Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия с воспитанниками интернатных учреждений «Культура речи как показатель уровня общей культуры и духовности человека»»
Занятие «Культура речи как показатель уровня общей культуры и духовности человека»
Цельзанятия: соблюдение литературных норм в речевом общении.
Задачизанятия:
- Формировать навыки культуры речи;
- Вырабатывать отрицательное отношение к ненормативной лексике,
учить контролировать свою речь, избегать сквернословия;
- Воспитание этических норм поведения и культуры речи детей.
Оборудование: отрывок из стихотворения С. Михалкова «Лапуся», видеоматериал «Культура речи: Правила речевого общения»,
Ход занятия.
1. Орг.момент
«Круг радости»: Возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга улыбками и рукопожатиями.
2. Основная часть
- Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А. Н. Толстой.
- Как вы понимаете слова известного русского писателя?
- Ребята, сегодня мы поговорим о культуре речи. Эта тема очень актуальна, потому что частенько среди ребят вашего возраста можно услышать не только грубые, но и нецензурные слова. А как часто в своей речи вы допускаете слова- паразиты, т.е. слова, которые вовсе не уместны в данном диалоге или разговоре: «короче», «как бы» и т.д.
- Культурный человек умеет пользоваться словами, разговаривает на чистом, красивом русском языке, не заменяя названия предметов и явлений непонятными, некрасивыми словами.
Слова — это одежда для наших мыслей. Вот мы любим красивую, нарядную одежду, такую, которую мы надеваем в праздничные дни. Так и нашим мыслям «хочется одеваться в красивую одежду»; красивые слова надо говорить всегда, каждый день, а не только в праздник.
И если мы будем облекать наши мысли в красивую одежду — говорить красивые слова, то будем творить добро. В каждом слове есть сила. В добром — добрая, в плохом — злая. И она никуда не улетает, а ходит следом за своим хозяином, живёт в его доме.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить. В. Шефнер
Вот что может слово! А еще словами можно создать настроение, вызвать какие-то ощущения.
Человек с чистой речью, выговаривающий каждое слово, не употребляющий в своей речи слова-паразиты, ведущий разговор ровно и убедительно, не перебивая собеседника, всегда привлекает к себе внимание.
А вот от сквернослова каждому хочется сразу удалиться подальше. В давние времена человека, который сказал дурное слово, наказывали — пороли плёткой на главной площади города, на виду у всех горожан!
Сегодня так не делают, но сквернословие нигде и ни в одной стране мира не одобряется обществом.
4. Отрывок из стихотворения С. Михалкова «Лапуся»:
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
— Дверь открыта!
Притвори ее, герой! —
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
— Сам закрой!
За обедом скажет мама:
— Хлеб, лапуся, передай! —
Я в ответ шепчу упрямо:
— Не могу. Сама подай! —
Очень бабушку люблю,
Все равно — и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
А они ко мне:
— Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!.. —
А они ко мне:
— Сыночек,
Положить еще кусочек? —
А они ко мне:
— Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок!..
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить...
- Чем можно помочь такому мальчику? Что можно посоветовать такому мальчику? (Ответы ребят: улыбнуться этому мальчику; заглянуть ему в глаза; взять за руку; погладить по голове; вместе посмотреть на небо, и т.д.)
Человека, который произносит скверные слова, нужно опасаться, потому что у него плохие мысли, которые могут привести к плохим поступкам.
Иногда в речи, как ребят, так и взрослых встречаются ничего не значащие слова. Такие слова называют пустыми. А пустословием называется разговор ни о чём, разговор попусту. А чем опасны пустые слова? (Возможные варианты ответов)
Конечно, прежде всего, пустословие отнимает много времени у собеседника. Оно обессиливает человека.
Иногда ваши родственники много раз повторяют свою просьбу, тратят много сил, быстро устают. И если дети любят, берегут своих родственников, то они понимают их слова и просьбы с первого раза, так что повторять не приходится.
Чтобы научиться, не пустословить, нужно научиться молчанию. Лучше промолчать, нежели произнести глупое, скверное или ненужное слово. В давние времена были люди, которые накладывали на себя обет молчания и всю жизнь молчали. Это давало им силы. Не даром гласит пословица: «Слово — серебро, а молчание — золото».
Кстати, о пословицах. Именно в них хранится тайна каждого народа, который их слагает. Вот послушайте некоторые русские народные пословицы и объясните, как вы их поняли:
• Мал язык, да всем телом владеет.
• Язык — телу якорь.
• Слово лечит и калечит.
• Поменьше говори — побольше услышишь.
• Петь хорошо вместе, а говорить — порознь.
• Слово не стрела, а сердце сквозит.
• Хорошую речь хорошо и слушать.
5. Просмотр видеоматериала «Культура речи: Правила речевого общения»
А сейчас, я предлагаю вам посмотреть отрывок фильма, о красоте души. Возьмите стульчики и садитесь у экрана.
- Внимательно смотрели?
-Ребята, вы посмотрели фильм, каждый из вас сделал для себя какие-то выводы, но вот скажите, вы поняли как нужно правильно общаться?
А теперь я хочу вам предложить несколько советов при разговоре с другом или взрослым человеком.
Для того, чтобы наша речь не вызывала у собеседников раздражения, достаточно придерживаться некоторых правил:
• Не используйте в речи ненормативную лексику и вульгаризмы. Если вы считаете, что ваша речь звучит грамотно, то вашему собеседнику может иногда показаться обратное.
• Не будьте слишком пафосны и высокомерны во время беседы. Речь должна быть ясной, понятной и доступной собеседнику данного возраста.
• Будьте внимательны к собеседнику. Всем своим видом покажите, что вы заинтересованы в разговоре с данным человеком.
• Исключите из своей речи слова-паразиты. Слова вроде вот, типа, как бы, значит, это, ну, того могут раздражать при разговоре многих ваших собеседников. Когда общаетесь с другими людьми, слушайте их речь, отмечайте про себя, когда они используют слова-паразиты. Так вы постепенно научитесь слышать не только окружающих, но и самого себя.
• Ставьте правильно ударения в словах. Этому можно научиться при работе со словарем. А можно просто внимательней вслушиваться в речь учителя.
• Не перебивайте своего собеседника. Дайте ему договорить свою мысль и только лишь тогда продолжайте диалог.
• Будьте лаконичны и аргументируйте свои выводы. Выражайте свою мысль прямо и ясно. Если вы постоянно говорите много, но ничего не сообщаете собеседнику, с вами становится неинтересно общаться.
6. Рефлексия. Подведение итогов
- А сейчас вновь вернемся к словам Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»
- Вы согласны с этим утверждением писателя? Нужно ли беречь язык? От кого или от чего? (Освобождать нашу речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему.)