kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект занятия с воспитанниками интернатных учреждений «Культура речи как показатель уровня общей культуры и духовности человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: соблюдение литературных норм в речевом общении.

Задачи занятия:

- Формировать навыки культуры речи;

- Вырабатывать отрицательное отношение к ненормативной лексике,

учить контролировать свою речь, избегать сквернословия;

- Воспитание этических норм поведения и культуры речи детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия с воспитанниками интернатных учреждений «Культура речи как показатель уровня общей культуры и духовности человека»»

Занятие «Культура речи как показатель уровня общей культуры и духовности человека»

Цель занятия: соблюдение литературных норм в речевом общении.

Задачи занятия:

- Формировать навыки культуры речи;

- Вырабатывать отрицательное отношение к ненормативной лексике,

учить контролировать свою речь, избегать сквернословия;

- Воспитание этических норм поведения и культуры речи детей.

Оборудование:  отрывок из стихотворения С. Михалкова «Лапуся», видеоматериал «Культура речи: Правила речевого общения»,


Ход занятия.

1. Орг.момент

«Круг радости»: Возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга улыбками и рукопожатиями.


2. Основная часть

- Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А. Н. Толстой.

- Как вы понимаете слова известного русского писателя?

- Ребята, сегодня мы поговорим о культуре речи. Эта тема очень актуальна, потому что частенько среди ребят вашего возраста можно услышать не только грубые, но и нецензурные слова. А как часто в своей речи вы допускаете слова- паразиты, т.е. слова, которые вовсе не уместны в данном диалоге или разговоре: «короче», «как бы» и т.д.

- Культурный человек умеет пользоваться словами, разговаривает на чистом, красивом русском языке, не заменяя названия предметов и явлений непонятными, некрасивыми словами.

Слова — это одежда для наших мыслей. Вот мы любим красивую, нарядную одежду, такую, которую мы надеваем в праздничные дни. Так и нашим мыслям «хочется одеваться в красивую одежду»; красивые слова надо говорить всегда, каждый день, а не только в праздник.

И если мы будем облекать наши мысли в красивую одежду — говорить красивые слова, то будем творить добро. В каждом слове есть сила. В добром — добрая, в плохом — злая. И она никуда не улетает, а ходит следом за своим хозяином, живёт в его доме.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить. В. Шефнер

Вот что может слово! А еще словами можно создать настроение, вызвать какие-то ощущения.


3. Игра «Придумай слово»

Давайте поиграем: придумайте «сладкие», «соленые», «кислые», «веселые», «мягкие» слова. (Ребята предлагают варианты слов)

Человек с чистой речью, выговаривающий каждое слово, не употребляющий в своей речи слова-паразиты, ведущий разговор ровно и убедительно, не перебивая собеседника, всегда привлекает к себе внимание.

А вот от сквернослова каждому хочется сразу удалиться подальше. В давние времена человека, который сказал дурное слово, наказывали — пороли плёткой на главной площади города, на виду у всех горожан!

Сегодня так не делают, но сквернословие нигде и ни в одной стране мира не одобряется обществом.


4. Отрывок из стихотворения С. Михалкова «Лапуся»:

Я не знаю, как мне быть —

Начал старшим я грубить.

Скажет папа:

— Дверь открыта!

Притвори ее, герой! —

Я ему в ответ сердито

Отвечаю:

— Сам закрой!

За обедом скажет мама:

— Хлеб, лапуся, передай! —

Я в ответ шепчу упрямо:

— Не могу. Сама подай! —

Очень бабушку люблю,

Все равно — и ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю...

Я не знаю, как мне быть —

Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

— Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!.. —

А они ко мне:

— Сыночек,

Положить еще кусочек? —

А они ко мне:

— Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!..

Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

Я не знаю, как мне быть —

Начал старшим я грубить...

- Чем можно помочь такому мальчику? Что можно посоветовать такому мальчику? (Ответы ребят: улыбнуться этому мальчику; заглянуть ему в глаза; взять за руку; погладить по голове; вместе посмотреть на небо, и т.д.)

Человека, который произносит скверные слова, нужно опасаться, потому что у него плохие мысли, которые могут привести к плохим поступкам.

Иногда в речи, как ребят, так и взрослых встречаются ничего не значащие слова. Такие слова называют пустыми. А пустословием называется разговор ни о чём, разговор попусту. А чем опасны пустые слова? (Возможные варианты ответов)

Конечно, прежде всего, пустословие отнимает много времени у собеседника. Оно обессиливает человека.

Иногда ваши родственники много раз повторяют свою просьбу, тратят много сил, быстро устают. И если дети любят, берегут своих родственников, то они понимают их слова и просьбы с первого раза, так что повторять не приходится.

Чтобы научиться, не пустословить, нужно научиться молчанию. Лучше промолчать, нежели произнести глупое, скверное или ненужное слово. В давние времена были люди, которые накладывали на себя обет молчания и всю жизнь молчали. Это давало им силы. Не даром гласит пословица: «Слово — серебро, а молчание — золото».

Кстати, о пословицах. Именно в них хранится тайна каждого народа, который их слагает. Вот послушайте некоторые русские народные пословицы и объясните, как вы их поняли:

• Мал язык, да всем телом владеет.

• Язык — телу якорь.

• Слово лечит и калечит.

• Поменьше говори — побольше услышишь.

• Петь хорошо вместе, а говорить — порознь.

• Слово не стрела, а сердце сквозит.

• Хорошую речь хорошо и слушать.


5. Просмотр видеоматериала «Культура речи: Правила речевого общения»

А сейчас, я предлагаю вам посмотреть отрывок фильма, о красоте души. Возьмите стульчики и садитесь у экрана.

- Внимательно смотрели?

-Ребята, вы посмотрели фильм, каждый из вас сделал для себя какие-то выводы, но вот скажите, вы поняли как нужно правильно общаться?

А теперь я хочу вам предложить несколько советов при разговоре с другом или взрослым человеком.

Для того, чтобы наша речь не вызывала у собеседников раздражения, достаточно придерживаться некоторых правил:

• Не используйте в речи ненормативную лексику и вульгаризмы. Если вы считаете, что ваша речь звучит грамотно, то вашему собеседнику может иногда показаться обратное.

• Не будьте слишком пафосны и высокомерны во время беседы. Речь должна быть ясной, понятной и доступной собеседнику данного возраста.

• Будьте внимательны к собеседнику. Всем своим видом покажите, что вы заинтересованы в разговоре с данным человеком.

• Исключите из своей речи слова-паразиты. Слова вроде вот, типа, как бы, значит, это, ну, того могут раздражать при разговоре многих ваших собеседников. Когда общаетесь с другими людьми, слушайте их речь, отмечайте про себя, когда они используют слова-паразиты. Так вы постепенно научитесь слышать не только окружающих, но и самого себя.

• Ставьте правильно ударения в словах. Этому можно научиться при работе со словарем. А можно просто внимательней вслушиваться в речь учителя.

• Не перебивайте своего собеседника. Дайте ему договорить свою мысль и только лишь тогда продолжайте диалог.

• Будьте лаконичны и аргументируйте свои выводы. Выражайте свою мысль прямо и ясно. Если вы постоянно говорите много, но ничего не сообщаете собеседнику, с вами становится неинтересно общаться.


6. Рефлексия. Подведение итогов

- А сейчас вновь вернемся к словам Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»

- Вы согласны с этим утверждением писателя? Нужно ли беречь язык? От кого или от чего? (Освобождать нашу речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему.)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Наталия Николаевна Шевергина

Дата: 12.07.2023

Номер свидетельства: 634863


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства