kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по программе (Особый ребёнок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание «Программы», пошагово определяющее обучение детей и подростков с ОВЗ , опирается на понимание того, что в подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. «Программа» является комплексной как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала предполагает реализацию принципа линейности и концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а в содержании раскрывается сначала главным образом предметная, затем функциональная и смысловая стороны, а затем сфера отношений, причинно – следственных связей, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Таким образом, повторность в обучении учащихся позволяет формировать у них максимально доступные элементарные навыки и умения, прежде всего, социально – бытового плана.

На уроках по предмету «письмо» учащиеся овладевают элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями.

Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по программе (Особый ребёнок) »


Муниципальное автономное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Кувинская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида».



Согласованно Утверждено

Заместитель директора по УР Директор ГКСКОУ IIIV вида

______________О.А.Радостева _________________(Кладова Т.В.)

Приказ от «____» __________20___г.№____




Рабочая программа


к учебному курсу «Письмо»

учителя

Нанартанис Маргариты Анатольевны



Рабочая программа составлена по программе: для детей с глубокой умственной отсталостью, г.Пермь, 2010 год.



Рассмотрено на заседании ШМО

Учителей начальных классов

И рекомендовано к утверждению

Руководитель ШМО

______________ М.А. Нанартанис

Протокол от «___» _________ 20 ___ г. №____

20___ - 20 ___ учебный год







Пояснительная записка.

Целью программы данной группы детей является научить самостоятельно читать вывески на магазинах, небольшие тексты, рассказы, отвечать на вопросы текста, научить писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление т.е. в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности. Результатом обучения должна стать социально – бытовая адаптация детей и подростков, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация. Целью образовательной деятельности при реализации программы является переход от достигнутого учащимся успеха к тому, что еще предстоит освоить. Содержание «Программы», пошагово определяющее обучение детей и подростков с ОВЗ , опирается на понимание того, что в подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. «Программа» является комплексной как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала предполагает реализацию принципа линейности и концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а в содержании раскрывается сначала главным образом предметная, затем функциональная и смысловая стороны, а затем сфера отношений, причинно – следственных связей, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Таким образом, повторность в обучении учащихся позволяет формировать у них максимально доступные элементарные навыки и умения, прежде всего, социально – бытового плана.

На уроках по предмету «письмо» учащиеся овладевают элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями.

Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные).

Задачи:

Развитие орфографической зоркости;

Развитие умения списывать письменный и печатный текст без пропусков, замены, искажений букв.

Развитие умений составлять предложения по вопросам учителя, по картинкам, по опорным словам.

Развитие умений и навыков письма зрительных и слуховых диктантов.


Содержание: в процессе обучения учащихся на уроках по предмету: «Письмо» активно применяются различные упражнения:

  • практические упражнения;

  • настольно-печатные и ролевые игры на формирование представлений об интерьере жилища;

  • упражнения с картинками: рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, доступных для восприятия учащихся:

  • упражнения с пиктограммами (символами);

  • «письменные упражнения»;

  • упражнения с буквами, слогами и словами;

  • обводка по точкам и пунктирным линиям;

  • рисование предметов по лексическим темам;

  • упражнения на рисование простых эстампов

  • письму букв, слогов, слов с печатного или письменного текста

Учитывая индивидуальные особенности детей, предполагаемые результаты обучения можно разделить на 3 уровня.

  • Учащиеся первого уровня в ходе занятий учатся сотрудничеству с учителем и одноклассниками в разнообразных видах деятельности, приобретают навык осмысленного восприятия информации, умение держать карандаш, ориентироваться на листе бумаги, выражать свои мысли и желания в устной форме с использованием речевых и неречевых средств общения, по возможности осваивают печатный вариант отдельных букв.

  • Учащиеся второго уровня осваивают буквы (печатный и, по возможности, письменный вариант), учатся читать буквы, слоги, отдельные слова, учатся элементарно осмысливать прочитанное.

  • Учащиеся третьего уровня, как правило, овладевают элементарными навыками чтения отдельных слов, предложений и написанию небольших текстов и предложений, копирование слов.

Учащиеся должны уметь:

  • обводить по точкам и линиям

  • писать по трафарету и копировать слова и предложения

  • списывать с печатного и рукописного текста;

  • писать по слуху буквы, слоги, слова: письмо слов по контурным ориентирам и соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или выбор буквы в слове;

  • вставлять пропущенные в словах буквы при списывании;

  • списывать с классной доски и с карточки предложения.

Информационное сопровождение

Учебные принадлежности, аудиозаписи, дидактико-методическое пособия, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, раздаточный материал, презентации по темам, опорные листы по уровням, карточки поурочного планирования, демонстрационный материал.

























Письмо 10 класс

Тематическое планирование

по программе «Особый ребёнок» 3 часа в неделю, всего 105 часов.


Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Основные понятия

Оборудование

Дата проведения

I четверть-24 часов.

1-3

Звуки и буквы.

Звуки и буквы

3


Предметные, сюжетные картинки, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы.

Упражнения для различения артикуляторно сходных звуков. Алфавит.


4-6

Алфавит.

3



7-9

Расположение в алфавитном порядке нескольких слов.

3

Алфавит

Алфавит. Карточки для индивидуальной работы.


10-12

Составление списков учащихся по алфавиту.

3

Алфавит,

Алфавит. Предметные картинки, карточки со словами для самостоятельной работы,


13-15

Нахождение слов в словаре.

3

Словарь.

Словарь. Карточки для индивидуальной работы.


16-17

Звуки гласные и согласные.

2

Гласные, согласные.

Сюжетные картинки, предметные картинки.


18-20

Ударение.

3

Ударный, безударный.

Карточки для индивидуальной работы.


21-23

Различение гласных и безударных звуков

3

Ударный, безударный.

Упражнения для различения артикуляторно сходных звуков.


24

Диктант

1

Уметь писать слова под диктовку.



II четверть-24 часа.


1-3

.

Правописание безударных гласных.

3

Правило (Правописание безударных гласных).

Предметные и сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы


4-6

Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова (вода-воды).

3

Предметные, сюжетные картинки, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы.


7-9

Согласные твёрдые и мягкие.

3

Твёрдые и мягкие согласные.




Звонкие и глухие согласные.

Предметные и сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы


10-12

Согласные звонкие и глухие..

3

Карточки для индивидуальной работы.


13-15

Двойные и непроизносимые согласные.

3







Правила правописания разделительного Ь и Ъ знаков.

Предметные, сюжетные картинки, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы.


16-17

Разделительные знаки ь и ъ.

2

Карточки для индивидуальной работы. Сюжетные картинки.


18-19

Количество звуков и букв в словах.

2

Предлоги. Правописание предлогов.

Предметные, сюжетные картинки, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы.


20-21

Слово

Состав слова.

2

Приставка, корень, суффикс, окончание.

Карточки для самостоятельной работы.


22-23

Корень и однокоренные слова.

2

Однокоренные слова


24

Диктант. (Написание несложных предложений).

1

Уметь писать слова под диктовку (По индивидуальным возможностям детей)..



III четверть- 30 часов.

1-4

Слово

Состав слова. Закрепление.

4

Приставка, корень, суффикс, окончание. Однокоренные слова

Предметные, сюжетные картинки, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы.

Сюжетные картинки.

Картины с изображением природы.


5-8

Корень и однокоренные слова. Закрепление.

4


9-12

Окончание.

4

Окончание.






Приставка


13-16

Приставка.

4


17-20

Суффикс.

4

Суффикс



Приставка


21-24

Упражнения в образовании слов при помощи: приставок, суффиксов.

4


25-28

Правописание проверяемых безударных гласных

4

Правило (Правописание проверяемых безударных гласных)

Карточки для работы .


29

Слуховой диктант. Зрительный диктант.

1

Уметь писать слова под диктовку (По индивидуальным возможностям детей)..

Карточки с деформированным текстом.


30

Работа над ошибками.

1

Сюжетные картинки.


IV четверть-27 часов.

1-3

Слово

Правописание приставок

3

Приставка

Предметные, сюжетные картинки, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы.


4-6

Приставка и предлог.

3

Приставка и предлог.


7-9

Правописание приставок и предлогов.

3

Правило о правописании приставок и предлогов


10

Предложение.

Простое предложение. Правописание простых предложений.

3

Составлять и писать простые предложения.

Карточки для работы (Слова из которых дети должны составить предложение).

Карточки с деформированным текстом.


11-13

Выделение в тексте предложений на заданную тему

3

Уметь выделять в тексте предложения на заданную тему.


14-16

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

3

Изменять слова по смыслу.



17

Членение слов в предложении.

1

Уметь определять количество слов в предложении.

Карточки для работы (Слова из которых дети должны составить предложение).

Карточки с деформированным текстом.


18-19

Составление предложений.

2

Уметь составлять предложения по картинкам и опорным словам.


20-21

Знаки препинания в конце предложений.

2

Повествовательые,

Восклицательные,

Вопросительные предложения.

Предметные, сюжетные картинки, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы.


22-23

Главные члены предложения.

2

Подлежащие отвечает на вопросы: Кто? Что? (подчёркиваем одной чертой), сказуемое отвечает на вопросы: Что делает? Что будет делать?(подчёркиваем двумя чертами).



24-25

Второстепенные члены предложения.

2

Отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

Предметные, сюжетные картинки, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы.


26

Письмо слов и предложений под диктовку

1

Уметь писать слова под диктовку возможностям детей).



27

Списывание с печатного текста.

1







Литература:


  1. Данная программа составлена на основе: «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Авторы: Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, В.И. Липакова, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина, Н.Н. Яковлева. Спб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой , 2011. – 480 с.

  2. «Программа подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» ». М., «Просвещение», 1999 г., а также Коррекционно – образовательные программы для детей с глубоким нарушением». Шипицына Л.М. «СПб. «Образование»., 1996г.

  3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». «Союз», 2004г.

  4. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы». М., 1995г., изд.2.

  5. Головкина Т.М. «Особенности интеграции детей с тяжёлыми нарушениями развития» Ярославль 2007г (Департамент образования Ярославской области)

  6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» (Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта). М. «Просвещение», 2003г.

  7. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы)» М., СПб, Псков, 1999г.

  8. Обучение и развитие детей и подростков с глубоким умственным и множественными нарушениями» под ред. Царева А.М. Псков, ПОИПКРО, 1999г.

  9. Петрова В.Г. «Речь умственно отсталых школьников (Сб. «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы») М., 1965г

  10. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред.Баряевой Л. Б., Яковлевой Н.Н. СПб 2011

  11. «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных учреждений VIII вида». М., «Просвещение», 1999г.

  12. Шипицына Л.М. «Коррекционно – образовательные программы для детей с глубоким нарушением». СПб. «Образование»., 1996г.
































Муниципальное автономное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Кувинская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида».



Согласованно Утверждено

Заместитель директора по УР Директор ГКСКОУ IIIV вида

______________О.А.Радостева _________________(Кладова Т.В.)

Приказ от «____» __________20___г.№____




Рабочая программа


к учебному курсу «Счёт»

учителя

Нанартанис Маргариты Анатольевны



Рабочая программа составлена по программе для детей: с глубокой умственной отсталостью, г.Пермь, 2010 год.



Рассмотрено на заседании ШМО

Учителей начальных классов

И рекомендовано к утверждению

Руководитель ШМО

______________ М.А. Нанартанис

Протокол от «___» _________ 20 ___ г. №____

20___ - 20 ___ учебный год








Пояснительная записка.


Содержание программы направлено на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Процесс обучения счёту детей с умеренной умственной отсталостью неразрывно связан с коррекцией и развитием их познавательной деятельности. Данный предмет вызывает большие трудности в силу заболевания учащихся данной категории.

Цель программы: коррекция и развитие познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка к повседневной жизни и труду через овладение их математическими знаниями.
Поэтому в 10-м классе продолжается закрепление изученного ранее материала. В 10-м классе продолжается изучение счета до 1000.

В ходе обучения учебному предмету «Счёт» в рабочей программе выделяются следующие основные задачи:

  • закрепление начальных, временных, пространственных, количественных представлений у детей, которые будут способствовать в отношениях окружающей действительности;

  • коррекция мышления, воображения, речи на основе выполнения упражнений по счёту, сравнению, анализу и синтезу;

  • воспитание положительных качеств личности: трудолюбия, самостоятельности, активности;

  • развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-образного и логического мышления;

Содержание проекта учебного предмета «Математические представления и конструирование» направлено на формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картины мира, значимой для социально-бытовой адаптации учащихся. На уроке должны сочетаться устные формы работы с письменными: (рабочие тетради, опорные листы).

Знания учащихся оцениваются в соответствии с требованиями данной программы.

Тем детям, которые не справляются с заданиями, предлагается облегчённый вариант.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения учащиеся должны уметь:

  • По возможности выполнять порядковый счёт в пределах 1000;

  • выполнять письменно арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 1000, в том числе с использованием при необходимости калькулятора.

  • название компонентов действий сложения и вычитания;

  • временные представления (части суток, порядок следования)

  • сравнивать предметы по размеру, количеству и определять, что больше, что меньше;

  • соотносить количественные числительные с группами предметов;

  • называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);

  • производить размен монет.

Практические упражнения:

  • построение отрезков заданной длины;

  • измерение отрезков с помощью линейки.


Информационное сопровождение

Учебные принадлежности, аудиозаписи, дидактико-методическое пособия, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, раздаточный материал, презентации по темам, опорные листы по уровням, карточки поурочного планирования, демонстрационный материал.





Счёт 10 класс

Тематическое планирование

по программе «Особый ребёнок» 3 часа в неделю, всего 105 часов.


Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Основные понятия

Оборудование

Дата проведения


I четверть-24 часов.


1-6

Повторение.

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд

6

Слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность. Единицы, десятки, сотни.

Круглое число.

Разряды сисла.



Счётный материал, карточки для самостоятельной работы.



7-11

Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.

5



12-17

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд

6

Предметные картинки, счётный материал,



18-23

Составление и решение задач в пределах 100

6

Условие, вопрос.

Известно, неизвестно.

Краткая запись, решение.

Предметные и сюжетные картинки,

Краткая запись для составления задач, учебник.



24

Проверочная работа.

1





II четверть-24час.


Решение и составление задач в пределах 100 без перехода через разряд.



Примеры на карточках, выборочно из учебника.


1-3

Устная и письменная нумерация.

Нумерация чисел в пределах 1000. Повторение.

3

Единицы, десятки, сотни, тысячи.


Круглое число.


Разрядые единицы.

Счётный материал, карточки для самостоятельной работы.



4-6

Получение круглых чисел в пределе 1000. Повторение.

3



7-9

Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами. Повторение.

3

Предметные картинки, счётный материал,



10-12

Сравнение круглых чисел в пределах 1000. Повторение.

3

Сравнивать предметы по размеру, количеству и определять, что больше, что меньше;


.



13-15

Сложение и вычитание круглых сотен. Повторение.

3





16-19

Решение задач в пределах 1000. Повторение.

4

Условие, вопрос.

Известно, неизвестно.

Краткая запись, решение

Предметные и сюжетные картинки,

Краткая запись для составления задач, учебник



20-23

Меры стоимости: 100рублей, 500 рублей, 1000 рублей. Денежные купюры, замен, размен некоторых денежных купюр. Повторение.

4

Рубли, копейки.

Игра магазин.

Счётный материал (100, 500, 1000руб.).



24

Сложение и вычитание круглых сотен. Проверочная работа.

1


Карточки с практическими упражнениями.



III четверть-30 час.


Меры длины: работа с метром.


1-4

Устная и письменная нумерация.

Нумерация чисел в пределах 1000. Закрепление.

4

Именованные числа: (км, сут., ч., мин., л. м)

Примеры на карточках, выборочно из учебника.




5-8

Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами. Закрепление.

4

Выполнять письменно арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 1000, в том числе с использованием при необходимости калькулятора.





9-11

Получение трёхзначных чисел из сотен, десятков, единиц.

3




12-14




Разложение трёхзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Повторение.

3

Практические задания в определении длины.



15-17

Разряды: единицы, десятки, сотни. Повторение.

3




18-19

Класс единиц.

2

Единицы, десятки, сотни,






20-22

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. Единицы. Повторение.

3

Выполнять письменно арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 1000, в том числе с использованием при необходимости калькулятора.


Счётный материал, карточки для самостоятельной работы, калькулятор, учебник математики.






23-25

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. Десятки. Повторение.

3



26-28

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. Сотни. Повторение.

3



29-30

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. Контрольная работа.

2



IV четверть-27 час.


Прямые линии.


1-10

Устная и письменная нумерация.

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. Повторение.

10

Выполнять письменно арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 1000, в том числе с использованием при необходимости калькулятора.


Счётный материал, карточки для самостоятельной работы, калькулятор, учебник математики.






11-12

Римские цифры. Обозначение чисел. Повторение.

2

Римские цифры от 1 до 10

Плакат с изображением римских цифр.



13-14

Изображение трёхзначных чисел на калькуляторе. Повторение.

2


Калькулятор, карточки с числами



15-16

Меры длины - километр. Обозначение: 1 км. Повторение.

2

Метр, километр.. Измерение отрезков с помощью метра.

Метр




17-18

Соотнесение 1 км=1000 м. Повторение.

2



19

Меры массы: 1 кг, 1 ц. Повторение.

1

Кг, центнер




20

Меры массы. Закрепление.

1



21

Меры стоимости: 100 руб. 500 руб. 1000 руб. Повторение.

1

Знать денежные купюры. Производить размен.


Муляжи денег.




22

Денежные купюры, размен. Повторение.

1



23

Меры времени 1 год. Повторение.

1

Год, месяц, неделя.

Зима, весна, лето, осень.

Високосный, невисокосный

365 д., 366 дней

Календарь

Карточки с именованными числами



24

Соотнесение мер времени года 1 год=365/366 дней.

1



25

Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределе 1000.

1

Выполнять письменно арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 1000, в том числе с использованием при необходимости калькулятора.


Счётный материал, карточки для самостоятельной работы, калькулятор, учебник математики.



26


Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга

Ломаные. Измерение длины ломаной.

1

Замкнутые, незамкнутые кривые, окружность, дуга.

Чертить ломаные, измерять длину.

Чертёжные принадлежности, карточки для индивидуальной работы.





27


Практические упражнения в сложении и вычитании чисел в пределах 1000 с переходом через разряд.

1

Выполнять письменно арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 1000, в том числе с использованием при необходимости калькулятора.


Счётный материал, карточки для самостоятельной работы, калькулятор, учебник математики.




Литература

  1. .Б. Баряева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии)»

  2. Л.Б. Баряева «Программа обучение учащихся с умеренной умственной и тяжелой умственной отсталостью» СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряева 2011г.

  3. «Воспитание и обучение детей и подростков» с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Владос» Под ред. канд. псих. наук проф. И.М.Бгажноковой 2007г.

  4. «Формирование математических представлений» Фалькович Т.А., Барылкина Л.П.,под. ред. М. 2005г

  5. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития

младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопросы психологии 1993

4. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей.

Под ред. К.С. Лебединской, М: Педагогика, 1982.

5. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.В., Романовская З.И.

Обучаем в системе Занкова Л.В., М: Просвещение, 1991.

  1. Безруких М.М, Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика, М:

Просвещение, 1991.

7. Венгер Л.А Педагогика способностей. Изд-во «Знание» Москва, 1978.

8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973.

9 . Гельфан Е.М. Арифметические игры и упражнения. М: Просвещение, 1968.

10. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Власовой Т.А.,

Певзнер М.С. М: Педагогика,1971.

11. Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного

мышления у аномальных детей. Дефектология, 1975 №4

12. Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М:

Просвещение, 1989.

13. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. М:

Педагогика,1978.

14. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных

классах. М: Просвещение, 1985.

15. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М:

Просвещение, 1968.

16. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М: Просвещение, 1972.

17. Кумарина Г.Ф. Методика отбора детей в коррекционные классы.

Методическое пособие НИИ общей педагогики АПНСССР М,1990.

18. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика учения и развития школьников

в системе коррекционного обучения. Педагогическая карта учащегося.

Методические рекомендации. НИИ общей педагогики АПН СССР, М.1988.

19. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. М: Просвещение, 1981.

20. Лурия А.Г. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и

аномального ребёнка. Т.ПМ.,1956.

21. Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости

школьников – В кн: Психологические проблемы неуспеваемости школьников.

М.,1971.

22. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М: Просвещение, 1987.

23. Морро М.И., Бантова М.А., Бельжюкова Г.В. Математик, учебник для 1-го

класса трехлетней начальной школы. М: Просвещение, 1986.

24. Моро М.И. , Бантова М.А. Математика – 2 класс (I-3) М: Просвещение.

25. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими

школьниками. Пособие для учителей. Под ред. Кумариной Г.Ф. М,1991.

26. Пчёлко А.С. Бантова М.А., Моро М.И., Пышкало А.М. Математика, 3 класс

(1-3) М: Просвещение.

27. Цымбалюк А.Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью. Автореферат канд. дисс. М,1974.































Муниципальное автономное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Кувинская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида».



Согласованно Утверждено

Заместитель директора по УР Директор ГКСКОУ IIIV вида

______________О.А.Радостева _________________(Кладова Т.В.)

Приказ от «____» __________20___г.№____




Рабочая программа

к учебному курсу «трудовое обучение (младший обслуживающий персонал)»

учителя

Нанартанис Маргариты Анатольевны



Рабочая программа составлена: - по 8 классу (выборочно) по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, г. Москва 2001 год.

- по программе для детей: с глубокой умственной отсталостью, г.Пермь, 2010 год (картонажное дело).




Рассмотрено на заседании ШМО

учителей начальных классов

и рекомендовано к утверждению

Руководитель ШМО

______________ М.А. Нанартанис

Протокол от «___» _________ 20 ___ г. №____

20___ - 20 ___ учебный год



Пояснительная записка.

Рабочая программа по трудовому обучению в 10 классе составлена на основе программы для детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью Пермь, 2010 г. и программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, 5-9 классы, /Под редакцией В.В.Воронковой.- М..: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,2001.-Сб.2.-240с.


Рабочая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, уровня их знаний и умений, поэтому из программы взяты те темы, которые подходят уровню развития учащихся.

Программой предусмотрено проведение: контрольных, практических работ.

Программный материал может изучаться детьми не один год в зависимости от индивидуальных возможностей учеников.


Обучение труду направлено на решение следующих задач:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

  • уважение к людям труда;

  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

  • формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правиль­но располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиени­ческие требования.

Содержание материала связано с логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

На уроках трудового обучения используются здоровьесберегающие технологии, а именно игровые и информационно-коммуникационные, а также технология саморазвития М. Монтессори.

Промежуточная аттестация в соответствии с Уставом образовательного учреждения не проводится.

Рабочая программа для детей с тяжелой умственной отсталостью не предусматривает включение национально - регионального компонента в материал урока с учетом психофизических особенностей развития учащихся.

На основании Устава муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в классах для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью используется качественная оценка успешности усвоения учебной программы («аттестован»/ «не аттестован»), т.е. безотметочная система на протяжении всего периода обучения.

Требования к уровню достижений обучающихся


При составлении программы специально не был введен перечень обязательных знаний, умений, навыков, так как освоение содержания каждого пункта программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. В связи с этим в программе предусмотрены только предполагаемые знания, умения и навыки.

Предполагаемые знания учащихся к концу учебного года:

  • Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.

  • Правила санитарии по содержанию помещения.

  • Правила личной гигиены.

  • Устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений.

  • Правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами.

Правила эксплуатации сантехнического оборудования


  • Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементар­ные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газет­ная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточ­ная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила без­опасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических тре­бований при работе с бумагой.

  • Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разре­заются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблю­дение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.


Предполагаемые умения:


  • Удалять пыль, подметать мусор, мыть стены, полы, потолки, оконные рамы и стёкла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия.

  • Освобождать урны от мусора и обрабатывать их дезодорирующим раствором.

  • Собирать мусор и выносить его в установленное место.

  • Соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении.

  • Складывание с угла на угол и по сред­ней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу с помощью учителя. Хватка инструмента. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоуголь­ника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью ме­рочки. Смазывание поверхности бумаги кле­ем. Рациональное использование матери­ала (экономная разметка, использование остатков материа­ла для дальнейшей работы). Намазывание деталей ап­пликации клеем и наклеивание. Размещение на листе бумаги элемен­тов аппликации, их наклеивание.


  • Связывание ниток и завязывание бан­тиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кис­точки.













Трудовое обучение (Младший обслуживающий персонал) 10 класс.

Тематическое планирование

По программе «Особый ребёнок» 20 часов в неделю, всего 700 часов.


Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Основные понятия

Оборудование

Дата проведения

I четверть- 160 часов.

1-2

Уборка помещения.

Работа уборщицы: обязанности, основные требования.

2

Моющие средства и приспособления.


Предметные картинки.


3-4

Правила безопасности при уборке помещения.

2

ОБЖ



5-14

Подметание пола. Практическая работа.

10

Последовательность работы.

Рабочие инструменты.


15-24

Протирка пола. Практическая работа.

10


25-34

Уборка лестниц и помещений. Практическая работа.

10


35-44

Спецодежда.

2

Спецодежда.

Знакомство со спецодеждой, распределение спецодежды.


45-46-

Средства для обеззараживания санузлов.

2

Названия средств.



47-56

Чистка и мойка оборудования санузлов. Практическая работа.

10

Последовательность работы.

Рабочие инструменты.


57-76

Помощь в уборке помещения. Практическая работа.

20

Последовательность работы.

Рабочие инструменты.


77-96

Уборка помещений. Практическая работа.

20

Последовательность работы.

Рабочие инструменты.


97-116

Работа на приусадебном участке. Практическая работа.

Работа на приусадебном участке. Практическая работа.

20




117-126

Стирка

Стиральные машины.

10

Последовательность работы с машиной.

Стиральная машина.

(Автомат, полуавтомат).


127-128

Моющие средства.

2

Названия моющих средств.



129-138

Сортировка белья для стирки.

10

Сортировка белья по цвету.



139-148

Стирка белья. Практическая работа.

10

Последовательность стирки белья.

Белое, цветное.



149-158

Утюжка белья. Практическая работа.

10

Последовательность глажки белья.

Утюг, гладильная доска.


159-160

К/р

Уборка определённого участка. Практическая работа.

2




II четверть- 160 часов.

1-6


Стиральные машины-виды. (автоматы, полуавтоматы).

6




7-12


Моющие средства.

6

Моющие средства и приспособления.




Последовательность выполнения заданий.

Предметные, сюжетные картинки, моющие средства, наборы губок для мытья посуды, костюм для работы.




Инструменты для работы.


13-18

Правила безопасности.

6


19-38

Сортировка белья для стирки. Практическая работа.

20


39-58

Стирка белья под руководством учителя. Практическая работа.

20


59-78

Утюжка белья. Практическая работа.

20


79-128

Чистка дорожек от снега. Практическая работа.

50


129-157


Помощь на кухне : Мытьё посуды.

29

Моющие средства и приспособления.




158-160


Чистка дорожек от снега. Контрольная работа.

3

Самостоятельно выполнить задание.

Инструменты для работы.


III четверть- 200 часов.

1-40


Чистка дорожек от снега. Практическая работа.

40

Уметь расчищать тротуары от снега.

Лопата. Метла.


41-42

Гигиена


Личная гигиена.

2

Правила личной гигиены.

Предметные и сюжетные картинки, презентация на тему: «Гигиена».


43-44

Значение личной гигиены

2


45-46

Инфекционные заболевания.

2

Виды инфекционных заболеваний, профилактика.

Сюжетные картинки, презентация на тему: «Инфекционные заболевания»


47-48

Виды инфекционных заболеваний.

2


49-50

Признаки инфекционных заболеваний.

2


51-52

Профилактика инфекционных заболеваний.

2


53-54

Уход за руками.

2

Уметь ухаживать за руками, соблюдать гигиену рук.

Сюжетные картинки, презентация на тему: «Уход за руками».


55

Стрижка ногтей.

1


56

Мытьё рук щёткой.

1


57

Смазывание рук кремом.

1


58-67

Ремонт одежды

Подготовка одежды к ремонту.

10

Последовательность выполнения заданий.


Необходимые инструменты и материалы для ремонта, стирки и глажки одежды.


68-77

Стирка одежды.

10


78-87

Глажка одежды.

10


88-97

Изготовление ватных шариков.

10

Последовательность выполнения заданий.


Раздаточный материал


98-103

Изготовление перевязочного материала.

6


104-105


Складывание салфеток из марли.

2

Последовательность выполнения заданий.

Моющие средства и приспособления




Последовательность складывания салфеток


106-107

Ежедневная уборка помещения.

2


108-109

Средства для влажной уборки.

2


110-111

Подготовка инвентаря и материалов для уборки

2



112-121

Мытьё полов.

10

Инструменты для работы.


122-131

Мытьё окон, подоконников.

10

Моющие средства и приспособления.


Инструменты для работы.


132-141

Мытьё стенной панели.

10

Инструменты для работы.


142

Холодильник.

1

Пользоваться холодильником,

Уметь ухаживать за холодильником.



143-144

Уборка

Разморозка холодильника.

2

Инструменты для работы.


145-146

Мытьё холодильника.

2


147

Сушка холодильника.

1


148-187

Уборка двора.

40

Самостоятельно проводить уборку двора.


188-197

Ежедневная уборка. Практическая работа.

10

Самостоятельно проводить уборку помещения.

Инструменты для работы.


198-200

Ежедневная уборка. Контрольная работа.

3


IVчетверть-180 часов.

1-4

Работа с бумагой.

Изготовление книжек.

4

По возможности знать виды бумаг, свойства.

Уметь выполнять разметку (по возможности) бумаги по шаблону, сгибать её. Уметь фальцевать бумагу, резать её по линиям по шаблону

Необходимые инструменты для работы.


5-8

Подклеивание книжек.

4


9-18

Уборка

Уборка коридоров.

10

Самостоятельно проводить уборку помещения.

Инструменты для работы.


19-24

Уход за одеждой

Наложение заплаты.

6

Шов вперёд иголку

Необходимые инструменты и материалы для ремонта одежды.


25

Бытовая стиральная машина.

1

Под присмотром учителя пользоваться стиральной машиной для стирки мелких вещей.



Сушить одежду и прогладить утюгом.



Необходимые инструменты и материалы для стирки и глажки одежды.


26-35

Стирка вещей.

10


36-45

Стирка и сушка вещей.

10


46

Утюг. Правила работы.

1


47-56

Утюжка вещей.

10


57-66

Стирка и сушка вещей

10


67-76

Утюжка вещей.

10


77-86

Складывание вещей.

10


87-96

Стирка и сушка вещей

10


97-106

Утюжка вещей.

10


107-116

Стирка и сушка вещей

10


117-126

Утюжка вещей.

10


127-136

Работа на пришкольной территории.

Работа на пришкольной территории.

10

Последовательность работы на пришкольной территории

Необходимые инструменты для работы.


137-146

Работа во дворе.

10

Знать последовательность работы во дворе.

Необходимые инструменты для работы.


147-151

Работа по чистке тротуаров.

5

Знать последовательность работы.


152-161

Уборка мусора.

Сгребание сухой травы

Уборка сухой травы носилками.

10





162-164

Рыхление клумб

3

Под руководством учителя рыхлить клумбы, подготовить почву для посадки рассады, участвовать в посадке рассады.

Необходимые инструменты для работы.


165-170

Подготовка почвы для посадки рассады.

6


171-174

Помощь в посадке рассады.

4


175-177

Уборка сорняков

3

Уметь расчищать клумбы от сорняков.


178-179

Вскапывание клумб. Контрольная работа.

2



180

Чистка орудий труда

1




Литература и средства обучения



Для подготовки к урокам используются методические пособия для учителя:

А.Р.Маллер, Г.В.Цикото «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.

Л.М.Шипицина «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.

Л.Б.Баряева «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». С-Петербург, «Союз», 2003 год.

Дополнительная литература для учителя:

Э. К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., «Просвещение», 1983.

Е. А. Лутцева. Технология. Ступеньки к мастерству. Учебное пособие для учащихся 1 класса. М., Вентана - Граф», 2002.

Неща (лесные птицы). Под редакцией М. И. Гардамшиной. М., «Комсити М», 2004.

Приходько М, Приходько О. Хомани. С-Петербург, «Светлячок», 2002.

2004.

С. Г. Шевченко. Предметы вокруг нас. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2000.

Дополнительная литература для учащихся: -

MULTIMEDIA - поддержка предмета -









Муниципальное автономное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Кувинская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида».



Согласованно Утверждено

Заместитель директора по УР Директор ГКСКОУ IIIV вида

______________О.А.Радостева _________________(Кладова Т.В.)

Приказ от «____» __________20___г.№____




Рабочая программа


к учебному курсу «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания»

учителя

Нанартанис Маргариты Анатольевны



Рабочая программа составлена по программе для детей: с глубокой умственной отсталостью, г.Пермь, 2010 год.



Рассмотрено на заседании ШМО

Учителей начальных классов

И рекомендовано к утверждению

Руководитель ШМО

______________ М.А. Нанартанис

Протокол от «___» _________ 20 ___ г. №____

20___ - 20 ___ учебный год








Пояснительная записка.

Работа по хозяйственно – бытовому труду, как простой и доступный вид практической деятельности, содействует общему развитию детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта, готовит их к самостоятельности в быту. Следует отметить, что эти знания являются также средством активного познания окружающей действительности.

На занятиях по бытовому обслуживанию учащиеся ставятся перед необходимостью планировать свою работу. Они начинают логическую поверхность своих действий. Например, готовя блюда из овощей, они в начале их моют, а затем чистят. Этот труд требует всех анализаторов: зрительного, осязательного, вкусового, обонятельного.

В задачу занятий по хозяйственному труду и самообслуживанию входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду.

Основная воспитательная задача уроков хозяйственно-бытового труда:

  • привить детям навыки самостоятельности;

  • изживать тенденцию к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию.

Следует учитывать индивидуальные возможности детей элементарные навыки, воспитываемые у них. Особенно рекомендуется в условиях интерната организовать шефство старших учеников над младшими в целях воспитания у младших необходимых навыков опрятности и самообслуживания, а у старших учеников – умения ухаживать за младшими.


К концу учебного года ученик должен:

  • Уметь ухаживать за одеждой и обувью;

  • Ухаживать за жилищем;

  • Помощь взрослым в приготовлении пищи (чистить картофель, заваривать чай, варить яйца, нарезать овощи для винегрета, печь пироги с простым наполнителем и т.д.)

  • Называть предметы, нужные для приёма пищи;

  • Выполнять санитарно-гигиенические нормы при и во время еды;

  • Выполнять навыки культуры поведения.


















Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания 10 класс

Тематическое планирование

По программе «Особый ребёнок» 4 часа в неделю, всего 142 часа.


Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Основные понятия, словарная работа.

Оборудование

Дата проведения

I четверть – 32 часов.

1-2

Уход за одеждой и обувью.

Санитарно-гигиенические требования к кухонной и столовой посуде.

2

Кухонная, столовая посуда

Моющие средства, салфетки для мытья посуды.


3-4

Правила пользования столовой посудой и столовыми приборами.

2

Уметь пользоваться столовой посудой и столовыми принадлежностями.

Правила этикета


5-6

Вид тепловой обработки (выпекание).

2

Выпекание.

Сюжетные картинки. Презентация: «Выпекание пирогов».


7-8

Выпекание изделий из теста с простым наполнителем.

2

Под присмотром учителя выпекать изделия из теста с простым наполнителем.

План работы. Техника безопасности.


9-10

Выпекание блинов. Практическая работа.

2

Под присмотром учителя выпекать блины

План работы. Техника безопасности.


11-12

Холодные напитки.

2

Знать виды холодных напитков.

Презентация: «Холодные напитки».


13-14

Приготовление холодных напитков: киселя, компота, морса. Практическая работа.

2

Уметь готовить холодные напитки.

План работы. Техника безопасности.


15-16

Заправочные супы.

2

Виды супов.

Сюжетные картинки. Презентация «Заправочные супы».


17-18

Заправочные супы. Практическая работа.

2

Под присмотром учителя приготовить заправочный суп.

План работы. Техника безопасности.


19-20

Сервировка стола к обеду

2

Под присмотром учителя сервировать стол к обеду.

Правила этикета.

Презентация «Сервировка стола».


21-22

Строительные элементы помещения и их назначение (окна, двери, стены).

2

Знать назначения окна, двери, стены.

Предметные картинки. Презентация


23-25

Материалы для изготовления элементов: покрытия (дерево, пластик, стекло, краска, обои).

3

Знать из каких материалов изготовляют окна, двери, стены.

Сюжетные и предметные картинки.


26-29

Моющие и чистящие средства, применяемые для мытья окон, стен.

Практическая работа.

4

Знать какие моющие и чистящие средства применяются для мытья стен, окон.

Предметные картинки. Презентация «Моющие и чистящие средства, применяемые для мытья окон, стен».


30-32

Технология мытья стен, покрытых краской.

Практическая работа.

3

Уметь под руководством учителя мыть стены, покрытые краской.

Моющие средства, салфетки для мытья стен, покрытых краской.


II четверть – 32 часов.

1-6

Уход за жилищем.

Уход за одеждой и обувью. Закрепление.

6

Под руководством учителя ухаживать за одеждой и обувью, уметь стирать вещи.


Сюжетные картинки. Презентация «Уход за одеждой и обувью».


7-12

Стиральная машина и её назначение. Моющие средства.

6


13-18

Приёмы стирки крупных носильных вещей (блузка, брюки, платье).

6


19-28

Стирка и сушка крупных носильных вещей (блузка, брюки, платье). Утюжка крупных вещей. Практическая работа.

.

10

Уметь стирать вещи.

Под руководством учителя сушить и проглаживать крупные носильные вещи.

Необходимые моющие средства для стирки.

Утюг, гладильная доска.



29-30

Заплаты. Виды заплат.

2

Виды заплат.

Презентация «Виды заплат».


31-32


Наложение заплаты. Практическая работа.

2


III четверть-40 часов.



1


Уход за жилищем.


Участие в уборке двора. Уборка снега. Закрепление.

1

Лопата

деревянная, метла.


Лопата, метла,

Игра на соревнование:

«Кто самый быстрый, Самый трудолюбивый»


2

Расчистка тротуаров от снега. Закрепление.

1


3

Расчистка снега к запасным выходам. Закрепление.

1


4

Пылесос. Правила пользования. Закрепление.

1

Пылесос, умение пользоваться.

Пылесос, сюжетные картинки.


5

Проведение генеральной уборки в классной комнате. Закрепление.

1

Моющие средства, которые необходимы для проведения генеральной уборки в классе.

Моющие средства, салфетки для протирки мебели.


6

Чистка зеркал, стёкол. Закрепление.

1

Последовательность чистки стёкол.


7-8

Приготовление пищи.

Помещение кухни. Соблюдение чистоты и порядка.

2

Раздаточный стол, обеденный стол.

Салфетки, моющее средство.


9-10


Кухонная посуда.

2

Кухонная, столовая, чайная посуда.



11-12


Мытьё кухонной посуды: кастрюль, чайников, сковородок.

2

Моющие средства.

Моющие средства, салфетки для мытья посуды.


13-14


Нагревательные приборы и правила пользования ими.

2

Уметь пользоваться нагревательными приборами



15-16


Техника безопасности при приготовлении пищи.

2

Знать технику безопасности при приготовлении пищи.

Плитка, чайник.

Техника безопасности.


17-18


Пользование вилкой и ножом.

2

Правила пользования вилкой и ножом.

Столовые приборы.


19-20


Правила поведения за столом.

2

Знать правила поведения за столом.

Правила этикета.


21-30


Помощь взрослым в приготовлении пищи.

10

По мере возможности помогать взрослым в приготовлении пищи.



31-32


Приготовление яиц в крутую. Практическая работа.

2

Под контролем учителя приготовить яйца в крутую.

План работы. Техника безопасности.


33-36


Чистка варёного картофеля. Практическая работа.

4

Под руководством учителя чистить картофель.

Техника безопасности при чистке картофеля, нож.


37-38


Приготовление винегрета. Чистка овощей. Практическая работа.

2

Под руководством учителя чистить и нарезать овощи для винегрета.

Отварные овощи, нож, разделочная доска.


39-40


Приготовление салата. Чистка овощей для салата. Практическая работа.

2

Под руководством учителя чистить и нарезать овощи для приготовления салата..

Отварные овощи, нож, разделочная доска.



IV четверть-38 часов.


1-7

Уборка двора

Уборка двора. Практическая работа.

7

Под присмотром учителя участвовать в уборке двора.

План работы. Техника безопасности.


8-14

Чистка тротуаров.

7

Под присмотром учителя участвовать в чистке тротуаров.

План работы. Техника безопасности.


15-21

Очистка двора от мусора.

7

Под присмотром учителя участвовать в уборке двора от мусора.

План работы. Техника безопасности.


22-28

Очистка двора от листьев.

7

Под присмотром учителя участвовать в уборке двора от листьев.

План работы. Техника безопасности.


29-38

Участие в озеленении двора.

10

Под присмотром учителя участвовать в озеленении двора.

План работы. Техника безопасности.

























Муниципальное автономное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Кувинская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида».



Согласованно Утверждено

Заместитель директора по УР Директор ГКСКОУ IIIV вида

______________О.А.Радостева _________________(Кладова Т.В.)

Приказ от «____» __________20___г.№____




Рабочая программа


к учебному курсу «Чтение»

учителя

Нанартанис Маргариты Анатольевны



Рабочая программа составлена по программе: для детей с глубокой умственной отсталостью, г.Пермь, 2010 год.



Рассмотрено на заседании ШМО

Учителей начальных классов

И рекомендовано к утверждению

Руководитель ШМО

______________ М.А. Нанартанис

Протокол от «___» _________ 20 ___ г. №____

20___ - 20 ___ учебный год






Пояснительная записка.

В основу предмета «Чтение» в данной программе положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств вербальной и невербальной коммуникации.

Основные цели и задачи программы:

-организовывать речевую среду, побуждать речевую активность на основе прочитанного или элементарного самостоятельного «чтения» (чтение картинок, пиктограмм, букв, слогов, слов и предложений)

-знакомить с жестовыми, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;

-приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;

-создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни.

-расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта в процессе « чтения».

-учить задавать вопросы по содержанию прочитанного или рассказанного;

-развивать фразовую речь

-формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах, иллюстрациях и картинах.

В результате овладения процессом чтения могут быть решены следующие задачи.

Учащиеся - могут научиться сотрудничеству с учителем и одноклассниками в разнообразных видах деятельности,

- приобрести навык осмысленного восприятия информации, умения выражать свои желания в устной форме с использованием речевых или неречевых средств общения,

- по возможности усвоить зрительные эталоны некоторых букв или целостный образ слова (глобальное чтение).

Работа по обучению основам чтения должна планироваться с учетом следующих требований:

-осуществления индивидуального подхода к обучению каждого ребёнка с учетом его речевого развития, особенностей познавательной деятельности, состояния общей и мелкой моторики.

-планирования занятий с учетом тематического принципа, т.е. занятия, проводятся по определенной теме, с регламентированным речевым материалом по данной теме, который может расширяться в зависимости от сроков обучения, близости содержания темы, интересам детей, сезонного периода и так далее.

-развития коммуникативных умений учащихся на каждом занятии,

-активизации предметно- практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы.

-реализации принципа наглядности.

Обучение основам чтения предполагает, что все задания, формы деятельности, содержание находятся в зоне ближайшего развития ребёнка и могут быть выполнены и освоены с помощью взрослого или самостоятельно.

В процессе работы по предмету «Чтение» рекомендуется последовательное выполнение следующих упражнений:

-практические упражнения;

-упражнения с картинками;

-упражнения с пиктограммами (символами);

-упражнения по прослушанному тексту;

-упражнения со словами.

В ходе уроков чтения учащиеся знакомятся с невербальными средствами коммуникации. При этом под невербальными средствами коммуникации подразумеваются различные средства, замещающие произносительную, звуковую речь:

-естественно-экспрессивные (мимика, жесты, пантомимика), выполняющие функции передачи эмоций, комментирования, замещение отдельных слов или фраз. Характерный признак этих средств - их обобщенность, зависимость грамматического значения от контекста;

-искусственно-экспрессивные (например, язык танца), передающие информацию в самом обобщенном виде и требующие специального уточнения и разъяснения;

-специальные, которые применяются в тех случаях, когда люди не могут самостоятельно использовать устную или письменную формы речи.

Эффективным средством организации общения с неговорящими учащимися, является метод пиктограмм. Опора на «графический» язык помогает становлению импрессивной речи учащихся, что создает благоприятные предпосылки для формирования зачатков их экспрессивной речи.

Ребёнок, владеющий кодовой системой, сможет не только «читать», но и «отвечать» на вопросы по содержанию прочитанного. Альтернативные системы общения могут использоваться в следующем качестве:

-как средство временного общения, когда ребёнок пока не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью;

-как средство постоянного общения для учащихся, неспособных говорить и в будущем;

-как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);

-как этап в освоении детьми чтения.

Цель применения метода пиктограмм организовать коммуникацию с неговорящими учащимися, пробудить и актуализировать их перцептуальные и понятийные возможности, активизировать невербальный интеллект. Пиктограммы - эффективное средство коррекции психики умственно отсталых детей. Большое внимание в работе с пиктограммами уделяется тем символическим изображениям, которые часто встречаются в окружающем ребёнка социальном мире (разрешающие, запрещающие, предупреждающие, информационные знаки и т. п.).

В основу обучения элементам традиционного чтения учащихся положено два метода: буквенный аналитико-синтетический метод (анализу и синтезу подвергается буквенный состав слова) и метод чтения целыми словами (глобальное чтение). Использование звукового аналитико-синтетического метода возможно только для отдельных детей, которые могут им овладеть.

Учитывая индивидуальные особенности детей, предполагаемые результаты обучения можно разделить на 3 уровня.

Учащиеся первого уровня в ходе занятий учатся сотрудничеству с учителем и одноклассниками в разнообразных видах деятельности, приобретают навык осмысленного восприятия информации, умение выражать свои мысли и желания в устной форме с использованием речевых и неречевых средств общения, по возможности осваивают печатный вариант отдельных букв.

Учащиеся второго уровня осваивают буквы (печатный и, по возможности, письменный вариант), учатся читать буквы, слоги, отдельные слова, учатся элементарно осмысливать прочитанное.

Учащиеся третьего уровня, как правило, овладевают элементарными навыками чтения отдельных слов, предложений.

Цель:

1. Ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает и дать ему словесное наименование.

2.  Научить снимать напряжение мышц (повышать их тонус), знакомить с мимикой, жестами, позами, обучать выразительным движениям лица и тела, включать неречевые средства общения в этюды и игры, а затем и в повседневную коммуникативную деятельность, добиваться осознания ребенком того, что между мыслями, чувствами и поведением человека существует связь.

Задачи:

1. Учить детей понимать собственное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; познакомить с навыками релаксации и саморегуляции.  

2. Развивать чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучать умению быть в мире с самим собой.

3. Создавать возможность для самовыражения, формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями - средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой)

4. Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

5.   Обучить    приемам    саморасслабления,    снятия   психомышечного напряжения.

Информационное сопровождение:

Учебные принадлежности, аудиозаписи, дидактико-методическое пособие, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, раздаточный материал, презентации по темам, опорные листы по уровням, карточки поурочного планирования, демонстрационный материал.




















Чтение 10 класс

Тематическое планирование

По программе «Особый ребёнок» 3 часа в неделю, всего 105 часов.


Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Словарная работа

Оборудование

Дата проведения


I четверть-24 часов.

1

Что такое хорошо?

Я. Аким «Где ты ходишь осень»

1

Лютая зима, дождливая осень

Карточки со словарными словами,

Картина: «Осень».


2-3

С.Баруздин «Как Алёше учиться надоело».

2

Чертёж, врач, лекарства

Сюжетные картинки к рассказу. Словарные слова.


4-7

С.Г.Георгиев «Жик».

4

Путешественник, примета, заготавливать впрок,

Картинки животных. Сюжетные картинки к рассказу. Словарные слова.


8-9

Г. Скребицкий «Круглый год. Июнь. Лето».

2

Акация, сирень, кустарники, палисадник, горизонт. Заря с зарёю сходится.

Сюжетные картинки к рассказу. Словарные слова.


10

М.Пришвин «Золотой луг».

1

Промысел.

Карточки со словарными словами,

Картина: «Осень».


11

И.Суриков «Ярко солнце светит».

1

Золотом облиты тёмные листы.

Карточки со словарными словами,

Картина: «Осень».


12-13

По К.Ушинскому «Круглый год. Осень. Осень.

2

Грозовые дожди, Ранняя осень, золотая осень, поздняя осень.

Карточки со словарными словами,

Картина: «Осень».


14-15

Г.Граубин «Почему желтеют листья».

2

Трескучие морозы, листопад, хлорофилл, осень затяжная,

Карточки со словарными словами,

Картина: «Осень».


16-18

Н. Сладков «Кто куда».

3

Чёрное, Средиземное моря ; Куницы, волк, синица, иволга…

Карточки со словарными словами,

Картинки птиц


19

А Твардовски «Лес осенью».

1

Синева, жёлто-красная листва, шляпа набекрень.

Карточки со словарными словами,

Картина: «Осень».


20-22

Е. Карпович «Как медведь к зиме готовился».

3

Курятник, хутор

Карточки со словарными словами,

Картинки животных.


23-24


Г.Граубин «Зачем деревья сбрасывают листья».

2

Лиственные деревья, температура, влажность воздуха, почва, листопад,

Карточки со словарными словами Лиственные деревья,


II четверть-24 часов.

1

О труде и трудолюбии.


















По Ю. Ермолаеву «Страшный мостик»

1

Мостик с перилами,

Карточки со словарными словами, картинка-мосты.


2

В. Осеева «Мостик».

1



3-4

В. Осеева «Сыновья.

2

Настоящий сын

Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


5

И. Крылов. «Стрекоза и муравей»

1

Попрыгунья стрекоза, помертвело поле, нужда, голод, тоской удрученна,

Карточки со словарными словами, Сюжетные картинки к рассказу.


6

И. Крылов. «Трудолюбивый медведь».

1

Такими же трудами, несметное число,

Карточки со словарными словами, Сюжетные картинки к рассказу.


7-10

Ю. Беляев «Щекота и Дремота».

4

Крестьянская изба, затейница, пастбище,

Карточки со словарными словами, Сюжетные картинки к рассказу.


11-12

В. Бочарников «Катин куст».

2

Боровики, подосиновики, грузди, заветные места, омут,

Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


13

Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла».

1

Булочная, мастерская, стекольщик, маляр, шофёр, кондитер, рыбак.

Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


14

Дж. Родари «Какого цвета ремёсла».

1

Кочегар, спецовка. сажа,

Копоть, дёготь.

Карточки со словарными словами Сюжетные картинки к рассказу.


15-17

Б. Костин «Три лопаты».



3

Серая птаха. Пословицы: «Труд кормит, а лень портит».

Карточки со словарными словами, Сюжетные картинки к рассказу. Сюжетные картинки к рассказу.


18

Круглый год. Зима

Я. Аким «Первый снег».

1

Салазки.

Карточки со словарными словами, Картина: «Первый снег».


19-20

Н. Сладков. «Суд над декабрём»

2

Полынья,

Карточки со словарными словами, Картины (Зимние месяцы).


21-22

Г.Граубин. «Как живёт дерево зимой»

2

Крохотный амбарчик, запасы питания.

Карточки со словарными словами. Картина «Деревья зимой».


23-24

Н. Сладков «Курорт Сосулька».

2

Осёдлая, зимовка, тундра,

Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


III четверть-30часов.

1


Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором».

1

Мороз-воевода, скованы льдины.

Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


2-4

Народное творчество

Немецкая народная сказка. «Госпожа метелица».

3

Вдова, падчерица, веретено, награда, лентяйка, лужайка, смола.

Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


5-8

Русская народная сказка «Морозко».

4

Ленивица, бездельница,

Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


9-12

Русская народная сказка. «Как у бабушки козёл».

4

Курятник,

Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


13-14

Латышская сказка «Про бурого мишку и вертушку».

2

Лесная чаща, ловушка,

Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


15-17

Народная сказка. «Жик и Лиса».

3

Распахать поле, проборонить, засеять поле, урожайный год

Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


18-21

В.Осеева «Поразмышляем вместе бабка».

4

Тучная, мягкая бабка; наставления, возражения,

Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


22

А. Барто «Разлука».

1

Пляж, командировка,

Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


23-25

Б.Емельянов. «Мамины руки».

3

Рабочие руки, золотые руки, не белоручка,

Карточки со словарными словами Сюжетные картинки к рассказу..


26-27

Бр. Грим «Маленькие человечки».

2

Сапожник, счастье, удача,

Карточки со словарными словами Сюжетные картинки к рассказу..


28-30

По Г. Х.Андерсену «Гадкий утёнок».

3

Птичий двор, безобразный утёнок, насмешки,

Карточки со Сюжетные картинки к рассказу.словарными словами.


IV четверть-27 часов.

1-6

Круглый год. Весна.

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

6

Землянка, невод, выкуп, старуха бранится, корысть, светёлка, столбовая дворянка, соболья душегрейка, кичка, чупрун, белены объелась. Пряник печатный, Не садится не в свои сани;

Карточки со словарными словами


Сюжетные картинки к рассказу.


7

Н. Сладков. Медведь и солнце.

1

Берлога.

Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


8

Г. Граубин «Почему весенние морозы страшнее зимних»

1

Оттепель, морозостойкость,

Карточки со словарными словами Сюжетные картинки к рассказу. Сюжетные картинки к рассказу.


9

И. Никитин. «Полюбуйся весна наступает».

1


Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


10

В. Биянки «Игры и пляски».

1

Небесные клоуны.

Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


11


А. Фет. «Я пришёл к тебе с приветом».

1


Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


12-15


Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

4

Дичь, сеть, силки, половодье, аршин, сажень, зипун.

Карточки со словарными словами Сюжетные картинки к рассказу..


16-17


Н. Сладков «Зимние долги».

2

Дятел, воробей, синица.

Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


18-21


М. Пришвин «Люби всё живое».

4


Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


22


Е. Чарушин. «Томка и корова»

1


Карточки со словарными словами Сюжетные картинки к рассказу..


23


К. Ушинский «Кукушечка»

1

Бездомная ленивица

Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


24-25


А Барков «Яшка».

2

Дятел плотничает

Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.


26-27


А. Тосстой «Полкан».

2

Конура

Карточки со словарными словами.


Литература:


1.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». «Союз», 2004г.

2.Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы». М., 1995г., изд.2.

3.Головкина Т.М. «Особенности интеграции детей с тяжёлыми нарушениями развития» Ярославль 2007г (Департамент образования Ярославской области)

4.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» (Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта). М. «Просвещение», 2003г.

5.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы)» М., СПб, Псков, 1999г.

6. Обучение и развитие детей и подростков с глубоким умственным и множественными нарушениями» под ред. Царева А.М. Псков, ПОИПКРО, 1999г.

7. Петрова В.Г. «Речь умственно отсталых школьников (Сб. «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы») М., 1965г

8. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред.Баряевой Л. Б., Яковлевой Н.Н. СПб 2011

9. «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных учреждений VIII вида». М., «Просвещение», 1999г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Календарно-тематическое планирование по программе (Особый ребёнок)

Автор: Нанартанис Маргарита Анатольевна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119134


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства