kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Цикл внеклассных занятий по сказам П.П. Бажова, направленных на формирование чувства уважения к "малой" Родине обучающихся 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цикл внеклассных занятий – это ряд литературных занятий на тему по сказам П.П.Бажова, преследующие цель – формирование чувства уважения к малой родине у учащихся 4 класса, созданный одним автором.

Цель данного цикла – разработка и систематизация, пробация внеклассных занятий, направленных на формирование уважения к малой родине учащихся 4 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Цикл внеклассных занятий по сказам П.П. Бажова, направленных на формирование чувства уважения к "малой" Родине обучающихся 4 класса»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»










Цикл внеклассных занятий по сказам П.П. Бажова, направленных на формирование чувства уважения к "малой" Родине обучающихся

4 класса














Камышлов, 2019

Цикл внеклассных занятий по сказам П.П. Бажова, направленных на формирование чувства уважения к "малой" Родине обучающихся 4 класса / сост. студентка 4 А группы Валиева К.Р. – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2019.



Руководитель: Перминова С. И., преподаватель ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», магистр педагогики.

Рецензент: Красноперова Л. М., преподаватель ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».




Цикл включает в себя конструкты внеклассных занятий по сказам П.П. Бажова, известного уральского сказителя. Внеклассные занятия направлены на формирование уважения к малой Родине у учащихся 4 класса по УМК «Школа России». Данный цикл может использоваться во внеклассной деятельности, предназначен для учителей начальных классов, студентов практикантов, организаторов по воспитательной работе.





© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2019.








Пояснительная записка

Цикл внеклассных занятий – это ряд литературных занятий на тему по сказам П.П.Бажова, преследующие цель – формирование чувства уважения к малой родине у учащихся 4 класса, созданный одним автором.

Цель данного цикла – разработка и систематизация, пробация внеклассных занятий, направленных на формирование уважения к малой родине учащихся 4 класса.

Данные занятия разработаны в соответствии с требованиями ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в себя результаты личностного характера:

  • формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Данный результат необходимо формировать в процессе внеклассной и урочной деятельности. Несомненно, программа образовательных учреждений стремится реализовывать мероприятия, направленные на достижения поставленных требований. Отсюда и возникает необходимость в разработке цикла внеклассных занятий, направленных на формирование нравственных ценностей.

В начальной школе по программе «Школа России» изучается только одно произведение П.П. Бажова «Серебряное копытце», которое может способствовать формированию нравственных ценностей у обучающихся 4-го класса. Особый интерес в плане содержания для формирования нравственных ценностей представляют произведения: «Хозяйка Медной горы», «Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Горный мастер» и другие, на основании которых разработан цикл внеклассных занятий. В каждом произведении содержится поучительная история героя и описание природы родного края, при анализе которой происходит формирование чувства уважения к малой родине. На внеклассных занятиях, представленных в данном цикле, предполагается использование различных активных форм организации: заочная экскурсия, литературный вечер, творческая мастерская, интеллектуальная игра.

Предлагаемый цикл внеклассных занятий предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах», а также учителей начальных классов, педагогов организаторов образовательного процесса.


Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Дата

Тема

Форма занятия

Целевые установки

1

5.04.18

«В мире сказов П.П. Бажова»

Заочная экскурсия

Формирование уважения к Уралу посредством заочного путешествия при изучении сказов П.П. Бажова «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Огневушка-Поскакушка», «Малахитовая шкатулка», «Кошачьи уши», «Далевое глядельце», «Медной горы Хозяйка», «Золотоцветень горы», «Жабреев ходок», «Про великого полоза» и «Змеиный след».

2

9.04.18

«Кладовая сказов П.П. Бажова»

Литературный вечер

Формирование чувства уважения к малой родине посредством проведения литературного вечера по сказу П.П. Бажова «Медной горы хозяйка».

3

19.04.18

«Хрупкая веточка», «Каменный цветок»

Творческая мастерская

Формирование ценности труда уральских мастеров по средствам сказов П.П. Бажова «Хрупкая веточка», «Каменный цветок».

4

26.04.18

«Сказы П.П. Бажова»

Интеллектуальная игра

Формирование уважение к малой родине при изучении сказов П.П. Бажова «Огневушка-Поскакушка», «Малахитовая шкатулка» в форме интеллектуальной игры.


Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»











Конструкт заочной экскурсии

«В мире сказов П.П. Бажова»









Исполнитель:

Валиева К.Р.,

студентка 4 а группы






Камышлов, 2019

Тема: «В мире сказов П.П. Бажова»

Форма организации: заочная экскурсия

Цель – формирование уважения к Уралу посредством заочного путешествия при изучении сказов П.П. Бажова «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Огневушка-Поскакушка», «Малахитовая шкатулка», «Кошачьи уши», «Далевое глядельце», «Медной горы Хозяйка», «Золотоцветень горы», «Жабреев ходок», «Про великого полоза» и «Змеиный след».

Задачи:

  • Жизненно – практическая: совершенствовать навык анализа литературных текстов;

  • Воспитательная: прививать интерес к сказам П.П. Бажова, воспитание чувства уважения к малой родине;

  • Организационно – педагогическая: способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения, расширить читательский кругозор учащихся посредством знакомства со сказами П.П. Бажова.

УМО: текст, презентация, карта путешествия, 3 малахитовые шкатулки, распечатки.

Светлый град Сысерть

Малахитовая кладовая

Тайны Азов-Горы

Полдневская сторона

Кроссворд















Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Организационно-мотивационный

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наше занятие пройдет в необычной форме – форме заочной экскурсии. Мы посетим 4 станции.

Названия

Нам поможет карта, которую вы видите на слайде.

На первой станции мы побываем в Уральском городке Сысерть и узнаем, как этот город связан с П.П. Бажовым.

Вы внимательно меня слушаете, и во время прослушивания мы с вами проведем игру белые пятна: у вас на листе написан вопрос, давайте их прочитаем


Во время прослушивания вы должны будите написать ответы на образной стороне листа.

Мой рассказ начинается.









Рассказ

Упражнение

Деятельностный

1 станция: «Светлый град Сысерть»

На этой станции мы познакомимся с прошлым великого сказителя и его родным городом для этого мы сыграем в игру белые пятна и познакомимся с картой города, в котором родился этот человек.

Игра «Белые пятна»

Уральский сказитель, родившийся в 1879 г. в уральском рабочем поселке, ныне г. Сысерть (недалеко от Екатеринбурга) в семье заводского мастера металлургического завода.

Был в семье единственным сыном, поэтому когда пришло время учиться, родители не пожалели денег и отдали его учиться в платную трехлетнюю земскую школу, где он показал свои таланты.

После окончания Пермской духовной семинарии стал …

Он много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края. Ему нравились старые уральские сказы, легенды, богатейший язык уральцев. Был ли он патриотом своего края?

Первые свои сказы он написал еще в 1936 г., а первая и самая его известная книга "………………………………" вышла в 1939 году.

Главной темой рассказов стало мастерство и рабочий характер тружеников ……..

В его …… гранильщики, камнерезы, старатели встречаются с вымышленными, фантастическими героями.

Начнем мы с родины Бажова.

…Мира не узнаешь, не зная края своего.

П.П. Бажов

Небольшой Уральский городок Сысерть - родина знаменитого сказочника Павла Петровича Бажова, который родился здесь в 1879 году. Город находится в 50 км к югу от Екатеринбурга, расположен в долине реки Сысерть у подножия горы Бесенковой. Город плотным кольцом окружают вековые сосновые боры и омывают чистые пруды.

На слайде вы видите карту города Сысерти с отметками. Каждая такая метка обозначает одно из мест находящихся в городе еще со времен Бажова. Многие из них были описаны в сказах самого автора. Вы хотите узнать как родной город повлиял на становление великого сказителя?

Прошлое, настоящее и будущее города Сысерти связано с именем Павла Петровича Бажова, любившего беззаветно свою родину, ее природу.

Образ родной ему Сысерти, запечатлен во многих сказах, очерках и повестях. В своем сказе «Кошачьи уши» П.П. Бажов знакомит нас с Сысертью:

«Сысерть-то светлее всех жила. Она, вишь, на дороге пришлась в казачью сторону. Народ туда-сюда проходил и проезжал».

На слайде

Дом-усадьба родителей Бажова


Крутобокая Бесенкова гора.


Собор Симеона и Анны.


Начальная школа на улице Бажова, где будущий писатель учился.


Комплекс зданий старого завода

Гранильная фабрика для обработки ювелирных и каменных изделий из малахита, змеевика, мрамора была построена в 1759 году. Начались поиски драгоценных камней. В течение десяти лет в округе были открыты месторождения черных, синих, зеленых и желтых турмалинов, сапфиров, рубинов, хрусталя, аметистов, сердоликов с агатами.

Какое значение имеют эти места для П.П. Бажова?


Стал ли Павел, уважать жителей своего города смотря на их жизнь и труд?

Можно ли П.П. Бажова назвать патриотом? Если да докажите.

Каким образом город Сысерть связан с П.П. Бажовым?


2 Станция нашей экскурсии: «Малахитовая кладовая»

На этой станции мы познакомимся с творчеством П.П. Бажова, с драгоценными предметами из его сказов.

У меня есть 3 малахитовые шкатулки, в каждой из них есть особенный предмет связанный со сказами П.П. Бажова. Когда я прочитаю текст, вы назовете мне предмет, лежащий в шкатулке.

1 шкатулка:

Полевской район издавна интересовал многих исследователей. Его богатства привлекали известных географов, геологов и путешественников.

В Полевском районе, как и вообще на Урале, открыты сотни полезных ископаемых и минералов: от железных руд с различным содержанием железа до разнообразных видов поделочных камней и самоцветов, имеющих большую редкость в природе. О чем я веду речь?

На карте отображен путь П.П. Бажова, пройдённый им в своей жизни. В процессе путешествия он изучал свою малую Родину – Урал. Много где бывал великий сказитель и там где был, он собирал сказы, рассказы, повести и легенды, которые после стали основой для его сказов.

Какую черту Бажова можно узнать, посмотрев на этот путь?

Можно ли назвать эти чувства патриотическими?

О чем говорит нам карта его путешествий?



Можно ли сказать, что он любил Урал?

Писатель Ф. В. Гладков говорил, что в сказах П. Бажова «…удивительно чутко и проникновенно воплощена глубокая, большая душа народа – могучего работника, великого труженика, патриота, который нес в себе негасимую правду и творческую красоту».


2 шкатулка:

В сказе «Далевое глядельце» П. Бажов писал: «Сказывали наши старики, что в здешних горах глядельце есть. Там все пласты сходятся. А далевым оно потому зовется, что каждый пласт, будь то железная руда али золото, уголь али медь, дикарь-камень али дорогой самоцвет, насквозь видно на многие версты. Глядельце это не снаружи, а в самой горе. Добраться до него человеку нельзя, а видеть можно».

Что может лежать в шкатулочке с таким текстом?

Верно! Сейчас я вас попрошу отгадать загадки, что бы узнать самоцветы о которых писал уральский сказитель.

1. Этот камушек часто вам в жизни помогает. Он красного цвета. На часы поглядите – там он есть. Из этого камня делают стекла в космических кораблях. Из этого камня сделаны звезды на башнях кремля. Что это за камень? (РУБИН)

2. Этот камень означает просто «синий камень». Блеск имеет бархатистый, глазу приятный. (САПФИР)

3. Название этого камня означает «непьяный». Греки в старину говорили: кто, мол, носит этот камень, значит трезвенник! Верно, камень «непьян». (АМЕТИСТ) Сказы - Орлиное перо, Аметистовое дело.

4. «Огонь-камень». Говорят, бури усмиряет, да и сердца человеческие. Раньше проигрыватели были, а в них первоэлементы из камня этого. Он чаще всего оранжевого цвета. Но бывает и коричнево-золотистый. (ТОПАЗ) Сказ - Богатырева рукавица

5. Ценнейший поделочный камень, лучшие сорта только на Урале. Хозяйка Медной горы любила платье из этого камня. (МАЛАХИТ) Сказы - Хрупкая веточка, Железовы покрышки, Медной горы Хозяйка, Малахитовая шкатулка, Каменный цветок и другие.

6. Еще один камень. Наполеон Москву рассматривал в трубу сквозь этот камушек. Говорят, он змей ослепляет, а на глаз человеческий благотворно влияет. Под подушку его кладите, глаз будет алмаз. (ИЗУМРУД) Сказ - Медной горы Хозяйка.

7. Камень влюбленных. (АКВАМАРИН) Сказ - Орлиное перо.

8. Прозрачный камень, а сам сверкающий. Название его переводится – «неукротимый». (АЛМАЗ) Сказы - Железковы покрышки, Медной горы Хозяйка.

Эти самоцветы и драгоценные камни добываются и обрабатываются героями сказов Бажова.

Откуда эти самоцветы появились в сказах Бажова?

Кто герои сказов?

Какие качествами они обладают?

Можно ли утверждать, что они любят своё дело?

То место где живут и работают?

Выражает ли отношение его персонажей к ним отношение самого Бажова?


3 шкатулка:

Вы должны отгадать статуэтка какого героя находится в 3 шкатулке по описанию.

Она считалась покровительницей уральских рудокопов.

Она же была хранительницей малахита. Так и называли ее иногда Малахитница. Перед людьми она выступала в образе сказочно богатой женщины с зелеными глазами, одетой в роскошное малахитовое платье, с изящной диадемой-кокошником, изукрашенной малахитом и драгоценными камнями. Ее чертоги украшали малахит, алмазы и цветы самородной меди.

Вниманием и состраданием Малахитницы объясняли рудокопы каждую встречу с малахитом. Пропал малахит - значит, рассердилась Хозяйка. А пропадал он также неожиданно, как и появлялся. Встреча с ним всегда была непредсказуема. Так и пошло по Уралу предание, что за великую доброту, душевную чистоту и честность одаривает Малахитница драгоценным своим камнем…

О какой героине идет речь?

Какую роль играет она в сказах П. Бажова?


3 станция: «Тайны Азов-Горы»

На этой станции мы познакомимся со сказом «Кошачьи уши», с его героями и какие тайны таит Азов-Гора.

В качестве главных героев произведения можно выделить деревенскую девушку Дуняшу (Дуняху) и Матвея.

В сказе П. П. Бажова «Кошачьи уши» девушка Дуняха идет из Полевского в Сысерть и обратно, чтобы рассказать рабочим о восстании, которое поднял Емельян Пугачёв («...главный начальник у народа Омельян Иваныч прозывается.. .народу от него воля, а заводчикам да барам - смерть!»). На обратной дороге ей встретилась земляная кошка. Кошачьи уши спасли Дуняху от волков и довели до Полевского.

«Кошачьи ушки» или как их называют горняки «Земляная кошка» - это образ природного явления, состоящего в выделении сернистого газа на приисках, напоминающего собой по форме кошачьи ушки.

Гора Азов - самое высокое место в окрестностях города Полевского (588 м над уровнем моря).

Гора издавна служила своеобразным ориентиром для путников. Приметная гора была видна издали, поэтому у ее подножия проходила дорога из Кунгура в Сибирь. Вершина Азов-горы увенчана мощными скалами с отвесными стенами, откуда открывается красивый вид на лесистые просторы. Название горы произошло от тюркского азау - «коренной зуб».

Азов-гора неоднократно упоминается в сказах П. П. Бажова, тайну её сокровищ окутывает множество легенд. В сказе «Кошачьи уши» речь идет о пугачевском движении на Урале.

Большая часть легенд об Азов-горе повторяет вечный сюжет про разбойничий клад.

Здесь в кабинете, я спрятала письмо в котором написано об этом сюжете.

«Жил на этой горе и в пещере скрывался разбойник Азов. Вот было у них безвыходное положение, всем уходить надо из этих мест. А в пещере много награбленного хранилось, его с собой не возьмешь. Вот и решили они вход в пещеру за класть. Ну, заложили пещеру, а Азов и спрашивает у разбойников: «Кто желает остаться здесь при кладе?» Один и вызвался. Азов его пристрелил, чтоб никто про клад не узнал и кости чтоб его этот клад караулили...»

В честь кого из легенды названа Азов-гора?

За какие его действия она получила его имя?

Есть другая версия о происхождении названия этого места.

Еще говорили старые люди, что гора называется Азов, потому что живет на ней в глубокой пещере девка Азовка. Скучно ей там одной, но людям на глаза она не любит показываться, если и показывается, то редко. Но чтобы знали люди, что она жива, каждый вечер, как стемнеет, зажигает она на самой вершине горы огонек. Многие люди видели этот огонек, девку искали, но не нашли. «Азов-то гора не простая. Богатства в ней много, да достать трудно. Было здесь имечко заклянено: кто его назовет - тому гора и откроется. Угадать надо было имечко это. Тогда было бы счастье. Это девки Азовки имечко».

До сих пор говорят, что люди, оставшиеся один на один с горой, слышат, будто внутри кто-то поет или плачет и стонет; видят огонь (свечу, костер) на вершине, только если подойдешь поближе, окажется, что никакого огня нет... До сих пор ищут место, где находился вход в пещеру, вспоминают людей, которые будто бы туда заходили, но не разглядели ничего: ветер подул, свеча погасла, а потом вход в пещеру засыпало землей и завалило камнями.

Такие тайны хранит эта гора.


4 станция: «Полдневская сторона»

На этой станции мы познакомимся с героями сказа «Серебряное копытце»

Деревня Полдневая возникла в 1735 году как крепость для защиты горных заводов от набегов бесконечно бунтовавших "Башкирцев".

Бажов писал: "Известно, например, что Полдневая, бывшая когда-то крепостцой против башкирских набегов, была населена мастеровыми Турчанинова". Название "Полдневая" означает "южная" (другой исток Чусовой Западная Чусовая). Но народная этимология утверждает, что деревня названа Полдневой потому, что в полдень солнце стоит над её главной улицей. Вокруг Полдневой в старину располагались рудники, золотые прииски и прииски, где добывали знаменитые самоцветы "кразелиты" хризолиты.

М. Никулина приводит местное предание конца XIX века: "Два старика полдневских натыкались на хризолиты, намыли два мешочка небольших, повезли в Екатеринбург продавать ли, сдавать ли, а их не берут. Ну, они приехали да и бросили камешки в воду. Что с них толку!" Именно здесь, на крошечных речках Бобровке и Хризолитке, вьюжной зимою дедушка Кокованя, девочка Дарёнка и кошка Мурёнка увидели на крыше своего балаганчика козлика Серебряное Копытце.

«…Глядит Дарёнка кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.

К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козёл стоит и всё бьёт да бьёт серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются.

… А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие большие. Хризолитами называются. Видали?».

Полдневское россыпное месторождение демантоидов было открыто на Бобровке отцом и сыном Калугиными в 1874. Именно тогда горщики неправильно назвали камень «хризолитом», под которым скрывался изумрудно-зеленый демантоид, разновидность граната. И еще долгое время этот самоцвет в России и Европе был известен под именем «уральский хризолит».

Как описывает уральский сказитель Полдневская сторону?


5 станция: «Кроссворд»

1. Этот драгоценный камень воспевал Павел Петрович Бажов в своих сказах.

(Малахит)

2. В неё превратилась Хозяйка Медной горы.

(Ящерица)

3. Этот мастер вызнал тайну цветка и смастерил каменный цветов невиданной красы.

(Данила)

4. Его можно найти в тех местах, где плясала Огневушка.

(Золото)

5. Прозвище старика, приютившего девочку-сиротку в сказе «Серебряное копытце».

(Кокованя)

6. Деревня в которой происходили многие сюжеты сказов П.П. Бажова.

(Полдневская)

7. У этой горы нужно было искать камень для чаши Даниле-мастеру в сказе «Каменный цветок».

(Змеиная)

8. Она стала хозяйкой малахитовой шкатулки.

(Танюшка)

Вопросы для обсуждения:

1. Кого из названых героев можно назвать любящими дела, которым занимались? Место где родились и работали?






П.П. Бажов






Учителем


Он патриот


Малахитовая шкатулка

Урала

Сказах


П.П. Бажовым




























Эти места стали причиной такой жизни сказителя.

Да

Да

Нет. Ни каждый трудолюбивый человек является патриотом.

Да

Родители и малая Родина












Карта







Он много путешествовал и узнавал

Да, потому что










Металлы: золото, медь, железо, самоцветы.











(РУБИН)

(САПФИР)


(АМЕТИСТ) Сказы - Орлиное перо, Аметистовое дело.

ТОПАЗ) Сказ - Богатырева рукавица



МАЛАХИТ) Сказы - Хрупкая веточка, Железовы покрышки, Медной горы Хозяйка, Малахитовая шкатулка, Каменный цветок и другие.

ИЗУМРУД) Сказ - Медной горы Хозяйка.

(АКВАМАРИН) Сказ - Орлиное перо.

(АЛМАЗ) Сказы - Железковы покрышки, Медной горы Хозяйка.

Из его опыта жизни.

Труженики

Упорством, смелостью, любовью

Да, потому что они не откажутся от него

Да, персонажи чувствуют тоже, что чувствовал к Родине П. Бажов













Хозяйки Медной Горы

Воплощение гор Урала

























Ищут письмо в котором распечатан текст.


«Жил на этой горе и в пещере скрывался разбойник Азов. Вот было у них безвыходное положение, всем уходить надо из этих мест. А в пещере много награбленного хранилось, его с собой не возьмешь. Вот и решили они вход в пещеру за класть. Ну, заложили пещеру, а Азов и спрашивает у разбойников: «Кто желает остаться здесь при кладе?» Один и вызвался. Азов его пристрелил, чтоб никто про клад не узнал и кости чтоб его этот клад караулили...»

В честь разбойника Азова

Место схрона разбойника.



























































Рассказ

Иллюстрация

«Белые пятна»

Итог

Мы держим с тобою, приятель, в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость, и горе.

Озера и реки здесь – как зеркала,

Нам песню споет пожилая ветла

И много расскажет нас басен

Уральский лес чуден, прекрасен.

А горы до неба почти достают,

Красива природа – покой и уют.

И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят.

Итак, наша экскурсия подошла к концу.

- В каких местах мы сегодня побывали?

- Какие сказы были написаны на основе этих мест?

- Какие сказы вам захотелось прочитать?

- Что чувствовали герои этих сказов по отношению к Уралу?

- Каким выступает Урал в сказах Бажова?

- Ребята, я была рада встрече с вами. До свидания!


Светлый град Сысерть, Малахитовая кладовая, Гора Азов, Деревня Полдневая.

Перечисляют сказы.

Беседа


Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»










Конспект литературного вечера

«Кладовая сказов П.П. Бажова»




Исполнитель:

Валиева К.Р.,

студентка 4 А группы





Камышлов, 2019

Тема «Кладовая сказов П.П. Бажова»

Форма организации: литературный вечер

Цель – формирование чувства уважения к малой родине посредством проведения литературного вечера по сказу П.П. Бажова «Медной горы хозяйка».

Задачи:

  • Жизненно - практическая – формировать навыки анализа литературных произведений философского содержания (умение видеть художественные средства воплощения авторской идеи и делать выводы);

  • Организационно-педагогическая – способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;

  • Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к сказам П.П. Бажова.

Время на проведение: 40 минут

УМО: портрет, карточка «Высказывание М. Камакина»

«Истинные ценности... не продаются!» М.Камакин


Бывает ведь, — лицом цветок, а нутром — головёшка чёрная.










Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы и приёмы

Организационный

Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас необычное занятие, которое пройдет в форме литературного вечера.

-Для вас я подобрала высказывание М.Камакина «Истинные ценности не продаются».

- Как понимаете данное высказывание?



- Действительно, истинные ценности нашей жизни – это не материальные блага. Не машина, квартира, одежда, драгоценности и многие другие вещи. Внутренние качества – ценности нашей жизни. Когда мы совершаем то или иное действие, мы, прежде всего, должны обращаться к своему внутреннему миру, опираться на свои внутренние ценности, а также на ценностные чувства к нашей родине.

- Ребята, в конце занятия мы вернемся к этому высказыванию.

- Как вы думаете, какая цель будет на уроке?

Приветствие




- Настоящие ценности нельзя купить или продать. Они остаются с человеком навсегда.









- Узнать, что такое ценности

Слово учителя

Мотивационный

Прием «Угадай портрет»

- Ребята, посмотрите на слайд.

- Кто представлен на этих слайдах?


- Найдите портрет П.П.Бажова.

- Что вы знаете о П.П.Бажове?

- Молодцы

- К нам на занятие пришла Хозяйка Медной горы и хочет поведать о жизни П.П.Бажова.

-Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники?

-Зачем пришли, богатства мои высматриваете или поучиться?

-Ну, коли учиться, так другой разговор. Я поведу вас путешествовать по моим владениям. Готовы? Приглашаю.

Рассказ Хозяйки Медной горы о сказочнике П. П. Бажове (Показ портрета писателя).

Ребята сегодня мы с вами познакомимся поближе с творчеством уральского писателя - сказочника Павлом Петровичем Бажовым. Его знаменитый сборник сказов «Малахитовая шкатулка» - кладовая знаний об уральской природе, о горных богатствах и умениях уральских мастеров. Творчеству Бажова посвящено много диссертаций и монографий, его имя включено в учебники по детской литературе, по его произведениям написаны сценарии и поставлены спектакли «Каменный цветок», «Огневушка-Поскакушка», мультфильмы «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец» и др.

Его книгой сказок «Малахитовая шкатулка» зачитываются дети всего мира.

- Ребята, о каких чертах характера говорят факты биографии?



- Д.Мамин-Сибиряк, П.П.Бажов, П.П.Ершов


- Павел Петрович жил на Урале, писал сказы



- мастеровые люди


- поучиться
















Фронтальный опрос

Беседа

Деятельностный

- Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент биографии П.П.Бажова. Посмотрев видео биографию, ответьте на вопросы. Прием «Белые пятна»

- Где родился П.П.Бажов?

- Где прошло его детство?

- Чем занималась мать Бажова П.П.?

- Сколько лет работал учителем?

- Кем работал в Камышлове?


- Как называлась первая книга?

- За какую книгу Павел Петрович был удостоен сталинской премии второй степени?

- Но это еще не все. Для вас подготовила свое выступление про П.П.Бажова ваша одноклассница. Давайте послушаем и ее. А затем вы скажете, что интересного вы узнали.

































- Итак, ребята, вы внимательно слушали и готовы ответить на вопрос, что было для вас самым интересным?







- В сказах П.П. Бажов писал о нравственных ценностях.

- Как вы думаете, что такое ценности?

- А какие ценности бывают? Приведите пример.

А можете ли вы привести пример материальных ценностей и духовных, которые есть у вас?



-Как вы думаете, какие ценности наиболее важны для человека и всего общества? Почему?


- У общества есть беды? Какие?


- Как вы думаете, что важно сохранить у себя, чтобы в обществе, во всём мире никогда не было бед, и все жили в дружбе и согласии?

-Всё верно, вы молодцы! А данные качества есть у всех людей?

-А как можно объединить все качества в 2 слова?

-А что такое «нравственные ценности?»




Отлично! Давайте подведём итог. Что необходимо человеку, чтобы поддерживать мир во всём мире?

Люди, которые не оснащены таким набором качеств, они несут кому-нибудь вред? Какой?

-Значит, нехватка данных качеств это общая проблема для всего человечества?

-А эту проблему выносили на обозрение? Разговаривают ли о ней? Кто и в какой форме?




-Да, ребята, верно. Самыми главными людьми, которые передают чувства и эмоции данной беды – это писатели и поэты.

-А какую цель преследуют авторы, когда создают произведения о гуманных людях или противоположных им?

-Много ли вообще таких произведений?

-Сейчас, мы вспомним те произведения уральского сказителя, которые нам необходимы для сегодняшнего вечера. Ведь произведений, в которых раскрывается идея нравственных ценностей много и одного дня нам не хватит.

-Посмотрите на иллюстрации и скажите полное название произведения, назовите автора.

- Давайте поразмышляем. Опишите представленный эпизод. Какие поступки совершают герои? Что между ними общего?

- Как вы думаете, писатель обладал нравственными ценностями? Сейчас мы это и узнаем.

В воспоминаниях о своём любимом отце дочь писателя Ариадна Бажова-Гайдар пишет о том, что Павел Бажов очень любил детей, и они отвечали ему такой же преданной любовью. Писатель разговаривал с детьми безо всякого сюсюканья, как с взрослыми людьми, так как был опытным и наблюдательным педагогом. Он всегда с должным пониманием относился к ребячьим проблемам и хотел видеть их счастливыми. П.П.Бажов написал большое количество сказов. Например, «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», «Живинка в деле»

- Какая ценность была у писателя?

Парад лит героев: Кати, Данилы

- Давайте послушаем вашего одноклассника, который подготовил характеристику Кати (изображение на слайде)





















- Образ Кати убеждает нас в мысли, что верность, терпение, смелость, любовь, доброта помогают людям пережить самые тяжёлые жизненные испытания, что красота не только в искусстве, но и в человеческих отношениях.

- Посмотрите на изображение Данилы (фото на слайде)


- Почему Данило не согласился остаться в горе?

- Какими нравственными качествами он обладает?

- Почему Хозяйка не стала отнимать у него память о секретах ремесла горного мастера, но каменный сад велела «накрепко» забыть?

- Обладает ли она нравственными ценностями? Какими?

- Какая нравственная ценность есть у Кати?

-Какая ценность есть у всех этих людей?

- Можете ли вы привести пример из своей жизни, когда вы проявляли нравственные ценности?

-Ребята, а как вы думаете, все ли произведения показывают героев, которые обладают нравственными ценностями?

-Приведите пример, найдите этот эпизод в тексте

- Для чего автор показывают нам героев, у которых нет нравственных качеств?

- Давайте вернемся к высказыванию «Истинные ценности не продаются».

- Изменилось ли ваше мнение?

Не все в жизни покупается и продается. Нужно помнить об этом и обладать нравственными ценностями.




- На Урале

В Сысерти на Полевском заводе

- Была искусной кружевницей

- 18 лет

- Редактором камышловской газеты Красный путь

- Уральские были

- Малахитовая шкатулка


Будущий писатель родился в1879 году в семье рабочего. Отец был мастером золотые руки, но характером строгим, поэтому на одном месте жить им приходилось недолго. Пережали часто с места на место. Мама занималась рукоделием, тем и жили.

От любимой бабушки Авдотьи Петровны, большой выдумщицы и хорошей сказительницы, маленький Павел впервые услышал много сказок, легенд и рассказов.

Слушал он других сказителей. Особенно запомнились рассказы одного рабочего с Гумешского рудника Хмелина. Лет тому было более70, а самому Павлу Бажову 12.

Когда Бажов вырос, то окончил духовное училище и духовную семинарию и 17 лет преподавал русский язык и литературу в уральской деревне Шайдурихе. Во время летних каникул ездил по дальним деревенькам по уральским заводам и собирал фольклор, пословицы, поговорки, сказы, интересные истории и все это записывал в тетрадь. А потом переписывал на отдельные листы и расставлял в картотеки, которую называл «узелки на память»

Заслугой Бажова было то, что он сделал сказы уральских рабочих достоянием для всех. Самое первое произведение «Зеленая Кобылка» - героем, которой, был он сам Павел Бажов.

- П.П. Бажов много узнал от бабушки, которая рассказывала ему сказки, легенды

- Бажов ездил по маленьким деревенькам, по уральским заводам и собирал фольклор, пословицы, поговорки, сказы, интересные истории и все это записывал в тетрадь.


-Это то, что важно для человека.

-Материальные, духовные

- Деньги, машина, дом/ любовь, дружба, семья

Книги, дом, компьютер и др./семья, дружба и др.

-Духовные ценности.

- Потому что материальные ценности исчезнут, а духовные останутся.

- Да. Люди не уважают друг друга, циничны и др.

- Нравственность, человечность, уважение к окружающему миру, людям, толерантность и т.д.

-Нет, поэтому общество и страдает.

-Нравственные ценности.

-Группа качеств, взглядов, которые выражают уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

-Чтобы человек обладал нравственными ценностями и чувствами.

-Несут вред окружающей природе, животным, людям и др.

-Да


-Да. Писатели и поэты писали произведения, в которых описывали поступки людей, у которых есть нравственные ценности и людей, у которых их нет



-Показать роль людей в мире, у которых есть нравственные ценности. Научить читателей каким-л. правилам жизни, правильным поступкам и др.


Да






Да












-Любовь к детям


-Катя, героиня сказа «Горный мастер». Все помыслы, все мечты девушки были связаны с Данилой, который находился у Хозяйки Медной горы. Из-за него она терпела обиды и насмешки от земляков и даже от родных и близких. Из-за него она ушла к Прокопьичу, названому отцу Данилы. Чтобы хоть в мыслях быть ближе к любимому человеку, Катя стала изучать его ремесло. Данилушко будто посылал ей подходящие камни из Медной горы, а мысли о нём помогали девушке создавать простые, но изящные изделия. Катя смела и решительна в своих поступках, готова бороться за свою любовь: -Катя – смелая, решительная, готова бороться за свою любовь, требует у Хозяйки своего жениха; Хозяйка – не обижается на настойчивость Кати, её напористость вызывает только весёлый смех, радуется выбору Данилы







- Выбирает любовь

- Труд, любовь к близким и к родине

- Хочет, чтобы Данило нашёл собственную дорогу, а не повторял виденное, придумал своё

- Мудрость, доброта

- Любовь и верность

- Доброта

- Да. Рассказывают


- Нет


- Ребята, которые ломились к Кате

- Для того, чтобы показать, что есть разные люди

Прием «Белые пятна»



Демонстрация видеофрагмента.


Вопросы по видео


Обобщение




































Фронтальный опрос, беседа.


































Словесный (слово учителя, беседа)





















Рефлексия

Итак, наш литературный вечер подходит к концу.

Прием «Продолжи фразу»

Мне больше всего удалось…

А особенно удалось…

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я понял, что…


- Какие сказы вам захотелось прочитать?


- Какие ценности раскрываются в сказах П.П.Бажова?

-Перед вами лежат листочки, на которых изображён человек. Напишите нравственные качества, которые преобладают у вас и те, которые вы стремитесь развить у себя.










- «Каменный цветок», «Живинка в деле», «Горный мастер».

- Труд, любовь, верность, уважение



Слово учителя.


Беседа.



Самостоятельная работа.

Приложение 1























































Приложение 2





Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»











Конструкт творческой мастерской по сказам П.П. Бажова

«Хрупкая веточка», «Каменный цветок»









Исполнитель:

Валиева К.Р.,

студентка 4 а группы







Камышлов, 2019

Тема: «Хрупкая веточка», «Каменный цветок»

Форма организации: творческая мастерская

Цель – формирование ценности труда уральских мастеров по средствам сказов П.П. Бажова «Хрупкая веточка», «Каменный цветок».

Задачи:

  • Жизненно – практическая: совершенствовать навыки анализа литературных произведений, составления стихотворений, кратких пересказов произведений, созданий иллюстраций по литературным произведениям и создание предметов из сказа;

  • Воспитательная: прививать интерес к сказам П.П. Бажова, воспитание чувства гордости и уважения к малой родине;

  • Организационно – педагогическая: способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

УМО: презентация, материалы для веточки, словари, текст сказов.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Организационно-мотивационный

Тему нашего занятия я не назову, вы об этом догадаетесь сами. Сегодня мы с вами поговорим о замечательных сказах П.П. Бажова. А о каких вы догадаетесь, когда послушаете отрывок этих сказа.

Сидит Митюха, обтачивает свои ягоды из купецкого материала, а сам все о том же думает:

"Из какого бы вовсе дешевого здешнего камня такую же поделку гнать?"

Вдруг просунулась в окошко какая-то не то женская, не то девичья рука, - с кольцом на пальце и в зарукавье (в браслете. - Ред.), - и ставит прямо на станок Митюньке большую плитку змеевика: а на ней, как на подносе, соковина (шлак от медеплавильного производства. - Ред.) дорожная.

Кинулся Митюха к окошку - нет никого, улица пустехонька, ровно никто и не прохаживал.

– Так какой же это сказ, который станет темой нашего занятия? Правильно Хрупкая веточка.

А из какого сказа этот отрывок?

«— Что только из тебя, Данилко, выйдет? Погубишь ты себя, да и мою старую спину под бой подведешь. Куда это годится? О чем хоть думка-то у тебя?

— Я и сам, дедко, не знаю… Так… ни о чем… Засмотрелся маленько. Букашка по листочку ползла. Сама сизенька, а из-под крылышек у ней желтенько выглядывает, а листок широконький… По краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а середка зеленая-презеленая, ровно ее сейчас выкрасили… А букашка-то и ползет…»

- Из какого сказа этот отрывок?

Внимательно слушают












Хрупкая веточка










Каменный цветок

Рассказ

Деятельностный

Тема нашего занятия: Творческая мастерская - «Хрупкая веточка», «Каменный цветок».

Проведем набольшую работу над словами из сказов.

Найдите в словаре толкование следующих слов: воробы, зарукавье, соковина, посыкался.

Вороба – это снаряд для размота пряжи.

Зарукавье – браслет.

Соковина – это кусочек шлака.

Посыкался – намеревался.

Теперь у нас есть все необходимое для творчества.

Мы разделимся с вами на 4 группы:

1 – поэты

2 – писатели

3 – художники

4 – народные умельцы

Выберите координатора группы. Он будет отвечать за всю работу в группе.

Группам нужно составить композицию по сказу П.П. Бажова.

1 группа - сочинить стихотворение о тружениках Урала;

Сочинять вы будите по примеру стихотворения Татьяничевой «Синегорье»

2 группа - составить описание одного из персонажей «Хрупкой веточки» или «Каменного цветка»;

Составлять описание вы будите по плану:

1. Описание внешности (портрет*).

2. Поведение, поступки героя.

3. Чувства, переживания, мысли.

4. Речь – о чем и как говорит герой.

5. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу.

6. Отношение к герою других действующих лиц и автора.

3 группа - нарисовать иллюстрацию к сказу «Хрупкая веточка» или «Каменный цветок»;

По следующему плану:

Выбор сюжета;

Компоновка;

Наблюдение окружающей жизни в связи темой литературного произведения - целенаправленное наблюдение животных, птиц, деревьев, зданий, движение фигур людей и др.

Наброски с натуры в связи с темой литературного произведения (в карандаше или в цвете), выполняемые классе, на улице, дома;

Выполнение эскиза (в карандаше и в цвете) и использование натурного материала в композиции;

Выполнение окончательного рисунка в карандаше и в цвете с использованием всего подготовительного материала в композиции.

4 группа - смастерить веточку.

Защищают свои работы.

1 группа

Стих "Синегорье"

Есть у нас на молодом Урале,

Синегорье.

Может быть, бывали?

Звонкий бор и летом, и зимою

Изукрашен хвойной бахромой,

Синельга сверкает между гор,

Чей угодно обласкает взор.

Л.К. Татьяничева

2 группа

Пример: В большой семье Данилы мастера и Екатерины было восемь детей, Митя родился третьим. Все дети были здоровые, а у Мити рос горб, поэтому его все жалели и старались то вкусненького дать лишний раз, то одежду новую прикупить. Митя добрый, не злопамятный парень, не обиженный на мир из-за своего увечья. Любит свою семью, старается сделать все для нее. По причине слабого здоровья родители не хотели учить его малахитовому делу. Однако из-за огромного оброка, назначенного Даниле барином, Мите тоже пришлось сесть за станок. Его поделки пользовались спросом, он в одно свое произведение он вложил особенно много сил, т.к. хотел подарить его девушке, которая ему давно нравилась. Эту поделка - каменная веточка - была сломана барином. Не стерпев такого унижения, Митя ударяет барина, а после исчезает.

3 группа

Порядок подготовки и выполнения учащимися рисунка к литературному произведению:

Выбор сюжета;

Компоновка;

Наблюдение окружающей жизни в связи темой литературного произведения - целенаправленное наблюдение животных, птиц, деревьев, зданий, движение фигур людей и др.

Наброски с натуры в связи с темой литературного произведения (в карандаше или в цвете), выполняемые классе, на улице, дома;

Выполнение эскиза ( в карандаше и в цвете) и использование натурного материала в композиции;

Выполнение окончательного рисунка в карандаше и в цвете с использованием всего подготовительного материала в композиции.

4 группа

Для изготовления веточки вам понадобится большая бусина, проволока, игла с нитью и ткань зеленого цвета.

Этапы работы:

1. Подготовьте материал.

2. Проденьте в бусине проволоку и закрепите.

3. Пришейте к проволоке листочки. Соблюдая осторожность с иголкой.

Работу выполняйте аккуратно!

Защита работ

1 – поэты

1. Прочитайте стихотворение.

2. Какие чувства вы хотели передать своим стихотворением?

Примеры работ

Есть на Урале старый город,

В нем много чудес

От старинных домов

И непроглядных лесов

До нас – Камышловцев, живущих в нем.

2 – писатели

1. Какого персонажа вы описали?

2. Какие его характеристики выделили?

3. Какие чувства у этого персонажа по отношению к Уралу, его делу и родному городу?

Примеры работ

3 – художники

1. Каких героев сказов П.П. Бажова вы изобразили на своих работах? Почему?

2. Какими качествами они обладают?

3. Почему именно этот сюжет из сказа П.П. Бажова изображен на ваших иллюстрациях?

Примеры работ

4 – народные умельцы

1. Какой предмет вы сделали?

2. Какое значение имеет этот предмет в сказе?

3. Какие чувства создавшего его персонажа он передает?

Примеры работ

Рассказываю, что думают об Уральских мастерах.



Ищут толкование в словарях.






Делятся на 4 группы





Работают в подгруппах

Работа в группах

Итог

Гордый и умелый народ Урала. Здесь множество тружеников и талантливых умельцев.

Хотите ли вы стать такими же умелыми и трудолюбивыми – талантливыми людьми?

Я желаю вам в это успехов.

Подведём итоги нашей мастерской по средствам синквейна:

1-я строка — существительное, выражающее главную тему.

2-я строка — два прилагательных, выражающих главную мысль.

3-я строка — три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4-я строка — фраза, несущая определенный смысл.

5-я строка — одно слово-резюме, заключение в форме существительного.

Отвечают на вопросы





Составляют синквейн

Беседа













Приложение 1

1 группа

Стих "Синегорье"

Есть у нас на молодом Урале,

Синегорье.

Может быть, бывали?

Звонкий бор и летом, и зимою

Изукрашен хвойной бахромою,

Синельга сверкает между гор,

Чей угодно обласкает взор.

Л.К. Татьяничева

2 группа













3 группа

Порядок подготовки и выполнения учащимися рисунка к литературному произведению:

Выбор сюжета;

Компоновка;

Наблюдение окружающей жизни в связи темой литературного произведения - целенаправленное наблюдение животных, птиц, деревьев, зданий, движение фигур людей и др.

Наброски с натуры в связи с темой литературного произведения (в карандаше или в цвете), выполняемые классе, на улице, дома;

Выполнение эскиза ( в карандаше и в цвете) и использование натурного материала в композиции;

Выполнение окончательного рисунка в карандаше и в цвете с использованием всего подготовительного материала в композиции.

4 группа

Для изготовления веточки вам понадобится большая бусина, проволока, игла с нитью и ткань зеленого цвета.

Этапы работы:

1. Подготовьте материал.

2. Проденьте в бусине проволоку и закрепите.

3. Пришейте к проволоке листочки. Соблюдая осторожность с иголкой.

Работу выполняйте аккуратно!

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»











Конспект интеллектуальной игры

«Сказы П.П.Бажова»


Исполнитель:

Валиева К.Р.,

студентка 4 А группы






Камышлов, 2019

Тема «Сказы П.П. Бажова»

Форма организации: интеллектуальная игра

Цель – Формирование уважение к малой родине при изучении сказов П.П. Бажова «Огневушка-Поскакушка», «Малахитовая шкатулка» в форме интеллектуальной игры.

Задачи:

  • Жизненно-практические – совершенствовать навыки анализа литературных произведений философского содержания (умение видеть художественные средства воплощения авторской идеи и делать выводы);

  • Организационно-педагогические – способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;

  • Воспитательная – воспитывать нравственные принципы, воспитание любви к искусству.

Время на проведение: 40 минут

УМО: тексты сказов П.П. Бажова «Огневушка-Поскакушка», «Малахитовая шкатулка», карточки (Собери картину), шкатулка, карточки для деления на команды, электронная презентация

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Организационно-мотивационный

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на занятии.

Сегодня наше занятие пройдет в необычной форме – форме интеллектуальной игры.

- Что такое игра?


- А что такое интеллектуальная игра?

Цель занятия

Сегодня на занятии вам необходимо вспомнить сказы П.П. Бажова и выполнить задания, связанные с этими сказами.

Всего у вас будет 4 задания, которые нужно выполнить правильно и быстро.

В конце получите сертификаты участников игры, а победители получат медали.

В малахитовую шкатулку Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности – украшения из самоцветных камней. Перед нами сейчас другая « Малахитовая шкатулка», но она также бесценна. В ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова. Каждый его сказ – это маленькая драгоценность. В них Бажов прославляет уральских мастеров: горняков, гранильщиков, кузнецов, резчиков по камню, любуется их творениями, дивуется народным ремёслам. Сегодня на уроке мы проведём игру, в которой выявим лучших знатоков сказов Бажова. Для этого необходимо ответить на вопросы 4 раундов.

- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего занятия

- Молодцы!

- Для работы нам нужно разделиться на команды, для этого вытяните камень, переверните его. Цифра 1 – это первая команда, цифра 2 – вторая.


Приветствуют



- Развлечение, задания, которые нужно выполнить

- Это необычная игра, в ней задания, на которые нужно размышлять, думать












Сказы П.П. Бажова


Словесный (слово учителя)














Практический (деление на команды)

Деятельностный

Команды по очереди дают ответы, если они затрудняются в своём выборе, право ответа получает другая команда. За каждый правильный ответ даётся по 1 баллу

Внимание – первый раунд!

Вопросы по сказу « Медной горы хозяйка».

  1. Из чего было платье Хозяйки Медной горы?

  2. Каких зверушек Хозяйка называла своим войском?

  3. Что велела сделать Хозяйка Степану?


  1. Что она подарила Степану для его невесты?

  2. Какое третье испытание должен был выдержать Степан, но не выдержал?

  3. Что за камешки нашли в руке у мёртвого Степана?

Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

2 раунд

- Следующим задание соберите картинку – пазл. Назовите сказ, к которому нарисована эта иллюстрация.

За каждую правильно собранную картинку – 1 балл. За название сказа – 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание – 2 балла
  

-Давайте найдем эти эпизоды и зачитаем

.- Какими ценностями обладал Данила?

- Как вы можете описать Танюшу?

- Какими нравственными ценностям она обладает?

- Что хотел показать художник? Какие краски используются?

3 раунд

Итак, следующим заданием будет конкурс «Угадай героя сказа». За правильно угаданного героя – один балл.

Небольшого росту девка,

И сама вся статная,

И коса ее чернява,

Да такая ладная.

Платье цвета малахита,

В косе ленты красные,

Глаза. Словно изумруды,-
Волшебные, ясные.

- Как мы можем охарактеризовать Хозяйку Медной горы? Какие поступки она совершала?





























Махонька девчонка

Сама вроде кукленочка-

Развехонько так пляшет,

В руке платочком машет.

- Какими качествами обладает

Огневушка-Поскакушка?



Сироткой рос мальчишечка:

Голубеньки глазенки,

Волосики кудрявеньки,

А сам, наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича

Малахитову делу обучался

И с самой Хозяйка медной,

Говорят в народе, знался.

- В чем заключается нравственное поведение Данилы-Мастера?



















Козел тот особенный был:

Правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет-

Камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется…
Издалека- то его не разглядишь
И не разберешь, а близко к нему,

Как ни старайся, не подойдешь.
















- Я вижу, что вы знаете героев сказов П.П.Бажова. Молодцы!

Внимание – чёрный ящик!

  1. В чёрном ящике - предмет из малахитовой шкатулки, который Настасья примерила только один раз, а на людях совсем не показывала, потому что он, словно льдом кругом шеи. Что в чёрном ящике?

  2. В чёрном ящике - предмет, оставленный Танюшке странницей на память, который подсказывал, как с трудной работой справиться, а в результате лишил последнего умишка барина. Что в чёрном ящике?

  3. В чёрном ящике находится предмет, который подложила Мите не то девичья, не то женская рука, из которого вышла « живая ягодка». Что в чёрном ящике?

Таким образом, мы можем сказать, что Настасья скромна, потому что надела бусы лишь один раз. Герои сказов обладают такими качествами, как скромность, доброта, честность, верность, а также они очень трудолюбивы, добросовестно выполняют свою работу.

4 раунд

-Кто является главным героем сказа Хозяйка Медной горы?

Самым ярким образом сказа является сама Хозяйка Медной горы. Она хранительница сокровищ, а ещё — покровительница смелых и мужественных людей. Писатель наделяет её необычайной красотой и свойством превращаться

в ящерицу.)

Прочитайте, какой её увидел Степан.

- Найдите в тексте описание Хозяйки Медной горы?



- Можно ли по описанию сказать, обладает ли она нравственными ценностями?

- Какими?

Молодцы!

- Давайте проверим, вашу внимательность. Для этого я буду задавать вам вопросы.

Какой из перечисленных сказов Бажову НЕ принадлежит? (Алмазный топор)

Серебряное копытце, Малахитовая шкатулка, Алмазный топор, Таюткино зеркальце

- Какого из перечисленных сказочных персонажей НЕТ у Бажова? (Ивашка-Медвежье ушко)

Великий Полоз, Ивашка-Медвежье ушко, Голубая змейка, Огневушка-поскакушка

Домашнее задание.

Ответьте письменно на эти вопросы так, чтобы у вас получился связный рассказ.

Любому ли мастеру помогала Хозяйка Медной горы? Какие качества мастеров заслуживали одобрение Хозяйки? Каким образом она помогала Даниле, Кате, Мите? Почему она открыла им свои богатства и тайны?





- Из отборного шёлкового малахиту

- ящерок и змеек

- Передать приказчику, чтобы он, душной козёл, убирался с Красногорского рудника

- Малахитовую шкатулку с украшениями

- не вспоминать Хозяйку


- медный изумруд – слёзы Хозяйки




















- Труд, любовь, доброта, уважение к малой родине












- Хозяйка Медной горы

- Образ Хозяйки медной горы у Бажова включает в себя красоту всей уральской природы. Она вся наряжена в малахитовые наряды и вокруг нее кружат быстрые и веселые ящерицы. Сразу бросается в глаза, что она по характеру веселая, любит пошутить. Ее шутки порой бывают замешаны на колдовстве, так как она волшебный персонаж. Она своими поступками демонстрирует, что ей не чужды такие проявления характера, как честность. Она всегда держит свое слово, к тому же она благородная и щедрая. Несмотря на свою могущественность и влиятельность ей присущи сострадание и жалость.








- Огневушка-поскакушка



- забавная, задорная, игривая



















- Данила-мастер

- Труд, доброта, смелость, упорство, любовь к делу и к своему краю

























- Серебряное копытце











- малахитовые бусы




- пуговка из стекла простой огранки



- камень змеевик







- Хозяйка Медной горы








Читают

- «И платье на ней — на Хозяйке-то — меняется. То оно блестит, будто

стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает либо с красна медным станет,

потом опять шёлком зелёным отливает»

- Да

- Доброта, честность, любовь к своему краю

Словесный



Практический










Практический()собери картинку























Практический (конкурс «Угадай героя сказа»)






























Практический (Игра «Собери название сказов»)








































Итог

- Ребята, наше занятие подходит к концу.

- Итак, подсчитав баллы, можно сделать вывод, что победила команда ..

Для победителей я подготовила медали.

- С какими ценностями вы сегодня познакомились?

«Дерево творчества»

Ребята, посмотрите на дерево. Оно совсем скромное, без листьев и плодов. Давайте сделаем его красивым. Для этого прикрепите на него листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;

Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.


Молодцы, ребята! Вы сегодня славно потрудились, показали, что вы, действительно, являетесь вдумчивыми читателя, что вы знаете сказы нашего уральского писателя Павла Петровича Бажова. Я очень рада этому. Благодарю вас за участие в игре. До свидания!





- Труд, счастье, Урал


Словесный (слово учителя), практический (продолжи предложение)

Наглядный (демонстрация презентации)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Валиева Ксения Рафисовна

Дата: 17.06.2019

Номер свидетельства: 514969


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства