kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий классного часа "Всё-таки, скажу я вам, приятно делать добрые дела. " по повести Михаила Самарского "Радуга для друга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по книге молодого писателя Михаила Самарского "Радуга для друга" разработан по книге о слепом тринадцатилетнем подростке, которому другом стала собака-поводырь по имени Трисон. Они оба беспокоятся, заботятся друг о друге, защищают друг -друга. Они любят друг друга. Но вот Саша излечился от своего недуга. Пришла пора расставаться. Это очень печальный и грустный момент, на котором я даже всплакнула.
Классный час по этому произведению учит ребят  добреу и надежде, дружбе, верности и преданности.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Всё-таки, скажу я вам, приятно делать добрые дела. " по повести Михаила Самарского "Радуга для друга"»



Классный час «Радуга для друга»

по повести Михаила Самарского

Цели: 
- познакомиться с творчеством молодого писателя, с его  произведениями;
- на основании повести воспитывать у ребят уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение к животным;

- продолжить развитие  умений и навыков анализа текста художественного  произведения.

Задачи:

Образовательная: чтение и комментирование фрагментов повести, показать ребятам, что нравственные проблемы – ведущие в творчестве молодого писателя Михаила Самарского

Развивающая: развивать мышление, аналитические способности учащихся.

Воспитательная: воспитывать внимание, бережное отношение к природному миру, чуткость к самым близким людям; умение посмотреть на себя со стороны.



Ход урока

Татьяна Николаевна: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и продуктивной работы.

Мы с вами сегодня поговорим о Михаиле Самарском удивительном авторе. Михаил Самарский – обычный подросток… ну почти обычный. Если не считать того, что он пишет книги, которыми зачитываются не только его сверстники, но и взрослые.

(слайд 1) фото

Первую свою книгу, повесть «На качелях между холмами» Михаил написал в двенадцать лет. Вторая повесть писателя «Радуга для друга» написана им в тринадцать лет!

(слайд 2) фото книг

Выход этой книги не остался незамеченным СМИ. Повесть Михаила Самарского произвела фурор. На сегодняшний момент книга переиздавалась уже более 10 раз. В том числе в США и во Вьетнаме. Готовятся переводы на болгарский и шведский языки. 

За книгу Михаил Самарский был удостоен престижных наград:
• Диплом Лауреата Ломоносовского конкурса «Таланты и дарования — 2009»;
• Золотой Диплом имени Иосифа Александровича Бродского;
• Главный приз многожанрового литературного конкурса «Слон» в 2009 году.

Что вы еще можете добавить об авторе?
(слайды 3, 4) его другие фото





Валентин:

Свою благотворительную деятельность Михаил Самарский начал в 2010 году, основав неформальную программу «Живые сердца», в рамках которой с помощью своих друзей и знакомых он помогал слепым детям: выпускал аудиокниги, опубликовывал книги шрифтом Брайля и т. д., закупал различные приборы для незрячих и слабовидящих детей. Помощь в работе программы оказывали российские предприниматели, политики, спортсмены, актёры.

Инна Викторовна: Удивительный, интересный молодой писатель. И герой его книги необычен. Чем произведение непохоже на другие?

(слайд 5)

Повествование ведется от лица собаки. Тринадцатилетний мальчик смог показать мир глазами лучшего друга человека лабрадора.



БУКТРЕЙЛЕР

Инна Викторовна: Чем удивителен герой повести?

(слайд 6)

Настя:

  1. Во-первых, имя (стр. 16 зачитать)

«Так вот, я – Трисон. Вы хоть знаете, что это за имя? О-о! Это вам не Тузик какой-нибудь пятнистый и не Рекс косолапый. Иван Савельевич мне подробно рассказывал о моем имени. Мало того что я и сам породистый пес, так вдобавок ко всему и имя у меня не простое. Так звали когда-то тибетского царя. Трисон Дэцэн, который много-много лет назад пришел к выводу, что просветление может быть достигнуто только в результате морального и духовного совершенствования под руководством мастера. Без всякого бахвальства заявляю: мастер у меня в школе был безупречным. Вы поняли, к чему я клоню? Нешуточное дело – просветлённый лабрадор!»

Сергей:

  1. Во-вторых, родословная (с.18)

«Моими предками являются собаки викингов и басков, которые обитали на острове Ньюфаундленд. До XVIII века европейцы в глаза не видели никаких лабрадоров. Мы, между прочим, по мнению мореплавателей, всегда считались и считаемся до сих пор залогом счастливого плавания. И если вы думаете, что это заурядное суеверие, то глубоко заблуждаетесь. Мои предки всегда помогали людям. Если корабль терпел крушение, лабрадоры вытягивали на берег канат, по которому перебирались все люди. А нерасторопных моряков мои предки просто перевозили на себе на сушу».







Святослав:

  1. В-третьих, название породы (с. 20)

«Если вам интересно, поясню вкратце, откуда появилось название нашей породы. Иван Савельевич рассказывал, что на сегодняшний день существует три версии. Первая: название произошло от острова Лабрадор, который находился недалеко от нашей прародины. Вторая (мне эта больше всех нравится): от португальского слова «Labrador», что переводится как «труженик». Третья версия какая-то несуразная, но раз уж решил рассказать, то озвучу и ее: есть такой минерал черного цвета с синеватым отливом, так и называется «лабрадор». Почему мне не нравится эта версия? Потому что только мои предки имели черный окрас. А сейчас среди моих собратьев есть и палевые, как я, и даже шоколадные лабрадоры. Нет, никаких минералов, островов. Конечно, наша порода произошла от португальского слова. Труженик – он и в Африке труженик, как говорит мой Сашка».

Татьяна Николаевна:

  1. В-четвертых, «работа» - поводырь

Что означает слово поводырь?

(слайд 7)

Валентин:

Поводырь — человек, животное или специальное устройство, функцией которого является оказание помощи слепому во время передвижения. Устаревшие значения слова — провожатый, проводник, ведущий.

Собаки поводыри специально обучены для помощи слепым людям в передвижении на улице. Они не только являются незаменимыми спутниками, помогающими избегать препятствия на дороге, но и жизненные поводыри, открывающие новые возможности, пробуждающие интерес к окружающему миру.

Настя:

(слайд 8) (с. 10 зачитать)

«Серьезно говорю: я не просто иду со слепым человеком, я тружусь. И поверьте, работа у меня не такая уж и легкая. Моя задача довести подопечного туда, куда он запланировал, и чтобы он во время пути не разбил себе голову, не споткнулся, не упал, в конце концов, не промочил в луже ноги. Я обязан предупредить обо всех преградах, должен всегда успеть остановиться перед любым препятствием и дать возможность человеку проверить тростью, что перед ним. Если преграда перекрывает часть дороги, я отклоняюсь вправо или влево и обвожу подопечного, при этом еще наблюдаю, чтобы он не прошел под низко склонившимися ветками или еще какой другой штуковиной на уровне его роста. В мою задачу также входит, чтобы подопечный не столкнулся с другими людьми. Если мы передвигаемся на автобусе или трамвае, я указываю вход, а потом – выход. В общем, забот хватает».

(слайд 9)

« Вы думаете, мне легко ходить с этой шлейкой? Вечером, когда я от нее избавляюсь, так хочется на спинке поваляться, лапы задрать к потолку, вытянуться во весь рост, потом попрыгать, мячик погонять».

Татьяна Николаевна: Что умеет собака поводырь? 

Сергей:

Обученная собака поводырь справляется со следующими основными задачами:

  • быть сосредоточенной и подавлять инстинкты;

  • преодолевать препятствия на дороге (лужи, камни, бордюры, ступени) и давать знаки о них хозяину;

  • сопровождать незрячего по улицам и перекресткам;

  • направлять человека в движении на подъемах, лестницах, поворотах, через неширокие проходы;

  • освоить привычные маршруты, в среднем до 35-40, из места проживания и обратно.


Настоящий поводырь не боится людей и транспорта, внимателен к действиям и самочувствию хозяина при условии его грамотного поведения. 

Валентин:

На протяжении всей повести Трисон вспоминает разные истории, которые происходили с ним и его подопечными. Разные люди встречаются на его пути: и хорошие, и плохие, те, кого собака считает «своими» и «чужими».

(слайд 10)

Повесть Михаила Самарского написана как откровение собаки — лабрадора, ведущего захватывающую беседу с читателем. Глазами собаки мы видим человеческие поступки, и за некоторые из них нам, читателям, становится стыдно.

Святослав:

  • однажды Трисон чуть не погиб на рельсах: «Подходит электричка, толпа как ринется к дверям, я думал, они нас раздавят. … меня столкнули с платформы, и я оказался между вагоном и перроном».

  • у Ивана Савельевича в трамвае какой-то проходимец вытащил из кармана бумажник,

в лифте украли телефон: «Эх, Трисон-Трисон, ты видишь, как … позорят нашу человеческую породу? Ну, скажи ты мне, пёсик мой родной, как же после этого верить людям? — Только ты смотри, собака, не подумай, что я за телефоном плачу. Нет, Трисон, пропади он пропадом этот телефон, я плачу оттого, что приходится жить среди вот таких двуногих животных… Разве они люди?»

Очень часто нечестные люди обманывают слепых людей и т.д.





Инна Викторовна: Вы видите, ребята, все-таки хороших, добрых людей, встречающихся в жизни Трисона и его подопечных, больше. И автор убеждает нас в этом. У добра есть имя. И обратите внимание, какие это имена: Светлана, Надежда, Любовь. У жестоких людей имени нет.

Обратимся к повести Михаила Самарского. О чем она?

Варианты ответов:

  • о дружбе человека с собакой, о вере в жизнь;

  • о верности, умении поддержать в трудную минуту;

  • о готовности прийти на помощь;

  • о мужестве и отчаянье;

  • об отзывчивости и чёрствости;

  • о милосердии и равнодушии;

  • о горе и радости;

  • об умении быть благодарным;

  • об одиночестве среди людей и о чудесах, которые может совершить любящее сердце. Настоящему другу можно подарить и радугу, и даже зрение!

(слайд 11)

Татьяна Николаевна:

Михаил Самарский предлагает читателю задуматься над следующими проблемами: как живется в нашем мире животным, которых мы приручили; почему мы так жестоки, что значит любить и помогать ближнему. В повести «Радуга для друга» затронута одна из важнейших проблем современности — это отношение в нашем обществе к инвалидам, которые по тем или иным причинам стали в нашем понимании «неполноценными»

Инна Викторовна: У повести необыкновенное название – «Радуга для друга».

Как вы думаете, ребята, почему автор так назвал свою книгу?

(слайд 12)

Настя:

Радуга – это атмосферное оптическое явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. В результате преломления солнечных лучей в каплях воды во время дождя на небе появляется разноцветная дуга.

Радуга – одно из красивейших явлений природы. Человек с незапамятных времён задумывался над её природой и связывал появление на небе разноцветной дуги с множеством поверий и легенд. Люди сравнивали радугу то с небесным мостом, с которого на землю спускались боги или ангелы, то с дорогой между небом и землёй, то с вратами в другой потусторонний мир.





Татьяна Николаевна:

Можно ли сказать, что название повести Михаила Самарского «Радуга для друга» символично?

Ответы учащихся:

Валентин:

Слово «радуга» в той или иной форме неоднократно появляется на страницах повести:

  • в автокатастрофе «в тот роковой день в машине вместе с отцом ехал и Шурик. Ему тогда было 11 лет. Врачи вынесли приговор: радужка и хрусталик безвозвратно потеряны».

Настя:

  • Пес о себе: «В лучах еще не закатившегося солнца моя шерсть переливалась всеми цветами радуги, но преобладало все-таки золотое сияние моей добротной шерсти».

Сергей:

  • Мечта слепого мальчика Саньки – увидеть радугу. Он просит своего друга-собаку Трисона пролаять три раза, если на небе появиться радуга. (с.126 - зачитать)



Святослав:

Мы видим, с каким необычным интересом он реагирует на рассказ школьной подруги Ирины о знакомой её мамы, не видевшей более 20 лет, сделавшей недавно удачную операцию и наконец прозревшей!
По ходу повести мы видим, как Трисон трепетно относится к своему подопечному подростку и как для поддержания морального духа своего приятеля вынужден пойти на компромисс со своей собачьей совестью — трижды пролаять, что на понятном только им языке означает появление в небе радуги.


Инна Викторовна: Какое символическое значение имеет слово «радуга»?

Радуга – символ многоцветия и радости жизни.

Радуга связана со светом, солнцем, теплом, добром, дружбой.


Радужка глаза повредилась – свет померк, краски исчезли. Радугу, наполненную красками жизнь дарит Трисон своему другу, спасая девочку по имени Рада.

(слайд 13)

Татьяна Николаевна проводит игру











Татьяна Николаевна: (вывод)

Эта книга – не просто повествование о дружбе лабрадора и слепого мальчика, это повесть о каждом из нас. Это напоминание, что мы должны ценить тех, кто вместе с нами проходит через все жизненные испытания, кто никогда нас не бросит. Ценить настоящих друзей и просто всех, чье сердце наполнено добротой.

(слайд 14)

Я хочу посоветовать вам, ребята, читать и другие книги Михаила Самарского: «Фукусима, или история собачьей дружбы», «Формула добра», «Двенадцать прикосновений к горизонту» и др.

(Убрать экран)

Лабрадор Трисон дарит своему другу Саше радугу, яркую жизнь, веру в добро.

А что вы могли бы пожелать своему другу? У вас на столах лежат цветные стикеры. Напишите на них свои самые заветные пожелания близким людям, своему другу. Составим из них свою радугу добра!

(Ученикам дается несколько минут, чтобы записать пожелание, а потом прочитать и прикрепить на доску в виде цветной радуги)

Итог урока:

Заканчивая урок, хочется пожелать вам: берегите себя, своих близких и родных, уважительно относитесь ко всем и ко всему, что вас окружает.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Мирошниченко Инна Викторовна

Дата: 20.06.2021

Номер свидетельства: 583785


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства