В практике ДШИ музыкальное,эстетическое воспитание детей не должно ограничиваться только уроками. Важную роль в этом деле играет внеклассная деятельность преподавателей и учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника " Посвящение в юные пианисты"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 им. П.И. Чайковского» г. Брянск
Методическая разработка на тему:
«СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
«ПОСВЯЩЕНИЕ В ЮНЫЕ ПИАНИСТЫ»
НА ФОРТЕПИАННОМ ОТДЕЛЕНИИ ДШИ».
Преподаватель ДШИ №2 им. П.И. Чайковского
Станкевич Юлия Леонидовна
Г. Брянск 2018 г.
ВВЕДЕНИЕ. В практике ДШИ музыкальное, эстетическое воспитание детей не должно ограничиваться только уроками. Важную роль в этом деле играет внеклассная деятельность преподавателей и учащихся, способствующая развитию и закреплению полученных навыков и умений, а также успешной социализации детей и подростков. Для музыкальной школы, где преобладает индивидуальное обучение, совместные творческие проекты и мероприятия, позволяющие ребенку работать в команде, в коллективе, особенно необходимы.
В ДШИ №2 им. П.И.Чайковского города Брянска проведение в первой четверти учебного года для вновь поступивших на фортепианное отделение учащихся праздника «Посвящение в юные пианисты» стало уже традицией. Сценарий разрабатывается преподавателями отделения, а реализуют его учащиеся младших и средних классов. Такое мероприятие позволяет решить сразу несколько важных учебных и воспитательных задач.
1.Яркий, запоминающийся праздник становится для малышей хорошим стартом на пути к музыке, к исполнительскому искусству. Он вводит их в атмосферу дружной, доброжелательной музыкальной семьи, создает условия для знакомства и общения.
2.Происходит первоначальное формирование эстетического вкуса, норм поведения на концерте, умения слушать и воспринимать музыку, благодарить исполнителя аплодисментами и возгласом «Браво!».
3.Дети учатся у детей, поскольку и ведущие, и исполнители – ученики. Это условие способствует развитию у детей-исполнителей ответственности, повышает их самооценку, служит мотивацией к занятиям. А дети-слушатели и их родители могут увидеть и услышать, каких успехов в самом скором времени можно добиться при прилежной учебе.
4.Маленьким ученикам предоставляется возможность проявить свои знания, полученные на первых уроках. Они вовлекаются в происходящее на сцене и становятся непосредственными участниками праздника-концерта.
5.Первоклассники учатся, как должен вести себя на сцене пианист: правильно садиться за рояль, здороваться с публикой и благодарить ее поклонами. Этим самым снимается психологический барьер, страх сцены. Новички получают стимул к концертному выступлению.
Несколько организационно-методических замечаний: - необходимо позаботиться о костюмах для ведущих (феи музыки, ключей); - первоклассники во время праздника сидят в первых рядах отдельно от родителей; - в качестве исполнителей выступают учащиеся не старше 3 класса, чтобы максимально приблизить возраст выступающих и слушателей; - репертуар концерт должен состоять из небольших, но ярких фортепианных пьес, доступных для восприятия юными слушателями; - желательно включить ансамбль в 4 руки и аккомпанемент, чтобы показать возможности фортепиано; - время праздника не должно превышать 35-40 минут.
СЦЕНАРИЙ.
Действующие лица (ученики средних и старших классов):
ВЕДУЩАЯ ФЕЯ МУЗЫКИ СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ БАСОВЫЙ КЛЮЧ
На сцену выходит ВЕДУЩАЯ. ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие первоклассники и ученики подготовительного класса! Мы рады видеть вас в нашей школе, где всегда звучит музыка и рассказывает о том, о чем не скажешь простыми словами. А еще музыка – это язык, понятный всему живому на земле: и людям, и животным, и птицам, и растениям –все его понимают. Внимание! К нам на праздник обещала прилететь сама волшебная Фея Музыки. Но она может появиться только тогда, когда услышит красивую музыку. Вот сейчас зазвучит рояль и Фея обязательно появится в нашем зале. (М.Балакирев. "Полька", исполняет ученица 2 класса Элина Ц.).
Появляется, кружась, с волшебной палочкой в руках ФЕЯ МУЗЫКИ.
ФЕЯ: Здравствуйте, дорогие ребята! Я – Фея Музыки! Поэтому я и появилась под звуки прекрасной музыки. Скоро вы тоже научитесь играть на рояле. ВЕДУЩАЯ: Под вашими пальчиками зазвучит музыка. Она расскажет о красоте мира, о героях и приключениях. Поможет веселью и утешит, если вы загрустите. И все эти удивительные звуки придумали для вас самые настоящие волшебники – композиторы. Так называют людей, которые сочиняют музыку. ФЕЯ: Только помните: музыка – это очень хрупкое искусство. Если зашуметь в то время, когда она звучит, всё её волшебство и красота для вас исчезнут. ВЕДУЩАЯ: Поэтому надо вести себя тихо-тихо, чтобы услышать всё то, о чём может рассказать нам музыка. ФЕЯ: Вот послушайте, какая нежная, печальная и немного жалобная музыка зазвучит сейчас. Эта пьеса, которую написал немецкий композитор Роберт Шуман, называется «Первая утрата». Но сначала давайте расскажем о ней стихами. Читает первоклассница Ангелина Д. Мамочка, прости меня. Я скатерть залила. И твои тюльпаны Упали со стола. И разбилась вазочка, И лужа на полу. Если хочешь, мамочка, В углу я постою. (Р.Шуман. «Первая утрата». Играет ученик 1 класса Николай Д.)
ФЕЯ: А вы знаете, ребята, что музыка может и петь, и танцевать, и даже… рисовать! Сейчас Ярослава нарисует вам мотылька. Эту музыкальную картинку придумал композитор Самуил Майкапар.
(С.Майкапар. «Мотылек». Играет ученица 1 класса Ярослава Ж.)
ВЕДУЩАЯ: Знаете, ребята, как много прекрасных мелодий сочинено композиторами всего мира! Для того, чтобы придуманную ими музыку смогли играть большие и маленькие музыканты, композиторы записывают ее особыми значками. ФЕЯ: Как, ребята, называются эти значки?
(Дети отвечают: Ноты!)
ВЕДУЩАЯ: И записываются ноты на особой строчке, состоящей из пяти линеек. Знаете, как называется такая строчка?
(Дети отвечают: Нотный стан!)
ФЕЯ: А правда, что эти пять линеек похожи на ладонь? ВЕДУЩАЯ: Посмотрите на свою ладошку. На ней 5 пальцев, словно на нотной строчке. ФЕЯ: Давайте покажем на своей ручке, где пишутся ноты:на линейках, между линейками и даже на дополнительных линейках. И выучить их нелегко. Обращается у самой маленькой участнице концерта, сидящей на первом ряду: Правда, Маша?
Маша С. выходит на сцену и читает стихи, затем играет на рояле.
У пианино клавиши И белые и черные. А в них живут и прячутся Так много разных нот. А я давлю на клавиши И белые, и черные, И вместе, и в отдельности, Но дело не идёт. Учите меня музыке! Мне очень, очень хочется! Я быстро ноты выучу, Я обещаю вам. Красивую, спокойную Тогда сыграю песенку. А вы, друзья, послушайте, Как я сыграю вам.
(К.Акимов. «Кукла спит». Играет ученица подготовительного класса Маша С.)
ВЕДУЩАЯ (смотрит на свою ладошку): Но как же так, линеечек только пять, а клавиш у рояля вон как много! Где найти место для каждой? Стан нотный заперт на замок. Нот много – как в них разобраться? Звук, не родившись, сам собой умолк… Где спрятан ключ? Ну, помогите, братцы!!!
ФЕЯ: Музыкальную шкатулку Не откроешь сгоряча. Музыкальную шкатулку Открывают два ключа. Формы необычной, выделки особой: Первый ключ… (отвечают дети) – скрипичный, А второй…(отвечают дети) – басовый.
ВЕДУЩАЯ: А давайте, ребята, позовем эти знаки – скрипичный и басовый ключ на наш праздник.
ВСЕ ЗОВУТ: Ключи, ключи!
ВЕДУЩАЯ: Нет! Не выходят! Может, нам поможет весёлая музыка? Ключи её услышат и сразу прибегут. (Русская народная песня «Калинка» в обработке А.Гречанинова. Исполняет Варя Н)
Сразу после выступления Вари появляются ключи. КЛЮЧИ(вместе): А вот и мы! БАСОВЫЙ: Кто нас ждал? СКРИПИЧНЫЙ: Кто нас к себе в гости звал? ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, Ключи! Фея Музыки только что сказала нам, что вы командуете всеми нотами? КЛЮЧИ: Да! Мы – командиры! БАСОВЫЙ: А ребята знают, как называются ноты? СКРИПИЧНЫЙ: Можно, Фея, мы расскажем ребятам смешные стишки, и кто еще не выучил, быстро запомнит названия нот? ФЕЯ: Конечно! КЛЮЧИ (рассказывают, припевая и приплясывая, смешно и весело): До, ре, ми, фа, соль, ля, си. СКРИПИЧНЫЙ: Кошка едет на такси. БАСОВЫЙ: Заплатила 100 рублей и поехала в музей. СКРИПИЧНЫЙ: А весёлые котята к ней уселись позади. БАСОВЫЙ: И проехали бесплатно. КЛЮЧИ: До, ре, ми, фа, соль, ля, си! ВЕДУЩАЯ: Вот какие весёлые у нас гости!! Ключи, а вы знаете, имя какого великого русского композитора носит наша школа? КЛЮЧИ: Нет! ВЕДУЩАЯ: Может, ребята знают? Дети отвечают: Петра Ильича Чайковского! ВЕДУЩАЯ: Поэтому сейчас для вас, дорогие гости, и для вас, ребята, прозвучит музыка Петра Ильича Чайковского. Он написал её специально для таких маленьких пианистов, как вы. И не одну пьесу, а целый альбом. И назвал его «Детский». «Польку» из этого альбома исполнит Соня Е.
(П.Чайковский. «Полька» из «Детского альбома». Исполняет ученица 2 класса Софья Е.)
ФЕЯ: А теперь отгадайте загадку: У какого инструмента Есть и струны и педаль. Угадать его не сложно – Это чудный наш... Дети отвечают: Рояль! ВЕДУЩАЯ: Ребята, а вы знаете, что означает слово «рояль»?.. Дети отвечают: Нет! ФЕЯ: Это слово означает «Королевский»! ВЕДУЩАЯ: И на нём можно играть не только одному человеку, но и вдвоём, в 4 руки. Сейчас перед вами выступит фортепианный дуэт –Настя В. и Даша И. Прозвучит прекрасный Вальс композитора Карла- Марии Вебера. (К.-М.Вебер. «Вальс» из оперы «Волшебный стрелок». Исполняют ученицы 2 класса Анастасия В. и Дарья И.)
СКРИПИЧНЫЙ: Мы слышали, что рояль может звучать, как целый оркестр. БАСОВЫЙ: И помогать другим музыкальным инструментам своим сопровождением. ВЕДУЩАЯ: Да, это правда. Сейчас вы услышите, как красиво рояль будет аккомпанировать скрипке. «Менуэт» Вольфганга Моцарта исполнит скрипач Андрей Р. Пианист, играющий аккомпанемент, называется «концертмейстером». Сегодня таким концертмейстером будет Володя К. (В Моцарт. «Менуэт». Исполняют ученики 3 класса Андрей Р. и Володя К.)
ФЕЯ: Ребята, мне сказали, что вы учитесь в музыкальной школе уже почти 2 месяца. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете ноты?
КЛЮЧИ ПО ОЧЕРЕДИ ЗАДАЮТ ДЕТЯМ ВОПРОСЫ: 1.На первой линеечке живёт малышка – нота?... (ми) 2.Проживаю я, друзья, на второй линеечке, поливаю свой цветок из красивой леечки. Это нота?... (соль) 3.Кто устроился прекрасно между первой и второй? Это нота?.. (фа) 4.Я пугаюсь высоты – слабенькие нервы, потому останусь я под линейкой первой. Какая нота?.. (ре) 5.Пою обо всём на свете, подруг своих веселя, между второй и третьей. Кто я?... (ля) 6.Где поселим нотку «си»? На линейке номер ... (три) 7.Опоздала нотка «до». Нотке «до» дадим совет – размещайся поскорей-ка на.... (добавочной линейке)
ФЕЯ: А я бы хотела ещё раз услышать музыку Петра Ильича Чайковского. ВЕДУЩАЯ: Хорошо. Давай попросим Дану Е. исполнить еще одну пьесу из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Она называется «Новая кукла».
(П.Чайковский «Новая кукла» из «Детского альбома». Исполняет ученица 2 класса Дана Е.)
КЛЮЧИ (кричат во время аплодисментов): Здорово, молодец! ВЕДУЩАЯ: А разве вы, ключи, не знаете, как надо хвалить музыкантов? ФЕЯ: Есть такое замечательное слово «Браво!». Его можно громко сказать, даже крикнуть, если тебе понравилось выступление артиста. Давайте попробуем сделать это сейчас в честь всех выступавших сегодня пианистов!!! ВСЕ ВМЕСТЕ: Браво!!!!! Обычно праздники завершаются торжественной музыкой. Где же нам найти ее? ФЕЯ: Я сделаю вам подарок. Взмахну волшебной палочкой, и в честь наших юных пианистов прозвучит «Детский Полонез» Фредерика Шопена. Этот великий композитор писал музыку только для одного, самого любимого своего инструмента – рояля! (Ф.Шопен. «Детский полонез». Исполняет ученица 3 класса Елизавета С.)
ФЕЯ: С вашими талантами быть вам музыкантами! Я думаю, каждый из вас заслуживает звания "Юный пианист". Но, ребята, это звание ко многому обязывает. Готовы ли вы трудиться и быть верными искусству – музыке? ДЕТИ: Да! ФЕЯ: Обещаете с музыкой по жизни идти и не свернуть с избранного пути? ДЕТИ: Обещаем! ФЕЯ: Обещаете победить тоску и лень и заниматься музыкой каждый день? ДЕТИ: Обещаем! ФЕЯ: Обещаете к творчеству стремиться, чтобы вами мы могли гордиться? ДЕТИ: Обещаем! ФЕЯ (взмахивает палочкой): Я объявляю вас юными пианистами! ВЕДУЩАЯ: Мир музыки чудесный и сложный, он полон тайн, загадок и удивительных открытий. Но каждую тайну можно разгадать, если прилежно учиться музыкальной грамоте и каждый день играть на нашем любимом инструменте – фортепиано.
ФЕЯ: Давайте попросим выйти на сцену всех участников концерта, чтобы еще раз поблагодарить их аплодисментами и вручить им сладкие подарки.
ВЕДУЩАЯ: А сейчас пришло время получить подарки, вам, дорогие первоклассники и ученики подготовительного класса, в честь посвящения вас в юные пианисты.
Ключи раздают новичкам подарки(значки с логотипом школы и надписью «Юный пианист» и шоколадки)
ФЕЯ: А теперь я улетаю, но не прощаюсь с вами. Мы всегда будем вместе там, где звучит музыка!!!