Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Александро-Слободская основная общеобразовательная школа»
Заинского муниципального района Республики Татарстан
Внеклассное мероприятие на тему:
«День рождения татарского театра»
Разработала:
учитель татарского языка
и литературы
Хадиуллина Р.Х.
2013г.
Участники мероприятия: обучающиеся 5-9 классов
Форма проведения: краткий экскурс в историю развития татарского театра, сопровождаемый показом презентации; инсценирование руской народной сказки «Репа» на татарском языке; инсценирование стихотворения татарского поэта и писателя Хади Такташа «Благочестивая кошка»
Цели мероприятия:
Ознакомить обучающихся театральной культурой татарского народа: историей становления и развития современного татарского театра;
Вовлечь обучающихся в проектную работу в изучении культуры и традиций татарского народа, в изучении татарского языка;
Выработать у обучающихся навыки выступления перед публикой, развить творческие способности.
Вступительное слово учителя:
Добрый день, уважаемые гости праздника!
Сегодня, в этом зале мы все вместе совершим краткий экскурс в историю развития и становления татарского театра.
- А вам приходилось бывать в театре?
- А в Государственном Академическом театре имени Галиасгара Камала?
- Нет? Сегодня виртуально мы посетим несколько татарских театров нашей столицы, города Казани, послушаем с чего же начинался татарский театр и чем стал в сегодняшний день.
А сейчас вам учащиеся 7 класса дарят песню на татарском языке. (Исполнение песни «Мин яратам сине, Татарстан»-«Я люблю тебя, Татарстан»)
1 ведущий(обучающийся 7 класса):
22 декабря 1906 года в Казани был сыгран первый публичный спектакль на
татарском языке. Эта дата и считается днем рождения театра имени Галиасгара Камала. Хотя, пока он обретет свой современный облик и свою славу одного из самых популярных в России национальных театров, пройдет немало времени, насыщенного борьбой за выживание и становление.
2 ведущий (обучающийся 7 класса)
Отцом татарского театра принято считать Габдуллу Кариева. . Кариев создал свою актерскую школу, которая вошла в историю нашего театра как «Школа Кариева».В 12 лет Кариев наизусть знал весь «Коран», проявил недюжинные способности в изучении «Корана». Ему предвещали высокую карьеру на духовном поприще, но судьба по-иному определила будущее его таланта. Оказавшись на нижегородской ярмарке, Габдулла увидел выступление бродячей труппы. Показ ошеломил его настолько, что он не заметил, как кинул свой головной убор на сцену. Но мусульманин не может находиться среди людей без головного убора. И пошел он за головным убором за кулисы и встретился с артистами и руководителем бродячей труппы Ильясом Кудашевым-Ашказарским. И вскоре он появился в афишах труппы «Сайяр».
3 ведущий(обучающаяся 7 класса):
«Сайяр» исколесила всю Россию до Сибири, побывала на Кавказе, Туркмении, в Крыму и через Бухару дошла до Хивы. После ухода из труппы Ильяса Кудашева-Ашказарского , руководителем труппы стал Габдулла Кариев. Он понимал, что на любительском уровне оставаться нельзя, надо было учиться. У кого? Помог случай. Весной 1908 года во время гастролей на Кавказе встретились две труппы: «Сайяр» и азербайджанская. К этому времени в составе труппы «Сайяр» были две женщины: Сахибжамал Гизатуллина-Волжская и Фахрениса Самитова. А в азербайджанской труппе женские роли играли мужчины. Руководитель азербайджанской труппы Гусейн Араблинский предложил Кариеву слиться в единую труппу и некоторое время обе труппы работали вместе.
1 ведущий:
Араблинский – был фанатически предан театру. Именно он способствовал расширению и обогащению репертуара татарской труппы, которая отошла от бытовой пьесы и стала ставить героические произведения. Араблинский проводил с татарскими актерами беседы о театре, обучал их сценическому искусству. Араблинский требовал от актеров создание правдивых характеров. Но совместные гастроли продолжались недолго.
2 ведущий:
Первые пьесы, поставленные на татарской сцене были переделки произведений Александра Островского. В переделках русские имена заменялись татарскими, а действие не менялось. Переделки-пьесы всегда тянули актеров к фальши, к наигрышу. Кариев понимал, что театр может погибнуть, если репертуар не обогатится оригинальными, самобытными произведениями. Только реалистическая пьеса могла воспитать актеров, думал руководитель труппы «Сайяр».
3 ведущая:
И основоположником татарской реалистической драматургии стал Галиасгар Камал. Именно его пьесы определили творческий путь театра, его характер, стиль; глубоко отображали жизнь, выявляли типические социальные события. Таким образом татарский театр и татарская драматургия родились одновременно.
1 ведущий:
В 1918 году "Сайяр" преобразовывается в Первую советскую татарскую драматическую труппу. В 1920 году труппа получает название "Первый татарский показательный Государственный театр"; в 1926 году ему присваивается звание "Академический", а в 1939-ом - имя классика татарской драматургии Галиасгара Камала.
2 ведущий:
С первых же лет своего существования татарский театр, кроме национальной драматургии, стал обращаться к произведениям русских и зарубежных классиков. Актеры обогащали и оттачивали свое мастерство, воплощая на сцене образы из произведений Островского и Чехова, Ж.Б.Мольера и Н.Гоголя, М.Горького и Ф.Шиллера, У.Шекспира и Лопе де Вега, К.Гольдони и К.Гоцци.
3 ведущая:
В годы войны концертные бригады артистов выступали в госпиталях, сельских клубах, на фронте. Искусство артистов театра росло и крепло в лучших спектаклях по пьесам драматургов Галиасгара Камала, Гаяза Исхаки, Фатиха Амирхана, Карима Тинчурина, Фатиха Бурнаша, Мирхайдара Файзи, Шарифа Камала, Тажи Гиззата, Наки Исанбета, Т.Рахманкулова, Мирсая Амира, Аяза Гилязова, Шамиля Хусаинова, Туфана Миннуллина, Илдара Юзеева.
1 ведущий:
В творческой истории Татарского театра имени Галиасгара Камала значительное место занимают музыкальные спектакли. В их создании велика заслуга основоположника татарской музыки, композитора Салиха Сайдашева. Жанр музыкальной драмы, получивший развитие в этом театре, явился благодатной почвой для рождения Татарского Академического театра оперы и балета имени М.Джалиля. Первые профессиональные певцы и артисты балета вышли из творческого коллектива драматического театра. Татарские актеры и режиссеры помогли в создании национальных театров Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Туркмении, Башкортостана и других тюркских народов.
2 ведущий:
С 1966 года главным режиссером театра был народный артист СССР, лауреат Государственных премий Татарстана и России, профессор Марсель Салимжанов. В 1979 году Марселю Салимжанову была присуждена Государственная премия РСФСР им. Станиславского за постановку спектакля «Старик из деревни Альдермеш» по пьесе Туфана Миннуллина, в 1998 году – на Международном театральном фестивале тюркских народов "Науруз"., который впервые прошел в Казани - приз "Гран-при" за постановку спектакля «Ясновидец» Зульфата Хакима, а в 2001 г оду главный режиссер театра удостоен высшей российской награды - национальной театральной Премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».
3 ведущая:
В январе 1987 года состоялось открытие нового здания театра. В 1999 году театр становится лауреатом Всероссийского театрального конкурса "Окно в Россию". Спектакль «Старик из деревни Альдермеш» признан лучшим на Всемирном фестивале театров Тюркского мира в Турции.
1 ведущий:
16 мая 2002 года главным режиссером театра им. Галиасгара Камала назначен заслуженный деятель искусств РТ, лауреат Государственной премии РТ им. Габдуллы Тукая Фарид Бикчантаев.
В настоящее время в труппе театра более 50 артистов. Из них более 40 имеют почетные звания Республики Татарстан, Российской Федерации. Это корифеи татарской сцены Шаукат Биктимеров, Ринат Тазетдинов, Наиля Гараева, Назиба Ихсанова, Равиль Шарафеев, Вера Минкина, Рауза Хайрутдинова, Наиль Аюпов, Алсу Гайнуллина, Николай Дунаев, Рузия Мотыгуллина, Азгар Шакиров и др.
2 ведущий:
Театр продолжает традиции, начатые почти век назад - на сцене ставится национальная драматургия, произведения русских и зарубежных классиков: «Голубая шаль», «Казанское полотенце» Карима Тинчурина, «Свет моих очей», «Зятья Григория», «Вот так случилось…», «Искал тебя, любимая» Туфана Миннуллина, «Приехала мама» Шамиля Хусаинова, «Черная бурка» Г.Хугаева, «Суббота, воскресенье, понедельник» Эдуардо де Филиппо и др.
Учитель:
В городе Казани есть еще не менее замечательный театр - татарский государственный театр драмы и комедии имени Карима Тинчурина.
Биография театра ярка и своеобразна. Возникнув по призыву Первого всесоюзного съезда колхозников-ударников в 1933 году и по личной инициативе Карима Тинчурина как филиал Татарского государственного академического театра, коллектив прошел большой и трудный путь становления от колхозно-совхозного до республиканского передвижного и, наконец, Татарского государственного театра драмы и комедии им. К.Тинчурина.
Историю данного театра расскажут нам учащиеся 8 класса.
1 ведущая(обучающаяся 9 класса):
Первый спектакль был поставлен 6 ноября 1933 года в деревне Шали Пестречинского района Татарской АССР. Это была пьеса Карима Тинчурина и Кави Наджми "Булат бабай семьясы" ("Семья дедушки Булата").
Основу труппы в то время составляли известные артисты академического театра, такие как Гульсум Болгарская, Зариф Закиров, Ибрагим Шагдалеев, Мазит Ильдар, а также Азаль Ягудин, Гульсум Камская, Бибинур Галиуллина, Газиз Гиматов, Марьям Рахматуллина, Хан Исмагилов и др. Руководителями и режиссерами театра в первые годы после его основания были ныне известный драматург Риза Ишмуратов, Гали Ильясов и позже Асгат Мазитов.
2 ведущая(обучающаяся 9 класса):
1988 год стал переломным в истории театра. В этом году присваивают имя одного из основателей театра, великого татарского артиста, режиссера и драматурга Карима Тинчурина. Также в этом году театр становится стационарным. В феврале 1989 года театру было передано здание по адресу ул. Горького, 13.
1 ведущая:
С 1993г. главным режиссером театра им. Карима Тинчурина становится заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Загидуллин Pашид Mуллагалиевич. Новый режиссер за довольно короткий срок практически полностью обновил репертуар театра. Сегодня на сцене театра с большим успехом идут спектакли как зарубежных авторов, так и современных татарских драматургов. Некоторые из них на различных фестивалях национальных театров были названы в числе призеров, имеют дипломы и награды.
2 ведущая:
Вот уже на протяжении многих лет театр радует своим творчеством как сельского, так и городского зрителя. Благодаря своей мобильности и высокому творческому потенциалу театр широко известен как в самой Республике Татарстан, так и далеко за ее пределами - по всей территории СНГ.
Учитель:
Многие считают счастьем побывать в театре оперы и балета. Так оно и есть. Сюда попадаешь как в сказку. Здесь особый мир, особый дух. И зрители, те же люди, замирают в ожидании чуда. Такие минуты способен дарить людям татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля города Казани.
3 ведущая(обучающаяся 8 класса):
В 1934 г. Правительством ТАССР было принято постановление об открытии в Казани театра оперы и балета. За год до этого, 4 ноября 1933 г., постановили создать при Московской консерватории Татарскую оперную студию, целью которой была подготовка кадров для будущего театра. 2 февраля 1934 г. студия начала работу. На учебу в Москву были направлены лучшие творческие силы республики. Четыре года там обучались вокалисты, дирижеры, композиторы. В конце 1938 г. студийцы, завершив образование, вернулись в Казань.
4 ведущий(обучающийся 8 класса):
Театр открылся в 1939 г. оперой татарского композитора Назипа Жиганова «Качкын» («Беглец»). С первых же дней театр стал центром музыкальной культуры республики, лабораторией создания национальной оперы, балета, музыкальной комедии. Балетная труппа начала свою самостоятельную жизнь одновременно с оперой. Зачинателем этого нового для татарской сцены искусства стал балетмейстер Гай Тагиров. Основу труппы составили и внесли большой вклад в развитие национального балета А.Гацулина, В.Алеева, Б.Ахтямов, З.Гайфуллина, А.Филинов, А.Гацулин, Н.Леонтьева, С.Глинская, В.Романюк и др.
ведущая:
12 марта 1945 г. театр показал первый татарский национальный балет Фарита Яруллина «Шурале». Первоисточником балета послужила одноименная сказка-поэма татарского классика Габдуллы Тукая. Постановка явилась одним из самых значительных событий музыкальной жизни республики того времени.
4 ведущий:
28 сентября 1956 г. премьерой Назипа Жиганова «Алтынчеч» открылось нынешнее здание театра оперы и балета (архитекторы Скворцов и Гайнутдинов), строительство которого началось в 1936 г. Здание уникально по своей красоте. Потолок зрительного зала украшает люстра из горного хрусталя весом более тонны, специально отлитая в Мытищах под Москвой. Здание театра является памятником архитектуры.
3 ведущая:
В 1956 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР театру было присвоено имя национального героя татарского народа, поэта-героя Мусы Джалиля.
4 ведущий:
В театре работают более 700 человек: солисты оперы, балетная труппа, оркестр, хор. Среди солистов оперы выдающиеся певцы: народная артистка Российской Федерации и Республики Татарстан, лауреат Государственной премии РТ им. Габдуллы Тукая Венера Ганеева, народная артистка РФ, РТ, Каракалпакии, лауреат Государственной премии РТ им. Габдуллы Тукая Зиля Сунгатуллина, народная артистка РТ и Республики Марий-Эл Галина Ластовка, заслуженный артист РФ, народный артист РТ, Каракалпакии Юрий Борисенко, народные артисты РТ Клара Хайрутдинова, Айдар Файзрахманов, Мунир Якупов, Рафаэль Сахабиев и др. Солисты балета: народные артистки РТ Луиза Мухаметгалеева и Елена Щеглова, народный артист РТ и Казахстана Бахытжан Смагулов, заслуженная артистка РТ Елена Кострова, лауреат международных конкурсов Артем Белов и др.
3 ведущая:
В 1981 г. директором театра назначен Рауфаль Мухаметзянов. За большие заслуги в области развития театрального искусства он награжден орденом «Знак Почета», за высокопрофессиональное руководство, бескорыстное служение хореографическому искусству удостоен приза «Душа танца», учрежденного журналом «Балет», и титула «Рыцарь балета». 1988 г. театр получил звание «академический».
Учитель:
Вы послушали историю становления и развития татарского театра, виртуально побывали в театрах столицы нашей республики. А сейчас дадим слово учащимся 5 класса. Они для нас подготовили свое театральное выступление. В течение недели работали над переводом русской народной сказки «Репа» на татарский язык и его постановкой. Самостоятельно подбирали костюмы для каждого героя.
На сцене русская народная сказка «Репа» в исполнении учащихся 5 класса.
На середине сцены в роли репы в соответствующем костюме на корточках сидит ученик. Друг за другом начинают появляться герои сказки.
Шалкан: (Репа любуется собой.Поглаживает свои бока) ООО! Мин ничек зур үстем! Нинди сары мин! Нинди баллы! Тәмле!
На сцене появляется дед.
Бабай: Бәрәкәт! Менә сиңа мә! (начинает дергать репу)Әһә! Булмый диген! (Зовет бабушку) Әби! Тизрәк кил! Тизрәк! Тизрәк! (прибегает бабушка). Тот әйдә, тартабыз!(Дед с бабушкой начинают дергать репу).
Шалкан: (Репа визжит, пищит)Ой! Ей! Нишлиләр! Нишлиләр!
Дед с бабой устав протирают свои лбы, хватаются за поясницу и за голову.
Әби: Әй, булмый ла! (Безнадежно машет рукой и зовет свою внучку) Оныгым, оныгым! Бакчага кер әле!(Машет рукой, торопя внучку) Тизрәк! Тизрәк!
Внучка подает голос из дома.
Онык: Киләм, киләм. Я нәрсә бар?
Әби: (Показывает на репу)Шалканны тартырга кирәк. Тотын әйдә (дергают).
Онык: (Отмахивается)Булмый ла! (Зовут Жучку)Жучка, Жучка син кирәк! (Баба с внучкой машут руками. Зовут и торопят собаку)Кил тизрәк! Тизрәк кил инде!
Жучка:(громким лаем справшивает) Һау-һау! Ни булды?
Онык: Ярдәм кирәк.
Вместе тянут репку. Устав останавливаются. Кто хватается за спину. Кто вытирает пот со лба. Снова принимаются тянуть.
Жучка: Һау-һау! Булмый ла! (Все в растерянности.Жучка зовет Мурку) Мурка! Мурка! Син кайда?
На сцену выбегает Мурка.
Мурка: Мяу! Мин монда. Мин кемгә кирәк?
Все вместе: Безгә кирәк!
Вслед за Муркой на сцену выбегает мышка.
Мурка: Мяу! Тычкан дустым! Тычкан дустым!
Тычкан: Пи-пи! Пи-пи! Мурка җаным, пи-пи!
Все дружно вытаскивают репу из земли.
Учитель: Следующее выступление – театральный номер класс-коллектива 6 класса.
Ребята подготовили для нас постановку произведения татарского поэта и писателя Хади Такташа «Благочестивая кошка». Они также самостоятельно работали над переводом текста с татарского языка на русский язык, шили куклы, готовили декорацию, вместе работали над сценарием постановки.
Хади Такташ
«Благочестивая кошка»
(Примерный перевод стихотворения с татарского языка на русский язык. Сценарий для постановки в кукольном театре. Сценарий разработали учащиеся 6 класса.)
Интерьер деревенского дома. Бабушка готовится сбивать масло в горшке.
Бабуся:
Моя кошечка, просто чудо! (гладит кошку за шерстку)
Не сыщешь в мире больше такой.
Оставишь на столе сметану блюдо
Не тронет ни за что, вот он какой! (перестает гладить кошку)
Оставлю-ка крынку на столе
Сено дам, схожу, своей козе.(выходит из дома)
Кошка:
Иди бабусенька, иди душечка!
Сходи в сарай, дай сено козочке.
А я попробую сметану,
Лазил я не раз туда.
А сметана между прочим
Интересная еда! (прыгает к горшку со сметаной и начинает лапой добывать сметану и есть)
А сметана просто прелесть!
Невозможно хороша!
Объемся я от пуза,
Буду лежать чуть дыша. (продолжает есть сметану)
Собака(лежит возле своей конуры):
Нешуточное дело – дом сторожить
Воры не боятся ведь ничего
Не успеешь и глазом моргнуть
Вынесут все и ничегооо!
А кошачья братва так недалёк
Что плохо лежит, все крадут.
А хозяйке все невдомёк
Меня обвиняет и всё тут! (в это время слышится звон разбитой посуды)
Чууу! Тссс! (подкрадывается к дому, забегает в дом)
Эх, воров и след простыл!
Когда же успели убежать?
Вау! А кто посуду разбил?
Сметана!? Надо её слизать. (начинает лизать сметану)
А сметана просто прелесть!
Как сметана хороша!
Не зря сметану любят кошки,
Горят от сметаны их глаза.
В это время в дом заходит бабушка.
Бабуся: (замахивается на собаку веником)
Ах! Вот он кто! Пёс зловредный!
Уничтожал он молоко и сметану!
Мои разбивал горшки окаянный!
Сгинь с глаз моих, уходи из дому!(собака убегает)
(Подходит к кошке, гладит её по голове)
А моя кошечка, просто чудо!
Не сыщешь в мире больше такой.
Оставишь на столе сметану блюдо
Не тронет ни за что, вот он какой! (кот мурлычет и трется об бабусю)