kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая программа для детей с легкой умственной отсталостью 1 вариант по речевой практике 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на детей с лёгкой умственной отсталостью по речевой практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для детей с легкой умственной отсталостью 1 вариант по речевой практике 2 класс»

МБОУ Салтановская СОШ





Утверждена приказом

МБОУ Салтановская СОШ

______ от « ___»августа 2021 года



АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по речевой практике

для 2 класса

с легкой умственной отсталостью (вариант 1)

на 2021 – 2022 учебный год





Составлена

учителем начальных классов:

Никулиной Н.А..

Рассмотрена на заседании

МС МБОУ Салтановская СОШ

Протокол № _____ от «___» ______________ 2021 года

Руководитель _____________ Васько С.В.



2021 год



1. Планируемые результаты изучения курса

Личностные и предметные результаты.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность природы - основывается на любви к природе, бережному отношению к ней человека через тексты художественных произведений.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для формирования эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества- как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

- Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к

обучению и познанию и отражают умения:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как

хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Результатами изучения курса «речевая практика» является формирование базовых учебных действий (БУД).

Регулятивные БУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Познавательные БУД:

- ориентироваться в учебнике;

- отвечать на поставленные учителем вопросы по тексту, иллюстрации;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты по иллюстрациям.

Коммуникативные БУД:

- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения);

- слушать и понимать речь других;

- осознанно, правильно читать текст целыми словами;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметным результатом изучения курса «речевая практика» является сформированность следующих умений:

-умение называть, характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные

свойства;

-умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

-умение связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых
слов;

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание тем учебного курса состоит из следующих разделов:

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций. Выполнение словесных инструкций. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения.

Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.

Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это …».

Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.

Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».

Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).

Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения, одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

Уровни усвоения

Минимальный уровень:

- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач

Достаточный уровень:

- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя

соответствующие этикетные слова и выражения;

- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план



































2.Содержание  учебного предмета «Речевая практика» во 2  классе



№ раздела и темы

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Практическая часть

1

Добро пожаловать.

4



2

История о лете.

4



3

Играем в сказку «Три поросёнка»

3



4

Расскажи мне о школе.

4

1


5

Вспомним любимые сказки.

3



6

Алло! Алло!

4



7

С днём рождения.

4



8

Новогодняя сказка.

3



9

Новогодний карнавал.

3

1


10

Дежурство.

4



11

У меня есть щенок.

4



12

Пошли в столовую.

4



13

«Красная Шапочка».

4



14

Я поздравляю тебя!

4

1


15

Я записался в кружок!

4



16

Вспоминаем любимые сказки.

4



17

Скоро лето!

4



18

Поклонимся памяти героев.

4

1



ИТОГО:

68





3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



план

Название раздела

(кол-во часов)

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План


Факт







Добро пожаловать!4ч









1

Добро пожаловать!

1






2

У нас новый ученик.

1






3

Кто нас лечит и кормит

1






4

Правила для школьника.

1

15.09







История о лете.4ч.







5

Истории о лете .

1






6

Истории о лете .

1






7

Я расскажу вам, где отдыхал

1






8

Я расскажу вам, где отдыхал

1

29.09






 «Три поросенка».3 ч.







9

Знакомство со сказкой  «Три поросенка».

1






10

Инсценировка сказки «Три поросенка»

1

13.10





11

Инсценировка сказки «Три поросенка».

1







Расскажи мне о школе.4 ч.







12

Дежурим с другом (подругой)

1






13

«Ура! Перемена!»

1

10.11





14

Дружат в нашем классе девочки и мальчики

1






15

Наш товарищ заболел. Творческая работа №1

1







Вспоминаем любимые сказки.3 ч.







16

Знакомство со сказкой  «Три медведя».

1






17

Знакомство со сказкой  «Три медведя».

1






18

Инсценировка сказки «Три медведя».

1

24.11






Алло! Алло!4 ч.







19

Я звоню себе домой.

1





20

Я звоню себе домой.

1





21

Я звоню в экстренные службы.

1

08.12




22

Я звоню в экстренные службы.

1






С Днём рождения.4 ч.








23

Мы в гостях на день рождении .

1






24

День рождения! Знакомимся с гостями .

1

22.12





25

День рождения!

Провожаем гостей .

1






26

Накрываем на стол.

1







Новогодняя сказка.3 ч.







27

Новогодние чудеса.

1






28

 Новогодние чудеса.

1

19.01





29

Новогодние поздравления.

1







Новогодний карнавал.3 ч.






30

Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесённых учителем).

1





31

Новогодние приглашения.

1





32

Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?».Творческая работа №2.

1

28.12








Дежурство . 4 ч.









33

Мы дежурные.Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя).

1








34

Мы дежурные. Конструирование возможных реплик в диалогах: просьба, предложение, отказ, согласие.

1

02.02







35

Я правильно одеваюсь.

1








36

Я правильно одеваюсь.

1









У меня есть щенок.4 ч.









37

Конструирование предложений на тему «У меня появился щенок!»

1








38

Составление рассказа-описания, игра «Узнай моего питомца

1

16.02







39

Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок»

1








40

У меня есть щенок!

1









Пошли в столовую !4 ч.









41

Введение в тему (беседа с опорой на личный опыт

обучающихся, сюжетные картинки).

1








42

. Конструирование возможных диалогов в столовой:

распределение обязанностей дежурных, выбор (покупка) блюда.

1








43

Моделирование диалогов. Ролевые игры по теме.

1








44

Составление рассказа по теме «Наша столовая» .Ролевые игры по теме.

1

16.03








«Красная Шапочка».4 ч.









45

Знакомство со сказкой  «Красная Шапочка».

1








46

Знакомство со сказкой  «Красная Шапочка».

1








47

Инсценировка сказки «Красная Шапочка».

1








48

Инсценировка сказки «Красная Шапочка».

1

06.04








Я поздравляю тебя ! 4 ч.









49

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем).

1








50

Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата.

1

20.04








51

Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. Творческая работа №3.

1








52

Создание видео-поздравления .

1









Я записался в кружок!4 ч.









53

Конструирование возможных реплик-обращений в ситуации записи в кружок.

1








54

Составление предложений о занятиях в кружках и секциях (с опорой на иллюстрации, игра «Живое предложение» и др.).

1








55

Составление рассказов о занятиях в кружках и секциях (с опорой на план: вопросный, схематический, картинный).

1








56

Я иду в кружок. Кто со мной?

1









Вспоминаем любимые сказки.4 ч.









57

Введение в тему ситуации (беседа, работа с иллюстрацией, отгадывание загадки, «звуковое письмо» и др.).

1








58

Актуализация содержания сказки ( пересказ с опорой на иллюстрации).

1








59

Закрепление содержания сказки .

1








60

Инсценирование сказки.

1









Скоро лето! 4 ч









61

Введение в ситуацию .

1








62

Подготовка к составлению рассказов по теме ситуации.

1








63

Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок.

1








64

Беседа «Любимые занятия».

1

04.05








Поклонимся памяти Героев.4 ч.









65

Введение в ситуацию.

1








66

Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией.

1

18.05







67

Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. Творческая работа №4.

1








68

Создание видео-поздравления ветеранам.

1


















Контрольно- измерительные материалы по устной речи, 2 класс

Творческая работа №1

1 четверть

  1. Проговори скороговорку медленно и быстро.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

  1. Найди пару каждому слову. Назови в них разные буквы.
    Коса, рак, вечер, коза, мак, булка, ветер, белка.



  1. Подбери нужные предлоги (в, на, по, у)

Лось …. лесу.

Белка …. ёлке.

Машина едет … дороге.

Ученик стоит … парты.

  1. Определи по картинке выражение лица:

ГРУСТНОЕ ЗЛОЕ ВЕСЁЛОЕ

  1. Доскажи слово. Для чего нужны разные части тела?

Ушами мы ……, носом ….., глазами …….., ногами ….., руками ……..













Творческая работа №2

2 четверть

  1. Проговори скороговорку медленно и быстро. Назови, какой звук повторяется?

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

  1. Назови слова действия по картинке.

  2. Назови признаки предметов (величина, цвет, форма, вкус)

  1. Отгадай по признакам предмет.

Зелёный, овальный, сочный.

Серый, зубастый, голодный, злой.

Белый, пушистый, холодный.















Творческая работа №3

3 четверть

  1. Проговори скороговорки медленно и быстро. Назови, какой звук повторяется?

У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.



  1. Назови «вежливые» слова для приветствия.



  1. Определи по картинке выражение лица:



УДИВЛЁННОЕ СЕРДИТОЕ РАДОСТНОЕ



  1. Назови слово.

Дом из двух этажей какой?Из пяти этажей?

Дом из дерева какой? Из кирпича? Из камня?

  1. Расположи картинки к сказке «Красная шапочка» последовательно.



Творческая работа №4

4 четверть

  1. Проговори скороговорки медленно и быстро. Назови, парные звонкие и глухие согласные.

Пирожки и булочки для Пети, Бори, Юрочки.

Куры и гуси клюют горох у Маруси.



  1. Назови «вежливые» слова для прощания.



  1. Соотнеси картинку с предложением.

Дети лепят снеговика. Дети слепили снеговика. Дети слепили снегурочку. Дети вылепили во дворе снегурочку.



  1. Скажи ласково: нож, ложка, вилка, тарелка, кастрюля, чашка.

  2. Сравни предметы. Доскажи слово.

Грач – крупная птица, а воробей ……

Волк серый, а лиса….

У лисы хвост длинный, а у зайца……

Апельсин сладкий, а лимон …..

  1. Определи настроение у мальчика.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Никулина Нина Анатольевна

Дата: 27.10.2021

Номер свидетельства: 589733


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства