Просмотр содержимого документа
«Применение различных педагогических технологий в процессе обучения игре на фортепиано»
МБУДО «Детская школа искусств № 7» города Смоленска
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:
«ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО»
Подготовил:
преподаватель по классу
фортепиано Воробьёва Л. П.
г. Смоленск, 2018
Содержание:
I. Введение.
II. Педагогические технологии:
1.Личностно-ориентированные технологии.
2.Дифференцированное обучение.
3.Здоровьесберегающие технологии.
4.Информационно-компьютерные технологии.
III. Заключение.
Развитие образования в новых направлениях требует от преподавателя школы искусств знания педагогических технологий, в том числе и инновационных, и владения ими, освоения новых форм и методов обучения для более успешного роста исполнительского мастерства учащихся, формирования гармонически развитой личности.
Что же такое педагогические технологии? Педагогические технологии-это совокупность форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Одной из основных технологий является личностно-ориентированная технология. Личность ученика, её индивидуальность находятся в центре внимания педагога. Личностно-ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития и реализацию природных потенциалов ребёнка. Эти технологии имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка. В рамках личностно-ориентированных технологий различают гуманно-личностные технологии, которые отличаются гуманистической сущностью, психологической направленностью на поддержку личности, помощи ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. Личностный подход-одна из важнейших задач формирования у ребёнка положительных представлений о самом себе, на основе которого он cтроит своё поведение. Для этого необходимо, во-первых, уважать личность ребёнка, понимать и принимать её, верить в неё, в том числе и на уроке фортепиано; во-вторых, создавать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учёба приносила ребёнку радость; в-третьих, исключить принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребёнка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству и, в-четвёртых, предоставлять возможность и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности.
Такой подход к детям в полной мере осуществим в рамках дифференцированного обучения. Дифференцированное обучение-это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-психологические особенности личности. Дифференциация обучения на уроках фортепиано осуществляется через изменение содержания, регулировки трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению. Дифференцированный подход в обучении-это создание разнообразных условий обучения для различных учеников с целью учёта их особенностей; комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение детей. Технология дифференцированного обучения-это процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию, диагностированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение, где при занятиях с ребёнком учитываются индивидуально-психологические особенности детей, их умственное развитие, достижения. Законы музыкального искусства в процессе обучения игре на фортепиано постигаются всеми учениками по единому плану и программе , но с учётом индивидуальных возможностей каждого. Главным достоинством дифференцированного и, в частности, индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребёнка к его особенностям, вносить необходимые коррекции, приспосабливать их к постоянно меняющейся ситуации. Это позволяет вести работу экономно, контролировать затрату сил ученика, достигать высоких результатов в обученности. Кроме того, индивидуальное обучение позволяет учитывать личностные, индивидуальные особенности ребёнка, способствует созданию психолого-педагогических условий для развития ребёнка. Техника индивидуализации обучения-такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей. Что же такое здоровьесберегающие технологии? Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле можно понимать технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровью учащихся. К здоровьесберегающим будут относиться приёмы, методы и технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся, обеспечивают им безопасные условия пребывания и обучения. Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечить уважение к личности ребёнка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Педагоги, сохраняя здоровье детей, должны свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие на ребёнка, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т.д. Модернизация образования предполагает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Гигиенические условия в классе должны соответствовать санитарным нормам: чистота, свежесть воздуха, уровень освещённости и рациональная организация уроков. Однообразие урока способствует утомляемости ребёнка, также как частая смена деятельности требует от ученика дополнительных усилий, что ведёт к уставанию. Нужно чередовать различные виды деятельности: игра гамм и упражнений сменяется разбором нотного текста, повторением выученных пьес, игрой трудных фрагментов и т.д. Ребёнку, особенно в младших классах, сложно сидеть за инструментом в одном положении: затекают мышцы спины и уму становиться дискомфортно. Чтобы этого не происходили можно устраивать физминутки во время занятий: 1-3 минуты лёгких упражнений. Рациональная организация урока-это насыщенность урока, смена позы, физические и эмоциональные разрядки. Это всё снимает переутомление, отсутствие интереса к игре на инструменте и сохраняет активность на уроке.
Уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий. Требования общества начала 21 века сводятся уже не к простой компьютерной грамотности, а к формированию информационной культуры музыканта. Внедрение в образовательный процесс информационных технологий позволяет сделать обучение более эффективным и разнообразным. Применение информационных технологий на занятиях становится всё более актуальным и значимым. Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыки-это использование мультимедийных средств обучения. Компьютерные программы применяются в обучении игре на фортепиано, в развитии музыкального слуха, проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, импровизации. Компьютер также даёт возможность разучивать пьесы с «оркестром», проводить музыкально-слуховой анализ мелодий. Компьютер также является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений (например, для того, чтобы узнать биографию композитора исполняемого произведения, сведений об эпохе, в которой он жил и творил). Нужно предлагать ученикам самим находить определённый материал в сети Интернет на различных сайтах, где представлены биографии композиторов и множество классической музыки, музыка различных стилей и направлений, а также тексты, история создания и аудиозаписи различных произведений. Умение работать с компьютером является одним из атрибутов современного общества. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий (допустим, просмотр с учеником изучаемого им произведения в исполнении других учеников или профессиональных пианистов в записи на планшете); а также преобразить традиционный урок, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала. Кроме того, в компьютерных программах можно найти учебные пособия, которые не всегда есть в продаже и в библиотеках.
Музыкальная информатика имеет в своём арсенале массу обучающих программ, благодаря которым можно получить необходимый справочный материал. При этом использование компьютерных технологий ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям обучения игре на фортепиано. Современные компьютерные технологии обеспечивают разнообразие, доступность и оригинальность учебной информации в отличии от традиционных средств обучения игре на фортепиано. Они помогают педагогу сделать процесс обучения более эффективным и качественным, более увлекательным, запоминающимся. Использование информационных технологий во время занятий музыкой решает ряд важнейших задач. Прежде всего-это повышение интереса к обучению и к учебно-познавательной деятельности, усвоение учебного материала, активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала учащихся.
Таким образом, использование различных (в том числе и современных) педагогических технологий на уроках фортепиано способствует росту исполнительского мастерства и развитию творческого воображения учащихся, формированию гармонически развитой личности, более эффективному достижению поставленных перед педагогом целей и задач.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано.
2. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.
4. Колесникова Л. В. Применение здоровьесберегающих технологий как метод инновационного подхода на уроках фортепиано в ДМШ.