kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий внеклассного мероприятия "Край родной марийский!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Интегрированное мероприятие «Край родной марийский!» позволяет знакомить школьников с особенностями географического положения, природы, этнокультуры, традициями и достопримечательностями своей малой родины. Данное мероприятие  вносит огромный вклад в воспитании патриотизма, духовности, гражданственности направленной на становление гражданина России.

 На мероприятии использована игровая технология. В процессе путешествия по станциям, школьники проявляют свои способности и расширяют кругозор. Обучающиеся поделены на 3 команды. Работа в группах  воспитывает у детей коммуникабельность и  уверенности в себе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия "Край родной марийский!"»

«Край родной марийский!»

(игра-путешествие)

Цель: Формирование духовно-нравственных ценностей, расширение и углубление знаний детей о Республике Марий Эл.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес и расширить кругозора учащихся о родном крае;

2. Воспитывать патриотические, гуманистические, гражданские чувства к своей малой родине;

3. Научить ценить народную культуру, историю, духовное богатство народа мари.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, видеоклипы.

Форма проведения мероприятия – путешествие по родному краю с использованием конкурсов разного типа.

Подготовительная работа к данному мероприятию заключается в подготовке ведущих для информационной части, а также ведущих для проведения конкурсов. За одну-две недели до проведения мероприятия объявить детям о ее проведении, порекомендовать изучить дополнительную литературу для чтения. При проведении мероприятия можно использовать карту Республики Марий Эл, на которой участники команд могут показать географические объекты Республики Марий Эл.

Ход занятия

Входят ведущие

Ведущий 1. Широко и привольно течет река Волга. В среднем её течении раскинулись земли Марий Эл. Площадь территории 23 тысячи квадратных километров. На территории Марий Эл проживает около 700 тыс. человек.

Ведущий 2. В состав республики входят: 3 города республиканского значения (Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемьянск), 14 районов, 104 сельских округа, 15 посёлков городского типа.

Ведущий 1. Республику Марий Эл ласково называют «Марийской тайгой», «Родниковым краем», «Языческим храмом».

Ведущий 2. Марий Эл – ты как мать

Для каждого в судьбе.

Славный наш край родной.

Цвети в счастье и в труде

Гордимся всегда тобой

И поем Марий Эл о тебе.

Демонстрация видеоклипа «Республика Марий Эл»

Ведущий 1. Любить свой край - значит, знать его историю, географию, культуру.

Ведущий 2. Сейчас мы отправимся в интересное путешествие по родному краю. Для путешествия представим команды:

1 команда – «Натуралисты»;

2 команда – «Краеведы»;

3 команда – «Этнографы».

Ведущий 1. Покажите свои ладони, потрите их друг о дружку. Что вы чувствуете? Тепло. Поделитесь своим добром, теплом друг с другом. А как можно это сделать? Конечно же, взявшись за руки... С добрым сердцем, хорошим настроением мы с вами отправимся в путешествие по земле Марий Эл.

Ведущий 2. Итак, начинаем. 1 станция «Географическая»

(Входят 2 ученика: 1 задает вопросы, 2 раздает фишки за каждый правильный ответ)

Ученик 1. Участники должны по очереди ответить на вопросы, за каждый правильный ответ команда получает фишку.

Вопросы:

1. С какими республиками и областями граничит наша республика? Покажите на карте. (На севере и востоке граничит с Кировской областью, на юго-востоке — с Республикой Татарстан, на юго-западе — с Республикой Чувашия, на западе — с Нижегородской областью. Столица — город Йошкар-Ола. Республика Марий Эл образована 4 ноября 1920 года).

2. Сколько районов входит в состав республики? Покажите самый большой и самый маленький район (14 районов. Самый большой - Килемарский, самый маленький – Параньгинский).

3. Назовите самые крупные реки, протекающие по территории РМЭ и покажите на их карте (Волга, Илеть, Б.Кокшага, М.Кокшага, Ветлуга, Рутка, Б.Кундыш, М.Кундыш).

4. Территорией какой равнины является Республики Марий Эл? Какая низменность занимает большую площадь? (Территорией Республики Марий Эл является частью Восточно-Европейской равнины, Марийская низменность занимает большую часть территории).

5. Сколько крупных озёр насчитывается на территории нашей республики? Назовите известные вам озёра (около 200 крупных озёр, Яльчик, Глухое, Таир, Кичиер, Табашино).

6. Сколько городов в Республике Марий Эл? Какой из них самый молодой и самый старый? Покажите на карте (4города: Йошкар-Ола, Волжск, Звенигово (самый молодой), Козьмодемьянск (самый старый).

Ведущий 1.

Край потомков Онара

Новой былью согрет,

И над Волгою старой

Молодеет рассвет.

Ведущий 2.

Звонки гусли седые,

В ритмах – юности страсть…

Часть великой России,

Неразрывная часть!

Ведущий 1. Марийский край, прекрасный край – поется в одной песне. Здесь каждая пядь Земли – история, хранящая легенды и предания. А как появился народ мари?

Ведущий 2. У марийцев существует такая легенда.

У Юлы–бога была дочь, молодая и прекрасная, а женихов на небе не было. Там были одни только ангелы. Юла–бог был работящий, а потому на небе работников не держал. Он делал все сам, а дочь свою посылал на Землю пасти скот. Однажды, будучи на земле, небесная девушка встретилась с мужчиной по имени Мари. Он жил на земле и никак не соглашался идти к Юле–богу. Девушка же не могла подняться на небо и осталась на земле. Она вышла замуж за красивого юношу, и от них и появились люди – народ мари.


Ведущий 1. Молодцы наши команды. Вы хорошо знаете и географию, и историю своего края. А теперь мы узнаем, как вы подготовили домашнее задание.

Ведущий 2. Вторая станция «Литературная». Каждая команда должна выразительно прочитать стихотворениеие о марийском крае.


Марийский край – земля Онара Л. Зинатуллина 

Марийский край – Земля Онара –
Ты часть страны моей большой!
Для сердца гордостью ты стала,
Я преклоняюсь пред тобой!
Четыре века с половиной
С Россией об руку ты шла,
Надежды, радости, печали
Ты с нею вместе пронесла!
Поля, леса, озера, реки…
Твоих богатств не перечесть!
Люблю тебя, мой край, навеки
И принимаю все, как есть.


Марийский край С. Вишневский.

Марийский край родной. На карте мира

Ты даже меньше, чем кленовый лист.

У нас в сердцах,

Мой край Марийский милый,

Ты - как Цветок прекрасен, юн и чист.

А сколько звёзд на небе светят вместе!

Ах, сколько звёзд! Я счёт им не веду.

Свою звезду найду среди созвездий -

Счастливую марийскую звезду.

Она других не больше, но поныне

Она всех ярче, всех роднее мне.

Её всегда я видел на чужбине

В своём раздумье и тревожном сне.

Зелёным эхом лес наполнен утром.

Луга вздымают бархат росных трав.

В моём краю, приветливом и мудром,

Восходит солнце, мир теплом обдав.

Летят лучи стремительно, как реки.

Туман белёсый тает, словно лёд...

Мы трубимся, и солнечный навеки

Марийский край наш строится, цветёт!

Край марийский Н.Лопарев 

Край марийский, край зеленый,
Край озер болот и рек,
В красоту твою влюблен я
Безоглядно и навек.
Все в краю мне этом нравится –
Люди, климат и природа.
Здесь живет моя красавица –
Дочь марийского народа.
Я пронес к ней чувства нежные
Через все двенадцать лет
И люблю ее по-прежнему,
А она все также нет.
Нет, тебя я не забыла,
Мне подруга говорит,
Я бы, знаешь, как любила,
Но мне мама не велит.
Но мне кажется, что мама 
Невиновна здесь никак –
Просто оба мы упрямы,
Просто как-то все не так.
Все пройдет, мы станем старыми…
Стали волосы седеть,
Но в глаза я эти карие
Бесконечно б мог глядеть.

Ведущий 1. Марий Эл - одна из богатейших своими традициями, обычаями национальная республика.

Ведущий 2. Марийцы, пожалуй, единственный европейский народ, который прошел все этапы развития цивилизации, не растеряв свою древнюю самобытность, мировоззрение, философию, язык, культуру.

Ведущий 1. Одной из форм сохранения и восстановления коллективной памяти являются музеи. В марийской республике около 30 музеев.

Ведущий 2. В столице города находятся 5 музеев, из них наиболее крупные — Национальный музей им. Т. В. Евсеева, Музей изобразительных искусств, Музей истории г. Йошкар-Олы и Национальная художественная галерея.


Ведущий 1. 3 станция «Этнографическая»

Ученик 1. По описанию музея и по слайду презентации вы должны угадать название этого музея. Вопросы командам будут задаваться по очереди.

Вопросы:

1 команде. В музее представлены коллекции этнографии, декоративно-прикладного искусства, предметов археологии и геральдики, художественных работ, фотодокументов, связанных с историей города Йошкар-Олы.

(Музей истории города Йошкар-Олы)
2 команде. Краеведческий музей в своих экспозициях отражает флору и фауну края, материалы истории и этнографии, материальную и духовную культуру марийского народа.

(Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева)

3 команде. В музее можно увидеть марийское изобразительное и декоративно-прикладное искусство, живопись и графику российских художников, а так же скульптурные композиции.

(Республиканский музей изобразительных искусств)

1 команде. В музее собраны артефакты, относящиеся к деятельности государственного управления лагерей (ГУЛАГ) в МАССР, воссозданы лагерная обстановка и дух, представлена подробная история жертв и палачей. Есть возможность побывать в настоящих камере и карцере. Проводятся вело, авто и водные экскурсии.
(Мемориальный народный музей истории ГУЛАГа)

2 команде. Помимо постоянной экспозиции картин художников Марий Эл, в галерее регулярно проходят выставки различных коллекций музеев России и мира, а так же частных коллекций.

(Национальная художественная галерея)

3 команде. Музей расположен в старинном доме, который сам по себе является объектом культурного наследия. В музее представлены образцы декоративно-прикладного искусства народа мари.
(Музей народно-прикладного искусства)

Общий вопрос для всех команд:

Основная экспозиция музея, состоящая из деревянных изб, бань, мельницы, колодца, кузницы и других строений, находится под открытым небом в живописном месте с видом на реку Волгу.

Визитная карточка музея – действующая деревянная мельница, внутри которой можно осмотреть механизмы, приводящиеся в действия вращающимися крыльями мельницы в ветренную погоду. Туристический интерес вызывают уже забытые в современном мире объекты быта: колодец-журавль, летний шалаш, плетеные заборы, высокие качели и телега с деревянными колёсами.

Этот музей является единственным музеем, знакомящим с историей марийского народа, и один из двух в европейской части России, целиком посвящённый этнографии малых народов

(Этнографический музей марийского народа г. Козьмодемьянск)

Ведущий 1. Ещё в глубокой древности зародился марийский народный фольклор, основными жанрами которого являются легенды, предания, сказки, пословицы и поговорки, песни, а также приметы и загадки.

Ведущий 2. Пословицы и поговорки на марийском языке назывались «тошто енг мут», что значит «слова старых людей» и действительно, в житейской практике пословицы и поговорки воспринимались марийцами как выражение мудрости предков, завещанной потомкам.


Ведущий 1. 4 станция «Народная мудрость»

Ученик 2. Участники должны продолжить марийские пословицы. Вопросы командам будут задаваться по очереди.

1. Родная земля – … всем мать.

2. Луга красивы цветами, родной край – … своим народом.

3. Большому кораблю – … большое плавание.

4. Словам не верь, … делам проверь.

5. Слово как пташка: … выпустишь – не поймаешь.

6. В здоровом теле - … здоровый дух.

5. Кругом идешь - три версты, … прямо идешь - шесть вёрст.

6. Что имеем, не храним, … потерявши – плачем.

7. Всюду хорошо, … а дома лучше.

8. Глупа та птица, которой … свое гнездо не мило.

9. Родная сторона — мать, … а чужая — мачеха.

10. Из большого маленькое сделать легко, …из маленького большое - трудно.

11. Над другим не смейся, … сам посмешищем будешь.

12. Доброму человеку и … чужое горе — печаль.

13. Дерево на дерево опирается, … человек — на человека.

14. Что можешь сделать сегодня, … на завтра не откладывай.

15. Одно слово кость ломит, … другое – сращивает.

Ведущий 1. Глубокими корнями связан человек со своей землей, с тем местом, где он родился, жил, учился. На долгие годы сохраняются в памяти человека картины родных мест. Таким местом для нас является Моркинский район. Мы гордимся и любим свою малую родину всей душой.

Ведущий 2. Район расположен в юго-восточной части Марий Эл. C запада он граничит с Звениговским и Советским районами, с севера – Куженерским и Параньгинским районами, с востока и юга – Параньгинским и Волжским районами и Атнинским районом республики Татарстан. Площадь района – 2272 км².

Ведущий 1. Моркинская земля славится своей красотой, самобытностью, традициями, знаменитыми и талантливыми людьми. Недаром наш край называют «Родником талантов». Раскинувшись на повышенной равнине, район отличается своеобразными живописными видами.

Ведущий 2. Продолжаем наше путешествие. 5станция «Морко кундем.

Ученик 2. Участники должны дать правильный ответ на вопрос. Какая команда ответит быстрее, та получает фишку.

Вопросы:

  1. Когда был образован Моркинский район? (28 августа 1924 г.).

  2. Какое животное изображено на гербе Моркинского района? (Белка).

  3. Какие реки, протекающие в Моркинском районе, относятся к самым чистым рекам мира? (Вонча и Юшут).

  4. Как называется самая высокая точка Моркинского района и Республики Марий Эл? (Гора Чукша, высота около 280 м).

  5. Какой биологический заказник был организован в 2002 году на территории района площадью 9500 га? (Моркинский).

  6. Какова площадь лесов на территории Моркинского района? (62 %).

  7. В честь какого краеведа и этнографа назван литературно - этнографический музей, расположенный в поселке Морки? (именем Михаила Николаевича Янтемира).

  8. Народный вокальный ансамбль Моркинского района, руководителем которого является Юрий Осипов. (Морко кундем)

  9. Основоположник марийской литературы, уроженец Моркинского района (С.Г. Чавайн).

  10. Какие традиционные праздники проводятся в Моркинском районе? (Пеледыш пайрем, Сурем, Масленица, агавайрем и др.).

Ведущий 1. Наше путешествие подходит к концу.

Ведущий 2. Последняя станция нашего путешествия «Музыкальная».

Ведущий 1. Разрешите завершить нашу встречу прекрасной песней Дмитрия Маликова «Край мари»

Клип Дмитрия Маликова «Край мари»

Учитель. Всем командам большое спасибо. Пока подсчитываются ваши жетоны, я предлагаю провести рефлексию. У вас на партах лежат смайлики с разным настроением. Команды должны посовещаться и приклеить на доску напротив названия своей команды тот смайлик, который показывает ваше настроение на нашем мероприятии.

Рефлексия

(Дети прикрепляют смайлики и комментируют свой выбор)

Учитель. По количеству жетонов команда «Краеведы» набрала… баллов, команда «Натуралисты» - …. баллов, команда «Этнографы» - …. баллов

(Вручение подарков)

Учитель. Любовь к Родине  – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, нашел верных друзей, встретил первую любовь, шагнул во взрослую жизнь. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться. Зовется оно малая Родина. Марий Эл это частица нашей большой и прекрасной страны. Любить и заботиться о своем крае, значит, любить и заботиться о своей Родине.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий внеклассного мероприятия "Край родной марийский!"

Автор: Борисов Борис Владимирович

Дата: 15.03.2020

Номер свидетельства: 542853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Сценарий интегрированного внеклассного мероприятия "Пою тебя, мой край родной" "
    ["seo_title"] => string(88) "stsienarii-intieghrirovannogho-vnieklassnogho-mieropriiatiia-poiu-tiebia-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "102420"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402505031"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства