Просмотр содержимого документа
«Методики для изучения эмоционально-волевой сферы»
1.11. Методика «Линеограмма»
Назначение – выявить уровень различения эмоций у ребёнка, наличие эмоционального дискомфорта, отдельные личностные проявления.
Материал – чистый альбомный лист, набор разноцветных карандашей или фломастеров (обязательно должен быть простой или чёрный карандаш).
Инструкция: «Сейчас я вам расскажу сказку, а вы её у себя нарисуете. Жила – была точка. Однажды она побежала по листу и оставила за собой след – линию. Точка эта была грустная и линию оставила тоже грустную. Возьмите любой карандаш и нарисуйте грустную линию. Другая точка была весёлая и оставила после себя весёлую линию (каждую линию психолог помечает значком). Третья точка была очень тихая и линию оставила тоже тихую (при необходимости психолог может указать, что карандаши можно менять). Четвёртая точка была очень громкая и линия тоже громкая. Следующая точка была очень-очень лёгкая, а после неё была тяжёлая точка, которая оставила тяжёлый след. А самая интересная точка была добрая, и линия её тоже была добрая. К сожалению, была и злая точка, остался после неё злой след».
Оценка – линии могут различаться по цвету, форме, оригинальным элементам.
1 – у р о в е н ь – есть оригинальные элементы, которые выражают суть различий, линии разные по цвету, ребёнок смог дать минимальное объяснение (последнее необязательно).
2 – у р о в е н ь – линии разнятся по цвету, толщине.
3 – у р о в е н ь - есть различие либо по цвету, либо в характере линий.
4 – у р о в е н ь – линии не различаются. (Не различение эмоций или состояние глубокого дискомфорта.)
Тревогу вызывают рисунки 3-го и 4-го уровней.
П р и м е ч а н и е . Также в рисунках можно отметить хаотичность, неорганизованность, экспансию линий, выход за пределы листа, вычурность. Или наоборот, рисунок зажат в одном углу, робкие слабые линии, страх перед пространством листа. Значимо и то, какие цвета используются для выражения тех или иных эмоций.
1.14. Изучение эмоционально-обусловленного поведения
дошкольников
Подготовка исследования: выучить наизусть вопросы и ситуации.
Проведение исследования: исследование состоит из двух серий, которые проводят независимо
Первая серия: экспериментатор задаёт ребёнку вопросы:
1 Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
2 Можно ли обижать животных? Почему?
3 Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
4 Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
5 Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Вторая серия. Ребёнку предлагают закончить несколько ситуаций:
1 Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель сказал ей: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Что ответила Маша?
2 Петя принёс в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошёл Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Что сделал Петя?
3 Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Что сделала Вера?
4 Таня и Оля играли в дочки – матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький» – ответила Оля. Что сказала Таня?
5 Коля играл в лошадки. Он бегал и кричал: «Но, но, но!». В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестру Свету. Девочка не могла заснуть и плакала. Мама сказала Коле «Не шуми, пожалуйста». Коля ей ответил… Что ответил Коля?
6 Таня и Маша рисовали. К ним подошёл воспитатель и сказал : «Молодец, Таня. Твой рисунок очень хороший». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша?
7 Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котёнка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша…Что сделал Саша?
Обработка данных:
Анализ результатов исследования проводится по схеме:
1 Как ребёнок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдаёт ли кому предпочтение и почему.
2 Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по желанию, по просьбе, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, неохотно, формально, с энтузиазмом и т. п.).
3 Замечает ли эмоциональное состояние другого, как на это реагирует.
4 Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, в каких действиях выражается эта забота.
5 Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче).
При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребёнка, но и на его мотивировку. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей разного возраста.
1.2. Экспериментальная методика «Изучение особенностей понимания детьми основных эмоциональных состояний» (И. О. Карелина)
Цель: определить уровень понимания детьми 4–7 лет эмоциональных состояний (радость, печаль, страх, злость, удивление, самодовольство).
Проведение исследования: исследование проводится психологом дошкольной образовательной организации в форме индивидуальной беседы.
Ребенку предлагается, во-первых, назвать героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, злым, испуганным, удивленным, хвастливым (каждое эмоциональное состояние называется по мере выполнения задания). Во-вторых, объяснить, как он узнал, что чувствует герой. С целью выяснения особенностей восприятия эмоций экспериментатор уточняет: «Можешь рассказать, как меняется выражение лица героя (брови, глаза, рот)? Как изменяются движения героя?»
Примечание: если ребенок затрудняется привести пример того или иного героя, ему задают дополнительные вопросы: «Как нам узнать героя, который… (радуется, грустит, злится, боится, удивляется, хвастается)? Как меняется выражение лица, движения героя? Когда герои… (радуются, грустят, злятся, пугаются, удивляются, хвастаются)?»
Обработка данных: особенности вербализации ребенком перцептивного образа позволяют судить об уровне понимания того или иного эмоционального состояния – экспрессивного значения эмоции (выражения) и ситуационного значения (содержания).
Данные заносят в протокол, по результатам анализа ответов детей средней, старшей или подготовительной группы оформляют таблицу (таблица 2). Формулируется вывод о преобладающих уровнях понимания дошкольниками основных эмоциональных состояний, о зависимости уровня понимания эмоций от их модальности.
Уровни понимания детьми эмоциональных состояний (по типологии А. М. Щетининой):
1. Неадекватный. Дети не понимают эмоциональное состояние, отказываются отвечать или допускают грубые ошибки.
2. Ситуативно-конкретный. Дошкольники понимают эмоциональное состояние, ориентируясь на ситуацию его возникновения.
3. Уровень описания экспрессии. Дети демонстрируют понимание эмоционального состояния по экспрессивным признакам, в ряде случаев выделяют и описывают некоторые элементы экспрессии.
4. Уровень осмысления в форме описания. Дошкольники описывают не только ситуацию возникновения того или иного эмоционального состояния, но и изменения экспрессии, в ряде случаев перечисляют экспрессивные элементы.
5. Уровень осмысления в форме истолкования. Дети истолковывают эмоциональное состояние, анализируют ситуацию его возникновения и сопутствующие экспрессивные изменения.
Протокол Фамилия, имя ребенка _____________________________ Возраст ____________ Дата обследования ____________
Беседу проводит психолог дошкольной образовательной организации. Инструкция: «Как ты думаешь, что такое радость (грусть, злость и т. д.)?» Если ребенок сразу дает развернутый ответ, уточняется, почему он так думает. В случае односложного ответа экспериментатор задает дополнительный вопрос: «Объясни, пожалуйста, как ты это понимаешь?»
Примечание. Экспериментальная методика ориентирована на дошкольников 5–7 лет, поэтому при диагностировании детей младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется сократить модальный ряд: для детей 3–4 лет – радость, злость, грусть, страх; для детей 4–5 лет – радость, злость, грусть, страх, удивление.
Обработка данных. Ответы детей оцениваются с разных позиций.
I. Первый аспект оценки – смысловой, то есть понимание значения слова, обозначающего эмоциональное состояние.
Критерии оценки ответов:
− адекватные ответы – соотнесенные со смыслом (например, радость – «это когда купили что-то, о чем мечтал, то стал радостный»); − неадекватные ответы – не соотнесенные со смыслом (например, гнев – «гнилой»);
− отрицательные (отказ отвечать, неумение сформулировать ответ – молчание, слова «не знаю», «не могу» и т. д.).
II. Второй аспект оценки – лингвистический – анализ грамматических, лексических и фонетических особенностей высказываний детей, их структуры. В зависимости от способа объяснения значения слова адекватные и неадекватные ответы подразделяются на лингвистические и экстралингвистические.
− ситуативный способ – объяснение содержания слова через описание состояния субъекта (радость – «когда я рисую, у меня доброе чувство»), окружающей обстановки (грусть – «грустно, идет дождь, никто не идет гулять»);
− проявление индивидуального отношения (удивление – «Удивление? Я удивляюсь, как у мамы есть силы работать, она же не лесной трактор!»);
− стратегия оценки (радость – «хороший», злость – «плохой»);
− описание физических признаков («красные щеки», «улыбка на лице»).
III. Третий аспект оценки – тип высказывания:
− свернутое – одним словом, словосочетанием, простым предложением, в котором ребенок отмечает один признак эмоции;
− развернутое описание – использование распространенных и сложных предложений.
IV. Четвертый аспект оценки – признаки, на которые опирается ребенок при объяснении значений слов, обозначающих эмоциональные состояния (ЭС):
− активность (двигательная активность, агрессия от ребенка, агрессия со стороны) / пассивность;
− движение к ребенку (одаривание, социальный контакт) / движение против… (запрет, сопротивление);
− комфорт (эмоциональная поддержка, общение с родителями, здоровье) / дискомфорт (одиночество, беззащитность, центр внимания, болезнь, потеря чего-то нужного);
− напряжение (внезапность, неожиданность);
− удовлетворенность собой (удача, одобрение) / неудовлетворенность собой (неудача, неодобрение);
− несоответствие ситуации, месту и т.п. (разочарование, обман);
− познание (интерес, необычность, новизна).
Протокол Фамилия, имя ребенка _____________________________ Возраст ____________ Дата обследования ____________
Модальность эмоции
Ответ
Примечания
Радость
Грусть
Гнев
Страх
Удивление
Стыд
Отвращение
Презрение
Стеснительность
Интерпретация результатов: Понимание значения слов, обозначающих ЭС: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Способ толкования значения слов, обозначающих ЭС: _________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Тип высказывания: _______________________________________________ ________________________________________________________________
Признаки, на которые опирается ребенок при объяснении значения слов, обозначающих ЭС: _______________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________