kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная учебная программа направлена на приобретение детьми знаний, умений, навыков игры на трубе, получение им художественного и эстетического образования и воспитания, а также на духовно-нравственное развитие ребенка. Программа расчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, формирования навыков взаимодействия с преподавателями. Програмное планирование отражает разнообразие репертуара, академическую направленность предмета "Специальность (труба)", а также возможность индивидуального подхода к ученику. Программа расчитана на 5 лет обучения, для детей в возрасте с 10-12 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» »

Муниципальное казенное

образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Суджанская детская

школа искусств»







Специальность (труба)


Дополнительная предпрофессиональная

общеобразовательная программа в области

музыкального искусства

«Духовые и ударные инструменты»















г.Суджа

2012 г.

«Рассмотрено»

Методическим Советом МКОУ ДОД

«Суджанская детская школа искусств»

2012 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУДОД «Суджанская

Детская школа искусств»


В.В.Бакалов

2012 г.


Разработчик:

Светличный Вячеслав Александрович, преподаватель по классу медных духовых инструментов 1-й квалификационной категории






























Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Распределение учебного материала по годам обучения;

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Список рекомендуемой нотной и методической литературы

- Нотная литература;

- Учебно-методическая литература;

- Методическая литература.

















1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность (труба)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (труба)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на трубе, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателями.

Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (труба)», а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.

Срок реализации учебного предмета

Срок освоения учебного предмета «Специальность (труба)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Срок реализации учебного предмета «Специальность (труба)» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Специальность (труба)» при 5-летнем сроке обучения составляет 924 часа. Из них: 363 часа – аудиторные занятия, 561 час – самостоятельная работа.

Общая трудоемкость учебного предмета «Специальность (труба)» при 6-летнем сроке обучения составляет 1138,5 часов. Из них: 445,5 часов – аудиторные занятия, 693 часа – самостоятельная работа.

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации

Учебный предмет «Специальность (труба)» со сроком обучения 5 лет (программа «Духовые и ударные инструменты» со сроком обучения 5 лет)


Вид учеб. работы,

аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации

Всего часов

Классы

1

2

3

4

5


Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Ауд. занятия

32

34

32

34

32

34

40

42,5

40

42,5

363

Самост. работа

48

51

48

51

48

51

64

68

64

68

561

Макс. учебная нагрузка

80

85

80

85

80

85

104

110,5

104

110,5

924

Вид промежуточной и итоговой аттестации

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

Итоговая аттестация (экзамен)



Учебный предмет «Специальность (труба)» со сроком обучения 6 лет (программа «Духовые и ударные инструменты» со сроком обучения 6 лет)


Вид учеб. работы,

аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной и итоговой аттестации

Всего часов

Классы

1

2

3

4

5

6


Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


Ауд. занятия

32

34

32

34

32

34

40

42,5

40

42,5

40

42,5

445,5

Самост. работа

48

51

48

51

48

51

64

68

64

68

64

68

693

Макс. учебная нагрузка

80

85

80

85

80

85

104

110,5

104

110,5

104

110,5

1138,5

Вид промежуточной и итоговой аттестации

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

Итоговая аттестация (экзамен)



Форма проведения учебных занятий

Учебные занятия по учебному предмету «Специальность (труба)» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика, лучше узнать его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия: 1-3 класс – 2 часа в неделю, 4-5 (6) классы – 2,5 часа в неделю.

Самостоятельная работа:1-3 классы – 3 часа в неделю, 4-5 (6) классы – 4 часа в неделю.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры;

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Цель и задачи учебного предмета

Цель:

- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области духового исполнительства, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на трубе произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

- определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Задачи:

- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;

- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на трубе в пределах программы учебного предмета;

- овладение основными исполнительскими навыками игры на трубе, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;

- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста;

- развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

- формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

- объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

- метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

- метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

- частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи);

- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях исполнительства на духовых инструментах.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по предмету «Специальность (труба)» оснащены пюпитрами и фортепиано.

Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Специальность (труба)»:

- обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам; во время самостоятельной работы обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет;

- укомплектование библиотечного фонда печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, в объеме, соответствующем требованиям программы;

- наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;

- наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Специальность (труба)», имеют звукоизоляцию.

Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт).


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Решающим фактором в определении начального возраста обучения духовых инструментах является соответствующее инструменту (кроме музыкальных данных) физическое развитие ребенка. Данная программа отражает дифференцированный подход к обучению (с учетом возраста, физического развития, индивидуальных способностей обучающегося).

В конце каждого полугодия обучающиеся исполняют два разнохарактерных произведения и этюд (или гамму). Программы экзаменов могут варьироваться в зависимости от технических возможностей обучающегося по усмотрению преподавателя. Например:

– 2 пьесы и этюд;

– пьеса, ансамбль и этюд;

– гамма, пьеса и ансамбль.

Изучение гамм и арпеджио рекомендуется начинать со второго года обучения. К окончанию школы обучающийся должен ознакомиться со всеми мажорными гаммами и минорными гаммами. Обучающиеся, которые готовятся к поступлению в учреждения образования сферы культуры, должны за период обучения в детской школе искусств освоить:

– все мажорные и минорные гаммы, арпеджио, хроматическую гамму, охватывающую весь освоенный диапазон инструмента в трех штрихах (detache, legato, staccato) и двойным staccato в среднем темпе. Желательно уметь исполнять гаммы пунктирным ритмом в подвижном темпе;

– упражнения и этюды, включающие разнообразные технические приемы, наиболее часто употребляемые в произведениях, ритмические группировки (пунктирный ритм, синкопы, триоли), трели и мелизмы;

– основные приемы звукоизвлечения, динамические и агогические оттенки.

Требования по годам обучения

1 год обучения

История инструмента, знакомство с его художественными и техническими возможностями, конструкцией, правилами и особенностями эксплуатации.

Организация игрового аппарата:

- выработка правильного положения инструмента во время игры, выработка правильного дыхания, выработка правильного звукоизвлечения: сформировать губные и лицевые мышцы, организовать действия языка, способствующие формированию губного аппарата обучающегося, развитию чёткой и ясной атаки звука в процессе звукоизвлечения, не допускать различного рода мышечных напряжений и зажимов в исполнительском аппарате и в плечевом поясе обучающегося, развить первичные навыки координации в действиях губного аппарата, исполнительского дыхания и пальцев рук, развивать в дыхательном аппарате ощущение опоры выдоха (или опоры звука), добиваться устойчивого звучания инструмента, чистого по интонации, полного и яркого по тембру, разнообразного по громкости;

- изучение музыкального строя инструмента, уяснение принципа нахождения звуков, уяснение понятия аппликатуры, ее связи с художественной и технической стороной исполнения музыкального произведения, способа ее обозначения в нотном материале.

Музыкальная грамота: знакомство с музыкальным звуком, его свойствами. Длительности нот. Размер 2/4, 3/4, 4/4. Такт, затакт, нота с точкой. Мажор, минор. Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар). Случайные и ключевые знаки. Ознакомиться с наиболее употребительными терминами (f, p, creschendo, diminuendo).

Учебно-техническая работа: формирование начальных навыков разбора нотного текста, его связного воспроизведения на инструменте, разучивание и запоминание, выработка рациональной аппликатуры и аппликатурной дисциплины; изучение и практическое освоение начальных элементов исполнительской техники на основе инструктивного материала. Первые навыки звукоизвлечения. Упражнения в виде различных приёмов (non legato, staccato, legato) на одном звуке и в комбинациях звуков, удобных для извлечения; освоение развивающего комплекса, гаммы, этюды и пьесы в сочетании с художественной техникой – энергией движения, музыкальным дыханием, заглядыванием вперёд.

Гаммы: До-мажор в одну октаву, ля-минор в одну октаву, Соль-мажор от ноты «соль» первой октавы до ноты «ре» второй октавы, ми-минор от ноты «ми» первой октавы до ноты «си» первой октавы, Фа-мажор от ноты «фа» первой октавы до ноты «до» второй октавы, ре-минор в одну октаву. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

Художественно-музыкальная работа: работа над ритмом, единым метром. Работа над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и остановок. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой, отработка штрихов. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки, включая музыкально-слуховые представления, развивая умение воспринимать и передавать жанровые особенности песни, танца, марша. Работа над звуком, способностью «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста преподавателя. Воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать свое исполнение. Работа над выразительным исполнением.

Музицирование:

Подбор по слуху: Подбор по слуху мелодии на трех-пяти ступенях мажора и минора от звуков. Метроритмический рисунок с использованием четвертей, восьмых и половинных. Объем – 4-8 тактов.

Развитие творческих навыков: досочинение мелодии до тоники; сочинение и запись ритмического рисунка к стихам.

Чтение с листа:

– подготовительные упражнения на развитие чувства ритма: чтение метроритмического рисунка со счетом, с опорой на движение (хлопки, постукивания); ритмическое остинато под музыку в исполнении преподавателя.

– упражнения на ориентацию на клавиатуре трубы и нотном стане в записи звуковысотной шкалы.

Транспонирование: игра несложных мелодий (2-3 звука в диапазоне) от разных звуков.

В конце учебного года обучающийся должен знать основные понятия и термины, последовательность чтения нот с листа.

Обучающийся должен уметь понимать и точно воспроизводить нотный текст произведения (звуковысотно, метроритмично, артикуляционно правильно), читать с листа простые произведения.

У обучающегося должны быть сформированы: первичные игровые навыки, приспособленность к инструменту, навык выбора правильной аппликатуры, интерес к музыке, положительное отношение к занятиям, заложены основы постановки и функционирования губного аппарата (амбушюра), исполнительского дыхания, двигательного аппарата и языка с учётом объективных закономерностей звукообразования при игре на трубе и индивидуальных физиолого-анатомических особенностей обучающегося, заложены первичные навыки самоконтроля, необходимые для самостоятельной работы в домашних условиях.

В течение учебного года ученик должен пройти 6-8 пьес различного характера, 8-10 упражнений и этюдов (по нотам).

В течение учебного года ученик должен исполнить: декабрь – зачет (2-3 разнохарактерные пьесы), май – экзамен (2-3 разнохарактерные пьесы).

Примерный репертуарный список

Англ.п. Бинго, Дин-дин-дон

Р.н.п. Зайка, Ладушки, Не летай, соловей, Соловей Будимирович, На зеленом лугу

У.н.п. Лисичка, Журавель

Калинников В. Тень-тень, Журавель

Чайковский П. Дровосек, Русская песня

Алескеров С. Песня

Ботяров Е. Прогулка, Колыбельная, Труба и барабан

Газизов Р. Веселый пешеход

Гедике А. Русская песня

Гулак-Артемовский С. Ария Карася из оперы «Запорожец за Дунаем»

Кабалевский Д. Песня, Маленькая полька

Макаров Е. Марш, Мелодия, Труба поет, Вечер, Эхо

Мильман Е. Прелюдия

Миришли Р. Мелодия

Нурымов Ч. В горах

Пирумов А. Былина

Потоловский И. Охотник

Самонов А. Доброе утро, Прогулка

Сигал Л. Первые шаги, Напев

Терегулов Е. Лунная дорожка, Старинный танец

Чудова Т. Золотой петушок, Праздник

Бах И.С. Менуэт, Пьеса

Бетховен Л. Цветок чудес, Торжественная песнь

Брамс Й. Колыбельная

Диабелли А. Анданте

Кросс Р. Коломбина

Моцарт В. Аллегретто

Оффенбах Ж. Галоп

Примеры программ переводного экзамена:

1.Калинников В. Тень-тень

Англ.п. Бинго

Красев М. Зайчик

2.Брамс Й. Колыбельная

Бах И.С. Менуэт

Р.н.п. Журавель

3.Бах И.С. Пьеса

Моцарт В. Аллегретто

Красев М. Топ-топ

4.Р.н.п. Во поле береза стояла

Даргомыжский А. Два ворона

Бетховен Л. Волшебный цветок

2 год обучения

Занятия постановки дыхания без трубы.

Организация игрового аппарата: выявление степени приспособляемости обучающегося к инструменту. Работа над организацией игрового аппарата (амбушюра), синхронизацией движений языка, пальцев, амбушюра: завершить формирование лицевых и губных мышц, необходимое для гибкого управления амбушюром; в исполнительском дыхании закрепить ощущение опоры выдоха (опоры звучания). Развивать взаимосвязь и взаимодействие исполнительского дыхания с губным аппаратом обучающегося.

В двигательном аппарате добиться пальцевой техники, соответствующей уровню эмоциональной отзывчивости. Осваивать навык самостоятельных действий двигательного аппарата и исполнительского вдоха, завершить освобождение мышц исполнительского аппарата и, прежде всего, плечевого пояса от перенапряжений и различного рода зажимов.

Учебно-техническая работа: развивать качество звучания инструмента как одно из важных условий художественно выразительной игры, расширить диапазон владения громкостью звучания инструмента от pp до f, овладеть основными штрихами legato, detashe, staccato, non legato, освоить мелизмы: форшлаг, мордент, закрепить навыки самоконтроля – заметить ошибку, определить характер, найти способы её исправления, работа над приёмами звукоизвлечения на различные виды артикуляции в упражнениях и этюдах.

Гаммы: Ре-мажор, си-минор, Си-бемоль мажор, соль-минор, Ми-бемоль мажор, до-минор, Ля-мажор, фа-диез минор (все в одну октаву). Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

Художественно-музыкальная работа: работа над нотным текстом – разбор и анализ текста, штрихи, аппликатура, развитие мелодии, динамические оттенки. Воспитание заинтересованного, ценностного отношения обучающегося к музыкальному произведению: умение не только воссоздавать нотный текст, но стремиться передавать настроения музыкальных фраз, выявлять образы произведения, развивать музыкально-слуховые представления, умение передавать жанровые особенности пьес, дальнейшее развитие музыкально- ритмического чувства, умения чувствовать и передавать сильное и слабое время в такте, временные отношения во фразе, музыкальном предложении в качестве значения и смысла, дальнейшее развитие музыкального мышления, умения чувствовать и эмоционально переживать структуру произведений двухчастной и простой трёхчастной формы, развивать образное мышление, умение настраиваться на образы исполняемого произведения при игре наизусть, осваивать умение вызывать требуемый характер звучания в процессе игры наизусть, совершенствовать навыки игры в ансамбле с фортепиано, обращать особое внимание на точность текста, выразительность и интонационную чистоту.

Музицирование:

– подбор по слуху мелодии в пределах изучаемого диапазона инструмента. Метроритмический рисунок с использованием четвертей, восьмых, половинных, четверть с точкой. Объем – 4-8 тактов.

– развитие творческих навыков:

– сочинение мелодии на стихи в заданном диапазоне (3-5 звуков).

Чтение с листа простых мелодий в пределах изучаемого диапазона инструмента, начиная с простейших примеров на несколько звуков. Развитие и совершенствование навыков чтения нот с листа на основе принципа «заглядывания» вперёд. Постепенное расширение диапазона читаемых мелодий с использованием небольших интервалов в нотном материале.

Транспонирование читаемых с листа пьес на б.2 вверх и вниз.

В конце 2 класса обучающийся должен знать: требования к правильной организации игрового аппарата, понятия: инструментальный ансамбль, старинный танец (менуэт, сарабанда), характер исполняемых произведений, иностранные термины.

Обучающийся должен уметь играть в ансамбле с концертмейстером, читать с листа, подбирать по слуху мелодии, самостоятельно разбирать и грамотно исполнять произведения.

У обучающихся должны быть сформированы: навык самостоятельных действий двигательного аппарата и исполнительского вдоха, координация движений пальцев и языка, сформированы основы художественного вкуса, эмоциональная отзывчивость.

В течение учебного года ученик должен пройти 6-8 пьес различного характера, 8-10 упражнений и этюдов (по нотам).

В течение учебного года ученик должен исполнить: октябрь – технический зачет (1 гамма, 2 этюда), декабрь – зачет (2 разнохарактерные пьесы), март – технический зачет (1 гамма, 1 этюд), май – экзамен (2-3 разнохарактерные пьесы).

Примерный репертуарный список

Р.н.п. Родина, Сенокос, Уж как во поле калинушка стоит

Чеш.н.п. Пастух

Варламов А. Красный сарафан

Глинка М. Патриотическая песнь

Чайковский П. Старинная французская песенка, Сладкая греза

Ботяров Е. Песня в пути

Гречанинов А. Марш

Кабалевский Д. Хоровод, Вприпрыжку

Книппер Л. Полюшко-поле

Лысенко Н. Песня Выборного из оперы «Наталка-Полтавка»

Мухатов Н. В школу

Пикуль В. Хорал

Свиридов Г. Колыбельная песенка

Щелоков В. Сказка

Бетховен Л. Волшебный цветок

Брамс Й. Петрушка

Гендель Г. Тема с вариациями

Дюссек Я. Старинный танец

Лойе Ж. Гавот

Люлли Ж. Песенка

Моцарт Л. Буре, Ария из оперы «Волшебная флейта», Вальс

Перселл Г. Маленький марш, Трубный глас

Шейн И. Гальярда

Шуберт Ф. Цветы мельника, Колыбельная, Тамбурин, Форель

Шуман Р. Совенок

Примеры программ переводного экзамена:

1.Шуберт Ф. Цветы мельника

Лойе Ж. Гавот

Р.н.п. Как пошли наши подружки

2.Лысенко Н. Песня Выборного из оперы «Наталка-Полтавка»

Шуберт Ф. Форель

Магиденко М. Петушок

3.Дюссек Я. Старинный танец

Чайковский П. Старинная французская песенка

Р.н.п. На зеленом лугу

4.Моцарт В. Аллегретто

Метлов Н. Пауки и мухи

Гайдн Й. Песенка

5.Брамс Й. Петрушка

Шуберт Ф. Анданте

Кабалевский Д. Наш край

3 год обучения

Занятия постановки дыхания без трубы. Организация игрового аппарата: развитие гибкости в управлении звучания инструмента; закрепление ощущения опоры звука, как основы звукоизвлечения и звуковедения; развитие техники пальцев, позволяющей свободно без затруднений исполнять музыкальные произведения на данном уровне развития художественного сознания; выработка ощущения раздельного функционирования исполнительского дыхания, двигательного аппарата и языка, каждый из которых выполняет свою функцию и задачи; использование интонации как средства художественной выразительности; освоение всех динамических градаций; умение выполнять приёмы fp и sf, филировку звука. Использование громкости, как одного из основных средств художественной выразительности. Развитие качества звучания инструмента по тембру, однородному по всему звуковому диапазону инструмента, умение использовать атаку звука в качестве средства управления тембральной окраской звучания в зависимости от музыкально-художественных задач, налаживание взаимодействия исполнительского выдоха и языка, необходимого для владения штриховыми оттенками при игре на инструменте.

Художественно-музыкальная работа: дальнейшее развитие музыкального мышления, умения чувствовать и переводить в музыкальные образы вариационную форму, трёхчастную простую и сложную, форму рондо.

Полифония:

– знакомство с полифоническими произведениями на примере народных песен, старинных танцев;

– работа над сочетанием голосов (ученик-фортепиано);

– владение динамическими градациями;

– работа над певучей песенной мелодией и знакомство с некоторыми стилистическими особенностями русской народной музыки.

Крупная форма:

–.ознакомление с характером музыки и музыкальной формой;

– выявление контрастных образов и их характерные особенности;

– выразительное значение штрихов.

Пьесы:

– ознакомление с характером пьесы;

– логика строения фразы;

– ритмическая гибкость;

– интонационная выразительность мелодии.

Учебно-техническая работа:

этюды:

– технический разбор: выявление особенностей строения;

– выявление строительных формул (интервалы: широкие, узкие; арпеджио, гамма);

– работа над отдельными частями;

– применение дополнительной аппликатуры.

Работа над артикуляционной техникой на различного вида упражнениях с фигурационным изложением в пределах диапазона инструмента.

Гаммы: Ми мажор, до-диез минор, Ля-бемоль мажор, фа минор, Си мажор, соль-диез минор (все в одну октаву). Гаммы исполняются штрихами деташе и легато. Арпеджио длинные и короткие по три или четыре звука.

Знание терминов: adagio, allegro, molto, ritenuto, cantabile.

Музицирование:

Подбор по слуху мелодии с использованием 5-6 ступеней мажора и минора, преимущественно в пределах одной октавы. Мелодии с интонационными и ритмическими усложнениями (четверть с точкой, шестнадцатые), объем – 4-8 тактов.

Транспонирование мелодий от всех звуков с определением тональности и с использованием 5-6 ступеней мажора и минора.

Чтение с листа мелодий с небольшим расширением диапазона, преимущественно в пределах одной октавы.

В конце 3 класса обучающийся должен знать: основные понятия: полифония, вариации, форма музыкального произведения, выразительные средства в музыкальном произведении, тоника.

Обучающийся должен уметь: самостоятельно контролировать постановку игрового аппарата, грамотно разбирать музыкальные произведения различных форм, владеть основами чтения нот с листа, подбирать по слуху мелодии.

У обучающихся должен быть сформирован навык игры с фортепиано, чтение с листа несложные произведения, правила поведения и особенности выступления на различных концертах.

В течение учебного года ученик должен пройти 6-8 пьес различного характера, 8-10 упражнений и этюдов (по нотам).

В течение учебного года ученик должен исполнить: октябрь – технический зачет (1 гамма, 2 этюда), декабрь – зачет (2 разнохарактерные пьесы), март – технический зачет (1 гамма, 1 этюд), май – экзамен (2-3 разнохарактерные пьесы).

Примерный репертуарный список

Глинка М. Попутная песня, Жаворонок, Ты, соловушка, умолкни

Римский-Корсаков Н. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»

Скрябин А. Прелюдия

Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица», Итальянская песенка

Асафьев Б. Скерцо

Блантер М. Колыбельная

Гречанинов А. На велосипеде

Майкапар С. Юмореска

Прокофьев С. Марш

Шостакович Д. Колыбельная

Щелоков В. Шутка, Баллада, Маленький марш, Детский концерт

Барток Б. Песня

Бах И.С. Ария, Буре, Гавот

Бетховен Л. Контрданс, Шотландская песня

Бонончини Дж. Рондо

Верди Дж. Марш из оперы «Аида»

Гайдн И. Песенка

Гендель Г. Песнь Победы, Ларго

Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»

Глюк Х. Веселый хоровод, Гимн и хор из оперы «Ифигения в Тавриде»

Григ Э. Норвежская народная песня, Норвежский танец

Дворжак А. Мелодия

Моцарт В. Майская песня, Сонатина

Перселл Г. Трубный глас и ария

Рамо Ж. Ригодон, Менуэт в форме рондо

Россини Дж. Марш из увертюры к опере «Вильгельм Телль», Хор швейцарцев из оперы «Вильгельм Телль»

Форе Г. Мелодия

Фрескобальди Дж. Прелюдия и токката

Шуман Р. Смелый наездник

Примеры программ переводного экзамена:

1.Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»

Перселл Г. Трубный глас и ария

Книппер Л. Полюшко-поле

2.Дворжак А. Мелодия

Верди Дж. Марш из оперы «Аида»

Гуно Ш. Кукушка

3.Фрескобальди Дж. Прелюдия и токката

Шуман Р. Смелый наездник

Чайковский П. Шарманщик играет

4.Чеш.н.п. Пастух

Моцарт В. Тоска по весне

Щелоков В. Сказка

5.Чайковский П. Итальянская песенка

Бетховен Л. Сурок

Глинка М. Ты, соловушка, умолкни

4 год обучения

Занятия постановки дыхания без трубы.

Художественно-музыкальная работа:

– знакомство с полифонией па примерах старинных танцев, полифонических произведений русских композиторов;

– особенности музыкального строения, фразировка, выразительный смысл отдельных интонаций, штрихов.

Крупная форма:

– ознакомление с характером музыки, формой;

– выразительное значение штрихов;

– детализированное слышание музыки;

– логика строения формы;

– выравнивание ритмики.

Пьесы малой формы:

– изучение смысловой структуры текста;

– характер звучности голосов;

– сочетание мелодии и аккомпанемента.

Учебно-техническая работа:

– совершенствование исполнительской техники, необходимое для решения поставленных художественных задач исполнительства;

– овладение навыком двойной атаки звука в медленном темпе

Этюды:

– ровность мелодической линии;

– сочетание различных технических задач.

Работа над развитием техники на материале разнообразных упражнений.

Гаммы: ре-диез минор, Ми мажор, фа минор (все в одну октаву), Фа-диез мажор, Соль мажор, Ля-бемоль мажор (все в две октавы). Гаммы исполняются штрихами деташе и легато. Арпеджио короткие по четыре звука различными штрихами; арпеджио длинные.

Знание терминов: leggiero, espressivo, sostenuto, lento, presto, marcato, grazioso.

Музицирование:

Подбор по слуху:

Мелодии для подбора в диапазоне семи ступеней мажора и минора, в пределах одной октавы. Объем мелодий – 4-8 тактов. Ритмические усложнения: восьмые с шестнадцатыми, пунктирный ритм, размеры – три восьмых, шесть восьмых.

Транспонирование подобранных и выученных мелодий в тональности изученных гамм.

Чтение с листа:

– расширение диапазона в мелодии;

– произведения с использованием трезвучий в мелодическом виде;

– произведения с использованием мелодических формул, пройденных в таком виде работы, как подбор по слуху;

– произведения с использованием широких интервалов в мелодической линии.

К концу 4 класса обучающийся должен знать: основные понятия: крупная форма, содержание произведения.

Обучающийся должен уметь: работать над техническими и художественными задачами в произведениях различных форм, читать с листа произведения из репертуара 2 класса, подбирать несложные мелодии в удобных тональностях.

В течение учебного года ученик должен пройти 6-8 пьес различного характера, 8-10 упражнений и этюдов (по нотам).

В течение учебного года ученик должен исполнить: октябрь – технический зачет (1 гамма, 2 этюда), декабрь – зачет (2 разнохарактерные пьесы), март – технический зачет (1 гамма, 1 этюд), май – экзамен (2-3 разнохарактерные пьесы).

Примерный репертуарный список

Глинка М. Рыцарский романс, Северная звезда

Рахманинов C. Русская песня

Римский-Корсаков Н. Песня индийского гостя из оперы «Садко»

Чайковский П. Антракт ко 2 действию и Неаполитанский танец из балета «Лебединое озеро», Юмореска

Глиэр Р. Эскиз

Гречанинов А. Весельчак

Хренников Т. «Как соловей о розе» из музыки к комедии В. Шекспира «Много шума из ничего»

Чудова Т. Концертная пьеса с вариациями

Шостакович Д. Прелюдия №1

Щелоков В. Арабеска

Бах И.Х. Торжественный марш

Бах И.С. Сицилиана, Сарабанда

Бетховен Л. Вариации на тему Гретри из оперы «Ричард Львиное сердце»

Гайдн Й. Рондо в венгерском стиле, Каватина из оратории «Времена года»

Гендель Г. Пассакалия, Ария из оперы «Ринальдо»

Глюк Х. Мелодия из оперы «Орфей»

Госсек Ф. Гавот

Григ Э. Норвежский танец №2

Гуно Ш. Серенада

Джоплин С. Артист

Марчелло Б. Аллегро из Сонаты №3, Концерт: 2,3 ч.

Моцарт В. Рондо, Ave Verum

Рамо Ж. Ригодон

Сен-Санс К. «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных»

Форе Г. Пьеса

Шуберт Ф. Ave Maria

Шуман Р. Веселый крестьянин

Примеры программ переводного экзамена:

1.Григ Э. Норвежский танец №2

Чудова Т. Концертная пьеса с вариациями

Р.н.п. Ноченька

2.Сен-Санс К. Лебедь из сюиты «Карнавал животных»

Чайковский П. Неаполитанский танец

Бах И.С. Куранта

3.Марчелло А. Концерт: 2,3 ч.

Дунаевский И. Колыбельная из к-ма «Цирк»

Глинка М. Краковяк

4.Косенко В. Скерцино

Щелоков В. Баллада

Блантер М. Колыбельная

5.Рамо Ж. Менуэт

Моцарт В. Сонатина

Чайковский П. Неаполитанский танец

5 год обучения

Главная задача, стоящая перед обучающимися пятого класса, – предоставить выпускную программу в максимально готовом, качественном виде. Перед выпускным экзаменом обучающийся обыгрывает свою программу на прослушиваниях, классных вечерах, концертах.

Художественно-музыкальная работа:

- дальнейшее освоение полифонии на примерах старинных танцев, полифонических произведений русских композиторов, артикуляционные особенности крупных и мелких длительностей, широких и узких интервалов.

Крупная форма: развивать умение соотносить структуру произведения с музыкальным образом, совершенствовать художественную технику, соответствующую художественным требованиям музыкального произведения, точное выполнение всех деталей текста, выявление индивидуальных особенностей каждой фразы, развитие скорости реакции на смену образов, активизация тембрового слуха, темповое единство.

Пьесы малой формы: умение настраиваться на исполняемое произведение с учётом сформированного эмоционально-художественного образа произведения, интонационная выразительность мелодии, комплексное восприятие всех элементов мелодии (ритмическая сторона, фразировка, характер звукоизвлечения, удобная аппликатура).

Учебно-техническая работа: воспитание критического отношения к своей игре; совершенствование исполнительской техники, необходимое для решения поставленных художественных задач исполнительства; овладение навыком двойной атаки звука в среднем темпе.

Этюды:

– ровность звучания инструмента в мелодической линии; интонационная и ритмическая группировка; динамическое единство;

– сочетание различных технических задач.

Работа над развитием техники на материале разнообразных упражнений.

Гаммы: Ля мажор, фа-диез минор, Си-бемоль мажор, соль минор (все в две октавы). Гаммы исполнять в подвижном темпе различными штрихами. Арпеджио короткие по четыре звука различными штрихами; арпеджио длинные. Освоение хроматической гаммы в различных штриховых и ритмических вариантах, проработать доминант септаккорд, уменьшённый септаккорд.

Знание терминов: leggiero, espressivo, sostenuto, lento, presto, marcato, grazioso, vivo, maestoso, presto, con moto, energico, accelerando.

Музицирование.

Подбор по слуху:

Мелодии для подбора в диапазоне семи ступеней мажора и минора, в пределах одной октавы. Объем мелодий – 4-8 тактов.

Ритмические усложнения: восьмые с шестнадцатыми, пунктирный ритм, размеры – три восьмых, шесть восьмых.

Транспонирование подобранных и выученных мелодий в близлежащие тональности.

Чтение с листа:

– расширение диапазона в мелодии;

– произведения с использованием трезвучий в мелодическом виде;

– произведения с использованием мелодических формул, пройденных в таком виде работы, как подбор по слуху;

– произведения с использованием широких интервалов в мелодической линии.

Чтение с листа в ансамбле с преподавателем переложений классических произведений, вокальной музыки. Чтение с листа популярных произведений классики, доступных по трудности.

К концу 5 класса обучающийся должен знать: основные понятия: крупная форма, содержание произведения, рондо, жанр, стиль, драматургическое развитие произведения, основы гармонического анализа.

Обучающийся должен уметь: работать над техническими и художественными задачами в произведениях различных форм, подбирать несложные мелодии в удобных тональностях, самостоятельно анализировать и разучивать музыкальное произведение, читать с листа произведения из репертуара 3 класса.

В течение учебного года ученик должен пройти 6-8 пьес различного характера, 8-10 упражнений и этюдов (по нотам).

В течение учебного года ученик должен исполнить: декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (2 произведения, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена), апрель – прослушивание оставшихся двух произведений из выпускной программы, май – выпускной экзамен (4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение, произведение, написанное для трубы).

Примерный репертуарный список

Мусоргский М. Слеза, Пляска персидок из оперы «Хованщина»

Чайковский П. Осенняя песнь

Асафьев Б. Скерцо из Сонаты для трубы и ф-но

Щелоков В. Концерт №3

Бах И.С. Ариозо, Соната 3,4 ч.

Бах И.Х. Адажио

Беллини В. Каватина из оперы «Норма»

Бетховен Л. Сонатина

Бизе Ж. Сюита из оперы «Кармен»

Боккерини Л. Марш из Соната В-dur

Брамс Й. Вальс, Венгерский танец №5

Гендель Г. Прелюдия

Григ Э. Сон

Дюран А. Чакона

Клементи М. Сонатина

Мартини Дж. Восторг любви

Марчелло Б. Сонаты №№1-5, Концерт, Скерцандо

Моцарт В. Адажио, Сонатина 1 ч.

Обер Л. Тамбурин

Пешетти Д. Престо

Пуленк Ф. Новеллетта №1

Форе Г. Павана

Шуберт Ф. Музыкальный момент №3


Примеры программ выпускного экзамена:


1.Беллини В. Каватина из оперы «Норма»

Брамс Й. Венгерский танец №2

Коган Л. Концерт № 1

2.Бах И.С. Ариозо

Марчелло Б. Соната №1 1,2 ч.

Шуберт Ф. Ave Maria


3.Чайковский П. Осенняя песнь

Щелоков В. Концерт №3

Болотин С. Кубинский танец

4.Кюи Ц. Восточная мелодия

Глюк Х. Мюзет

Пескин С. Концерт: 2 ч.

5.Гуно Ш. Серенада

Раухвергер М. Шутка

Рамо Ж. Менуэт в форме рондо


6 год обучения

Обучающиеся, продолжающие обучение в 6 классе, сдают выпускной экзамен в 6 классе.

Совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения. Повышение уровня музыкально-художественного уровня обучающегося, углубленная работа над звуком и техникой исполнения. Изучение различных по стилям и жанрам произведений, в том числе входящих в программу вступительного экзамена. Целенаправленная подготовка обучающегося к поступлению в среднее профессиональное учебное заведение. В связи с этим, следует составлять годовой репертуар с учетом программных требований профессионального образовательного учреждения. Участие в классных вечерах, концертах отделения, школы, конкурсах принесут значительную пользу, придав уверенности в игре. Совершенствование исполнения гамм, упражнений и этюдов.

Художественно-музыкальная работа:

- дальнейшее освоение полифонии на примерах старинных танцев, полифонических произведений русских композиторов, артикуляционные особенности крупных и мелких длительностей, широких и узких интервалов, точное исполнение мелизмов.

Крупная форма: развивать умение соотносить структуру произведения с музыкальным образом, совершенствовать художественную технику, соответствующую художественным требованиям музыкального произведения, точное выполнение всех деталей текста, выявление индивидуальных особенностей каждой фразы, развитие скорости реакции на смену образов, активизация тембрового слуха, темповое единство.

Пьесы малой формы: умение настраиваться на исполняемое произведение с учётом сформированного эмоционально-художественного образа произведения, интонационная выразительность мелодии, комплексное восприятие всех элементов мелодии (ритмическая сторона, фразировка, характер звукоизвлечения, удобная аппликатура).

Учебно-техническая работа: воспитание критического отношения к своей игре; совершенствование исполнительской техники, необходимое для решения поставленных художественных задач исполнительства; овладение навыком двойной атаки звука в среднем темпе.


Этюды:

– ровность звучания инструмента в мелодической линии; интонационная и ритмическая группировка; динамическое единство;

– сочетание различных технических задач.

Работа над развитием техники на материале разнообразных упражнений.

Гаммы: соль-диез минор, ля минор (все в две октавы). Гаммы исполнять в подвижном темпе различными штрихами. Арпеджио короткие по четыре звука различными штрихами; арпеджио длинные.

Музицирование.

Подбор по слуху:

Мелодии для подбора в диапазоне семи ступеней мажора и минора, в пределах одной октавы. Объем мелодий – 4-8 тактов.

Ритмические усложнения: восьмые с шестнадцатыми, пунктирный ритм, размеры – три восьмых, шесть восьмых.

Транспонирование подобранных и выученных мелодий в близлежащие тональности.

Чтение с листа:

– расширение диапазона в мелодии;

– произведения с использованием трезвучий в мелодическом виде;

– произведения с использованием мелодических формул, пройденных в таком виде работы, как подбор по слуху;

– произведения с использованием широких интервалов в мелодической линии.

Чтение с листа в ансамбле с преподавателем переложений классических произведений, вокальной музыки. Чтение с листа популярных произведений классики, доступных по трудности.

К концу 6 класса обучающийся должен знать: основные понятия: крупная форма, содержание произведения, рондо, жанр, стиль, драматургическое развитие произведения.

Обучающийся должен уметь: работать над техническими и художественными задачами в произведениях различных форм, подбирать несложные мелодии в удобных тональностях, самостоятельно анализировать и разучивать музыкальное произведение, читать с листа произведения из репертуара 3-4 класса.

В течение учебного года ученик должен пройти 6-8 пьес различного характера, 8-10 упражнений и этюдов (по нотам).

В течение учебного года ученик должен исполнить: декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (2 произведения, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена), апрель – прослушивание оставшихся двух произведений из выпускной программы, май – выпускной экзамен (4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение, произведение, написанное для трубы).



Примерный репертуарный список

Глиэр Р. Вальс

Зейц Ф. Концерт Си-бемоль мажор

Флярковский А. Прелюдия, Юмореска

Яньшинов А. Концертино (в русском стиле)

Альбинони Т. Концерт Es-dur: 3,4 ч.

Казелла А. Болеро

Мийо Д. Маленький концерт

Равель М. Павана

Скарлатти Д. Соната №17

Фогель И. Маленький концерт

Ханус Ж. Экспромты

Шопен Ф. Этюд №3, Ноктюрн №2


Примеры программ выпускного экзамена:


1.Мийо Д. Маленький концерт

Мендельсон Ф. Песня без слов

Болотин С. Романтическая пьеса

2.Зейц Ф. Концерт Си-бемоль мажор

Бах Ф.Э. Пробуждение весны

Чемберджи Ж. Все вперед

3.Фогель И. Маленький концерт

Гендель Г. Ария

Болотин С. Маленький марш


3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития обучающегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Обучающийся, прошедший полный курс, должен иметь сформированный комплекс духовно-нравственных, эстетических качеств, высокохудожественный вкус, эстетическое отношение к действительности и к искусству, систему искусствоведческих, эстетических и этических, музыкально-исторических знаний, музыкальных понятий; иметь широкий репертуар, уметь самостоятельно грамотно анализировать и разучивать произведения, выразительно и технически исполнять на инструменте произведения (в объеме репертуара детской школы искусств), сформировать навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, навыки игры в ансамбле; познакомиться с творчеством выдающихся композиторов; ознакомиться с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами; уметь применять теоретические знания в исполнительской практике, исполнять выученное произведение в соответствии с авторским замыслом и грамотно воплощать стилевые особенности исполняемого произведения; обучающийся должен знать запись нот всего диапазона инструмента, знака переноса на октаву, знаки альтерации, мелизмы (форшлаги, мордент, группетто), часто употребляемые обозначения темпов на итальянском языке, основные музыкальные формы (двух, -трехчастная, сонатная, рондо, канон, вариационная). По окончанию курса обучения у обучающегося должны быть воспитаны такие качества, как устойчивый интерес к слушанию и исполнению музыки; стремление к применению исполнительских умений и навыков в досуговой и социально значимой деятельности; техничность, волевые качества; потребность в самообразовании и способность объективной оценки своей деятельности.

Реализация программы обеспечивает:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности трубы для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание репертуара для трубы, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;

- знание художественно-исполнительских возможностей трубы;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.


4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы «Специальность (труба)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Цель аттестационных (контрольных) мероприятий – определить успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Успеваемость обучающихся проверяется на различных выступлениях: академических зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.

Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль – осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении домашней работы, качество выполнения заданий.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточный контроль – осуществляется в конце каждого учебного года. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и переводных экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических и творческих зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ.

Зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Во 2,3,4 классах в октябре и в марте проводятся технические зачеты, на которые выносятся исполнение гамм, арпеджио, этюдов, определенных программными требованиями. Кроме того, проверка работы над гаммами, этюдами, чтение нот с листа должна проводиться регулярно педагогом по специальности на классных занятиях. В декабре проходит зачет (академический концерт), а в мае - переводной экзамен, на которые выносятся по 2-3 произведения.

Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, обучающихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.

Проверка умения читать ноты с листа, подбирать по слуху, транспонировать на доступном для обучающегося уровне, осуществляется на 1-2 контрольных уроках в течение учебного года. Контрольные уроки такого рода проводятся в 1-4 классах и оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки.

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы обучающегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности обучающихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе, включая в себя элементы беседы с обучающимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение полугодия в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.

Хорошо успевающие обучающиеся могут выступать и большее количество раз. При этом педагогу должна быть предоставлена свобода в выборе репертуара для выступления обучающихся с учетом их возможностей. Участие в отборочных прослушиваниях, конкурсах, фестивалях, концертах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Прослушивания выпускников проводятся 2 раза в год и предполагают исполнение произведений выпускной программы. В декабре - 2 произведения, в апреле - вся программа. В течение учебного года обучающиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.

Ежегодно педагог дает характеристику каждому ученику (высказывается о его музыкальных данных, работоспособности, о том, какие успехи сделаны учеником в течение года и т.д.). Характеристика записывается в индивидуальном плане ученика.

Итоговый контроль.

Итоговый контроль осуществляется в конце 5 класса. Если обучающийся осваивает дополнительный год обучения (6-й класс) итоговая аттестация (экзамен) завершает дополнительный год обучения.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Обучающиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.

Успехи обучающихся ДШИ оцениваются непосредственно в процессе классной работы, а также специальными комиссиями на академических концертах, переводных и выпускных экзаменах.

В связи с тем, что оценки за полугодие определяются педагогом на основании текущих и что эти оценки являются основными, отражающими успеваемость обучающихся, ответственность за их полную объективность доброжелательность и педагогическую целесообразность чрезвычайно возрастает.

В конце учебного года педагог выставляет годовую оценку на основе полугодовых и с учетом оценок, полученных обучающимися на академических концертах и переводных экзаменах.

Таким образом, оценка за выступление и текущая успеваемость дополняют и корректируют друг друга.

По завершении изучения учебных предметов по итогам аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

5 («отлично») – яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно; использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры;

4 («хорошо») – игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично», интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер;

3 («удовлетворительно») – средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения, качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой;

2 («неудовлетворительно») – исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования;

«зачет» (без оценки) – отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление обучающегося.

Фонды оценочных средств обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:

- оценка годовой работы ученика;

- оценка на академическом концерте или экзамене;

- другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждого полугодия учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

1.Обучающийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.

2.Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.

3.Понимание и отражение в исполнительской интерпретации понятия стиля исполняемого произведения.


5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с обучающимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.

Необходимым условием для успешного обучения на трубе является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

Учебно-тематический план является синтезом теоретических и практических занятий в зависимости от способностей каждого обучающегося. Виды учебной деятельности: техническое совершенствование, работа над звуком и средствами музыкальной выразительности являются неотъемлемой частью каждого урока и используются в течение всего периода обучения.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д.

Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.

При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

Главное условие реализации программы – соответствие требований репертуара возможностям обучающихся с учетом различной степени их музыкальной подготовки.

Основным средством обучения, воспитания и развития обучающихся выступает учебный репертуар, который строится на основе следующих принципов: постепенного усложнения, направленного на решение педагогических, технических и художественных задач, отбор произведений отечественной, зарубежной классики, образцов народного музыкального творчества, разнохарактерных и разно-жанровых произведений, различных стилей и музыкальных форм, мелодичных и эмоциональных, содержательных и развивающих произведений с учетом музыкальных интересов и художественного вкуса обучающегося.

В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности трубы.

В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

В течение всего периода обучения формой контроля является индивидуальный план обучающегося.

На каждое полугодие в индивидуальном плане указывается репертуарный список, в который входят:

– инструктивно-технический материал (гаммы, упражнения, этюды);

– учебно-художественный материал (пьесы, произведения крупной формы, ансамбли);

– репертуар для чтения нот с листа, подбора по слуху.

В конце каждого полугодия учитель отмечает выполнение (или невыполнение) плана и вносит изменения в индивидуальный план. В плане также фиксируются даты, отметки по результатам текущей и итоговой аттестации, оценки за академические концерты, экзамены и программы выступлений на различных концертах. В конце учебного года преподаватель составляет развернутую характеристику обучающегося, которая включает:

– общую оценку музыкальных данных;

– динамику развития обучающегося;

– мотивацию к обучению;

– личностную характеристику обучающегося (ответственность, трудолюбие, аккуратность, способность к самостоятельной работе и т. д.);

– пути исправления недостатков и перспективы дальнейшего развития исполнительских навыков.

Одной из основных мотиваций обучения является коллективное музицирование – оркестр, ансамбль. В детских школах искусств, в которых существуют духовые оркестры или ансамбли, заинтересованность обучающихся в обучении значительно выше, результаты лучше, и, как правило, меньше проблем с набором обучающихся.

Как только обучающийся освоит небольшой диапазон инструмента, рекомендуется приступать к ансамблевому музицированию: на первом этапе это совместное исполнение учителя с обучающимся, затем – разучивание простых в техническом плане и для восприятия обучающегося ансамблей, где более сложную партию исполняет учитель. На протяжении всего периода обучения, учитель должен развивать и поддерживать интерес обучающегося к инструменту и занятиям, отслеживать динамику его исполнительского развития музыкальных способностей и желания обучаться игре на музыкальном инструменте. Подготавливая обучающихся к поступлению в средние специальные учебные заведения, преподаватель ориентируется на требования, предъявляемые к абитуриентам учреждений среднего специального образования сферы культуры.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы:


- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

- периодичность занятий - каждый день;

- количество занятий в неделю - от 2 до 4 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

Для большей мотивации в домашней работе необходимо чаще менять репертуар, заинтересовывать участием во всевозможных выступлениях, как в качестве солиста, так и в ансамбле. Недопустимо играть одну программу в течение учебного года – это притупляет ощущения музыки, тормозит творческий процесс, вследствие чего самостоятельные занятия дома становятся рутинными, неинтересными и малопродуктивными.

Как форма образовательного процесса, самостоятельная работа выполняет несколько функций:

- образовательную (систематизация и закрепление знаний обучающихся),

- развивающую (развитие познавательных способностей обучающихся – их внимания, памяти, мышления),

- воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).

Выполнение самостоятельной работы обучающихся:

- способствует лучшему усвоению полученных знаний;

- формирует потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;

- формирует навыки планирования и организации учебного времени, расширяет кругозор;

- учит правильному сочетанию объема аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.


6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список рекомендуемой нотной литературы

  1. Арбан Ж. Школа игры на трубе. М., 1970

  2. Альбом ученика-трубача. 1-2 классы. Сборник./Сост. О. Белофастов, Киев,1972

  3. Баласанян С. 25 легких этюдов. - М., 1954

  4. Баласанян С. Избранные этюды для трубы. - М., 1966

  5. Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. 1-3. М., 1953

  6. Баласанян С. Школа игры на трубе. Ч. 1,2. М., 1982

  7. Бердыев Н. Легкие этюды для трубы. Тетр. 1.- Киев, 1969

  8. Бердыев Н. 30 этюдов для трубы. Киев, 1976

  9. Бердыев Н. Этюды для трубы. - М., 1964

  10. Брандт В. 34 этюда для трубы. М., 1985

  11. Буткевич Ю. Избранные этюды для трубы. Тетр. 1,2. Варшава, 1972

  12. Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие и старшие классы. М., 2011

  13. Власов Н. «Золотая труба». Избранные этюды для ДМШ. Младшие классы. Старшие классы. М., 2010

  14. Власов Н. «Золотая труба». Ч. 1-5. М., 2002

  15. Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. 1,2. М., 1966

  16. Вурм В. Избранные этюды для трубы. М., 1984

  17. Вурм В. 45 легких этюдов для трубы. М., 1969

  18. Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетр. 1,2. - М., 1963

  19. Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999

  20. Кобец И. Начальная школа игры на трубе. - Киев, 1970

  21. Кобец И. Тематические этюды для трубы. Киев, 1969

  22. Колин Ч. Школа игры на трубе. ч.1

  23. Легкие пьесы для трубы С. Болотина. Сборник. – Л., 1968

  24. Легкие пьесы для трубы. 1-3 классы. Сборник. Сост. Усов Ю. - М., 1970

  25. Липкин Л. Начальные уроки игры на трубе. - М., 1959

  26. Лютак Л. Школа игры на трубе. Варшава, 1966

  27. Митронов А. Школа игры на трубе. Л., 1965

  28. Музыка для трубы. Сборник пьес. - Будапешт, 1971

  29. Переложения и обработки для трубы и фортепиано. Сборник. /Сост. Болотин С. - М.-Л., 1952

  30. Произведения советских композиторов для трубы. Сборник. /Сост. Чумов Л.- М., 1974

  31. Прокофьев С. Практическое пособие игры на трубе. - Л., 1968

  32. Пьесы для трубы. Сборник/ Ред. Еремина С. - М., 1963

  33. Пьесы для трубы советских композиторов. Сборник. М., 1971

  34. Пьесы русских композиторов. Сборник. / Сост. Новиков В. - М., 1983

  35. Пьесы русских композиторов. Сборник. / Сост. Еремин С. - М., 1974

  36. Русские классики. Сборник легких пьес. / Сост. Волоцкой П., Липкин Л.- М., 1960

  37. Сборник педагогического репертуара ДМШ/ Сост. Еремин С. - М., 1954

  38. Сборник пьес для трубы. / Сост. Табаков М., Орвид Г. - М., 1954

  39. Сборник пьес для трубы. /Сост. Озол К. Рига, 1962

  40. Сборник пьес для трубы. №1,2. - Прага- Братислава, 1969

  41. Сборник пьес для трубы. / Сост. Крумифер Г. - Лейпциг, 1969

  42. Сборник пьес для трубы венгерских композиторов. – Будапешт, 1971

  43. Сборник пьес для трубы №1,2. – Прага, 1969

  44. Сборник пьес произведений русских композиторов/ Ред. Орвида Г. М., 1947

  45. Сборник танцев и мелодий для трубы. / Сост. Калиновский И. -Варшава, 1964

  46. Советские композиторы. Сборник пьес для трубы./ Сост. Волоцкий П., Липкин Л. – М., 1961

  47. Старинные концерты для трубы. Ред. Докшицера Т. М, 1987

  48. Старинные сонаты для трубы. Сборник/ Сост. Селянин А. - М., 1977

  49. Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. 1-3. М., 1948

  50. Табаков М. Школа обучения игре на трубе. Ч. 4 - М., 1953

  51. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. 1-3 классы ДМШ. Старшие классы. М., 1983

  52. Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991

  53. Учебный репертуар ДМШ. 1-3 класс. Сборник пьес. – Киев, 1980

  54. Чумов Л. Легкие этюды для трубы. - М., 1980

  55. Чумов Л. Легкие этюды и упражнения для трубы. М., 1973

  56. Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. М., 2005

  57. Чумов Л. Этюды для начинающих трубачей. М., 1969

  58. Ян-Борисов А. Ежедневные упражнения для трубы. Ч. 1-4. М., 2003




Список рекомендуемой литературы


  1. Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, 1986

  2. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1,2. 2-е изд. Л., 1971

  3. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. М., 1976

  4. Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1956

  5. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970

  6. Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. Л., 1987

  7. Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956

  8. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., 1986

  9. Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994

  10. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956

  11. Докшицер Т.А. Трубач на коне. М., 1996

  12. Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Тамбов, 1994

  13. Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). Киев, 1986

  14. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сб. Вып. 45. М., 1979

  15. Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998

  16. Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990

  17. Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982

  18. Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982

  19. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. Вып. 103, М., 1990

  20. Теория и практика игры на духовых инструментах. Сб. ст. Киев, 1989

  21. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986

  22. Усов Ю.А. Методика обучения игры на трубе. М., 1984

  23. Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975

Перечень средств обучения

1. Технические средства обучения: видеомагнитофон, компьютер, проигрыватель.

2. Другие средства обучения:

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, настенные иллюстрации;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

3. Авторские презентации преподавателя по темам программы.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Светличный Вячеслав Александрович

Дата: 26.06.2015

Номер свидетельства: 221503


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства