Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно- нравственных ценностей воспитанников детского дома через восприятие классической музыки.»
СПБ ГБУ центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Центр содействия семейному воспитанию № 14»
Формирование духовно- нравственных ценностей воспитанников детского дома через восприятие классической музыки.
Программа тематических занятий
воспитателя IV группы
Скомороховой И. В.
2018г.
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья." (Свадковский И.Ф.)
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о будущем её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, в безверии, в агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
во-первых, наше общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
во-вторых, в современном мире на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности обрушиваются разнообразные источники сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера;
в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»;
в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores- «нравы») - нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».
В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.
У С.И. Ожегова: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Ещё в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ».
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой.
Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь». А что же говорить о детях? В. А. Сухомлинский считал, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное». Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский утверждал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Нравственные (моральные) ценности древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество и справедливость.
В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.
Хотелось бы ещё отметить следующие:
Добро как противопоставление злу - это бескорыстное и искреннее стремление человека к благу (помощи, спасению) по отношению к окружающим и себе. Человек просто изначально сознательно выбирает сторону добра, в дальнейшем развиваясь именно в этом направлении, координируя свои поступки с тем, что ассоциируется с добром.
Милосердие или сострадание предопределяет снисхождение к слабому, увечному, больному или даже просто несовершенному. Отказ от осуждения и готовность помочь, вне зависимости от степени его достоинств, – это милосердие.
Всеобщее счастье - это проекция собственного благополучия на человечество в целом, известное также как гуманизм. Противопоставляется человеконенавистничеству и эгоизму.
Спасение – это культивируемое разными религиозными и философскими учениями состояние духа, к которому человеку стоит стремиться, и ради которого имеют смысл нравственные поступки и уклад жизни.
Честность – ещё одна из высших нравственных ценностей. Самый простой способ определить уровень моральности человека – это проследить, насколько часто он лжёт. Единственное практическое оправдание лжи – ложь во спасение.
С помощью соблюдения нравственности человек может внутренне расти, совершая благородные поступки и самосовершенствуясь. Неважно, что для многих окружающих такое благородство и доброта кажутся бессмысленным и неоправданными. Для самого нравственного человека это единственный способ развиваться и подниматься на новый уровень своей духовной жизни.
Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идёт о детях-сиротах, лишённых родительской поддержки, имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу. Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной воспитательной работы по формированию у детей-сирот социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.
Детский дом для детей-сирот является главным центром нравственного воспитания, поэтому особое значение здесь отводится роли воспитателей. Они имеют возможность педагогического влияния на своих подопечных и должны уделять этой проблеме важнейшую роль в своей профессиональной деятельности. Конечно, эта работа сложная и кропотливая, т.к. приходится сталкиваться с рядом проблем: негативное влияние прошлого социального окружения, кризис подросткового возраста, изменившиеся условия жизни общества… От системы ценностных ориентаций педагога зависит общая атмосфера воспитательного процесса, зависит система отношений «воспитатель — ребёнок». Далеко не случайны обращения учёных к вопросам развития духовного общения педагога, ориентированного на ценность другого человека, передачу нравственных ценностей, становление коммуникативной культуры.
Одной из наиболее распространенных в настоящее время особенностей детских домов является разновозрастные группы. У каждой возрастной категории свои особенности и требования, а, следовательно, и должны быть подобраны соответствующие формы и методы духовно-нравственного воспитания.
У детей дошкольного возраста ещё отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Они не могут указать ценности, привлекательные для них в других людях, у них не сформировано ещё отношение к детскому коллективу.
Младшие школьники осознают социальные ожидания и ориентируются на хорошее поведение. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это также сенситивный период для формирования нравственных чувств. И именно сила и глубина этих чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности.
Новый уровень и характер развития социальной активности ребенка, отражающийся в особенностях его ценностных ориентации, отмечается в период перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Подростки поднимаются уже на уровень осознания моральных требований, формирования представлений о нравственных ценностях, развития способности к нравственной оценке. Интенсивное общение выступает основой для "тренировки" нравственного поведения. Психологическая роль ценностных ориентаций ребёнка на этом этапе формирования его как личности особенно возрастает и усложняется. Последнее обусловливается, в частности, тем, что, в отличие от предыдущего переходного периода, изменение эталонов поведения детей здесь строго не определяется, кроме того, активно развивается потребность ребёнка выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место в коллективе сверстников. В подростковом возрасте нельзя говорить о законченном процессе становления ценностных ориентаций, они только развиваются, именно в этот период набирает силу социальная активность, и развитие ценностных ориентаций оказывает определяющее воздействие на личность, её активность в социальном плане.
Одним из подходов к формированию нравственного сознания воспитанников является систематичность в этом направлении, т.е. введение обязательного последовательного сообщения детям минимума нравственных знаний, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное формирование и воспитание всех без исключения. Важно использовать весь потенциал воспитательной работы. Постоянно и последовательно сообщать базовые нравственные знания с учётом возрастных возможностей их усвоения. Но не забывать, а, наоборот, учитывать, что мир духовных ценностей не может быть внесён в сознание кем-то извне. Ценности вырабатываются только самостоятельно. Поэтому воспитанники должны быть активными участниками процесса.
Цели процесса формирования духовно-нравственных ценностей:
Формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы.
Развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребёнка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно — практической, сферы саморегуляции).
Корректировка системы ценностей с учётом выработанных обществом нравственных принципов.
Задачи:
создавать условия и ситуации для самопознания, самореализации творческой личности;
развивать коммуникативные способности;
формировать активную жизненную позицию;
развивать личность воспитанника на основе принципов гуманизма;
формировать духовно - нравственные ценности и утверждать их в сознании и поведении детей и подростков;
создавать условия для нравственного самовыражения личности;
поддерживать личность;
учить выстраивать отношения на основе добра, справедливости, честности, принятия индивидуальности черт;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения,
снятию эмоционального напряжения;
воспитывать силой музыки внутренний мир ребёнка, его отношение к окружающей действительности.
Формы работы: слушание музыки,анкетирование, дискуссия, диспут, создание проблемных ситуаций, тренинги.
Классическая музыка накопила огромный багаж по формированию духовно – нравственных ценностей, ведь композиторы всех времён и народов постоянно обращаются к этой теме. Нравственность или мораль – это абсолютный критерий, с помощью которого регулируются взаимоотношения людей. Нравственные ценности являются высшими, так как они универсальны для различных обществ и социальных групп. Это те принципы, которые стоят выше всего остального, и по которым выверяют поступки в сложных или спорных ситуациях люди, руководствующиеся в повседневной жизни самыми разными шкалами мер и оценок.
Музыка выступает не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ребёнок пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом воспитанник должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в музыкальном произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание. Подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастает в оторванности от истинных шедевров музыки, не помнит ни одного музыкального сочинения серьезного искусства, которое бы нравилось. Считаем, что показать ребятам красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить духовно-нравственное чувство - главная задача.
На занятиях убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети, насколько тонко они воспринимают музыку. Задача воспитателя - не погасить искру творчества, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у ребят развивались не только интеллект, но и душа.
Духовно-нравственные понятия, которые несёт высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личными для каждого воспитанника.
Тематическое планирование занятий.
№ п/п
Кол- во часов
Нравственная ценность
Музыкальный материал
1.
1 ч.
Любовь к Родине, к своим близким.
Воспоминания ветерана В.О. войны, «Баркарола» П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».
2.
1 ч.
Быть выше обид и гордыни.
Трагедия У. Шекспира «Кориолан» и увертюра Л. Бетховена «Кориолан».
3-4.
2 ч.
Жертвование собой ради спасения других людей.
Фрагменты к/ф «Титаник», гимн англиканской церкви «Ближе, Господь, к Тебе!»
5-6.
2 ч.
Совесть, честность.
Рассказ К. Паустовского «Старый повар», фрагмент симфонии В. А. Моцарта «Юпитер».
7.
1 ч.
Внимательное отношение к людям.
«С днём рождения!»
А.Гарнизов - Е.Муравьёв.
8-9.
2 ч.
Смелость, храбрость, чувство собственного достоинства.
Л. Бетховен, фрагмент 5 симфонии.
10.
1 ч.
Любовь и бережное отношение к животным.
К. Сен – Санс «Карнавал животных».
Список литературы:
1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М., 1984, т.4, с 360.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка-
М., 1979, т.11, с.345.
3. Краткий словарь по философии – М., 1982, С.191 – 192.
4. Ницше. Сочинение в 2-х томах – М.: НИИОП АПНСССР, 1988, т. 1, с. 289, 735.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 2 – е издание – М., 1995, с.414.
5. Свадковский И. Ф. Введение в педагогику. –М.: Академия, 2005.
6. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения, с. 120, с.170.
16. Ушинский К. Д. Проблемы педагогики. – М.: Изд - во УРАО, 2002.