kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновации модернизации как один из основных типов инновационных подходов к обучению в СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человеческое сообщество XXI века активно решает проблему становления единого цивилизационного пространства. Немаловажная роль в глобальном пространстве будет принадлежать инновациям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновации модернизации как один из основных типов инновационных подходов к обучению в СПО»

Инновации модернизации как один из основных типов инновационных подходов к обучению в СПО

Сокольникова Н.Е.,

преподаватель ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна»


Человеческое сообщество XXI века активно решает проблему становления единого цивилизационного пространства. Немаловажная роль в глобальном пространстве будет принадлежать инновациям. Ученые формулируют новые концепции, свидетельствующие о создании современного феномена – инновационного мира. Такие радикальные инновации, как Интернет, персональный компьютер, мобильная телефонная связь, различные микропроцессорные технологии, спутниковое телевидение, привели к основательному преобразованию современной действительности в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере образования.

Современные толкования сущности и направленности инноваций противоречивы. Чаще всего их связывают с разработкой и внедрением новых технологий, методов и средств. Но инновации не сводятся только к ним. Инновации – это рассматриваемые в неразрывном единстве идеи, процессы, средства и результаты совершенствования педагогической системы. Новации и инновации имеют общее в том, что они несут новизну преобразований. Различие между ними в глубине, масштабности и перспективе этих преобразований: новации модернизируют и усовершенствуют процесс, а инновации осуществляют его коренную перестройку. Инновации – это прорыв в новое на основе нетрадиционных идей и теорий. Инновация устремлена в будущее, в ней превалирует опережающая, прогностическая функция. Принципиальным отличием нормативной педагогики от инновационной является их отношение к будущему. Инновационная педагогика видит свой смысл в выявлении и максимальном развитии всего потенциала личности с целью подготовки ее к совместным действиям в новых условиях. Нормативная же педагогика исходит из обучения и воспитания учащегося на основе правил деятельности и поведения его в повторяющихся ситуациях, то есть ее «продукт» – традиционно, стандартно мыслящая личность. Инновационная педагогика ориентирована в будущее: ее «конечный продукт» – творческая личность, так как ее основоположная установка – развитие «всех сущностных сил» учащихся для жизнедеятельности в неизвестных и даже непредсказуемых ситуациях. В словаре Вишняковой С.М. рассматриваются такие типы инноваций как инновации модернизации и инновации трансформации 1.

Инновации модернизации – один из основных типов инновационных подходов к обучению – модернизация учебного процесса, направленная на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению нацелен ,прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действия по образцу и ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение. Инновации трансформации – инновации, которые преобразуют традиционный учебный процесс, направлены на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой, учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению предполагает формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний и их применение в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций. Рождение инноваций, – пишет В.И. Беляев – имеет объективно-субъективную природу. Их проявление обусловлено необходимостью приводить цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания в соответствие с постоянно изменяющимися требованиями общества к личности. Таким образом, инновации внутренне присущи всякой развивающейся общественной системе и наоборот – отсутствие инновационных процессов в обществе является показателем его консерватизма, застоя и даже деградации системы. Развивающееся общество всегда острую потребность в «новых людях», т.е. в новой системе образования, которая, реализуя социальный заказ должна осуществлять подготовку людей с новым мышлением. 2

Специалисты выделяют два типа инновационных процессов, происходящих в области образования. Первый – инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой потребности, их порождающей, либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Этот тип инноваций может быть назван эмпирическим: педагог идет к инновации от своего нетрадиционного опыта, организуемого зачастую стихийно. Второй тип инноваций – это инновации, которые являются результатом осознанной и целенаправленной деятельности, построенной на альтернативных идеях и принципах. Этот тип инноваций может быть назван научно организованным. Он является высшим по отношению к первому типу по уровню абстракции и теоретического осмысления, значимости и масштабности результатов. Можно утверждать, что именно этот тип инноваций дает принципиально новую, нестандартную систему взглядов на педагогический процесс, инновационную модель этого процесса. Природа инноваций диалектична: они рождаются на основе закона отрицания, вырастая количественно и качественно на основе разрешения объективно существующих противоречий между потребностями общества и жизни, общества и личности. Инновационные процессы складываются в циклы развития:  становления, для которого характерны осмысление и переоценка опыта, поиск новых идей, появление и распространение в сообществах (в педагогической, научной, родительской, управленческой среде) нового понимания ценностей образования, создание первоначальных проектов и моделирование экспериментальных систем;  активного формирования, включающего целенаправленное практическое моделирование действующих образовательных проектов, принятие и поддержку ценностей нового мышления и опыта, распространение новых культурных сред образования, создание новых сообществ, ориентированных на совместное развитие образования;  трансформирующий, содержащий нормативное обеспечение инновационных форм деятельности, их широкое распространение и использование в том или ином виде (при их естественном «размазывании» и «загрязнении») в образовательных институциях, системные изменения в образовательном пространстве, проявлении готовности педагогов и администраторов участвовать в реализации новшеств и, как результат, начало нового цикла осмысления и переоценки возникшего опыта (в том числе и негативного), реализации инноваций. В ходе указанных процессов формируется инновационный потенциал образовательных систем: их способность к саморазвитию, разнообразие культурно-образовательных сред и условий для саморазвития личности, разнообразие типов образовательных институций в сообществах, их многообразные и развитые коммуникативные связи. Новообразования и нововведения невозможны при отсутствии инновационного потенциала педагога, – пишет в своем исследовании Бабанский Ю.К. 3. Инновационный потенциал – это совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. Сюда также включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Наличие инновационного потенциала связано со следующими основными параметрами:  творческой способностью генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное, – проектировать и моделировать их в практических формах, формах деятельности;  культурно-эстетической развитостью и образованностью, что предполагает интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога;  открытостью личности к новому, к отличному от себя, к инакомыслию, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления. Характеристики инновационного потенциала могут относиться как к отдельному педагогу, так и к конкретному педагогическому коллективу как сообществу, способному или не способному к реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий. От слов «новация» и «инновация» родилось понятие «новатор». Новатор – человек, вносящий что-то новое, прогрессивное в существующие системы, процессы, явления. Новаторство – это деятельность новаторов, течение, определяющее созидательную деятельность педагогов. Движение педагогов-новаторов продолжает традиции российской педагогики. Внедрение более продуманных методов, использование активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания – постоянные области внедрения инновационных идей. Но подлинно инновационными идеями признаются лишь те идеи, которые основываются на новом знании о процессах человеческого развития и предполагают не использовавшиеся ранее теоретические подходы к решению педагогических проблем, а конкретные практические технологии получения высоких результатов. Главными направлениями инновационных преобразований в педагогической системе являются теория, технология (содержание, методы, формы, средства), управление (цели и результаты), образовательные учреждения. Инновационные процессы заметно оживили педагогическую мысль.

Инновационные процессы невозможны без инновационной деятельности преподавателя. Необходимо включение преподавателя в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания обучающихся, создание в образовательном учреждении определенной среды.

В современной профессиональной системе образования накапливается опыт использования инновационных технологий, в том числе цифровых. Цифровые технологии в образовании ускорят адаптацию мигрантов в РФ. Кроме того, станет возможным улучшать уровень подготовки не только школьников и студентов при помощи онлайн уроков и лекций, но и с детского сада, а может быть и яслей, адресно следить за уровнем образования гражданина РФ.

На современном этапе развития образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении информатике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится обучающийся, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Кроме того применение цифровых технологий в образовании позволит реализовать идею непрерывного образования населения страны.

В современных условиях, когда общество цифровой экономики существенно изменило парадигму образования, систему требований, предъявляемым к организации учебного процесса, характеристикам профессиональной деятельности преподавателей, необходимо создать благоприятные условия для активного внедрения в учебно - воспитательный процесс инновационных технологий.





Список литературы

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика— М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.

2. Беляев В.И. Методология педагогического исследования. – М., 2013. – 509с.

3. "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 год.

4. Макарова С.Э. Инновации в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45538 (дата обращения: 24.09.2019).





.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Сокольникова Наталья Евгеньевна

Дата: 22.09.2020

Номер свидетельства: 558152


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства