Просмотр содержимого документа
«Разработка сценария к национальному празднику "Навруз" в Узбекистане»
Сценарий проведения праздника Навруз
РОЖДЕННЫЙ В СОЛНЕЧНОМ ТЕПЛЕ
(Сценарий проведения праздника Навруз)
Ученица 1
Небо ярко – голубое,
Тучки не увидишь в нём.
Вся земля передо мною
Расцветает с каждым днём.
Роща зеленеет снова,
Сад зелёный яснолик.
От тюльпанов степь пунцова,
И не степь она – цветник.
И фиалка молодая,
Расцветает в тишине,
Звонких соловьёв скликая,
Говорит им о весне.
Дышат утренней порою
Сотни, тысячи цветков.
Расцветает всё живое
Нет для чувства берегов.
Видя весь расцвет природы,
Все цветы и все цвета,
Просиял белобородый
Уважаемый ата.
Блещет небо голубое,
Блещет степь. Простор широк.
В час весны прекрасней вдвое
Счастье нашего цветок.
(Зульфия «Весна»)
Ведущий 1
Наступила весна, а вместе с ней пришёл к нам древний замечательный праздник Навруз. Это великий и вечный праздник, предшественник изобилия. Это праздник обновления, пробуждения природы. Его можно сравнить с летящим весенним ветром, быстрой горной рекой. Он праздник щедрости и милосердия, мира и добра, надежд и перемен.
Ведущий 2
Наврузу более трёх тысяч лет. Он празднуется в день весеннего равноденствия – 21 марта. Люди с приходом Навруза забывают о пережитых трудностях, о заботах и печалях.
Ведущий 3
Подлинное значение Навруза – дружба и солидарность людей и народов. Поют карнай и сурнай, звенит дойра, звучит дута, а в танце кружатся все! Радость одна на всех, солнце светит всем!
(Песня и танец)
Ученик 2
СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ
На свете много тоев разных, Но самый яркий на земле Навруз - большой восточный праздник, Рождённый в солнечном тепле.
Я рад, когда поют карнаи, Веселью, танцам нет конца, Когда взаимопониманьем, Любовью полнятся сердца.
Улыбки, песни, угощенья, Наряды яркие кругом. И торжествует всепрощенье За шумным дружеским столом.
И забываются печали Давнишних и вчерашних ссор. Пиалы сказочного чая Скрепляют мирный разговор.
Святое Братство полной мерой, Как добрый гость, заходит в дом. Согласье, Дружба и Доверие Живут в краю моём родном.
(Мирон Докторов)
Ведущий 1
Навруз больше, нежели просто праздник. Сколько веков Наврузу, столько и поверью, что чем веселее и радостнее он пройдёт, тем щедрее будет к людям природа.
Ведущий 2
В дни празднования Навруза в Узбекистане языком общения между людьми становится язык поэзии. Вот как звучит пожелание великого узбекского поэта Алишера Навои: «Пусть каждая твоя ночь будет благополучной и счастливой и каждый твой новый день будет Наврузом!»
Ведущий 3
Вот и мы сейчас потренируемся в красноречии. За неделю до праздника учащихся 9-х классов получили задание подготовить поздравительную открытку к Наврузу.
(Классы представляют свои открытки. Их выступления не должны длиться более трёх минут. Время было заранее оговорено в задании)
Ведущий 1
Спасибо всем классам! Это замечательные открытки! Они заслуживают того, чтобы ими украсить фойе нашей школы. Пусть все гости, которые посетят нашу школу в эти праздничные дни, прочитают тёплые добрые слова, и порадуются вместе с нами наступившему празднику, весне!
(Музыкальный номер)
Ведущий 2
Ещё в древности наши прадеды говорили: «Каждый, кто встречает Навруз, заслуживает процветания, благополучия, радости и веселья.» Это праздник – живая легенда: с древних времён и до наших дней Навруз сохранил свои традиции.
Ведущий 3
Вот о них-то нам сейчас и расскажут учащиеся 8-х классов.
(За 2-3 недели до праздника восьмиклассники получили задание: подготовить выступление о традициях Навруза. Выступление может быть подготовлено в форме рассказа, инсценировки, видеоролика и т.п. Чтобы не случилось так, что учащиеся подготовятся по одной теме, им была предложена жеребьевка: кто какую традицию «вытащит», о той и рассказывает:
Встреча рассвета;
Хашар;
Приветствие;
Гостеприимство;
Чаепитие;
Сумаляк;
Игры и забывы;
Бахарой)
Между выступлениями показываются музыкальные номера, подготовленные учащимися 1-7 классов.
Ведущий 1
Сколько интересного мы сегодня узнали! Спасибо вам, ребята!
Ученик
Выглянул подснежник - на душе светло,
В Азии с надеждой праздник ждут давно.
Я ветров прохладных больше не боюсь,
Приходи скорее, праздник наш Навруз!
Ученица
Ждёт тебя природа, расстелив ковёр,
Из весенних красок выткала узор.
И забот привычных с плеч свалился груз.
Приходи скорее, дорогой Навруз!
Ученик
В этот день карнаи громко зазвучат,
На любимый праздник люди заспешат.
Много будет ярких платьев, лент и бус,
Приходи скорее, милый наш Навруз!
Ученица
В этот день желанье нужно загадать,
Саженцы у дома, не ленясь сажать.
Нет земли роднее. Сяду помолюсь –
Приходи скорее, праздник наш Навруз!
Ученик
Пусть смеётся солнце над страной моей,
Пусть сияют лица взрослых и детей,
Пусть у сумаляка будет сладкий вкус…
Приходи скорее, праздник наш Навруз!
Ведущий 1
Вот и подошёл к концу наш праздник в школе. Надеемся, вы не скучали.
Ведущий 2
Желаем всем улыбок весны, солнечного света, весёлых праздничных гуляний!
Ведущий 3
Хорошего отдыха на каникулах!
Примечание.
Информацию о традициях учащиеся ищут самостоятельно. Но можно предложить как начальный вариант следующее:
Приветствие
Ещё в древние времена традиция предписывала: когда встречаются два мусульманина, они должны поприветствовать друг друга независимо от того, какие между ними были отношения – дружеские или враждебные. На каждое приветствие следовало непременно ответить. При этом важно было следующее: лица, стоящие выше на социальной лестнице, должны были первыми приветствовать стоящих ниже (а не наоборот!), едущие на коне – идущих пешком, младшие – старших, господа – своих слуг.
Если с каким-либо лицом одновременно здоровалось несколько человек, то данное лицо должно было так ответить на приветствие, чтобы было видно – ответное приветствие относится ко всем.
Кроме предписаний, когда, как и с кем следовало здороваться, существовало несколько точно зафиксированных моментов, когда не следовало здороваться, например:
Когда кто-либо находился в отхожем месте;
Когда кто-либо был занят едой и был «с набитым ртом»;
Когда кто-либо был занят чтением Корана;
Когда кто-либо молился… и т.д.
Было строго запрещено приветствовать жестоких, невоспитанных, бесчестных людей. Если же эти люди сами первыми приветствовали «нормальных» людей, то на их приветствия ни в коем случае не следовало отвечать.
Хашар
К Наврузу очень тщательно готовятся и празднуют 15-20 дней. В дни перед Наврузом везде в махаллях проходят хашары – всем миром чистят арыки, белят деревья, вскапывают огороды. Так родилась традиция хашара – совместного труда для пользы общества.
Узбекский народ славится не только гостеприимством, но и готовностью к взаимопомощи. В горе и в радости люди стараются держаться вместе и охотно помогают друг другу. Можно привести множество примеров традиционной взаимовыручки.
Хашар часто организуется и тогда, когда нужно помочь одиноким старикам, больным или инвалидам – например, в ремонте дома или посадке огорода.
В работе принимают участие представители многих национальностей. Узбекский дом строят не только узбеки – корейцы, русские, таджики, татары тоже участвуют. А если корейцу или русскому потребуется помощь, то узбеки тоже придут на хашар!
Гостеприимство
Большое значение имеет праздничное меню. Главными блюдами в этот день является шурпа (суп на мясном бульоне из овощей), плов (блюдо из мяса, риса, моркови, лука, специй) и самса (пирожки с первой весенней зеленью).
Издавна считается, что в день Навруза стол должен быть накрыт особенно щедро: ведь чем богаче стол, тем богаче будет грядущий год! Поэтому на праздничном столе всегда стоит много разнообразных закусок, фруктов и сладостей. Подаются различные супы и вторые блюда. На столе обязательно стоит тарелочка с проросшей пшеницей. Обед сопровождается исполнением национальных песен и танцев. Затем можно понаблюдать за борьбой силачей, петушиными боями и т.д.
Купкари
Особенно любима в народе древняя национальная игра, связанная именно с празднованием Навруза и называемая бузкоши или купкари. Это забава не просто лихих, а по – настоящему смелых и сильных мужчин, которые, будучи верхом на горячих конях, стремятся на полном скаку отобрать друг у друга козла или, ещё лучше, молодого барашка. Подготовка к купкари начинается в преддверии к празднику, примерно за 7-10 дней до него. Предполагаемые участники игры, а также наиболее уважаемые аксакалы (среди которых тоже нередко встречаются бывшие участники), собираются вместе в какой-либо чайхане для обсуждения важных моментов подготовки и проведения игры. Сначала решают, где именно проводить игру и кто будет участвовать. Обычно это молодые мужчины, знающие толк, как в игре, так и в лошадях. Затем собирают деньги на призы победителю и лучшим игрокам, а также на совместный праздничный обед. В качестве призов покупаются ковры, курпачи (стёганые одеяла и матрасы), стёганые чапаны (халаты).
Участники игры должны хорошо подготовиться к ней и продумать многие моменты. Важен, например, правильный выбор коня. Он должен быть выносливым и быстрым, но, желательно, низкорослым. Такой выбор определяется тем, что в пылу игры барашек частенько выпадает из рук всадников и за ним приходится нагибаться на полном скаку до земли.
Далее конники должны продумать и свою одежду, в которой они будут участвовать в игре. Обычно это стёганый ватный халат и такие же штаны. Такая одежда хорошо защитит от резких ударов кнута, которые соперники наносят друг другу по телу и ногам (правилами разрешено) во время состязания.
И вот наступает день игры. Коники выстраиваются в одну линию. Один из наиболее уважаемых мужчин бросает козла или барашка в центр большого круга. Все всадники тут же бросаются вперёд, потому что каждый хочет первым схватить животное. Оному из них это удаётся и он изо всех сил погоняет коня, стремясь ускакать от других всадников с барашком, прижатым одной ногой к телу коня, к заветной цели – специальному месту, помеченному в степи. Но и остальные хотят победить! Они бросаются в погоню за счастливчиком, и кому-то из них удаётся его настигнуть. Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не сумеет оторваться от остальных и вместе с барашком «долететь» до того самого специального места (это может быть столб, врытый в землю) и пересечь финишную линию.
Всё игра окончена! Победителя громкими восторженными криками приветствуют зрители, аксакалы вручают ему главный приз, и все участники дружно отправляются на совместный праздничный обед.
И долго ещё будет продолжаться обсуждение самой игры или недостатков участников… А победитель будет носить это гордое имя до следующей игры – ровно год. И кто знает, может, ему и на следующий год удастся выиграть.
Сумалак
В этот день Навруза на столе обязательно должен стоять сумалак, блюдо, приготовленное из проросших зёрен пшеницы. В его приготовлении принимают участие только женщины и их действия похожи на настоящий ритуал. Приготовление сумалака занимает 24 часа. Женщины медленно перемешивают в большом котле проросшие зёрна пшеницы, которые постепенно превращают в коричневатую густую жидкость, напевая народные песни о весне и Наврузе.
Приготовление сумалака. Пшеницу тщательно промыть несколько раз в холодной воде и замочить на 3 суток. Затем замоченные зёрна разложить на чистой фанере слоем в 1-1,5см., накрыть марлей и поставить в тень. Каждое утро сбрызгивать пшеницу водой, пока она не прорастёт. Когда через 3-4 дня ростки будут иметь длину 3-5 см., надо хорошенько растереть их в ступке и переложить в большой таз. Добавить немного воды, всё хорошо перемешать, затем отжать воду через марлю в фарфоровую чашку. Остатки вновь залить водой, перемешать и вновь отжать в другую чашку. Всё повторить ещё раз и отжать в 3-ю чашку. Все 3 порции сусла процедить в 3 разных чашках и оставить на некоторое время. В большом казане раскалить хлопковое масло. Немного его остудив, положить в него муку и добавить первую порцию сусла. Хорошенько всё перемешать деревянной ложкой. Следить, чтобы не образовались комочки. Когда масса загустеет, добавить 3-ю порцию сусла и, постоянно помешивая, варить до тех пор, пока масса не станет кашицеобразной и не приобретёт коричневой цвет. Для того, чтобы сумалак не подгорел, в казан кладут 15-20 чисто вымытых камешков или (ещё лучше!) орехов в самом начале приготовления. Готовый сумалак снять с огня, оставить остывать на 2-3 часа. Затем можно разлить по пиалам. Тот, у кого в пиале окажется камешек или орех, может быть уверен – счастье и удача будут сопутствовать ему весь год!
Встреча рассвета
Празднование Навруза начиналось на рассвете, согласно старинному ритуалу: «Если увидишь родник – расчисти его исток». Встречая рассвет, всё взрослое население, молодёжь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков сажали деревья.
Бахорой
Обязательно выбирают хозяйку праздника – самую красивую девушку, она становится символом весны – Бахорой. В конкурсе девушки должны продемонстрировать не только красоту, но и ум, сообразительность, трудолюбие, жизнерадостность.
Вручение грамот и подарков активным участникам и победителям праздника Нарвуз.
Cценарий праздника Навруз
1-й глашатай:Слушайте все! Слушайте все!
2-й глашатай:Сегодня в нашей стране, праздник весны Навруз.
1-й глашатай:Мы приглашаем вас на этот прекрасный праздник!
2-й глашатай:Все на праздник Навруз!(Звучат карнай и сурнай, к ним присоединяются дойры).На середину зала выходят ведущие.
1-й ведущий: Над просторами родного края повеяло живительным дыханием весны. Наступила прекрасная пора пробуждения природы, пора цветения и красоты. В эти дни по всей республике встречают народный праздник Навруз!
Открывай нам дорогу,Счастливый Навруз!Солнце в небе лучисто,
Ветерок – по садам,Расцветай же, Отчизна,
Край наш, Узбекистан!
Учащиеся читают стихи о весне.
Издали слышится музыка «Бахор вальси» («Весенний вальс»).
Затем появляются девочки-танцовщицы. Они танцуют под эту музыку.
1-й ведущий: Сегодня к нам, в наш дом прекрасный, пришел веселый, светлый праздник.
Он называется Навруз,Спешите гости, вас здесь ждут.
2-я ведущая: Сегодня к нам в гости должны прийти Веснянка,
Наврузой, Дехканин, цветы, крылатые друзья.
Почему-то наши гости задерживаются.
Ребята, давайте позовем их.(Под музыку в зал входят Веснянка, Наврузой, цветы, подснежник, тюльпан и др. Крылатые друзья – ласточка, скворец, журавль, дикие гуси, утки и т.д.).
Веснянка: Здравствуйте, ребята, я вам рада.
И знаю всех вас давно.
Я вижу, как каждую весну вы вскапываете грядки в огороде, помогаете земле дышать, белите деревья в саду, чтобы они были еще красивее, сажаете цветы, чтобы весна была еще милее.
Веснянка: А какие вы знаете весенние цветы?
(Дети из зала называют цветы).
Веснянка благодарит учеников.
Фиалка: Отблеском алым зажегся восток,В саду Салима распахнула окошкоЕй из травы улыбнулся цветок.Тот, кто зовется (фиалкою-крошкой).(Ребята должны отгадать какой цветок).
Тюльпан: Плывут облака в синеве
И красные шапки цветов
Мелькают в высокой траве.
Чтение стихотворений учащимися о подснежнике.
Веснянка: Ребята, а вы знаете, какие птицы бывают и обитают в нашем краю?Учащиеся читают стихи о птицах.
Веснянка:Я весна-красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход,
Всюду в поле и в лесу,
Людям радость я несу.
Ученица:Сердце стучит радостно,
Здравствуй, Навруз – праздник наш!
Свет твой повсюду льется,Свет твой повсюду льется.
Ученик:Ты, как цветок весенний,
Ты, как птенец смелый,
Шепот трав зеленый.
Наш праздник веселый!
Ученица:Здравствуй, здравствуй, Наврузи олам!
Здравствуй, новый день!Дайте дорогу песням, стихам!Исчезнет несчастья тень!
Ученик:В небе кружатся бумажные змеи
Ветер весенний веет и веет!Взоры искрятся от солнца вокруг
Пусть целый год процветает Навруз!(Звучит музыка, мальчик и девочка танцуют).
Ученица и ученик:Танцуйте все, становитесь в круг,
Иди сюда, наш печальный друг!Ты веселись, вместе с нами танцуй!
Рубоб и дойра разгонят печаль.(Все выходят в круг и начинают танцевать).
Ведущий предлагает поиграть в игру «Садовник и цветы».
Игра «Садовник и цветы». В игре участвуют 10-15 человек.
Среди них выбирают ведущего – «садовника», остальные исполняют роли «цветков».
В руках у каждого по одному цветку.
Это могут быть цветы, нарисованные или сделанные из бумаги самими учащимися.
«Цветы» садятся в круг, «садовник» ходит по кругу и говорит следующие слова:Собирайтесь, дети, в круг,
Посмотреть цветы вокруг,
Вместе будем их срывать
И попросим станцевать.
После этих слов «садовник» дотрагивается рукой до одного из «цветков».
«Цветок», до которого дотронулся «садовник», должен либо станцевать, рассказать стих, спеть песню или показать что-то неординарное.
Все: Да здравствует Навруз!
Ученица: Вокруг цветет миндаль,
Пахучий аромат
Доносится сюда, сады цветут вокруг!
Ученик: Пришел Навруз, друзья,
И новый день настал.
Так веселись, народ!
Благословен наш край.
Ученица:Расстилает дастархан
Праздник наш Навруз.
Сумаляк принес сюдаПраздник наш Навруз!
Ученик: И халим на праздник принесли друзья,
Счастье принесет нам новый день, друзья!
Ученица: И стар и млад встречай Навруз,
Встречайте все наш новый год!
Ученица: И день ото дня все богачеРеспублика наша и краше!
Все: Несметны республики богатства
В независимой республике нашей,
Так цвети привольно и вечно,
Всенародного счастья земля!
В течении рек быстротечных
Вечная слава твоя!(Музыкальная пауза).
Ученица: Я люблю, земля родная,
Шепот листьев, звон ручья,
Человеческое счастье,
Песни звезд и соловья,
Солнца свет, тепло людей,
Ставших песней наших дней.
(Музыкальная пауза).
Несколько номеров художественной самодеятельности.
Здесь же можно провести игру «Канатоходцы».
Ученица: Навруз – это праздник дружбы!
Ученик:Навруз – это праздник гостеприимства!
Ученица: Навруз – это праздник миролюбия!
Ученик:Любимый, процветай, Узбекистан!
Неувядаемым тебя назвали садом.
Тебе источник молодости дан
-Ты день встречаешь просветленным взглядом.
Волшебный мир, что людям дан,То край родной
-Все: Узбекистан!
Ученица:Я люблю весною ранней
У подножья гор бродить,
Любоваться красотою,
Солнце радостью поить,
Глядя в ширь и в синь степную,
Видеть блеск твоих очей,
И слышать мир, что людям дан,
-То край родной -Все: Узбекистан!
Ученик:Я люблю, земля родная,Твои щедрые дары,
Необъятные просторыИ цветущие сады,
Горный дух земли отцовПрекрасен мир, что людям дан,
То край родной -Все: Узбекистан!(Музыкальная пауза. Праздник завершается.)Лемара КОЧКАРОВА,