kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий классного часа «…Имя мне запомнилось – Коста!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:Знакомить детей с биографией и творчеством великого   Коста;прививать детям навыки выразительногои осмысленного чтения стихотворений Коста;прививать любовь  к творчеству Коста, гордость за то, что они являются земляками Коста.Цель:Знакомить детей с биографией и творчеством великого   Коста;прививать детям навыки выразительногои осмысленного чтения стихотворений Коста;прививать любовь  к творчеству Коста, гордость за то, что они являются земляками Коста.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа «…Имя мне запомнилось – Коста!»»

СЦЕНАРИЙ


Тема:«…Имя мне запомнилось – Коста!»

Цель:Знакомить детей с биографией и творчеством великого Коста;прививать детям навыки выразительногои осмысленного чтения стихотворений Коста;прививать любовь к творчеству Коста, гордость за то, что они являются земляками Коста.


Ведущий:

Сегодня наш классный час посвящён выдающемуся поэту, просветителю, художнику и патриоту, чьё имя уже на протяжении полутора веков составляет важную часть не только осетинской национальной, но и российской отечественной культуры.


Ведущий:

Высокогорное селение Нар…

Оно расположено на скалистом выступе и, когда по утрам рассеивается туман, напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин и теснин. Нар окружен белоснежными вершинами и альпийскими лугами, кажется очарованию природы его нет границ. Здесь явился на свет славный сын осетинского народа Коста Хетагуров.

Дардæй мæ салам æрвитын æз Нарæн,

Нарæн, хæххонхъæуæн, амондыранæн.

Кувынмæсæрæйæзуыцыхæдзарæн,

СабикæмрайгуырдисиухаттЛеуанæн.

Срухсыстыуæлвæзтæ, радысты кæмттæ,

Чындзытæрагацаууынгтæныммарзтой.

Уыцы бон цъититырæбынæй дæттæ

Стырциныхабæрттæденджызтæмхастой.

ХъайтыхътыГеор


Ведущий:

Рано потеряв мать, он не знал детства, рос без родительской ласки. Добрая соседка Чендзе взяла Коста к себе и стала ему второй матерью. Их каменная хижина - сакля стояла на крутом берегу горной речки, кругом возвышались черные скалы, по склонам гор рос дремучий лес. Тучи опускались прямо на плоские крыши аула. Зимой ущелья заносило снегом, и ни пройти, ни проехать было по дорогам. Вечерами у дымного очага мать рассказывала детям сказки о добрых богатырях-нартах. И зима уже не казалась такой бесконечной, вся семья с надеждой ждала весну…


«Упрек»

«Осень».


Ведущий:

Добрым мальчиком рос Коста, охотно помогал в домашних делах. С наступлением весны ходил в школу. Он любил учиться, хорошо рисовал. Часто, когда не было бумаги, рисовал углем на доске. Смолоду Коста начал сочинять стихи о суровых и прекрасныхгорах, о трудной жизни соседей-бедняков, об их бедах и надеждах.На всю жизнь он остался защитником бедных и угнетенных. Во имя счастливого будущего своего народа и всего человечества поэт неустанно прославлял идеи свободы, братства и равенства народов.

«Песня бедняка»

«Балцызарæг»


Ведущий:

Он не мог родиться и не внести с собой в жизнь золотые россыпи мудрых слов. Горцы потеряли бы дар речи, не будь стоголосой «осетинской лиры». Без нее пастушья свирель сиротливо умолкла бы. В сакле бедняка никогда не заглянуло бы жаркое солнце.

Над Наром солнце катит жарким шаром

Улыбкой ясной согревая нас

В ауле горном,

В этом доме старом

Давно уж в очаге огонь погас.

Коста глаголом властвует над миром

И словно солнце светит нам давно –

В сердцах зажег костры «Иронфандыром»

И им в веках угаснуть не дано.


Стихотворения: «Æррафыййау».«Две вороны».


Ведущий:

Он был добрым и щедрым, этот изумительный человек. В песню надо вложить сердце, чтобы она стала крылатой. И поэт не пожалел своего сердца. «Страдать задругих невозможно, если ты не изведал страданья», - говорил Коста.

«Завещанье».


Ведущий:

Созданные Коста поэтические образы были исполнены огромной нравственной силы. Герои его произведений, взятые поэтом из жизни, выражали жизненную правду, равнодушным к которой не мог оставаться ни один честный человек. Особенно трагичным был созданный поэтом образ мужественной осетинки вдовы, успокаивающей голодных детей обещаниями накормить бобами, которые будто бы варятся в котле.


Стихотворение “Мать сирот”


Ведущий:

Необычайно многообразно творческое наследие Коста Хетагурова. Отрицая мир насилия, поэт неутомимо славил труд, слагал песни в честь женщины-матери. Много стихотворений им было написано для детей. Коста любил детей отцовской любовью, и говорил: «Нигде мне так не весело, как с ними, ни за кого я так не страдаю, как за них…» И поэтому не случайно, что в его творчестве так много задушевных произведений для ребят.


«Скъолайылæппу». (Зангиев М., Карданов Д.)

Ведущий:

Имя Коста вошло в ряд самых высоких имен человечества. Осетинский народ может гордиться тем, что в сокровищнице многоцветной культуры России будут играть краски и цвета, вызванные к жизни таким художником, как Коста Хетагуров.


Ведущий:Создатель осетинской национальной художественной литературы, Коста стал одним из главных ее героев. Образ поэта привлекал и поныне привлекает всех последующих осетинских литераторов.


Я была девчонкой-первоклассницей,

И казалось мне – какая разница,

Чье стихотворенье в этой книжке,

Вот прочту и побегу к мальчишкам:

Мне суровость их мужская нравилась.

Ну и я от слез почти избавилась.

Я читала. Проплывали строки о вдове,

О бедности глубокой, о котле с похлебкой из камней,

О голодных детях рядом с ней.

Я читала. И душа ребячья

Удержаться не могла от плача.

Мне тогда, ах, как хотелось страстно

Теплым хлебом саклю их украсить…

Помню, вас, мои друзья – мальчишки,

Променяла я тогда на книжки.

Сколько лет прошло! Но неспроста!

Имя мне запомнилось – Коста!


Ведущий.Действительно, сколько лет прошло, но имя Коста живет. И сегодня мы опять возвращаемся уж который раз к тому, что трогает нас до глубины души, что заставляет восхищаться поэтическим словом произведений Коста! Кто он Коста? И поэт-лирик, и художник, и драматург, и поэт-песенник, и прозаик, и баснописец.


«Олень и еж»

«Волк и журавль»


Ведущий:А теперь ответим на вопросы викторины.


  1. Где родился Коста Хетагуров?

  2. Когда он родился?

  3. Кто его отец? Кем он работал?

  4. Как звали мать Коста?

  5. Кто его воспитал после смерти матери?

  6. Когда он начал рисовать?

  7. Зачем поехал Коста в Петербург?

  8. Почему он не закончил учебу в Академии художеств?

  9. Как называется сборник стихов Коста Хетагурова?

  10. Какие стихотворения он написал для детей?

  11. Откуда эти строки:

Цæйут æфсымæртау раттæм нæ къухтæ

Абонкæрæдзимæ, Иры лæппутæ!

(Балцызарæг)


Уазал у зымæгæдде,

Махаудынхæдзарнæй! (Цъиуæмæсывæллæттæ)


Тæхуды, тæхуды,

Кæмæнисдæцард! (Дзывылдар)


Цæттæдæхызын дар,

Тагъд де скъоламæуай! (Лæгау)


Магусайæн – цæф,

Цырдлæппуйæн – кæф. (Кæмæнцы…)


Æз фæхуысдзынæн изæрмæ

Уыцыбæмбæгыл… (Æррафыййау)


  1. Назовите картины Коста.

Ведущий:Дорогие друзья! Завершить наш сегодняшний вечер, посвященный Коста, хотелось бы словами нашего знаменитого земляка ВасоАбаева: «Англичане говорят: у нас есть Шекспир, немцы говорят: у нас есть Гете, русские говорят: у нас есть Пушкин, а мы, осетины, говорим: у нас есть Коста. Махæн та ис Къоста».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Сценарий классного часа «…Имя мне запомнилось – Коста!»

Автор: Битарова Светлана Шамильевна

Дата: 03.11.2019

Номер свидетельства: 525417

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства