Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации личности подростка в современных условиях. »
Психолого-педагогическое сопровождение
процесса социализации личности подростка в современных условиях.
Если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна узнать его
также во всех отношениях.
К. Д. Ушинский
В условиях, когда образование становится основным компонентом стратегии вхождения Казахстана в 21 век, усиливается его миссия в воспитании нового поколения. В последнее десятилетие в системе образования РК усилиями учёных и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – это психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения: психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и другие. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребёнка в условиях модернизации образования. На сегодняшний день психологическое сопровождение – это особая форма осуществления социальной и психологической помощи обучающимся, родителям, педагогам. Модель психологического сопровождения детей имеет свою специфику, которая определяется психологическими особенностями детей.
Сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития обучения, воспитания, социализации. Подростковый возраст – самый сложный и противоречивый период онтогенеза. Именно в этом возрасте формирующееся самосознание делает детей особенно чувствительными к критике окружающим, эмоционально неуравновешенными и неуверенными в себе.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:
профилактика;
диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
консультирование (индивидуальное и групповое);
развивающая работа (индивидуальная и групповая);
коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
Психологическая служба нашей школы строит свою работу с учётом основных направлений государственной программы: «Образование», «Комплексная программа воспитания в организациях РК»». Алгоритм деятельности психологической службы идёт от личности ребёнка, педагога, родителя, руководителя школы, их потребностей, запросов и проблем. В рамках диагностирования проводится работа с педагогическим коллективом, учащимися и родителями. На учащегося каждого класса заведены карты психолого-педагогического сопровождения, где отражена важная информация о каждом ребёнке и особенностях характера поведения. Стало традицией проведение психолого-педагогических консилиумов в 5, 10 классах. Диагностика социометрического статуса учащихся этих классов помогает классным руководителям в рамках воспитательной работы предусмотреть мероприятия, формирующие у учащихся ощущение единого коллектива. По результатами диагностики адаптации 5-х классов разработаны программа и ведутся коррекционные занятия по снижению уровня тревожности и профилактике дезадаптации у учащихся. Результаты диагностики акцентуации характера в 8-х классах помогают лучше изучить индивидуальные особенности учащихся, найти правильный подход в общении с ними, дают возможность прогнозировать поступки детей в определённых ситуациях.
Просвещение является важным моментом в профилактике эмоционального неблагополучия и предотвращения психологических проблем. Систематически ведётся работа по психологическому просвещению в форме бесед и лекций «Конфликты в моей жизни», «Учимся без стрессов», «Я и новые обстоятельства в моей жизни».
Психологическая коррекция направлена на активное формирование личности подростка. Основным средством здесь выступает тренинг. Преимущество данного вида работы заключается в том, что он позволяет реализовать на практике необходимые психологические условия, способствующие развитию у подростков способностей к самопознанию. В качестве примера с подростками школы проведены тренинги: «Найти себя», «Кто я?», «Я - особенный», «Быть уверенным – это здорово!». На данном этапе проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности, снижению уровня школьной тревожности, снижению агрессивности, страхов. С детьми «группы риска» работает «Клуб общения», где ребята учатся противостоять негативным жизненным ситуациям, формированию конструктивных способов поведения. Успешно реализуется программа психолого-педагогического сопровождения выпускников в период подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации. Оказания психолого-педагогической поддержки выпускникам, отработка навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение у учащихся уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов. А также претворяется программа профилактики химической зависимости детей и подростков «Выбери жизнь», с целью создания условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, пропаганда здорового образа жизни.
Система психологического сопровождения при работе с подростками также предусматривает психологическое консультирование. Оно осуществляется в том случае, когда мы выявляем наиболее проблемного подростка, видим его особую потребность в индивидуальной работе. Главным принципом проведения такой консультации является не навязывание подростку определённых позиций, образцов и стереотипов поведения, а формирование атмосферы взаимопонимания, способствующей выработке подростком самостоятельной стратегии в решении его проблем. В течение года по мере необходимости проводится индивидуальное, групповое, психологическое консультирование учащихся. Проблемы, с которыми чаще всего обращались учащиеся: саморегуляция поведения, проблемы самовоспитания, проблемы неразделённой любви, как понравиться противоположному полу, страхи и другие.
Таким образом, система работы с подростками включает 4 блока: психодиагностику, просвещение, психокоррекцию и психоконсультирование.
По этим же направлениям ведётся работа с другими субъектами образовательной среды: педагогами и родителями. Необходимость данного вида работы обусловлена тем, что у педагогов и родителей на сегодняшний день отмечен дефицит в психологических знаниях. Несмотря на доступность психологической литературы, многие имеют лишь общие представления о психологических особенностях подросткового возраста, способах конструктивного взаимодействия с подростками и влияния семейного и педагогического общения на формирование личности подростков. На протяжении многих лет в школе работает правовой лекторий для родителей, где рассматриваются актуальные проблемы, касающиеся воспитания молодого поколения: «Роль семьи в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей», «Роль самооценки в формировании личности», «Влияние на здоровье ребёнка негативной теле-видеоинформации», «Психологическая помощь в период подготовки к экзаменам». Это позволяет и помогает родителям грамотно и эффективно строить свои взаимоотношения с детьми, способствует тому, чтобы родители были активными союзниками в решении школьных психологических трудностей.
Личностно-ориентированное образование направлено на обучение, воспитание и развитие всех учащихся, учитывая их индивидуальные особенности, относясь к каждому ребенку как к уникальности. С этой целью с педагогами проводится постоянно действующий семинар «Коммуникативная культура учителя как условие личностно-ориентированного обучения», где учителя получают практическую помощь для конструктивного педагогического общения и повышения своего профессионализма. Также родителям и педагогам предлагается индивидуальная помощь психолога.
Таким образом, модель психологического сопровождения интегрирует в себе работу психолога, как с самим подростком, так и его родителями и педагогами и сотрудничество с общественными организациями: центр «ЗОЖ» и «СПИД» и другие , которые помогают нам в профилактике употребления ПАВ (психоактивных веществ) и формирования здорового образа жизни. Только взаимодействие всех субъектов школьной образовательной системы на наш взгляд приведет к желаемому результату.