«Развитие творческих способностей обучающихся через техническое творчество как важнейшее условие подготовки современного высококвалифицированного рабочего»
«Развитие творческих способностей обучающихся через техническое творчество как важнейшее условие подготовки современного высококвалифицированного рабочего»
В концепции модернизации российского образования указано, что основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в сложных областях деятельности, свободного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей обучающихся через техническое творчество как важнейшее условие подготовки современного высококвалифицированного рабочего»»
СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»
«Развитие творческих способностей обучающихся через техническое творчество как важнейшее условие подготовки современного высококвалифицированного рабочего»
Морозов П.М.
В концепции модернизации российского образования указано, что основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в сложных областях деятельности, свободного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.
В современных условия подготовка рабочего не может рассматриваться как однократный процесс. Необходимо, чтобы эта подготовка непрерывно дополнялась и совершенствовалась, в том числе и через обновление содержания технического творчества.
Развитие интеллектуальных способностей предполагает создание такой обстановки, использование таких форм и методов обучения, при которых обучающийся оказывается вовлеченным в процесс добывания знаний, а не изучение «предмета ради предмета». Только тогда формируется интеллектуально познавательная активность, уверенность в своих силах.
Как отмечал кандидат педагогических наук С.Ю. Черноглазкин в своей статье «Общедеятельностные умения – основа социально-профессиональной мобильности обучающихся УПО» - творчество, самовыражение, развитие, можно сказать, ключевые понятия в анализе возможностей решения проблемы мобильности выпускника учреждения профессионального образования.
Давно замечено, что наиболее успешно совершенствуют квалификацию, осваивают профессию и приобщаются к рационализаторской деятельности те молодые рабочие, которые занимались техническим творчеством еще до прихода на производства, чьи творческие способности получили необходимое развитие в процессе обучения и овладения профессией.
В современном мире наблюдается объективная тенденция – с развитием общества интенсивность и качество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает.
Чтобы отвечать современным требованиям будущий специалист помимо усвоения необходимого «ядра» профессиональных знаний, должен уметь управлять, научиться системно мыслить, преодолевать инерцию мышления, выявлять и разрешать возникающие технические противоречия, генерировать нестандартные технические идеи, овладевать навыками многовариантного решения задач и их объективной оценки. Знание основ технического творчества, развитие системного технического мышления и опыт решения реальных творческих технических задач формируют у обучающихся уверенность в необходимости изучения всех дисциплин учебного плана. В процессе обучения творчеству формируется потребность в саморазвитии, смелость мысли, стремление к самоутверждению, что обеспечивает обучающимся в будущем возможность реализовать себя при работе в новых социально-экономических условиях.
Уменьшение значимости обучения техническому творчеству в школе, привело к сокращению количества учащихся имеющих трудовые навыки, снижению уровня развития политехнического мышления.
В этой связи следует отметить, что задача формирования технического творческого мышления у обучающихся остается одной из важнейших проблем, стоящих перед системой профессионального образования. Именно техникумы призваны в максимальной степени создавать условия для развития творческих способностей обучающихся, чем и определен выбор темы данного творческого отчета. По нашему мнению значительное увеличение числа проводимых мероприятий, с целью популиризациии профессий и технического творчества, должно обеспечить максимальный охват обучающихся этими мероприятиями, что приведет к развитию познавательного интереса обучающихся и будет способствовать развитию профессиональных и творческих способностей.
Цель работы: вывить наиболее эффективные методы, средства, формы организации учебной и внеучебной работы с обучающимися, направленные на развитие творческих способностей подростков.
Задачи:
изучить литературу по проблеме;
определить условия, влияющие на развитие творческих способностей обучающихся;
выявить уровень произошедших изменений в развитии творческого потенциала подростков за последние 3 года.
Гипотеза: Если преподаватель или мастер производственного обучения, в своей профессиональной деятельности будет активно применять разнообразные методы, методические приемы, средства и формы учебной и внеучебной работы, направленные на развитие творческих способностей обучающихся, то уровень творческого мышления, познавательной активности учащихся в целом возрастет.
Развитие творческих способностей как важнейшее условие подготовки современного рабочего
Техническое творчество и его особенности
Одной из важнейших целей учебно-педагогического процесса следует считать создание благоприятных условий для развития творческих способностей личности.
Творчество – это вид вышей нервной деятельности, биологически запрограммированный в человеке, но часто не проявляющийся ввиду отсутствия условий развития.
Для развития творческих способностей необходимо:
совершенствования содержания учебного процесса;
повышения уровня его организации;
внедрения эффективных форм и методов обучения;
широкого применения в учебном процессе современных средств обучения, в частности учебных пособий.
Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества невозможно, именно поэтому вопросу существует много разноречивых суждений. Но все авторы единодушны в одном. Творчеству можно и нужно обучать. И задачей образовательных учреждений является развитие творческого мышления и творческих способностей обучающихся. Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций, знаний, умений и продуктов.
Техническое творчество – это не только вид деятельности, направленный на ознакомление обучающихся с разнообразным миром техники, развитие их способностей, но и один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.
В современной научной и методической литературе встречаются различные определения понятию «технического творчества».
Техническое творчество обучающихся – это такая техническая деятельность, результатом которой является продукт, обладающий пользой и объективной или субъективной новизной. При этом технической деятельностью считают найденный способ решения задач, предложения по усовершенствованию производственного процесса, изготовленную модель, конструкцию, приспособление.
Практика показывает, что техническое творчество носит субъективный характер. Изобретения обучающихся чаще всего представляет собой повторение того, что уже создано другими, а изготовленное или принятое решение является новым только для его создателя. Однако, педагогическая польза творческого труда несомненно, так как в результате у обучающихся формируется способность анализировать проблемные ситуации, предвидеть их последствия, умение интегрировать и синтезировать полученную информацию, развивается дивергентное мышление (гибкость, беглость, оригинальность), воображение; появляется ощущение удовлетворенности от результатов учебной деятельности.
Творческие способности являются базовыми ресурсами цивилизации. И поэтому их развитие должно стать важнейшей задачей современного образовательного учреждения.
Одной из стоящих перед училищем задач является благоприятных условий для творческого развития обучающихся, как важнейшего средства формирования конкурентоспособного рабочего. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для своего совершенствования.
Выгодский писал, что необходимо развивать творческие способности каждого учащегося, более того: творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Необходимым условием для развития творческих способностей является создание благоприятной психологической атмосферы, то есть учитель должен знать, психолого-педагогические и методические приемы, которые способствуют созданию такой благоприятной среды.
Развивающее значение творческой деятельности в становлении личности специалиста-профессионала
В учреждениях профессионального образования обучаются в основном юноши и девушки в возрасте 15-18 лет, имеющие девятилетнее образование. Анализ входного контроля вновь поступивших обучающихся, показывает у некоторых из них отсутствие:
- интереса к учению;
- навыков самостоятельной работы;
-неумения сформулировать свою мысль и др. Использование в учебном процессе технического творчества ускоряет процесс адаптации подростка как в психологическом аспекте, так и в образовательном.
Творческий процесс всегда сопровождается положительными эмоциями. Это способствует развитию профессионального интереса, увлеченности в работе, формирует положительную мотивацию учения в целом. Значение эмоции и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, способствуют развитию творческого потенциала.
Одной из главных составляющих системы воспитания является формирование личности творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других.
Личностный рост учащихся напрямую связан с возможностью взаимодействия с окружающим миром, культурой, другими людьми, своей совестью. Там, где совесть молчит, ослабевают чувства долга и ответственности. Личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Самооценка может меняться в зависимости от проявления личности в общественных условиях, в которых она действует.
Развивая творческие способности обучающихся следует ориентироваться на развитие следующих параметров:
оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко идущих дальше привычных;
быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей;
восприимчивость к проблеме, ее непривычное оригинальное решение;
беглость мысли – количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени;
способность найти новые непривычные функции объекта или его частей.
Следует отметить, что развитие творчества невозможно при традиционном обучении, ориентированном только на репродуктивное усвоение знаний обучающихся. Только разнообразие форм и методов учебной и внеучебной работы создают условия для развития творческих способностей. Способность и готовность к творчеству становятся важнейшей чертой современной личности, современного высококвалифицированного специалиста.
2. Развитие творческих способностей обучающихся в процессе производственного обучения
В отличии от других видов педагогической деятельности, производственное обучение открывает наибольшие возможности развития у воспитанников технического творчества. На производственном обучении при организации конструирования на занятиях обеспечивается формирование творческих качеств личности у всех обучающихся.
Необходимо отметить, что в профессиональное училища поступают учащиеся от различных школ, с неодинаковым уровнем как общеобразовательной, так и трудовой подготовки. Поэтому работа по техническому творчеству должна плвномерно осуществляться в течении всего периода обучения в техникуме. Организация работы с обучающимися должна строиться с учетом технической подготовленности каждого подростка. К сожалению, обучающиеся приходят в училище с низким уровнем обученности, несформированности учебных умений и навыков. Анализ индивидуальных психологических особенностей обучающихся показал, что у них в большей степени развиты такие виды мышления как предметно-действенное и наглядно-образное, что не дает в должной мере мыслить самостоятельно, рассуждать, делать выводы. В такой ситуации остро встает вопрос об организации самостоятельной деятельности обучающегося, направленной на развитие их творческого потенциала. Самостоятельная работа в процессе производственного обучения требует от обучающихся проявления не только умственных, но и физических усилий, связанных с производственным трудом, умениями обращаться с инструментами, оборудованием.
Самостоятельная работа в процессе производственного обучения – основная форма организации учебно-производственной деятельности обучающихся. Профессиональная самостоятельность – это:
способность будущего молодого специалиста проявлять глубокие и прочные знания своей профессии;
владеть профессиональным мышлением, умениями и навыками;
свободно ориентироваться в имеющихся условиях современного производства;
самостоятельно видеть задачу и правильно оценивать предъявляемые к работе требования;
проявлять индивидуальный подход и стиль к повышению задания в установленное время и с заданным качеством.
Профессиональная самостоятельность находит свое проявление также в умении будущего специалиста без помощи со стороны изменять свои действия в зависимости от отклонений в ходе работы или возникновении новых условий, своевременно вносить поправки в намеченный план работы и способы ее осуществления. Труд на уроке производственного обучения развивает познавательную деятельность и творческие способности обучающихся. Он способствует формированию и усвоению специальных знаний, умений и навыков, расширению жизненного опыта обучающих и положительно влияет на усвоение учебного материала по специальной технологии. Соединение физического и умственного труда, «головы и рук» является предпосылкой для развития общего и технического мышления. Развитие творческих способностей подростков должны быть подтверждены педагогическими требованиями, воспитывать чувство коллективизма, направлять к сознательному творческому труду, способствовать формированию таких личных качеств как точность, выдержка, настойчивость, дисциплинированность и ответственность. Творчество обучающегося начинается там, где он стремится внести в процесс работы что-то свое, направленное на повышение качества, производительности труда, облегчения в работе, применения оригинального способа. Наиболее благоприятным для формирования творческого отношения к труду у учащихся, являются уроки производственного обучения по выполнению комплексных работ.
2.1 Развитие технического творчества обучающихся по профессии «автомеханик» на уроках производственного обучения
С целью выявления направленности интересов, склонностей, уровня творческой и технической подготовленности обучающихся на первых уроках производственного обучения про профессии «автомеханик», обучающимся предлагают заполнить анкету (приложение №1).
Кроме анкетирования первоначальное представление об уровне знаний и умений обучающихся можно получить проведя в мастерских специальное занятие, связанное с будущей профессией «автомеханик». В водной беседе необходимо рассказать о предстоящей работе, связанной с изготовлением из листового металла шаблона для гаечного ключа и предложить самостоятельную определенную последовательность выполнения работ. Тем самым определив уровень представлений обучающихся о изучаемом предмете. После чего целесообразно предложить алгоритм деятельности работ. В процессе работы мастер постоянно направляет и коорденирует деятельность обучающихся, испытывающих значительные затруднения. Завершая занятие при подведении итогов, мастер производственного обучения обсуждает с обучающимися каждую конструкцию с точки зрения правильности ее выполнения и качества изготовления. Результаты входного контроля (анкетирования и первого занятия производственного обучения), позволяют на первоначальном этапе обучения «автомехаников», выявит уровень технической подготовленности и профессиональной направленности каждого воспитанника группы и осуществить деференцированный подход в процессе подготовки молодых рабочих по профессии «автомеханик». Дальнейшее применение на уроках производственного обучения элементов технического творчества позволяет развивать у обучающихся такие качества как:
- трудолюбие;
- изобретательность;
- умение самостоятельно решать поставленные задачи;
- потребность в саморазвитии профессиональных умений и знаний. Несомненно, особенности содержания образования и форм учебно-производственной деятельности обучающихся в процессе производительного труда, своеобразное руководство ими со стороны мастера производственного обучения и оказывают влияние на развитие технического творческого мышления обучающихся. По нашему мнению, должны применяться во внимание и закономерности формирования способностей подростков к производительному труду, выполнению трудовых действий с учетом их возрастных и личностных психофизических возможностей, а также ориентированность на развитие таких качеств, как интерес и потребность, активность, самостоятельность, стремление к творчеству. Активизация обучающихся на уроках производственного обучения влияет не только на мотивацию к изучаемому предмету, но и формирует устойчивый интерес к профессии в целом. Необходимо постепенно на уроках производственного обучения работы любой сложности, которые бы подростки могли выполнить творчески, с выдумкой и фантазией, чтобы каждый подошел к ее реализации индивидуально, ведь по готовому изделию можно судить и об его исполнителе. Особенно благоприятная почва для развития творческих способностей у обучающихся возникает, когда они выполняют какое-либо изделие для конкретного его использования (например: изготовление тяпок, рыхлителей, молотков и др.) для выставок, ярмарок. Создание ситуаций, позволяющих развивать творческие способности способствует непосредственному формированию интереса к выполняемой деятельности, а это в свою очередь влияет на развитие интереса к выбранной профессии. При выполнении таких заданий каждый обучающийся получает удовлетворение. Большую роль в формировании профессионального интереса играет форма предлагаемого задания. Например, предложить подросткам для сравнения трое рыхлителей, одинаковых по значению, но разные по выполнению и эстетическому виду и дать возможность выбрать одно из изделий как образец для изготовления. Обычно обучающиеся самые изящные и удобные изделия, хотя те более сложные в изготовлении. Ребята признают, что рыхлители не просто изделие, а небольшое произведение слесарного искусства. После чего они с большим желанием трудятся над выполнением этого задания. Все операции по изготовлению рыхлителей наглядно отображаются на инструкционно-технологических картах. На таких занятиях контроль и оценку качества выполненных работ могут производить сами обучающиеся (самоконтроль и взаимоконтроль). В этом случае ребята проявляют исключительную педантичность и соблюдение всех требований к качеству выполненной работы. Кроме того, у них формируются навыки творческого мышления, умение самостоятельно добывать знания. Такие занятия проходят увлекательно, интересно и достигают своей цели – формирование интереса к выбранной профессии. Анализ проделанной работы позволил выделить несколько типов наиболее эффективных методов ведения уроков производственного обучения с применением элементов технического творчества. Как правило, к ним относятся нестандартные уроки с вовлечением всех обучающихся в процессе познания. Например, уроки соревнования, взаимообучения, творческие отчеты, уроки с элементами проблемного обучения, уроки-конкурсы и др.
Урок соревнования: Заранее формируются команды и жюри (мастера, преподаватели спец. предметов). Жюри подбирает задачи, готовит оборудование и творческий материал для кратких сообщений по теме. Начинаем урок с одного сообщения (которое делает жюри), затем – разминка (решение командами качественных задач), демонстрируется опыт с применением творческого материала и объяснения. Потом конкурс команд - выполнение тематического задания (выполнение детали). По окончанию конкурса определяют команду победителей. Урок взаимообучения: обучающиеся делятся на малые подгруппы, по четыре человека, которые по заданной проблеме задают друг другу вопросы. По завершению работы определяется самая активная подгруппа, активная группа и подгруппа со средней активностью.
Урок творческий отчет: обучающимся заранее предлагается тема, по которой он совместно с мастером производственного обучения и преподавателем спец. дисциплин изготавливают макет, шаблон или деталь, закрепляя практические знания знаниями теоретическими (в форме реферата), на уроке такой формы учащийся делает полный отчет по своей работе. Эта форма является своеобразной «репетицией» зашиты дипломной работы.
Урок с использованием элементов проблемного обучения лучше всего применять тогда, когда у обучающихся накоплен достаточный объем знаний. Проблемное обучение – это особым образом организованная деятельность учащихся по усвоению знаний в ходе анализа проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как достичь цели известным ему путем. В результате проблемной ситуации у учащегося активизируется мысленная деятельность. Происходит продуктивный творческий познавательный процесс, который активизирует поисковую деятельность и приводит к активному усвоению знаний. Чтобы научить обучающихся решать проблемы, мастер производственного обучения прежде всего, должен находить их и ставить перед учащимися. Это один из способов развития творческого мышления обучающихся.
Если применять только репродуктивный путь усвоения знаний и умений, то учащиеся не смогут принять правильное решение при возникновении незнакомой ситуации в производственной деятельности.
Урок конкурс. Творческий путь усвоения знаний более эффективен, чем репродуктивный, но требует больших затрат времени. Уроки технического творчества – это уроки самостоятельной работы, которые целесообразно проводить во время производственного обучения. Обучающиеся работают с технической литературой, журналами – подбирают материал для своей практичекой работы сами. Это могут быть узлы и приспособления, необходимые для регулировки, протирки клапанов. Конкурс – урок подведения итогов. В этом году были проведен конкурс профессионального мастерства по профессии «Автомеханик». Два лучших автомеханика показали свое мастерство. Задание состояло из 2-х частей: теория и практика. Конкурс оценивался по бальной системе и по времени. Такие мероприятия дают положительный заряд учащимся и служат толчком к дальнейшей работе, помогают увлечь интересным делом, повышают интерес к профессии (Приложение №2)
Внеучебная деятельность в развитии творческих качеств личности Большие возможности по формированию у ребят устойчивого интереса к избранной профессии и развитию творческих способностей дает внеклассная работа, как часть воспитательного процесса, неразрывно связанного с учебной деятельностью. Большое значение в работе профессионального училища занимают вопросы организации занятий по техническому творчеству во внеучебное время. К таким занятиям проводимым коллективом училища являются:
работа кружка технического творчества;
проведения профессиональных декад;
выпуск стенных газет, посвященных профессиям;
привлечение учащихся к разработке, изготовлению учебно-наглядных пособий.
Кружковая работа позволяет знакомить обучающихся с алгоритмом изобретательства, приобретать навыки и знания из других сопутствующих профессий, и совершенствовать свой профессиональных уровень). Проведение профессиональных декад способствует популиризиции рабочих профессий, т.е. помогает обучающимся утвердиться в правильности своего выбора или дать информацию о возможностях и важности другой рабочей профессии). Выпуск стенных газет помогает быть в курсе технических новинок, знакомит с появлением новых материалов и инструментов на рынке, заставляет обучающихся интересоваться технической литературой. Активное включение обучающихся в процесс изготовления учебно-наглядных пособий для уроков производственного обучения (плакаты, чертежи, макеты, стенды и др.), повышает их профессиональный уровень, учит работать творчески и самостоятельно; развивает такие черты личности как уважительное отношение к труду, добросовестность, инициативность. К сожалению кружки технического творчество, в период перехода страны к рыночной экономике, потеряли свои позиции из-за ухода специалистов в другие сферы экономики. В последнее время положение частично стабилизировалось и уровень технического творчества значительно возрос, благодаря систематическому проведению общеучилищных мероприятий, направленных на популиризацию рабочих профессий, с привлечение максимально возможного количества обучающихся. Ярким примером является проведение конкурсов профессионального мастерства, требующих от обучающихся не только навыков и знаний, полученных на уроках теоретического и производственного обучения, но и дополнительной подготовки во внеурочное время. Большую роль в развитии интереса к избранной профессии играют внутригрупповые и общеучилищные конкурсы профмастерства. Это своеобразный праздник, в котором участвуют все преподаватели, мастера производственного обучения и обучающиеся. Начинается конкурс с торжественной линейки, на которой объявляется его открытие, знакомят с условиями проведения, составом жюри, как будут отмечены победители и др. Во время проведения конкурса ребята подтягиваются, становятся более серьезными, проявляется здоровое соперничество. Итоги конкурса профмастерства доводятся также на торжественной линейке, где внимание оказывается всем активным участникам и поощряются победители. Жюри объявляет фамилии самых лучших ребят, которые будут защищать честь техникума на областном конкурсе профмастерства. Большую роль в воспитании серьезного отношения к избранной профессии у ребят оказывает связь училища с предприятиями. Первоначальное знакомство с ними происходит через экскурсии, что дает положительный эффект. Много впечатлений и эмоций дает экскурсия на Новосибирский завод химконцентратов, где производство оставлено на хороший технический уровень. Особый интерес у обучающихся вызывает посещение музея технического творчества, где ребята могут воочию убедиться, что путь к мастерству нескончаем, что одну и ту же работу можно сделать по разному. Во время бесед после таких экскурсий выясняется, что у многих обучающихся проявляется интерес к своей профессии. Подростки понимают, что путь до высокого творчества тернист и долг, а, как правило, именно хорошие специалисты, высококвалифицированные мастера были и всегда будут востребованы на рынке труда. Именно такого уровня возможно достичь при активной творческой деятельности на уроках производственного обучения и работе в кружке. Благодаря такому подходу в наших классах, лабораториях было изготовлено ребятами немало рационализаторских предложений. Так, например, «Стенд притирки клапанов», «Стенд для притирки головки», «Стенд для разборки колес», в кабинете был установлен автомобиль «москвич» под заводку, двигатель «Опель».
2.3 Роль мастера производственного обучения в развитии творческих способностей обучающихся
В отличии от кружковых занятий, посещаемых лишь частью обучающихся, производственное обучение обеспечивает охват творческих способностей у всех обучающихся. Поэтому нетрудно заметить существенную роль и значение мастера производственного обучения в формировании творческих качеств личности у его воспитанников.Как отмечал великий русский педагог А.С. Макаренко: « Поведение воспитателей имеет решающее значение – то то делают воспитатели часто гораздо больше влияет на личность ребенка, чем то что они ему говорят». Результативность формирования творческих качеств у воспитанников в учебной группе во многом зависит от умения мастера производственного обучения с первых занятий использовать различные методы привлечения подростков к техническому творчеству, правильного учета их возрастных особенностей, уровня знаний практических умений, а также жизненного опыта. В результате такого подхода к производственному обучению на проверочных работах за первое полугодие первого курса, как правило обучающиеся группы полностью справляются с производственным заданием. Такие результаты помогают вселить уверенность обучающимся в свои творческие способности и направляют их на путь развития профессиональных знаний, умений, навыков. Конечно же, не каждый обучающийся научится творчески решать технические задачи, тем не менее необходимо стараться научить воспитанников применять приемы и методы способствующие эффективному решению технических задач. Эффективность производственной деятельности мастера в целях творческого обучения задач во многом зависит от того, какие приемы и формы их решения использует мастер, обсуждает ли он вместе с обучающимися варианты или предложения или навязывает свое пути решения. Важнейшей формой приобщения обучающихся техническому творчеству служат специальные подготовленные мастером производственным обучением совместно с преподавателем спецдисциплин практические задания, которые эффективнее использовать особенно на заключительном этапе производственного обучения, в период предвыпускной практики. Это значительно повышает уровень профессиональной подготовленности на момент сдачи итоговой аттестации по профессии. Немаловажную роль в развитии технического мышления у воспитанников является подготовка и проведение мастером производственного обучения различных конкурсов профессионального мастерства как внутри группы, так и подготовка обучающихся к соревнованиям по профессии внутри техникума. Победы на конкурсах профмастерства позволяют не только поднять на высокий творческий уровень победителя, но дать ориентир в плане развития другим обучающимся. И в этом просматривается огромная роль мастера производственного обучения.
Заключение
Творческое отношение к труду всегда было источником успеха в любом виде деятельности. Способность к творчеству, инициативность, самостоятельность можно формировать и развивать. Результат обучения с применением элементов технического творчества непосредственно влияет на повышение уровня усвоения знаний, умений на уроках производственного обучения. Активное включение подростков в творческую деятельность способствует:
- расширению политехнического кругозора;
- формированию практических навыков и умений;
- развитию устойчивого интереса к приобретаемой профессии и стремления к постоянному повышению своих технических знаний;
- возрастанию творческого потенциала;
- появлению или закреплению трудолюбия и других положительных черт характера (воля, внимание, терпение, усидчивость и т.д.) Следует отметить возросшее качество изготовляемых изделий обучающихся (учебно-наглядных пособий, оборудования для учебных классов и учебных мастерских). Работы выпускников отличаются новизной, оригинальностью выражают характер исполнителя.
Результатом профессиональной деятельности считаю:
у большинства обучающихся возрос интерес к выбранной профессии по результатам анкетирования;
увеличилась качественная успеваемость по дисциплинам прежде всего у тех обучающихся, которые активно занимались техническим творчеством;
увеличился рост повышенных разрядов выпускников;
у обучающихся, занимающихся техническим творчеством появилось стабильное желание посещать техникум и взросло положительное отношение к обучению в целом.
Источники
Алексеев В.А. Организация технического творчества учащихся: Учеб. пособие – М. Высш. шк., 1984 – 46 с.
Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. – Респекс, 1996
Дружинин. Психология общих способносей. 21 изд. Санкт-Петербург, 1999
Жиделев М.А. Современные методы обучения. – М.: Высш. шк.; 1985-72 с.
Информационное, педагогическое, научно-методическое издание: Профессионально образование 2002-2004 г.
Леветес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М., - Воронеж, 1998
Левин В.А. Воспитание творчества. 1998
Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. – М., 1997