В повседневной жизни всем нам нередко приходится слышать слова и выражения, употребление которых совершенно недопустимо с точки зрения общественной морали и предназначено как для оскорбления адресата, так и для выражения отрицательных оценок людей и явлений. Это так называемая ненормативная русская лексика, являющаяся одной из неприглядных, но, к сожалению, трудноискоренимых сторон нашего «великого и могучего» языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Основополагающий вопрос: Как решить проблему загрязнения речи в классе?
Цели:
активизация логического и исследовательского мышления;
развитие информационной культуры, коммуникативных и социальных навыков;
усиление мотивации к повышению собственной культуры речи;
формирование интеллектуально-познавательной компетентности;
воспитание бережного отношения к русскому языку.
Форма работы класса:
6 групп по 4 человека
Доминирующие технологии:
РКМЧП, технология сотрудничества, технология проектного обучения
Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки с терминами и вопросами, толковые словари (6 шт.)
Результат деятельности: проект положения “О речевом этикете класса”
Структура:
I. Вызов:
создание условий для актуализации интереса к теме (проблематизация темы, работа с эпиграфом-синквейном, вопросы на актуализацию познавательной активности)
II. Осмысление:
организация активного восприятия и систематизации информации по теме (синонимический анализ, конструирование научного понятия, презентация-исследование, устная дискуссия, систематизация полученных знаний через ответы на проблемные вопросы, резюмирование выводов)
III. Рефлексия:
выявление и защита собственной позиции учащихся (проектирование положения “О речевом этикете класса”, свободная дискуссия по отбору правил положения)
Этапы реализации: I.Вызов:
1.Вступительное слово учителя.
– Добрый день! Сегодня нам предстоит разговор на одну из наиболее больных тем современного общества. Эта тема волновала вас уже давно, и сегодня, я думаю, вы уже готовы к серьезному анализу информации по проблеме употребления ненормативной лексики. Итак, тема классного часа – “Проблема употребления ненормативной лексики” (см. Презентация1 слайд №1), цель – анализ ненормативной лексики с точки зрения экологии речи. Сегодня мы попробуем ответить на вопрос: как решить проблему загрязнения речи в нашем классе
2.Работа с эпиграфом-синквейном.
– Готовясь к занятию, в качестве эпиграфа я придумала два синквейна, они получились абсолютно противоположны по смыслу Подумайте и определите, почему так получилось? (Первый эпиграф связан с язычеством, у восточных славян запретная лексика выполняла функцию оберега от нечистой силы; второй эпиграф отражает современное отношение к проблеме.)
3.Вопросы на актуализацию познавательного интереса.
– Какая народная примета является свидетельством того исторического факта, что свист призывает нечистую силу? (Нельзя свистеть в помещении.)
– Какой персонаж УНТ является подтверждением этой приметы? (Соловей-разбойник.)
– Почему мат категорически отвергается христианством? (Отголосок язычества.)
II. Осмысление:
1.Синонимический анализ.
– Объясните смысл записанных на карточках слов, на обсуждение в группах дается 1 минута (6 карточек по количеству групп: “черные слова”, “срамные слова”, “негодные слова”, “лексика телесного низа”, “оскорбительные слова”, “ненормативная лексика”.)
2.Конструирование научного понятия “ненормативная лексика”
3. Детская презентация-исследование “Ненормативная лексика как средство самовыражения” (Предварительно подготовлено группой учащихся.
6.Резюмирование выводов (речь засорена, необходима “прополка” языка, лингвоэкология призвана решить эту проблему, необходимо выработать меры и способы защиты русского языка от слов-паразитов.
III. Рефлексия:
1.Выявление и защита собственной позиции учащихся (проектирование положения “О речевом этикете класса”
2.Свободная дискуссия по выбору правил положения (каждая группа выносит на обсуждение 3 правила, выбирается 10-12 наиболее удачно сформулированных и актуальных правил из ряда предложенных).
3.Демонстрация варианта проекта положения “О речевом этикете класса”.