kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на фестивале национальных культур. "Русские казаки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ о рязанском казачестве. Первое упоминание о "рязанских казаках" встречается в записях Иноземного приказа" 1444 года. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на фестивале национальных культур. "Русские казаки"»

Выступление на фестивале национальных культур.

Представление "Русские казаки"

Вед.1:      О, русский мой народ!

              Поток спокойной силы.

              Трудом добытый хлеб и золотые нивы.

              Веселье от души и общие печали…

              Народ – как первый гром, что сотрясает дали.

              Доверчив он и строг, мудрее год от года.

              Нет выше доли быть, частицею народа!   …  

Вед.2:    Богата Русь-матушка своими традициями, песнями, плясками. А ещё она богата своим народом! Сегодня мы хотим рассказать вам о казаках, а точнее о рязанских казаках. Кто же такие рязанские казаки? Казаки–исконно русское военное сословие, православной веры, имеющее свои традиции и обряды!


Вед.1:      Заметную роль в защите русских земель с древних времён играло казачество. Казаками считались люди, проживавшие на границе русских земель и Дикого поля.

Вед.2:    В силу того, что проживание на этой территории было опасным, главной чертой общественной организации и повседневного быта этих людей стало военное дело.

Вед.1:      Первые служилые казачьи поселения были образованы на границах Черниговского, Московского и Рязанского княжеств.

Вед.2:    Впервые «казаки рязанские» упомянуты в записях Иноземного приказа 1444 г. при описании битвы на Листани, где они сражались против татар царевича Мустафы, напавшего на рязанские земли.

Вед.1:      Наш родной Рязанский край более других подвергался нападениям кочевников, был первым рубежом обороны русских земель. Именно здесь и зародились славные традиции русского казачьего воинства.

Вед.2:    Время шло. Московские князья поставили перед собой цель объединить все русские земли под своим верховным правлением.


Вед.1:      Вольные рязанские казаки были против объединения с Московским княжеством и по мере расширения границ Московского государства всё дальше на юг и восток уходили и наши казаки. Именно они стали основателями донского и терского казачества. Поэтому Рязанский край является одним из важных центров формирования казачьей культуры


Вед.2 Праздники, обычаи и традиции, сопровождали казака на протяжении всего жизненного пути.


Вед.1:     Казаки строго соблюдали старые обычаи. Рождение ребёнка в семье было большой радостью. Если младенец родился слабым, прибегали к символическому обряду «перепекания» ребенка, т.к. он не «допекся» и появился на свет раньше своего времени. Его, как хлеб, сажали на лопату и держали в русской печи, в тепле. Первой пелёнкой ребёнка была старая, чистая рубашка отца.

   

Вед.2:  На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир.

Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.

Особенно торжественно праздновали появление в семье мальчика.

 


Вед.1:  У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым, давая знать станичникам, что родился воин, защитник границ Отечества. В гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с вкусным угощением.


Вед.2: До исполнения 1 года стричь волосы детям у русских было не принято. До определённого возраста мальчик жил с матерью и сёстрами на женской половине. Важным в жизни казачонка был обряд первых штанов, которые он получал в 3 года. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: на пахоте, пасли скот.


Вед.2:  После достижения призывного возраста, призывник, в течение целого года, проходил военное обучение. После чего он приводился к присяге.

Процедура присяги благословлялась священником.

    


Вед.1:  Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика. Это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами.

    

Вед.2: Девочки начинали работать рано, с 5 лет учились вышивать, шить, вязать. Была и особенная работа – нянчить младших.

   

Вед.1: Когда девочка становилась девушкой, старший в семье покупал серебряное колечко и дарил его внучке, а то и правнучке, сопровождая песней про колечко. Внучка теперь не дитя, а «барышня». С этого момента девушка начинала готовить себе приданное.

Вед.2: Большая часть прав в семье принадлежала казачке. Она наследовала имущество, верховодила в доме. Казак, приезжавший со службы, чувствовал себя скорее гостем, чем хозяином.

    

Вед.1: У казаков жена обращалась к мужу, только по имени и отчеству. Этим отдавалась дань уважения его родителям.

Муж обращался к своей супруге таким же образом.

Свёкор и свекровь, тёща и тесть являлись для супругов богоданными родителями. Их называли «мамаша» и «папаша», обращались к ним на Вы.

   

Вед.1:  По настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям. Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу. Без их благословения не принимались решения по наиболее важным вопросам.  

Вед.2: Не почитать отца или мать считалось великим грехом. Без их согласия, без согласия родни в целом, невозможно было решить вопросы создания новой семьи. Разводы у казаков были редчайшим явлением.      

Вед.1:  При старшем по возрасту, не разрешалось сидеть, курить или разговаривать (без его на то разрешения). В присутствии старшего не разрешалось непристойно ругаться.

Вед.2: Гость у казаков считался посланцем Божьим, самым дорогим и желанным гостем был незнакомец, проделавший долгий путь и нуждавшийся в отдыхе и приюте. Считалось неприличным в течение трёх суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия.

Вед.1: Гостя встречали у ворот, помогая сойти с коня или выйти из повозки. Первым делом провожали в лучшую комнату и предлагали умыться. Независимо от возраста гостя ему отводили лучшее место за трапезой. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. На стол выставлялись разнообразные яства.

Вед.2: Круглик — главное блюдо на праздничных столах казаков. Это пирог с начинкой из яблок или мяса, украшенный затейливыми узорами из теста. Круглик напоминает каравай и символизирует щедрость и благополучие семьи.

Все эти неписаные законы гостеприимства строго соблюдались и передавались из поколения в поколение.

Вед.1: Жизненный цикл казака сопровождался особенными обычаями и традициями. Нарушение традиций считалось позором для всей семьи и могло привести к изгнанию из станицы
А ещё всегда находилось место песне.  И в радости, и в горе. От самого рождения и до самой смерти.  «Песня - душа народная, душа казачья».

Вед.2:      В старину говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет».

«Как живется, так и поется»,   «Где песни, там и молодость»

Вед.1:А споём сейчас, казаки!

Пусть услышит нас Кавказ

Все российские просторы

Пусть равняются на нас!


Исполняют песню: Люблю я казаченьку!

 

Вед.2:Мы сегодня будущее строим,

Свято чтим заветы стариков,

И гордимся, тем что мы достойны

Чести быть средь лучших казаков


Вед.1:Ты цвети мой край родной

Становись всё краше

Не уронит честь казачью

поколенье наше!






Слова и музыка - народные


Текст песни Люблю я казаченьку:


Люблю я казаченьку, люблю молодого,
Люблю я казаченьку, люблю молодого.


Подарю казаченьке коня вороного,
Подарю казаченьке коня вороного.


Коня вороного, сиделице ново,
Коня вороного, сиделице ново.


Сиделице ново, поводья шелковы,
Сиделице ново, поводья шелковы.


Приезжай, казаченька, до дивчины в гости,
Приезжай, казаченька, до дивчины в гости.


А он приезжая, опять уезжая,
А он приезжая, опять уезжая.


Его разлюбезная всё плача, рыдая,
Его разлюбезная всё плача, рыдая.


Всё плача, рыдая, ночевать оставляя,
Всё плача, рыдая, ночевать оставляя.


Люблю я казаченьку, люблю молодого,
Люблю я казаченьку, люблю молодого.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выступление на фестивале национальных культур. "Русские казаки"

Автор: Кондрашова Наталья Викторовна

Дата: 15.12.2025

Номер свидетельства: 679116


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
1790 руб.
2560 руб.
1990 руб.
2840 руб.
2020 руб.
2880 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства