Календарно-тематическое планирование по программе (Особый ребёнок)
Календарно-тематическое планирование по программе (Особый ребёнок)
Содержание «Программы», пошагово определяющее обучение детей и подростков с ОВЗ , опирается на понимание того, что в подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. «Программа» является комплексной как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала предполагает реализацию принципа линейности и концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а в содержании раскрывается сначала главным образом предметная, затем функциональная и смысловая стороны, а затем сфера отношений, причинно – следственных связей, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Таким образом, повторность в обучении учащихся позволяет формировать у них максимально доступные элементарные навыки и умения, прежде всего, социально – бытового плана.
На уроках по предмету «письмо» учащиеся овладевают элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями.
Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа составлена по программе: для детей с глубокой умственной отсталостью, г.Пермь, 2010 год.
Рассмотрено на заседании ШМО
Учителей начальных классов
И рекомендовано к утверждению
Руководитель ШМО
______________ М.А. Нанартанис
Протокол от «___» _________ 20 ___ г. №____
20___ - 20 ___ учебный год
Пояснительная записка.
Целью программы данной группы детей является научить самостоятельно читать вывески на магазинах, небольшие тексты, рассказы, отвечать на вопросы текста, научить писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление т.е. в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности. Результатом обучения должна стать социально – бытовая адаптация детей и подростков, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация. Целью образовательной деятельности при реализации программы является переход от достигнутого учащимся успеха к тому, что еще предстоит освоить. Содержание «Программы», пошагово определяющее обучение детей и подростков с ОВЗ , опирается на понимание того, что в подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. «Программа» является комплексной как по содержанию, так и по построению. Содержание программного материала предполагает реализацию принципа линейности и концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а в содержании раскрывается сначала главным образом предметная, затем функциональная и смысловая стороны, а затем сфера отношений, причинно – следственных связей, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Таким образом, повторность в обучении учащихся позволяет формировать у них максимально доступные элементарные навыки и умения, прежде всего, социально – бытового плана.
На уроках по предмету «письмо» учащиеся овладевают элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями.
Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные).
Задачи:
Развитие орфографической зоркости;
Развитие умения списывать письменный и печатный текст без пропусков, замены, искажений букв.
Развитие умений составлять предложения по вопросам учителя, по картинкам, по опорным словам.
Развитие умений и навыков письма зрительных и слуховых диктантов.
Содержание: в процессе обучения учащихся на уроках по предмету: «Письмо» активно применяются различные упражнения:
практические упражнения;
настольно-печатные и ролевые игры на формирование представлений об интерьере жилища;
упражнения с картинками: рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, доступных для восприятия учащихся:
упражнения с пиктограммами (символами);
«письменные упражнения»;
упражнения с буквами, слогами и словами;
обводка по точкам и пунктирным линиям;
рисование предметов по лексическим темам;
упражнения на рисование простых эстампов
письму букв, слогов, слов с печатного или письменного текста
Учитывая индивидуальные особенности детей, предполагаемые результаты обучения можно разделить на 3 уровня.
Учащиеся первого уровня в ходе занятий учатся сотрудничеству с учителем и одноклассниками в разнообразных видах деятельности, приобретают навык осмысленного восприятия информации, умение держать карандаш, ориентироваться на листе бумаги, выражать свои мысли и желания в устной форме с использованием речевых и неречевых средств общения, по возможности осваивают печатный вариант отдельных букв.
Учащиеся второго уровня осваивают буквы (печатный и, по возможности, письменный вариант), учатся читать буквы, слоги, отдельные слова, учатся элементарно осмысливать прочитанное.
Учащиеся третьего уровня, как правило, овладевают элементарными навыками чтения отдельных слов, предложений и написанию небольших текстов и предложений, копирование слов.
Учащиеся должны уметь:
обводить по точкам и линиям
писать по трафарету и копировать слова и предложения
списывать с печатного и рукописного текста;
писать по слуху буквы, слоги, слова: письмо слов по контурным ориентирам и соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или выбор буквы в слове;
вставлять пропущенные в словах буквы при списывании;
списывать с классной доски и с карточки предложения.
Информационное сопровождение
Учебные принадлежности, аудиозаписи, дидактико-методическое пособия, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, раздаточный материал, презентации по темам, опорные листы по уровням, карточки поурочного планирования, демонстрационный материал.
Письмо 10 класс
Тематическое планирование
по программе «Особый ребёнок» 3 часа в неделю, всего 105 часов.
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во часов
Основные понятия
Оборудование
Дата проведения
I четверть-24 часов.
1-3
Звуки и буквы.
Звуки и буквы
3
Предметные, сюжетные картинки, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы.
Упражнения для различения артикуляторно сходных звуков. Алфавит.
4-6
Алфавит.
3
7-9
Расположение в алфавитном порядке нескольких слов.
3
Алфавит
Алфавит. Карточки для индивидуальной работы.
10-12
Составление списков учащихся по алфавиту.
3
Алфавит,
Алфавит. Предметные картинки, карточки со словами для самостоятельной работы,
13-15
Нахождение слов в словаре.
3
Словарь.
Словарь. Карточки для индивидуальной работы.
16-17
Звуки гласные и согласные.
2
Гласные, согласные.
Сюжетные картинки, предметные картинки.
18-20
Ударение.
3
Ударный, безударный.
Карточки для индивидуальной работы.
21-23
Различение гласных и безударных звуков
3
Ударный, безударный.
Упражнения для различения артикуляторно сходных звуков.
24
Диктант
1
Уметь писать слова под диктовку.
II четверть-24 часа.
1-3
.
Правописание безударных гласных.
3
Правило (Правописание безударных гласных).
Предметные и сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы
4-6
Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова (вода-воды).
3
Предметные, сюжетные картинки, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы.
7-9
Согласные твёрдые и мягкие.
3
Твёрдые и мягкие согласные.
Звонкие и глухие согласные.
Предметные и сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы
10-12
Согласные звонкие и глухие..
3
Карточки для индивидуальной работы.
13-15
Двойные и непроизносимые согласные.
3
Правила правописания разделительного Ь и Ъ знаков.
Предметные, сюжетные картинки, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы.
16-17
Разделительные знаки ь и ъ.
2
Карточки для индивидуальной работы. Сюжетные картинки.
18-19
Количество звуков и букв в словах.
2
Предлоги. Правописание предлогов.
Предметные, сюжетные картинки, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы.
20-21
Слово
Состав слова.
2
Приставка, корень, суффикс, окончание.
Карточки для самостоятельной работы.
22-23
Корень и однокоренные слова.
2
Однокоренные слова
24
Диктант. (Написание несложных предложений).
1
Уметь писать слова под диктовку (По индивидуальным возможностям детей)..
III четверть- 30 часов.
1-4
Слово
Состав слова. Закрепление.
4
Приставка, корень, суффикс, окончание. Однокоренные слова
Предметные, сюжетные картинки, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы.
Сюжетные картинки.
Картины с изображением природы.
5-8
Корень и однокоренные слова. Закрепление.
4
9-12
Окончание.
4
Окончание.
Приставка
13-16
Приставка.
4
17-20
Суффикс.
4
Суффикс
Приставка
21-24
Упражнения в образовании слов при помощи: приставок, суффиксов.
4
25-28
Правописание проверяемых безударных гласных
4
Правило (Правописание проверяемых безударных гласных)
Карточки для работы .
29
Слуховой диктант. Зрительный диктант.
1
Уметь писать слова под диктовку (По индивидуальным возможностям детей)..
Карточки с деформированным текстом.
30
Работа над ошибками.
1
Сюжетные картинки.
IV четверть-27 часов.
1-3
Слово
Правописание приставок
3
Приставка
Предметные, сюжетные картинки, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы.
Карточки для работы (Слова из которых дети должны составить предложение).
Карточки с деформированным текстом.
11-13
Выделение в тексте предложений на заданную тему
3
Уметь выделять в тексте предложения на заданную тему.
14-16
Составление предложений из слов, данных в начальной форме.
3
Изменять слова по смыслу.
17
Членение слов в предложении.
1
Уметь определять количество слов в предложении.
Карточки для работы (Слова из которых дети должны составить предложение).
Карточки с деформированным текстом.
18-19
Составление предложений.
2
Уметь составлять предложения по картинкам и опорным словам.
20-21
Знаки препинания в конце предложений.
2
Повествовательые,
Восклицательные,
Вопросительные предложения.
Предметные, сюжетные картинки, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы.
22-23
Главные члены предложения.
2
Подлежащие отвечает на вопросы: Кто? Что? (подчёркиваем одной чертой), сказуемое отвечает на вопросы: Что делает? Что будет делать?(подчёркиваем двумя чертами).
24-25
Второстепенные члены предложения.
2
Отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
Предметные, сюжетные картинки, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы.
26
Письмо слов и предложений под диктовку
1
Уметь писать слова под диктовку возможностям детей).
27
Списывание с печатного текста.
1
Литература:
Данная программа составлена на основе: «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Авторы: Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, В.И. Липакова, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина, Н.Н. Яковлева. Спб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой , 2011. – 480 с.
«Программа подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» ». М., «Просвещение», 1999 г., а также Коррекционно – образовательные программы для детей с глубоким нарушением». Шипицына Л.М. «СПб. «Образование»., 1996г.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». «Союз», 2004г.
Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы». М., 1995г., изд.2.
Головкина Т.М. «Особенности интеграции детей с тяжёлыми нарушениями развития» Ярославль 2007г (Департамент образования Ярославской области)
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» (Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта). М. «Просвещение», 2003г.
«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы)» М., СПб, Псков, 1999г.
Обучение и развитие детей и подростков с глубоким умственным и множественными нарушениями» под ред. Царева А.М. Псков, ПОИПКРО, 1999г.
Петрова В.Г. «Речь умственно отсталых школьников (Сб. «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы») М., 1965г
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред.Баряевой Л. Б., Яковлевой Н.Н. СПб 2011
«Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных учреждений VIII вида». М., «Просвещение», 1999г.
Шипицына Л.М. «Коррекционно – образовательные программы для детей с глубоким нарушением». СПб. «Образование»., 1996г.
Муниципальное автономное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Кувинская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида».
Согласованно Утверждено
Заместитель директора по УР Директор ГКСКОУ IIIV вида
Рабочая программа составлена по программе для детей: с глубокой умственной отсталостью, г.Пермь, 2010 год.
Рассмотрено на заседании ШМО
Учителей начальных классов
И рекомендовано к утверждению
Руководитель ШМО
______________ М.А. Нанартанис
Протокол от «___» _________ 20 ___ г. №____
20___ - 20 ___ учебный год
Пояснительная записка.
Содержание программы направлено на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Процесс обучения счёту детей с умеренной умственной отсталостью неразрывно связан с коррекцией и развитием их познавательной деятельности. Данный предмет вызывает большие трудности в силу заболевания учащихся данной категории.
Цель программы: коррекция и развитие познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка к повседневной жизни и труду через овладение их математическими знаниями. Поэтому в 10-м классе продолжается закрепление изученного ранее материала. В 10-м классе продолжается изучение счета до 1000.
В ходе обучения учебному предмету «Счёт» в рабочей программе выделяются следующие основные задачи:
закрепление начальных, временных, пространственных, количественных представлений у детей, которые будут способствовать в отношениях окружающей действительности;
коррекция мышления, воображения, речи на основе выполнения упражнений по счёту, сравнению, анализу и синтезу;
развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-образного и логического мышления;
Содержание проекта учебного предмета «Математические представления и конструирование» направлено на формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картины мира, значимой для социально-бытовой адаптации учащихся. На уроке должны сочетаться устные формы работы с письменными: (рабочие тетради, опорные листы).
Знания учащихся оцениваются в соответствии с требованиями данной программы.
Тем детям, которые не справляются с заданиями, предлагается облегчённый вариант.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения учащиеся должны уметь:
По возможности выполнять порядковый счёт в пределах 1000;
выполнять письменно арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 1000, в том числе с использованием при необходимости калькулятора.
название компонентов действий сложения и вычитания;
временные представления (части суток, порядок следования)
сравнивать предметы по размеру, количеству и определять, что больше, что меньше;
соотносить количественные числительные с группами предметов;
называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);
производить размен монет.
Практические упражнения:
построение отрезков заданной длины;
измерение отрезков с помощью линейки.
Информационное сопровождение
Учебные принадлежности, аудиозаписи, дидактико-методическое пособия, учебно-наглядные пособия по темам программы, дидактические игры, раздаточный материал, презентации по темам, опорные листы по уровням, карточки поурочного планирования, демонстрационный материал.
Счёт 10 класс
Тематическое планирование
по программе «Особый ребёнок» 3 часа в неделю, всего 105 часов.
№
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во часов
Основные понятия
Оборудование
Дата проведения
I четверть-24 часов.
1-6
Повторение.
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд
Счётный материал, карточки для самостоятельной работы.
7-11
Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
5
12-17
Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд
6
Предметные картинки, счётный материал,
18-23
Составление и решение задач в пределах 100
6
Условие, вопрос.
Известно, неизвестно.
Краткая запись, решение.
Предметные и сюжетные картинки,
Краткая запись для составления задач, учебник.
24
Проверочная работа.
1
II четверть-24час.
Решение и составление задач в пределах 100 без перехода через разряд.
Примеры на карточках, выборочно из учебника.
1-3
Устная и письменная нумерация.
Нумерация чисел в пределах 1000. Повторение.
3
Единицы, десятки, сотни, тысячи.
Круглое число.
Разрядые единицы.
Счётный материал, карточки для самостоятельной работы.
4-6
Получение круглых чисел в пределе 1000. Повторение.
3
7-9
Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами. Повторение.
3
Предметные картинки, счётный материал,
10-12
Сравнение круглых чисел в пределах 1000. Повторение.
3
Сравнивать предметы по размеру, количеству и определять, что больше, что меньше;
.
13-15
Сложение и вычитание круглых сотен. Повторение.
3
16-19
Решение задач в пределах 1000. Повторение.
4
Условие, вопрос.
Известно, неизвестно.
Краткая запись, решение
Предметные и сюжетные картинки,
Краткая запись для составления задач, учебник
20-23
Меры стоимости: 100рублей, 500 рублей, 1000 рублей. Денежные купюры, замен, размен некоторых денежных купюр. Повторение.
4
Рубли, копейки.
Игра магазин.
Счётный материал (100, 500, 1000руб.).
24
Сложение и вычитание круглых сотен. Проверочная работа.
1
Карточки с практическими упражнениями.
III четверть-30 час.
Меры длины: работа с метром.
1-4
Устная и письменная нумерация.
Нумерация чисел в пределах 1000. Закрепление.
4
Именованные числа: (км, сут., ч., мин., л. м)
Примеры на карточках, выборочно из учебника.
5-8
Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами. Закрепление.
4
Выполнять письменно арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 1000, в том числе с использованием при необходимости калькулятора.
9-11
Получение трёхзначных чисел из сотен, десятков, единиц.
3
12-14
Разложение трёхзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Повторение.
3
Практические задания в определении длины.
15-17
Разряды: единицы, десятки, сотни. Повторение.
3
18-19
Класс единиц.
2
Единицы, десятки, сотни,
20-22
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. Единицы. Повторение.
3
Выполнять письменно арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 1000, в том числе с использованием при необходимости калькулятора.
Счётный материал, карточки для самостоятельной работы, калькулятор, учебник математики.
23-25
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. Десятки. Повторение.
3
26-28
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. Сотни. Повторение.
3
29-30
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. Контрольная работа.
2
IV четверть-27 час.
Прямые линии.
1-10
Устная и письменная нумерация.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. Повторение.
10
Выполнять письменно арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 1000, в том числе с использованием при необходимости калькулятора.
Счётный материал, карточки для самостоятельной работы, калькулятор, учебник математики.
11-12
Римские цифры. Обозначение чисел. Повторение.
2
Римские цифры от 1 до 10
Плакат с изображением римских цифр.
13-14
Изображение трёхзначных чисел на калькуляторе. Повторение.
2
Калькулятор, карточки с числами
15-16
Меры длины - километр. Обозначение: 1 км. Повторение.
2
Метр, километр.. Измерение отрезков с помощью метра.
Метр
17-18
Соотнесение 1 км=1000 м. Повторение.
2
19
Меры массы: 1 кг, 1 ц. Повторение.
1
Кг, центнер
20
Меры массы. Закрепление.
1
21
Меры стоимости: 100 руб. 500 руб. 1000 руб. Повторение.
1
Знать денежные купюры. Производить размен.
Муляжи денег.
22
Денежные купюры, размен. Повторение.
1
23
Меры времени 1 год. Повторение.
1
Год, месяц, неделя.
Зима, весна, лето, осень.
Високосный, невисокосный
365 д., 366 дней
Календарь
Карточки с именованными числами
24
Соотнесение мер времени года 1 год=365/366 дней.
1
25
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределе 1000.
1
Выполнять письменно арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 1000, в том числе с использованием при необходимости калькулятора.
Счётный материал, карточки для самостоятельной работы, калькулятор, учебник математики.
26
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга
Ломаные. Измерение длины ломаной.
1
Замкнутые, незамкнутые кривые, окружность, дуга.
Чертить ломаные, измерять длину.
Чертёжные принадлежности, карточки для индивидуальной работы.
27
Практические упражнения в сложении и вычитании чисел в пределах 1000 с переходом через разряд.
1
Выполнять письменно арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 1000, в том числе с использованием при необходимости калькулятора.
Счётный материал, карточки для самостоятельной работы, калькулятор, учебник математики.
Литература
.Б. Баряева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии)»
Л.Б. Баряева «Программа обучение учащихся с умеренной умственной и тяжелой умственной отсталостью» СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряева 2011г.
«Воспитание и обучение детей и подростков» с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Владос» Под ред. канд. псих. наук проф. И.М.Бгажноковой 2007г.
«Формирование математических представлений» Фалькович Т.А., Барылкина Л.П.,под. ред. М. 2005г
Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития
младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопросы психологии 1993
4. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей.
к учебному курсу «трудовое обучение (младший обслуживающий персонал)»
учителя
Нанартанис Маргариты Анатольевны
Рабочая программа составлена: - по 8 классу (выборочно) по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, г. Москва 2001 год.
- по программе для детей: с глубокой умственной отсталостью, г.Пермь, 2010 год (картонажное дело).
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей начальных классов
и рекомендовано к утверждению
Руководитель ШМО
______________ М.А. Нанартанис
Протокол от «___» _________ 20 ___ г. №____
20___ - 20 ___ учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по трудовому обучению в 10 классе составлена на основе программы для детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью Пермь, 2010 г. и программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, 5-9 классы, /Под редакцией В.В.Воронковой.- М..: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,2001.-Сб.2.-240с.
Рабочая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, уровня их знаний и умений, поэтому из программы взяты те темы, которые подходят уровню развития учащихся.
Программой предусмотрено проведение: контрольных, практических работ.
Программный материал может изучаться детьми не один год в зависимости от индивидуальных возможностей учеников.
Обучение труду направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Содержание материала связано с логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
На уроках трудового обучения используются здоровьесберегающие технологии, а именно игровые и информационно-коммуникационные, а также технология саморазвития М. Монтессори.
Промежуточная аттестация в соответствии с Уставом образовательного учреждения не проводится.
Рабочая программа для детей с тяжелой умственной отсталостью не предусматривает включение национально - регионального компонента в материал урока с учетом психофизических особенностей развития учащихся.
На основании Устава муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в классах для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью используется качественная оценка успешности усвоения учебной программы («аттестован»/ «не аттестован»), т.е. безотметочная система на протяжении всего периода обучения.
Требования к уровню достижений обучающихся
При составлении программы специально не был введен перечень обязательных знаний, умений, навыков, так как освоение содержания каждого пункта программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. В связи с этим в программе предусмотрены только предполагаемые знания, умения и навыки.
Предполагаемые знания учащихся к концу учебного года:
Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Правила санитарии по содержанию помещения.
Правила личной гигиены.
Устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений.
Правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами.
Правила эксплуатации сантехнического оборудования
Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.
Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.
Освобождать урны от мусора и обрабатывать их дезодорирующим раствором.
Собирать мусор и выносить его в установленное место.
Соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении.
Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу с помощью учителя. Хватка инструмента. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки. Смазывание поверхности бумаги клеем. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы). Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание. Размещение на листе бумаги элементов аппликации, их наклеивание.
к учебному курсу «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания»
учителя
Нанартанис Маргариты Анатольевны
Рабочая программа составлена по программе для детей: с глубокой умственной отсталостью, г.Пермь, 2010 год.
Рассмотрено на заседании ШМО
Учителей начальных классов
И рекомендовано к утверждению
Руководитель ШМО
______________ М.А. Нанартанис
Протокол от «___» _________ 20 ___ г. №____
20___ - 20 ___ учебный год
Пояснительная записка.
Работа по хозяйственно – бытовому труду, как простой и доступный вид практической деятельности, содействует общему развитию детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта, готовит их к самостоятельности в быту. Следует отметить, что эти знания являются также средством активного познания окружающей действительности.
На занятиях по бытовому обслуживанию учащиеся ставятся перед необходимостью планировать свою работу. Они начинают логическую поверхность своих действий. Например, готовя блюда из овощей, они в начале их моют, а затем чистят. Этот труд требует всех анализаторов: зрительного, осязательного, вкусового, обонятельного.
В задачу занятий по хозяйственному труду и самообслуживанию входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду.
Основная воспитательная задача уроков хозяйственно-бытового труда:
привить детям навыки самостоятельности;
изживать тенденцию к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию.
Следует учитывать индивидуальные возможности детей элементарные навыки, воспитываемые у них. Особенно рекомендуется в условиях интерната организовать шефство старших учеников над младшими в целях воспитания у младших необходимых навыков опрятности и самообслуживания, а у старших учеников – умения ухаживать за младшими.
К концу учебного года ученик должен:
Уметь ухаживать за одеждой и обувью;
Ухаживать за жилищем;
Помощь взрослым в приготовлении пищи (чистить картофель, заваривать чай, варить яйца, нарезать овощи для винегрета, печь пироги с простым наполнителем и т.д.)
Называть предметы, нужные для приёма пищи;
Выполнять санитарно-гигиенические нормы при и во время еды;
Выполнять навыки культуры поведения.
Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания 10 класс
Тематическое планирование
По программе «Особый ребёнок» 4 часа в неделю, всего 142 часа.
№
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во часов
Основные понятия, словарная работа.
Оборудование
Дата проведения
I четверть – 32 часов.
1-2
Уход за одеждой и обувью.
Санитарно-гигиенические требования к кухонной и столовой посуде.
2
Кухонная, столовая посуда
Моющие средства, салфетки для мытья посуды.
3-4
Правила пользования столовой посудой и столовыми приборами.
2
Уметь пользоваться столовой посудой и столовыми принадлежностями.
Рабочая программа составлена по программе: для детей с глубокой умственной отсталостью, г.Пермь, 2010 год.
Рассмотрено на заседании ШМО
Учителей начальных классов
И рекомендовано к утверждению
Руководитель ШМО
______________ М.А. Нанартанис
Протокол от «___» _________ 20 ___ г. №____
20___ - 20 ___ учебный год
Пояснительная записка.
В основу предмета «Чтение» в данной программе положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств вербальной и невербальной коммуникации.
Основные цели и задачи программы:
-организовывать речевую среду, побуждать речевую активность на основе прочитанного или элементарного самостоятельного «чтения» (чтение картинок, пиктограмм, букв, слогов, слов и предложений)
-знакомить с жестовыми, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
-приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;
-создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни.
-расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта в процессе « чтения».
-учить задавать вопросы по содержанию прочитанного или рассказанного;
-развивать фразовую речь
-формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах, иллюстрациях и картинах.
В результате овладения процессом чтения могут быть решены следующие задачи.
Учащиеся - могут научиться сотрудничеству с учителем и одноклассниками в разнообразных видах деятельности,
- приобрести навык осмысленного восприятия информации, умения выражать свои желания в устной форме с использованием речевых или неречевых средств общения,
- по возможности усвоить зрительные эталоны некоторых букв или целостный образ слова (глобальное чтение).
Работа по обучению основам чтения должна планироваться с учетом следующих требований:
-осуществления индивидуального подхода к обучению каждого ребёнка с учетом его речевого развития, особенностей познавательной деятельности, состояния общей и мелкой моторики.
-планирования занятий с учетом тематического принципа, т.е. занятия, проводятся по определенной теме, с регламентированным речевым материалом по данной теме, который может расширяться в зависимости от сроков обучения, близости содержания темы, интересам детей, сезонного периода и так далее.
-развития коммуникативных умений учащихся на каждом занятии,
-активизации предметно- практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы.
-реализации принципа наглядности.
Обучение основам чтения предполагает, что все задания, формы деятельности, содержание находятся в зоне ближайшего развития ребёнка и могут быть выполнены и освоены с помощью взрослого или самостоятельно.
В процессе работы по предмету «Чтение» рекомендуется последовательное выполнение следующих упражнений:
-практические упражнения;
-упражнения с картинками;
-упражнения с пиктограммами (символами);
-упражнения по прослушанному тексту;
-упражнения со словами.
В ходе уроков чтения учащиеся знакомятся с невербальными средствами коммуникации. При этом под невербальными средствами коммуникации подразумеваются различные средства, замещающие произносительную, звуковую речь:
-естественно-экспрессивные (мимика, жесты, пантомимика), выполняющие функции передачи эмоций, комментирования, замещение отдельных слов или фраз. Характерный признак этих средств - их обобщенность, зависимость грамматического значения от контекста;
-искусственно-экспрессивные (например, язык танца), передающие информацию в самом обобщенном виде и требующие специального уточнения и разъяснения;
-специальные, которые применяются в тех случаях, когда люди не могут самостоятельно использовать устную или письменную формы речи.
Эффективным средством организации общения с неговорящими учащимися, является метод пиктограмм. Опора на «графический» язык помогает становлению импрессивной речи учащихся, что создает благоприятные предпосылки для формирования зачатков их экспрессивной речи.
Ребёнок, владеющий кодовой системой, сможет не только «читать», но и «отвечать» на вопросы по содержанию прочитанного. Альтернативные системы общения могут использоваться в следующем качестве:
-как средство временного общения, когда ребёнок пока не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью;
-как средство постоянного общения для учащихся, неспособных говорить и в будущем;
-как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);
-как этап в освоении детьми чтения.
Цель применения метода пиктограмм организовать коммуникацию с неговорящими учащимися, пробудить и актуализировать их перцептуальные и понятийные возможности, активизировать невербальный интеллект. Пиктограммы - эффективное средство коррекции психики умственно отсталых детей. Большое внимание в работе с пиктограммами уделяется тем символическим изображениям, которые часто встречаются в окружающем ребёнка социальном мире (разрешающие, запрещающие, предупреждающие, информационные знаки и т. п.).
В основу обучения элементам традиционного чтения учащихся положено два метода: буквенный аналитико-синтетический метод (анализу и синтезу подвергается буквенный состав слова) и метод чтения целыми словами (глобальное чтение). Использование звукового аналитико-синтетического метода возможно только для отдельных детей, которые могут им овладеть.
Учитывая индивидуальные особенности детей, предполагаемые результаты обучения можно разделить на 3 уровня.
Учащиеся первого уровня в ходе занятий учатся сотрудничеству с учителем и одноклассниками в разнообразных видах деятельности, приобретают навык осмысленного восприятия информации, умение выражать свои мысли и желания в устной форме с использованием речевых и неречевых средств общения, по возможности осваивают печатный вариант отдельных букв.
Учащиеся второго уровня осваивают буквы (печатный и, по возможности, письменный вариант), учатся читать буквы, слоги, отдельные слова, учатся элементарно осмысливать прочитанное.
Учащиеся третьего уровня, как правило, овладевают элементарными навыками чтения отдельных слов, предложений.
Цель:
1. Ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает и дать ему словесное наименование.
2. Научить снимать напряжение мышц (повышать их тонус), знакомить с мимикой, жестами, позами, обучать выразительным движениям лица и тела, включать неречевые средства общения в этюды и игры, а затем и в повседневную коммуникативную деятельность, добиваться осознания ребенком того, что между мыслями, чувствами и поведением человека существует связь.
Задачи:
1. Учить детей понимать собственное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; познакомить с навыками релаксации и саморегуляции.
2. Развивать чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучать умению быть в мире с самим собой.
3. Создавать возможность для самовыражения, формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями - средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой)
Карточки со словарными словами Сюжетные картинки к рассказу..
16-17
Н. Сладков «Зимние долги».
2
Дятел, воробей, синица.
Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.
18-21
М. Пришвин «Люби всё живое».
4
Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.
22
Е. Чарушин. «Томка и корова»
1
Карточки со словарными словами Сюжетные картинки к рассказу..
23
К. Ушинский «Кукушечка»
1
Бездомная ленивица
Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.
24-25
А Барков «Яшка».
2
Дятел плотничает
Карточки со словарными словами. Сюжетные картинки к рассказу.
26-27
А. Тосстой «Полкан».
2
Конура
Карточки со словарными словами.
Литература:
1.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». «Союз», 2004г.
2.Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы». М., 1995г., изд.2.
3.Головкина Т.М. «Особенности интеграции детей с тяжёлыми нарушениями развития» Ярославль 2007г (Департамент образования Ярославской области)
4.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» (Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта). М. «Просвещение», 2003г.
5.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы)» М., СПб, Псков, 1999г.
6. Обучение и развитие детей и подростков с глубоким умственным и множественными нарушениями» под ред. Царева А.М. Псков, ПОИПКРО, 1999г.
7. Петрова В.Г. «Речь умственно отсталых школьников (Сб. «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы») М., 1965г
8. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред.Баряевой Л. Б., Яковлевой Н.Н. СПб 2011
9. «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных учреждений VIII вида». М., «Просвещение», 1999г.