Внеклассное мероприятие "Башкирская лошадь" 5-11 класс
Внеклассное мероприятие "Башкирская лошадь" 5-11 класс
Внеклассное мероприятие по предмету история и культура Башкортостана на тему ""Башкирская лошадь".
Цель: 1.Познакомить учащихся с историей происхождения лошади.
Оборудование:
1.Изображение башкирских лошадей.
2.Карта РБ.
3.Рисунки учащихся.
Литература:
1.А. Костин «Рассказы о лошади» (Похвальное слово)
2.Р.Б.Ахмеров «Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа» «ч. IV О символике в народном творчестве».
3.Б.С.Мурсалимов,Б.Х.Наумова и др. «Хрестоматия по экологи»
4.В.С.Мурсалимов,Б.Х.Сатыев «Башкирская лошадь»
Урок построен на принципах ролевой игры. Заранее даны вопросы, по которым готовят учащихся, освещают подробно в своих выступлениях. Каждый выступающий должен надеть костюм, соответствующий его роли.
–
Ход урока
Что сила лошадиная! Порой
Твердят, что кони не для наших дней,
И я не против в скорости сверхзвука,
Но сверх того – за добрых лошадей.
Г.Рамазанов
Сокол в небе бессилен без крылья,
Человек на земле немощен без коня.
Народная поговорка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Башкирская лошадь" 5-11 класс »
Башкирская лошадь.
Происхождение, история. Убранство коня.
Выполнила: Валитова З.М. учитель ИКБ МОБУ СОШ д. Дергачевка.
Цель: 1.Познакомить учащихся с историей происхождения лошади.
Оборудование:
1.Изображение башкирских лошадей.
2.Карта РБ.
3.Рисунки учащихся.
Литература:
1.А. Костин «Рассказы о лошади» (Похвальное слово)
2.Р.Б.Ахмеров «Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа» «ч. IV О символике в народном творчестве».
3.Б.С.Мурсалимов,Б.Х.Наумова и др. «Хрестоматия по экологи»
4.В.С.Мурсалимов,Б.Х.Сатыев «Башкирская лошадь»
Урок построен на принципах ролевой игры. Заранее даны вопросы, по которым готовят учащихся, освещают подробно в своих выступлениях. Каждый выступающий должен надеть костюм, соответствующий его роли.
–
Ход урока
Что сила лошадиная! Порой
Твердят, что кони не для наших дней,
И я не против в скорости сверхзвука,
Но сверх того – за добрых лошадей.
Г.Рамазанов
Сокол в небе бессилен без крылья,
Человек на земле немощен без коня.
Народная поговорка
Организационный момент.
Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня урок у нас с вами необычный, объединяющий экологию, историю, культуру,
Зоологию, экономику и т.д. На этом уроке мы более подробно ознакомимся с историей происхождения лошади, с породами башкирской лошади, как они воспринимают окружающий мир и многие другие вопросы. На уроках биологии, зоологии вы рассматривали домашних животных на уровне отдельных особей. А теперь мы будем рассматривать их на уровне экосистемы как ее органический элемент (демонстрируя полудиких башкирских лошадей). Несколько веков тому назад башкирским кочевникам удалось создать экосистему, которая служила в процессе этногенеза башкир мощным источником физической и духовной энергии. Благодаря табунам полудиких лошадей башкир не закрепощен на клочке вспаханной земли, а свободно кочевал на огромных пространствах , что позволяло башкирам постоянно общаться с другими народами, успешно защищаться от захватчиков. Сегодня мы можем встречать только остатки табунов башкирской лошади в некоторых хозяйствах Зауралья.
А теперь послушаем выступления учащихся – специалистов.
Около 50млн. лет назад в обширных заболоченных лесах Северной Америки и Европы появились маленькие животные (около 30см. высотой). У них были быстрые ноги – по четыре пальца на передних ногах и по три на задних, короткая шея, изогнутая спина и длинный хвост. Это и была первая лошадка – гиракотерий..
Позднее передние ноги приобрели трехпалое строение и появился мезогиппус. Лошадь из леса выходит на открытые равнины. Появляется лошадь ростом с пони – это мерригиппус. За 50 млн. лет строение лошади изменилось. Трехпалые предки лошадей вымерли и появился плиогиппус. Это животное на каждой ноге имело по увеличенному среднему пальцу, который оканчивался копытом. Затем появляется эвкус. Более похожий на современных лошадей. Они обитали почти на всех материках.
сведения о бесчисленных табунах полудиких лошадей башкирской породы, которые круглый год вольно паслись и давали потомство под открытым небом не степных просторах Башкортостана, мы находим во многих исторических источниках. Коневодство было традиционным занятием кочевого башкирского народа. В те далекие времена в наших краях обитали дикие лошади ( по – башкирски «карагай ат – тарпан» - тарпаны). (Показ на компьютере) Пепельно – серо – темная полоса вдоль хребта, мышастая масть с чуть заметной зеброидностью на передних ногах. Дикая лошадь тарпан еще совсем недавно водилась в Оренбургских степях. Конфликт с людьми обрек тарпанов на гибель, они травили посевы, а зимой начисто поедали сено собранное в стогах. От скрещивания тарпанов и домашних лошадей получились гибриды, которые назывались аргыны.
Потомство аргынов сохраняло самое ценное качество дикой лошади:
А) косячный инстинкт
Б) инстинкт кормодобычи под покровом снега.
Табун лошадей круглый год содержался на пастбищах. Поэтому не было необходимости в заготовке сена, строительстве укрытий.
№ 3.Тема выступления: «Масти лошадей»
Башкирские лошади были особой породы: коренастые, лохматые, длинноухие, неприглядные, но выносливые, осторожные, ловкие, способные вынести трудности и лишения. Различаются лошади по масти:
Лошади различают не только голоса людей, но и интонации. Если на коня кричать или ругать его, то у него учащается пульс.
У коня острое обоняние: мать по запаху находит своего жеребенка свою сбрую, разбирается в кормах.
Дышит через ноздри, ноздри самое уязвимое место у коня, они подвержены заболеваниям.
Сердце у лошади большое, чем у других сельскохозяйственных животных.
Видит не так как человек. Она близорука и плохо видит дальше 50м., но спектр обзора шире. Не поворачивая головы, видит почти 360 градусов.
Различают цвета и очертания мельчайших предметов даже ночью и поэтому легко находят дорогу и в безлунную ночь.
Развито осязание. Осязает всем телом и даже копытами. Самое приятное поощрение для лошади – поглаживание.
Слух острый. Слышит ультратихие звуки – приближение табуна на очень дальнем расстоянии, дальний горный обвал и т.д.
№4. «Культ коня в сказаниях и сказках. Поверья».
В память о временах, когда наши предки обожествляли коня и поклялись ему как воплощение бога Солнца на земле, сохранялся его образ в сказках, легендах и песнях народа. И почти во всех случаях лошадь выступает как верный помощник человека. (показ на компьютере).
Лошадь иногда представлена в образе птицы, а иногда выполняет роль батыра. Каких только нет легенд и сказок, связанных с лошадью: Тулпар (показ на компьютере), Кук бурте, Комошьян и др. Везде восхваляется лошадь. Существуют такие поверья:
Волосы взятые у лошади из гривы, обеспечивают власть над ним.
Пот и пена лошади помогают при многих недугах, оберегают от змей, от сглаза и прочих иных сил.
Удар плеткой, пропитанной конским потом, считался смертельным для змей.
Кони разборчивы в пище, ни когода не будут есть испорченное зерно, не выпьет воду с дурным запахом.
В каждом табуне есть одно животное, в котором заключалось благополучие и плодовитость своего табуна.
Привычка башкирской лошади держаться табуном помогает ей защищаться от различных жалящих насекомых, для чего они группируются друг к другу от волков – голова к голове, взбрыкивают ногами, а жеребята – в центре.
Косячный жеребец – глава семьи и полновластный хозяин (показать на компьютере).
№5. Тема «Кумыс – богатырский напиток».
Кумыс – древнейший и излюбленный напиток башкир – сейчас переживает свое новое рождение. Его целебные свойства известны народам Урала еще до скифских времен, Европа открыта лишь в середине века. Способ приготовления кумыса хранился в глубокой тайне, передаваясь из поколения в поколения.
Высококачественный кумыс, получаемый от башкирских кобылий высоко ценился в Золотой Орде, и на пирах половецких ханов.
Итальянский путешественник П.С.Паллас в 1770г. Писал, что «в Башкирию съезжался из Московии и с Дону люд для питья кумыса, т.к. оный большую пользу для здоровья имеет».
«Кумы охлаждает, утоляет и голод, и жажду. На кумые через неделю чувствуешь себя бодрым, здоровым, легко дышишь, лицо приобретает хороший цвет». – говорил Владимир Даль.
«Весной начинается приготовление кумыса, и все кто может пить – от грудного младенца до дряхлого старика – пьют целительный, благородный напиток, и дивно исчезают все недуги, румянцем покрываются бледные лица» - говорил Сергей Тимофеевич Аксаков.
Сын Льва Николаевича Толстого писал об отце: «Кумыс всегда приносил ему большую пользу».
«Прибавил на 11 фунтов, кумыс пью по 4 бутылки в день» - говорил А.П.Чехов.
В 1858г. русский врач В.Н.Постников основал возле Самары первую кумысолечебницу санаторного типа.
В 1880г. в Башкирии была открыта первая кумысолечебница на станции Аксаково. Затем начали функционировать санатории Глуховская, Шафраново, Дурилино, Юматово.
А сейчас кумыс делается и в Стерлитамакском районе - д.Талалаевка и в нашем селе Рощинский.
№6. Тема: «От войны к войне».
Башкирским джигитам – конникам не раз приходилось участвовать в боях, защищать нашу родину, когда ей угрожала опасность со стороны чужеземных завоевателей.
Весь XVIв сплошные войны (с Литвой, Швецией, Польшей, Ливонией, Турцией).
1557 – 1558гг. башкиры приняли участие в Ливонской войне.
1611 – 1612гг. башкирские войска пришли на помощь народному ополчению Минина и Пожарского против польских интервентов и показали воинскую доблесть в боевых действиях под Москвой.
1773 – 1775гг. в крестьянской войне Е.Пугачева.
1989г. – создано башкирское регулярное войско. Башкирская лошадь использовалась для комплектования Оренбургских и Уральских казачьих войск.
1799г. – Швейцарский поход А.В.Суворова. башкирские национальные палки показали пример выдержки и выносливости в бою и в обеспечении войск.
1812 – 1814гг. башкирская конница дошла до Парижа. В историю вошли как «северные амуры», где показали «преданность и усердие Отечеству».
За участие в боях и проявленную храбрость Россия наградила офицеров и рядовых башкирской конницы орденами и медалями святой Анны и святого Владимира .Ордена получили башкиры Иназар Давлетчурин, Хусаин Кучербаев, Исхан Абубакиров, Каспран Алынашев, Аюп Каипов, Абдулнасыр Наурузов и др.
18828 – 1830гг. Русско – турецкая война
1853 – 1855гг. Крымская война.
1918. – гражданская война «Рейд Блюхера» по тылам в даль р. Белой. Башкирская конница Муссы Муртазина отличилась, более 40 воинов башкирской кавалерской бригады были награждены орденами Красного знамени.
1930г. – созданы Баймакский, Хайбуллинский, Куюргазинский конезаводы.ю
1941 – 1945гг. башкирская кавалерская дивизия награждена 4 орденами и званием Гвардейская. 76 воинов получили звания Героев Советского Союза.
№7. Тема: «Цепь питания в традиционной экосистеме».
Башкиры для своих лошадей корм не заготавливали. Основной базой для данной экосистемы были ковыльные и ковыльнотипчаковые степи, характерной особенностью которых является устойчивость против вытаптывания. Отметим, что давление на почву у лошадей намного ниже, чем у коров, овец и других парнокопытных. это немаловажный экологический показатель. Степная растительность быстро восстанавливается после стравливания и дает питательный подножный корм – ветошь. Дернина этих трав столь прочна, что допускает выпас табунов даже в период осенних дождей. В течении зимы под снегом у типчака и ковылей нижняя часть травостоя сохраняется в зеленом виде, что делает их особенно ценными пастбищами кормом в период тебеневки. Ковыльно – типчаковый корм отличается высокой питательностью.
Таким образом, в традиционной сельскохозяйственной экосистеме башкир основными элементами являются: продуценты – естественный травостой степи или горно – луговые, реже – лесные пастбища, популяции лошадей башкирские породы.
Каждый косяк( табун) правомерно назвать локальной популяцией, поскольку каждый из них существовал относительно изолированно. Жеребец – косячник очень ревностно охраняет свой «гарем». Хороший айгыр не подпускает к своему косяку «чужаков», самоотверженно защищает его от хищников. Агрессивно встречает незнакомых людей и возможно нападение на них…. В табуне соблюдается иерархия. Животные одного косяка очень чутко реагируют на всю гамму звуков, издаваемых айгыром и молодняком. Опытные айгыры своевременно пригоняют табун не только к месту водопоя, но и на место дойки кобыл.
О достоинствах породы можно говорить долго.
Устойчивость рассматриваемой экосистемы объясняется высоким коэффициентом поедаемости и перевариваемости корма и равномерностью нагрузок на травости за счет изолированных миграций разных косяков. Давление на почву по сравнению с другими сельскохозяйственными животными у лошадей минимальное. Все это очень важные экологические показатели. Из – за выпаса крупных стад парнокопытных почка быстро уплотняется и пастбища приходят в негодность.
Из – за чрезмерно высокой плотности скота сегодня 80% естественных пастбищ Башкирского Зауралья находят в состоянии крайнего напряжения и утратили естественный травостой. Ковыли исчезли, типчак стал редок и его место занял полынок, не поедаемый большинством видов сельскохозяйственных животных. Если к этим угодьям добавить пашни с ветровой и водой эрозией, нетрудно представить серьезность проблемы.
В период целиной эпопеи башкирская степь на равнинах была распахана до последнего клочка и сохранилась лишь на склонах. Вследствие этого популяции полудиких лошадей практически были уничтожены. Это вопиющий факт экологической неграмотности и настоящего геноцида против лошадей. Буквально за полвека сказочно богатый район с экологически оптимальным хозяйством приведен в катастрофическое состояние.
По расчетам ученных более половины наших земель подлежат улучшению путем прекращения их использования под зерновые , высева многолетних трав и постепенного восстановления естественного травостоя. Необходимо также оптимизировать поголовья скота. При этом , как ученные. Так и практики указывают на большие перспективы развития коневодства традиционным способом. Ученными Башкирского научно – исследовательского проектно – технологического института животноводства и кормопроизводства и башкирского государственного университета под руководством профессора Миркина Б.М. проводятся серьезные научные исследования по созданию улучшенных пастбищ на склонах, солонцах и солончаках.
Имеется некоторый опят хозяйств республики по селекционной работе и восстановлению традиционного способа разделения башкирских лошадей как ученные. Так и хозяйственники все больше убеждаются в том, что восстановление традиционных экосистем с башкирскими лошадьми – это один из перспективных путей оптимизации хозяйственно – экономической деятельности и экологического оздоровления региона.
№8.Тема выступления: «Коневодство в условиях рыночной экономики».
Нас, экономистов, прежде всего интересует дешевый качественный товар, который пользуется спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Например, в Дании конины употребляется наравне с бараниной, в Швеции на душу населения конины употребляется больше, чем баранины, а в Бельгии даже восемь раз. В целом в различных странах мира на мясо забивается около одного миллиона лошадей в год.
Россия ежегодно поставляет на мировой рынок, в основном в европейские страны, более 20тыс. мясных лошадей. Примерно столько же лошадей идет на экспорт. Мясное коневодство и производство кумыса отличаются высокой доходностью и рентабельностью. Не трудно понять, какой дополнительный доход можно было бы получить при содержании лошадей круглый год в табуне, без огромных расходов на строительство зданий откормочных комплексов скота зимой и для заготовки кормов.
В ряде арабских стран созданы свои золотые генофонды местных пород лошадей. В результате торговли на мировом рынке эти страны получают немалые доходы.
Правительство Башкортостана также принимает меры по развитию коневодства в республике, о чем свидетельствует ряд документов, принятых в последние годы, и специальный указ Президента РБ М.Г.Рахимова.
В условиях развития фермерского хозяйства лошадь, как тяговая сила, является самой доступной и дешевой. По подсчетам использование лошадей внутри хозяйства в качестве тяговой силы позволяет за год экономить значительное количество горючего. Таким образом, башкирская лошадь имеет большое будущее.
№9. Тема: «Конный спорт».
У народов многих стран очень популярен конный спорт. Когда спросили одного из долгожителей на Кавказе о секретах его долгой и полукровной жизни, он ответил «Вставайте пораньше и садитесь на коня». Безусловно, неприхотливые лошади являются самым подходящим для использования их в туристических походах на сильно пересеченной местности. В Башкортостане конный спорт, состязание на лошадях издревле являются почитаемым и увлекательным зрелищем.
Многие хозяйства республики имеют конно – спортивные комплексы. А конный маршрут, проложенный в Белорецком районе, - единственный в России, и привлекает любителей конного спорта со всех концов страны.
Высоко ценится чистопородные башкирские лошади с хорошими аллюром (богом) на аукционах.
Например, не малый доход получают специализированные хозяйства и конно – спортивные комплексы Баймакского , Хайбуллинского, Учалинского районов от реализации породистых произведений.
№10. Тема: «Стихи и песни о лошадях».
О лошадях пишут много. Не перечесть стихов, песен кубаиров созданных о лошади – друге человека.
Поэт Александр Филиппов написал поэму «Поэт и конник», артисты Сибайского драматического театра поставили спектакль драматурга Кол Давлетова о жизни лошадей.
Отрывок из эпоса «Урал – Батыр».(Читает ученик)
III. Заключение.
Почти 6000 лет лошади верой и правдой служат людям.
Около 250 пород лошадей выведено за это время в различных странах мира. Везде они стали настоящими друзьями и верными помощниками в разносторонней деятельности. Несмотря на развитие науки, техники, лошадь по – прежнему незаменима.
- Скажите, так, где же используется лошадь?
- под седло
- в упряжке
- в геологической разведке
- на кумысной ферме
- в медицине
- в спорте
- в туризме
- в бактериологических институтах. Они помогают нам избавится от таких страшных болезней как столбняк, гангрена, дифтерия, ботулизм и т.д. для этого у иммуницированных лошадей – доноров берут кровь и перерабатывают в сыворотку.
Во все века, с глубокой древности и до наших дней поэты, художники, скульпторы отдавали должное лошадям, изображая их на картинах, в мраморе, бронзе и чугуне ( конь С.Юлаева над р. Белой в Уфе). Лошади увековечены даже в шахматах.