Дополнительная программа художественной направленности объединения "Ивушка"
Дополнительная программа художественной направленности объединения "Ивушка"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью детского художественного воспитания.
Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные
физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут
помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. Большинство
обучающихся находят ответ на вопрос: "Кем быть?", а также приобретают
знания, специфические для областей декоративно-прикладного творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
психолого-педагогические особенности детей………….... ………….16
характеристика программы…………………………………………….17
Учебный план …………………………………………………………. 18
Учебно-тематический план 1 года обучения……………………. 19
Содержание базовых тем 1 года обучения ………………….……… 20
Прогнозируемые результаты 1 года обучения ……………………. 21-22
Учебно-тематический план 2 года обучения……………………..23-24
Содержание базовых тем 2 года обучения ………………….……….26
Прогнозируемые результаты 2 года обучения ……………………..27
Модель выпускника……………………………………………….27-28
Литература…………………………………………………………..29-30
Приложения …………………………………………………………31-41
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью детского художественного воспитания.
«Декор» - (от латинского «decoro» - украшаю) система украшения сооружения (фасада, интерьера или изделия).
Прикладное искусство – изготовления руками предметов, применяемых в быту. Следовательно, декоративно-прикладное искусство – создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту и художественная обработка утилитарных предметов.
Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.
Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить работа с бумагой, соленым тестом, с природным и бросовым материалом, а также швейное дело.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал. При работе с бумагой ребенку дается возможность реально, самостоятельно открыть для, животных и т.п., постичь свойство, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Даже при незначительном усилии со стороны детей работа привлекает всех своим необычным выполнением, подборкой цвета, восхищает ребенка и вызывает желание создавать что-то красивое.
Работы по шитью привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками игрушки. В процессе обучения выполнения ручных швов дети знакомятся с их назначением и применением, отрабатывают простейшие технологические приемы. Работа с иглой способствует развитию координации движения, гибкости, точности выполнения действий.
Не меньше удовольствия детям доставляет изготовление подарков и сувениров из соленого теста. Образное и воспитательное значение лепки из соленого теста огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.
Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребенку их отыскать.
Такие занятия с детьми открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль. Природа – замечательная мастерская. Она дарит неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Одним из преимуществ работы с природным материалом является то, что она доступна для детей. Для работы с природным материалом не понадобятся дорогостоящее оборудование. Инструменты и приспособления очень простые. Достоинством работы с природным материалом является и то, что работать приходится с экологическими чистым материалом.
Работа с природным материалом способствует развитию у детей любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитывать стремление бережного отношения к ней.
Занятия в объединении формируют такие черты как трудолюбие, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело.
Программа предусматривает получение первичных знаний, умений и навыков при их последовательном расширении по годам обучения. Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени. Сведения связаны с практической работой.
Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные
физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут
помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть. Большинство
обучающихся находят ответ на вопрос: "Кем быть?", а также приобретают
знания, специфические для областей декоративно-прикладного творчества.
В отличие от уже существующих дополнительных образовательных
программ, настоящая программа оригинальна тем, что предлагает детям
освоение различных видов декоративно- прикладного творчества в процессе
изготовления изделий, а также затрагивает проблему гуманного отношения
ребят к окружающему миру, знакомит детей с русским народным
творчеством.
Новизна программы заключается в:
принципах личностно - ориентированного образования детей и
педагогики развития, в центре внимания которых - личность ребенка
реализующего свои возможности;
комбинации элементов следующих технологий: технологии проектного
обучения, технологии критического мышления, проблемного обучения.
Актуальность программы
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества,
Различные виды рукоделия являются одним из самых старейших в
прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда
значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, ниток и
другого материала искусно выполняется с помощью машин, многие
предметы быта не теряют своей прелести, если они сделаны вручную.
Восприятие художественной и практической ценности изделий,
созданных художниками- дизайнерами и просто народными умельцами,
доступно детям среднего школьного возраста.В смысле практической значимости, основные умения и навыки,приобретаемые детьми на занятиях по рукоделию, нужны каждомучеловеку, т.к. они составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по изготовлению одежды, оформлению жилища. На занятиях у детей воспитываются нравственно – волевые качества личности: усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, аккуратность в работе. Занятия кружка способствуют развитию творческого мышления и воображения, они привлекают детей результатами труда.
Данная программа составлена с учетом опыта, знаний и умений педагогов. Данная образовательная программа рекомендована для работы с детьми с 11-14 лет. Она предполагает обучение ребят самостоятельности с учетом детских интересов, запросов и желаний.
Срок реализации программы 2 года.
ПРИНЦИПЫ
1. Принцип гармонизации личности и среды – ориентации на максимальную самореализацию личности.
2. Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.
3. Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
4. Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей в создании адекватной педагогической среды.
5. Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.
6. Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
7. Принцип взаимодействия на нескольких уровнях, а именно:
взаимоотношения между взрослыми и ребенком в процессе занятий;
взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности;
сенсорное взаимодействие ребенка с материалом;
на уровне содержания курса: взаимодействие всех тем, входящих в структуру программы;
на уровне содержания занятия: любая тема раскрывается через взаимодействие персонажа, в котором он существует, а значит действует.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание благоприятных условий для творческого развития ребенка и его самореализации через декоративно-прикладное творчество.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Образовательная :
обучение теоретическим сведениям;
обучение детей основным приемам вышивки;
обучение технологии приготовления соленого теста и работы с ним;
обучение технологии изготовления работ из природного материала;
дать представление об использовании бросового материала в изготовлении изделий.
Развивающая:
развитие творческих способностей: вкуса, чувство цвета, композиции решение, выбор художественного образа;
развитие моторики рук, глазомера;
развитие воображения, памяти. Фантазии, образного и пространственного мышления.
Воспитательная:
воспитание аккуратности, усидчивости;
воспитание осознанного и бережного отношения к результатам своего труда.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для достижения результата работы требуется большая вариативность подходов и постоянного собственного творчества. В учебной деятельности объединения необходимы следующие формы и методы работы.
МЕТОДЫ:
объяснительно – иллюстративные (при объяснении нового материала);
репродуктивные (способствуют формированию знаний, умений, навыков через систему упражнений);
стимулирования и мотивации (учебные дискуссии);
самостоятельной познавательной деятельности (при работе по заданному образцу, по правилу или системе правил, требующих творческого подхода);
словесные (при устном изложении, в котором раскрываю новые понятия, термины);
творческий метод.
Методы работы оптимально раскрывают творческие способности ребенка, дают ему возможность попробовать себя (свои силы) в творческой деятельности и что немаловажно, создают для детей ситуацию успеха.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе учащихся, в подготовке дискуссии и т.д.);
индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);
Коллективная (используется на общих занятиях).
При помощи тестирования (по годам обучения) обучающиеся могут зачисляться на второй обучения и обучаться по программе зачисленного года. В программе определено количество часов на изучение тем, которые могут изменяться в зависимости от корректировки программы.
ТИПЫ ЗАНЯТИЙ:
вводное,
традиционное,
практическое,
ознакомительное,
комбинированное,
инновационное (игра, викторина, кроссворд, конкурс, экскурсия в музей, на природу).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные работы, практическая работа).
Нетрадиционные занятия стимулируют интерес к обучению. Особое внимание уделяю экскурсиям, во время которых дети познают окружающий и растительный мир. Все познанное и увиденное на этих занятиях отражается в творческих работах обучающихся. Теоретические сведения фиксируются в индивидуальных тетрадях.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
технические средства обучения (видео, аудиоаппаратура и др.);
методические средства обучения (видео, аудиозаписи, методическая и учебная литература, методические разработки и др.);
объекты живой и неживой природы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «Ивушка»
В результате освоения программы у выпускников будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
выпускник научится:
познавательные
строить сообщения в устной и письменной форме;
строить рассуждения в форме связи простых суждений о технологической последовательности изготовления изделия;
умение выстраивать мыслительные процессы для запоминания теоретического материала и практических операций, находить необходимые источники информации;
умение воспринимать необходимый спектр знаний, получать дополнительную развивающую информацию, использовать базовые знания в решении поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности.
у выпускников будут сформированы:
личностные
развитие эстетических чувств, аккуратности, усидчивости;
формирование осознанного и бережного отношения к результатам своего труда;
уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия.
выпускник научится:
коммуникативные
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
межпредметные
умение применять полученные знания в различных видах
деятельности, проводить аналогию между предметами и явлениями реального мира.
Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:
целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;
доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
СВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературой, ИЗО, музыкой, технологией).
Учебная деятельность
Внеурочная деятельность
Литература - (развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.) сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.
Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.
– экскурсии
–беседы;
– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;
– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;
– туристические походы и другие формы совместно деятельности.
Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.
– беседы;
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов;
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п., приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.
- изготовление сувениров;
- работа творческих мастерских;
- мини проекты
Изобразительное искусство, музыка – творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов; приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.
– экскурсии в краеведческие музеи и парки;
-экскурсии по улице, району, городу;
- заочные путешествия;
- беседы о природе Каргата
- виртуальные путешествия, экскурсии.
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Во время реализации рабочей программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.
В качестве диагностики используются:
устный опрос;
контрольные работы по пройденным темам (срезовые работы);
тестирование;
выставки:
однодневные – которые проводятся после каждого занятия с целью обсуждения. Оценивать работу начинают сами авторы. Используя критические замечания, анализируются итоги выполненных работ с соответствующей характеристикой каждого изделия;
постоянная – которая представляет лучшие работы обучающихся;
по итогам года – на которой определяется полнота реализации образовательной программы по данному направлению.
Выставки работ обучающихся имеют большое воспитательное значение. Выставка-конкурс – это не только отчет, но и процесс самопознания, это тот творческий процесс, который необходим каждому ребенку. Детям необходимо видеть свои работы на выставке, чтобы оценить себя самого, сравнить с самим собой вчерашним, приобрести уверенность для продвижения вперед.
Результативность и практическая значимость определяются перечнем знаний, умений и навыков («Модель выпускника»), формируемых у обучающихся по данной программе, уровнем и качеством изготовления творческих работ.
Результатом успешной реализации программы следует считать изменения, происходящие с личностными и психофизиологическими качествами обучающихся.
Результаты работы по программе фиксируются в журналах по годам обучения и в приложении к образовательной программе.
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
11 –14 лет – период отрочества, важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость.
У подростков этого возраста повышается способность к регуляции поведения. Разнообразнее и богаче становится содержание и формы их деятельности. Развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Внутреннее торможение становится более устойчивым, а работоспособность коры головного мозга повышается. Формируется произвольность физиологических процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижения.
Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливается индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Это период для становления нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, своё сходство с другими детьми и свою неповторимость.
Подростки имеют больше навыков для работы по изготовлению игрушек, они могут самостоятельно выбирать художественный образ и создавать его.
Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности детей этого возрастного периода. Стремление подростка занять подобающее положение среди сверстников сопровождается повышенными требованиями к ценностям и окружающим.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ:
по направлению деятельности - прикладная;
по виду деятельности - художественная;
по образовательной деятельности - искусство, технология;
по форме реализации - групповая, индивидуальная;
по способу реализации - эвристическая;
по уровню содержания - углубленная;
по возрасту детей - для учащихся основной школы;
по половому признаку - для девочек;
по продолжительности реализации – двухгодичная;
по функциональному назначению – образовательная.
РЕЖИМ РАБОТЫ:
Группа 1 года обучения из расчета 4 часа в неделю (128 часов в год)
Группа 2 года обучения из расчета 6 часов в неделю (192 часов в год)
ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА
Компьютер
Экран
Проектор
Набор ручных инструментов и приспособлений
Виды швов, вышивок, орнаментов
Комплект оборудования и приспособлений для ВТО
Машины швейные
Стенды с выставкой ученических работ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование базовых тем
1-й год
обучения
2-й год обучения
теория
практика
итого
теория
практика
итого
1.
Теоретические сведения
1
-
1
1
-
1
2.
Основы швейного дела
-
-
-
7
52
59
3
Азбука бумагопластики
3
12
16
3
12
15
4.
Вышивка атласными лентами
2
20
25
-
-
-
5.
Работа с природным материалом
3
26
29
2
16
18
6.
Поделки из ненужных вещей
2
14
16
4
27
31
7.
Работа с зерновыми
2
12
14
2
22
24
8.
Солёное тесто
3
28
27
2
18
20
9
Батик
-
-
-
2
22
24
Всего часов
16
112
128
23
169
192
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Задачи:
Образовательная:
Обучение теоретическим сведениям;
Обучение технологии работы с бумагой, природным материалом;
Обучение технологии приготовления соленого теста и работы с ним;
Обучение технологии вышивки атласными лентами.
Дать представление об использовании бросового материала в изготовлении изделий.
Развивающая:
Развитие творческих способностей: вкуса, чувство цвета, композиции решение, выбор художественного образа;
Развитие моторики рук, глазомера;
Развитие воображения, памяти, фантазии, образного и пространственного мышления.
Воспитательная:
Воспитание аккуратности, усидчивости;
Воспитание осознанного и бережного отношения к результатам своего труда.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Содержание базовых тем
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
1.
Теоретические сведения. Вводный урок:
Краткое содержание программы.
Режим работы.
Правила техники безопасности.
1
2.
Азбука бумагопластики.
-Оригами. История возникновения. Изготовление поделок по типу «Оригами».
1
2
- мозаика;
1
3
- квилинг;
1
7
3.
Вышивка атласными лентами
- Основные приемы вышивания
1
9
1
10
4.
Работа с природным материалом.
-аппликация из соломки;
1
5
1
7
-аппликация из бересты
1
15
5.
Поделки из ненужных вещей.
изделия из бумажных трубочек
1
7
поделки из гафрированного картона.
1
7
6.
Работа с зерновыми
панно из зерновых
1
7
1
5
7.
Солёное тесто
технология приготовления, окрашивания, сушки, глазурования, подрумянивания теста;
1
4
1
15
1
9
изделия из теста.
ИТОГО:
4
12
2
14
1
15
2
14
2
14
2
14
1
15
2
14
16
16
16
16
16
16
16
16
СОДЕРЖАНИЕ БАЗОВЫХ ТЕМ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Теоретические сведения.
Организационное собрание: режим работы, программа деятельности. Вводный урок. Правила техники безопасности
Азбука бумагопластики.
Выбор сюжета, составления эскиза, подбор бумаги по цвету и качеству, наложение фона на основу, изготовление объемных деталей ( конструкций), раскладывание их на фоне, наклеивание деталей на фон, оформление готовой работы в рамку.
Оригами. История возникновения. Приемы изготовления поделок по типу оригами: лягушка, бабочки, рыбки, коллективная работа – панно.
Работа с природным материалом.
Способы обработки соломки, листьев, бересты. Подготовка материала к работе. Изготовление аппликации из соломки, сухих листьев. Аппликация соломкой как вид декоративно – прикладного искусства. Декоративные свойства соломки: пластичность, цвет, блеск, их рациональное использование в изделиях.
Поделки из ненужных вещей.
Работа с бросовым материалом: бумажные трубочки, гофрированный картон.
Соленое тесто.
Технология приготовления, окрашивания, сушки подрумянивания, глазурования соленого теста. Изделия и теста: черепашка, снеговик, слоник; магниты на холодильник: ягодка, бабочка; изготовление цветов: тюльпан, роза, лилия; коллективные работы, изготовление изделий из теста по выбору обучающихся.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПОСЛЕ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Знать:
правила техники безопасности;
историю возникновения оригами, квилинга;
технологию приготовления соленого теста, его сушки, окрашивания, подрумянивания;
технологию работы с природным материалом, бумагой;
Уметь:
Выполнять аппликации из бумаги ;
приготовить соленое тесто;
изготавливать сувениры из теста;
выполнять различные поделки из ненужных вещей;
изготавливать игрушки-сувениры .
Приобрести навыки:
экономного расходования различных материалов (бумаги, ткани и др.)
аккуратного вырезания деталей;
качественного изготовления игрушек-сувениров поделок;
координации движений пальцев.
Быть:
аккуратным, при выполнении работы;
бережным по отношению к природным и художественным
материалам;
вежливым к другим детям и взрослым.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Задачи:
Образовательная:
Обучение теоретическим сведениям;
Обучение технологии работы с гофрированной и цветной бумагой;
Обучение технологии приготовления соленого теста и работы с ним;
Обучение технологии выполнения ручных швов, объёмных игрушек из меха и ткани;
Дать представление об использовании бросового материала в изготовлении изделий.
Развивающая:
Развитие творческих способностей: вкуса, чувство цвета, композиции решение, выбор художественного образа;
Развитие моторики рук, глазомера;
Развитие воображения, памяти, фантазии, образного и пространственного мышления.
Воспитательная:
Воспитание аккуратности, усидчивости;
Воспитание осознанного и бережного отношения к результатам своего труда.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Содержание базовых тем
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
П
т
п
Т
п
1.
Теоретические сведения. Вводный урок:
Краткое содержание программы .Режим работы.
Правила техники безопасности.
1
2.
Основы швейного дела.
ручные швы, их назначение;
1
5
разновидности игрушек:
- плоскостные игрушки;
- полуплоскостные игрушки;
- объёмные игрушки из меха и ткани;
1
5
изготовление игрушек- сувениров:
- объёмные игрушки из меха и ткани;
1
10
2
22
- аппликация на ткани;
1
2
- пэчворк.
1
8
3.
Азбука бумагопластики.
Набивка гафрированной бумагой;
1
5
Аппликация:
- квилинг;
1
5
- объёмная аппликация
1
2
4.
Работа с природным материалом.
Соломка;
1
8
Береста.
1
8
5.
Поделки из ненужных вещей.
изделия из бумажных трубочек
1
2
1
9
1
11
поделки из гофрированного картона.
1
5
6.
Солёное тесто
технология приготовления, окрашивания, сушки, глазурования, подрумянивания теста;
1
7
изделия из теста.
1
11
7.
Работа с зерновыми.
Панно из зерновыми
1
11
1
11
8.
Холодный батик
Технология выполнения «холодного» батика
2
22
ИТОГО:
4
20
4
20
4
20
3
21
2
22
2
22
2
22
2
22
24
24
24
24
24
24
24
24
СОДЕРЖАНИЕ БАЗОВЫХ ТЕМ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Теоретические сведения.
Организационное собрание: режим работы, программа деятельности. Вводный урок. Правила техники безопасности
Основы швейного дела.
Ручные швы, их назначение. Разновидности игрушек. Технология изготовления игрушек-сувениров из меха. Изготовление игрушек-сувениров по выбору учащихся.
Азбука бумагопластики.
Выбор сюжета, составления эскиза, подбор бумаги по цвету и качеству, наложение фона на основу, изготовление объемных деталей ( конструкций), раскладывание их на фоне, наклеивание деталей на фон, оформление готовой работы в рамку.
Работа с природным материалом.
Способы обработки соломки, бересты. Подготовка материала к работе. Изготовление аппликации из соломки, бересты. Коллективные работы по изготовлению панно.
Поделки из ненужных вещей.
Работа с бросовым материалом: пластиковые бутылки, гофрированный картон (вазы, карандашницы и др.).
Соленое тесто.
Технология приготовления, окрашивания, сушки подрумянивания, глазурования соленого теста. Изделия и теста по выбору обучающихся, коллективные работы по изготовлению панно, рамок для фотографий.
Работа с зерновыми.
Технология окрашивания различных видов круп и макарон, изготовления панно, покрытие готовых изделий лаком, оформление в раму.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПОСЛЕ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Знать:
Правила техники безопасности;
Технологию приготовления соленого теста, его сушки, окрашивания, подрумянивания, выполнения панно из солёного теста;
Название и назначение ручных швов;
Технологию работы с природным материалом, бумагой;
Технологию изготовления игрушек-сувениров из меха и ткани.
Уметь:
Выполнять аппликации из бумаги: объёмную, квилинг ;
Приготовить соленое тесто;
Изготавливать сувениры, панно из теста;
Выполнять различные поделки из ненужных вещей;
Выполнять ручные швы;
Изготавливать игрушки-сувениры из меха и ткани.
Приобрести навыки:
Экономного расходования различных материалов (бумаги, ткани и др.)
Аккуратного вырезания деталей;
Качественного изготовления игрушек-сувениров;
Координации движений пальцев.
Быть:
аккуратным, при выполнении работы;
бережным по отношению к природным и художественным
материалам;
вежливым к другим детям и взрослым.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
Знать:
Правила техники безопасности;
Историю возникновения оригами;
Название и назначение ручных швов;
Технологию работы с природным материалом, бумагой;
Технологию приготовления соленого теста, его сушки, окрашивания, подрумянивания, выполнения панно из солёного теста;
Технологию изготовления игрушек-сувениров из меха.
Уметь:
Выполнять основные приемы изготовления поделок в технике «Оригами», «Квилинг»;
Приготовить соленое тесто;
Изготавливать сувениры из теста;
Выполнять различные поделки из ненужных вещей;
Выполнять различные аппликации из бумаги, природного материала, бисера;
Приготовить соленое тесто;
Изготавливать сувениры, панно из теста;
Выполнять различные поделки из ненужных вещей;
Выполнять ручные и отделочные швы;
Изготавливать игрушки-сувениры из меха и ткани;
Применять полученные знания и умения на практике.
Приобрести навыки:
Экономного расходования различных материалов ( бумаги, ткани и др.)
Аккуратного вырезания деталей;
Качественного изготовления игрушек-сувениров;
Координации движений пальцев.
Быть:
аккуратным, при выполнении работы;
бережным по отношению к природным и художественным
материалам;
усидчивым и терпеливым при выполнении работы;
положительно относиться к людям, к самому себе, уметь радоваться успеху других.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
Некоторые принципы развития творческого потенциала детей средствами декоративно-прикладного творчества. /А.П. Сухарева, доцент кафедры художественной культуры ООИПКРО, канд. пед. наук. – Омск
Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. 3-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – Книга 2. Психология образов
К. Митителло. «Чудо-аппликация», Москва, Эксмо, 2006
Н. Голубева. «Аппликации из природных материалов», Москва, культура и традиции, 2002
Л. В. Загребаева. «Плетение из соломки, бересты и лозы», Минск, «Миринда», 2000
В. И. Сергеев. «Плетение из соломки», Ростов-на-Дону «Феникс», 2000
И. А. Сокол. «Энциклопедия рукоделия», Издательство ФОЛИО, Москва, 2003
И. В. Новикова, Л. В. Базулина. «100 поделок из природных материалов», Ярославль, Академия холдинг, 2001
Казагранда Б. «Поделки из соленого теста» - Германия АРТ- РОДНИК 2007
Проснякова Т.Н. Азбука мастерства. Учебник для 1,2,3 классов по программе «Перспективная начальная школа».- Москва. Академкнига / Учебник 2002
Прушковская М. «Поделки и сувениры из соленого теста…» Москва Мой Мир 2006
Силаева К. «Соленое тесто –Украшения –Сувениры –Поделки» - Москва Эксмо 2006
Хананова И. «Соленое тесто» - Москва АСТ – ПРЕСС КНИГА 2006
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
Э.К.Гульян И.Я Базик. Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 2010.
Н. Докучаева. Волшебный мир бумажных превращений. // Детский досуг. – 2007. – № 3. – с. 160.
В. А. Хоменко. «Солёное тесто», Харьков, 2007 год.
Бриджит Казагранда. «Поделки из солёного теста» АРТ-РОДНИК, 2007 год.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
1.http://standart.edu.ru
2.http://ipk.kuz-edu.ru
3.http://festival.1september.ru
4.http://pedsovet.su
5.http://1-rs.com
6.http://nsportal.ru
7.http://proshkolu.ru
Приложение 1
ГЛОССАРИЙ
Композиция – в переводе с латинского языка означает – располагать какие-либо предметы красиво.
Аппликация – это художественная техника создания произведения ДПИ способом наклеивания кусочков бумаги, картона ткани, соломки, листьев на лист бумаги, по заранее подготовленному рисунку (композиции).
Оригами – изготовление красочных поделок из бумаги приёмами многократного складывания и сгибания.
Квилинг – аппликация из полосок бумаги
Объёмная аппликация – то есть максимально создающая иллюзию подлинности передаваемого явления.
Плоскостные игрушки – их основой служит картон, на задней стороне которого пришивают петлю, чтобы можно было повесить игрушку на стену.
Полуплоскостные (полуобъёмные) игрушки – для изготовления такой игрушки между основой (картоном) и тканью делают мягкую прокладку, которая придаёт игрушке объём.
Объёмные игрушки – это мягкие игрушки, которые выполняются из нескольких деталей каждая набивается ватой или паралоном.
Пэчворк – пошив панно, ковриков и игрушек из лоскутков.
Заметать – временно закрепить смёточными стежками подогнутый край изделия.
Сметать – временно соединить детали смёточными стежками.
Стачать – соединить детали машинной строчкой.
Прогладить – слегка отгладить шов с лицевой стороны.
Бисер – мелкие круглые или многогранные шарики из стекла, металла, пластмассы, кости со сквозными отверстиями для низания.
Бусины – крупнее бисера, используют в сочетании с бисером.
Стеклярус – трубочки из цветного стекла. Используемые для украшения одежды и интерьеров.
Страз – имитация драгоценного камня, делается из свинцового стекла.
Блёстки – маленькие плоские блестящие кружочки или пластинки другой формы для украшения одежды и предметов быта.
Пуговицы – застёжки разнообразной формы с ушками или отверстиями для пришивания.
Подвески – один из основных элементов в отделке бисерных изделий, причём не только низанных, но и вязаных, тканых, вышитых.
Снизки – нити с нанизанными на них бусинами.
Связка – бусины, соединяющие ряды.
Мозаика – самый плотный метод вязания.
Теплые – красный, оранжевый, желтый.
Холодные – синий, голубой, фиолетовый.
Тоновые (бесцветные) – черная, белая.
Основные (главные) цвета – те, которые не могут быть составлены из других цветов (это красный, желтый, синий).
Шов «вперёд иголку» - это ряд одинаковых стежков, проложенных справа налево.
Шов «назад иголку» - представляет собой ряд одинаковых стежков, проложенных справа налево на одном и том же расстоянии друг от друга.
Шов «Россыпь» - разновидность шва «назад иголку» - отличается от него размером стежков: они очень мелкие (как пшенные зёрнышки).
Шов «строчка» - выполняют точно так же, как шов «назад иголку», только без просветов между стежками.
Стебельчатый шов – состоит из одинаковых косых стежков, плотно прилегающих друг к другу.
Тамбурный шов или тамбур – состоит из петель, выходящих одна из другой.
Двойной тамбур – выпуклый рельефный широкий шов.
Петельный шов – это ряд вертикальных петлеобразных стежков, проложенных слева направо.
Гладь – вышивка прямыми или косыми стежками, плотно уложенных один к одному.
Крест – это два стежка, пересекающихся посередине.
Приложение 2
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
ПРИ РАБОТЕ НОЖНИЦАМИ, ИГОЛКАМИ, БУЛАВКАМИ:
Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
Передавать ножницы кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
Шить с напёрстком, чтобы избежать прокола пальца.
При шитье на пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.
Сломанную иголку следует отдать руководителю.
ПРИ РАБОТЕ ЭЛЕКТРОУТЮГОМ:
При включении и выключении электроутюга в розетку, браться за вилку, а не за шнур.
Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем, иначе он может упасть на пол, на ноги. При падении может возникнуть короткое замыкание.
Не отвлекаться во время работы утюгом, не оставлять его включенным в сеть без присмотра.
Диск терморегулятора должен быть правильно установлен по отношению к виду ткани. Если утюг без терморегулятора, не допускать его перегрева.
Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался – это может привести к излому провода и к короткому замыканию.
Следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.
При окончании работы утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладиться, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.
Приложение 3
Гимнастика для глаз
Длительная работа с мелкими материалами (зерновыми и т. п.) вызывает утомление, поэтому необходим перерыв, во время которого можно выполнить гимнастику для глаз.
Обучающимся предлагается удобно сесть на стул, выпрямить спину, облокотиться на спинку стула, руки положить на колени и выполнить следующие упражнения:
не двигая головой, медленно поднять глаза вверх, затем опустить вниз (5-10 раз);
посмотреть влево – вправо, не двигая головой (5-10 раз);
упражнение «восьмерка» (5-6 раз);
закрыть глаза, слегка похлопать по векам подушечками пальцев (15-30 секунд);
открыть глаза, сконцентрировать внимание на близко расположенном предмете, затем перевести взгляд на далеко расположенный предмет (5-10 раз);
поворачивая голову влево и вправо, постараться максимально увидеть, что находится за спиной;
запрокинув голову, постараться максимально увидеть, что находится сзади;
глубоко вдохнуть, выдохнуть, 2-3 раза поднимая руки на вдохе вверх и опуская их вниз на выдохе;
походить по кабинету.
Приложение 4
КАК ОБОРУДОВАТЬ РАБОЧЕЕ МЕСТО
Рабочее место для шитья должно быть хорошо освещено, причём свет должен падать на работу с левой стороны.
Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 35 – 40 см, чтобы не развивалась близорукость.
По окончании работы все инструменты следует убирать в рабочую коробку.
Приложение 6
П Л А Н
работы с родителями обучающихся в объединении «Ивушка»
на 2015 –2016 учебный год
Цель: Создать условия для активного включения родителей в учебно – воспитательный процесс, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогом.
Задачи:
Формирование активной педагогической позиции родителей;
Использовать новые эффективные формы сотрудничества с родителями, вовлечь их в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность;
Повышение педагогической культуры родителей.
№
Направление
Мероприятие
Месяц
1
Изучение семьи
Сформировать базу данных о семьях обучающихся;
Сентябрь
Ноябрь
2
Психолого- педагогическое просвещение родителей
Групповые, индивидуальные консультации;
Осознание
целесообразности занятий и определение перспектив совместного общения.
Стимулирование познавательного интереса ребенка и родителей через выступление на родительском собрании в классе.
Использование фото и видеоматериалов в педагогическом просвещении родителей.
В теч.года
В теч.года
апрель
В теч.года
3
Совместная деятельность детей, родителей, педагога
Программа для обучающихся и их родителей «Эти знакомые добрые лица».
Проведение выставок, как результата деятельности учащихся.
март
В теч. года
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Форма оценки результатов: бальная.
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Уровни: 1-4 балла – низкий
5- 8баллов – средний
9 –12 баллов – высокий
КРОССВОРД
По горизонтали:
Изготовление красочных поделок из бумаги приёмами многократного складывания и сгибания.
Материал для изготовления игрушек –сувениров.
На пальце одном ведёрко вверх дном.
В переводе с латинского языка означает – располагать какие-либо предметы красиво.
Для изготовления такой игрушки между основой (картоном) и тканью делают мягкую прокладку, которая придаёт игрушке объём.
Аппликация из полосок бумаги.
Как называется шов, который выполняют точно так же, как шов «назад иголку», только без просветов между стежками.
Временно соединить детали смёточными стежками.
Инструмент бывалый, не большой, не малый. У него полно забот – он и режет и стрижёт.
Мягкие игрушки, которые выполняются из нескольких деталей каждая набивается ватой или паралоном.
По вертикали: 1. Материал для изготовления поделок по типу «оригами».
Отгадав все термины, можно назвать художественную технику создания произведения ДПИ способом наклеивания кусочков бумаги, картона ткани, соломки, листьев на лист бумаги, по заранее подготовленному рисунку.