Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная журналистика"»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКАБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ОМСКА«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор БОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО»
________________ Ю.В. Плоцкая
«______»_____________2018 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная журналистика»
Направленность: социально - педагогическая
Срок реализации – 2 года Возраст учащихся – 8 - 12 лет Разработчик:
Шукшина Н.Н
Принято на методическом Совете
«__»_________20__ года,
протокол № ___
Председатель методического Совета
________________Якименко С.Н.
Омск, 2018 г.
Пояснительная записка
Сегодня информационно-коммуникативная среда на пике своего развития. Благодаря последним технологиям нам не составляет труда мгновенно распространять новости и также незамедлительно реагировать на них. Но именно молниеносная передача информации затрудняет важнейший процесс её осмысления, то есть нам просто некогда заглянуть в содержание транслируемого сообщения, оценить его глубину и информативность.
Между тем СМИ являются комплексным средством освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах). Медиасреда оказывает влияние на формирование мировоззрения, социальные ценности и цели, распространяет и создаёт соответствующие нормы поведения. Словом, влияет на социализацию личности.
Однако сейчас в мире столько информации, что осмыслить её, отделить качественное от низкосортного, значимое от бесполезного крайне сложно и взрослому, а молодому поколению и подавно, в силу ещё недостаточного жизненного опыта и подготовки.
Программа «Занимательная журналистика» предлагается для учащихся 2-5 классов. Программа реализуется в форме практико-ориентированной деятельности, направленной на формирование конкретных умений в сфере журналистики. В процессе освоения курса учащиеся научаться собирать, анализировать и систематизировать информационный материал, критически оценивать информацию и обращать внимание на источники. Данные навыки помогут учащимся лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты. Сегодня это необходимо, потому как медиаповедение, безусловно, стало частью жизни каждого гражданина.
Предусмотренные программой курса мастер-классы, игры, дискуссии, тренинги и другие формы работы помогут раскрыться начинающим журналистам, приобрести уверенность в себе, сгладить трудности в социально-коммуникационной сфере, а также научат целеполаганию и планированию.
Программ является модифицированной, составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Журналистика для малышей» Тен К.И., педагога дополнительного образования Городского Дворца творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии», г. Екатеринбурга.
Новизна. Программа направлена на обучение навыкам живого образного письма. Главной особенностью является обучение новой репортажной журналистике – журналистике диалога, умелого смешения жанров, журналистике мнений и оценок. Характерная черта материалов в духе новой журналистики – это эффект присутствия читателя, диалогичность и психологичность текстов. Авторская манера освещения события будет представлять собой самостоятельный анализ изложенных фактов и суждений, обилие диалогов, реплик, описаний в тексте. Особенностью методики проведения занятий является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
Актуальность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная журналистика» направлена на социально-творческое развитие личности, социализацию и профориентацию учащихся, связана с необходимостью развития творческой индивидуальности учащихся в сфере журналистики. Учащиеся по данному направлению получают практический навык, вырабатывают умение грамотно излагать свои мысли, раскрывать суть явления, проблемы, учатся мыслить нестандартно, общаться с людьми разной возрастной категории и разного социального статуса.
Данная программа ориентирована на то, чтобы учащиеся попробовали себя в роли журналистов. На протяжении всего периода освоения курса они принимают участие в создании собственной стенгазеты. Работа над выпусками собственного издания даст ребятам возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, самоутвердиться в обществе и, наконец, включает их в систему новых взаимоотношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества.
После поэтапного освоения каждой новой темы учащиеся отрабатывают полученные теоретические знания на практике. Эти обстоятельства объясняют тот факт, что значительное количество часов уделено практическим занятиям.
Педагогическая целесообразность. Благодаря занятиям учащиеся не только получат первичные знания об основах журналистики, но и научатся работать в команде, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, помогать друг другу, станут более эрудированными и коммуникабельными людьми. Таким образом, занятия по программе «Занимательная журналистика» будут способствовать повышению общего уровень культуры учащихся.
Цель программы: создать условия для социальной и творческой самореализации личности посредством изучения журналистики.
Задачи:
– сформировать представление учащихся о журналистской деятельности;
–обучить навыкам написания собственных журналистских произведений;
– развить устную и письменную речь, словарный запас;
– развить навыки ведения дискуссии.
Отличительные особенности программы.
В связи с тем, что программа ориентирована в большей степени на учащихся начальной школы, основным видом деятельности на занятиях является игровая деятельность. Познавательные и сюжетно – ролевые игры станут основой для развития интереса учащихся, мотивации к посещению занятий.
Особенности содержания и организации занятий.
Обучение основывается на развитии творческого мышления, юные журналисты постепенно погружаются в мир профессии.
Учащиеся работают над выпусками стенгазет. Это даёт ребятам возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, самоутвердиться в обществе и, наконец, включает их в систему новых взаимоотношений, помогающую выявить индивидуальные способности и профессиональные качества.
Для детей, обучающихся по программе (8-12 лет) в связи с недостаточно развитыми навыками письма и работы на ПК, выпуск газеты будет осуществляться в формате стенгазеты, «живой газеты».
Ведущими задачами курса является социально-творческое развитие личности, формирование нравственно-этических качеств и чувства ответственности за свою деятельность, что имеет огромную профессиональную значимость для юных журналистов.
Блок программы, связанный с выпуском стенгазеты является мобильным. Ориентировочно в год предполагается выпустить 5 номеров газеты. Конкретное воплощение будет зависеть от сбора материала, приуроченности к важным датам и т.д.
Программа предполагает внедрение проектного метода обучения с целью развития познавательных и творческих способностей учащихся (защита макета газеты).
Обучение работе с текстом по программе возможно с привлечением различных девайсов: ПК, ноутбуков, планшетов, телефонов с установленными программами для работы с текстом (MSWord).
В ходе работы над интервью, репортажами будут осуществляться выходы за пределы образовательного учреждения (праздничные программы, интересные события, спортивные соревнования и т.д.) с целью подготовки материала.
Досуговая деятельность ориентирована на сплочение коллектива.
Возраст учащихся - 8-12 лет.
Режим занятий. Срок реализации программы – 1 год (144часа).
Занятия проводятся два раза в неделю (по 2 академических часа: по 40 минут с перерывом в 10 минут).
Первый час предназначен для изучения новой темы, где посредством дискуссий, игровой и эвристической формы обучения осваивается новый материал. Второй час посвящен выполнению практических заданий по теме занятия. В рамках курса каждый месяц назначается два занятия, полностью посвящённых выпуску стенгазеты.
Формыорганизации деятельности учащихся: индивидуально-групповая, коллективно-групповая.
Методы обучения. Обучение основывается на развитии творческого мышления и будет способствовать реализации индивидуальных возможностей учащегося.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий, различные: устное изложение темы занятия с привлечением наглядного фото-видеоматериала, разные по объёму и направленности тренинги, тренировочные упражнения по теме, разбор и анализ публицистических текстов, лабораторные работы, защиты, презентации и др.
Формы проведения занятий: игры, лекции, беседы, консультации, игры, дебаты и дискуссии, круглые столы, акции, работа с журналистскими текстами, поиск информационных поводов, разработка тем, подготовка, написание и обсуждение собственных журналистских произведений, «летучки», выпуск стенгазет и т.д.
Ожидаемые результаты обучения:
Предметные:
– знание основных понятий курса: функции журналистики, виды и характеристики СМИ, классификация и характеристика жанров журналистики, правила написания материала и т.д.;
– умение работать с диктофоном, свободное владение программами конвертирования и расшифровки аудиозаписей на компьютере;
– умение самостоятельно разрабатывать тему публикации, собирать и обрабатывать информацию;
– умение работать с источниками информации и проверять информацию на достоверность;
– владение информационными, некоторыми аналитическими и художественно-публицистическими жанрами журналистики;
– умение редактировать текст, систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям.
Метапредметные:
– формирование навыков самостоятельной работы при выполнении творческих заданий;
– умение работать в коллективе и организовать творческий процесс;
– развитие аналитического, логического и образного мышления.
Личностные результаты:
- повышение социальной активности учащихся, потребность в самореализации;
– осознание учащимися ответственности за то дело, которым они занимаются;
– приобретение опыта творческой деятельности в сфере СМИ.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
В начале учебного года учащиеся проходят начальное анкетирование «Что я знаю о журналистике? Мои навыки и умения». Также выполняют несколько самостоятельных работ по анализу публикаций на предмет изобразительно-выразительных средств, постоянно практикуются в написании коротких текстов по пройденной теме, что позволяет применить и систематизировать полученные теоретические знания.
В конце первого полугодия проводится промежуточная аттестация в форме практико – ориентированной игры.
В конце программного курса учащиеся готовят досье по изученным жанрам. Каждый проходит устное собеседование с педагогом по блоку изученных тем. Учащиеся готовят и защищают собственные медиапроекты. Это является итогом курса. Защита проходит в торжественной обстановке. На итоговом занятии (выпускном) проводится посвящение в журналисты, проходит выставка стенгазет, выпущенных в течение всего учебного года.
- текущий: участие в коллективной работе, выполнение творческих заданий и лабораторных работ;
- итоговый: итоговое анкетирование, защита творческих проектов, выставка номеров стенгазет, подготовленных в течение учебного года.
Формы подведения итогов :опрос, практико – ориентированная игра, итоговое контрольное занятие, открытое занятие для родителей, конкурс, самостоятельная работа, защита проектов, презентация творческих работ, взаимозачет, игра-испытание, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ и др.
Формы проведения аттестации: промежуточная: практико – ориентированная игра, итоговая – защита проекта.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
1 год обучения
Формы контроля/
аттестации
Всего
Теория
Практика
1.
Журналистика как наука
12
5
7
1.1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и безопасному поведению
2
1
1
Наблюдение
1.2.
Функции журналистики
2
1
1
Опрос
1.3.
Профессия журналист. Понятие журналистской этики
6
2
4
Викторина
1.4.
Возникновение русской журналистики
2
1
1
Опрос
1.5.
Из истории детской журналистики и юнкоровского движения
2
1
1
Тестирование
2.
Журналистский текст
10
4
6
Анализ статьи
2.1.
Основы публицистического стиля
2
1
1
Опрос
2.2.
Заголовок и заголовочный комплекс
2
1
1
Подбор заголовка к тексту
2.3.
Лид и его роль в журналистском тексте
2
1
1
Опрос
2.4.
Концовка и завершённый журналистский текст
4
1
3
Написание статьи
3.
Редактура текста
4
2
2
Творческое задание
3.1.
Редакторская правка
2
1
1
Редактура текста
3.2.
Знаки корректуры
2
1
1
Редактура текста
4.
Работа с информацией
10
3
7
Наблюдение
4.1.
Сбор и обработка информации
4
1
3
Тестирование, контрольное задание
4.2.
Что такое стенгазета
2
1
1
Опрос
4.3.
Работа с фотоиллюстрациями
4
1
3
Творческое задание
5.
Жанры журналистики. Выпуск стенгазеты
86
18
68
Кроссворд
5.1.
Введение в журналистские жанры
2
1
1
Опрос
5.2.
Заметка
4
1
3
Написание заметки
5.3.
Особенности художественно –
публицистического жанра
2
1
1
Тестирование
5.4.
Зарисовка
4
1
3
Творческое задание
5.5.
Аналитическая журналистика
4
1
3
Анализ информации
5.6.
Комментарий
2
2
2
Написание комментария
5.7.
Опрос
4
1
3
Проведение опроса
5.8.
Интервью
16
4
12
Проведение интервью
5.9.
Пресс-конференция
6
2
4
Разработка пресс-конференции
5.10.
Репортаж
16
4
12
Написание репортажа
5.11.
Итоговая работа по жанрам журналистики
4
4
Викторина
6.
Работа над выпуском стенгазеты
20
20
Опрос
6.1.
Выпуск стенгазеты
20
-
20
Выпуск стенгазеты
7.
Творческий блок
12
2
10
Участие в творческих делах
7.1.
Приложение в газете. Тематическая полоса в газете
4
2
2
Разработка тематической полосы в газете
7.2.
Защита собственных проектов
4
4
Защита проектов
7.3.
Оформленеи портфолио
2
2
Наблюдение
7.4.
Посвящение в журналисты
2
2
Творческое задание
8
Досуговая деятельность
6
6
Участие в творческих делах
9
Итоговое занятие
2
2
Контрольное задание
Итого:
144
35
109
-
Содержание программы 1 года обучения
Журналистика как наука
Вводное занятие
Теория: Знакомство с планом работы, с целями, задачами. Инструктаж по технике безопасности и безопасному поведению. Решение организационных вопросов.
Практика: Заполнение анкеты «Что я знаю о журналистике? Мои навыки и умения»
1.2. Функции журналистики
Теория: Функции журналистики в обществе: информационно-коммуникативная, интегративная, организаторская, воспитательная, рекреативная. Журналистика и общественное мнение. Виды СМИ. Типология СМИ (тематическая направленность, содержание).
Практика: Игра «А зачем нужны нам СМИ».
3. Профессия журналист. Понятие журналистской этики
Теория: Журналистские термины и понятия, составление глоссария. Нравственно-этические основы журналисткой деятельности. Права и обязанности журналиста. Миссия журналиста.
Практика: Обучение. Работа с журналистским инструментарием: блокнот, диктофон (эксплуатация, технология расшифровки аудиозаписи, композиция ответов, стилистическая обработка ответов), фотоаппарат. Игра «Радиоэфир», «Телеэфир».
Упражнение на развитие умения понимать чувства и эмоции других людей, развитие навыков эффективного слушания.
Встреча с журналистом. Беседа об особенностях труда журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.
1.4. Возникновение русской журналистики
Теория:Рукописная газета «Куранты». Первая русская печатная газета «Ведомости». Первый частный журнал. Сатирические журналы. Журналы И.А. Крылова. Публицистика А.Н. Радищева.
1.5. Из истории детской журналистики и юнкоровского движения
Теория: Первый российский детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Начало новой эпохи в детской журналистике. Журналы «Ёж» и «Чиж». Детская журналистика на современном этапе.
Коротко о возникновении юнкоровского движения. Возрождение юнкоровского движения в 50-х. «Памятка юнкора». Развитие юнкоровского движения нового типа. О газете «На смену!».
2. Журналистский текст
2.1. Основы публицистического стиля
Теория: О факте и комментарии. Изобразительно-выразительные средства.
Практика: Игра «Скажи проще». Сравнение текста для печатных СМИ с текстом для радио и ТВ, обсуждение.
2.2. Заголовок и заголовочный комплекс
Теория: Виды и функции заголовков. Неудачные заголовки. Соответствие заголовка содержанию, теме, направленности материала. Правила составления заголовка.
Практика: Составление заголовков к различным публикациям. Игра «Озаглавливаем короткие фрагменты известных фильмов».
2.3. Лид и его роль в журналистском тексте
Теория: Как начать материал, содержание лида. Лиды прямые и затяжные. Разновидности прямых лидов. Разновидности затяжных лидов. Нежелательные лиды. Оптимальный размер лида.
Практика: Анализ прессы и выявление разных вариантов начала материала. Составление алгоритма, каким образом можно начать материал.
2.4. Концовка и завершённый журналистский текст
Теория: Разновидности концовок. Логика и система аргументации в публицистическом тексте.
Практика: Игра «О тексте с выводом и без». Анализ примеров разных концовок. Дописать концовку к незавершённым журналистским текстам.
3. Редактура текста
3.1. Редакторская правка
Теория: Что такое редакторская правка и почему она важна?
Практика: Разбор, анализ грамматических, стилистических «ляпов» в журналистских текстах. Употребление «штампов», «морализаторство», усложнение текста, сообщение очевидных вещей и т.д.
3.2. Знаки корректуры
Теория: Корректорские знаки и их применение.
Практика: Упражнение «исправь текст».
4. Работа с информацией
4.1. Сбор и обработка информации
Теория: Методы сбора информации и способы обработки материала. Наблюдение – основной метод сбора информации. Виды наблюдения: кратковременное и продолжительное, включенное и невключенное. Источники информации.
Практика: Совместная разработка темы и идеи журналистского произведения. Сбор информации и обработка материала в классе. Работа над композицией и языком, написание текста. Обсуждение полученных публикаций. Игра «Кто? Что? Где? Когда?».
4.2. Что такое стенгазета?
Теория: История. Картинки и примеры. Виды выпусков (молния, специальный, тематический, праздничный). Правила оформления.
Практика: Составление плана номера. Понятие макета как части готового номера.
4.3. Работа с фотоиллюстрациями
Теория: Что отображает фотография в материале. Роль фотоснимка на полосе. О подписях к фотографиям.
Практика: Делаем фотографии для разных журналистских материалов. К каждому отобранному снимку придумываем по 3 подписи.
Теория: Заметка и её назначение. Краткая и расширенная заметка. Особенности композиции. Как собрать ленту новостей одного школьного дня.
Практика: Игра. Написание краткой заметки на фантастическую тему: «летающие тарелки» на метеогорке, в Исети обнаружено Лохнесское чудовище и т.д.). Заметка о сегодняшнем дне. Разработка темы и идеи произведения. Сбор информации. Обработка материала. Работа над композицией и языком.
5.3. Особенности художественно – публицистического жанра
Теория: Образность языка. Использования средств эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Стилистические приемы языка.
Практика: Работа с подборкой публикаций. Поиск выразительных средств и их классификация. Заполнение глоссария, пополнение активного словарного запаса.
5.4. Зарисовка
Теория: Роль зарисовки в номере. Особенности жанра. Композиция. Субъективность. Личность автора. Отличие от заметки. Приемы написания зарисовки.
Практика: Природная зарисовка. Прогулка по парку. Наблюдение и обсуждение увиденного. Составление набросков будущей зарисовки. Работа над написанием текста. Обсуждение природной зарисовки.
Портретная зарисовка. Как писать портретную зарисовку.
Практика: Упражнение «Портрет соседа» - зарисовка внешности, походки, особенностей речи, эмоциональных состояний. Составление набросков будущей зарисовки. Работа над текстом. Обсуждение портретной зарисовки.
5.5. Аналитическая журналистика
Теория: Особенности аналитической журналистики. Анализ информации. Функции аналитических материалов. Исследование проблемной ситуации.
Практика: Работа с подборкой аналитических публикаций. Обсуждение поднятых в подборке тем. Заполнение глоссария, пополнение активного словарного запаса.
5.6. Комментарий
Теория: Комментарий разъясняющий и оценивающий. Структурные элементы комментария. Заход и концовка. Разновидности стратегий комментария. Инструменты выражения мнения. Источники идей. Семь вопросов комментария.
Практика: Составление собственного комментария на тему по выбору. Поиск эксперта по волнующему вопросу. Сбор информации. Работа над экспертным комментарием, обработка полученной информации. Обсуждение.
5.7. Опрос
Цель опроса. Виды опроса. Формулировка вопроса. Технология обработки ответов. Ошибки в тематических опросах. Журналистский опрос и социологический, отличия.
Практика: Анализ опросов,проведённых в газете и на ТВ. Провести опрос на тему, выбранную на предыдущем занятии. Сбор материала. Обработка ответов. Обсуждение, подведение итогов.
5.8. Интервью
Теория: Жанровая специфика. Виды интервью. Формы организации интервью. Искусство задавать вопросы. Прямой и непрямой вопрос. Вопросы открытые и закрытые. Другие разновидности вопросов. Формулировка темы интервью. Правила ведения интервью.
Практика: Анализ подборки публикаций в жанре интервью. Определение вида, представление о форме организации. Игра «Отгадай персону». Просмотр и разбор интервью известных журналистов.
Опрос «Мой кумир – это…»
5.9. Пресс-конференция
Теория: Пресс-конференция и её значение. Правила ведения пресс-конференции: представительство, очерёдность, точность формулировки вопроса. Группировка ответов. Написание отчёта о пресс-конференции, особенности композиции журналистского текста.
Практика: Проведение пресс-конференции. Обработка ответов. Работа над текстом. Обсуждение.
5.10. Репортаж
Теория: Особенности жанра. Композиция. Значение детали в репортаже. Динамика. «Телевизионный эффект», метод включенного наблюдения. Личность, позиция автора в репортаже. Какие события больше подходят для репортажа. Разработка темы, идеи репортажа.
Практика: Игра«Вездесущий репортер», за час подготовить репортаж на основе событий, проходящих в Школе. Обсуждение. «Учимся у лучших»
Практика: Разбор репортажей Гиляровского. Репортажи Дмитрия Соколова-Митрича, Юлии Вишневецкой. Анализ композиции, функции деталей, динамика повествования.
Просмотр телевизионных репортажей. К. Набутов – «Один день».
А. Лошаков – серия коротких репортажей (теле-зарисовок) «Путешествие из Петербурга в Москву».
Е. Гордеева – «Профессия-репортёр». Обсуждение. Различие между газетным репортажем и телевизионным.
Упражнение «Здесь и сейчас».
5.11. Итоговая работа по жанрам журналистики.
Практика: подготовить досье по жанрам (2-3 публикации по каждому жанру). Кроссворд по жанрам.
*Заполнение итоговой анкеты «Что я знаю о журналистике? Мои навыки и умения». Сопоставление и анализ ответов, данных учащимися в начале курса.
6. Работа над выпуском стенгазеты
6.1. Выпуск стенгазеты
Работа над выпуском стенгазеты № 1, № 2, № 3, № 4, № 5.
7. Творческий блок
7.1. Приложение в газете. Тематическая полоса в газете
Теория: Что такое приложение в газете? Что такое тематическая полоса? В чём разница?
Итоговая практика: Наглядный разбор, анализ приложений в газетах. Разбори анализ тематических полос в газетах. Разработать собственное приложение или тематическую полосу (регулярную рубрику) для своей школьной газеты.
Игра на командообразование «Команда 80 уровня!», упражнение «Газета». Торжественно-официальное мероприятие: вручение свидетельств.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
1 год обучения
Формы контроля/
аттестации
Всего
Теория
Практика
1.
Твой друг - газета.
6
2
4
-
1.1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Выборы старосты, распределение обязанностей между обучающимися
2
1
1
Наблюдение
1.2.
История создания школьных газет
2
-
2
Опрос
1.3.
Специфика школьных периодических изданий
2
1
1
Опрос
2.
Стили и типы речи
10
2
8
-
2.1.
Стили речи
4
1
3
Упражнения
2.2.
Типы речи: повествование, описание рассуждение
4
1
3
Упражнения
2.3.
Практическая работа по стилям и типам речи
2
-
2
Контрольное задание
3.
Изобразительно-выразительные языковые средства
10
-
10
-
3.1.
Лексические средства языка
2
-
2
Кроссворд
3.2.
Фразеологические средства языка
2
-
2
Опрос «Ромашка»
3.3.
Синтаксические средства языка
2
-
2
Игра-опрос «Морской бой»
3.4.
Морфологические средства
2
-
2
Кроссворд
3.5.
Практическая работа по изобразительно-выразительным средствам
2
2
Викторина
4.
Редактура текста
14
14
-
4.1.
Использование знаков корректуры
6
-
6
Упражнения
4.2.
Редактура текста
8
-
8
Самостоятельная работа
5.
Работа с информацией
18
-
18
-
5.1.
Сбор и обработка информации
2
-
2
Опрос
5.2.
Анализ полученной информации
4
-
4
Наблюдение
5.3.
Искажение фактов
4
-
4
Самостоятельная работа
5.4.
Тематическая стенгазета
4
4
Выпуск стенгазеты
5.5.
Работа с фотоиллюстрациями
4
-
4
Практическая работа
6.
Жанры журналистики
26
2
24
-
6.1.
Заметка. Виды заметки
4
2
2
Написание заметки
6.2.
Информационная заметка с отрицательным содержанием
2
-
2
Написание заметки
6.3.
Заметка-благодарность. Заметка-вопрос.
2
-
2
Написание заметки
6.4.
Опрос
4
-
4
Проведение соц.опроса
6.5.
Интервью
8
-
8
Интервью
6.6
Репортаж
4
-
4
Опрос
6.7.
Репортаж на заданную тему
2
-
2
Составление репортажа
6.8.
Итоговая работа по жанрам журналистики
2
-
2
Интеллектуальная игра
7.
Публикации
10
3
7
-
7.1.
Язык газеты
4
-
4
Наблюдение
7.2.
Виды газетных и журнальных публикаций.
4
2
2
Опрос
7.3.
Хроника
2
1
1
Творческое
8.
Ошибки в тексте
8
2
6
-
8.1.
Классификация ошибок
4
2
2
Тестирование
8.2.
Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение
4
-
4
Практические упражнение
9.
Работа над выпуском стенгазеты
10
-
10
-
9.1.
Выпуск стенгазеты
10
-
10
Выпуск газеты
10.
Творческий блок
10
-
10
-
10.1.
Защита собственных проектов
4
-
4
Творческое задание
10.2.
Оформление портфолио
6
-
6
Творческое задание
11.
Досуговая деятельность
20
-
20
-
12.
Итоговое занятие
2
-
2
Контрольное задание
Итого:
144
13
131
Содержание программы 2 года обучения
Твой друг – газета.
Вводное занятие.
Теория: Знакомство с планом работы, с целями, задачами. Инструктаж по технике безопасности и безопасному поведению. Выборы старосты, распределение обязанностей между обучающимися.
Практика: анкета «Твой друг - газета».
История создания школьных газет.
Теория: Дата появления школьной прессы. Первые выпуски. Особенности школьной прессы.
Практика: портрет нашей школьной газеты.
Специфика школьных периодических изданий.
Теория: общая характеристика. Форматы школьных газет.
Практика: упражнение «Наша газета – особенная».
Стили и типы речи.
Стили речи.
Теория: Характеристика стилей речи. Научный стиль. Официально-деловой. Разговорный. Художественно-публицистический.
Практика: определение стилей речи.
Типы речи: повествование, описание рассуждение.
Теория: Характеристика типов речи. Повествование, описание рассуждение.
Практика: определение типов речи.
Практическая работа по стилям и типам речи.
Практика: задания на определение стилей и типов речи.
Практика: разработка и изготовление тематической стенгазеты.
5.5 Работа с фотоиллюстрациями.
Практика: практические упражнения с фотоиллюстрациями («удачный кадр», «подпись под фото», «фотокорреспондент)».
Жанры журналистики.
Заметка. Виды заметки
Теория: понятие «заметка». Виды и особенности заметки.
Практика: составление различных видов заметок.
Информационная заметка с отрицательным содержанием.
Практика: практическая работа с данным видом заметок (разбор, написание).
Заметка-благодарность. Заметка-вопрос.
Практика: практическая работа с данным видом заметок (разбор, написание).
Опрос.
Практика: проведение опроса на заданную тему.
Интервью.
Практика: интервью на заданную тему. Интервью в экстремальных ситуациях. Квест «Правила проведения интервью». Мастер-класс для обучающихся 1 года обучения.
Репортаж.
Практика: Информационный повод и репортаж по определенному событию. ТВ репортаж и газетный репортаж.
Репортаж на заданную тему.
Практика: подготовка репортажа. Работа в группах. Игра «Телерепортёр».
Итоговая работа по жанрам журналистики.
Практика: Викторина по жанрам журналистики.
Публикации.
Язык газеты.
Практика: анализ литературного языка газетных изданий на примере газеты «АиФ», «СпортЭкспресс», «Российская газета».
Виды газетных и журнальных публикаций.
Теория: журналистские понятия «корреспонденция», «пресс-релиз», «беседа», «журналистское расследование».
Практика: деловая игра «В нашей газете».
Хроника.
Теория: Понятие «хроника», основные характеристики.
В ходе обучении по программе применяются следующие образовательные технологии и методы: технология личностно – ориентированного обучения, технология критического мышления, метод решения творческих задач, метод проектов.
Цель данных технологий и методов – развитие творческого потенциала учащегося, способности критически мыслить, анализировать и грамотно планировать свою деятельность, презентовать себя и свой творческий продукт.
Приемы: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, анализ текста, музыкального произведения, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг и др.
Дидактический материал:
Таблицы: «Публицистические жанры», «Работа над проектом».
Схемы и алгоритмы работы над макетом и версткой газеты.
Репродукции картин мировых художников.
Фотографии мировых фотографов и фотографов – детей.
Раздаточный материал: мает газеты, блоки для разбавления текста и т.д.
Видеозаписи, аудиозаписи известных теле- и радиожурналистов.
Мультимедийные материалы: макеты газет.
Компьютерные программные средства: MSWord.
Материально-техническое обеспечение программы
Для проведения теоретических занятий необходима аудитория в соответствии с «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 2.4.4.3172-14
Для реализации данной программы необходимы следующие материально-технические средства:
ТСО: диктофоны, микрофоны, компьютер с программным обеспечением и доступом к сети «Интернет» или компьютерных девайсов (телефоны, ноутбуки, планшеты и т.д.), компьютерные колонки, цифровой фотоаппарат, цветной принтер, сканер, мультимедийный проектор.