- предупреждение и предотвращение насилия в семье;
- оказание своевременной и эффективной помощи детям, пострадавшим от насилия.
Программа выполняется в течение учебного года и летнее каникулярное время.
Программа информационной, образовательной и воспитательной работы по предупреждению насилия в семье/ авт. Гонышкова О.Г - 2-е издание, дополненное и переработанное.2018 г.
Пояснительная записка
Актуальность. В современном мире предотвращение насилия - одна из самых актуальных задач. Насилие в семье, которое часто остается незамеченным за пределами семьи, требует особого внимания общества и особенно специалистов, работающих с детьми, занимающихся как воспитанием детей, так и информированием и педагогическим образованием родителей, воспитателей и классных руководителей, педагогов-психологов и социальных педагогов, логопедов, учителей и педагогов дополнительного образования.
В 2010 г. в нашей стране начата широкая информационная кампания, нацеленная на предотвращение насилия в семье, которая предполагает
организацию широкой просветительской работы, направленной на формирование сознательного неприятия случаев домашнего насилия над личностью и их категоричное осуждение, правовое обеспечение решения проблем насилия в семье, расширение и развитие услуг, предоставляемых специализированными учреждениями для несовершеннолетних детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения.
В нашем районе к кампании активно подключились муниципальные и общественные органы, включая комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав районной администрации, управление образования и органы опеки и попечительства. В марте 2011 г. состоялось заседание координационного совета под председательством заместителя главы Киржачского района по социальным вопросам, на котором определено общее направление деятельности по участию в информационной кампании и определена стратегическая задача организации системной работы по данному вопросу в каждом образовательном учреждении, каждым специалистом, включающимся в решение обозначенной проблемы.
В связи с актуальностью данной проблемы возникла необходимость разработки программы работы социального педагога, которая включает мероприятия профилактической направленности по предотвращению насилия и предоставлению комплекса реабилитационных мер для пострадавших.
Данная программа призвана решить главную, на взгляд автора, проблему – устранить пробелы в представлениях воспитывающих сил (родители и педагоги) по вопросам: что такое насилие или жестокое обращение, где граница между родительским (педагогическим) наказанием ребенка и насилием, можно ли избежать насилия, какова мера ответственности за совершенное наказание и т.п. В предварительном изучении проблемы удалось выявить, что большинство из нас – родителей и педагогов - даже не предполагают о существовании литературы и многочисленных интернет-сайтов, которые освещают проблему. Очень невелик процент читающих и обсуждающих проблемы воспитания вообще, а такую узкую, как жестокость, еще меньше.
Данная программа была апробирована в 2011-12 учебном году в МБОУ СОШ №7 г.Киржача и рекомендована педагогическим советом МБОУ СОШ №7 на последующие учебные годы.
В 2015 г. программа была одобрена РМО социальных педагогов и рекомендована для использования в работе социальным педагогам Киржачского района.
Программа опубликована автором в ряде электронных СМИ: Педпортал. Pedportal.net https://pedportal.net/po-tipu-materiala/pedagogika-socialnaya/programma-po-preduprezhdeniyu-nasiliya-743681
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Содержание проблемы и особенности ее проявленияв микросоциуме
Как правило, чаще всего жертвами насилия в семье становятся женщины и дети, подвергающиеся не только прямым актам агрессии, но и испытывающие на себе психологическое насилие или, напротив, пренебрежение к ребенку и его потребностям.
Насилие в отношении ребенка, являясь основной причиной нарушения его психического и социального развития, неизменно влечет за собой возникновение детской безнадзорности, наркомании, преступности и суицидов.
В 2009 г. в нашей школе впервые был отмечен случай насилия в семье, получивший широкую огласку и повлекший уголовное наказание матери учащейся.
В 2010 г. еще один случай, ограничившийся административным наказанием дедушки ребенка. В этом же году мерами социально-педагогического и психологического сопровождения удалось вывести 1 семью из состояния конфликта, в котором в адрес ребенка неоднократно прозвучала угроза от члена семьи о применении жестокого обращения.
В 2018 г. выявлен факт жестокого обращения в семье обучающегося 3 класса, что не может не свидетельствовать о снижении активности в проведении информационно-разъснительной работы в ключе данной программы, которое было допущено на фоне стабильности в семьях воспитанников. (После снятия с учета в едином банке данных двух семей в социально опасном положении в школе до марта текущего года была только одна семья, выявленная в 2009 г. факту безнадзорности поступающего в 1 класс ребенка, родители которого отбывали сроки наказания лишением свободы до 7 лет).
Для своевременного и эффективного предупреждения жестокого обращения с детьми необходимо ранее выявление неблагополучия семьи, а также и ситуаций, требующие вмешательства педагога, работающего с ребенком, и других специалистов школы (социального педагога, психолога, др.).
Причинами семейного неблагополучия по-прежнему остаются алкоголизм и аномалии в развитии семей, в том числе связанных с отказом от выполнения родительских обязанностей и с уходом из семьи одного из родителей, перекладывающих воспитание ребенка на бабушку или тетю. Но как показывает опыт, нашедший отражение и в выше названном факте жестокого обращения, классные руководители весьма не охотно изучают семьи обучающихся, не интересуются жилищно-бытовыми условиями и состоянием морально-психологического климата. Это было отмечено на заседании КДНиЗП районной администрации, где рассматривался вопрос о выявленном жестоком обращении до начала судопроизводства (март 2018 г.).
Не имея возможности изучения всех семей (обычно это 370-390 семей за учебный год), я как социальный педагог выбираю стратегию социально-педагогической превенции насилия в семье, по большей мере родительской, через широкое, массовое информирование родителей и педагогов о данном явлении.
Применение массовых форм работы, начиная с родительских собраний, общения через интернет, а также с использования канала кабельного телевидения и местных СМИ, на мой взгляд, эффективнее на данном этапе, чем индивидуальная или групповая работа в рамках Клуба семьи «Доверие». Клуб семьи за десятилетие своей работы (с 2006 г.) четко определил траекторию взаимодействия: категории родителей, занимающихся ежегодно в клубе – многодетные, опекуны, временно не имеющие работы и др. Но приглашать на занятия клуба родителей зоны риска насилия, очертить их круг, чтобы, просто не удается. Более того, в ситуации конфликта, приводящего к выбору «бить или не бить» (насилия), могут оказаться внешне благополучные семьи.
Таким образом, целевую аудиторию программы можно определить как «все мы - родители педагоги», не имеющие достаточного просвещения в области семейного насилия, как минимум в выборе наказания своих чад.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Реализация Программы рассчитана на весь учебный год и продолжается в летнее время, поскольку воспитательный процесс школы не останавливается - мы ежегодно включены в межведомственную профилактическую операцию «Подросток». СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. Выполнение поставленных в рамках Программы задач предусматривает проведение комплекса программных мероприятий, направленных на:
- проведение информационно-просветительской кампании среди педагогов и родителей (законных представителей детей о недопустимости насилия и жестокого обращения;
- оказание своевременной и эффективной помощи детям, пострадавшим от насилия;
- оказание психологической помощи педагогам, работающим с ребенком, пострадавшем от насилия;
- повышение квалификации специалистов, оказывающих помощь пострадавшим от насилия и жестокого обращении, с помощью самообразования и обмена опытом работы.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Реализация мероприятий Программы осуществляется основными исполнителями Программы в соответствие с перечнем основных мероприятий Программы
В ходе реализации Программы руководство и текущее управление реализацией Программы осуществляет педагогический совет и администрация школы, которая также:
- обеспечивает координацию деятельности исполнителей, участвующих в реализации Программы;
- разрабатывает в пределах своей компетенции локальные акты, необходимые для реализации Программы.
Исполнители Программы осуществляют в установленном порядке меры по выполнению мероприятий Программы.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы позволит к 2020году:
- сократить число выявленных случаев жестокого обращения с детьми в семье и в школе до 0.
- увеличить охват родителей учащихся информацией о возможных рисках и опасностях в случаях угрозы насилия и преступных посягательств (до 100% в год);
- увеличить долю детей, прошедших психолого-педагогическую абилитацию (до 85%);
- увеличить долю социально-педагогического и психологического сопровождения семьям и детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения (до 100%);
Для оценки хода реализации и эффективности мероприятий, предусмотренных Программой, используются следующие статистические и качественные показатели эффективности.
Наименование показателя
Ед. изме- рения
Значение показателя за период, предшествующий реализации Программы
Прогнозные значения показателей в проц.
2019г
2020г.
Число выявленных случаев жестокого обращения с детьми в семье
eд
1
0
0
Доля выявленных семей, в которых совершено насилие и (или) есть угроза насилия, к общему числу неблагополучных семей
Ед.
2
1
0
Количество внедряемых педтехнологий по превенции жестокости на уровне класса и школы
eд.
0
1
1
Охват населения мкр. Школы информацией о профилактике насилия в семье и о деятельности учреждений, оказывающих помощь пострадавшим от насилия
%
20
80
100
Количество человек, принявших участие в информационно-просветительских мероприятиях на уровне социального педагога и инспектора ГДН
Чел.
20
200
400
Количество человек, получивших социально-педагогическую, включая правовую, и психологическую помощь
Чел.
20
100
200
Количество человек, получивших меры социальной поддержки
Чел.
8
20
30
Доля детей, прошедших психолого - педагогическую поддержку стрессоустойчивости и по поведению в конфликтных ситуациях , к общему количеству обучающихся
%
15
30
50
Увеличение доли социально-педагогических мероприятий для детей и родителей в целях предупреждения насилия и жестокого обращения
%
0
20
50
Доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и подверженных риску насилия и жестокого обращения, охваченных оздоровительными мероприятиями, в общей численности оздоровленных детей (лагерь при школе и загородные лагеря и санатории
%
40
70
100
Количество лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, принявших участие в лекциях и др. формах работы по проблеме домашнего насилия
%
0
100
100
Количество детей, пострадавших от насилия, прошедших социальную реабилитацию
1
Все дети
Все дети
Количество специалистов, принявших участие в обучающих семинарах и др. формах самообразования
1
22
22
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
МЕРОПРИЯТИЕ
Сроки выполнения
Ответственные
1.
Организационные мероприятия и общественная активность
1.1.
Организация и проведение социального проекта обучающихся по профилактике насилия в семье «Мир дому моему!»
Декабрь 2018-март 2019 гг.
Социальный педагог
1.2.
Участие команды школы (учащиеся, педагоги, родители и представители общественности в акции «Я –гражданин России» с представлением итогов работы над проектом «Мир дому моему!»
Февраль 2019 г.
Социальный педагог
1.3.
Акция «Мы- соседи» по информированию населения о телефонах доверия и возможности обращения в случаях насилия в семье
Март 2018 – до конца года
Социальный педагог, классные руководители
1.4.
Организация информирования родителей по вопросам предотвращения насилия в семье в группе в ОК
Март 2018 – до конца года
Социальный педагог
1.5.
Организация выступлений специалистов и педагогов школы по кабельному телевидению и подготовка видеоматериалов, нацеленных на профилактику насилия в семье, выступления по школьному радио (для детей)
В течение всего периода
Социальный педагог, педагог-организатор
1.6.
Разработка, издание и распространение среди родителей буклетов по проблеме насилия в семье, предупреждения конфликтов, выбора стиля воспитания без наказаний.
В течение всего периода
Социальный педагог
1.7.
Оформление уголка социального педагога и психолога по выбору действий учащихся в случае насилия в семье
Не реже 1 раза в месяц
Социальный педагог, педагог-психолог
2.
Работа с родителями учащихся
2.1.
Выявление семей с неблагополучным бытом и организация их комплексного социально-педагогического сопровождения детей из данных семей и родителей
В течение всего периода
Классные руководители, социальный педагог
2.2.
Включение родителей из семей, находящихся в социально-опасном положении в классные и общешкольные мероприятия
В течение всего периода
Классные руководители, социальный педагог
3.
Работа клуба семьи «Доверие»
3.1.
Цикл занятий клуба, направленных на предупреждение насилия в семье
В течение всего периода
Социальный педагог
3.2.
Работа секции молодых родителей по изучению стиля общения в семье без конфликтов и насилия
В течение всего периода
Педагог-организатор
3.3.
Тренинг по профилактике насилия в семье
Май 2018
Педагог-психолог
4.
Родительский всеобуч
4.1.
Цикл занятий (лекции, «круглый стол», др. формы по проблеме
В течение всего периода
Классные руководители
(методическое обеспечение –социальный педагог)
5.
Работа с обучащимися:
5.1.
Организация практикума для учащихся по углубленному изучению комплекса прав ребенка и действиям в ситуациях жестокого обращения
2018-19 уч.год
Социальный педагог
5.2.
Проведение цикла внеклассных мероприятий по профилактике насилия в семье (анкетирование, классные часы, «круглый стол» с участием специалистов
В течение всего периода
Классные руководители
6.
Программно-методическое обеспечение,
6.1.
Разработка и реализация новых реабилитационных программ социально-педагогического сопровождения учащихся и родителей семей, находящихся в социально-опасном положении и детей, подвергшихся насилию в семье
В течение всего периода
Социальный педагог
6.2.
Разработка новых технологий работы по профилактике конфликтов в школьном коллективе, связанных с отклоняющимся поведением, природа которых– в семье.
В течение всего периода
Социальный педагог
6.3.
Организация и проведение проблемного семинара для классных руководителей и педагогов дополнительного образования.
Апрель 2018 г.
Социальный педагог
6.4.
Обобщение опыта работы школы и специалистов по проблеме на районном и региональном уровнях
Октябрь 2018 г.
Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог
7.
Итоги
7.
Проведение общешкольного родительского собрания по итогам реализации программы
Ноябрь 2018 г.
Выступление социального педагога
7.2.
Публикация итогов выполнения программы на сайте школы, в др. источниках информационного обеспечения
Социальный педагог
Примечание: Данная программа рассчитана на реализацию без дополнительных затрат. Все публикации в СМИ Киржачского района. А также изготовление информационных стендов и буклетов осуществляется при участии попечительского совета МБОУ СОШ №7 г.Киржача.
Литература и Интернет-ресурсы:
18.03.2018 г.
Автор программы: ____________________(Гонышкова О.Г.