kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа по учебному предмету фольклорный ансамбль

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеразвивающая программа на четыре года обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа по учебному предмету фольклорный ансамбль»

1. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Предмет «Фольклорный ансамбль» направлен на получение учащимися специальных знаний о многообразных исполнительских формах народной песни и принципах ее воспроизведения. Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение и собирание музыкально-песенного, танцевального и обрядового фольклора народа саха.

Программа может послужить задачам возрождения фольклорного творчества, как одной из важных составляющих национальной культуры. Таким образом, необходимо помнить, что основой формирования личности, её эстетических потребностей является гармоничное освоение, начиная с самого юного возраста, ценностей традиционной национальной культуры своего народа, народов других стран, профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры.

Срок реализации учебного предмета


При реализации программы учебного предмета «фольклорный ансамбль» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год (1час в неделю)

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фольклорный ансамбль» составляет  1 час в неделю.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация учебного плана по предмету «Фольклорный ансамбль» может проводиться в форме групповых занятий (численностью от 10 человек) или мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

Цель и задачи учебного предмета

        Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, а также выявление наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи: 

  • развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению специфическими чертами народной музыки;

  • получение учащимися необходимых знаний об аутентичных народныхтрадициях и песенной культуре;

  • создание условий для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества (вокальном, инструментальном, литературном, танцевальном и др.);

  • развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти);

  • обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения, а также навыкам импровизации;

  • освоение учащимися навыков и умений ансамблевого и сольного пения;

  • развитие художественных способностей учащихся до уровня, необходимого для дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях культуры и искусства.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Методика работы с фольклорным ансамблем, предложенная в программе, универсальна и может работать на любом стиле традиционной культуры. Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством фольклора. Содержание уроков основано на изучении традиционного фольклора.

Описание материально-технических условий для реализации учебного предмета

       Учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, концертный зал; звукотехническое оборудование.

Содержание учебного предмета

     Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фольклорный ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия:

Вид учебной работы, нагрузки,

аттестации


Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год


Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8


Количество

недель

16

18

16

18

16

18

16

18

Аудиторные

занятия

32

36

32

36

32

36

32

36

272

Самостоятельная

работа

32

36

32

36

32

36

32

36

272

Максимальная

учебная нагрузка

64

72

64

72

64

72

64

72

544

Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Фольклорный ансамбль»:

  • вокально-хоровые занятия;

  • освоение приёмов игры на этнографических инструментах;

  • постановка концертных номеров и фольклорных композиций;

Годовые требования по классам

1-й класс. В результате обучения в первом классе учащиеся должны уметь:

  • правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;

  • правильно формировать гласные в сочетании с согласными;

  • петь простые мелодии;

  • использовать активную артикуляцию,

  • следить за чистотой интонации, не форсировать звук.

В течение учебного года необходимо проработать с учащимися: Одноударный простой тойук,6 ансамблевых народных песен; В конце года учащиеся проходят контрольное прослушивание.

2-й класс. На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее начальных вокально-технических навыков, включаются в работу элементы исполнительства. Несколько усложняется текстовый материал песен: возможен подбор репертуара с несложными огласовками в тексте. В результате второго года обучения учащийся должен:

  • использовать правильную певческую установку;

  • выравнивать звучность гласных, чётко произносить согласные;

  • работать над чистотой интонации и выразительностью звука;

  • в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки;

  • стремиться выполнить простейшие исполнительские задачи.

На данном этапе необходимо начинать разделение голосов на первый и второй. В течение учебного года необходимо проработать с учащимися: 6-8 ансамблевых песен.

3-й класс. На третьем году обучения должна продолжаться работа по закреплению полученных вокально-технических и исполнительских навыков, а также по:

  • развитию и укреплению певческого дыхания и чистой интонации;

  • выравниванию звучания по всему диапазону; выявления звонкости для всех голосов;

  • развитию чёткой дикции, выразительностью слов.

В течение года необходимо проработать: 3-4 песни с сольными запевами; 3-4 народные песни песни (двухголосные).

4-й класс. Основная работа на четвёртом году обучения состоит в развитии и укреплении певческого дыхания, интонации, чёткой артикуляции, осмысленном выполнении исполнительских задач, поставленных педагогом. Начинается также работа над подвижностью голоса в упражнениях, над выработкой динамических оттенков в удобной тесситуре. Кроме того, следует продолжить работу по выравниванию звучания по всему диапазону, развитию подвижности голоса, над исполнительскими задачами, включая музыкальное и смысловое интонирование, эмоциональность исполнения произведений, а также над развитием навыков публичных выступлений.



В течение года учащийся должен проработать: 4 разнохарактерные сольные песни; 6-8 ансамблевых песен (2хголосные); Также необходимо предусмотреть обязательное участие в конкурсах и концертах. На выпускном экзамене учащиеся исполняют: сольную песню;

Учебно-тематические планы по годам обучения (классам)

В репертуар предмета «Фольклорный ансамбль» включаются произведения народной песенной традиции различных жанров: тойук, тойсуу, народные песни разных жанров, скороговорки, осуохай, песни алгыс, обрядовые и ритуальные напевки, эстрадные песни на выбор.

1 класс

Тема

часы

1.

Основы вокально-хоровой работы: певческая установка, навыки пения стоя и сидя. Тыыныы эрчиллиилэрэ: Постановка дыхания (дыхание перед началом пения, одновременный вдох и начало пения, задержка дыхания перед началом пения). Тыл, уос эрчиллиилэрэ: Развитие

дикционных навыков, взаимоотношение гласных и

согласных в пении. Развитие подвижности

артикуляционного аппарата за счёт активизации

губ и языка. Развитие ансамблевых навыков,

выработка активного унисона, ритмической

устойчивости и динамической ровности в

произнесение текста. В вокально-хоровой работе может быть

использован следующий музыкальный материал:

фрагменты из простейших народных песен,

имитация зовов животных, специальные

упражнения. Кылыьах эрчиллиилэрэ: одноударный, двухударный, многоударный.

2.

Жанры фольклора: чабырзах, угэ, шуточные песни, тойук.

3.

Осуохай (ус чааьа)

4.

Народная песня в сопровождении народных музыкальных инструментов


5.

Герои олонхо с элементами музицирования (простейшие попевки – характеристики героев, инструментальное сопровождение).

6.

Якутские народные песни «дьиэрэтии»

7.

Якутские народные песни «Дэгэрэн»

8.

Игра ансамблем на хомусе импровизация, народная песня

9.

Игра на ударных национальных инструментах


2 класс

Тема

часы

1.

Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения.

2.

Тойук

3.

Саха норуотун ырыата «Ат ырыата»

4.

«Бырастыылаьы»

3 ч

5.

Дэгэрэн ырыалар

6.

Осуохай арааьа (улуустарынан)

7.

Норуот ырыалара инструменнары кытта дозуьуол

8.

Алгыс ырыата

9.

Попурри

10.

Игра на ударных народных инструментах.

3 часа

3 класс

Тема

часы

1.

Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения

2.

Музыкальные игры

3.

Олонхо геройдарынан ырыа

4.

Тойук (элбэх кылыьахтаах тойук)

5.

Норуот ырыата «Хон хон»

6.

Норуот ырыата «Сэргэлэрбэр»

7.

Норуот ырыата «Колукэчээн»

8.

Норуот ырыаларыгар Попурри

4 ч

9.

Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни

10.

Игра на национальных музыкальных инструментах

4 класс

Тема

часы

1.

Развитие диапазона,

интонационные упражнения, постановка дыхания,

освоение народной манеры пения. Работа над

навыками двух- и трёхголосного исполнения

2.

повторение пройденных и разучивание новых

образцов

3.

Алгыс ырыа. Обрядовые песни.

4.

Осуохай, сопровождение с движениям танца.

5.

Народная песня «Кылынкай»

6.

Народная песня «Куорэгэй»

7.

Игра ансамблем на хомусе, разучивание композиции

8.

Игра ансамблем на хомусе, композиция.Сопровожение на национальных инструментах

9.

Подготовка к отчетному концерту. Постановка номеров.

10.

Попурри

11.

Игра на национальных музыкальных инструментах.




















Требования к уровню подготовки учащихся

Результат освоения программы «Фольклорный ансамбль» направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: знание начальных основ песенного фольклорного искусства, а также особенностей оформления нотации народной песни; знание характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства, художественно-исполнительских возможностей вокального коллектива; умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов; умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций, в том числе,  исполнения театрализованных фольклорных композиций; навыки фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;

Формы и методы контроля, система оценок

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, её корректировку и проводится с целью определения: качества реализации образовательного процесса; качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету; уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.

В случае, если по предмету «Фольклорный ансамбль» промежуточная аттестация проходит в форме концертов, они могут быть приравнены к зачетам или контрольным урокам. Итоговая аттестация может проводиться в виде отчетного концерта, исполнения концертных программ.

Критерии оценки

Оценки

Критерии оценивания выступления


5 (отлично)

Выступление участников ансамбля может быть названо концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная вокальная техника, безупречные стилевые признаки, ансамблевая стройность, выразительность и убедительность артистического облика в целом

4 (хорошо)

Хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественно-музыкальным намерением, но имеется некоторое количество погрешностей, в том числе вокальных, стилевых и ансамблевых

3 (удовлетворительно)

Слабое выступление. Текст исполнен неточно. Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но очевидны серьёзные недостатки звуковедения, вялость или закрепощенность артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие на низком уровне

2 (неудовлетворительно)

Очень слабое исполнение, без стремления петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок. Отсутствует ансамблевое взаимодействие.

Контрольные задания в рамках текущих аттестаций могут включать в себя индивидуальную сдачу отдельных песен или партий, индивидуальный показ других форм работ (элементы хореографии, игра на этнографических инструментах). Методы контроля в промежуточных и итоговой аттестации должны быть направлены на оценку сформированных навыков сценического выступления, ансамблевого взаимодействия. Критериями оценки качества исполнения могут являться: точное знание слов песни; стремление к соответствующей стилю манере пения; стремление к соблюдению диалектных особенностей; эмоциональность исполнения; соответствие художественному образу песни.

Методическое обеспечение учебного процесса.

Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с вокальным показом необходимых фрагментов музыкального текста, а также прослушиванием первоисточников. Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, а также уровня подготовки.

На репетициях фольклорного ансамбля и на индивидуальных занятиях, входящих в вариативную часть курса, преподавателем должен решаться целый ряд задач: формирование вокально-исполнительского аппарата учащегося; воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания; овладение различными певческими стилями; работа над важнейшими средствами музыкально-художественного исполнения (точность прочтения музыкального текста, выразительность интонации, ритмическая четкость, соблюдение динамики, фразировки, диалекта, особенностей формообразования).

Правильная организация учебного процесса, успешное   всестороннее азвитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.







































Список литературы

    1. Якутские народные песни / АН СССР, Якут. фил. Сиб. отд-ния, Ин-т яз., лит. и истории. - Якутск: Кн. изд-во, 1976.

    2. Якутские народные поэмы-тойуки / Сост., авт. пер. и коммент. С. П. Ойунская. - 1983.

    3. Якутские народные поэмы-тойуки / Сост., авт. пер. и коммент. С. П. Ойунская. - 1983. - 280 с.

    4. Сунтаар оьуокайа, Якутск,1994г

    5. Айыллыбыт талааннар, Якутск 1994.

    6. Огону олонхолуурга уорэтии, Н.П. Тимофеев, Дьок, 2009.

    7. Интернет ресурсы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Дополнительная общеразвивающая программа по учебному предмету фольклорный ансамбль

Автор: Матвеева Луиза Александровна

Дата: 28.11.2018

Номер свидетельства: 487994


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства