kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная программа профильного отряда по основам риторики и актерского мастерства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой рабочую программу  изучения основ риторики и актерского мастерства. Программа рассчитана на обучающихся 7-8 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа профильного отряда по основам риторики и актерского мастерства»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Майская средняя общеобразовательная школа»




Согласовано: Утверждаю:

заместитель директора Директор

________________ _________________

О.С. Треногина Р.Ю. Шульга

«____» _________ 2021г. «___» ________ 2021г.







Дополнительная общеобразовательная программа

профильного отряда по основам риторики

и актерского мастерства

«Лицедеи»


Направленность: художественная

Срок реализации программы: 01.06.2021-20.06.21

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Автор-составитель: Соловьева Вера Николаевна,

учитель русского языка и литературы

















2020 год



Пояснительная записка


В современном обществе очень высоки требования к ученику и выпускнику школы. Он должен овладеть не только предметными знаниями, но и метапредметными компетенциями. Чтобы быть успешным, реализовать свои возможности и способности, ученику необходимо уметь выразить свои знания, уметь убедить других в собственной правоте, уметь увлечь своими идеями.

С другой стороны, владение словом является частью общей культуры человека. Как считал А.П.Чехов, «для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».

К сожалению, базовая школьная программа предусматривает недостаточное количество часов для занятий по культуре речи. Практически нет часов для овладения навыками ораторского искусства и актерского мастерства. Восполнить данные пробелы – задача предлагаемой программы

Цель программы - знакомство обучающихся с основами риторики и актерского мастерства.

Задачи программы:

- дать представление об основных приемах ораторского искусства и элементах актерского мастерства;

- создать условия для раскрытия творческих способностей;

- стимулировать формирование и развитие художественных потребностей;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность и ответственность.


Программа состоит из двух частей.

1 часть – основы риторики.

Базовые понятия: логическая культура, языковая культура, техника речи, культура общении, дискуссия, полемика.

2 часть – элементы актерского мастерства.

Основные понятия: бессловесные элементы действия, словесные элементы действия, цель и задача действия, замысел отрывка, образ как логика действий, идея спектакля, сверхзадача актера.

Программа рассчитана на детей среднего подросткового возраста. Участие в реализации программы поможет подросткам реализовать их потребность в общественном признании через раскрытие и развитие художественных способностей.


Программа предполагает занятия в течение 15 дней из расчета 4 учебных часов.

Итого – 60 учебных часов.




















Календарно-тематический план


Номер темы

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Понятие спонтанной речи.

Различные виды чтения

2

1

1

2.

Информационная переработка текста.

Пересказ текста.

2

1

1

3.

Устное монологическое высказывание с использованием разных функционально-смысловых типов речи

2

1

1

4.

Ведение диалога

2

1

1

5.

Основы риторики. Техника речи. Орфоэпия



1

6.

Язык и стиль.

Доказательство и аргументы

2

1

1

7.

Оратор и аудитория.

Обратная связь

2

1

1

8.

Этика ораторской речи.

2

1

1

9.

Дискуссия и полемика

2

1

1

10.

Конкурс «Юный Цицерон»

2


2

11.

Значение поведения в актерском искусстве.

2

1

1

12.

Предлагаемые обстоятельства и поведение актера

2

1

1

13.

Игра «Примерьте роль»

2


2

14.

Бессловесные элементы действия

2

1

1

15.

Словесные действия

2

1

1

16.

Основы исполнительской техники

4

1

3

17.

Работа над ролью в отрывке

6

1

5

18.

Подготовка спектакля

15


15

19.

Театральный фестиваль

4


4

20.

Игра «Закулисье»

2


2


Итого:

60

14

46



Содержание программы

Тема 1. Знакомство с понятием спонтанной речи. Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое. Практикум: отработка навыков разного чтения текста.

Тема 2. Понятие информационной переработки текста: составление планов разного вида, составление таблицы, схемы, кластера и т.д. Пересказ прослушанного или прочитанного текста.

Тема 3. Устное монологическое высказывание. Структура функционально-смысловых типов речи. Монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование. Научное сообщение. Практикум: отработка навыков монологической речи по тестам ФИПИ.

Тема 4. Диалог. Различные виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, диалог-запрос, диалог-сообщение. Практикум: структурирование диалога (3-4 реплики) в соответствии с критериями ФИПИ.

Тема 5. Основы риторики. Техника речи. Орфоэпия.

Знакомство с понятием «ораторское искусство». Краткая история риторики и ее роли в обществе. Основные особенности устной формы речи.

Устройство речевого аппарата. Значение дыхания, голоса и дикции как выразительных средств речи. Гигиена голоса.

Практикум: прослушивание и анализ образцовых выступлений, выполнение упражнений на формирование дикции и дыхания, упражнения по орфоэпии.

Тема 6. Язык и стиль. Доказательство и аргументы.

Различие в строе устной и письменной речи. Правильность речи. Основные средства выразительности устной речи. Практикум: упражнения на использование лексических средств.

Основные законы логики и их использование в публичной речи. Практикум: упражнения на построение доказательств.

Тема 7. Оратор и аудитория. Обратная связь.

Аудитория публичной речи. Проблема установления контакта с аудиторией. Управление аудиторией. Практикум: подготовка публичных выступлений, выступление перед группой.

Тема 8. Этика ораторской речи.

Практикум: анализ видеозаписей выступлений, разбор различных ситуаций.

Тема 9. Дискуссия и полемика.

Психологический аспект ведения спора. Логика аргументации при ведении спора. Этический аспект спора: умение слушать оппонента, самообладание и выдержка.

Практикум: деловая игра «А я думаю по-другому».

Тема10.Конкурс «Юный Цицерон»: участники получают темы выступлений, самостоятельно готовятся, выступают перед группой, которая и оценивает их выступления.

Тема 11. Значение поведения в актерском искусстве.

Многообразие выразительных средств в театре. Исполнительское искусство как стержень театра. Значение поведения. Компоненты поведения: интонация, мимика, жесты.

Практикум – этюды.

Тема 12. Предлагаемые обстоятельства и поведение.

Связь обстоятельств (истории и предыстории) с поведение. Помощь актеру в «превращениях» от декораций и костюмов. Практикум: упражнения на коллективную согласованность действий, на память физических действий, упражнения на «ультра-натуральные действия», «превращения заданного предмета».

Тема 13. Игра «Примерьте роль».

Тема 14. Бессловесные элементы действия.

Понятие бессловесных элементов действия (пристройки, оценки, вес, мобилизация). Практикум – этюды.

Тема 15. Словесные действия.

Выразительность речи. Речь и тело.

Практикум: выполнение этюдов на согласованность всех действий.

Тема 16. Основы исполнительской техники.

Практические занятия по отработке логики действий в предлагаемых обстоятельствах.

Тема 17. Работа над ролью в отрывке.

Знакомство с понятием «драматургия роли». Значение и способы превращения собственной логики в логику действий персонажа. Практикум: работа над одной ролью всех членов группы, показ подготовленных этюдов.

Тема 18. Подготовка спектакля.

Тема 19. Театральный фестиваль (выступления групп с мини-спектаклями).

Тема 20. Интеллектуальная игра «Закулисье».
















Методическое обеспечение программы


Для реализации программы необходимо:

- оборудованный учебный кабинет: компьютер, проектор, экран;

- интернет – ресурсы;

- сборник упражнений на владение голосом;

- учебная литература.



Прогнозируемые результаты


В процессе занятий по программе ученики овладевают основными теоретическими понятиями и элементарными навыками спонтанной речи, риторики и основ актерского мастерства. Результативность проверяется с помощью теоретических тестов, викторин, интеллектуальных предметных игр.

Успешность практического изучения программы отслеживается при проведении конкурсов, публичных выступлений, во время театрального фестиваля.



Список используемой литературы

1. Егораева Г. «ОГЭ. Тренажер: подготовка к устной части «Говорение». М., «Экзамен»,2018г.

2. Ершова А., «Актерская грамота – подросткам». М., 2016г.

3. Жук Л., «Начинающим актерам». Минск, 2017г.

4. Иванова А., «У наших ворот всегда хоровод». Санкт-Петербург, 2015г.

5. Михайличенко Н., «Риторика». М., Просвещение, 2016г.

6. Цыбулько И. «Устное собеседование». Типовые варианты. М., «Национальное образование», 2019г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Соловьева Вера Николаевна

Дата: 26.04.2021

Номер свидетельства: 579309

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства