональная поддержка, общение с родителями, здоровье) / дискомфорт (одиночество, беззащитность, центр внимания, болезнь, потеря чего-то нужного);

− напряжение (внезапность, неожиданность);

− удовлетворенность собой (удача, одобрение) / неудовлетворенность собой (неудача, неодобрение);

− несоответствие ситуации, месту и т.п. (разочарование, обман);

− познание (интерес, необычность, новизна).

Протокол Фамилия, имя ребенка _____________________________ Возраст ____________ Дата обследования ____________

Модальность эмоции

Ответ

Примечания

Радость



Грусть



Гнев



Страх



Удивление



Стыд



Отвращение



Презрение



Стеснительность




Интерпретация результатов: Понимание значения слов, обозначающих ЭС: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Способ толкования значения слов, обозначающих ЭС: _________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Тип высказывания: _______________________________________________ ________________________________________________________________

Признаки, на которые опирается ребенок при объяснении значения слов, обозначающих ЭС: _______________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методики для изучения эмоционально-волевой сферы

Автор: Качесова Екатерина Николаевна

Дата: 18.11.2021

Номер свидетельства: 591797


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства