kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные изобретатели»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа технической направленности "Юные изобретатели" для обучающихся начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные изобретатели»»

Информационная карта

Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Юные изобретатели»


1. Учреждение

МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки»

2. Название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные изобретатели»

3. Сведения об авторах:


3.1. Ф.И.О.,

должность

Белоусова Тамара Петровна,

педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:


4.4.1. Нормативная база

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция развития дополнительного образования детей

(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008;

4. Методические рекомендации по проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая

разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.);

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Устава МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки»

6. Приказ МО Саратовской области №1077 от 21.05.2019г. «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области»

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3.Направленность

техническая

4.4.4. Тип программы

общеразвивающая

4.4.5. Вид программы

модифицированная

4.4.6. Возраст учащихся

по программе

7- 10 лет

4.4.7.Продолжительность

обучения

9 месяцев


II. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ»


Пояснительная записка


Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности. Программа «Юные изобретатели» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует техническую направленность. Объединения «Юные изобретатели» являются наиболее удачной формой приобщения младших школьников к техническому творчеству. Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юные изобретатели» позволяет удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы детей, сформировать навыки деятельности на уровне практического применения, способствует формированию у учащихся преобразующего мышления, навыков проектной работы, знаний конструкторско-технологических процессов. Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Юные изобретатели» заключается в том, что она направлена на развитие самостоятельного технического творчества учащихся по созданию макетов и моделей несложных объектов, познавательного процесса у младших школьников, формирование политехнических знаний и умений. Занятия техническим творчеством – это путь к овладению техническими специальностями в жизни человека, развитие интереса к технике, конструкторской мысли. Занятия дают возможность учащимся участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их практического применения.

Творческая деятельность на занятиях в объединении «Юные изобретатели» позволят ребенку приобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическое благополучие, способствуют формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому, моделировать и конструировать модели зданий, транспорта, роботов, сувенирных изделий из бумаги, картона, природного, нетрадиционного материала, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основную терминологию, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения.

Уровень сложности заданий в данной программе варьируется в широком диапазоне. Это дает возможность, через индивидуальный подбор нагрузки, сделать каждую тему раздела посильной для учащихся разного уровня развития. Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого учащегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.

Занимаясь техническим творчеством, подрастающее поколение осваивает азы инженерной науки, приобретает необходимые умения и навыки практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед ними конструкторские задачи. Создавая модель самолета, корабля или ракеты, ребенок превращается в талантливого конструктора или изобретателя, учится.

Отличительными особенностями программы - являются интеграция разных техник технического творчества (конструирование, моделирование, аппликация, оригами, бумагопластика).  Применение и использование ИКТ при моделировании макетов, проведение экспериментов по исследованию различных материалов, способствуют овладению навыками познавательной, учебно – исследовательской, проектной деятельности, поиск новых технических решений, работы с технической литературой, Интернет-ресурсами.

Адресат программы - Комплектация состава объединения возможна из числа обучающихся начальных классов с 7 – 10 лет, состав групп – разновозрастной. Наличие в одной группе детей не только разного возраста, но и детей разного уровня подготовки и определяет выбор дифференцированного подхода на занятиях, использование не только групповой, но и мелкогрупповой работы, различных форм индивидуального сопровождения и взаимообучения. При такой организации учебно-воспитательного процесса новый материал всем дается на одну тему, которая предполагает разный характер заданий для каждого возраста и уровня обучающихся.

Возрастные особенности категории учащихся 7-10 лет.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Именно этот период определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Он знакомится с техническим творчеством. А потом сам решает интересно ему этот вид деятельности или нет. Сам выбирает дальнейшее направление, стоит ли ему дальше продолжать заниматься моделированием и конструированием технических объектов. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В программе заложено использование этой особенности при выполнении простых стилизованных композиций. Развивается чувство ответственности, сопричастность общему делу. В программе учитывается это через осуществление коллективных проектов.

Форма обучения: очная

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Типы проводимых занятий: комбинированные, практические, контрольные





Формы проведения занятий: творческая мастерская, презентация, практическое занятие, защита проектов, занятие – игра, выставка, викторина, беседа, акция, конкурс, открытое занятие.

Срок и объем освоения программы: Программа «Юные изобретатели» рассчитана на 9 месяцев,108 часов

Режим занятий: 3 занятия в неделю по 1 часу.

Рекомендуемый состав группы – от 12 - 15 человек. Прием детей в объединение производится на основании заявления от родителей (законных представителей)

Цель и задачи программы

Цель программы: Содействовать развитию у детей конструкторских способностей, технического мышления и творческого подхода к выполнению работ на занятиях объединения технической направленности.

Задачи:

Образовательные:

* изучить основные приемы, правила конструирования технических моделей из бумаги, картона, нетрадиционного материала, из геометрических фигур;

* формировать умения самостоятельной работы с использованием опорных схем, технологических карт, эскизов;

* расширить навыки организации и планирования работы;

Развивающие:

* развивать техническое мышление, творческую инициативу, элементы изобретательности и нестандартный подход к выполнению задач;

* развивать фантазию, воображение, творческие замыслы через практическую деятельность;

* развивать у детей мелкую моторику рук, глазомер, наблюдательность, пространственное представление, творческую смекалку;

Воспитательные:

*формировать коммуникативные качества через коллективную творческую деятельность, реализацию коллективных проектов;

* формировать адекватную самооценку через проявление себя в выставках, конкурсах, мероприятиях, подведении итогов деятельности;

* формировать устойчивый интерес к выбранному виду деятельности.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты учащиеся должны:

* владеть навыками общения в коллективе;

* проявлять устойчивый познавательный интерес, способность к самообучению, творческому поиску;

* проявлять силу воли, упорство в достижении цели;

* проявлять доброжелательное отношение к окружающим, чувство взаимоподдержки.

Метапредметные результаты:

* уметь контролировать и оценивать свою работу;

*реализация своих творческих замыслов, овладение основными трудовыми приемами;

* осуществлять поиск информации с использованием литературы и других источников.

Предметные результаты знать:

* основные сведения о роли и значении техники в нашей жизни;

* знать виды и свойства материалов, инструментов, используемых для конструирования и моделирования;

* основы технологии работы с бумагой, природным, нетрадиционным материалом;

*технологическую последовательность изготовления моделей, их оформление;

* правила безопасности труда, требования к организации рабочего места;

* необходимые термины.


Формы аттестации: Предварительная аттестация учащихся проводится в начале года в форме выполнения практического задания.

Промежуточная аттестация учащихся проводится в конце первого полугодия в форме контрольного практического занятия, выставка.

Используемые методы: тестирование, практическое задание, творческое задание, опрос, наблюдение, оценивание.


Итоговая аттестация проводится по окончании обучения по образовательной программе в следующих формах: итоговое занятие, защита творческих проектов, выставка.

Используемые методы: самостоятельная практическая работа, тестирование, наблюдение, опрос, оценивание.

Программа итоговой аттестации содержит методику проверки теоретических знаний учащихся и их практических умений и навыков (при любой форме проведения итоговой аттестации). Содержание программы итоговой аттестации определяется на основании содержания дополнительной образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в протоколах.


Учебный план дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Юные изобретатели»





Наименование модулей программы

Количество часов


Аудиторные

Не аудитор

ное

Всего

Формы аттестации/

контроля

теория

практи

ка


ДО

самостоят.

1.Введение в программу «Начальное техническое моделирование». Графическая подготовка.

2

9

0

0

11

Беседа-диалог, мини-выставка.

Самостоятельная работа с творческим заданием, контрольное занятие.

2.

Конструирование и моделирование из природного материала

3

15

0

0

18

Контрольное занятие, практическая работа с творческим заданием.

Выставка работ.

3.

Конструирование и моделирование из бумаги и картона

6

24

0

0

30

Выставка работ, защита творческих проектов.

4.

Конструирование и моделирование из нетрадиционного материала

6

26

0

0

32

Выставка работ, защита творческих проектов.

5.

Конструирование и моделирование из готовых деталей конструктора

3

12

0

0

15

Практическая работа, выставка

6.Итоговое занятие

0

2

0

0

2

Контрольное занятие


Всего часов

20

88

0

0

108




Содержание программы


1.Введение в программу «Юные изобретатели»


Графическая подготовка – 11 час

Теория: Задачи и содержание реализуемой программы. Презентация выставочных работ выпускников объединения технической направленности. Игра – квест «Корабль дружбы» на знакомство. Материалы и инструменты. Знакомство с терминологий. Правила организации рабочего места. Организационная работа в объединении. Техника безопасной работы.

Графическая подготовка:

Теория: Закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах: линейке, угольнике, циркуле. Их назначение и правила пользования. Линии чертежа: линия видимого контура, линии невидимого контура, линии сгиба, центровая линия (осевая), сплошная тонкая. Понятия диаметр, радиус.

Практическая работа

1. Упражнения на вычерчивание круга, разрезание его на части.

2. Изготовление часового циферблата с подвижными стрелками. Беседа «Все о часах».

Форма аттестации: Беседа-диалог, мини-выставка.

Самостоятельная работа с творческим заданием, контрольное занятие.


2.Конструирование и моделирование из природного материала – 18 час.

Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности; подготовка к экскурсиям.

«Окно в природу» - экскурсии, сбор природного материала, подготовка его к хранению. Знакомство с терминологией: гербарий, композиция, композиционный центр и др. Знакомство с технологией сбора, сушки и подготовки природного материала к работе.

Теория: Работа с сыпучими материалами (крупы, опилки). Работа с природным материалом растительного происхождения.

Практическая работа. Экскурсия в парк с целью сбора природных материалов. Коллаж «Осенний калейдоскоп», коллективный проект, композиций, поделок из природного материала разного происхождения. Коллективная итоговая работа - моделирование панно, с использованием всех известных материалов и техник (по выбору учащихся).

Форма аттестации: Контрольное занятие, практическая работа с творческим заданием. Анализ работ.

3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона – 30 час.

Вводное занятие: Закрепление знаний по правилам безопасной работы ножницами и шилом. Теория: Знакомство со свойствами и видами бумаги. Знакомство с терминологией: аппликация, мозаика, коллаж, оригами и др. Изучение различных техник работы с бумагой, картоном, салфеткой: клеевых и бесклеевых, плоскостных и объемных и др. Конструирование из бумаги и картона моделей путем сгибания. Оригами и киригами. Организация рабочего места. Правила резания ножницами (по прямой, кривой, вырезание отверстий), фальцевание линий сгиба. Прокалывание отверстий шилом. Способы соединения деталей технических поделок из бумаги и картона. Подвижные и неподвижные соединения (клей, заклепки из мягкой проволоки). Художественное оформление изделий из бумаги, картона с применением красок, карандашей, фломастеров. Оформление поделок в технике аппликации. Цветовое сочетание в оформлении работ. Расширение и углубление знаний о геометрических фигурах. Сопоставление формы окружающих предметов и их частей, а также частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами.

Практическая работа - Создание образа модели технического объекта по собственному замыслу путем манипулирования моделями геометрических тел из деталей, изготовленных по шаблонам и готовых упаковочных коробок. Моделирование паровоза с основной деталью котла – цилиндра, моделей вагонов на основе разверток из тонкого картона или плотной бумаги. Моделирование подарочной коробки. Конструирование моделей и макетов из разверток. Художественное оформление изделия. Моделирование автомобильного транспорта на основе разверток. Видоизменение развёрток по собственному замыслу. Познавательная беседа: «Необычные автомобили на наших дорогах», «Путешествие в страну дорожных знаков». Викторины по ПДД. Игры с поделками. Моделирование моделей самолетов, планеров. Познавательная беседа об истории развития воздушного транспорта. Соревнование на дальность полета. Игра «Перелет с планеты на планету». Солнечная система. Проект «Бумажная авиация». Объемные поздравительные открытки ко Дню защитника Отечества, 8-е Марта. Конкурсы на лучшую открытку. Проект моделирования новогодних игрушек. Моделирование игрушек из конусов: «Сказочный герой», «Рождественский ангел». Познавательная беседа о Рождестве. Панно ко дню Победы «Голубь мира». Моделирование куклы на основе конуса (по собственному замыслу).

Форма аттестации: выполнение практического задания, защита проекта, опрос, тестирование.


4. Конструирование и моделирование из нетрадиционного материала - 32час.

  • Вводное занятие. Теория: Инструменты, материалы, правила безопасной работы с ними. Основные приемы обработки конкретного материала. Расширение знаний о нетрадиционных материалах — тарный картон, упаковочные коробки различной величины и формы, пустые капсулы от киндер-сюрпризов, проволока, пенопласт. «Автотранспорт», «Роботы» их значение в хозяйстве и жизни человека. Классификация транспорта: наземный, воздушный, речной, железнодорожный. Воздушный транспорт. Самолет и его назначение. Основные части самолётов, их название и назначение. Военная техника, назначение. Водный транспорт, назначение.

Практическая работа: Моделирование из тарного картона сюжетной аппликации (методом наклеивания тонких полосок ребром). Моделирование сюжетных аппликаций в пустых коробках из-под конфет. Моделирование сказочных героев из пустых капсул от киндер-сюрпризов и проволоки. Моделирование сувениров по собственному замыслу. Занятие – фантазия. Изготовление из пенопласта лодочек с парусами. Художественное оформление изделия красками. Коллективные проекты: «Автотранспорт», «Город будущего», «Роботы». Моделирование игрушек – сувениров из пластикового бросового материала. Мини – проекты: «Сова», «Матрешка», «Цветы» и т.д. Конструирование с применением проволочного каркаса: лошадка, жираф, собачка. Коллективная тематическая композиция из разнообразных коробочек на тему: «Зоопарк».

Форма аттестации: выполнение практического задания, защита проекта, выставка, тестирование.


5. Конструирование и моделирование из готовых деталей конструктора – 15 час.

  • Теория. Познавательная беседа о русских изобретателях и конструкторах. Виды конструкторов. Знакомство с деталями Лего, их названиями, способами соединения. Знакомство с терминами: пластина, мостик, кнопочка, бочонок, кирпичик и т.д. Правила работы с «ЛЕГО» конструктором (работай с пособиями чистыми руками, не бери мелкие детали в рот, не уноси домой детали, работай в коллективе дружно, учись делиться с товарищами не только деталями, но и задумками, планом работы, по окончании работы приведи рабочее место в порядок). Город будущего. Виды крепежа. Устойчивость, прочность, симметричность, функциональность конструкций.
    Практическая работа. Игровая деятельность с конструктором. Игра «Исследователи кирпичиков». Конструирование домика своей мечты. Моделирование машин специального назначения, воздушного транспорта, кораблей, военной техники. Конструирование части объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу.

Форма аттестации: выполнение практического задания, защита проекта, опрос, тестирование.

5. Итоговое занятие Подведение итогов работы объединения за прошедший учебный год, рефлексия. Беседа о профессиях, связанных с изучением материала по вопросам технической направленности.


Формы аттестации

Исходя из поставленных цели и задач, спрогнозированных ре­зультатов обучения, разработаны следующие формы определения результативности усвоения программы: педагогические наблюдения за детьми в процессе работы, выполнение практического задания, защита проекта, выставка, тестирование, мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка обучающегося).


Критерии качества выполнения практической работы



1.Качество выполнения отдельных элементов

Низкий уровень

1 балл

Средний уровень

2 балла

Высокий уровень

3 балла

Детали сделаны с большим дефектом, не соответствуют образцу

Детали выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца

Детали выполнены аккуратно, имеют ровную поверхность, соответствуют эскизу


2. Качество готовой работы

Низкий уровень

1 балл

Средний уровень

2 балла

Высокий уровень

3 балла

Сборка отдельных элементов не соответствует образцу

Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить.

Работа выполнена аккуратно.

Композиционные требования соблюдены.



3. Организация рабочего места

Низкий уровень

1 балл

Средний уровень

2 балла

Высокий уровень

3 балла


Испытывает серьезные

затруднения при

подготовке рабочего места

Готовит рабочее место при

помощи педагога

Способен самостоятельно

готовить свое рабочее

место



4. Трудоемкость, самостоятельность

Низкий уровень

1 балл

Средний уровень

2 балла

Высокий уровень

3 балла


Работа выполнена под

контролем педагога, с

постоянными

консультациями. Темп

работы медленный.

Нарушена

последовательность

действий, элементы не

выполнены до конца.

Работа выполнена с

небольшой помощью

педагога. Темп работы

средний. Иногда

приходится переделывать,

возникают сомнения в

выборе последовательности

изготовления изделия.

Работа выполнена

полностью

самостоятельно. Темп

работы быстрый. Работа

хорошо спланирована,

четкая последовательность

выполнения.

5. Креативность


Низкий уровень

1 балл

Средний уровень

2 балла

Высокий уровень

3 балла


Изделие выполнено на

основе образца.

Технология изготовления

уже известна, ничего

нового нет.


Изделие выполнено на

основе образца с

разработкой своего.

Технология изготовления

на основе уже известных

способов, но внесено что-

то свое.

Изделие выполнено по

собственному замыслу. В

технологии изготовления

воплощены свои новые

идеи. Есть творческая

находка.


Контрольный лист ЗУНов


Ф.И.

К. 1

К. 2

К. 3

К. 4

К. 5

Средний балл









РАЗДЕЛ № 3 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

3.1.Методическое обеспечение программы «Юные изобретатели»



пп

Наименование модуля, тем

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие. Графическая подготовка.

Рассказ с элементами беседы.

Словесный, наглядный с использованием презентации

Анкетирование

Обсуждение, опрос

2

Конструирование и моделирование из природного материала

Экскурсия, беседа, рассказ, занятие с творческим заданием.

Комбинированное занятие с практической работой, занятие – мастерская.

Словесный, проектный – составление мини – проекта,

игровой, наглядно – демонстрационный, практический, с использованием презентации

Самостоятельная работа по выполнению творческого задания, выставка.

3

Конструирование и моделирование из бумаги и картона

Беседа, рассказ.

Комбинированное с практической работой.

Занятие в игровой форме, занятие – мастерская.

Словесный, наглядный с использованием презентации. Проектный – составление мини – проекта.

Игровой.

Практическая работа.

Коллективный анализ выставочных работ.

4

Конструирование и моделирование из пластика (бросового материала).

Рассказ с элементами беседы. Комбинированное занятие с практической работой, занятие – мастерская.


Словесный, наглядный с использованием презентации.

Наглядно – практический. Проектный – составление мини – проекта.

Игровой.

Самостоятельная работа по выполнению творческого задания, выставка

Обсуждение.


5

Конструирование и моделирование из готовых деталей конструктора

Рассказ с элементами беседы. Комбинированное занятие с практической работой.

Словесный, наглядный с использованием презентации.

Наглядно – практический.

Обсуждение.

Практическая работа. Выставка, анализ выполненной конструкции.


6

Итоговое занятие

Беседа

Словесный

Анкетирование, рефлексия.








В процессе реализации программы, воспитательно – образовательной работы с детьми планируется использование педагогических технологий: личностно – ориентированной, здоровьесберегающей, проектной, технологии коллективного творчества и других, которые будут способствовать лучшему освоению материала программы.

    • Реализация технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения, планируется через участие в выставках, конкурсах, культурно – массовых мероприятиях, занятиях, развитие фантазии, воображения. Воспитанники научатся выражать свои мысли и идеи в изготовлении изделий, доводить начатое дело до конца, реализовывать себя в творчестве, смогут воплотить свои фантазии и идеи в изделии.

    • Реализация технологии коллективного творчества, планируется через обучение и общение в группах, воспитанники научатся работать в группе, будут видеть, и уважать свой труд и труд своих сверстников, научатся давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других воспитанников.

    • Здоровьесберегающие технологии реализуются через проведение физкультминуток, динамических пауз, воспитанники научатся управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье.

    • Использование технологии проектной деятельности пройдет через планирование и организацию изготовления изделия, контроля трудовой деятельности, поиска путей решения поставленной задачи, работу с технологическими картами, схемами повышенной сложности, анализ задания.


    • Методы организации образовательного процесса: словесный (беседа, рассказ педагога, объяснение), наглядный (иллюстрации, демонстрации), практический метод (практические работы), аудиовизуальный (использование аудио- и видеоматериалов).


3.3. Условия реализации программы

Для проведения занятий необходимо иметь следующие материалы и оборудование: карандаши простые, гуашь акриловую, клей ПВА, альбомы, цветную бумагу, белый и цветной картон, циркуль, пластилин, конструктор, копировальную бумагу, салфетки, гофрированную бумагу, кисточки, грамоты, кусачки, шило, молоток, линейки, проволока, вата, картон, зубная паста, лак, природный, нетрадиционный материал.

Занятия по программе «Юные изобретатели» проводятся в отдельном кабинете, в котором имеется мебель, образцы разных поделок, моделей, сувениров, панно. Имеются действующая выставка творческих работ, информационный материал, видеоматериалы, шаблоны, схемы, технологические карты.

3.4. Информационное обеспечение

Для успешной реализации программы используются: проектор, экран,  ноутбук, интернет ресурсы организации: сайт, эл. почта.

3.5. Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

3.6. Оценочные материалы

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.

Инструментарий для выявления и оценки

результативности образовательной деятельности в объединении

Анкета «Мои интересы»

Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Меня зовут _________________________________________________

  2. Мне ____________________лет

  3. Я выбрал объединение ________________________________________

  4. Я узнал об этом объединении (нужное отметить):

  • Из газет, телепередачи;

  • От учителя;

  • От родителей;

  • От друзей;

  • Свой вариант ________________________________________________

5. Я пришел в объединение, потому что (нужное отметить):

  • Хочу заниматься любимым делом;

  • Надеюсь найти новых друзей;

  • Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают в школе;

  • Нечем заняться;

  • Свой вариант_________________________________________________


    1. Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):

  • Определиться с выбором интересной профессии;

  • С пользой проводить свое свободное время;

  • Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе, в жизни;

  • Свой вариант _____________________________________________



Тест - опросник «Мое мнение об объединении» (для обучающихся)

Самочувствие в объединении:

а) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;

б) есть отдельные друзья и товарищи, но далеко не все;

в) скорее здесь я одинок.


2. Отношение к объединению:

а) дорожу объединением;

б) не задумывался о значении объединения в моей жизни;

в) хотел бы перейти в другое объединение.


3. Наличие цели работы в объединении:

а) думаю, что в объединении проявляется забота о каждом учащемся, обо мне тоже;

б) считаю важным, что мы заботимся не только о благополучии учащихся, но и жителях микрорайонов;

в) не чувствую заинтересованности в моем благополучии.

4. Отношение к деятельности объединения:

а) в основном доволен работой объединения;

б) хотел бы внести существенные коррективы в деятельность объединения;

в) полагаю, что следует в корне изменить работу объединения.


5. Отношение к коллективным творческим делам:

а) в объединении проводятся КТД, и я в них почти всегда участвую;

б) хотелось бы чаще проводить КТД в объединении;

в) КТД нашему объединению не нужны.


6. Отношения в объединении:

а) согласен, что большинство учащихся объединения стремятся к общению со своими товарищами;

б) думаю, что дружба в объединении слабо проявляется, в основном дружат по группам;

в) полагаю, что дружба всех между собой в нашем объединении невозможна.

7. Творческое самовыражение:

а) доволен, что есть возможность проявить себя в объединении;

б) здесь, в объединении я открыл в себе некоторые способности и имею возможность в их развитии;

в) думаю, что во мне есть способности, о которых в объединении не знают.

Тест – опросник «Мое мнение об объединении» (для родителей)

1. Самочувствие в объединении:

а) мой ребенок чувствует себя в объединении в окружении друзей;

б) дружит только с отдельными ребятами;

в) часто чувствует себя одиноким в объединении.


2. Отношение к объединению:

а) ребенок дорожит объединением;

б) не задумывается о значении объединения в своей жизни;

в) хотел бы перейти в другое объединение.

3. Наличие целей работы в объединении:

а) думаю, что в объединении заботятся о моем ребенке;

б) объединение помогает не только ученикам, но и окружающим людям;

в) не чувствую особой заботы о моем ребенке в объединении.

4. Отношение к деятельности объединения:

а) в основном доволен воспитательной работой в объединении;

б) я бы внес существенные коррективы в работу объединения;

в) полагаю, что надо в корне изменить работу в объединении.

5. Отношение к КТД:

а) положительно отношусь к КТД в объединении;

б) пусть чаще проводятся интересные КТД в объединении;

в) КТД нашему объединению не нужен.


6. Общение в объединении:

а) думаю, что большинство учеников настроены на дружеское общение со всеми

ребятами в объединении;

б) дружат в основном по группам;

в) полагаю, что дружба всех в объединении невозможна.

7. Творческое самовыражение:

а) в объединении есть возможность проявить себя моему ребенку;

б) мой ребенок выявил в себе способности и имеет возможность их

удовлетворить в объединении;

в) мой ребенок имеет свои интересы, способности, но в объединении их не замечают.


Критерии оценки работ учащихся (качество выполнения технологических операций)

3балла – высокий уровень

  1. умеет правильно анализировать изделие, составлять план предстоящей работы, выполнять расчет затрат материала на изделие;

  2. понимает термины и названия, изучаемые в объединении;

  3. правильно работает с инструментами и приспособлениями, соблюдает технику безопасности;

  4. рационально организует свое рабочее место, аккуратно работает над моделью, экономно расходует материал;


  1. знает элементарные свойства материалов и умеет их применять;

  2. четко и грамотно выполняет разметку на материалах при помощи шаблонов и инструментов;

  3. работу выполняет самостоятельно, не допуская ошибок;

  4. изделие хорошего качества, аккуратное, выполнено с соблюдением технологии.


2 балла - средний уровень

  1. умеет правильно анализировать изделие, составлять план предстоящей работы, выполнять расчет затрат материала на изделие;

  2. понимает термины и названия, изучаемые в объединении;

  3. правильно работает с инструментами и приспособлениями, соблюдает технику безопасности;

  4. рационально организует свое рабочее место, но не аккуратно работает над моделью, не экономно расходует материал;

  5. знает элементарные свойства материалов и умеет их применять;

  6. четко и грамотно выполняет разметку на материалах при помощи шаблонов и инструментов;

  7. работу выполняет самостоятельно, но допускает единичные ошибки;

  8. изделие хорошего качества, но содержит небольшие дефекты


1 балл – низкий уровень

  1. затрудняется в проведении анализа изделия, в составлении плана предстоящей работы, выполнении расчета затрат материала на изделия;

  2. понимает термины и названия, изучаемые в объединении;

  3. правильно работает с инструментами и приспособлениями, соблюдает технику безопасности;

  4. не рационально организует свое рабочее место, не аккуратно работает над моделью, не экономно расходует материал;

  5. плохо знает элементарные свойства материалов;

  6. затрудняется в выполнении разметки на материалах при помощи шаблонов и инструментов;

  7. при выполнении работы часто обращается за помощью к руководителю, допускает единичные ошибки;

  8. изделие среднего качества, содержит грубые дефекты.





РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ

предварительной, промежуточной, итоговой

оформляются протоколом по форме:

ПРОТОКОЛ

проведения _______ аттестации воспитанников

МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки» в объединении технической направленности «Юный изобретатель»

за 201_ / 201_учебный год


Объединение: «Юные изобретатели»

Образовательная программа и срок ее реализации: «Юные изобретатели» , 1 год

Кол-во воспитанников в группе: 12

Год обучения: первый



Дата проведения аттестации:

Форма проведения: наблюдения, выставка, оценка работ по критериям, беседа

Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий)



Фамилия, имя ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1



+




Всего аттестовано - --- воспитанников объединения, из них по результатам аттестации: имеют высокий уровень – ---чел., средний уровень - -- чел., низкий уровень – -- чел., или ---% - с высоким уровнем; ----% - со средним уровнем; ----% - с низким уровнем.


Группа критериев личностного развития воспитанников

1. Нравственная воспитанность учащихся


  • Отношение к другим людям: эмпатийность, тактичность, отзывчивость, принципиальность.

  • Отношение к деятельности: инициативность, добросовестность, исполнительность.

  • Отношение к себе: самокритичность


2. Компетентность социального взаимодействия

  • Активная жизненная позиция;

  • Сформированность навыков работы в группе.

  • Способность конструктивно решать конфликтные ситуации

  • Легко включается в общественно полезную социальную деятельность, в коллективно-творческие дела.

  • Демонстрация модели поведения, способствующей стабилизации благоприятного микроклимата в образовательной среде.

  • Наличие навыков конструктивного управления разного рода конфликтами

3. Готовность подростков к выбору профессии

  • Осознанное отношение к выбору профессии

  • Определение с выбором профессии




Фамилия, имя ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1






Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., Игрушки из бумаги – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003 г.

  2. Барта Ч., 200 моделей для умелых рук. - СПб.: «Сфинкс» СПб. – 1997 г.

  3. Выгонов В.В. Летающие модели. 1-4 классы. - М.: Экзамен, 2014. – 95с.

  4. Выгонов В.В. Технология. Изделия из бумаги. 1-4 классы.- М.: Экзамен, 2013. – 95с.

  5. Гальянц Э.К., Базин И.Я., Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991 г

  6. Докучаева Н., Игрушки из бумаги и картона, СПб.: «Кристалл»; «Валери» СПб.- 1997

  7. Журавлёва Т.М. Начальное техническое моделирование. // Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ «Техническое творчество учащихся». -М.: Просвещение, 1995. -160 с.

  8. Крылова О.Н. Поурочные разработки по трудовому обучению. 3 класс. Учебное пособие/О.Н.Крылова, Л.Ю. Самсонова. – М.; 2008. - 270с.

  9. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир: Методические рекомендации к учебнику по технологии. 3 класс., 2004-80 с.

  10. Кристанини ди Фидио Дж., Беллини Страбелло В. Фантазии из проволоки – М.: Мой мир, 2008. - 64 с.: ил.

  11. Программа «Техническое творчество учащихся» - М.: Просвещение, 1995.

  12. Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах, 1988. – 160 с.: ил.


Литература, рекомендуемая для детей по данной программе:

  1. Журнал: Оригами искусство складывание из бумаги, №4 (14) июль-август 1998г., -64с.

  2. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами/ Сержантова Т.Б.: М.: 2006. -208с.:

  3. Соколова С. Сказки из бумаги., 1998.- 224.

  4. «Лего. Энциклопедия фактов», изд – во АСТ, 2017г, 240 стр.

  5. «Что? Зачем? Почему? Город, машины, улицы, дома» энциклопедия 2017г.

  6. Уроки детского творчества. Перевод: Пронина Л. Редактор: Дюмина Г., Москва 1999

  7. Интернет ресурсы:

https://www.google.ru/search Поделки из бумаги.

http://www.podelki-rukami-svoimi.ru Поделки своими руками.

https://www.google.ru Поделки из бумаги своими руками. Поделки в технике квилинг и оригами. Поделки к 23 февраля. Поделки машинки своими руками. Поделки самолеты из бумаги. Поделки из бумаги на новый год. Поделки из бросового материала.

Приложение



Тесты


В какой строке перечислены объёмные фигуры:

  1. призма, куб, пирамида;

  2. прямоугольник, квадрат, треугольник;

  3. пирамида, призма, треугольник

В какой строке дано определение понятия «конструкция»:

  1. способность материала изгибаться, гнуться и сохранять изогнутую форму;

  2. схема устройства и работы машины, сооружения, а также сами машины и сооружения;

  3. свойство материала не разрушаться.

Какое понятие дано в следующем определении: «Расстояние от центра до любой точки окружности»:

  1. чертёж;

  2. модель;

  3. радиус.

Найди правильное высказывание.

  1. Замысел рождается из образа.

  2. Образ рождается из замысла.

  3. Сначала необходимо подобрать материалы и инструменты, а затем продумать свой замысел.


Тест на тему «Природные материалы» «Закончи предложение»

  1. Природные материалы по происхождению делятся на три группы:

а) материалы растительного происхождения.. ..(листья, цветы, ветки корни)

б) материалы животного происхождения (кожа, яичная скорлупа, перо)

в) материалы минерального происхождения ..(песок, камни, ракушки)

  1. Работа над композицией нужно начинать с (эскиза)

  2. Цвета по оттенкам и светлоте разделяются на два вида (холодные и теплые)

«Пронумеруй правильно последовательность выполнения аппликации, композиции»

а) Последовательно наклей материал по рисунку. (2)

б) Нарисовать эскиз на картоне. (1)

в) Положить под пресс. (4)

г) Разместить на картоне листья, цветы (как будет выглядеть аппликация)

«Дай название разным техникам в искусстве»



Работа с природными материалами

  1. Укажи, что относится к природным материалам:

а) листья; б) желуди; в) цветы; г) бумага; д) плоды; е) семена; ж) кора; з) ткань;и) глин а.

  1. Как правильно вести себя во время сбора природных материалов?

а) Не ломать деревья; б) не мусорить; в) громко разговаривать; г) не рвать редкие растения.

  1. Чем отличаются хорошо высушенные листья от недосушенных? а) легко ломаются; б) не ломаются.

  2. Почему для сушки листьев используют газетную бумагу? Потому что... а) Она хорошо впитывает влагу; б) для удобства.

  3. Что ты понимаешь под "аппликацией"?

а) выравнивание; б) способ создания изображений, когда на бумагу, ткань или другую основу накладывают и приклеивают разноцветные части композиции из ткани, бумаги, цветов, листьев, семян и других материалов.

  1. Определи порядок сушки цветов и листьев:

а) накрой газетами и положи сверху груз; б) отбери яркие, не засохшие цветы и листья; в) положи их на газету, расправь; г) через несколько дней разложи их в папки.

  1. Каков порядок выполнения аппликации из листьев?

а) Приклей; б) нарисуй эскиз; в) составь композицию; г) подбери материалы; д) закрой листом бумаги и положи сверху груз.

  1. Как называется предварительный набросок? а) Эскиз; б) аппликация; в) сюжет.

  2. Как называется складывание частей изображения на листе бумаги? а) Эскиз; б) аппликация; в) композиция.

  3. Что такое фон?

а) Основной цвет бумаги, на который приклеиваются детали композиции; б) цветовая гамма.

  1. Мастер, делающий посуду из глины - это: а) гончар; б) архитектор; в) скульптор; г) повар.

  2. Какими свойствами обладает глина?

а) Поддается лепке в сыром виде; б) затвердевает при просушке; в) пластичностью (мягкостью); г) хорошо впитывает воду.

  1. Что такое муляж?

а) Копия предмета; б) скелет предмета; в) слепок, точно передающий форму предмета.

  1. Выбери инструменты для работы с глиной и пластилином:

а) посуда с водой; б) стеки; в) подкладная доска; г) катушечные нитки.

  1. Пластилин - это:

а) природный материал; б) материал, созданный человеком.

  1. Что входит в подготовительный этап при работе с пластилином?

а) Выбор формы изделия; б) определение количества деталей, из которых состоит изделие; в) выбор цвета; г) лепка самого изделия.

  1. Перечисли приспособления при работе с глиной, пластилином:


а) подкладная доска; б) катушечные нитки; в) стеки; г) тряпочки.

  1. Продолжи пословицу: "Не боги горшки обжигают, а...": а) ... мастера; б) ... печи; в) ... солнце.















Практическое задание «провести опыты с бумагой и изучить её свойства»

ОПЫТ 1 Прозрачна ли бумага? Бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.

ОПЫТ 2 Прочная ли бумага? Тонкая бумага легко рвется во всех направлениях. Толстая бумага рвется с небольшим усилием.

ОПЫТ 3. Трудно ли разрезать бумагу? Любая бумага легко режется ножницами. ОПЫТ 4. Мнется ли бумага? Любая бумага легко сминается. Я сминал бумагу в шар. Чем толще бумага, тем больше получился размер бумажного шара.

ОПЫТ 5. Легко ли складывать бумагу? Любая бумага легко сминается. Я сминал бумагу в шар. Чем толще бумага, тем больше получился размер бумажного шара. ОПЫТ 6. Промокает ли бумага? Любая бумага промокает. После намокания она теряет форму. Берегите книги от воды!!!

ОПЫТ 7. Горит ли бумага? Бумага очень быстро загорается и быстро сгорает.

Не кладите бумажные предметы около газовой плиты - может случиться пожар!!!


    1. Какие виды бумаги ты знаешь?

  1. наждачная Б) писчая

  2. шероховатая Г)обёрточная Д) толстая Е) газетная

  • Выбери инструменты при работе с бумагой:

  1. ножницы Б) игла

  2. линейка Г) карандаш

  • Что нельзя делать при работе с ножницами?

  1. держать ножницы острыми концами вниз

Б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями

  1. передавать их закрытыми кольцами вперед

Г) пальцы левой руки держать близко к лезвию Д) хранить ножницы после работы в футляре

  • Для чего нужен шаблон?

а) чтобы получить много одинаковых деталей

б) чтобы получить одну деталь

  • На какую сторону бумаги наносить клей?

А)лицевую

Б) изнаночную

  • Для чего нужен подкладной лист?

А) для удобства

Б) чтобы не пачкать стол

  • На деталь нанесли клей. Что нужно сделать раньше?

А) сразу приклеить деталь на основу

Б) подождать, пока деталь слегка пропитается клеем

  • Чтобы выгнать излишки клея и пузырьки воздуха, ты кладешь сверху:

  1. чистый лист бумаги Б) Ладошку

  2. салфетку

  • Какие виды разметки ты знаешь?

  1. по щаблону Б)сгибанием

  2. сжиманием Г) на глаз

Д) с помощью копировальной бумаги

  • При разметке симметричных деталей применяют:

А) шаблон половины фигуры

Б) целую фигуру

Чтобы вырезать симметричную фигуру, ты:

А) не разворачиваешь лист

Б) разворачиваешь лист




  1. Несется и стреляет, ворчит скороговоркой.

  2. Трамваю не угнаться за этой тараторкой. (Мотоцикл.)

  3. Бывает ли у дождика четыре колеса?

Скажи, как называются такие чудеса. (Поливальная машина.)

  1. Братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Локомотив и вагоны.)

  1. Он в безбрежном океане туч касается крылом.

Развернется - под лучами отливает серебром. (Самолет.)

  1. Под водой железный кит. Днем и ночью кит не спит.

Днем и ночью под водой охраняет мой покой. (Подводная лодка.)

  1. Сам вагон открыл нам двери,

В город лестница ведет.

Мы глазам своим не верим:

Все стоят, она идет. (Эскалатор в метрополитене.)





Загадки











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные изобретатели»

Автор: Белоусова Тамара Петровна

Дата: 09.02.2020

Номер свидетельства: 538930

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства