1 станция: «Светлый град Сысерть» На этой станции мы познакомимся с прошлым великого сказителя и его родным городом для этого мы сыграем в игру белые пятна и познакомимся с картой города, в котором родился этот человек. Игра «Белые пятна» Уральский сказитель, родившийся в 1879 г. в уральском рабочем поселке, ныне г. Сысерть (недалеко от Екатеринбурга) в семье заводского мастера металлургического завода. Был в семье единственным сыном, поэтому когда пришло время учиться, родители не пожалели денег и отдали его учиться в платную трехлетнюю земскую школу, где он показал свои таланты. После окончания Пермской духовной семинарии стал … Он много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края. Ему нравились старые уральские сказы, легенды, богатейший язык уральцев. Был ли он патриотом своего края? Первые свои сказы он написал еще в 1936 г., а первая и самая его известная книга "………………………………" вышла в 1939 году. Главной темой рассказов стало мастерство и рабочий характер тружеников …….. В его …… гранильщики, камнерезы, старатели встречаются с вымышленными, фантастическими героями. Начнем мы с родины Бажова. …Мира не узнаешь, не зная края своего. П.П. Бажов Небольшой Уральский городок Сысерть - родина знаменитого сказочника Павла Петровича Бажова, который родился здесь в 1879 году. Город находится в 50 км к югу от Екатеринбурга, расположен в долине реки Сысерть у подножия горы Бесенковой. Город плотным кольцом окружают вековые сосновые боры и омывают чистые пруды. На слайде вы видите карту города Сысерти с отметками. Каждая такая метка обозначает одно из мест находящихся в городе еще со времен Бажова. Многие из них были описаны в сказах самого автора. Вы хотите узнать как родной город повлиял на становление великого сказителя? Прошлое, настоящее и будущее города Сысерти связано с именем Павла Петровича Бажова, любившего беззаветно свою родину, ее природу. Образ родной ему Сысерти, запечатлен во многих сказах, очерках и повестях. В своем сказе «Кошачьи уши» П.П. Бажов знакомит нас с Сысертью: «Сысерть-то светлее всех жила. Она, вишь, на дороге пришлась в казачью сторону. Народ туда-сюда проходил и проезжал». На слайде Дом-усадьба родителей Бажова Крутобокая Бесенкова гора. Собор Симеона и Анны. Начальная школа на улице Бажова, где будущий писатель учился. Комплекс зданий старого завода Гранильная фабрика для обработки ювелирных и каменных изделий из малахита, змеевика, мрамора была построена в 1759 году. Начались поиски драгоценных камней. В течение десяти лет в округе были открыты месторождения черных, синих, зеленых и желтых турмалинов, сапфиров, рубинов, хрусталя, аметистов, сердоликов с агатами. Какое значение имеют эти места для П.П. Бажова? Стал ли Павел, уважать жителей своего города смотря на их жизнь и труд? Можно ли П.П. Бажова назвать патриотом? Если да докажите. Каким образом город Сысерть связан с П.П. Бажовым? 2 Станция нашей экскурсии: «Малахитовая кладовая» На этой станции мы познакомимся с творчеством П.П. Бажова, с драгоценными предметами из его сказов. У меня есть 3 малахитовые шкатулки, в каждой из них есть особенный предмет связанный со сказами П.П. Бажова. Когда я прочитаю текст, вы назовете мне предмет, лежащий в шкатулке. 1 шкатулка: Полевской район издавна интересовал многих исследователей. Его богатства привлекали известных географов, геологов и путешественников. В Полевском районе, как и вообще на Урале, открыты сотни полезных ископаемых и минералов: от железных руд с различным содержанием железа до разнообразных видов поделочных камней и самоцветов, имеющих большую редкость в природе. О чем я веду речь? На карте отображен путь П.П. Бажова, пройдённый им в своей жизни. В процессе путешествия он изучал свою малую Родину – Урал. Много где бывал великий сказитель и там где был, он собирал сказы, рассказы, повести и легенды, которые после стали основой для его сказов. Какую черту Бажова можно узнать, посмотрев на этот путь? Можно ли назвать эти чувства патриотическими? О чем говорит нам карта его путешествий? Можно ли сказать, что он любил Урал? Писатель Ф. В. Гладков говорил, что в сказах П. Бажова «…удивительно чутко и проникновенно воплощена глубокая, большая душа народа – могучего работника, великого труженика, патриота, который нес в себе негасимую правду и творческую красоту». 2 шкатулка: В сказе «Далевое глядельце» П. Бажов писал: «Сказывали наши старики, что в здешних горах глядельце есть. Там все пласты сходятся. А далевым оно потому зовется, что каждый пласт, будь то железная руда али золото, уголь али медь, дикарь-камень али дорогой самоцвет, насквозь видно на многие версты. Глядельце это не снаружи, а в самой горе. Добраться до него человеку нельзя, а видеть можно». Что может лежать в шкатулочке с таким текстом? Верно! Сейчас я вас попрошу отгадать загадки, что бы узнать самоцветы о которых писал уральский сказитель. 1. Этот камушек часто вам в жизни помогает. Он красного цвета. На часы поглядите – там он есть. Из этого камня делают стекла в космических кораблях. Из этого камня сделаны звезды на башнях кремля. Что это за камень? (РУБИН) 2. Этот камень означает просто «синий камень». Блеск имеет бархатистый, глазу приятный. (САПФИР) 3. Название этого камня означает «непьяный». Греки в старину говорили: кто, мол, носит этот камень, значит трезвенник! Верно, камень «непьян». (АМЕТИСТ) Сказы - Орлиное перо, Аметистовое дело. 4. «Огонь-камень». Говорят, бури усмиряет, да и сердца человеческие. Раньше проигрыватели были, а в них первоэлементы из камня этого. Он чаще всего оранжевого цвета. Но бывает и коричнево-золотистый. (ТОПАЗ) Сказ - Богатырева рукавица 5. Ценнейший поделочный камень, лучшие сорта только на Урале. Хозяйка Медной горы любила платье из этого камня. (МАЛАХИТ) Сказы - Хрупкая веточка, Железовы покрышки, Медной горы Хозяйка, Малахитовая шкатулка, Каменный цветок и другие. 6. Еще один камень. Наполеон Москву рассматривал в трубу сквозь этот камушек. Говорят, он змей ослепляет, а на глаз человеческий благотворно влияет. Под подушку его кладите, глаз будет алмаз. (ИЗУМРУД) Сказ - Медной горы Хозяйка. 7. Камень влюбленных. (АКВАМАРИН) Сказ - Орлиное перо. 8. Прозрачный камень, а сам сверкающий. Название его переводится – «неукротимый». (АЛМАЗ) Сказы - Железковы покрышки, Медной горы Хозяйка. Эти самоцветы и драгоценные камни добываются и обрабатываются героями сказов Бажова. Откуда эти самоцветы появились в сказах Бажова? Кто герои сказов? Какие качествами они обладают? Можно ли утверждать, что они любят своё дело? То место где живут и работают? Выражает ли отношение его персонажей к ним отношение самого Бажова? 3 шкатулка: Вы должны отгадать статуэтка какого героя находится в 3 шкатулке по описанию. Она считалась покровительницей уральских рудокопов. Она же была хранительницей малахита. Так и называли ее иногда Малахитница. Перед людьми она выступала в образе сказочно богатой женщины с зелеными глазами, одетой в роскошное малахитовое платье, с изящной диадемой-кокошником, изукрашенной малахитом и драгоценными камнями. Ее чертоги украшали малахит, алмазы и цветы самородной меди. Вниманием и состраданием Малахитницы объясняли рудокопы каждую встречу с малахитом. Пропал малахит - значит, рассердилась Хозяйка. А пропадал он также неожиданно, как и появлялся. Встреча с ним всегда была непредсказуема. Так и пошло по Уралу предание, что за великую доброту, душевную чистоту и честность одаривает Малахитница драгоценным своим камнем… О какой героине идет речь? Какую роль играет она в сказах П. Бажова? 3 станция: «Тайны Азов-Горы» На этой станции мы познакомимся со сказом «Кошачьи уши», с его героями и какие тайны таит Азов-Гора. В качестве главных героев произведения можно выделить деревенскую девушку Дуняшу (Дуняху) и Матвея. В сказе П. П. Бажова «Кошачьи уши» девушка Дуняха идет из Полевского в Сысерть и обратно, чтобы рассказать рабочим о восстании, которое поднял Емельян Пугачёв («...главный начальник у народа Омельян Иваныч прозывается.. .народу от него воля, а заводчикам да барам - смерть!»). На обратной дороге ей встретилась земляная кошка. Кошачьи уши спасли Дуняху от волков и довели до Полевского. «Кошачьи ушки» или как их называют горняки «Земляная кошка» - это образ природного явления, состоящего в выделении сернистого газа на приисках, напоминающего собой по форме кошачьи ушки. Гора Азов - самое высокое место в окрестностях города Полевского (588 м над уровнем моря). Гора издавна служила своеобразным ориентиром для путников. Приметная гора была видна издали, поэтому у ее подножия проходила дорога из Кунгура в Сибирь. Вершина Азов-горы увенчана мощными скалами с отвесными стенами, откуда открывается красивый вид на лесистые просторы. Название горы произошло от тюркского азау - «коренной зуб». Азов-гора неоднократно упоминается в сказах П. П. Бажова, тайну её сокровищ окутывает множество легенд. В сказе «Кошачьи уши» речь идет о пугачевском движении на Урале. Большая часть легенд об Азов-горе повторяет вечный сюжет про разбойничий клад. Здесь в кабинете, я спрятала письмо в котором написано об этом сюжете. «Жил на этой горе и в пещере скрывался разбойник Азов. Вот было у них безвыходное положение, всем уходить надо из этих мест. А в пещере много награбленного хранилось, его с собой не возьмешь. Вот и решили они вход в пещеру за класть. Ну, заложили пещеру, а Азов и спрашивает у разбойников: «Кто желает остаться здесь при кладе?» Один и вызвался. Азов его пристрелил, чтоб никто про клад не узнал и кости чтоб его этот клад караулили...» В честь кого из легенды названа Азов-гора? За какие его действия она получила его имя? Есть другая версия о происхождении названия этого места. Еще говорили старые люди, что гора называется Азов, потому что живет на ней в глубокой пещере девка Азовка. Скучно ей там одной, но людям на глаза она не любит показываться, если и показывается, то редко. Но чтобы знали люди, что она жива, каждый вечер, как стемнеет, зажигает она на самой вершине горы огонек. Многие люди видели этот огонек, девку искали, но не нашли. «Азов-то гора не простая. Богатства в ней много, да достать трудно. Было здесь имечко заклянено: кто его назовет - тому гора и откроется. Угадать надо было имечко это. Тогда было бы счастье. Это девки Азовки имечко». До сих пор говорят, что люди, оставшиеся один на один с горой, слышат, будто внутри кто-то поет или плачет и стонет; видят огонь (свечу, костер) на вершине, только если подойдешь поближе, окажется, что никакого огня нет... До сих пор ищут место, где находился вход в пещеру, вспоминают людей, которые будто бы туда заходили, но не разглядели ничего: ветер подул, свеча погасла, а потом вход в пещеру засыпало землей и завалило камнями. Такие тайны хранит эта гора. 4 станция: «Полдневская сторона» На этой станции мы познакомимся с героями сказа «Серебряное копытце» Деревня Полдневая возникла в 1735 году как крепость для защиты горных заводов от набегов бесконечно бунтовавших "Башкирцев". Бажов писал: "Известно, например, что Полдневая, бывшая когда-то крепостцой против башкирских набегов, была населена мастеровыми Турчанинова". Название "Полдневая" означает "южная" (другой исток Чусовой Западная Чусовая). Но народная этимология утверждает, что деревня названа Полдневой потому, что в полдень солнце стоит над её главной улицей. Вокруг Полдневой в старину располагались рудники, золотые прииски и прииски, где добывали знаменитые самоцветы "кразелиты" хризолиты. М. Никулина приводит местное предание конца XIX века: "Два старика полдневских натыкались на хризолиты, намыли два мешочка небольших, повезли в Екатеринбург продавать ли, сдавать ли, а их не берут. Ну, они приехали да и бросили камешки в воду. Что с них толку!" Именно здесь, на крошечных речках Бобровке и Хризолитке, вьюжной зимою дедушка Кокованя, девочка Дарёнка и кошка Мурёнка увидели на крыше своего балаганчика козлика Серебряное Копытце. «…Глядит Дарёнка кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козёл стоит и всё бьёт да бьёт серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. … А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие большие. Хризолитами называются. Видали?». Полдневское россыпное месторождение демантоидов было открыто на Бобровке отцом и сыном Калугиными в 1874. Именно тогда горщики неправильно назвали камень «хризолитом», под которым скрывался изумрудно-зеленый демантоид, разновидность граната. И еще долгое время этот самоцвет в России и Европе был известен под именем «уральский хризолит». Как описывает уральский сказитель Полдневская сторону? 5 станция: «Кроссворд» 1. Этот драгоценный камень воспевал Павел Петрович Бажов в своих сказах. (Малахит) 2. В неё превратилась Хозяйка Медной горы. (Ящерица) 3. Этот мастер вызнал тайну цветка и смастерил каменный цветов невиданной красы. (Данила) 4. Его можно найти в тех местах, где плясала Огневушка. (Золото) 5. Прозвище старика, приютившего девочку-сиротку в сказе «Серебряное копытце». (Кокованя) 6. Деревня в которой происходили многие сюжеты сказов П.П. Бажова. (Полдневская) 7. У этой горы нужно было искать камень для чаши Даниле-мастеру в сказе «Каменный цветок». (Змеиная) 8. Она стала хозяйкой малахитовой шкатулки. (Танюшка) Вопросы для обсуждения: 1. Кого из названых героев можно назвать любящими дела, которым занимались? Место где родились и работали? |