Северо-Осетинский республиканский художественный музей
Авторская копия с гравюры Шарля Ланделя (фр.)русск... Моделью для ангела послужила муза Коста Анна Яковлевна Попова. Картина находилась в семье (была подарена) присяжного поверенного Дзантемира Шанаева. Супруга Шанаева передала картину "Обществу распространения образования среди горцев" [23].
2
«Моление о чаше»
Холст, масло 213×122
Северо-Осетинский республиканский художественный музей
Авторская версия иконы «Моление о чаше» распространенного иконографического типа (Бруни (1834–1836), Верещагин (1875—1879), Генрих Гофман (1890)).
3
«Портрет Анны Поповой». 1886
холст, масло
Национальный Музей Республики Южная Осетия, Цхинвал.
Портрет возлюбленной Коста, Анны Поповой, происходившей из зажиточной купеческой семьи обрусевших армян. Образ Анны стал источником вдохновения для Коста-художника, она послужила моделью при создании картин «Святая Нина» (1887) и «Скорбящий ангел» (1888). Портрет был подарен поэтом Анне Поповой 9 декабря 1901 г. На обороте написано: «На добрую память оригиналу от глубоко преданного автора. Коста».
4
«Спас нерукотворный». 1886
холст, масло
Национальный Музей Республики Южная Осетия, Цхинвал.
Образ Христа, для которого ему позировал брат Анны Поповой, Яков Яковлевич Попов[24]. В 1902 году период поэт подарил полотно А. Поповой. Сделанная на нём надпись гласит: «Глубокоуважаемой Анне Яковлевне на добрую память от Коста».
5
«Портрет Тутти Тхостовой». 1885—1891
холст, масло 37×32
Северо-Осетинский республиканский художественный музей.
Портрет Тутти Тхостовой, матери лесничего Ибрагима Шанаева, с которым Коста был знаком со времён учёбы в Академии художеств в Петербурге, где Шанаев учился в Лесном институте, и оба они посещали собрания нелегального студенческого кружка кавказских горцев. Во Владикавказе в 1886 Хетагуров жил в доме Шанаевых[25]
6
«Портрет Мисырби Гутиева».
холст, масло 50*34
Северо-Осетинский республиканский художественный музей.
Прапорщик Мысырби Гутиев в 1870 году, вместе с отцом Коста, Леваном Хетагуровым, принимал участие в организации переселения жителей Нарской котловины в Кубанскую область и в самом переселении.
7
«Портрет Хусины Баева». 1885—1891
холст, масло 40×30
Северо-Осетинский республиканский художественный музей.
Хусин (Георгий) Баев, служил в сотне осетинской милиции вместе с отцом поэта Леваном Хетагуровым, дед Гаппо Баева, друга Коста Хетагурова, издателя "Ирон фандыр".
8
«Портрет Елены Фёдоровны Крек-Носковой». 1890
холст, масло , 40×30
Северо-Осетинский республиканский художественный музей.
Портрет Елены Фёдоровны Крек-Носковой (1890 г.), дочери Фридриха Крека, немца по происхождению, державшего во Владикавказе мастерскую по изготовлению часов, продававшихся под маркой «Владикавказ. Крек». Е. Ф. Крек-Носковой Коста посвятил акростих.
9
«Дети каменщики». 1886-1890
холст, масло 195×141
Северо-Осетинский республиканский художественный музей
По сведениям приводимым М. Тугановым, Хетагуров начал писать картину в 1886. «Картина еще не совсем была закончена, когда Коста выслали из пределов Терской области. Пользуясь тяжелым положением художника, одна местная богачка пожелала за гроши приобрести эту картину. Она была продана за 100 руб. Но этих денег Коста так и не получил, хотя картина была перенесена уже в дом покупщицы и там украшала ее столовую в течение нескольких лет. Коста с трудом удалось вернуть себе картину. Он потом безвозмездно передал ее тогдашнему Обществу распространения образования и технических сведений среди горцев. Картина эта затем путешествовала из дома в дом, от одного члена Общества к другому, и только при советской власти попала в музей Северной Осетии, где она находится и сейчас»[26].
10
«Горянка, идущая за водой».
холст, масло 160×83
Северо-Осетинский республиканский художественный музей.
По Мнению М. С. Туганова, Коста изобразил на картине свою мать и себя, маленького мальчика, бегущего за матерью [13].
11
«Природный мост».
холст, масло 65,8×79,3
Северо-Осетинский республиканский художественный музей.
Картина написана в период первой ссылки Хетагурова, в Карачае [27]. Коста упоминает эту работу в письме Андукапару Хетагурову, в первой половине 1902 года: «Назови их этюдами: 1) "В осетинской сакле"; 2) "Природный мост в верховьях Кубани"; 3) "Перевал Зикара" и "Шамиль"» [28].
12
«Тебердинское ущелье».
холст, масло 65,8×79,3
Северо-Осетинский республиканский художественный музей.
Картина была написана в период первой ссылки в Карачае. Ш. К. Холамлиев вспоминал, что в тот период Коста жил у Ислама Крымшамхалова, в Теберде, где тот в 1892 году построил бревенчатый дом, в котором были предусмотрены комнаты для друзей. Они любили Тебердинское ущелье и вместе занимались там живописью. Там же руками ловили форель. Коста тогда писал свою известную картину «Долина Теберда», которую носил с собой и постоянно её подправлял.
13
«Перевал Зикара».
холст, масло 65,8×79,3
Северо-Осетинский республиканский художественный музей.
На картине изображен живописнейший уголок Осетии, перевал Зикара в верховьях Джинат-Таульского ущелья. Здесь располагался аул Джинат - родина матери Коста [29]. Точка, с которой Коста изобразил перевал располагается на восточном склоне отрога г. Зекара, который выходит в с. Нар, напротив сакли в которой родился и вырос Коста. Аул, на переднем плане возможно сел. Месиджин или Губайтикау расположенные в ущелье, 5 и в 7 км от дома Коста. Перевал Зикара упоминается в этнографическом очерке "Особа": Картина написана в период первой ссылки Хетагурова, в Карачае [27].
14
«Гонка араки».
холст, масло 53×80
Северо-Осетинский республиканский художественный музей.
Как утверждала родственница Коста, Хаира Хетагурова, автор изобразил на картине реальных людей: крайняя справа женщина, сидящая на подушке, - это воспитавшая будущего поэта до 5 лет Чендзе Туаева-Хетагурова. Она держит рог с аракой. В середине изображена сидящая на корточках миловидная женщина помладше. Она только что преподнесла Чендзе рог. По уверениям Хаиры, это родная мать Коста - Мария. Её образ был навеян никогда не видевшему её сыну многочисленными рассказами родственников. С левой стороны за деревянным чаном («мили») сидит молодая девушка. Это и есть сама Хаира. По её словам, они с Марией гнали араку, и к ним в гости пришла Чендзе. Хаира помешивает находящийся в чане лёд, чтобы он скорее растаял и не дал остыть медной трубе[14]. Картину эту Хетагуров не закончил [30].
15
«Столовая гора».
холст, масло 16×29
Северо-Осетинский республиканский художественный музей.
В правом нижнем углу подпись: Коста. М.С. Туганов называет это полотно "эпизод «Столовая гора»" [31].
16
«Портрет Анны Цаликовой». 1897
холст, масло 68×46
Северо-Осетинский республиканский художественный музей.
Портрет Анны Цаликовой (1897 г.), младшей и любимой дочери в большой и дружной семье священнослужителя Александра Ивановича (Гугуевича) Цаликова. По свидетельству М. С. Туганова [32], Анна избегала позирования и Коста при создании портрета использовал фотографию, где Анна и ее подруга запечатлены в национальных костюмах. Портрет был написан всего за месяц, к дню именин Анны, Анюта была изображена в голубом платье с желтой вставкой на груди с золотыми крючками. 3 февраля 1897г, в день именин Анны, Коста преподнес портрет в подарок. Анне ее портрет не нравился, но, из уважения к Коста, она не сразу высказала свое недовольство. После того, как Анна все же сказала, что ей не очень нравится ярко-голубой цвет платья, раздосадованный Коста, на следующий день после именин, забрал картину, перекрасил платье в палевый цвет, и через неделю вернул ее обратно. На этот раз Анна одобрила работу.
17
«Портрет Ланге».
холст, масло 62×48
Северо-Осетинский республиканский художественный музей.
Портрет Ланге. В правом нижнем углу подпись: К. Хетагуров. По форме можно предположить, что на портрете чиновник высокого ранга, служащий по медицинскому или лесному департаменту Министерства внутренних дел.
18
«Автопортрет».
холст, масло 29×29, овал
Северо-Осетинский республиканский художественный музей.
По мнению Е. Адельберг, портрет написан в 1900 году [33].
Къостайы нывтæ Алагиры аргъуаны къултыл.
№
Картина
Название
Техника / Размер (см)
Местоположение
Примечания
1
«Вознесение» 1888 – 1890
Фреска
Над алтарем в центральном нефе собора Вознесения Господня в Алагире
2
«Несение креста» 1888 – 1890
Фреска
Над алтарем в левом нефе собора Вознесения Господня в Алагире
3
«Моление о чаше» 1888 – 1890
Фреска
Над алтарем в правом нефе собора Вознесения Господня в Алагире