Формирование профессиональных компетенций при изучении технологии производства каменных работ.
Формирование профессиональных компетенций при изучении технологии производства каменных работ.
Методы развития у студентов самостоятельности и творческой инициативы.Самостоятельная работа студентов – это важное звено в подготовке будущих специалистов. Методичное формирование у студентов самостоятельности, активности и творческой инициативы помогут им в дальнейшем реализоваться в будущей профессии, быть успешными и конкурентоспособными на рынке труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональных компетенций при изучении технологии производства каменных работ.»
Формирование профессиональных компетенций при изучении технологии производства каменных работ.
На современном этапе развития общества профессиональная подготовка студента определяется во многом социальным заказом общества. Его потребностями в специалистах соответствующего профиля. В новых экономических условиях выпускники профессиональной школы должны не только владеть системой профессиональных знаний, но и быть способными к индивидуальной творческой деятельности, самообразованию и повышению своего интеллектуально и культурного уровня.
В своей педагогической практике, для развития у студентов самостоятельности и творческой инициативы, я использую ряд методов. Один из них – самостоятельная работа по образцу, заготовленному на доске или на карточке.
Студенты выполняют аналогичное задание с измененными данными. Цель работы - закрепление изученного материала, например, формул, решение профессиональных задач.
Приведу лишь несколько примеров подобных заданий.
1. Рассчитать расход материала, необходимого для возведения наружных, средней сложности стен беседки, высотой 2,6м, из одинарного полнотелого кирпича с облицовкой лицевым кирпичом. Размер беседки в плане 3х3м, толщина стен 380мм. Имеется дверной проем 2,1х 1,2м и оконный проем 1,2х 0,8м.
2. Рассчитать промежуток времени необходимый бригаде из восьми человек (каменщики 3-его разряда) для производства ленточного фундамента из бутового камня, толщиной 660мм, под ангар. Размер ангара в плане 18х42м, глубина заложения фундамента – 1,8м.
Вариативная самостоятельная работа обычно состоит из нескольких последовательных заданий, где решение каждого последующего опирается на результат предыдущего. Примером такого задания может служить разгадка профессиональных кроссвордов, выданных мной или составленных одной группой студентов для другой. Такие работы развивают внимательность и самоконтроль.
Если тот же кроссворд решается группой студентов последовательно «отгадал одно из слов – передай товарищу», то каждый из них, в конечном итоге, берет на себя ответственность за успех общего дела и, по моему мнению, это дополнительно дисциплинирует учащихся.
Вот одно из примерных заданий.
Всю присутствующую аудиторию я разбиваю на небольшие группы, примерно по 4-5 человек, в зависимости от сложности предложенного задания.
«Разгадать кроссворд»
По горизонтали:
2. Инструмент для подачи и разравнивания раствора.
4. Что улучшает декоративные качества неоштукатуренных стен.
6. Инструмент для разбивки и колки природного камня. 7. Контрольно-измерительный инструмент для проверки горизонтальной кладки.
По вертикали:1. Инструмент для разравнивания и подрезки раствора
3. Контрольно - измерительный инструмент для проверки вертикальности кладки. 4. Контрольно - измерительный инструмент для линейных измерений. 5. Предназначена для очистки вентиляционных и дымовых каналов. 7. Служит для контроля правильности углов.
Приведенный пример кроссворда помогает студентам правильно определиться с выбором рабочего и контрольно-измерительного инструмента при производстве каменных работ. Самостоятельная работа с выборочной системой ответа (тест) заключается в том, что к предлагаемым вопросам или примерам даются несколько вариантов ответа, из которых студентом выбирается верный. Пример небольшого фрагмента теста: 1. Что называется рабочим местом каменщика (выбрать правильный ответ)? а) это участок кладки, где работают звенья каменщиков в течение смены; б) это продольная полоса шириной 60 – 70см, где перемещается каменщик в процессе кладки; в) это участок кладки вместе с установленными рядом поддонов с кирпичом, ящиками раствора и подмостями. 2. Общая ширина рабочего места каменщика составляет (выбрать правильный ответ): а) 1,2 – 1,6м; б) 1,8 – 2,0м; в) 2,5 – 2,6м; г) 2, 1 – 2,4м.
Тесты позволяют мне в короткий срок проверить знания студентов, выявить пробелы при изложении учебного материала.
Современное профессиональное образование требует, чтобы все изучаемые дисциплины были профессионально ориентированы. Важнейшей своей педагогической задачей считаю – создание условий для формирования профессиональной культуры и профессиональных компетенций, среди которых главные – способность к решению проблемных ситуаций в профессиональной деятельности и освоение новых технологий. Один из методов, способствующий вовлечению студентов в учебный процесс, является соревнование групп обучающихся.
В своей работе этот метод используется мною для решения возможных проблем, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности нынешних студентов.
Я убеждена, что каждый из них должен быть готов адекватно анализировать рабочую ситуацию и нести ответственность за результаты своей работы.
Студенты сообща принимают решение по заданной проблемной ситуации. Коллективное обсуждение приучает к активности, чувству сопричастности к событиям. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Такой метод работы в команде помогает эффективно общаться с коллегами, принимать коллегиальные решения.
При оценке мной учитывается не только скорость выполнения задания, но и качество принятого решения. Такие работы вызывают интерес и активизируют работу студентов.
Вот одно из примерных заданий.
«При производстве кирпичной кладки наружных стен каменщик не обратил должного внимания на качество заполнения швов, и они оказались плохо заполненными. Что произойдет с этими стенами при дальнейшей эксплуатации? Какие действия необходимо будет предпринять, чтобы, хотя бы частично исправить ситуацию?»
Формированию профессиональных компетенций, по моему мнению, способствует имитация студентами профессиональной деятельности в ходе практических и лабораторных работ, на которых, после проверки у студентов теоретических знаний с помощью контрольных вопросов, выдается индивидуальный рабочий чертеж – схема порядовой раскладки кирпича.
Пример задания:
Схема кладки углов при однорядной системе перевязки для стены в два кирпича.
1-ый ряд 2-ой ряд
Студент должен самостоятельно из моделей кирпичей выложить предложенное задание, соблюдая правила перевязки швов и технологию каменной кладки. Такие занятия помогают студентам овладеть необходимыми профессиональными знаниями и навыками, научиться читать чертежи и схемы каменных конструкций.
Совершенствованию методики обучения способствует внедрение в учебных процесс рабочих тетрадей для самостоятельной работы студентов, повышающих продуктивность обучения.
Целью рабочей тетради является организация самостоятельной работы студентов по изучению материала пройденных или новых тем, и самоконтролю, что способствует формированию профессиональных и развитию общих компетенций.
Выполнение заданий различного характера, предусмотренных в рабочей тетради (решение проблемных ситуаций, профессиональных задач, выполнение тестовых заданий и др.), позволяет обеспечить подготовку обучающихся к овладению профессиональных и общих компетенций, соответствующих их будущему роду деятельности.
Формированию самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, по моему мнению, способствуют уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, полученных студентами.
Эти уроки дисциплинируют студентов и дают возможность не бояться аудитории, правильно выражать свои мысли, точно и лаконично отвечать на поставленные вопросы при защите, например, своих выступлений с докладами или подготовленными по заданной теме презентациями.
Такие задания стимулируют студентов не только к освоению обязательной, но и к изучению дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Своей задачей на таких занятиях, считаю создание дружеской, заинтересованной атмосферы в аудитории. Тогда любой студент может при поддержке преподавателя успешно выступить со своей работой.
Такие мероприятия дают студентам возможность почувствовать себя увереннее, знающим и технически грамотным человеком.
Таким образом, за время своей педагогической деятельности я убедилась, что самостоятельная работа студентов – это важное звено в подготовке будущих специалистов. Это первые шаги в становлении самостоятельности, без которой не может состояться квалифицированный специалист.
Методичное формирование у студентов самостоятельности, активности и творческой инициативы помогут им в дальнейшем реализоваться в будущей профессии, быть успешными и конкурентоспособными на рынке труда.