Лекция-концерт из цикла "!Музыкальный абонемент", позволяющая познакомить детей с жанром романса. Послушать самые яркие образцы этого камерного вокального жанра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Русский классический романс-очарование души"»
Министерство образования Московской области Управление образования г. Реутова Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Музыкальная хоровая школа «Радуга»
Лекция-концерт
«Русский классический романс -
очарование души»
Разработала
преподаватель сольфеджио
Исаева Наталья Владимировна
г. Реутов
2019 год
Сколько лет прошло с момента появления романсов Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского - Корсакова, Бородина, а эти музыкальные бриллианты сверкают, продолжая доставлять наслаждение все новым и новым поколениям людей.
Романс - название, возникшее от испанского слова «romance», что значит романский, то есть исполняемый на романском (испанском) языке.Романс в музыке — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.Романсы делятся на: Классический романс — написанный профессиональными композиторами. Городской романс (бытовой) — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования, прототип русского шансона. Цыганский романс Жестокий романс Казачий романс — казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. Родоначальником «казачьего романса», считается песня неизвестного автора 19 века «Не для меня придёт весна…»
Истоки романса в России лежат в вокальной камерной музыке ХVШ века. Кант, ария, российская песня и, наконец, романс – в самой терминологии отразилась история лирического произведения для голоса с аккомпанементом. Романс – это удивительный жанр. Уникальность его в том, что в малой, камерной форме он позволяет рассказать о многом.
У Чехова есть рассказ «Тоска», у извозчика умер сын, его сердце разрывается от тоски, он постоянно грустен, а потому пытается с кем-нибудь разделить свое горе. Ему нужно выговориться и он пытается завести с пассажирами разговор, но люди не желают его слушать, они равнодушны и холодны. Все окружающие извозчика люди не проявляют к нему интереса, поэтому он одинок в своем горе. И только лошадка выслушивает несчастного старика, который и излил ей свою боль от утраты. Это в народе называется «поговорить» по душам. Вот как раз романс и есть разговор по душам.
Исключительная емкость этого жанра позволяет наделять его богатым, разнообразным содержанием. Классический романс - один из самых демократичных музыкальных жанров. Появившись как самостоятельный жанр лишь в последнем десятилетии XVIII века, русский романс развивался очень интенсивно. За 30-40 лет он прошел путь от скромных песен – романсов Алябьева, Варламова, Гурилёва до подлинных шедевров Чайковского, Мусоргского, Римского - Корсакова, Бородина, а позднее - Рахманинова.
Причины широкой популярности романса кроются в его народно-демократических истоках. Первая половина XIX века была периодом расцвета русской бытовой песни и бытового романса.
Ценным качеством русского романса была на редкость богатая и выразительная мелодия. От русской народной песни романс заимствовал широкую распевность, пластичность мелодии. Затем в романс стал проникать декламационный, речитативный элемент.
Вторая половина XIX века ознаменовалась появлением романсов Чайковского, Мусоргского, Римского - Корсакова, Бородина, Балакирева.
Сколько поколений русских людей пели, и будут петь чудесную элегию Глинки. «Не искушай меня без нужды…» Затем будут такие жемчужины, как «Сомнение», «Ночной смотр», «В крови горит огонь желанья ».
Романс очень важная область творчества Глинки – постоянно привлекал внимание композитора. Глинка написал свыше 70 романсов. « Каждое его произведение, из числа вокальных, есть страница или строчка из его жизни, частица его восторгов, радостей и печалей» - писал В.В. Стасов.
А сейчас мы услышим с вами подлинный шедевр вокальной лирики – романс «Я помню чудное мгновенье». В романсе ощущается полное слияние музыки и текста.
К зрелому периоду творчества Глинки относится вокальный цикл «Прощание с Петербургом» на слова Кукольника. Вокальная лирика Глинки завершила длительный период развития камерной вокальной культуры.
Не менее интересны романсы Даргомыжского «И скучно и грустно»,
«Мельник», «Червяк», «Титулярный советник». Лучшие романсы Даргомыжского отличаются социальной заостренностью сюжета, меткими характеристиками образов. Но к созданию этих удивительных произведений Даргомыжский пришел не сразу. Романсы композитора тридцатых и начала сороковых годов испытывали влияние вокальной лирики Глинки. Наиболее ярко проявляются индивидуальные черты Даргомыжского в романсах второй половины 40-х годов. Это бурный расцвет камерного вокального творчества Даргомыжского. В зрелый период композитор пришел к мысли о сближении романса с городской песней. В творчестве Даргомыжского получает развитие жанр русской песни, песни-вальса, цыганской песни. Даргомыжский наряду с Глинкой является основоположником русского классического романса.
Сегодня мы послушаем не похожий на обычную элегию, романс на стихи Лермонтова «И скучно и грустно». Даргомыжского.
Очень самобытны вокальные сочинения Мусоргского, песни ли это на социальную тему «Калистрат», « Сиротка», «Светик - Савишна» или это лирические романсы – «Желание», «Из слез моих». Оригинальные новаторские сочинения композитора появились благодаря творчеству композиторов старшего поколения и в первую очередь Даргомыжского. Но Мусоргский не был бы новатором, если бы только развивал чьи-то традиции. Стремясь к жизненной правде в искусстве, он заботился о доступности своих песен и романсов. Отсюда - его постоянное внимание к единству музыки и поэтического слова, к поиску выразительных музыкальных интонаций. Впервые композитор создал яркий художественный образ нищего – символ народного героя; нищий старец прототип нищего в песне « Сиротка», юродивого в опере «Борис Годунов». Давайте послушаем с вами песню «Сиротка». Интересны так же сатирические произведения Мусоргского. «Классик», «Раёк», но особенно даром сатирика блеснул Мусоргский в «Песне о блохе» на текст Гёте. Так же композитором были написаны песенные циклы «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти». Значение вокальных сочинений Мусоргского для мировой музыкальной культуры чрезвычайно велико. Он обогатил своими песнями и романсами не только камерный вокальный жанр, но и оперу.
Наиболее последовательным продолжателем традиции Глинки во всех жанрах, в том числе и романса, был Бородин. Наследие Бородина в области вокальной музыки количественно не велико, но очень значительно. Среди зрелых романсов и песен особо выделяется группа сочинений созданных в период 1867-1870 годов: « Спящая княжна», «Морская царевна», « Море», «Песнь темного леса». Эпическая направленность вокального творчества Бородина ранее всего обозначилась в романсе «сказке», как называл его композитор «Спящая княжна». Содержание романса раскрывается в контрастном сопоставлении двух образов: мерный колыбельный напев рисует спящее сказочное царство; образ могучего богатыря, который должен разбудить княжну, обрисован с помощью глинкинского целотонного звукоряда. Мы сейчас услышим с вами романс «Спящая княжна». Своеобразным продолжением «Спящей княжны» служит « Песня тёмного леса». У этого романса любопытная судьба. Цензор, найдя её «крамольной», не пропустил. Тогда Римский - Корсаков, чьи сочинения всегда пропускались беспрепятственно, вложил песню Бородина между двумя своими романсами, таким образом « Песня темного леса» была подписана к печати. Романсы Бородина являют собой ценный вклад в жанр русского классического романса.
В творчестве Римского – Корсакова жанр романса не занял центрального места, но, тем не менее, композитор создал немало сочинений, занявших видное место в русской вокальной лирике XIX столетия. Характерная особенность многих романсов Римского - Корсакова – стремление к картинности, живописности музыки. Уже в ранний период творчества композитор обращается к лирическим стихам, в которых душевное состояние «героя» раскрывается в связи с образами природы. Таков романс «На холмах Грузии», а позднее «Редеет облаков летучая гряда» и другие. Прекрасен вокальный цикл Римского – Корсакова «У моря», а также его восточные романсы: «Пленившись розой соловей», «Как небеса, твой взор блистает». Привлекает композитора и жанр элегии, особенно выделяется романс «Редеет облаков летучая гряда» - это одно из лучших произведений русской вокальной лирики. Так же не менее известен необычайно поэтичный романс «Не ветер, вея с высоты». Это тонкая акварельная картина дремлющей природы, лишь на миг разбуженная внезапно налетевшим вихрем.
Давайте послушаем этот прекрасный романс.
Лирика занимает ведущее место и в вокальном творчестве Римского – Корсакова, но не единственное. Его привлекают философские, эстетические проблемы. Так появляется вокальный цикл «Поэт», романсы «Анчар», «Пророк».
А.М. Горький назвал Чайковского «великим лириком. В первую очередь эти слова относятся к его романсам. Романсы Чайковского - это подлинная «энциклопедия» человеческих чувств и переживаний. Как удивительно тонко переданы в музыке разнообразные оттенки чувств. Романсы Чайковского – вершина русского классического романса XIX столетия. Вокальную лирику Чайковского, впрочем, как и всё его творчество отличает любовь к людям, к жизни, вера в творческие силы человека.
Демократизм содержания в романсах Чайковского сочетается с подлинным демократизмом музыкального языка, опирающегося на народную музыку, на интонации городского бытового романса. Жанр бытового романса впитал в себя характерные интонации русских крестьянских песен. Городских песен, цыганского фольклора, интонации танцевальной музыки, особенно вальса. Романс сопровождал Чайковского на протяжении всей его творческой жизни.
Примечательную страницу творчества Чайковского начала 70-х годов составляют его романсы ор. 16. Среди них особо выделяется романс на стихи Фета «Пойми хоть раз». Чайковский очень ценил Фета и писал о нем: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант». Один из шедевров вокальной лирики композитора начала 70-х годов - романс на слова Фета «Уноси моё сердце в звенящую даль». Полетная мелодия романса дополняет музыкальность стиха Фета:
Уноси моё сердце в звенящую даль,
Где, как месяц за рощей, печаль.
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка лю
Звучит романс «Уноси моё сердце в звенящую даль».
Светлым, жизнерадостным настроением проникнут цикл романсов П.И. Чайковского ор. 38. Большинство романсов написано на стихи А. Толстого, которого композитор высоко ценил и писал о нем: «Толстой» - неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов. На стихи А. Толстого был написан романс «Средь шумного бала» в ритме вальса. В романсе композитор продолжает линию лирического вальса, начатую Глинкой в «Вальсе- фантазии ».
Давайте послушаем этот пленительно – проникновенный романс.
В 1881 году композитор написал цикл детских песен. Наряду с «Детским альбомом» для фортепиано цикл детских песен Чайковского является одной из блистательных страниц этого жанра и всей мировой музыкальной литературы. В романсах 80-х годов композитор ищет новые темы, новые формы и средства музыкальной выразительности.
Романсная лирика Чайковского – образец подлинного вдохновения и высокого художественного мастерства. Композитор заметно обогатил обычный тип лирического романса: расширил средства музыкальной выразительности, в частности, возвысил роль фортепианного сопровождения.
Исключительная глубина содержания, эмоциональная выразительность романсов - способствовала продолжению традиций вокальной лирики Чайковского композиторами конца XIX - XX столетий.
А сейчас мы познакомимся с вами с романсами Сергея Рахманинова. Замечательный дар композитора – отображать в музыке «просто, насколько возможно» волнующие жизненные проблемы, в вокальной лирике Рахманинова проявляется с наибольшей силой. Романсы композитора привлекают искренностью выражения чувств, красотой и самобытностью мелодий. В тонкости раскрытия духовного мира человека, в
жанровом многообразии, богатстве гармоний, фактуры, яркой мелодики прослеживается родство его романсов с вокальной лирикой Чайковского.
Основное содержание романсов Рахманинова лиричность чувств и настроений.
Рахманинов продолжил в своем творчестве и традиции «восточной песни». Сейчас мы с вами услышим подлинный шедевр вокальной лирики Рахманинова 90-х годов – романс «Не пой, красавица, при мне».
Важное место в камерно – вокальном наследии Рахманинова принадлежит сочинениям лирико – созерцательного характера, таким как «Островок» на стихи Шелли в переводе Бальмонта.
Ярким контрастом к этой звуковой акварели служит страстно - порывистый романс «Весенние воды» (на стихи Тютчева). Блестящая партия фортепиано во вступлении воссоздаёт образ бурно струящихся весенних потоков. На фоне стремительных пассажей появляются радостно - взволнованные строки:
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…
Вокальная партия звучит всё радостнее и патетичнее.
Звучит романс «Весенние воды». В XX столетии композитором было написано множество великолепных образцов этого жанра.
Русский классический романс - одно из ярчайших достижений русской музыки XIX века. Вокруг романса объединялись крупнейшие композиторы с яркой творческой индивидуальностью, сумевшие наполнить этот жанр богатством содержания, красотой и поэтичностью образов.
Русский классический романс XIX века передал XX и XXI столетию эстафету, которую достойно несут современные композиторы.