kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа информационной, образовательной и воспитательной работы по предупреждению насилия в семье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа нацелена на просвещение родителей в вопросе жестокого обращения как явления и ответственности за него.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа информационной, образовательной и воспитательной работы по предупреждению насилия в семье»

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7" города Киржача









Программа информационной, образовательной и воспитательной работы

по предупреждению насилия в семье




Автор: социальный педагог

Гонышкова Ольга Геннадьевна







Киржач, 2018






Программа информационной, образовательной и воспитательной работы по предупреждению насилия в семье.

Автор программы: социальный педагог Гонышкова О.Г.

Исполнители программы: социальный педагог, классные руководители педагог-психолог.

Цели программы:

- предупреждение и предотвращение насилия в семье;

- оказание своевременной и эффективной помощи детям, пострадавшим от насилия.

Программа выполняется в течение учебного года и летнее каникулярное время.

















Программа информационной, образовательной и воспитательной работы по предупреждению насилия в семье/ авт. Гонышкова О.Г - 2-е издание, дополненное и переработанное.2018 г.




Пояснительная записка


Актуальность. В современном мире предотвращение насилия - одна из самых актуальных задач. Насилие в семье, которое часто остается незамеченным за пределами семьи, требует особого внимания общества и особенно специалистов, работающих с детьми, занимающихся как воспитанием детей, так и информированием и педагогическим образованием родителей, воспитателей и классных руководителей, педагогов-психологов и социальных педагогов, логопедов, учителей и педагогов дополнительного образования.

В 2010 г. в нашей стране начата широкая информационная кампания, нацеленная на предотвращение насилия в семье, которая предполагает

организацию широкой просветительской работы, направленной на формирование сознательного неприятия случаев домашнего насилия над личностью и их категоричное осуждение, правовое обеспечение решения проблем насилия в семье, расширение и развитие услуг, предоставляемых специализированными учреждениями для несовершеннолетних детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения.

В нашем районе к кампании активно подключились муниципальные и общественные органы, включая комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав районной администрации, управление образования и органы опеки и попечительства. В марте 2011 г. состоялось заседание координационного совета под председательством заместителя главы Киржачского района по социальным вопросам, на котором определено общее направление деятельности по участию в информационной кампании и определена стратегическая задача организации системной работы по данному вопросу в каждом образовательном учреждении, каждым специалистом, включающимся в решение обозначенной проблемы.

В связи с актуальностью данной проблемы возникла необходимость разработки программы работы социального педагога, которая включает мероприятия профилактической направленности по предотвращению насилия и предоставлению комплекса реабилитационных мер для пострадавших.

Данная программа призвана решить главную, на взгляд автора, проблему – устранить пробелы в представлениях воспитывающих сил (родители и педагоги) по вопросам: что такое насилие или жестокое обращение, где граница между родительским (педагогическим) наказанием ребенка и насилием, можно ли избежать насилия, какова мера ответственности за совершенное наказание и т.п. В предварительном изучении проблемы удалось выявить, что большинство из нас – родителей и педагогов - даже не предполагают о существовании литературы и многочисленных интернет-сайтов, которые освещают проблему. Очень невелик процент читающих и обсуждающих проблемы воспитания вообще, а такую узкую, как жестокость, еще меньше.

Данная программа была апробирована в 2011-12 учебном году в МБОУ СОШ №7 г.Киржача и рекомендована педагогическим советом МБОУ СОШ №7 на последующие учебные годы.

В 2015 г. программа была одобрена РМО социальных педагогов и рекомендована для использования в работе социальным педагогам Киржачского района.

Программа опубликована автором в ряде электронных СМИ: Педпортал. Pedportal.net https://pedportal.net/po-tipu-materiala/pedagogika-socialnaya/programma-po-preduprezhdeniyu-nasiliya-743681

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2013/05/10/programma-po-preduprezhdeniyu-nasiliya

В 2018 г. программа дополнена и переработана.





Содержание проблемы и особенности ее проявления в микросоциуме

Как правило, чаще всего жертвами насилия в семье становятся женщины и дети, подвергающиеся не только прямым актам агрессии, но и испытывающие на себе психологическое насилие или, напротив, пренебрежение к ребенку и его потребностям.

Насилие в отношении ребенка, являясь основной причиной нарушения его психического и социального развития, неизменно влечет за собой возникновение детской безнадзорности, наркомании, преступности и суицидов.

В 2009 г. в нашей школе впервые был отмечен случай насилия в семье, получивший широкую огласку и повлекший уголовное наказание матери учащейся.

В 2010 г. еще один случай, ограничившийся административным наказанием дедушки ребенка. В этом же году мерами социально-педагогического и психологического сопровождения удалось вывести 1 семью из состояния конфликта, в котором в адрес ребенка неоднократно прозвучала угроза от члена семьи о применении жестокого обращения.

В 2018 г. выявлен факт жестокого обращения в семье обучающегося 3 класса, что не может не свидетельствовать о снижении активности в проведении информационно-разъснительной работы в ключе данной программы, которое было допущено на фоне стабильности в семьях воспитанников. (После снятия с учета в едином банке данных двух семей в социально опасном положении в школе до марта текущего года была только одна семья, выявленная в 2009 г. факту безнадзорности поступающего в 1 класс ребенка, родители которого отбывали сроки наказания лишением свободы до 7 лет).

Для своевременного и эффективного предупреждения жестокого обращения с детьми необходимо ранее выявление неблагополучия семьи, а также и ситуаций, требующие вмешательства педагога, работающего с ребенком, и других специалистов школы (социального педагога, психолога, др.).

Причинами семейного неблагополучия по-прежнему остаются алкоголизм и аномалии в развитии семей, в том числе связанных с отказом от выполнения родительских обязанностей и с уходом из семьи одного из родителей, перекладывающих воспитание ребенка на бабушку или тетю. Но как показывает опыт, нашедший отражение и в выше названном факте жестокого обращения, классные руководители весьма не охотно изучают семьи обучающихся, не интересуются жилищно-бытовыми условиями и состоянием морально-психологического климата. Это было отмечено на заседании КДНиЗП районной администрации, где рассматривался вопрос о выявленном жестоком обращении до начала судопроизводства (март 2018 г.).

Не имея возможности изучения всех семей (обычно это 370-390 семей за учебный год), я как социальный педагог выбираю стратегию социально-педагогической превенции насилия в семье, по большей мере родительской, через широкое, массовое информирование родителей и педагогов о данном явлении.

Применение массовых форм работы, начиная с родительских собраний, общения через интернет, а также с использования канала кабельного телевидения и местных СМИ, на мой взгляд, эффективнее на данном этапе, чем индивидуальная или групповая работа в рамках Клуба семьи «Доверие». Клуб семьи за десятилетие своей работы (с 2006 г.) четко определил траекторию взаимодействия: категории родителей, занимающихся ежегодно в клубе – многодетные, опекуны, временно не имеющие работы и др. Но приглашать на занятия клуба родителей зоны риска насилия, очертить их круг, чтобы, просто не удается. Более того, в ситуации конфликта, приводящего к выбору «бить или не бить» (насилия), могут оказаться внешне благополучные семьи.

Таким образом, целевую аудиторию программы можно определить как «все мы - родители педагоги», не имеющие достаточного просвещения в области семейного насилия, как минимум в выборе наказания своих чад.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Реализация Программы рассчитана на весь учебный год и продолжается в летнее время, поскольку воспитательный процесс школы не останавливается - мы ежегодно включены в межведомственную профилактическую операцию «Подросток».
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. Выполнение поставленных в рамках Программы задач предусматривает проведение комплекса программных мероприятий, направленных на:          

- проведение информационно-просветительской кампании среди педагогов и родителей (законных представителей детей о недопустимости насилия и жестокого обращения;        

 - оказание своевременной и эффективной помощи детям, пострадавшим от насилия;  

- оказание психологической помощи педагогам, работающим с ребенком, пострадавшем от насилия;       

- повышение квалификации специалистов, оказывающих помощь пострадавшим от насилия и жестокого обращении, с помощью самообразования и обмена опытом работы.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Реализация мероприятий Программы осуществляется основными исполнителями Программы в соответствие с перечнем основных мероприятий Программы        

  В ходе реализации Программы руководство и текущее управление реализацией Программы осуществляет педагогический совет и администрация школы, которая также:

- обеспечивает координацию деятельности исполнителей, участвующих в реализации Программы;

- разрабатывает в пределах своей компетенции локальные акты, необходимые для реализации Программы.

Исполнители Программы осуществляют в установленном порядке меры по выполнению мероприятий Программы.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 


Реализация Программы позволит к 2020году:

          - сократить число выявленных случаев жестокого обращения с детьми в семье и в школе до 0.

        - увеличить охват родителей учащихся информацией о возможных рисках и опасностях в случаях угрозы насилия и преступных посягательств (до 100% в год);    

      - увеличить долю детей, прошедших психолого-педагогическую абилитацию (до 85%);    

      - увеличить долю социально-педагогического и психологического сопровождения семьям и детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения (до 100%);  

Для оценки хода реализации и эффективности мероприятий, предусмотренных Программой, используются следующие статистические и качественные показатели эффективности.

Наименование показателя

Ед.
изме-
рения

Значение
показателя
за период,
предшествующий
реализации Программы

Прогнозные
значения
показателей в проц.

2019г

2020г.

Число выявленных случаев жестокого обращения с детьми в семье

1

0

0

Доля выявленных семей, в которых совершено насилие и (или) есть угроза насилия, к общему числу неблагополучных семей

Ед.

2

1

0

Количество внедряемых педтехнологий по превенции жестокости на уровне класса и школы

eд.

0

1

1

Охват населения мкр. Школы информацией о профилактике насилия в семье и о деятельности учреждений, оказывающих помощь пострадавшим от насилия

%

20

80

100

Количество человек, принявших участие в информационно-просветительских мероприятиях на уровне социального педагога и инспектора ГДН

Чел.

20

200

400

Количество человек, получивших социально-педагогическую, включая правовую, и психологическую помощь

Чел.

20

100

200

Количество человек, получивших меры социальной поддержки

Чел.

8

20

30

Доля детей, прошедших психолого - педагогическую поддержку стрессоустойчивости и по поведению в конфликтных ситуациях , к общему количеству обучающихся

%

15

30

50

Увеличение доли социально-педагогических мероприятий для детей и родителей в целях предупреждения насилия и жестокого обращения

%

0

20

50

Доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и подверженных риску насилия и жестокого обращения, охваченных оздоровительными мероприятиями, в общей численности оздоровленных детей (лагерь при школе и загородные лагеря и санатории

%

40

70

100

Количество лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, принявших участие в лекциях и др. формах работы по проблеме домашнего насилия

%

0

100

100

Количество детей, пострадавших от насилия, прошедших социальную реабилитацию


1

Все дети

Все дети

Количество специалистов, принявших участие в обучающих семинарах и др. формах самообразования


1

22

22





МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ



МЕРОПРИЯТИЕ

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Организационные мероприятия и общественная активность



1.1.

Организация и проведение социального проекта обучающихся по профилактике насилия в семье «Мир дому моему!»

Декабрь 2018-март 2019 гг.

Социальный педагог

1.2.

Участие команды школы (учащиеся, педагоги, родители и представители общественности в акции «Я –гражданин России» с представлением итогов работы над проектом «Мир дому моему!»

Февраль 2019 г.

Социальный педагог

1.3.

Акция «Мы- соседи» по информированию населения о телефонах доверия и возможности обращения в случаях насилия в семье

Март 2018 – до конца года

Социальный педагог, классные руководители

1.4.

Организация информирования родителей по вопросам предотвращения насилия в семье в группе в ОК

Март 2018 – до конца года

Социальный педагог

1.5.

Организация выступлений специалистов и педагогов школы по кабельному телевидению и подготовка видеоматериалов, нацеленных на профилактику насилия в семье, выступления по школьному радио (для детей)

В течение всего периода

Социальный педагог, педагог-организатор

1.6.

Разработка, издание и распространение среди родителей буклетов по проблеме насилия в семье, предупреждения конфликтов, выбора стиля воспитания без наказаний.

В течение всего периода

Социальный педагог

1.7.

Оформление уголка социального педагога и психолога по выбору действий учащихся в случае насилия в семье

Не реже 1 раза в месяц

Социальный педагог, педагог-психолог

2.

Работа с родителями учащихся



2.1.

Выявление семей с неблагополучным бытом и организация их комплексного социально-педагогического сопровождения детей из данных семей и родителей

В течение всего периода

Классные руководители, социальный педагог

2.2.

Включение родителей из семей, находящихся в социально-опасном положении в классные и общешкольные мероприятия

В течение всего периода

Классные руководители, социальный педагог

3.

Работа клуба семьи «Доверие»




3.1.

Цикл занятий клуба, направленных на предупреждение насилия в семье

В течение всего периода

Социальный педагог

3.2.

Работа секции молодых родителей по изучению стиля общения в семье без конфликтов и насилия

В течение всего периода

Педагог-организатор

3.3.

Тренинг по профилактике насилия в семье

Май 2018

Педагог-психолог

4.

Родительский всеобуч



4.1.

Цикл занятий (лекции, «круглый стол», др. формы по проблеме

В течение всего периода

Классные руководители

(методическое обеспечение –социальный педагог)

5.

Работа с обучащимися:



5.1.

Организация практикума для учащихся по углубленному изучению комплекса прав ребенка и действиям в ситуациях жестокого обращения

2018-19 уч.год

Социальный педагог

5.2.

Проведение цикла внеклассных мероприятий по профилактике насилия в семье (анкетирование, классные часы, «круглый стол» с участием специалистов

В течение всего периода

Классные руководители

6.

Программно-методическое обеспечение,



6.1.

Разработка и реализация новых реабилитационных программ социально-педагогического сопровождения учащихся и родителей семей, находящихся в социально-опасном положении и детей, подвергшихся насилию в семье

В течение всего периода

Социальный педагог

6.2.

Разработка новых технологий работы по профилактике конфликтов в школьном коллективе, связанных с отклоняющимся поведением, природа которых– в семье.

В течение всего периода

Социальный педагог

6.3.

Организация и проведение проблемного семинара для классных руководителей и педагогов дополнительного образования.

Апрель 2018 г.

Социальный педагог

6.4.

Обобщение опыта работы школы и специалистов по проблеме на районном и региональном уровнях

Октябрь 2018 г.

Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог

7.

Итоги



7.

Проведение общешкольного родительского собрания по итогам реализации программы

Ноябрь 2018 г.

Выступление социального педагога

7.2.

Публикация итогов выполнения программы на сайте школы, в др. источниках информационного обеспечения


Социальный педагог


Примечание: Данная программа рассчитана на реализацию без дополнительных затрат. Все публикации в СМИ Киржачского района. А также изготовление информационных стендов и буклетов осуществляется при участии попечительского совета МБОУ СОШ №7 г.Киржача.


Литература и Интернет-ресурсы:





18.03.2018 г.

Автор программы: ____________________(Гонышкова О.Г.

20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Гонышкова Ольга Геннадьевна

Дата: 13.06.2018

Номер свидетельства: 473234


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства