-Дети, добрый день! Мы с вами уже знакомы, но сегодня я предлагаю каждому из вас за 30 секунд выбрать себе любое имя, которым вы хотели бы чтобы, вас называли на сегодняшнем занятии . В течение всего занятия к вам будут обращаться именно по этому игровому имени.
Кроме того, вам необходимо объяснить свой выбор и оформить визитку, приколов её к одежде.
(Использование игрового имени задает определенную игровую условность происходящего в группе, готовит участников к выходу за пределы житейской реальности, способствует развитию рефлексивных процессов. Только апробирование «чужого» имени позволяет осознать и принять полностью свое собственное имя.)
2. Введение в тему.
Проблемы, конфликты, стрессы. Эти понятия хорошо знакомы каждому человеку.
Вопросы к детям:
1.Что такое конфликт? (столкновение отдельных людей, групп, выражающих различные интересы, цели, взгляды; разногласия между людьми; столкновение различных мнений; ситуации, в которых двое или несколько человек не хотят уступать друг другу, не могут найти общее решение)
2.Кто и с чем конфликтуют?
3.Ситуации, после которых возникают конфликты?( борьба за лидерство, психологическая несовместимость и др.)
4.Можно ли прожить без ссор и конфликтов? (мир, в котором мы живём очень сложный и противоречивый, люди отличаются взглядами, вкусами и др.)
Конфликты в жизни человека неизбежны. Причины: различие в характере, разные взгляды на проблему, не умение выслушать, уступить, не понимают друг друга, не принимают чужое мнение, хотят умышленно обидеть друг друга и тд.
Очень плохо, когда конфликты остаются неразрешёнными.
Неразрешимые конфликты могут вызвать у человека агрессивные проявления или же повышенную тревожность, уход в себя. Кризисные ситуации, как и стресс, могут являться причиной сильных физических и душевных страданий.
Когда люди ссорятся, конфликтуют, они обижаются друг на друга, а обида – это сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться. На душе становиться тяжело, неприятно.
Сегодня я хотела бы услышать, увидеть ваше видение понятия «конфликт».
3. Практическая часть.
Упражнение «Конфликт»
Цель: создание проблемной недирективной среды, способствующей самостоятельному
определению понятия «конфликта»; развитие способности к соединению
противоположных идей из различных областей опыта и использование полученных
веревок, сухие ветки деревьев или любой другой реквизит, который поможет участникам
наиболее полно справиться с творческим заданием.
Инструкция: участникам предлагается использовать их знания, жизненный опыт и
предложенный материал, для определения понятия «конфликт» через возникновение у них
определенных ассоциаций.
Я предлагаю вам изобразить конфликт, изобразить то, с чем у вас ассоциируется понятие «конфликт», то, на что по вашему мнению похож конфликт.
Проявите свои творческие способности, покажите свои знания и умения из личного опыта, вспомните то, что вы узнали сегодня.
Обсуждение результатов творческих работ.
Предлагаемые вопросы:
1.Какой смысл вы вложили в понятие «конфликт»?
2.Какие чувства вы испытывали при выполнении задания? (отрицательные эмоции : страх, грусть, гнев, обида и тд.)
Сейчас вы можете потрогать, пощупать свой «конфликт», какой он у вас на ощупь? (холодный, угловатый, колючий, грубый, тяжёлый и тд.)
Вот сейчас вы сами ответили на вопрос: «Какой он «конфликт»?
3. Какие вы знаете способы разрешения конфликта? ( компромис, юмор, сотрудничество, уступки, угроза, насилие, грубость и тд.)
Каждый конфликт должен заканчиваться примирением, стороны могут договориться между собой и прийти к соглашению, мирно решить вопрос.
Существуют технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
С одной из данных технологий сегодня мы с вами познакомимся. Это медиация- искусство договариваться, посредничество в разрешении конфликтов.
Медиация- это переговоры двух конфликтующих сторон с участием третьего лица «медиатора» – нейтрального и беспристрастного.
«Медиатор» не должен проявлять интерес и симпатизировать ни одной из сторон конфликта , не должен подсказывать выход из сложившиеся ситуации или предлагать свои решения. «Медиатор» ведет процесс переговоров, создает обстановку, чтобы обе стороны могли договориться, и чтобы интересы ни одной из сторон не ущемлялись.
«Медиатор» предлагает участникам конфликта сесть за «стол переговоров», услышать, понять друг друга, а затем самостоятельно договориться о выходе из конфликта.
Процесс «медиации» строится на добровольнической основе, соблюдается конфеденциальность, кроме того, очень важны такие принципы как равноправие сторон и взаимоуважение, а «медиатор» должен быть нейтральным и беспристрастным.
Принципы медиации:
- добровольность
- конфиденциальность
-взаимоуважение
-равноправие сторон
-нейтральность и беспристрастность «медиатора»
Цель медиации- обсудить, проработать сложную ситуацию.
Результат – достигнуть на основе обсуждения конкретное соглашение.
Упражнение «Ментальная карта»
Для того , чтобы лучше запомниить, обобщить и системотизировать полученные знания я предлагаю вам изобразить ментальную карту. Я предлагаю вам схему ментальной карты – дерево, на ветвях которого написанны основные понятия медиации. Вам необходимо на листочках вписать слова, дополняющие эти основные понятия.
Цель: создание проблемной среды, способствующей самостоятельному определению
понятия «медиация» через актуализацию жизненного опыта и возникновения ассоциаций.
У нас получилось очень красивое осеннее дерево, от которого исходит тепло и свет. Я очень надеюсь, что процесс и понятие «медиации» у вас будут ассоциироваться с такой красотой.
Рефлексия занятия.
Притча «Солнце и Ветер»
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
TheEnd.
После обсуждения притчи дети пришли к выводу, что во всех конфликтных ситуациях нужно действовать по – доброму, с любовью.
За тем детям было предложено на силуэтах «солнышко» написать пожелания друг другу.