«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЯМАЛУ» сценарий мероприятия с приложениями
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЯМАЛУ» сценарий мероприятия с приложениями
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по полуострову Ямал в нашем «голубом вагоне». «Вагон» работает без кондуктора, а вести его буду я – проводник.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЯМАЛУ» сценарий мероприятия с приложениями»
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЯМАЛУ»
Для младших школьников
Утренник начинается с песни Э. Успенского «Голубой вагон».
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по полуострову Ямал в нашем «голубом вагоне». «Вагон» работает без кондуктора, а вести его буду я – проводник. /называет своё имя/
Звучит мелодия «Голубой вагон».
Ведущий: Прежде, чем отправиться в путь, прошу вас ответить на несколько вопросов:
Когда был образован Ямало-Ненецкий автономный округ? /10.12.1930г./
На какие 7 районов разделён округ? /Красноселькупский, Приуральский, Пуровский, Надымский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский/
Какие города Ямало-Ненецкого автономного округа вы знаете? /Салехард, Лабытнанги, Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск, Муравленко, Тарко-Сале, Губкинский/
Какое море омывает полуостров Ямал? /Карское море/
Ведущий: Да, богата земля ямальская. Здесь суровые северные вершины древнего Урала, зеркальные разливы озёр, большие и маленькие реки, Карское море, несметные сокровища недр. И всё это великолепие окружено зелёным океаном тундры и тайги.
А кто из вас, ребята, знает деревья, растущие на Ямале? /берёза, карликовая берёза, лиственница, ель и др./
А чем питаются северные олени? /Ягель/
Ведущий: Знаете ли вы, ребята, что северные олени – современники мамонтов? Когда археологи раскапывают стоянки первобытных людей, часто находят в земле расколотые кости мамонтов, огромных волосатых носорогов. Но любопытно то, что вместе с костями этих зверей в одних ямах находят кости северных оленей, самых обыкновенных, которые живут в тундре. Северный олень – это загадка природы.
Каких ещё животных на Ямале вы знаете? /песец, лиса, волк, заяц, лось, медведь, соболь и др./
А какие рыбы водятся в наших реках? /осётр, нельма, ряпушка, муксун, щука, щёкур и др./
Ведущий: В 1995 году была создана Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа, в которую внесены разные виды животных, птиц, рыб, насекомых. (Прил. 1, 2,3,4)
Ведущий: И ещё наша тундра славится грибами, ягодами, цветами и лечебными травами. Давайте погуляем по тундре, и, заодно, познакомимся с грибами. Посмотрим, кто из вас наберёт больше разновидностей грибов. Посмотрим, но надо быть осторожнее, могут попадаться и не съедобные. Помните, грибы следует собирать, не повреждая грибницу, выдёргивать грибы нельзя. Будьте внимательны!
Ведущий читает стихи – загадки о грибах, дети отгадывают.
Он на толстой ножке белой
В яркой шляпке загорелой,
Кто в лесу его найдёт,
Тот от радости поёт!
/белый гриб/
Ловко спрятаться умеет
Там, где лес с березняком.
А при сушке он чернеет,
Хоть и бел его излом.
/подберёзовик/
Меж осиновых ветвей
Красной шляпочкой своей,
Словно ягода горит
Будто, «Вот я!» - говорит,
И хоть яркий вид имеет,
Срежь и сразу почернеет.
/подосиновик/
Этот крепкий кабальеро
Носит светлое сомбреро.
Под листвой и хвоей
Скрыт от взора с головою!
Но когда в азарт войдёшь,
Целый выводок найдёшь!
/груздь/
Разноцветные береты-
Лета яркого приметы.
Разбрелись в лесу, как стая,
Чудо – радуга грибная.
/сыроежки/
Красная шапочка с белыми точками,
В фартуке белом высокая ножка.
Внешне, вполне, он - грибок привлекательный!
Только, ребята, будьте внимательны!
Крепко на ножке своей он стоит!
Помните, дети, гриб – ядовит!
/мухомор/
(По возможности, использовать иллюстрации. Дети выбирают правильный ответ на картинке (Прил. 5,6,7,8,9,10,11,12,13)
Ведущий: Что ж, со сбором грибов вы справились хорошо.
А какие лекарственные растения мы будем собирать? /брусника, клюква, берёзовые почки, крапива, чага, ромашка, багульник/
Ведущий: Молодцы! А теперь наш вагон приближается к Полярному кругу. Здесь у нас будет остановка. Давайте посмотрим на карту и проследим за пунктиром севером северного Полярного круга. (Прил. 14) Лишь однажды этот пунктир пересекает населённый пункт- город Салехард! С гордостью скажет любой его житель.
Как переводится с ненецкого языка это название? /город на мысу/
Ведущий: В конце 16–го столетия на правом берегу реки Полуй был заложен Обдорский острог (Прил.11), в последствии стал называться г. Обдорск, а в 1933г. переименован в г. Салехард. Это административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа. Здесь есть музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского и окружной Дом культуры народов Севера (Прил. 15,16) и мы сейчас устроим небольшой концерт. /читают стихи, поют, танцуют/
Ведущий: Катится наш голубой вагон, а вокруг столько красивого! Огромна земля Ямала!На его площади могли бы разместиться такие солидные европейские государства, как Швеция, Дания, Германия.
Ведущий: Интересны и необычны сказки, поговорки и пословицы народов Севера. Ко всему, что их окружает, северяне относятся с уважением и любовью.
Загадки: 1. Двое хозяев всю жизнь за своими оленями гоняются – никак в одно стадо согнать не могут. /Солнце, луна, звёзды/
2. По тундре на четырёх ножках ходит, а в чуме кочкой лежит. /собака/
3. Лежит шкура дикого медведя вся в дырках. /звёздное небо/
Ведущий: А теперь, ребята, вы должны подумать и найти русскую пословицу или поговорку, которая по смыслу совпадает с пословицей народов Севера.
- Не спеши языком, торопись делом. (манси)/ Больше дела, меньше слов.
- Всякая сосна своему бору шумит. (ненцы) /Каждый кулик своё болото хвалит.
- Тот не заблудится, кто спрашивает. (ханты) / Язык до Киева доведёт.
Ведущий: Я вижу красный свет светофора! Значит, наш голубой вагон должен остановится. Давайте выйдем и погуляем по лесу, наберём шишек, веток, коры, мха, хвои, листьев и организуем выставку из поделок, сделанных вашими руками.
(Ребятам выдаются поделочные материалы: клей, нитки, пластилин, бумага и др. Они делают сувениры. Проводится конкурс поделок. В конце мероприятия награждаются самые активные участники)
Ведущий: Наше путешествие по Ямалу - закончено!
Приложение 1
Сибирскийбарсук (Meles meles sibiricus)
Внесён в Красную книгу Ямала-Ненецкого автономного округа, как недостаточно изученный вид.
Приложение 2
Малыйлебедь (Cygnus columbianus bewickii)
Внесён в Красную книгу Ямала-Ненецкого автономного округа, как вымирающий вид.
Приложение 3
Муксун (Coregonus muksun)
Внесён в Красную книгу Ямала-Ненецкого автономного округа, как вымирающий вид.