Цели:1) пропаганда здорового образа жизни подростков;
2) профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании;
3) способствовать формированию знаний о вреде наркомании;
4) росту самосознания и самооценки подростков, чувства ответственности за свою жизнь и жизни окружающих;
5) развитие творческих способностей, расширение кругозора.
Форма: конкурсная программа.
Участники: студенты общежития, воспитатель, жюри.
Подготовительный этап: Готовясь к мероприятию, можно подготовить фотовыставку «В здоровом теле — здоровый дух», «Мир моих увлечений», «Здоровые дети должны быть на планете» и т.д., а также предложить студентам ответить на вопросы анонимной анкеты, которые помогут воспитателю определить их отношение к обсуждаемой проблеме.
Необходимо также выбрать жюри, в состав которого могут входить учитель биологии, психолог, родители или студенты старших курсов.
Ход мероприятия:
Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие участники, гости.
Упражнение «Счастливая жизнь – это…»
Ведущий спрашивает студентов: «Вы любите жизнь? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь? Поразмышляйте об этом, пожалуйста, каждый и запишите продолжение фразы: «Счастливая жизнь – это…» (студентам предлагается записать на листочке продолжение фразы, записывают те понятия, которые, по их мнению, характеризуют счастливую жизнь (работают 2-3 мин)). Затем ведущий предлагает обсудить эти записи и расставить их по степени значимости.
Жизнь = здоровье + семья + учеба + друзья
Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов). Мы хотим, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, целеустремленными, жизнерадостными людьми. Хочется, чтобы юное поколение, наше будущее, научились укреплять свое здоровье, и в этом деле нет мелочей. Здоровый образ жизни становится все более популярным среди подростков, однако очень многое зависит от самого человека, от того, как он относится к себе, к своему будущему. Итак, сегодня речь пойдет о здоровом образе жизни.
Быть здоровым - замечательно, но непросто. Здоровье – ключевая ценность для любого человека независимо от его местожительства. Во все времена ценилась гармония духа и тела. На Руси говорили: «Здоров будешь - все добудешь!»
Конкурс 1. «Народная мудрость»
Составить из рассыпанных слов-карточек пословицы, объяснить их смысл.
• “Здоровый человек-богатый человек”
• “Здоровьем слаб, так и духом не герой”
• “Чистым жить – здоровым быть”
• “В здоровом теле – здоровый дух”
• “Здоровье – дороже золота”
Очень важно уберечь себя от вредных привычек, таких как курение, наркомания и алкоголизм, что бы быть с юности здоровым и сильным духом.
Упражнение «Солнышко здоровья»
Наше здоровье – это солнышко, которое питает своим теплом все живое.
На ваших листочках нарисовано солнышко, внутри солнышка запишите фразу “Здоровый образ жизни - это…”. Лучики солнышка – это ваши ассоциации со здоровым образом жизни, что помогает человеку быть здоровым (на лучиках пишут свои ассоциации).
После обсуждения участники делают вывод о том, что основными составляющими здорового образа жизни являются:
• Отказ от курения.
• Отказ от алкогольных напитков.
• Отказ от наркотиков.
• Занятия физкультурой и спортом, двигательная активность.
• Рациональное питание.
Конкурс 2. «Здоровье человека»
Вам необходимо подобрать верный вариант ответа.
1. Зачем нужно знать свой организм?
А) чтобы сохранять и укреплять здоровье;
Б) чтобы человек мог мыслить, говорить и трудиться;
В) чтобы умело использовать свои возможности.
2. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
А) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
Б) горбатый, бледный, хилый, низкий;
В) стройный, сильный, ловкий, статный.
3. В какой строчке указаны только органы человека?
А) глаза, сердце, желудок, кожа;
Б) сердце, головной мозг, почки, кровь;
В) печень, селезенка, уши, желчь.
Упражнение «Тучки нездоровья»
Сейчас ваша задача – определить, что может угрожать здоровью. То есть факторы, которые влияют на здоровье человека. Вам раздали листочки с нарисованными тучками и вам нужно напишисать на них эти факторы.
Факторы, негативно влияющие на здоровье человека.
а) Табакокурение.
Табакокурение часто относят к вредным привычкам, а ведь это одна из опасных болезней, называемая химической зависимостью. Согласно мировой статистике, ежегодно из числа курильщиков преждевременно умирают около 2,5 млн. человек. Курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей, так называемое «пассивное курение», когда человек вынужден вдыхать дым, находясь в прокуренном помещении.
В первую очередь страдают органы дыхания. 98% смертей от рака гортани, 96% смертей от рака легких, 75% смертей от хронического бронхита и эмфиземы легких обусловлены курением. Пачка сигарет в день - это около 500 рентген облучения за год!
Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.
б) Алкоголизм.
Алкоголь – яд для любой живой клетки. Быстро сгорая, он отнимает у тканей и органов кислород и воду. Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям.
Опьяневший человек теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. Утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. В состоянии опьянения человек может рассказать любую тайну, теряет бдительность, перестает быть осторожным. Недаром говорится: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».
Пиво – совершенно доступный напиток для молодежи. Значит, оно безвредно? Пиво вовсе не так безобидно, как порой, кажется. Оно делается из полезного продукта – ячменя. Этот напиток содержит углеводы, белки, жиры и даже витамины. Но в процессе приготовления пива микробы брожения уничтожают все полезные компоненты, так что пользы от него, мягко говоря, нет. Кроме того, не забывайте, что это очень калорийный напиток. Постоянные потребители пива быстро толстеют.
Под влиянием алкоголя у 43% мужчин было установлено ослабление половой функции. Будучи неспособным к нормальной супружеской жизни и не зная покоя от мысли, что такой аномалии нет у их жён, алкоголики склонны обвинять своих жён в измене.
Под влиянием алкоголя глубокие изменения происходят в половой системе женщине: нередко возникает бесплодие. Пьющая женщина - это страшно. Она более несдержанна, развязна, чем мужчина, более агрессивна, цинична. Пьянство матери, и тем более во время беременности, ведёт к рождению детей - инвалидов, не способных к нормальному умственному и физическому развитию, к труду и нередко умирающих в первые месяцы жизни. Не случайна пословица: "Муж пьёт - полдома горит. Жена пьёт - весь дом горит". Социологи подсчитали, что событий, за которые "нельзя не выпить", у человека набирается 40 - 50 за год. Не много ли?
в) Наркомания.
Часто первый шаг к наркотикам делается из любопытства. До 60% наркоманов именно так «попробовали» наркотики. Наркотическая зависимость формируется очень быстро, ее процесс столь стремителен, что в 30-40 лет наркоман – это уже глубокий старик. Наркотические вещества оказывают на организм человека чрезвычайно выраженное влияние. Нервные клетки как бы сгорают, резко снижаются защитные функции организма. Страдают все органы и системы организма: поражается мышца сердца, возникают гастрит, язвенная болезнь, панкреатит, цирроз печени, желчнокаменная и почечно-каменная болезни, пневмония, плеврит, гепатит, СПИД. Изменения личности выражаются в прогрессирующей деградации, нередко переходящей в слабоумие.
Упражнение «Портрет наркомана. Портрет алкоголика»
Участники получают лист бумаги и карандаши. Они должны нарисовать портрет «наркомана и алкоголика». Это не обязательно может быть изображение человека, в рисунке должны быть отображены те чувства, которые ассоциируются с наркоманами, алкозависимыми. После окончания работы рисунки раскладываются в круг, а участники делятся своими впечатлениями.
-Ребята, вы хотите быть на него похожим?
По окончании обсуждения можно провести конкурс 3 «Кто быстрее попрощается со своим рисунком наркомана и алкоголика». Для этого в центр круга ставится мусорное ведро. Участники с одинакового расстояния должны попасть смятым рисунком в ведро. Если участник не попал – он берет свой рисунок и отходит на исходящую позицию.
Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем это уже стресс. Уроки – стресс. Дорога – стресс. Родители ругают… С друзьями поссорились… И так далее…
По вашему мнению, как можно снять стресс? (Можно громко закричать, залезть под душ, попробовать потанцевать). Сегодня я хочу научить вас приемам быстрого снятия стресса, и, если в течение жизни вы ими воспользуетесь, я думаю, вы будете быстро выходить из стрессового состояния.
Конкурс 4. «Помоги себе сам»
Каждому участнику даются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание почитать текст за 30 сек.:
Обсуждение: Сразу ли вы справились с заданием? Что понадобилось вам для его быстрого выполнения? В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
Ведущий показывает упражнение – растирание ладошек.
Есть еще одно замечательное средство от стресса – это включить тихую спокойную музыку, закрыть глаза, расслабиться и представить себе что-нибудь хорошее. (Затем проводится краткая беседа о впечатлениях, картинах, возникших у ребят в воображении.)
Совет ребятам: учитесь видеть в жизни прекрасное, радоваться жизни, тогда стресс и болезни обойдут вас стороной.
Упражнение – игра “Дорисуй и передай”
Инструкция: Возьмите по листу бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопну в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.
5. Конкурс эрудитов
1. Что это за лекарство, которое слушают? (Музыка)
2. Какие опасные “подарки” солнца мы можем получить? (Ожоги)
3. Что на свете дороже всего? (Здоровье)
4. Что без языка, а сказывается? (Болезнь)
5. Что никогда не лень делать? (Дышать)
6. Что такое фитотерапия? (Лечение травами)
7. Когда необходимо проводить физкультминутки? (В период утомления)
8. Дрессировка организма для здоровья (закаливание)
12. Известный врач П. Брэгг говорил, что есть 9 докторов. Начиная с четвертого это естественное питание, голодание, спорт, отдых, хорошая осанка и разум. Назовите первых трех докторов, упомянутых Брэггом. (Солнце, воздух и вода)
13. Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены (Блохи, вши)
14. Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу)
15. Кто такие «совы» и «жаворонки»? (Это люди с разными биологическими ритмами)
16. Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (До этого возраста активно формируется скелет)
– Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждый из нас хочет быть здоровым и сильным и достичь долголетия. И все в наших руках. Так будьте здоровы и не забывайте слова Сократа: «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».
А для этого:
Не курить, не употреблять алкогольные напитки.
Заниматься спортом.
Чаще есть рыбу, овощи, фрукты; пить воду, соки, чай.
Дышать свежим воздухом.
Как можно больше ходить.
Спать достаточно.
Проявлять доброжелательность.
Чаще улыбаться.
Любить жизнь.
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам. Каждый человек должен овладеть искусством здоровой жизни и сберечь его. И в завершение хочется привести простые слова Тургенева: «Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть».