Просмотр содержимого документа
«Видео - соревнования " Малые олимпийские игры"»
Механизм реализации третьего урока физической культуры в образовательном процессе школы
Зайцева О. В.
учитель физической культурыМОУ СОШ № 18 г. Комсомольска-на-Амуре
Увеличение в учебном плане общеобразовательных учреждений времени на занятие школьниками физической культурой является последовательным шагом государственной политики по укреплению здоровья подрастающего поколения.
Утверждённые Минобрнауки России федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования нацеливают систему общего образования на укрепление физического и психического здоровья обучающихся, воспитание школьников, осознанно выполняющих правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Базовым результатом образования в области физической культуры в школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности, которые способствуют не только активному развитию физических качеств обучающегося, но и формированию у них психических и социальных качеств и универсальных компетенций.
Стандартом предусматривается не только проведение уроков физической культуры, но и организация в образовательном учреждении спортивных секций, соревнований, походов и т. д. И введение третьего часа для занятий физической культурой даёт возможность школам реализовать это в соответствии с учебной программой и желанием и возможностями обучающихся.
Введение третьего часа физической культуры однозначно имеет массу плюсов, например:
- поскольку приказом введён третий час физической культуры за счёт регионального компонента, то появляется возможность использовать его на углубление физической подготовки по традиционным для региона видам спорта при организации секций, в том числе разновозрастных в пределах классов одной ступени;
- требованиями к структуре основной образовательной программы образовательного учреждения предусматривается необходимость разработки «Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». Содержание уроков физической культуры и внеурочная деятельность по этому направлению может стать хорошей основой данной программы;
- немаловажным является и возможность повышения двигательной активности школьников и при всевозрастающей с каждым годом интеллектуальной нагрузке;
- недостаточное количество педагогов заставляет администрацию школы расширять взаимодействие с ДЮСШ и другими учреждениями дополнительного образования города.
Статистические данные свидетельствуют о том, что за последний период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается, поэтому проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития им навыков здорового образа жизни очень актуальны.
Все это доказывает необходимость и своевременность увеличения часов физической культуры в школе. Но общеизвестно, что любое изменение учебного плана создаёт определённые проблемы, которые необходимо решать, прежде всего, это - кадровая обеспеченность, а также увеличение нагрузки на спортивные залы и всю спортивную инфраструктуру школы.
Путей решения этих проблем множество, выбор осуществляет сама школа в соответствии со своими возможностями.
Несколько слов о возможностях нашей школы.
Кадровая проблема перед нами не стоит, так как в нашей школе три учителя физической культуры 1 категории, одна из которых профессиональный тренер по плаванию. Кроме этого мы располагаем 1,5 ставками ПДО которые занимают тренер по каратэ, греко-римской борьбе, ритмике.
В учебном процессе мы реализуем традиционную программу: Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. – М.: Просвещение, 2008.
Планирование уроков осуществляется по традиционной форме и предполагает включение всех трех уроков в сетку расписания, при этом в средней (полной) школе допускается в 10-11 классе разделение на группу девушек и юношей (например, в соответствии с вариативной программой девушки занимаются ритмикой, а юноши хоккеем (мини-бенди), а также плавание и лыжная подготовка (таблица 1).
Таблица 1
Планирование уроков физической культуры
Класс
ФИО
учителя
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Лёгкая атлетика
Подвижные игры
Гимнастика
Плавание
Подвижные игры / футбол
Волейбол
Хоккей / Ритмика
Плавание
Подвижные игры /
Баскетбол
Лыжные
гонки
Гимнастика
Лёгкая атлетика
Подвижные игры
1а
Вергелис И.П.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
1б
Сим О.В.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
1в
Зайцева О.В.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2а
Зайцева О.В.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2б
Зайцева О.В.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2в
Зайцева О.В.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3а
Сим О.В.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3б
Сим О.В.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4а
Сим О.В.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4б
Сим О.В.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
5а
Сим О.В.
+
+
+
+
+
+
+
+
5б
Сим О.В.
+
+
+
+
+
+
+
+
6а
Зайцева О.В.
+
+
+
+
+
+
+
+
6б
Вергелис И.П.
+
+
+
+
+
+
+
+
7а
Вергелис И.П.
+
+
+
+
+
+
+
+
8а
Вергелис И.П.
+
+
+
+
+
+
+
+
8б
Вергелис И.П.
+
+
+
+
+
+
+
+
9а
Вергелис И.П.
+
+
+
+
+
+
+
+
9б
Зайцева О.В.
+
+
+
+
+
+
+
+
10а
Зайцева О.В./
+
+
+
+
+
+
+
+
Вергелис И.П.
+
+
+
+
+
+
+
+
10м
Зайцева О.В./
+
+
+
+
+
+
+
+
Вергелис И.П.
+
+
+
+
+
+
+
+
11а
Зайцева О.В./
+
+
+
+
+
+
+
+
Вергелис И.П.
+
+
+
+
+
+
+
+
Как видно из таблицы №1. В 1 и 4 четверти мы планируем такие виды спорта как легкая атлетика, гимнастика и подвижные игры для начальной школы. В 1-5-х классах в первой половине 2 четверти проводится плавание на базе МФ ГУ «Краевого Дома Молодёжи», для этого уроки в этих классах сдваиваются, так как бассейн находится в отдаленном месте. Перевозка детей осуществляется автобусом «Дома Молодежи». Во 2 половине четверти начальная школа (1-4 классы) проходит подвижные игры с элементами волейбола, а в 5-х классах изучается волейбол. В 6-9-х классах во 2 четверти проводим спортивные игры (футбол, волейбол). В 10-11-х классах в 1 половине четверти дети проходят волейбол, а во второй половине делятся на группы, девушки занимаются ритмикой, а юноши идут на хоккей. В первой половине 3 четверти учащиеся 6-11 классов занимаются плаванием, здесь так же происходит сдваивание уроков, а во 2 половине четверти эти классы изучают баскетбол. В 1-5-х классах вначале изучаются подвижные игры с элементами баскетбола, а затем лыжная подготовка.
В соответствии с ФГОС НОО в начальных классах нашей школы стали традиционными утренние зарядки, динамический час, спортивные перемены. Третий час физической культуры в 5-7 классах в нашей школе был введен несколько лет назад. Положительным результатом такого введения является развитие положительной мотивации учеников к урокам физической культуры, укрепление их здоровья. Последние годы наша школа занимает призовые места в общегородской спартакиаде школьников. В будущем учебном году мы вводим третий час физической культуры в 9-11 классах, тем самым сохраняя преемственность в обучении этому предмету.
Для занятий физкультурно-спортивной деятельностью мы располагаем: двумя спортивными залами (игровой и гимнастический), футбольным полем и актовым залом (для проведения уроков ритмики) и всем необходимым инвентарем, в том числе для проведения лыжной подготовки и хоккея.
Вот уже несколько лет мы работаем в тесном сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования города:
- во 2-3 четвертях уроки по расписанию и занятиях секции «Плавание» в течение всего года, проводятся в бассейне МФ ГУ «Краевой Дом Молодёжи»;
- при необходимости, особенно для подготовки к соревнованиям руководство ДЮСШ 4 на основании безвозмездного договора о сотрудничестве предоставляет нам манеж, тренажерный зал, беговые дорожки на стадионе Авангард;
- занятий в секции внеурочной деятельности «Юный баскетболист» и «Легкая атлетика» проводятся так же на базе ДЮСШ 4.
Однако, и у нас имеется ряд проблем которые находятся в стадии решения или согласования с органами местного самоуправления. Они направлены на улучшение инфраструктуры школы в целях приведения её территории в соответствие с требованиями Сан ПиН, предотвращения детского травматизма и повышения качества оказываемых нами услуг спортивно-оздоровительной направленности.
Прежде всего, это:
- отсутствие четкого обозначения границ (ограждения) участка школы, что приводит к увеличению степени риска ДТП с участием детей, детского травматизма; повышению захламленности территории и невозможности поддержания спортивных площадок в хорошем, с точки зрения санитарных норм, состоянии.
- физкультурно-оздоровительная зона не может обеспечить выполнение учебных программ по физическому воспитанию в полном объеме, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий, так как не имеет волейбольной и баскетбольной площадок, требуется замена дорожного покрытия, оборудование скамеек;
- приведение участка школы и прилегающей к ней территории в соответствие с требованиями ГБДД: установка знаков «Осторожно дети», «Проезд запрещен», «Пешеходный переход», «Стоянка автотранспорта»; оборудование 2-х лежачих полицейских.
В соответствии с требованиями нового Сан ПиНа нами разработан проект благоустройства школьного двора, в котором мы предусмотрели: оборудование волейбольной, баскетбольной площадок; установка скамеек; перенос гимнастического городка и полосы препятствий; оборудование автостоянок в «карманах» школы.
Проект был заслушан и одобрен на курсах повышения квалификации в НОУ ДПО «Дальневосточный научно-методический центр охраны труда и безопасности дорожного движения» в апреле 2011 года.
Реализация данного проекта планируется нами до 2020 года.
В 2011 году будут проведены работы по засыпке прыжковой ямы, решен вопрос об оборудовании двух «лежачих полицейских» на ул.Партизанская, карманов для стоянки автотранспорта, в стадии решения находится проблема оборудования ограждения школы.
Реализация представленных задач третьего оздоровительного часа физкультуры позволит поднять процесс физического воспитания на более высокий качественный уровень и говорить уже не о физическом воспитании но, о более широком понятии - "Физкультурное образование школьников".
Думается, что внедрение в учебный процесс третьего урока физкультуры оздоровительной направленности нуждается в специальной разработке его научно-методическом обеспечении, структуры и содержания методики обучения учащихся оздоровительными упражнениями, регламентацией нагрузок, системой контроля за успешностью учебного процесса, что в конечном итоге сыграет немало важную роль в социализации выпускников школы.