Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование "Шахматы"»
Пояснительная записка
« Шахматная игра не просто праздное развлечение.
С ее помощью можно приобрести в себе ряд очень
ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни».
Б. Франклин.
Краткая историческая справка: Полторы тысячи лет пытаются люди разгадать загадки шахматной игры. Многие секреты уже перестали быть тайнами за семью печатями, создана стройная теория, но до сих пор, как и сотни лет назад, миллионы шахматистов блуждают в бесконечном лабиринте вариантов.
Количество различных положений, которое могут занять на шахматной доске 32 фигуры, выражается 52-значным числом. Чтобы перебрать варианты только первых десяти ходов, все население земного шара должно непрерывно передвигать шахматные фигуры в течение 217 млрд. лет!
Имя изобретателя шахмат неизвестно (на самом деле, эта игра – плод коллективного разума нескольких поколений людей). Родиной шахмат считается Индия. Существует легенда, согласно которой мудрец придумал диковинную игру, чтобы помирить двух королей. «Воюйте лучше на игровом поле, а не на поле брани», - сказал он им. И, действительно, игра настолько увлекла их, что они забыли о своих распрях. Безызвестный изобретатель шахмат был мудрецом. Он заложил в свою игру многие качества: красоту логических построений, высокий полет человеческой мысли, безграничность возможностей. И все это он облек в форму соревнования умов и характеров, но шахматы не только увлекательная игра, но и испытание выдержки и воли. Шахматы-игра, которой отдавали свой досуг многие великие люди:
Актуальность программыобусловлена тем, что помогает учащимся воспитать в себе усидчивость, силу воли, характер, уверенность в себе, развить свои индивидуальные способности (внимание, логическое мышление, память), расширить кругозор, уметь находить выход в нестандартных ситуациях, дает возможность проявить себя.
Цели и задачи
Целью данной кружковой работы является знакомство учащихся с основами игры в шахматы (правила игры, ходовые свойства каждой фигуры – правила перемещения фигур по шахматной доске), формирования интереса к данной игре, обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системы умений и навыков игры в шахматы, необходимых в повседневной жизни.
Педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:
образовательная - расширение кругозора, пополнение знаний учащихся, активизация мыслительной деятельности школьников, развивает умение ориентироваться на плоскости, формирует умение логически мыслить, тренирует память, внимание и наблюдательность.
воспитательная – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.
эстетическая– играя, учащийся попадает в мир превращений обыкновенной доски и фигур в изящные по красоте отдельные ходы, шахматные комбинации доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить необычные выходы в различных ситуациях приносит эстетическое наслаждение и обогащает детскую фантазию.
Знания и умения, которые должны приобрести учащиеся, в результате изучения дисциплины: знать основные правила игры в шахматы, владеть правилами передвижения фигур по шахматной доске и уметь грамотно записывать ходы шахматных партий, иметь представления о приемах игры в шахматы, уметь логически строить стратегию своей игры в шахматной партии, владеть шахматной терминологией.
Наполняемость учебной группы: 12-15 человек.
1) Данное количество оптимально для проведения занятий, т.к. позволяет осуществлять промежуточный контроль знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися на каждом занятии.
2) Четное количество обусловлено необходимостью проведения практических игровых занятий, как в парах постоянного состава, так и в парах сменного состава. При подборе пар обязательно учитывается уровень подготовки, иначе постоянные проигрыши слабейшего приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы.
3) Позволяет организовывать работу в группах, опираясь на поддержку и помощь со стороны более подготовленных учащихся. Возраст учащихся: 6-18лет Всего: 144 часа (4 часа в неделю) 1 год обучения,
216 часа (6 часа в неделю) 2 год обучения. Процесс овладения приемами игры в шахматы строится на ряде методических принципов:
1) Принцип регулярности: основная работа происходит не только на еженедельных занятиях, но и при выполнении домашнего задания (закрепление приобретенных навыков).
2) Принцип параллельности: следует изучать темы не последовательно одну за другой, а держать в поле зрения несколько (две – три) темы, двигаясь по ним вперед и в глубь.
3) Принцип смены приоритетов: приоритет идеи – главное – правильная идея решения, которая может привести к выгодной позиции в партии; приоритет хода – при отработке уже известных идей, а также при решении простых, стандартных ситуаций, т.к. никакие сверхкрасивые и сверхоригинальные идеи не могут компенсировать наличие неверного хода.
4) Принцип вариативности: полезно на примере одной ситуации различные приемы и методы решения, а затем сравнить получившиеся решения с различных точек зрения: стандартность и оригинальность.
5) Принцип самоконтроля: регулярный и систематический анализ своих ошибок как непременный элемент самостоятельно работы.
6) Принцип быстрого повторения: по мере накопления теоретических знаний по предмету, следует регулярно повторять материал и по необходимости подкреплять его решением практических задач по теме.
7) Принцип моделирования ситуаций: полезно моделировать критические ситуации, которые могут возникнуть в шахматной партии, и отрабатывать стереотипы поведения.
Самостоятельная работаучащихся в процессе обучения игре в шахматы организуется в виде самостоятельной работы дома, при разборе различных этюдов. Виды текущего, промежуточного и рубежного контроля учащихся: функция текущего контроля реализуется на практических занятиях в виде решения различных этюдов, устного опроса. Промежуточный контроль реализуется при проведении учебных игровых партий. Рубежным является участие учащихся в школьном и районном шахматных турнирах. Основные виды занятий: лекция, беседа, практические игровые занятия. Прогнозируемый результат: 1) овладение учащимися правил игры в шахматы, правил передвижения фигур по шахматной доске; 2) овладение шахматной терминологией; 3) развитие логического мышления; 4) сознательное овладения учащимися системы умений и навыков игры в шахматы, необходимых в повседневной жизни. Учебно-тематический план: Учебно-тематический план 1 год обучения
№ п.п.
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Организационное занятие
1
1
-
Знакомство с шахматной доской
1
1
Лагерь черных, лагерь белых
2
1
1
Учимся делать ход
42
27
15
Шах, мат и пат
22
4
18
Рокировка: короткая и длинная
2
1
1
Поговорим о дебюте
70
60
10
Шахматная нотация
2
1
1
Шахматный турнир
2
1
1
Итого
144
97
47
Средства обучения: комплекты шахмат (желательно комплект на каждую играющую пару), демонстративна магнитная шахматная доска с комплектом шахматных фигур (сделанная руками самих учащихся), по возможности использовать компьютер. Оформление стенда «В мире шахмат», где подобрана информация о шахматной терминологии, а так же иллюстрируется материал, разбираемый на занятиях шахматного кружка
Учебно-тематический план 2 год обучения
№ п.п.
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Организационное занятие
1
1
-
2
Знакомство с шахматной доской
2
1
3
Лагерь черных, лагерь белых
17
8
9
4
Учимся делать ход
52
32
20
5
Шах, мат и пат
32
9
23
6
Рокировка: короткая и длинная
12
6
6
7
Поговорим о дебюте
79
65
15
8
Шахматная нотация
12
6
6
9
Шахматный турнир
9
3
6
10
Итого
216
131
85
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
сроки
теорит.
практич.
1
Организационное занятие
1
1
2
Доска и фигуры. Правила, определяющие игру
1
1
3
Шахматная нотация
2
2
4
Превращение пешек
1
1
5
Правило взятия на проходе
1
1
6
Рокировка
1
1
7
Ценность фигур и пешек
1
1
8
Некоторые случаи ничьи
1
1
9
Мат тяжелыми фигурами
2
2
10
Упражненеия на мат
2
2
11
Как начинать партию?
2
2
12
Что делать после дебюта?
1
1
13
Использование большого материального перевеса
2
2
14
Правило квадрата
1
1
15
Король и крайняя пещка против короля
2
2
16
Использование геометрических мотивов
1
1
17
Связка
2
2
18
Двойной удар
1
1
19
Открытое нападение
1
1
20
Открытый шах
1
1
21
Двойной шах
1
1
22
Что такое комбинация?
2
2
23
Жертва слона на һ7 /һ2/
1
1
24
Коневые комбинации
2
2
25
Комбинации на завлечение
1
1
26
Блокировка,спертый мать
1
1
27
Комбинации на отвлечение
3
3
28
Комбинации на освобождение поля
1
1
29
Комбинации на освобождение линии
1
1
30
Комбинации на уничтожение защитника
2
2
31
Изоляция и перекрытие, захват пункта
1
1
32
Шахматные задачи
1
1
33
Ловушки
1
1
34
Атака на нерокировавшего короля
2
2
35
Атака на короля при односторонних рокировках
2
2
36
Атака на короля при разносторонних рокировках
2
2
37
Реализация лиш ней пещки в пешечных окончаниях
1
1
38
Отдаленная проходная пещка
2
2
39
Защищенная проходная пещка
1
1
40
Борьба ферзя против пешки
2
2
41
Некоторые случаи ничьей при большом материальном перевесе
1
1
42
Элементарные ладейные окончания
1
1
43
Некоторые технические приемы в ладейных окончаниях
1
1
44
Окончания, в которых слон сильнее коня
1
1
45
Окончания, в которых конь сильнее слона
1
1
46
Окончания с одноцветными слонами
1
1
47
Окончания с разноцветными слонами
1
1
48
«Хорошия» и «Плохие » слоны
1
1
49
Сильные и слабые пункты
1
1
50
Пешечные слабости
1
1
51
Открытая линия
1
1
52
7 я /2 я/горизонталь
1
1
53
Испанская партия
2
2
54
Как изучать дебют?
4
4
Итого
68
68
,
Литература:
1. В. Хенкин «Куда идет король», М., «Молодая гвардия», 1979.