Данное мероприятие предназначено для учащихся 5 -6 классов в рамках кружковой деятельности с целью воспитания у детей здорового образа жизни, углубления знаний о лекарственных растениях. В ходе мероприятия ребята узнают информацию об истории лекарственных трав, отгадывают загадки о лекарственных растениях, их полезных свойствах. Дети разыгрывают сценку о равнодушной девочке, на помощь которой приходят лекартсвенные травы. Доктор Пилюлькин проводит для ребят практикум, на котором знакомит ребят со способами лечения и профилактики простудных заболеваний. Ребята составляют памятку сбора лекарственных трав, отгадывают кроссорд по теме. В заключени мероприятия все угощаются ароматным полезным фиточаем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Руководитель кружка: Новик Олеся Алексеевна, учитель биологии.
Познавательное занятие «Зелёная аптека»
Цель: воспитание у детей основ здорового образа жизни, углубить знания о лекарственных растениях. Задачи: Образовательные
Закрепить и обобщить знания о лекарственных растениях, о лечебных свойствах лекарственных растений; правилах сбора растений; об использовании их в целях оздоровления.
совершенствовать умения решать проблемные ситуации, создавать условия для использования на практике информации, полученной от организованной деятельности; расширять границы своего опыта, обогащать восприятия мира.
Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям, поощрять самостоятельность суждений.
Планируемые результаты:
Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе и основ здорового образа жизни, оценивать собственный вклад в работу группы.
Метапредметные.
Познавательные:формировать умение осуществлять сравнение, группировать и выделять общее и различное, формировать умение поиска информации в учебнике и дополнительном тексте, наблюдать и делать простейшие выводы.
Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения познавательных задач, готовность слушать и вести диалог, отвечать на простые и сложные вопросы, признавать существование различных точек зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельности
Предметные:знание лекарственных растений, умение находить лекарственные растения на рисунках; формирование представлений о значении лекарственных растений в жизни человека; знание правил сбора лекарственных растений; умение приводить примеры рецептов народной медицины на основе лекарственного растения.
Тип занятия: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер,мультимедийная презентация по теме занятия, раздаточный материал для работы в группах, рецепты народной медицины, костюмы участников.
Конспект занятия
Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались с вами на очередном занятии экологического кружка «Родничок». Послушайте стихотворение, которое приготовила Альбина:
Ученик. Если кто-то простудился, голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться, значит, в путь - на огород.
С грядки мы возьмём микстуру, за таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду – снова будешь жизни рад.
Одуванчик, подорожник, василёк, шалфей и мята –
Вот «зелёная аптека» помогает вам, ребята!
Ребята, как вы думаете, о каких свойствах растений мы будем сегодня говорить? (СЛАЙД 1)
Верно, мы поговорим о лечебных свойствах растениях. Их мир богат и разнообразен. Болезни преследовали человека с глубокой древности. В поисках средств для лечения человек обращался к окружающей его природе. Общение с природой, опыт случайных наблюдений за животными научили распознавать лечебные травы. Даже в самых древних памятниках письменности, есть указания на использование человеком целебных свойств растений. Тайной лечебных трав владели в Древнем Египте, Индии, Китае, Греции и Риме, применяли растения для лечения и на Руси. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечение травами получило при Петре I, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в г. Астрахани и Лубнах. (СЛАЙД 2)
Из известных сейчас на Земле 500 тысяч видов растений более 12 тысяч составляют лекарственные, целебные свойства которых используются в современной научной медицине. (ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ)
Учитель. Давайте более подробно познакомимся с некоторыми лекарственными растениями. Узнаем, как вылечить простуду без лекарств. Пусть девизом нашего заседания станут слова
Здесь в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать.
М. Рязанов (слайд)
Кузнецова Алена. Лес - как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства, в каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки. Ну а чем и как лечить,
Мы вас можем научить. Все целебные растения
Знаем мы без исключения. Нужно только не лениться,
Нужно только научиться находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения.
Учитель загадывает загадки.
Стоит в лесу кудряшка - белая рубашка,
В середине золотая. Кто она такая?
Появляется Ромашка (Мукатова Айжан) (слайд 4)
Ромашка. Это я - Ромашка. Ромашка переводится как «милая простота». Родина моя - Америка. Давным-давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои семена рассеялись вдоль дороги. А вскоре склоны её покрылись мягкой и ароматной травкой. Так я попала в Россию.
Учитель. Милая Ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка. Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
слегка горьковатый душистый отвар. (Предлагает отвар).
Учитель. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его серёжки.
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (слайд 5)
Под музыку появляется Подорожник (Кондрашина Даша).
Подорожник. Это я - Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая - нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись из виду.
С названьем простым и тревожным, зовущим за отчий порог,
Невзрачный цветок - подорожник растет у российских дорог.
Дороги спешат за курганы, дорогам конца не видать,
И важно, что путникам раны умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно и жгучую боль утоли...
Невзрачный цветок подорожник растёт у дороги в пыли.
Учитель. Дорогой Подорожник, а чем ты ещё полезен?
Подорожник. Если вдруг зуб заболел, глаза воспалились, сердце болит, дёсны кровоточат - беги ко мне срочно. Я помогу!
Учитель. Сидит на палочке В красной рубашке, Брюшко сыто, Камешками набито. (слайд 6).
Золотой цветочек, Листья изумрудные, С одной стороны нежные, А с другой чуть грубые. Что это за растение? Скажите поскорее! (слайд 7)
Под музыку появляются Шиповник (Лощилина Вера), Мать-и-мачеха (Ерпылева Алена).
Учитель. Вы кто такие? Зачем к нам пришли?
Растения вместе. Мы пришли к своим друзьям. Мы тоже лекарственные растения.
Шиповник. Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей, у заветного местечка
Есть волшебная аптечка. Там красные таблетки
Развешаны на ветке. Меня зовут царём кустов
За цвет и запах моих цветков.
Хоть куст мой зелёный Вас ранить готов,
Но я помогу всем больным и тем, кто здоров.
Учитель. Но как ты, Шиповник, можешь помочь?
Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный, в нём содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете!
.Мать-и-мачеха выходит вперед.
Мать-и-мачеха. Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой.
Учитель . Знаем! Ты - Мать-и-Мачеха!
Мать-и-мачеха. Если кашель вас замучил, воспаленье началось,
Подружись со мной скорее, обещаю: всё пройдёт!
(СЛАЙД 8 – Музыка!)
Ромашка. Как хорошо, что все вместе мы собрались на этой полянке! Давайте танцевать.
Танцуют все растения, а на полянке появляется девочка. Она гуляет, не замечая, как топчет растения, толкает их.
Учитель. Стой! Посмотри, что ты делаешь!
Девочка - Петрова Лана. Я? Гуляю! А что?
Учитель. Оглянись и посмотри, что ты натворила!
Девочка - Петрова Лана. Ну и что? Они все равно некрасивые, да и кому они нужны!
Хочет уйти с полянки, но тут с нею начинаются неприятности: натёрла ногу, начала чихать, кашлять, заболела голова, поднялась температура.
(СЛАЙД 9 – Музыка)
Появляется мама девочки и поёт на мотив песни из м/ф «Бременские музыканты».
Мама – Молоткова Алена. Что ты, доченька моя, побледнела?
Иль головка у тебя заболела?
Надо, надо обратиться к врачу...
Девочка. Ой, к врачу я не хочу!
Появляется доктор Пилюлькин.
Мама. Осмотрите мою дочь вы внимательно.
И поставьте ей диагноз обязательно.
Ну, а я ее потом полечу...
Д е в о ч к а. Ятаблеток не хочу!
Пилюлькин – Бардаева Кристина. Здравствуйте, ребята! Что случилось?
Что болит? Есть и йод, и вата, и пилюли!
Девочка. Боли, доктор, в голове, помогите, доктор, мне.
Не хочу я даже сладость - вот какая везде слабость!
Пилюлькин. Сейчас осмотр проведу, чем смогу - тем помогу,
Ручки слабые, ножки тоже. Так. На что это похоже?
Ну-ка рот открой пошире: Раз, и два, и три, четыре.
Зубы все пока на месте, посоветуемся вместе...
Советы-реплики от ребят.
Надо дать ей таблетки!
В нос закапать из пипетки!
Надо выпить порошок!
Антибиотиков мешок!
Надо дать ей микстуру!
Справку дать от физкультуры!
Пилюлькин. Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы!
Ваши знания видны, но таблетки ей вредны!
Организм ваш молодой - сам он справится с бедой.
Только чуда вы не ждите – себе сами помогите;
А помощников не счесть! Травы лечащие есть!
Отвари и пей, когда подойдёт к тебе беда.
Пилюлькин. А ещё, девочка,
Баня с паром, кипятком,
Веником и лежаком!
Девочка. Нет! Сегодня я уже купалась!
Без ушей чуть не осталась!
Пилюлькин. Нет так нет!
Тогда скорей чая с мёдом ты попей!
Иль с вареньем из малины, или с соком из рябины.
У природы есть секрет, как быть здоровым много лет.
Девочка. Вот спасибо, доктор, вам! Каждый должен думать сам,
Как здоровье сохранить и болезни победить.
Простите меня, пожалуйста, растения, ведь всё это от моего незнания!
Лекарственные растения приходят к девочке на помощь, у неё всё перестаёт болеть.
Учитель. А мы с доктором Пилюлькиным проведём небольшой практикум. (Демонстрация способов лечения и профилактики)
- ингаляция: Сухая ингаляция: нарежьте лук, чеснок, поднесите к дыхательным путям. Подышав 5 минут парами лука, чеснока, вы резко снижаете количество бактерий в дыхательных путях. С целью профилактики ОРЗ, гриппа этот метод применяем и мы в школе;
- Можно приготовить отвар из трав. Для этого нужно взять сухую траву, например, шалфей, залить кипятком и дышите на здоровье. Дыхание станет мягче, кашель уменьшится;
пропаривание в воде с горчичным порошком: можно парить и руки, и ноги.
Учитель. Чтобы вы все не только посмотрели и послушали, но и запомнили, возьмите с собой рецепты, которые подскажут, как ещё можно лечиться без лекарств.
Раздаёт с Пилюлькиным взрослым и детям отпечатанные рецепты.
Учитель. Предлагаю вам, ребята, поработать в группах. (Ребята соединяют стулья, образуя два круга)
Учитель. Для того, чтобы узнать, как называли людей, которые собирают лекарственные травы, предлагаю разгадать кроссворд. (СЛАЙД 10)
Загадки для кроссворда
1. Золотая голова Велика, тяжела. Золотая голова Отдохнуть прилегла. Голова велика, Только шея тонка. (Тыква)
3.Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи.
(Малина)
2. В лес уходили - здоровыми были,
А вернулись обратно в синяках да в пятнах.
Не дрались, не падали, собирали ягоду. (Черника)
6.Вырастает, где придётся,
И кусается, и жжётся.
(Крапива)
3. Стоит в саду кудряшка - белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое?
(Ромашка)
7. Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает.
(Лук)
4.Где-то в чаще дремучей, За оградой колючей, У заветного местечка Есть волшебная аптечка. Там красные таблетки Развешаны на ветке. (Шиповник)
Итак, людей, которые собирали лекарственные растения, называли … А как вы думаете, почему?
Релаксация (Под музыку «Вальс цветов» Чайковского) Травы нас лечат не только когда мы их пьем, но и обладают целебными свойствами, когда вдыхаем их аромат. А сейчас мы отдохнем и почувствуем удивительный запах лекарственных трав. Положите цветок и хорошее настроение на обе ладони. Закройте глаза. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение цветка внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас тёплое, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя отсюда. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли.
Учитель. Не забывайте, что все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача. Для того чтобы лекарственное растение при заготовке не потеряло своих лечебных свойств, необходимо соблюдать определенные правила. Помогите мне составить правила по сбору лекарственных растений. Перед вами карточки с полезными и бесполезными советами. Ваша задача отобрать из предложенных те советы, которые считаете верными. (работа в группах. После обсуждения советы зачитываются и вывешиваются на доску)
Памятка сборщика
правил по сбору лекарственных растений. (Одно верно названное правило оценивается в 1 балл.)
ПАМЯТКА СБОРЩИКУ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ
Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли - во время цветения, цветы - в начале цветения, плоды - в период полного созревания, корни - осенью.
Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.
Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.
Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.
Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.
Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках. Это, например, ромашка, шалфей, валериана, тысячелистник, пустырник.
В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!
Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.
Учитель. Очень часто некоторые растения мы видим в первый раз, некоторые из них могут быть ядовитыми; для того чтобы обезопасить себя, запомните три правила:
Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ:
рвать
нюхать
брать в рот
Посмотрите внимательно запомните: эти растения ядовиты! (Слайды 11,12,13)
Учитель. Викторина «Полезные свойства растений»
Командам раздаются карточки с изображением растений, задается вопрос. Необходимо поднять карточку с изображением того растения, о котором идёт речь. (За каждый правильный ответ -1 балл.)
Вопросы:
Порошок из корней какого растения используют для улучшения аппетита? (Одуванчик лекарственный.)
Семена, как коготки, Жёлто-красные цветки. От горла помогают, Кто же их не знает. (календула)
Настой из листьев какого растения используют для прижигания бородавок? (Чистотел большой.)
Это растение используют для остановки кровотечения. (Тысячелистник обыкновенный.)
Если вас укусила пчела или вы поранили ногу, лист какого растения вы используете? (Подорожник большой.)
У вас болит горло, - какое растение вы будете использовать для полоскания рта? (Ромашка аптечная.)
Из листьев этого растения готовят салат. (Одуванчик лекарственный.)
Это растение используют для приготовления чая, который обладает успокаивающим действием. (Ромашка аптечная.)
Ребята, скажите, какие из перечисленных лекарственных растений растут на территории нашей Саратовской области?
Учитель. Если хочешь быть здоров, обойтись без докторов
-Ешь почаще лук, чеснок, ведь от них большущий прок!
Если ты поранил ногу, не тревожься, не реви,
Подорожник на подмогу ты к себе скорей зови!
Рефлексия. Молодцы, ребята! Мы сегодня много рассказали, поиграли. Я надеюсь, что наша встреча не пройдёт бесследно для вас. Предлагаю выбрать и закончить одну из фраз (СЛАЙД 14)
Я буду помнить о том…
Я научился…
Я была удивлена, когда...
На уроке мне понравилось...
На уроке мне запомнилось...
Диана хочет поделиться семейным рецептом витаминного чая. (СЛАЙД 15-16)
Для приготовления чай измельчать плоды шиповника не нужно. Следует взять две ложки сухих плодов шиповника залить двумя стаканами кипятка. Делать лучше это с вечера, чтобы дать напитку ночь настоятся. Мама часто берет горсть сухих плодов шиповника, моет их под проточной водой и заливает литром кипятка. Настаивает ночь. Утром процеживает и замечательный тонизирующий напиток перед началом занятий в школе для меня готов. Также в такой напиток можно добавить мед. Если любите, то можно кушать мед и запивать чаем из шиповника. Если у вас непереносимость меда, то всегда можно подсластить напиток обычным сахаром.
Гостей всех близких привечаем
Мы ароматным нашим чаем.
От всех невзгод, от всех болезней
Что может быть ещё полезней?
Наш гость, сегодня не скучай,
Пей витаминный добрый чай!
Чай горячий, ароматный
И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет.
Силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит!
(Угощение гостей витаминным чаем)
Заключение. (СЛАЙД 17) «Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств...»
изречение древнебуддийских медиков
Будьте здоровы! (слайд 18)
Литература
Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений. ГУГК 1983 г. … Дикорастущие полезные растения СССР. М.: "Мысль" 1976.
Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. - Вып. 2/ Авторы-составители Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. - 214 с.
Сорокина Л.В. Край родной: Сценарии о живой природе. - М.; ТЦ «Сфера», 2001. – 96 с.