Внеклассное мероприятие на тему: «Это было в Калаче», посвященное освобождению советскими войсками г. Калач - на – Дону от немецко-фашистских захватчиков.
Внеклассное мероприятие на тему: «Это было в Калаче», посвященное освобождению советскими войсками г. Калач - на – Дону от немецко-фашистских захватчиков.
Внеклассное мероприятие «Это было в Калаче проведено в 23 ноября в День освобождения советскими войсками г. Калач – на - Дону » от немецко-фашистских захватчиков, чтобы сформировать у учащихся чувства патриотизма, уважения к прошлому своей Родины, к своему старшему поколению и к подвигу нашего народа и наших земляков.
Цели:
• укрепление ценностных ориентиров учащихся на формирование чувства патриотизма и любви к Родине.
• показать на примере реальных трагических событиях, что такое взаимопомощь и взаимовыручка, героизм, патриотизм, бдительность.
• воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.
При определении содержания мероприятия обращается внимание на следующие позиции:
• рассмотрение занятия в качестве этапа воспитательной работы с учащимися, выдвижение на первый план именно воспитательных целей занятия;
• учет тех знаний по теме, которые учащиеся получают через различные каналы социализации, в том числе семью, СМИ;
• разумное дозирование позитивной и негативной информации по избранной проблематике; Внеклассное мероприятие «Это было в Калаче проведено в 23 ноября в День освобождения советскими войсками г. Калач – на - Дону » от немецко-фашистских захватчиков, чтобы сформировать у учащихся чувства патриотизма, уважения к прошлому своей Родины, к своему старшему поколению и к подвигу нашего народа и наших земляков.
Цели:
• укрепление ценностных ориентиров учащихся на формирование чувства патриотизма и любви к Родине.
• показать на примере реальных трагических событиях, что такое взаимопомощь и взаимовыручка, героизм, патриотизм, бдительность.
• воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.
При определении содержания мероприятия обращается внимание на следующие позиции:
• рассмотрение занятия в качестве этапа воспитательной работы с учащимися, выдвижение на первый план именно воспитательных целей занятия;
• учет тех знаний по теме, которые учащиеся получают через различные каналы социализации, в том числе семью, СМИ;
• разумное дозирование позитивной и негативной информации по избранной проблематике;
Форма проведения: урок памяти (внеклассное мероприятие для учащихся всех ступеней обучения)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие на тему: «Это было в Калаче», посвященное освобождению советскими войсками г. Калач - на – Дону от немецко-фашистских захватчиков. »
Автор: Агаркова Неля Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания I категории
Место работы: МКОУ « Приморская ООШ»
Калачевского муниципального района Волгоградской области
х. Приморский
Внеклассное мероприятие для учащихся всех ступеней обучения на тему:
«Это было в Калаче», посвященное освобождению советскими войсками г. Калач - на – Дону от немецко-фашистских захватчиков.
Пояснительная записка.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры. Формирование у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Внеклассное мероприятие «Это было в Калаче проведено в 23 ноября в День освобождения советскими войсками г. Калач – на - Дону » от немецко-фашистских захватчиков, чтобы сформировать у учащихся чувства патриотизма, уважения к прошлому своей Родины, к своему старшему поколению и к подвигу нашего народа и наших земляков.
Цели:
укрепление ценностных ориентиров учащихся на формирование чувства патриотизма и любви к Родине.
показать на примере реальных трагических событиях, что такое взаимопомощь и взаимовыручка, героизм, патриотизм, бдительность.
воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.
При определении содержания мероприятия обращается внимание на следующие позиции:
рассмотрение занятия в качестве этапа воспитательной работы с учащимися, выдвижение на первый план именно воспитательных целей занятия;
учет тех знаний по теме, которые учащиеся получают через различные каналы социализации, в том числе семью, СМИ;
разумное дозирование позитивной и негативной информации по избранной проблематике;
Форма проведения: урок памяти (внеклассное мероприятие для учащихся всех ступеней обучения)
Оборудование и техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, ресурсы Интернет.
Учебно-методические материалы: видеохроника времен ВОВ; песни: «Журавли» (Музыка: Ян Френкель Слова: Расул Гамзатов (русский текст: Наум Гребнев),«Товарищ песня» (композитор Олег Иванов на стихи Александра Прокофьева.), «Орленок» (стихи Якова Шведова на музыку композитора Виктора Белого), «От героев былых времен» (Музыка: Хозак Р. Стихи: Агранович Е. C), И.С. Бах. Сюита №3, «Я люблю тебя жизнь» (Стихи К. Ваншенкинa, музыка Э. Колмановского.), «В землянке» (Музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова); фотографии по теме; костюмы для сценок.
Оформление:
(зал в темноте, шум канонады, выстрелов, бомбежки и лучи фонарей и под тихую музыку выходят «ожившие герои» и рассказывают о себе Дубенец, Петров, Лебедев, Гуреев - все они были защитниками города)
Ход мероприятия: ( Исполняется песня: «Журавли». Далее выходят под слова ведущего «Ожившие герои»)
Ведущий: Гришка Гуреев-22 года, командир танка.
Герой (В шлеме танкиста): Подполковник Филиппенко приказал моей машине помешать отходу гитлеровских автоколонн на Запад из г. Калач – на - Дону. «Догнав за городом автоколонну, на бешеной скорости врезался в неё, не думая, что врагов много, а я один. Ствол пушки поворачивается то направо, то налево.… И вдруг – удар! Снаряд попал в бак с горючим, и едкий дым сразу наполняет всю внутренность машины». «Товарищи, это я, Гуреев. Мой танк горит. Пока дышим, будем драться! Бейте по вражеской автоколонне, севернее Калача на 2 км. Товарищ Филиппенко, будете живы, передайте в Москве привет моей маме. Мои товарищи тоже просят написать домой. Адрес в штабе. Прощайте, друзья!»
Ведущий: Михаил Захарович Петров 1922 года рождения из хутора Советский - наш земляк.
Герой: Прошел боевой путь от Волги до Вислы. Во всех боях вел свой танк в атаки впереди батальона, выполнял самые ответственные задачи командования. Беспощадно уничтожал врага. На левом берегу Вислы вступил в неравный бой с противником. В бою танк был подбит. В 1944 году присвоено звание героя Советского Союза - посмертно! Мое имя носит средняя школа в пос. Кривая Музга и одна из улиц г. Калача.
Ведущий: Андрей Петрович Дубенец 1911 года рождения. Уроженец Краснодарского края. Капитан.
Герой: С первых дней войны принимал участие в боях. Освобождая г Калач, при выполнении разведывательного задания, попал в засаду и был смертельно ранен. Похоронен в братской могиле на Площади Павших борцов в г. Калач – на - Дону. Одна из улиц города названа моим именем.
Ведущий: Николай Александрович Лебедев - родился в 1915 году в Ленинграде.
Герой: Освобождая г Калач вступил в бой один против 15 танков противника и уничтожил 10, а остальные обратились в бегство.23 ноября 1943 года последний бой- погиб, преследуя отступающего врага. за мужество, отвагу и героизм присвоено звание героя Советского Союза - посмертно. Похоронен в братской могиле в г. Калаче на площади Павших борцов.
(Тихая печальная музыка, под нее слова ведущего)
Ведущий: Земля калачевская - край лазоревых цветов, степных тюльпанов. Старинные легенды говорят, что алый цвет-цвет тюльпанов. Ведь цвет «лазориков» - это капли крови героев-бойцов, что сражались здесь.
Ведущий: Сегодня особый день 23 ноября- произошло освобождения г. Калач –на- Дону от немецко-фашистских захватчиков.
Ведущий: Паулюс ставит задачи своей армии:
«овладеть перешейком между Волгой и Доном севернее железной дороги Калач-Сталинград и быть готовыми к отражению советских войск, далее захватить Калач и стремительным ударом овладеть Сталинградом. Немецкие войска надеялись окружить Советские части в большой излучине Дона, частично их план удался »
Ведущий: Обстановка накалялась!
Ведущий: Калач для немцев был стратегически выгоден - это прямая дорога на Сталинград. И 19 ноября началось историческое контрнаступление под Сталинградом. В этот день перешли в контрнаступление войска Юго-Западного и Донского фронтов, а 20 ноября в наступление перешел и Сталинградский фронт.
Ведущий: Сталинградская земля, как и вся наша страна, когда гитлеровцы вторглись на нашу землю, стала готовиться к отпору врага.
Ведущий: Мужчины уходили на фронт, записывались в народное ополчение. Вместо них стали работать женщины и подростки. Там, где до войны делали тракторы, детали машин, детские игрушки, стали выпускать танки, гранаты, бутылки с зажигательной жидкостью. На улицах появился боевой призыв «Все для фронта! Все для победы!».
Ведущий: Вокруг каждого населенного пункта начали строить оборонительные рубежи. На строительстве работали десятки тысяч мирных жителей: домохозяйки, старики, студенты, школьники.
Ведущий: К обороне врага готовился и наш родной город- город Калач.
Ведущий: Калач притих. Большой придонский город с веселыми, оживленными базарами, зелеными садами, стройными домиками словно вымер. Редко прошмыгнет закутанная в платок женщина, иногда проковыляет старик, По городу прохаживались гитлеровцы и полицейские. Жители с ненавистью смотрели на захватчиков, наглухо захлопывали двери, закрывали окна... .
(Исполняется песня: «Товарищ песня»)
Ведущий: На защиту Родины встали все, в том числе и дети. Хотя есть поговорка: «На войне детей не бывает» Что ж , верно, ибо они сразу взрослеют, расстаются с детством.
(Гаснет свет, тихая тревожная музыка - зажигается подсветка к сцене)
Ведущий: (голос из-за кулис) В густой высокий кустарник, что рос за Калачом, недалеко от Дона, пробирались ребята. Они собирались на небольшой полянке.
Сценка:
Егор Покровский: Вчера у нас корову увели.
Михаил Шестеренке : Соседа застрелили. Сын у него в Красной Армии.
Егор Покровский: Мамку полицай ударил. Ни за что.
Иван Цыганков: А что, ребята, посчитаемся с немцами? А? - Ведь мы вроде отряда!
Кошелев: Маловато только нас—
Иван Цыганков: Ничего. Будет больше.
Егор Покровский: С нашими бы связь установить...
Иван Цыганков:Появится кто- нибудь — установим. А нет, так будем действовать сами. Только вот что, ребята: не трусить, не болтать, друг за друга крепче держаться и как можно меньше мозолить немцам глаза в Калаче. Ясно?
(Уходят крадучись, как бы боясь быть замеченными, сопровождаясь словами ведущего…)
Ведущий: Весь день из лесочка слышался стук. А ночью ребята поползли к дороге. Закладывали «мины» осторожно, аккуратно, закапывали дощечки набитые гвоздями в землю, присыпали сверху песком. Острые гвозди едва заметно виднелись из песка.
Ведущий: На протяжении почти двух километров в шахматном порядке заложили пятьдесят «мин». А потом с удовольствием наблюдали, как яростно ругаются фашисты, отбрасывая с дороги дощечки с гвоздями, как возятся возле проколотых шин.
(на фоне музыки)
Ведущий: На окраине города Калача стоит скромный могильный памятник. Здесь похоронены юные партизаны: Иван Цыганков, Егор Покровский, Михаил Шестеренке. Самому старшему из них было пятнадцать лет. Они были пионерами. В трудный час они боролись за Родину и погибли, как настоящие герои.
Ведущий: О жизни и боевых делах этих ребят волгоградские журналисты Гуммер и Харин написали книжку «Это было в Калаче».
(Музыка стихает. Исполняется песня «Орленок» )
Ведущий: В хуторе Вербовка Калачевского района действовала еще одна группа ребят.
Ведущий: Однажды ребята отправились в займище, где недавно шли бои за донскую переправу. В лесу они нашли несколько винтовок и ящики с патронами.
Ведущий: Винтовки и патроны ребята спрятали в бурьяне, за околицей хутора, недалеко от моста через маленькую речку Донская Царица.
Ведущий: Потом Аксен Тимонин собрал ребят хутора. Ему было 14 лет, а младшему, Ванюшке Махину, исполнилось восемь. Каждый, кто пришел в тот день под мост, чувствовал себя солдатом маленького гарнизона.
Ребята учились стрелять из винтовок. «Гарнизон» Аксена начал действовать.
Ведущий:
Тихий хутор степной
У Царицы-реки,
Где хозяйничал злобный враг,
Там народ боевой
Пареньки-смельчаки
Мстили немцам, презревши страх.
Там герои Аверина,
Гарнизон пионерии,
В поединок вступили с врагом
За поруганный дом.
Ведущий: В хуторе стали появляться листовки. Одну из них, написанную детским почерком, обнаружили на стене дома немецкой комендатуры. Фашисты устраивали облаву за облавой, но не могли напасть на след партизан.
Ведущий: Комендант Вербовки издал приказ: хождение по хутору разрешается до семи часов вечера: тот, кто примет на квартиру неизвестного, будет расстрелян. Но и после этого в хуторе продолжали появляться листовки, а из склада исчезали продукты, оружие и медикаменты.
Сценка. (Выходят ребята)
АКСЕН: Прошлый раз я велел принести пионерские галстуки. Принесли?
ВСЕ: Принесли, Ксеша!
АКСЕН: Надо их спрятать. Если немцы найдут, не сдобровать. Ясно?
(Ребята один за другим достают галстуки из-за пазухи, из карманов и передают Аксену.)
АКСЕН: Все?
МАКСИМ: Все
(Аксен сворачивает галстуки и прячет их под рубашку)
АКСЕН: Я думаю вот что. Нужно нам в леса подаваться, соберем отряд из пацанов, наши пойдут, ляпичевских подговорим. Гляди сколько.
СИЛКИН: Пацанов в хуторах много.
АКСЕН: Потом встретим партизан.
(Ребята смотрят на него недоверчиво)
СИЛКИН: Партизан?
АКСЕН: ДА партизан, все равно их найдем.
(Уходят)
Ведущий: В эту же ночь Аксен встретил в лесу раненого солдата. Как позже выяснилось, это был Свиридов Николай Петрович, бежавший из Калачевского лагеря военнопленных. Аксен две недели приносил раненому еду, бинты. Благодаря этому солдат поправился и ему впоследствии, удалось добраться до наших войск
(Сценка: Стол. Мать хлопочет возле стола.)
МАТЬ: (зовет) Идите завтракать. (Аксен, Тимошка и Филипп Дмитриевич садятся за стол)
ОТЕЦ: Сегодня немцы что-то злобятся. По хатам ходят, обыскивают…
Ночью в амбары кто-то лазил. (Пристально смотрит то на одного ,то на другого сына. Аксен сгибается над тарелкой. Тимошка глядит на отца, шмыгает носом и продолжают, есть, как ни в чем не бывало. Молчат.)
ОТЕЦ: В хуторе про партизан болтают. Сказывают: «объявились в займище партизаны и налет на немцев готовят. Староста, как бешенный, стал.»
МАТЬ: Ой, господи, что будет-то.
АКСЕН: Не слыхивал про партизан. А если бы знал, где они, убежал бы к ним.
МАТЬ: Да что ты говоришь, Аксен. (утирает фартуком слезы)
ОТЕЦ: (Без угрозы в голосе) Ну-ну. Ты, Аксен, прикуси язык. Кто ж тогда немцев пугает? А?
ТИМОШКА: Может и партизаны.
(Мать выходит и тут же вбегает бледная) Немцы!
(Все поспешно уходят)
Ведущий: К Тимониным с обыском пожаловали немцы, и сними староста Устин. Они обшарили все уголки в комнате, на чердаке, в хлеву. Автоматчики раскидывали солому, перекопали картофельные грядки на огороде, искали партизан, обворошив склад, за укрывательство грозились расстрелом. Через два дня хутор опять всполошился, на сельсовете листовка.
Сценка:
(Входят Аксен и Свиридов. Свиридов садится на пень, Аксен на землю)
АКСЕН: Дядь Коль, немцы партизан ищут. Комендант Фридрих Гук издал приказ, всех расстрелять, кто скрывает партизан.
СВИРИДОВ: Так говоришь, партизан ищут?
АКСЕН: Ищут
СВИРИДОВ: Это хорошо. (Улыбается). Взрывать бы склады надо, уничтожать машины, но вы не сможете это сделать. Вот в страхе держать их - это вам под силу. И это очень здорово! Пусть думают, что действуют настоящие партизаны. Пусть нервничают. На войне и это важно.
АКСЕН: (Робко) Мы и воевать сможем. Уйдем в леса - ищи тогда. Налетим на немцев, думаешь, не перепугаем? У меня все стрелять умеют.
СВИРИДОВ: (добродушно усмехается): Хвастаешь!
АКСЕН: Я хвастаю? Ничуть не хвастаю. Можешь проверить.
СВИРИДОВ: Нет, не надо, Аксен. Делай начатое дело, а насчет налетов вот что скажу. Налететь на хутор можно. Да что толку? Ведь вас как куропаток перестреляют. Вот и обрадуется тогда фрицы. Нет, Аксен, действуй тайно.
АКСЕН: Опять листовки клеить?
СВИРИДОВ: Да, листовки. Ты думаешь, это простое дело? Народ их читает и думает: хорошие те люди, которые правду приносят, рискуя своей жизнью. Разве покоряться такие люди врагу? Да ни за что! Вот о чем ты заставляешь думать своих хуторян…
Ну, к листовкам можно и еще кое-что добавить
АКСЕН: (встрепенулся) Что?
СВИРИДОВ: Праздник скоро! Понимаешь? Великий праздник- праздник Великого Октября. Помнишь, как флаги на школе вешали?
АКСЕН: Помню
СВИРИДОВ: Вот возьми и повесь на самом видном месте в хуторе красный флаг. Пусть люди знают: не забыли о них. Сделаешь?
АКСЕН: Сделаю.
Ведущий: Через два дня Аксён собирался приступить к выполнению рискованного плана. Но неожиданно события повернули все по - другому. Разозленные, проделками ребят, немцы стали следить за ними.
Ведущий: 4 ноября Фашисты выследили и арестовали ребят. Избив детей до потери сознания, немцы бросили их в крытую холодную автомашину.
Ведущий: 7 ноября десять подростков во главе с Аксёном Тимониным вывели связанными по пять человек к силосной яме, где и расстреляли под смех и шум пьяных немцев, и плач хуторян.
( тихая музыка)
Ведущий: В память погибшим ребятам, в селе Вербовка поставлен памятник. К нему приходят и приезжают школьники. Они подолгу стоят возле скромного памятника и минутой молчания чтят память погибших героев. Здесь жили 10 маленьких с кулачек сердец, но бесстрашных и мужественных.
Ведущий: Война в жестокой слепоте своей соединила и несоединимое: дети и кровь, дети и смерть.
Ведущий: Юные патриоты как могли, помогали нашим бойцам приблизить час победы, ценою собственных жизней.
Ведущий:
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память- наша совесть,
Она, как сила, нам нужна
Песня «От героев былых времен» из кинофильма « Офицеры»
Ведущий: Нашим бойцам пришлось нелегко, многие полегли на поле боя
Ведущий: Вечная слава и низкий поклон всем, кто воевал. Спасибо, выжившим в той страшной войне и защитившим собою нашу калачевскую землю!
Ведущий: Никто не забыт, ничто не забыто на политой кровью калачёвской земле.
Почтим память павших минутой молчания. (Звучит музыка И.С. Бах. Сюита №3 )
Ведущий: С каждым годом все больше на нашей земле монументов и памятников на местах боев, братских могил, война уходит все дальше и дальше, но память о ней не тускнеет, потому что каждая пять нашей земли – это историческое место.
Ведущий: Примером тому служит памятник недалеко от поселка Пятиморский, где в те далекие сороковые произошло соединение фронтов и окружение армии противника.
Ведущий: Этот монумент запечатлел рукопожатие 2-х фронтов. В бетоне застыли четыре фигуры солдат. Двое пожимают друг другу руки. Третий рядом с оружием наготове. Четвертый- трубач, возвещающий о победе.
Чтец:
(на фоне приглушенной музыки )
Следы врага- развалины и пепел,
Здесь все живое сожжено дотла,
Сквозь дым не видно солнца в черном небе,
На месте улиц камни и зола.
Здесь жизнь и смерть сошлись на поле боя,
На свет и мрак, огромный мир деля,
Священной местью павшего героя
Здесь дышит раскаленная земля.
Зловещий гул тротила и металла,
Морозом все насквозь прокалено
Лишь вспышки взрывов полыхают ярко-
Им в этом пекле властвовать дано.
И мы стоим. Цепляемся за камни.
С такой же силой, как огонь и лед.
Сама земля солдатскими руками
Не прошеных пришельцев злобно бьёт
Пусть против нас здесь тысячи орудий,
На каждого-десятки тонн свинца.
Пусть смертны мы, пускай мы только люди,
Но мы верны Отчизне до конца.
Ведущий: Наши воины проявляли чудеса смекалки, дерзости и находчивости, а героизма им было не занимать! Очень трудно приходилось нашим солдатам, и лишь редкие минуты отдыха выпадали им, чтобы написать весточку домой.
Ведущий: У нас в зале присутствуют ветераны, труженики тыла и дети Сталинграда и мы посвящаем им наши песни, хотим сказать слова благодарности за то, что они выстояли, низкий вам поклон!
(Исполняется песня: «В землянке». Гаснет свет, тихая музыка и под слова ведущего выходят все ребята-участники сценок в костюмах со свечами в руках)
Ведущий: Когда кончаются войны, генералы заново переигрывают проигранные сражения и нередко выигрывают их. Но солдатам, что легли на поле боя, об этих победах уже не узнать. В братских могилах безымянно дотлевают их кости, а над теми, что заровняли ветра, дожди и время, выросли леса. Встали города. И чем дальше от тех дней, тем чаще приходят на память строки: «Земля, что ты ела соленое, что пьешь так много крови и слез?»
Ведущий: Сегодня мы услышали лишь краешек той страшной войны и этого «краешка» достаточно, чтобы понять: Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя и в свою Родину!
( зажигается свет на сцене, Стихает музыка)
Ведущий: Вперед, России верные сыны!
На запад! Помните славянскую гордыню!
Ведущий: Ни пяди,
Ни клочка родной земли,
не отдадим и чести не уроним,
Мы нашу Волгу отстоять смогли,
Знать отовсюду ворога изгоним
Исполняется песня «Я люблю тебя жизнь»
Ведущий: Мы никому не угрожаем,
Но заявляем, как тогда,
Всем, кто грозит войной-пожаром:
«Всяк будет бит везде, всегда!»
Литература:
- Г.А. Гребцова. Калач – на -Дону. Волгоград: Ниж-Волж.кн.изд-во.1986г.