Разработка социально-психологического тренинга для подростков "Найдем общий язык"
Разработка социально-психологического тренинга для подростков "Найдем общий язык"
Этот тренинг предназначен для подростков 14-15 лет. Цель тренинга - сплочение участников тренинговой группы, обучение навыкам вербального и невербального общения, формирование толерантности, снижение уровня тревожности, повышение уверенности в себе. Оптимальный численный состав 10-15 человек. Тренинг может применяться в работе социальными педагогами, психологами, воспитателями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Социально-психологический тренинг «Найдем общий язык»
Цель: создание социально-психологических условий для формирования навыков бесконфликтного общения, снятия эмоционального напряжения
Задачи:
- создать условий для снятия эмоционального напряжения
- создание доверительной обстановки, взаимопонимания, взаимоподдержки
- способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
Время проведения: 30 - 40 мин
Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, шарф, скакалки или бельевая веревка (5-6), свеча, маленькие таблички с названиями
Возраст: 15-17 лет
Вступительное слово:
Здравствуйте ребята, наш сегодняшний тренинг называется «Найдем общий язык». В начале нашего тренинга я бы хотела обсудить с вами правила:
«Здесь и сейчас». Мы говорим о своих ощущениях в настоящий момент и не обсуждаем вне тренинга все произошедшее здесь
Правило «поднятой руки». Уважительно относимся к говорящему, не перебиваем друг друга. Если хотим что-то сказать – поднимаем руку.
Обращаемся друг к другу по имени
Ход занятия:
Разминка. «Кто я?»
Цель: активизация межличностного взаимодействия в группе, сплочение членов тренинговой группы.
Соц. педагог: ребята, мы хорошо понимаем друг друга с помощью слов. Давайте попробуем сейчас также понять друг друга с помощью жестов и мимики. Наше упражнение называется «Кто я?». Правила просты: участнику крепится на спину листочек или табличка с одним словом. Задача участника отгадать это слово. Остальные участники тренинга будут ему в этом помогать, изображая написанное жестами и мимикой.
Цель: развитие коммуникабельности, концентрации внимания,
логического мышления, повышение сплоченности группы.
Психолог: ребята, а вы знаете, насколько важно для взаимопонимания уметь слушать и слышать друг друга? Наше следующее упражнение называется «Сказочники». Я предлагаю вам сочинить сказку. Только сочинять ее мы будем все вместе. Каждый из вас говорить одну лишь фразу, продолжая мысль другого. Так у нас получится целая история.
Упражнение «Найди отличие».
Цель: снятие напряжения, развитие наблюдательности.
Социальный педагог: наше следующее упражнение называется «Найди отличие». Чтобы понимать друг друга порой недостаточно слов. Жестов и мимики. Для этого необходимо быть очень внимательным и наблюдательным. Для начала выбирается один желающий проверить свою внимательность и наблюдательность. Он должен внимательно посмотреть на всех и запомнить внешность и детали одежды, прически и т.д. каждого. Затем он выходит за дверь, а оставшиеся ребята меняют что-нибудь в своей внешности. Задача вышедшего по возвращении найти в каждом изменения.
Упражнение «Доверительное падение»
Цель: снятие эмоционального напряжение, повышение сплоченности группы, развитие чувства групповой поддержки.
Психолог: итак, ребята, с помощью жестов и мимики общались, внимательность вашу проверили. Но кроме этого в процессе общения очень важна поддержка и взаимовыручка. И сейчас мы с вами выполним упражнение «Доверительное падение».
Участники разбиваются на пары, члены пары становятся лицом друг к другу, протягивая согнутые в локтях руки друг к другу ладонями вверх. Участники из разных пар становятся плечом к плечу. Таким образом получается «коридор» из рук. Один желающий становится на возвышение (стол, стул, постамент) спиной к «коридору» рук, крепко обхватывает себя за плечи, чтобы не ударить остальных, закрывает глаза и падает спиной на руки. Остальные участники ловят его. Затем меняются ролями.
Упражнение «Препятствия»
Цель: развитие чувства эмпатии, доверия к группе.
Социальный педагог: у всех вас есть собственные желания, жизненные цели. А раз есть цели и желания, то, как правило, возникают и препятствия. Это неустранимый фактор нашей жизни. Но нужно уметь их преодолевать. И часто нам в этом помогают наши друзья. Сейчас участники тренинга создадут препятствия, а желающий должен будет с закрытыми глазами их преодолеть, не задев ни одного.
Суть упражнения заключается в том, что преодолевающий препятствия их запоминает (например, ленты, натянутые на разном уровне), а как только он начинает свой путь, все препятствия убираются и окружающие подсказывают как преодолеть их, хотя на самом деле путь открыт.
Упражнение «Передай эмоцию»
Цель: развитие навыков невербального общения, сплочение группы.
Психолог: уважаемые участники, вы сегодня учились общению и взаимопониманию, а также доверию. Давайте еще раз обратим наше внимание на язык жестов и мимики. Человек в процессе общения воспринимает словесно лишь 7 % информации, остальную он получает, подсознательно «считывая» эмоции собеседника, воспринимая жесты и мимику. И вот сейчас мы с вами потренируемся эмоции передавать так, чтобы собеседник правильно их понимал. Сейчас все участники становятся в колонну, лицом в одну сторону. Последний стоящий участник придумывает какую-либо эмоцию, легонько хлопает по плечу рядом стоящего, тот оборачивается, и внимательно смотрит, в то время как придумавший изображает эмоцию. И так по цепочке по принципу «глухого телефона». Когда эмоция дойдет до первого участника, в обратном порядке по цепочке каждый называет, что он передавал.
Завершение.
Рефлексия. Каждый участник, передавая зажженную свечу по кругу, говорит о своих эмоциях, чувствах, настроении.