kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг на командообразование на основе метода веревочного курса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Веревочный курс может проводиться как на открытом воздухе на специально оборудованных для этого местах, так и вспортивном зале. Упражнения направлены на приобретение участниками опыта работы в команде, построении эффективных коммуникации, навыков быстрого принятия решений в нестандартных ситуациях, на укрепление доверия к людям. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг на командообразование на основе метода веревочного курса»

Веревочный курс — активный тренинг, длительностью от одного до четырёх дней, направленный на улучшение навыков командного взаимодействиякомандообразование. В качестве снаряжения для проведения веревочного курса часто используется альпинистское снаряжение (веревки, карабины, страховочные системы), что и дало название программе. Также используется как один из элементов тренингов личностного роста.

В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе[источник не указан 2123 дня]. На примере довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию её решения. Участвуя в веревочном курсе, люди начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы[источник не указан 2123 дня]. Анализ каждого упражнения даёт людям возможность понять, как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Анализируется и то, что можно сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. Главные цели веревочного курса — командная работа и лидерство. Также он даёт[источник не указан 2123 дня]:

  • выработку стратегии группой;

  • творческий подход;

  • самовыражение;

  • результативное лидерство;

  • уверенность в себе;

  • решение проблем;

  • преодоление себя.

Краткое описание

Веревочный курс может проводиться как на открытом воздухе на специально оборудованных для этого местах, так и вспортивном зале. Упражнения направлены на приобретение участниками опыта работы в команде, построении эффективных коммуникации, навыков быстрого принятия решений в нестандартных ситуациях, на укрепление доверия к людям. Упражнения условно можно разделить на низкие (проводятся на высоте до 2 метров) и высокие (от двух до 15 метров). Все упражнения проводятся со страховкой. На низких упражнениях страховку участников обеспечивает инструктор либо команда участников. На высоких упражнениях используется специальное снаряжение

Обычно веревочный курс начинается с разминки, далее в зависимости от количества участников происходит разделение на команды (либо же формируется единственная команда). После этого группы количеством участников от 8 до 16 человек выполняют ряд низких упражнений, задача которых состоит в формировании навыков работы в команде, а также высоких упражнений, которые способствуют личностному росту участников. В финале обычно выполняется заключительное упражнение, например, упражнение «стена».

Упражнения

Упражнения-разминки

Разминки — это короткие упражнения или групповые задачи, проводимые для активизации группы в начале или середине тренинга (после перерывов или в качестве номеров-связок). Основное назначение разминок — разогрев (в англоязычной литературе часто используется метафорическое выражение «Icebreaker», "ледоколы"). Поэтому большинство разминок связаны с физической активностью. Отсюда другое название подобных упражнений — «активности» — акцентирующее скорей процессуальный, чем результативный характер подобных процедур.

Многие разминки имеют самостоятельный групподинамический эффект — позволять вновь сформированной группе (подгруппе) в форсированном темпе пройти фазу знакомства (углубление знакомства), обеспечить синхронизацию эмоционального состояния и тонуса, установить более близкий телесный контакт, облегчить вербальную или невербальную коммуникацию или координацию на дальнейших этапах.

Отдельный большой класс процедур начала тренинга составляют процессы, направленные на формирование и развитие доверия в группе. Подобные упражнения относятся к активностям или разминкам, хотя они бывают довольно продолжительными и имеют самостоятельное значение. Они запускают пласт работы с групповыми нормами (внимательное отношение к каждому, индивидуальная и групповая ответственность, индивидуальный выбор делать или не делать упражнение, безраздельное внимание, направленное на внутригрупповой процесс). Подобные упражнения проводятся в начале тренинга. Помимо всего прочего, они позволяют установить эмоциональные «якоря» и отработать ключевые этапы выполнения более сложных упражнений. Ключевым упражнением на доверие является «Trust fall» или «Доверяющее падение».

«Низкие» упражнения

«Низкие» упражнения представляют собой ясно сформулированную задачу на преодоление препятствий, которую предлагается решить группе. Обычно задание формулируется следующим образом: между пунктами А и Б располагается некоторое препятствие, участники находятся в пункте А, им необходимо попасть в пункт Б. В рамках «веревочного курса» «Низкие» упреждения не предусматривают подъёма участников на высоту более двух метров над землёй. Некоторые из подобных упражнений требуют специального реквизита, другие — нет. В значительном объёме страховку на «Низких» упражнениях обеспечивают сами участники тренинга и, в некоторых случаях, тренер (инструктор).

Выполнение «Низких» упражнений позволяет группе пережить сильный опыт в связи со следующими основными темами: лидерства, персональной и групповой ответственности, доверия, уровня притязаний, честности, эмоциональных отношений в группе, эффективности и скоординированности совместных действий в новых условиях, предпочтению планирования или реализации, выбору очевидных или неочевидных путей решения, ценностям командной работы и др. На любую из этих тем может быть направлен тренинг командной сыгровки и на любом подобном материале могут строиться промежуточные и финальные обсуждения. В зависимости от целей тренинга, исходной и текущей ситуации в команде могут подбираться различные упражнения, с большей или меньшей яркостью актуализирующие тот или иной контекст.

Одним из мощнейших средств управления групповой динамикой в ходе «Низких» упражне-ний является принятие перед началом их выполнения определённых правил.

Упражнения со страховкой («Высокие» упражнения)

Существует целый класс упражнений, используемых при работе с командами в рамках «веревочных курсов» и требующих отдельного рассмотрения. Их называют «высокими» упражнениями (High Ropes Elements), и их отличительная особенность заключается в том, что они проходят на высоте 6-15 метров и выполняются со специальной страховкой, которую обеспечивает тренер (инструктор), на участников при этом надевают специальные альпинистские системы. Обычно на площадке тренинга подготовлены к проведению одно или два высоких упражнения.

Каждый член команды сам по себе (независимо от того, в какую он включен команду или группу) обладает определённым психотипом, имеет личные интересы, цели, ценности, карьерные устремления, мечты. И то, на сколько эти глубоко личностные моменты могут «ужиться» с командной действительностью, является крайне значимым и для создания команды и для её сыгровки, и для удержания этой команды вместе впоследствии. Работая с командой необходимо, таким образом, удерживать оба пласта. Работать и со специфическими групповыми моментами, и с отдельной личностью, причём работать на очень глубоком уровне.

В «веревочном курсе» именно «высокие» упражнения позволяют обеспечить этот индивидуальный пласт работы. Как и упражнения по совместному преодолению препятствий, «высокие» упражнения воссоздают переживания, характерные для экстремальных условий. При этом команда (группа, окружение) может иметь и имеет огромное значение. Но содержание подобной внутренней работы скорее индивидуальное — это работа со страхами, с возможностью сделать свой собственный выбор, с личностным вызовом. Это именно тот глубоко индивидуальный опыт, который сближает, если он успешен и если пережить его вместе.

Есть несколько характерных групподинамических особенностей, отличающих «высокие» упражнения. Первая особенность заключается в том, что высокие упражнения требуют атмосферы поддержки и создания ощущения значимости каждого участника. Участники проходят «высокие» упражнения по одному (иногда — парами), то есть один участник делает упражнение, а остальные находятся на земле и ждут своей очереди. И, поскольку тренер (инструктор) в этот момент полностью занят обеспечением безопасности и поддержкой активного участника, команде необходимо быть в таком состоянии, чтобы она не заскучала и сохранила высокое внимание к процессу.

Вторая особенность заключается в том, что в отличие от «низких» упражнений, где критерий успеха — успешное выполнение задачи всеми членами команды, для участия в «высоких» упражнениях каждый участник делает свой выбор индивидуально. То есть тренер просит каждого принять решение. Существует ряд приемов, как стимулировать принятие решения участвовать (например, сначала надеть страховочные системы, а потом спросить), ведь для усиления принадлежности команде необходим разделяемый позитивный опыт. Однако конечный выбор всегда остаётся за самим человеком. Готовы ли члены группы сделать подобный выбор и пройти в полном составе через подобное испытание? Не всегда. Причём опытный тренер всегда различит тревожные симптомы, и, если это возможно, работает с ними в лучше поддающихся рациональному осмыслению ситуациях «на земле». Именно поэтому, «высокие» упражнения проводятся не в каждой группе «веревочного курса». В отличие от «низких» упражнений, которые как бы составляют сердцевину «веревочного курса», «высокие» упражнения присутствуют далеко не в каждой тренинговой программе.

  • Падение на доверие — падение на руки всех членов команды спиной вперёд.

  • Прыжок с высоты. Существуют варианты: прыжок вперёд на трапецию и падение спиной вперёд.

  • Растяжки — парное упражнение, в котором участники проходят по подвешенным на небольшой высоте расходящимся тросам, упираясь друг на друга вытянутыми руками.

  • Болото — команда переправляется из одного пункта в другой, используя несколько перевалочных пунктов (несколько брёвен малого размера) и две длинные узкие жерди для перехода.

  • Переправа — команда переправляется из одного пункта в другой, используя один промежуточный перевалочный пункт (несколько узких коротких брёвен) и две широкие доски.

  • Зигзаги — команда переправляется по нескольким узким доскам, сложенным зигзагообразно, из одного пункта в другой, не коснувшись земли. Иногда вводятся роли: однорукий (участник не может пользоваться одной рукой), слепой (участник проходит упражнение с закрытимы глазами при помощи других участников), немой (участник не может говорить во время упражнения)

  • Стена — команда должна переправиться через высокую стену (обычно 4 метра 20 сантиметров — это удвоенная высота человека среднего роста с вытянутыми вверх руками), не используя никаких подручных средств. В данном упражнении обычно снимается деление на команды.

  • Минное поле[1] — участники делятся на пары, одному из пары завязывают глаза и выпускают на поле с препятствиями, которое с помощью команд другого члена пары «слепому» участнику предстоит преодолеть.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Тренинг на командообразование на основе метода веревочного курса

Автор: Кулакова Ирина Васильевна

Дата: 29.11.2016

Номер свидетельства: 363936


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства