Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа профильного отряда по основам риторики и актерского мастерства»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Майская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Утверждаю:
заместитель директора Директор
________________ _________________
О.С. Треногина Р.Ю. Шульга
«____» _________ 2021г. «___» ________ 2021г.
Дополнительная общеобразовательная программа
профильного отряда по основам риторики
и актерского мастерства
«Лицедеи»
Направленность: художественная
Срок реализации программы: 01.06.2021-20.06.21
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Автор-составитель: Соловьева Вера Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2020 год
Пояснительная записка
В современном обществе очень высоки требования к ученику и выпускнику школы. Он должен овладеть не только предметными знаниями, но и метапредметными компетенциями. Чтобы быть успешным, реализовать свои возможности и способности, ученику необходимо уметь выразить свои знания, уметь убедить других в собственной правоте, уметь увлечь своими идеями.
С другой стороны, владение словом является частью общей культуры человека. Как считал А.П.Чехов, «для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».
К сожалению, базовая школьная программа предусматривает недостаточное количество часов для занятий по культуре речи. Практически нет часов для овладения навыками ораторского искусства и актерского мастерства. Восполнить данные пробелы – задача предлагаемой программы
Цель программы - знакомство обучающихся с основами риторики и актерского мастерства.
Задачи программы:
- дать представление об основных приемах ораторского искусства и элементах актерского мастерства;
- создать условия для раскрытия творческих способностей;
- стимулировать формирование и развитие художественных потребностей;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность и ответственность.
Программа состоит из двух частей.
1 часть – основы риторики.
Базовые понятия: логическая культура, языковая культура, техника речи, культура общении, дискуссия, полемика.
2 часть – элементы актерского мастерства.
Основные понятия: бессловесные элементы действия, словесные элементы действия, цель и задача действия, замысел отрывка, образ как логика действий, идея спектакля, сверхзадача актера.
Программа рассчитана на детей среднего подросткового возраста. Участие в реализации программы поможет подросткам реализовать их потребность в общественном признании через раскрытие и развитие художественных способностей.
Программа предполагает занятия в течение 15 дней из расчета 4 учебных часов.
Итого – 60 учебных часов.
Календарно-тематический план
Номер темы
Наименование темы
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Понятие спонтанной речи.
Различные виды чтения
2
1
1
2.
Информационная переработка текста.
Пересказ текста.
2
1
1
3.
Устное монологическое высказывание с использованием разных функционально-смысловых типов речи
2
1
1
4.
Ведение диалога
2
1
1
5.
Основы риторики. Техника речи. Орфоэпия
1
6.
Язык и стиль.
Доказательство и аргументы
2
1
1
7.
Оратор и аудитория.
Обратная связь
2
1
1
8.
Этика ораторской речи.
2
1
1
9.
Дискуссия и полемика
2
1
1
10.
Конкурс «Юный Цицерон»
2
2
11.
Значение поведения в актерском искусстве.
2
1
1
12.
Предлагаемые обстоятельства и поведение актера
2
1
1
13.
Игра «Примерьте роль»
2
2
14.
Бессловесные элементы действия
2
1
1
15.
Словесные действия
2
1
1
16.
Основы исполнительской техники
4
1
3
17.
Работа над ролью в отрывке
6
1
5
18.
Подготовка спектакля
15
15
19.
Театральный фестиваль
4
4
20.
Игра «Закулисье»
2
2
Итого:
60
14
46
Содержание программы
Тема 1. Знакомство с понятием спонтанной речи. Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое. Практикум: отработка навыков разного чтения текста.
Тема 2. Понятие информационной переработки текста: составление планов разного вида, составление таблицы, схемы, кластера и т.д. Пересказ прослушанного или прочитанного текста.
Тема 3. Устное монологическое высказывание. Структура функционально-смысловых типов речи. Монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование. Научное сообщение. Практикум: отработка навыков монологической речи по тестам ФИПИ.
Тема 4. Диалог. Различные виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, диалог-запрос, диалог-сообщение. Практикум: структурирование диалога (3-4 реплики) в соответствии с критериями ФИПИ.
Тема 5. Основы риторики. Техника речи. Орфоэпия.
Знакомство с понятием «ораторское искусство». Краткая история риторики и ее роли в обществе. Основные особенности устной формы речи.
Устройство речевого аппарата. Значение дыхания, голоса и дикции как выразительных средств речи. Гигиена голоса.
Практикум: прослушивание и анализ образцовых выступлений, выполнение упражнений на формирование дикции и дыхания, упражнения по орфоэпии.
Тема 6. Язык и стиль. Доказательство и аргументы.
Различие в строе устной и письменной речи. Правильность речи. Основные средства выразительности устной речи. Практикум: упражнения на использование лексических средств.
Основные законы логики и их использование в публичной речи. Практикум: упражнения на построение доказательств.
Тема 7. Оратор и аудитория. Обратная связь.
Аудитория публичной речи. Проблема установления контакта с аудиторией. Управление аудиторией. Практикум: подготовка публичных выступлений, выступление перед группой.
Тема 8. Этика ораторской речи.
Практикум: анализ видеозаписей выступлений, разбор различных ситуаций.
Тема 9. Дискуссия и полемика.
Психологический аспект ведения спора. Логика аргументации при ведении спора. Этический аспект спора: умение слушать оппонента, самообладание и выдержка.
Практикум: деловая игра «А я думаю по-другому».
Тема10.Конкурс «Юный Цицерон»: участники получают темы выступлений, самостоятельно готовятся, выступают перед группой, которая и оценивает их выступления.
Тема 11. Значение поведения в актерском искусстве.
Многообразие выразительных средств в театре. Исполнительское искусство как стержень театра. Значение поведения. Компоненты поведения: интонация, мимика, жесты.
Практикум – этюды.
Тема 12. Предлагаемые обстоятельства и поведение.
Связь обстоятельств (истории и предыстории) с поведение. Помощь актеру в «превращениях» от декораций и костюмов. Практикум: упражнения на коллективную согласованность действий, на память физических действий, упражнения на «ультра-натуральные действия», «превращения заданного предмета».
Тема 13. Игра «Примерьте роль».
Тема 14. Бессловесные элементы действия.
Понятие бессловесных элементов действия (пристройки, оценки, вес, мобилизация). Практикум – этюды.
Тема 15. Словесные действия.
Выразительность речи. Речь и тело.
Практикум: выполнение этюдов на согласованность всех действий.
Тема 16. Основы исполнительской техники.
Практические занятия по отработке логики действий в предлагаемых обстоятельствах.
Тема 17. Работа над ролью в отрывке.
Знакомство с понятием «драматургия роли». Значение и способы превращения собственной логики в логику действий персонажа. Практикум: работа над одной ролью всех членов группы, показ подготовленных этюдов.
Тема 18. Подготовка спектакля.
Тема 19. Театральный фестиваль (выступления групп с мини-спектаклями).
В процессе занятий по программе ученики овладевают основными теоретическими понятиями и элементарными навыками спонтанной речи, риторики и основ актерского мастерства. Результативность проверяется с помощью теоретических тестов, викторин, интеллектуальных предметных игр.
Успешность практического изучения программы отслеживается при проведении конкурсов, публичных выступлений, во время театрального фестиваля.
Список используемой литературы
1. Егораева Г. «ОГЭ. Тренажер: подготовка к устной части «Говорение». М., «Экзамен»,2018г.
2. Ершова А., «Актерская грамота – подросткам». М., 2016г.
3. Жук Л., «Начинающим актерам». Минск, 2017г.
4. Иванова А., «У наших ворот всегда хоровод». Санкт-Петербург, 2015г.
5. Михайличенко Н., «Риторика». М., Просвещение, 2016г.
6. Цыбулько И. «Устное собеседование». Типовые варианты. М., «Национальное образование», 2019г.