«Экологический туризм на территории Пудожского района»
«Экологический туризм на территории Пудожского района»
Программа элективного курса
«Экологический туризм на территории Пудожского района».Элективный курс в своем содержании отражает новые знания для учащихся не содержащиеся в базовых программах, рекомендуется для изучения во всех типах общеобразовательных учреждений. Курс «Экотуризм – один из способов развития предпринимательства» помогает приобретать и углублять знания в различных областях науки, техники, искусства. Практический подход закрепляет и расширяет знания, полученные на уроках истории, географии, естествознания, экологии, ОБЖ и др. предметах. Отчасти можно использовать на уроках географии как НРК, и предмете "Моя Карелия".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Экологический туризм на территории Пудожского района»
Элективный курс в своем содержании отражает новые знания для учащихся не содержащиеся в базовых программах, рекомендуется для изучения во всех типах общеобразовательных учреждений. Курс «Экотуризм – один из способов развития предпринимательства» помогает приобретать и углублять знания в различных областях науки, техники, искусства. Практический подход закрепляет и расширяет знания, полученные на уроках истории, географии, естествознания, экологии, ОБЖ и др. предметах.
Назначение курса – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Цель элективной подготовки состоит в том, чтобы, используя возможности курса способствовать ознакомлению с природой и хозяйством, с историческими и культурными памятниками Карелии и Пудожского района.
Задачи курса:
Обучение наблюдению за природными объектами и процессами. Закрепление знаний ранее полученных на базе основной школы.
Расширение кругозора; знаний о прошлом и настоящем родного края; осмысление событий и явлений современности.
Обучение основам саморегуляции и естественного оздоровления.
Развитие умения ориентироваться и передвигаться по любой местности; вести походную жизнь; готовности к практической деятельности; планирование новых туристских маршрутов на территории Пудожского района.
Формирование социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этических отношений; собственной программы личностного развития (смелости, находчивости, выносливости, нравственности).
Формирование культуры поведения в окружающей среде. Воспитание любви к Родине, родному краю, его природным богатствам и красоте.
Прогнозируемый результат:
Появляются интерес к получению информации об окружающей среде, стремление и желание разобраться в создавшейся экологической проблеме.
Формируются навыки научной работы, умение общаться с миром природы, не нанося ему вреда, навыки работы в коллективе.
Раскрепощается эмоциональная сфера личности.
Приобретаются основные умения и знания, необходимые туристу.
Дети становятся более здоровыми.
Особое место в программе отводится изучению культурно-духовных ценностей народов Карелии, а также экологическим проблемам ближайшей территории.
При организации учебного процесса используются активные методы обучения: экскурсии, анализ конкретных ситуаций, практические работы, конференции; объяснительно-иллюстративные методы.
Учебный курс включает в себя следующие темы:
1) Туризм – лучший вид отдыха.
2) Валеология в туризме.
3) Организационные основы экологического туризма.
4) Туристский вклад в топонимику.
5) Туристские возможности края (конкретно – экотуризм)
6) Изучение природы края (Посещение Водлозерского национального парка и берега Онежского озера)
7) Этнографические исследования Карелии и Пудожского района.
Содержательная часть.
Тема 1. Туризм - лучший вид отдыха.
Цель: Познакомить с понятием «туризм», его разновидностями и направлением.
Обучить тактико-техническим навыкам туриста.
Понятие «туризм». Виды и формы современного туризма.
Основы туристической деятельности. Экспедиции. География туризма. Зарубежный туризм. Планирование туризма в стране. Техническое творчество туристов. Типы палаток. Костры и очаги. Рюкзак туриста. Лагерь туристов. Тактико-техническая подготовка туриста. Техника безопасности. Категории сложности путешествий. Правила установки палаток. Личное снаряжение туриста. Групповое снаряжение туристов.
Практическое занятие: Тактико-техническая подготовка туриста (как укладывать рюкзак, как поставить палатку.)
Тема 2. Валеология в туризме.
Цель: Дать знания о здоровом образе жизни на основе туристских путешествий и походов.
Научить оказывать первую медицинскую помощь
Наука валеология в туризме. Особенности туризма как вида спорта. Человек в экстремальных условиях природной среды. Особенности физической адаптации. Психологическая подготовка туристов.Питание по видам туризма. Подножные средства питания (грибы, ягоды, плоды, травы и т.д.). Соблюдение личной гигиены. Аптечка туриста. Лесная аптека. Оказание первой медицинской помощи. Профилактика несчастных случаев.
Распределение физической нагрузки и расхода энергии в походе.
Тема 3. Организационные основы экологического туризма.
Цель: Объяснить основы административной работы по экологическому туризму; менеджмент в туризме.
Туристские учреждения. Понятие «туристский маршрут». Линейные, кольцевые, радиальные маршруты. Планирование и организация туристского маршрута. Комплектование группы. Составление сметы. Распределение обязанностей. Организация, подготовка и проведение экологического похода. Однодневные и многодневные походы. Экскурсии.
Тема 4. Туристский вклад в топонимику.
Цель: Научить работе с различными источниками информации, для получения знаний о географических объектах.
Понятие «топонимика». Топонимика как источник для изучения
Практическое занятие: «Топонимика географических объектов Карелии и Пудожского района». При помощи карты Карелии и различных источников определить происхождение названий (населенных пунктов, рек, озер, форм рельефа).
Тема 5. Туристские возможности своего края (экотуризм)
Цель: Познакомить с туристскими маршрутами (экологическими тропами) и объектами Карелии, имеющими важное туристское значение
Экономическая характеристика края. Транспортная сеть.Экскурсионные объекты. Музеи. Исторические и архитектурные памятники. Памятники замечательным людям.
Места, связанные с именами замечательных людей. Интересные объекты природы. Экологическая тропа.Промышленные и сельскохозяйственные предприятия Карелии.
Территории Карелии с многочисленными достопримечательностями.
Тема 6. Изучение природы края.
Цель: Ознакомить с природными условиями Карелии и Пудожского района
Географическое положение. Рельеф. Климат. Почвы. Растительный и
животный мир. Полезные ископаемые и их значение. Гидрографическая сеть. Природная зона.
Особенности природных условий правобережья и левобережья Водлозерского национального парка. Охрана природы. Закон по охране природы.
Тема 7. Этнографические исследования Карелии.
Цель: Изучить демографические и этнографическиеособенности Карелии.
Что изучает этнография? Археологические находки и памятники Карелии. Народности, проживающие на территории Карелии. Культура и традиции народов края.
Культурная интеграция на современном этапе.
Практическое занятие: «Народности, проживающие на территории Карелии и Пудожского района». При помощи карт по Карелии и различных источников (определить численность этносов, их происхождение, территорию преобладающего размещения, языковую
и религиозную принадлежность, культурные связи).
Используя учебный, дополнительный материал и знания, полученные в период элективного курса, обучающиеся готовят проект туристского маршрута, экскурсии или путешествия по достопримечательным местам Карелии и Пудожского района.
В период подготовки преподаватель элективного курса осуществляет консультации и помощь в разработке проекта.
На научно-практической конференции проходит защита и демонстрация проекта или туристского маршрута.
Определяются лучшие групповые или индивидуальные работы.
Учебно-тематический план курса.
№
темы
Название темы
Кол-во
часов
теории
Кол-во
часов
практики
1
Туризм – лучший вид отдыха.
Развитие туризма в мире.
2
2
2
Валеология в туризме.
2
2
3
Организационные основы экологического туризма.
2
_
4
Туристский вклад в топонимику ( проведение исследований)
_
2
5
Экологический туризм
4
_
6
Экстремальный туризм.
2
_
7
8
9
10
Этнографические исследования Карелии.
Центры религиозного паломничества.
Оценка туристских ресурсов Пудожского района по различным источникам информации.
Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью; социально-культурной или медицинской.
2
2
2
2
4
11
Подготовка проекта.
_
3
12
Научно-практическая конференция.
_
2
Итого: 35 часов
№
п/п
Название темы
Виды деятельности
и формы занятий
Виды контроля
1
Туризм – лучший вид отдыха.
Лекция; Практическая работа.
Конспект;
Туристские умения.
2
Валеология в туризме
Лекция; Практическая работа.
Конспект;
Умения оказания первой медпомощи.
3
Организационные основы экологического туризма
Урок-игра.
Активность работы.
4
Туристский вклад в топонимику.
Практическая работа.
Умения работать с картой и источниками информации.
5
Туристские возможности своего края.
Урок.
Активность работы.
6
Изучение природы края.
Лекция.
Конспект.
7
Этнографические исследования Карелии и Пудожского района
Практическая работа.
Умения работать картой плотности и населения и источниками информации.
8
Подготовка проекта.
Практическая работа.
Проекты экскурсий.
9
Научно-практическая конференция.
Конференция.
Защита проектов.
Требования к умениям и навыкам.
1. Называть и (или) показывать:
- площадь и численность населения территории;
- этапы заселения и хозяйственного освоения территории;
- национальный состав и основные языковые группы народов;
- типы поселений; культурно-исторические и промышленные
центры;
- формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;
- примеры рек, озер их типы и происхождение;
- различия климата и растительности;
- меры по охране окружающей среды, примеры охраняемых объектов и территорий;
- примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;
- опасные природные явления и меры их предупреждения;
- состав и структура хозяйства, факторы, влияющие на размещение отраслей хозяйства, промышленные и сельскохозяйственные районы.
2. Определять (измерять):
- координаты объектов и городов, протяженность территории в градусах и километрах;
- направления сторон горизонта и азимут по компасу и местным признакам;
- разницу в местном и поясном времени различных пунктов;
- карты, статистические показатели и схемы, необходимые для решения конкретной географической
задачи и получения информации о географических явлениях, объектах и процессах;
- виды природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости;
- плотность, динамику населения и структурные показатели, характеризующие долю населения, по возрасту и полу, по национальному признаку;
- хозяйственную ценность природных условий и ресурсов.
3. Описывать (характеризовать):
- географическое положение;
- особенности демографической ситуации;
- особенности компонентов природы;
- важнейшие природные и социально-экономические объекты, опасные явления природы, их влияние на жизнь людей;
- специфику природы, населения, хозяйства, социальных, экономических и экологических проблем отдельных районов;
- территориальные различия условий жизни и хозяйственной деятельности людей, рекреационные возможности.
4. Объяснять:
- влияние географического положения на особенности природы и хозяйства;
- особенности рельефа и полезных ископаемых различных территорий;
- влияние древнего и современного оледенения на рельеф и природу;
- неоднородность климата разных территорий с различной ролью основных климатообразующих факторов;
- различия погоды во времени и на разных территориях;
- неоднородность растительного и животного мира разных территорий;
- влияние хозяйственной деятельности на рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир и природные
комплексы территорий;
- различия в размещении, естественном и механическом движении населения;
- особенности хозяйственной деятельности, средств передвижения, орудий труда, жилищ, одежды, обычаев, культуры,
возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях.
5. Прогнозировать:
- возможные последствия колебаний и изменений климата;
- положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений и процессов под воздействием человеческой деятельности на примере рек, озер, болот, подземных вод, климата, растительности, животного мира, ландшафтов;
- возможные социальные следствия в сфере экономики;
- влияние изменений инфраструктуры на жизнь людей.
Виды деятельности и контроля.
На протяжении всего курса используется зачетная система оценивания работы учащихся. В завершении элективного курса
учащиеся оцениваются по критериям: «зачтено», «не зачтено».
«Зачтено» - более 50% выполнения учащимся требований умений и навыков элективного курса;
«Не зачтено» - менее 50% выполнения учащимся требований умений и навыков элективного курса.
Литература
Чередниченко И. П. Экология. Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. 2007 136 стр.
Логинов К. К. Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья» 2010 429 стр.
К истокам: вестник лаборатории лингвистического краеведения. Выпуск 1 2012 209 стр.
Интернет сайт www.vodlozero.ru
Сайт Пудожской районной администрации www.pudogadm.ru