kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Экологический туризм на территории Пудожского района»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса

«Экологический туризм на территории Пудожского района».Элективный курс  в своем содержании отражает новые знания для учащихся не содержащиеся в базовых программах, рекомендуется для изучения во всех типах общеобразовательных учреждений. Курс «Экотуризм – один из способов развития предпринимательства» помогает приобретать и углублять знания в различных областях науки, техники, искусства. Практический подход закрепляет и расширяет знания, полученные на уроках истории, географии, естествознания, экологии, ОБЖ и др. предметах. Отчасти можно использовать на уроках географии как НРК, и предмете "Моя Карелия".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Экологический туризм на территории Пудожского района» »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

п. Пудожгорский Пудожский район Республика Карелия




Авторы: Белкина Наталья Алексеевна,

учитель английского языка, высшая категория, педагог дополнительного образования,

высшая категория

Крутелёва Светлана Васильевна, учитель географии, биологии, 1категория



Программа элективного курса

«Экологический туризм на территории Пудожского района»


















Элективный курс в своем содержании отражает новые знания для учащихся не содержащиеся в базовых программах, рекомендуется для изучения во всех типах общеобразовательных учреждений. Курс «Экотуризм – один из способов развития предпринимательства» помогает приобретать и углублять знания в различных областях науки, техники, искусства. Практический подход закрепляет и расширяет знания, полученные на уроках истории, географии, естествознания, экологии, ОБЖ и др. предметах.

Назначение курса – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.

 Цель элективной подготовки состоит в том, чтобы, используя возможности курса способствовать ознакомлению с природой и хозяйством, с историческими и культурными памятниками Карелии и Пудожского района.

 Задачи курса:

  • Обучение наблюдению за природными объектами и процессами. Закрепление знаний ранее полученных на базе основной школы.

  • Расширение кругозора; знаний о прошлом и настоящем родного края; осмысление событий и явлений современности.

  • Обучение основам саморегуляции и естественного оздоровления.

  • Развитие умения ориентироваться и передвигаться по любой местности; вести походную жизнь; готовности к практической деятельности; планирование новых туристских маршрутов на территории  Пудожского района.

  • Формирование социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этических отношений; собственной программы личностного развития (смелости, находчивости, выносливости, нравственности).

  • Формирование культуры поведения в окружающей среде. Воспитание любви к Родине, родному краю, его природным богатствам и красоте.


 Прогнозируемый результат:

  • Появляются интерес к получению информации об окружающей среде, стремление и желание разобраться в создавшейся экологической проблеме.

  • Формируются навыки научной работы, умение общаться с миром природы, не нанося ему вреда, навыки работы в коллективе.

  • Раскрепощается эмоциональная сфера личности.

  • Приобретаются основные умения и знания, необходимые туристу.

  • Дети становятся более здоровыми. 

  • Особое место в программе отводится изучению культурно-духовных ценностей народов Карелии, а также экологическим проблемам ближайшей территории.

 При организации учебного процесса используются активные методы обучения: экскурсии, анализ конкретных ситуаций, практические работы, конференции; объяснительно-иллюстративные методы.

 Учебный курс включает в себя следующие темы:

 1)     Туризм – лучший вид отдыха.

 2)     Валеология в туризме.

 3)     Организационные основы экологического туризма.

4)     Туристский вклад в топонимику.

 5)     Туристские возможности края (конкретно – экотуризм)

 6)     Изучение природы края (Посещение Водлозерского национального парка и берега Онежского озера)

 7)     Этнографические исследования Карелии и Пудожского района.

 Содержательная часть.

Тема 1. Туризм - лучший вид отдыха.

Цель: Познакомить с понятием «туризм», его разновидностями и направлением.

Обучить тактико-техническим навыкам туриста.

      Понятие «туризм». Виды и формы современного туризма.

Пешеходный туризм. Транспортный туризм. Путешествие. Горный туризм. Водный туризм.

Основы туристической деятельности. Экспедиции. География туризма. Зарубежный туризм. Планирование туризма в стране. Техническое творчество туристов. Типы палаток. Костры и очаги. Рюкзак туриста. Лагерь туристов. Тактико-техническая подготовка туриста. Техника безопасности. Категории сложности путешествий. Правила установки палаток. Личное снаряжение туриста. Групповое снаряжение туристов.

Практическое занятие: Тактико-техническая подготовка туриста (как укладывать рюкзак, как поставить палатку.)

Тема 2. Валеология в туризме.

Цель: Дать знания о здоровом образе жизни на основе туристских путешествий и походов.

Научить оказывать первую медицинскую помощь 

     Наука валеология в туризме. Особенности туризма как вида спорта.  Человек в экстремальных условиях  природной среды. Особенности физической адаптации. Психологическая подготовка туристов.Питание по видам туризма. Подножные средства питания (грибы, ягоды, плоды, травы и т.д.). Соблюдение личной гигиены. Аптечка туриста. Лесная аптека. Оказание первой медицинской помощи. Профилактика несчастных случаев.

Распределение физической нагрузки и расхода энергии в походе.

Тема 3. Организационные основы экологического туризма.

Цель: Объяснить основы административной работы по экологическому туризму; менеджмент в туризме.  

              Туристские учреждения. Понятие «туристский маршрут». Линейные, кольцевые, радиальные маршруты. Планирование и организация туристского маршрута. Комплектование группы. Составление сметы. Распределение обязанностей. Организация, подготовка и проведение экологического похода. Однодневные и многодневные походы. Экскурсии.

Тема 4. Туристский вклад в топонимику.

Цель: Научить работе с различными источниками информации, для получения знаний о географических объектах.

         Понятие «топонимика». Топонимика как источник для изучения

местности. Топонимы рельефа. Гидронимы. Этнонимы. Топонимика населенных пунктов.

Топонимика географических объектов Карелии.

Практическое занятие: «Топонимика географических объектов Карелии и Пудожского района». При помощи карты Карелии и различных источников определить происхождение названий (населенных пунктов, рек, озер, форм рельефа).

Тема 5. Туристские возможности своего края (экотуризм)

Цель: Познакомить с туристскими маршрутами (экологическими тропами) и объектами Карелии, имеющими важное туристское значение

         Экономическая характеристика края. Транспортная сеть.Экскурсионные объекты. Музеи. Исторические и архитектурные памятники.  Памятники замечательным людям.

Места, связанные с именами замечательных людей. Интересные объекты природы. Экологическая тропа.Промышленные и сельскохозяйственные предприятия Карелии.

Территории Карелии с многочисленными достопримечательностями.

Тема 6. Изучение природы края.

Цель: Ознакомить с природными условиями Карелии и Пудожского района

        Географическое положение. Рельеф. Климат. Почвы. Растительный и

животный мир. Полезные ископаемые и их значение. Гидрографическая сеть. Природная зона.

Особенности природных условий правобережья и левобережья Водлозерского национального парка. Охрана природы. Закон по охране природы.

Тема 7. Этнографические исследования Карелии.

Цель: Изучить демографические и этнографические особенности Карелии.

      Что изучает этнография? Археологические находки и памятники Карелии. Народности, проживающие на территории Карелии. Культура и традиции народов края.

Культурная интеграция на современном этапе.

Практическое занятие: «Народности, проживающие на территории Карелии и Пудожского района». При помощи карт по Карелии и различных источников (определить численность этносов, их происхождение, территорию преобладающего размещения, языковую

и религиозную принадлежность, культурные связи).

Используя учебный, дополнительный  материал и знания, полученные в период элективного курса, обучающиеся готовят проект туристского маршрута, экскурсии или путешествия по достопримечательным местам Карелии и Пудожского района.

В период подготовки преподаватель элективного курса осуществляет консультации и помощь в разработке проекта.

На научно-практической конференции проходит защита и демонстрация проекта или туристского маршрута.

Определяются лучшие  групповые или индивидуальные работы.

 Учебно-тематический план курса.

  №

 

темы

 

 

                           Название темы  

 

Кол-во

 

часов

 

теории

 

Кол-во

 

часов

 

практики

 

1

Туризм – лучший вид отдыха.

  Развитие туризма в мире.

2

2

2

Валеология в туризме.

2

2

3

Организационные основы экологического туризма.

2

_

4

Туристский вклад в топонимику ( проведение исследований)

_

2

5

Экологический туризм

4

_

6

Экстремальный туризм.

2

_

7

8

9


10

Этнографические исследования Карелии.

Центры религиозного паломничества.

Оценка туристских ресурсов Пудожского района по различным источникам информации.

Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью; социально-культурной или медицинской.

2

2

2


2



4


11

Подготовка проекта.

_

3

12

Научно-практическая конференция.

_

2


Итого:  35 часов

   

     

 

п/п

Название темы

Виды деятельности

и формы занятий

Виды контроля

1

Туризм – лучший вид отдыха.

Лекция; Практическая работа.

Конспект;

Туристские умения.

2

Валеология в туризме

Лекция; Практическая работа.

Конспект;

Умения оказания первой медпомощи.

3

Организационные основы экологического туризма

Урок-игра.

Активность работы.

4

Туристский вклад в топонимику.

Практическая работа.

Умения работать с картой и источниками информации.

5

Туристские возможности своего края.

Урок.

Активность работы.

6

Изучение природы края.

Лекция.

Конспект.

7

Этнографические исследования Карелии и Пудожского района

Практическая работа.

Умения работать картой плотности и населения и источниками информации.

8

Подготовка проекта.

Практическая работа.

Проекты экскурсий.

9

Научно-практическая конференция.

Конференция.

Защита проектов.

Требования к умениям и навыкам.

1.      Называть и (или) показывать:

- площадь и численность населения территории;

- этапы заселения и хозяйственного освоения территории;

- национальный состав и основные языковые группы народов;

- типы поселений; культурно-исторические и промышленные

центры;

- формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

- примеры рек, озер их типы и происхождение;

- различия климата и растительности;

- меры по охране окружающей среды, примеры охраняемых объектов и территорий;

- примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;

- опасные природные явления и меры их предупреждения;

- состав и структура хозяйства, факторы, влияющие на размещение отраслей хозяйства, промышленные и сельскохозяйственные районы.

2.      Определять (измерять):

- координаты объектов и городов, протяженность территории в градусах и километрах;

- направления сторон горизонта и азимут по компасу и местным признакам;

- разницу в местном и поясном времени различных пунктов;

- карты, статистические показатели и схемы, необходимые для решения конкретной географической

задачи и получения информации о географических явлениях, объектах и процессах;

- виды природных ресурсов по исчерпаемости и  возобновимости;

- плотность, динамику населения и структурные показатели, характеризующие долю населения, по возрасту и полу, по национальному признаку;

- хозяйственную ценность природных условий и ресурсов.

3.      Описывать (характеризовать):

- географическое положение;

- особенности демографической ситуации;

- особенности компонентов природы;

- важнейшие природные и социально-экономические объекты, опасные явления природы, их влияние на жизнь людей;

- специфику природы, населения, хозяйства, социальных, экономических и экологических проблем отдельных районов;

-  территориальные различия условий жизни и хозяйственной деятельности людей, рекреационные возможности.

4.      Объяснять:

                    - влияние географического положения на особенности природы и хозяйства;

                    - особенности рельефа и полезных ископаемых различных территорий;

                    - влияние древнего и современного оледенения на рельеф и природу;

                    - неоднородность климата разных территорий с различной ролью основных климатообразующих факторов;

- различия погоды во времени и на разных территориях;

                    - неоднородность растительного и животного мира разных территорий;

                    - влияние хозяйственной деятельности на рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир и природные

комплексы территорий;

                    - различия в размещении, естественном и механическом движении населения;

                    - особенности хозяйственной деятельности, средств передвижения, орудий труда, жилищ, одежды, обычаев, культуры,

возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях.

          5. Прогнозировать:

- возможные последствия колебаний и изменений климата;

                    - положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений и процессов под воздействием человеческой деятельности на примере рек, озер, болот, подземных вод, климата, растительности, животного мира, ландшафтов;

- возможные социальные следствия в сфере экономики;

- влияние изменений инфраструктуры на жизнь людей.

Виды деятельности и контроля.

 На протяжении всего курса используется зачетная система оценивания работы учащихся. В завершении элективного курса

учащиеся оцениваются по критериям: «зачтено», «не зачтено».

«Зачтено» - более 50% выполнения учащимся требований умений и навыков элективного курса;

«Не зачтено» - менее 50% выполнения учащимся требований умений и навыков элективного курса.









Литература


  1. Чередниченко И. П. Экология. Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. 2007 136 стр.

  2. Логинов К. К. Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья» 2010 429 стр.

  3. К истокам: вестник лаборатории лингвистического краеведения. Выпуск 1 2012 209 стр.

  4. Интернет сайт www.vodlozero.ru

  5. Сайт Пудожской районной администрации www.pudogadm.ru















МКОУ ООШ п. Пудожгорский

Белкина Н.А., Крутелева С.В. Страница 12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Экологический туризм на территории Пудожского района»

Автор: Белкина Наталья Алексеевна, Крутелева Светлана Васильевна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119957


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства