Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для детей с легкой умственной отсталостью 1 вариант по речевой практике 2 класс»
МБОУ Салтановская СОШ
Утверждена приказом
МБОУ Салтановская СОШ
№______ от « ___»августа 2021 года
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по речевой практике
для 2 класса
с легкой умственной отсталостью (вариант 1)
на 2021 – 2022 учебный год
Составлена
учителем начальных классов:
Никулиной Н.А..
Рассмотрена на заседании
МС МБОУ Салтановская СОШ
Протокол № _____ от «___» ______________ 2021 года
Руководитель _____________ Васько С.В.
2021 год
1. Планируемые результаты изучения курса
Личностные и предметные результаты.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность природы - основывается на любви к природе, бережному отношению к ней человека через тексты художественных произведений.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для формирования эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества- как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
- Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к
обучению и познанию и отражают умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Результатами изучения курса «речевая практика» является формирование базовых учебных действий (БУД).
Регулятивные БУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
Познавательные БУД:
- ориентироваться в учебнике;
- отвечать на поставленные учителем вопросы по тексту, иллюстрации;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты по иллюстрациям.
Коммуникативные БУД:
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения);
- слушать и понимать речь других;
- осознанно, правильно читать текст целыми словами;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметным результатом изучения курса «речевая практика» является сформированность следующих умений:
-умение называть, характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные
свойства;
-умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
-умение связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание тем учебного курса состоит из следующих разделов:
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций. Выполнение словесных инструкций. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения.
Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это …».
Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения, одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Уровни усвоения
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя
соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план
2.Содержание учебного предмета «Речевая практика» во 2 классе
№ раздела и темы
Наименование разделов и тем
Учебные часы
Контрольные работы
Практическая часть
1
Добро пожаловать.
4
2
История о лете.
4
3
Играем в сказку «Три поросёнка»
3
4
Расскажи мне о школе.
4
1
5
Вспомним любимые сказки.
3
6
Алло! Алло!
4
7
С днём рождения.
4
8
Новогодняя сказка.
3
9
Новогодний карнавал.
3
1
10
Дежурство.
4
11
У меня есть щенок.
4
12
Пошли в столовую.
4
13
«Красная Шапочка».
4
14
Я поздравляю тебя!
4
1
15
Я записался в кружок!
4
16
Вспоминаем любимые сказки.
4
17
Скоро лето!
4
18
Поклонимся памяти героев.
4
1
ИТОГО:
68
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ план
Название раздела
(кол-во часов)
Тема урока
Кол-во часов
Дата
План
Факт
Добро пожаловать!4ч
1
Добро пожаловать!
1
2
У нас новый ученик.
1
3
Кто нас лечит и кормит
1
4
Правила для школьника.
1
15.09
История о лете.4ч.
5
Истории о лете .
1
6
Истории о лете .
1
7
Я расскажу вам, где отдыхал
1
8
Я расскажу вам, где отдыхал
1
29.09
«Три поросенка».3 ч.
9
Знакомство со сказкой «Три поросенка».
1
10
Инсценировка сказки «Три поросенка»
1
13.10
11
Инсценировка сказки «Три поросенка».
1
Расскажи мне о школе.4 ч.
12
Дежурим с другом (подругой)
1
13
«Ура! Перемена!»
1
10.11
14
Дружат в нашем классе девочки и мальчики
1
15
Наш товарищ заболел. Творческая работа №1
1
Вспоминаем любимые сказки.3 ч.
16
Знакомство со сказкой «Три медведя».
1
17
Знакомство со сказкой «Три медведя».
1
18
Инсценировка сказки «Три медведя».
1
24.11
Алло! Алло!4 ч.
19
Я звоню себе домой.
1
20
Я звоню себе домой.
1
21
Я звоню в экстренные службы.
1
08.12
22
Я звоню в экстренные службы.
1
С Днём рождения.4 ч.
23
Мы в гостях на день рождении .
1
24
День рождения! Знакомимся с гостями .
1
22.12
25
День рождения!
Провожаем гостей .
1
26
Накрываем на стол.
1
Новогодняя сказка.3 ч.
27
Новогодние чудеса.
1
28
Новогодние чудеса.
1
19.01
29
Новогодние поздравления.
1
Новогодний карнавал.3 ч.
30
Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесённых учителем).
1
31
Новогодние приглашения.
1
32
Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?».Творческая работа №2.
1
28.12
Дежурство . 4 ч.
33
Мы дежурные.Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя).
1
34
Мы дежурные. Конструирование возможных реплик в диалогах: просьба, предложение, отказ, согласие.
1
02.02
35
Я правильно одеваюсь.
1
36
Я правильно одеваюсь.
1
У меня есть щенок.4 ч.
37
Конструирование предложений на тему «У меня появился щенок!»
1
38
Составление рассказа-описания, игра «Узнай моего питомца
1
16.02
39
Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок»
1
40
У меня есть щенок!
1
Пошли в столовую !4 ч.
41
Введение в тему (беседа с опорой на личный опыт
обучающихся, сюжетные картинки).
1
42
. Конструирование возможных диалогов в столовой:
распределение обязанностей дежурных, выбор (покупка) блюда.
1
43
Моделирование диалогов. Ролевые игры по теме.
1
44
Составление рассказа по теме «Наша столовая» .Ролевые игры по теме.
1
16.03
«Красная Шапочка».4 ч.
45
Знакомство со сказкой «Красная Шапочка».
1
46
Знакомство со сказкой «Красная Шапочка».
1
47
Инсценировка сказки «Красная Шапочка».
1
48
Инсценировка сказки «Красная Шапочка».
1
06.04
Я поздравляю тебя ! 4 ч.
49
Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем).
1
50
Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата.
1
20.04
51
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. Творческая работа №3.
1
52
Создание видео-поздравления .
1
Я записался в кружок!4 ч.
53
Конструирование возможных реплик-обращений в ситуации записи в кружок.
1
54
Составление предложений о занятиях в кружках и секциях (с опорой на иллюстрации, игра «Живое предложение» и др.).
1
55
Составление рассказов о занятиях в кружках и секциях (с опорой на план: вопросный, схематический, картинный).
1
56
Я иду в кружок. Кто со мной?
1
Вспоминаем любимые сказки.4 ч.
57
Введение в тему ситуации (беседа, работа с иллюстрацией, отгадывание загадки, «звуковое письмо» и др.).
1
58
Актуализация содержания сказки ( пересказ с опорой на иллюстрации).
1
59
Закрепление содержания сказки .
1
60
Инсценирование сказки.
1
Скоро лето! 4 ч
61
Введение в ситуацию .
1
62
Подготовка к составлению рассказов по теме ситуации.
1
63
Моделирование диалогов на основе сюжетных картинок.
1
64
Беседа «Любимые занятия».
1
04.05
Поклонимся памяти Героев.4 ч.
65
Введение в ситуацию.
1
66
Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией.
1
18.05
67
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. Творческая работа №4.
1
68
Создание видео-поздравления ветеранам.
1
Контрольно- измерительные материалы по устной речи, 2 класс
Творческая работа №1
1 четверть
Проговори скороговорку медленно и быстро.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Найди пару каждому слову. Назови в них разные буквы. Коса, рак, вечер, коза, мак, булка, ветер, белка.