kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование "Шахматы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по шахматам опубликована  на 1-2 год обучения, на 144 часов 1 год обучения и 2-ой год обучения на 216 часов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование "Шахматы"»

Пояснительная записка

« Шахматная игра не просто праздное развлечение.

С ее помощью можно приобрести в себе ряд очень 

ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни».

Б. Франклин.

Краткая историческая справка: Полторы тысячи лет пытаются люди разгадать загадки шахматной игры. Многие секреты уже перестали быть тайнами за семью печатями, создана стройная теория, но до сих пор, как и сотни лет назад, миллионы шахматистов блуждают в бесконечном лабиринте вариантов.

Количество различных положений, которое могут занять на шахматной доске 32 фигуры, выражается 52-значным числом. Чтобы перебрать варианты только первых десяти ходов, все население земного шара должно непрерывно передвигать шахматные фигуры в течение 217 млрд. лет!

Имя изобретателя шахмат неизвестно (на самом деле, эта игра – плод коллективного разума нескольких поколений людей). Родиной шахмат считается Индия. Существует легенда, согласно которой мудрец придумал диковинную игру, чтобы помирить двух королей. «Воюйте лучше на игровом поле, а не на поле брани», - сказал он им. И, действительно, игра настолько увлекла их, что они забыли о своих распрях. Безызвестный изобретатель шахмат был мудрецом. Он заложил в свою игру многие качества: красоту логических построений, высокий полет человеческой мысли, безграничность возможностей. И все это он облек в форму соревнования умов и характеров, но шахматы не только увлекательная игра, но и испытание выдержки и воли.
Шахматы-игра, которой отдавали свой досуг многие великие люди:

А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, Д.И.Менделеев… 

Актуальность программы обусловлена тем, что помогает учащимся воспитать в себе усидчивость, силу воли, характер, уверенность в себе, развить свои индивидуальные способности (внимание, логическое мышление, память), расширить кругозор, уметь находить выход в нестандартных ситуациях, дает возможность проявить себя.









Цели и задачи

Целью данной кружковой работы является знакомство учащихся с основами игры в шахматы (правила игры, ходовые свойства каждой фигуры – правила перемещения фигур по шахматной доске), формирования интереса к данной игре, обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системы умений и навыков игры в шахматы, необходимых в повседневной жизни. 

Педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:

образовательная - расширение кругозора, пополнение знаний учащихся, активизация мыслительной деятельности школьников, развивает умение ориентироваться на плоскости, формирует умение логически мыслить, тренирует память, внимание и наблюдательность.

воспитательная – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.

эстетическая – играя, учащийся попадает в мир превращений обыкновенной доски и фигур в изящные по красоте отдельные ходы, шахматные комбинации доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить необычные выходы в различных ситуациях приносит эстетическое наслаждение и обогащает детскую фантазию.

Знания и умения, которые должны приобрести учащиеся, в результате изучения дисциплины: знать основные правила игры в шахматы, владеть правилами передвижения фигур по шахматной доске и уметь грамотно записывать ходы шахматных партий, иметь представления о приемах игры в шахматы, уметь логически строить стратегию своей игры в шахматной партии, владеть шахматной терминологией.

Наполняемость учебной группы: 12-15 человек.

1) Данное количество оптимально для проведения занятий, т.к. позволяет осуществлять промежуточный контроль знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися на каждом занятии.

2) Четное количество обусловлено необходимостью проведения практических игровых занятий, как в парах постоянного состава, так и в парах сменного состава. При подборе пар обязательно учитывается уровень подготовки, иначе постоянные проигрыши слабейшего приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы. 

3) Позволяет организовывать работу в группах, опираясь на поддержку и помощь со стороны более подготовленных учащихся.
Возраст учащихся: 6-18лет
Всего: 144 часа (4 часа в неделю) 1 год обучения,

216 часа (6 часа в неделю) 2 год обучения.
Процесс овладения приемами игры в шахматы строится на ряде методических принципов:

1) Принцип регулярности: основная работа происходит не только на еженедельных занятиях, но и при выполнении домашнего задания (закрепление приобретенных навыков).

2) Принцип параллельности: следует изучать темы не последовательно одну за другой, а держать в поле зрения несколько (две – три) темы, двигаясь по ним вперед и в глубь.

3) Принцип смены приоритетов: приоритет идеи – главное – правильная идея решения, которая может привести к выгодной позиции в партии; приоритет хода – при отработке уже известных идей, а также при решении простых, стандартных ситуаций, т.к. никакие сверхкрасивые и сверхоригинальные идеи не могут компенсировать наличие неверного хода. 

4) Принцип вариативности: полезно на примере одной ситуации различные приемы и методы решения, а затем сравнить получившиеся решения с различных точек зрения: стандартность и оригинальность.

5) Принцип самоконтроля: регулярный и систематический анализ своих ошибок как непременный элемент самостоятельно работы.

6) Принцип быстрого повторения: по мере накопления теоретических знаний по предмету, следует регулярно повторять материал и по необходимости подкреплять его решением практических задач по теме.

7) Принцип моделирования ситуаций: полезно моделировать критические ситуации, которые могут возникнуть в шахматной партии, и отрабатывать стереотипы поведения.

Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения игре в шахматы организуется в виде самостоятельной работы дома, при разборе различных этюдов. 
Виды текущего, промежуточного и рубежного контроля учащихся: функция текущего контроля реализуется на практических занятиях в виде решения различных этюдов, устного опроса. Промежуточный контроль реализуется при проведении учебных игровых партий. Рубежным является участие учащихся в школьном и районном шахматных турнирах.
Основные виды занятий: лекция, беседа, практические игровые занятия.
Прогнозируемый результат: 1) овладение учащимися правил игры в шахматы, правил передвижения фигур по шахматной доске;
2) овладение шахматной терминологией;
3) развитие логического мышления;
4) сознательное овладения учащимися системы умений и навыков игры в шахматы, необходимых в повседневной жизни. 
Учебно-тематический план:
Учебно-тематический план 1 год обучения

№ п.п.

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Организационное занятие

1

1

-

Знакомство с шахматной доской

1

1


Лагерь черных, лагерь белых

2

1

1

Учимся делать ход

42

27

15

Шах, мат и пат

22

4

18

Рокировка: короткая и длинная

2

1

1

Поговорим о дебюте

70

60

10

Шахматная нотация

2

1

1

Шахматный турнир

2

1

1

Итого

144

97

47


Средства обучения: комплекты шахмат (желательно комплект на каждую играющую пару), демонстративна магнитная шахматная доска с комплектом шахматных фигур (сделанная руками самих учащихся), по возможности использовать компьютер.
Оформление стенда «В мире шахмат», где подобрана информация о шахматной терминологии, а так же иллюстрируется материал, разбираемый на занятиях шахматного кружка


Учебно-тематический план 2 год обучения

№ п.п.

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Организационное занятие

1

1

-

2

Знакомство с шахматной доской

2

1


3

Лагерь черных, лагерь белых

17

8

9

4

Учимся делать ход

52

32

20

5

Шах, мат и пат

32

9

23

6

Рокировка: короткая и длинная

12

6

6

7

Поговорим о дебюте

79

65

15

8

Шахматная нотация

12

6

6

9

Шахматный турнир

9

3

6

10

Итого

216

131

85


Календарно-тематическое планирование



Тема

Количество часов

сроки

теорит.

практич.


1

Организационное занятие

1

1


2

Доска и фигуры. Правила, определяющие игру

1

1


3

Шахматная нотация

2

2


4

Превращение пешек

1

1


5

Правило взятия на проходе

1

1


6

Рокировка

1

1


7

Ценность фигур и пешек

1

1


8

Некоторые случаи ничьи

1

1


9

Мат тяжелыми фигурами

2

2


10

Упражненеия на мат

2

2


11

Как начинать партию?

2

2


12

Что делать после дебюта?

1

1


13

Использование большого материального перевеса

2

2


14

Правило квадрата

1

1


15

Король и крайняя пещка против короля

2

2


16

Использование геометрических мотивов

1

1


17

Связка

2

2


18

Двойной удар

1

1


19

Открытое нападение

1

1


20

Открытый шах

1

1


21

Двойной шах

1

1


22

Что такое комбинация?

2

2


23

Жертва слона на һ7 /һ2/

1

1


24

Коневые комбинации

2

2


25

Комбинации на завлечение

1

1


26

Блокировка,спертый мать

1

1


27

Комбинации на отвлечение

3

3


28

Комбинации на освобождение поля

1

1


29

Комбинации на освобождение линии

1

1


30

Комбинации на уничтожение защитника

2

2


31

Изоляция и перекрытие, захват пункта

1

1


32

Шахматные задачи

1

1


33

Ловушки

1

1


34

Атака на нерокировавшего короля

2

2


35

Атака на короля при односторонних рокировках

2

2


36

Атака на короля при разносторонних рокировках

2

2


37

Реализация лиш ней пещки в пешечных окончаниях

1

1


38

Отдаленная проходная пещка

2

2


39

Защищенная проходная пещка

1

1


40

Борьба ферзя против пешки

2

2


41

Некоторые случаи ничьей при большом материальном перевесе

1

1


42

Элементарные ладейные окончания

1

1


43

Некоторые технические приемы в ладейных окончаниях

1

1


44

Окончания, в которых слон сильнее коня

1

1


45

Окончания, в которых конь сильнее слона

1

1


46

Окончания с одноцветными слонами

1

1


47

Окончания с разноцветными слонами

1

1


48

«Хорошия» и «Плохие » слоны

1

1


49

Сильные и слабые пункты

1

1


50

Пешечные слабости

1

1


51

Открытая линия

1

1


52

7 я /2 я/горизонталь

1

1


53

Испанская партия

2

2


54

Как изучать дебют?

4

4


Итого

68

68




,





Литература:

1. В. Хенкин «Куда идет король», М., «Молодая гвардия», 1979.

2. И.Каган «Избранники Каиссы», Петрозаводск «Карелия», 1983.

3. Е.И.Гик «Компьютер за шахматной доской» М, «Просвещение», 1991

4 .Голенишев.В.Е. Подготовка юных шахматистов IV-III разрядов.

5. Н.И.Журавлев Шаг за шагом 1986г.

6. В.Пожарский Шахматный учебник 2002 г.










КГКП «Дворец творчества детей и молодежи»













ПЛАН

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кружка «Шахматы»















Педагог дополнительного образования Сафиулин Д.Р.



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Календарно-тематическое планирование "Шахматы"

Автор: Сафиулин Дамир Рауельевич

Дата: 25.10.2019

Номер свидетельства: 524160


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства