Цель: создание условий для полноценного личностного развития и самореализации,
успешной социализации, профессионального становления и жизненного
самоопределения обучающихся в образовательном учреждении, семье и социальной
среде;снижения уровня правонарушений и преступлений, уменьшения количества
семей «социального риска».
Задачи:
-продолжить профилактическую работу по предупреждению семейного
неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении обучающихся,
асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений, пропаганде ЗОЖ;
- организовать своевременную, комплексную, личностно-ориентированную,
социально-педагогическую, психологическую и правовую помощь обучающимся и
родителям, а также детям «группы риска», имеющим проблемы в общении, обучении,
развитии, социализации или находящимся в социально-опасном положении;
- координировать деятельность всех специалистов колледжа по повышению
успеваемости и социальной адаптации обучающихся из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
- создать условия для психологического комфорта, благоприятного климата и
безопасности обучающихся в колледже, в семье, в социуме;
- повышать правовую культуру и социально-педагогическую компетенцию
родителей обучающихся;
- обеспечить целенаправленное педагогическое, психологическое, правовое влияние
на поведение и деятельность обучающихся;
- осуществлять деловое партнерство по работе с семьями «социального риска» и
детьми «группы риска» с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав,
ПДН, отделом опеки и попечительства, органами социальной защиты населения.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА:
1. Работа по адаптации и сохранности контингента. Организация досуга.
2. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, относящихся к
категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и
обучающихсяс инвалидностью и ОВЗ.
3. Ведение нормативного пакета документов. Работа с личными делами
обучающихся, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
4. Своевременное выполнение ФЗ РФ 159 от 21.12.1996 года (ред. от
17.02.2021г.)«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».Содействие студентам в
реализации и защите их прав и законных интересов.
5. Сотрудничество с органами и учреждениями, общественными объединениями
(«Комитетом по вопросам семьи, материнства и детства», КДН, ПДН, ОВД,
органами опеки и попечительства), осуществляющими соответствующую
деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
6. Объединение усилий педагогического коллектива по социализации
обучающихся; оказание помощи в трудные периоды студентам, попавшим в
тяжелые жизненные ситуации.
7. Работа по повышению мотивации к профессии и процессу обучения в целом.
8. Привлечение студентов-волонтеров для оказания помощи студентам с
инвалидностью и ОВЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей.
1. Организационно-методическая деятельность
№ Содержание деятельности Сроки
проведения
Ответственный
1. Планирование социально-педагогической
деятельности.
сентябрь соц. педагог
2
2.
Изучение и формирование личных дел вновь
поступивших студентов, относящихся к категории
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
сентябрь соц. педагог
3
3.
Психолого-педагогический анализ контингента
обучающихся. Создание и обновление банка данных:
несовершеннолетних детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей и лиц из их числа в
возрасте от 18 до 23 лет;
несовершеннолетних студентов всех групп
колледжа;
студентов, проживающих в малообеспеченных
и многодетных семьях;
студентов из неблагополучных, асоциальных
семей.
сентябрь
в течение года
соц. педагог
кураторы групп
4. Обновление банка данных обучающихся, состоящих
на различных формах учета. Формирование базы
данных студентов, склонных к асоциальному
поведению.
в течение года соц. педагог
кураторы групп
5. Работа с отчетной и статистической документацией
(в том числе, по детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей, по студентам с
инвалидностью и ОВЗ).
в течение года соц. педагог
6. Выявление несовершеннолетних, не приступивших к
занятиям в начале 1-го и 2-го семестров 2023-2024
учебного года.
сентябрь
январь
соц. педагог
кураторы групп
7. Оформление социального паспорта ОУ на основании
информации социальных паспортов групп.
октябрь соц. педагог
кураторы групп
8. Осуществление социально-педагогической
поддержки в процессе адаптации первокурсников.
сентябрь-
декабрь
соц.педагог
педагог-психолог
кураторы групп
9. Участие в работе Совета по профилактике
правонарушений.
в течение года зав. отделом по
ВР соц.
педагог
педагог-психолог
кураторы групп
10. Совместные рейды с инспектором ПДН и
кураторами в семьи детей «группы риска» (в том
числе, детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей) и в общежитие с целью
обследования жилищных условий, составления актов.
в течение года инспектор ПДН
соц. педагог
педагог-психолог
кураторы групп
11. Взаимодействие со специалистами социальных
служб, ведомствами и административными
организациями для принятия мер по социальной
защите и поддержке учащихся. Контроль по
обеспечению студентов из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей социальными
выплатами (пособиями, стипендиями и пр.).
в течение года соц. педагог
12. Работа с методической документацией. в течение
года
соц. педагог
13. Консультация в ведомствах по вопросам организации
летнего отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
апрель-май зав. отделом по
ВР соц.
педагог
14. Организация отдыха детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
май - июнь зав. отделом по
ВР соц.
педагог
15. Оформление отчетной документации за 2023-2024
учебный год.
июнь-июль соц. педагог
16. Составление плана работы на 2024-2025 учебный год. июль-
сентябрь
соц. педагог
17. Контроль летнего отдыха детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
июль-август соц. педагог
18. Повышение профессиональной компетенции, участие
в семинарах различных уровней.
в течение года соц. педагог
19 Реализация программы самообразования по
отдельным аспектам профессиональной
деятельности.
в течение года соц. педагог
20. Проведение мероприятий по координации действий
преподавателей, психолога, социального педагога,
представителей администрации.
в течение года зав. отделом по
ВР
педагог-психолог
соц. педагог
21. Обсуждение результатов работы социально-
педагогической службы на итоговом педагогическом
совете.
июль зав. отделом по
ВР
педагог-психолог
соц. педагог
2. Аналитико-диагностическая деятельность
№ Содержание деятельности Сроки
проведения
Ответственный
1. Анкетирование студентов первого курса (в том
числе детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей) «Адаптация» с целью
выявления степени удовлетворенности условиями
обучения в колледже и проживания в общежитии.
октябрь психолог
соц. педагог
2
2.
Осуществление контроля учета посещаемости и
успеваемости обучающихся «группы риска».
Выявление и анализ причин непосещения учебных
занятий обучающимися.
систематическ
и в течение
года
соц. педагог
кураторы
3. Организация и проведение социально-
психологического тестирования обучающихся,
направленного на профилактику незаконного
потребления наркотических средств и психотропных
веществ, проводимого в соответствии с порядком,
определенным приказом Министерства Просвещения
Российской Федерации № 59 от 20.02.2020 г.
сентябрь-
октябрь
соц. педагог
педагог-психолог
4. Мониторинг - исследование по вопросам
толерантности с целью получения информации об
отношении студентов к вопросу межнациональных
отношений и выявления студентов, склонных к
экстремизму и повышению своего социального
статуса за счёт других.
октябрь-
ноябрь
соц. педагог
5. Проведение социологического опроса
(анкетирование) на тему: «Социальные сети в
жизни человека» среди студентов 1-х курсов всех
специальностей. Подготовка и распространение
памятки «Правила безопасного поведения в
социальных сетях для молодежи».
ноябрь соц. педагог
педагог-психолог,
кураторы
6. Мониторинг социальных сетей по выявлению
фактов распространения информации, склоняющей
обучающихся к асоциальному поведению.
ежемесячно кураторы
соц. педагог
7. Проведение диагностик обучающихся по
выявлению:
-отношения к табакокурению; вейпингу,
- отношения к употреблению спиртосодержащих
напитков, ПАВ, наркотических средств;
- суицидальных наклонностей;
- агрессивного, конфликтного поведения.
ноябрь-
апрель
соц. педагог
педагог-психолог
8. Диагностика социальной среды обучающихся
(семья, круг общения, интересы, потребности).
март, апрель соц. педагог
педагог-психолог
9. Анализ работы социально-педагогической службы
за прошедший 2023-2024 учебный год (выявление
положительных и отрицательныхмоментов).
июнь соц. педагог
3. Профилактико-просветительскаядеятельность
№ Содержание деятельности Сроки
проведения
Ответственный
1. Контроль посещаемости и успеваемости
обучающихся различных категорий.
в течение года соц. педагог
кураторы
2
2.
Ознакомление студентов с «Правилами внутреннего
распорядка ГБПОУ «Тольяттинский медколледж»,
«Правилами внутреннего распорядка для студентов,
проживающих в общежитии».
сентябрь соц. педагог,
кураторы
3. Контроль условий проживания и соблюдения
обучающимися «Правил проживания в
общежитии».
в течение года соц. педагог
4. Выявление несовершеннолетних обучающихся,
состоящих на профилактическом учёте в ПДН
ОМВД м.р. Кинель-Черкасский.
сентябрь соц. педагог
5. Совместное посещение семей с целью
обследования социально- бытовых условий жизни
обучающихся «группы риска», в том числе
относящихся к категории детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
в течение года соц. педагог
6. Разрешение текущих проблемных и конфликтных
ситуаций.
по мере
необходимости
зав. отд. по ВР
соц. педагог
педагог-психолог
кураторы
7. Организация и проведение мероприятий по
профилактике:
-терроризма и экстремизма (классный час
«Скажем терроризму - нет!», беседы «Поговорим о
сентябрь-июнь соц. педагог
педагог-психолог
кураторы
толерантности!», «Как не стать жертвой
терроризма», информационно-просветительский час
«Остановим вместе экстремизм», «Правила
общения. Пойми меня» (с целью воспитания
терпимости и толерантности);
-буллинга, троллинга (информационные часы,
беседы ««Буллинг как стадный допинг», «Добро
против насилия», «Как бороться с конфликтами»,
«Пути разрешения конфликта», «Искусство
общения»);
-суицидальных наклонностей (тренинг «Я люблю
тебя, жизнь», классный час «Жизнь-это счастье.
Сотвори его сам»;
-поведения в Интернете (информационные часы
«Как не потеряться в виртуальном мире?», «Урок
медиа безопасности», «Интернет среди нас»,
«Киберугрозы современности», дискуссия
«Интернет: добро или зло?»);
-предупреждения правонарушений
несовершеннолетних на улицах и в других
общественных местах (профилактические беседы
«Закон и порядок», «Незнание закона не
освобождает от ответственности», «Подросток,
правонарушение, ответственность»;
-наркомании, вейпинга, алкоголизма (классные
часы «Социальные нормы и асоциальное
поведение: преступность, наркомания, алкоголизм»,
«Влияние наркотиков на здоровье и стиль жизни
молодого поколения», выпуск информационных
листовок по профилактике ПАВ и пропаганде ЗОЖ
«Наш выбор: спорт и здоровье!», конкурс карикатур
«Алкоголю скажем нет»).
8. Индивидуальная работа с обучающимися «группы
риска»: проведение профилактических и
диагностических бесед, привлечение их к участию в
работе творческих объединений, спортивных
секций, к выполнению посильных поручений.
Составление представлений на студентов,
находящихся в трудной жизненной ситуации, в
социально-опасном положении, обучающихся
«группы риска».
в течение года зав. отделом по
ВР
педагог-психолог
соц. педагог
кураторы
9. Индивидуальная работа с родителями
обучающихся, нарушающих Правила внутреннего
распорядка, совершивших правонарушения,
неуспевающих студентов, приглашение их на
заседание Совета по профилактике
правонарушений.
в течение года зав. отделом по
ВР
педагог-психолог
соц. педагог
кураторы
10. Педагогическое консультирование, проведение
профилактических бесед с родителями
обучающихся «группы риска» и семей СОП по
вопросам взаимодействия с детьми:
-«Права и обязанности в семье. Роль семьи в
воспитании детей»;
- «Проблемы общения детей. Вирус
сквернословия»;
- «Профилактика интернет-угроз жизни подростка»;
- «О правах детей на защиту от любой формы
насилия»;
-«Как предотвратить и преодолеть буллинг?»
- «Подросток в мире вредных привычек»,
- «Подросток и наркотики. Как выяснить,
употребляет ли ваш ребенок наркотические
средства?»
- «Причины подросткового суицида. Роль взрослых
в оказании помощи в кризисных ситуациях».
ноябрь
январь
февраль
март
педагог-психолог
соц. педагог
кураторы
11. Размещение на официальном сайте филиала
информационных материалов профилактической
направленности о действующих «горячих линиях»,
«телефонах доверия» с целью обеспечения правовой
защищенности обучающихся.
в течение года соц. педагог
начальник отдела
ИКТ
12. Проведение информационно-профилактических
мероприятий: встреч, бесед, лекций с участием
специалистов (нарколога ЦРБ, педагога-психолога
ГКУ СО «КЦ СОН» Восточного округа,
сотрудников прокуратуры, ПДН ОМВД России по
Кинель-Черкасскому району) в рамках
Всероссийской акций «Внимание, подросток»,
«Сообщи, где торгуют смертью» и др.
(профилактические беседы, лекции «Наркотики и
закон»,«Вейпы, айкосы и электронные сигареты.
Правда и ложь», на правовые темы «Правовая
ответственность», «Подросток и закон». и др.)
октябрь, март соц. педагог
педагог-психолог
ГКУ СО
«КЦСОН»
Восточного
округа
сотрудники
прокуратуры
О МВД России по
Кинель-
Черкасскому
району
13. Индивидуальные и групповые консультации с
кураторами по организации профилактической
работы с обучающимися, беседы: «Роль
общечеловеческих ценностей в воспитании
молодого поколения», «Значение изучения
личности обучающегося в совершенствовании
работы по их нравственному воспитанию»
в течение года зав отделом по
ВР
соц. педагог