Открытое мероприятие с элементами тренинга "Цветы любимой маме"
Открытое мероприятие с элементами тренинга "Цветы любимой маме"
Ход мероприятия Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашей игре «Шаг во Вселенную». !2 апреля весь мир отмечает День космонавтики. Напомните мне, пожалуйста, в честь какого события отмечается этот праздник? Предполагаемый ответ: 12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики — памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. 12 апреля 1961 года гражданин Советского Союза старший лейтенант Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. Учитель: Спасибо! Совершенно верно! Я предлагаю вам сегодня сделать свой первый шаг во Вселенную. Капитаны, представьте, пожалуйста, ваши команды. Команды по очереди произносят свое название, капитаны представляют ребят по имени. Учитель: Но прежде чем мы шагнем во Вселенную, давайте поговорим о человеке, который открыл путь нам в ее тайны. Я предлагаю вам 1 этап нашей игры под названием Разминка. Он состоит из 10 вопросов, стоимостью в 1 балл. Право отвечать и выбирать вопрос получает команда, которая рассказала нам об этом замечательном дне. Внимание, за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, если ответ не правильный право ответа переходит к другой команде. Отвечаем по очереди. Я буду выдавать вам маленькие звездочки, на которых написано 1 балл. Разминка (со 2 по 13 слайд) Сколько длился космический полет Ю. А. Гагарина? (1час 48 минут) Как назывался космический корабль, на котором Ю. А.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое мероприятие с элементами тренинга "Цветы любимой маме"»
Ответ 1
Классификация видов нарушения здоровья
Классификация по причинам возникновения нарушения:
Классификация категорий лиц с ограниченными возможностями:
телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания)
врожденное нарушение развития
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; с нарушениями эмоционально-волевой сферы; с нарушениями интеллекта (умственно отсталые); с задержкой психического развития (труднообучаемые, с образовательными затруднениями);
нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения)
врожденное нарушение развития
с нарушениями речи (в том числе тяжелыми); со сложными недостатками развития, с нарушениями аутистического спектра.
Ответ 2
ФГОС НОО для детей с ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
НОО - начальное общее образование
ООО - основное общее образование
СОО - среднее общее образование
ФГОС(для детей с умственной отсталостью) - федеральный государственный образовательный стандарт (для детей с умственной отсталостью)
ОО - общее образование
ООП - особые образовательные потребности
АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа
АООП НОО - адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
СИОП - специальная индивидуальная образовательная программа
ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия
ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум
ИПРИ - индивидуальная программа реабилитации инвалида
ИПРА - индивидуальная программа абилитации
БУД - базовые учебные действия
УУД - универсальные учебные действия
ОВЗ - ограничение возможностей здоровья
ЗПР - задержка психического здоровья
РАС- расстройство аутического спектра
НОДА- нарушение опорно-двигательного аппарата
ТНР - тяжелые нарушения речи
ТМНР - тяжелые множественные нарушения в развитии.
3. Категории лиц с овз
- Дети с нарушениями слуха
- Дети с нарушениями речи
- Дети с нарушениями зрения
- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
- Дети с умственной отсталостью
- Дети с множественными нарушениями
- Детский аутизм (в современной литературе достаточно часто встречается термин РАС – расстройства аутистического спектра)
4. специальные условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
Коррекционные учреждения III–IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных функций.
В школы III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,08-0,04 и ниже), в том числе дети с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. Наполняемость классов – до 8 человек. Общий срок обучения 12 лет.
В школу IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,04 на лучше видящем глазу. Могут приниматься дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений при чтении и письме. Кроме того, принимаются дети с косоглазием и амблиопией для продолжения лечения. В первый класс принимаются дети с 6–7 лет. Наполняемость классов до 12 человек.
При школах III–IV вида могут быть организованы подготовительные группы для детей 5–7 лет.
В штаты рассматриваемых коррекционных учреждений вводится должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 20 воспитанников с нарушениями речи.
В школах для детей с нарушениями зрения решаются следующие задачи: учебно-воспитательные, коррекционно-развивающие, санитарно-гигиенические, лечебно-восстановительные; социально-адаптационные, профориентационные.
Коррекционно-развивающая работа – важнейшая сфера деятельности специальных школ, включающая: развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей (М.М. Земцова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, В.П. Ермаков и др.).
Слепые и слабовидящие дети получают образование в объеме средней массовой школы (при некотором увеличении срока обучения).
Специфика развития детей с нарушением зрения отражена в соответствующих образовательных программах, предусматривающих коррекционно-компенсаторную работу: развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений; увеличение учебного времени; широкое использование оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических (для слепых) и плоскопечатных (для слабовидящих) пособий.
Специальная программа по русскому языку предусматривает:
• увеличение продолжительности подготовительного периода (в начальных классах);
• для слабовидящих на начальном этапе – формирование представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовка к письму;
• для слепых – обучение чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильных ощущений;
• формирование умения работы с рельефными дидактическими материалами.
Программа по математике имеет следующие особенности:
• увеличение подготовительного периода;
• формирование навыков и опыта ориентации в микро– и макропространстве;
• развитие конкретных представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежно-измерительных действиях.
Процесс ознакомления с окружающим миром и природоведение имеют следующие особенности:
• для слабовидящих – увеличение количества предметных уроков, экскурсий и практических занятий; изучение анатомии и физиологии зрения и его охраны; изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения; специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при передвижении;
• для слепых – формирование умений выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы (при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения); увеличение учебного времени на проведение опытов и наблюдений, предметных уроков, экскурсий.
Программа по изобразительному искусству направлена на выполнение изображений, пластическое моделирование и декоративно-прикладную деятельность. Важную роль в развитии творческой активности слепых и слабовидящих детей играет эстетическое воспитание: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; обучение пению, движениям под музыку; развитие художественного творчества.
Трудовое обучение в специальной школе организуется с привлечением тифлотехнических средств.
Профессиональная ориентация осуществляется на всех этапах обучения и воспитания и направлена на профессиональное самоопределение учащихся и выбор ими оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей каждого воспитанника, а также социально-экономической ситуации на рынке труда. Первоначальное трудовое обучение осуществляется в начальных классах.
В среднем звене (5-10 классы) проводится трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей политехническую направленность.
В 11–12 классах осуществляется широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд, предоставляется возможность получения начального профессионального образования, специальности с учетом индивидуальных возможностей.
Нередко к слепым и слабовидящим детям проявляют излишне сочувственное отношение, ограничивая их деятельность и активность из якобы гуманных побуждений, что приводит к осознанию ущербности, неверию в свои силы, к пассивности.
Педагогически организованный восстановительный процесс в специальной школе направлен на раскрытие потенциальных возможностей личности ребенка с нарушением зрения, на формирование у него активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства.
Особое значение придается специфическим методам физического воспитания слепых и слабовидящих, которое ведется дифференцированно и не только способствует общему укреплению здоровья, но и служит для коррекции двигательной сферы учащихся, их ориентировки в пространстве.
Для обучения и воспитания детей с нарушениями зрения используются специальные средства обучения:
• для слепых издается разнообразная литература с рельефно-точечным шрифтом (система Л. Брайля) – учебники, учебные пособия, научная и научно-популярная, детская, художественная, музыкальная и т. д. Рисунки, чертежи, схемы, другие иллюстрации – рельефные, воспринимаемые осязательно;
• для детей с остаточным зрением предназначены издания, сочетающие рельефную и цветную печать;
• для слабовидящих выпускают специальные учебники и учебные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.
В специальных школах III и IV вида используются тифлотехнические средства с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения: оптические (лупы, очки, моно– и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты); телевизионные; светотехнические и др.
Разработаны различные по сложности устройства и приспособления – для вдевания нитки в иголку, специальные трости, приборы для ручного письма по системе Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, так называемые «говорящие книги», «читальные машины», а также свето– и магнитоэлектрические устройства, преобразующие световые сигналы в слуховые или тактильные.
При программированном обучении слепых и слепоглухонемых применяются обучающие машины и другие технические устройства типа тренажеров-репетиторов. С помощью ультразвуковых локаторов слепые могут свободно ориентироваться в пространстве.
Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая, восстановительная работа – неотъемлемая часть коррекционно-образователъного процесса в специальных школах III и IV вида.
Врачи-специалисты (окулист, педиатр, психоневролог) и средний медицинский персонал решают задачи максимального восстановления, улучшения и охраны зрения учащихся. Основные направления медицинского сопровождения: консервативное лечение глазных заболеваний; диагностика зрения; активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение; назначение очковой коррекции; создание офтальмологических условий пребывания слепых и слабовидящих детей.
Следует отметить, что обучение ребенка с нарушенным зрением в массовой школе – одна из острых проблем тифлопедагогики. Интеграция в школу общего назначения требует специальной подготовки педагогов, оснащения учебного процесса, создания системы помощи учителю и ученику со стороны специалистов-тифлопедагогов.
Ответ 5.
Организация педагогической работы в специальных (коррекционных) школах V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи
В специальную (коррекционную) школу V вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи II и III уровня с такими тяжелыми формами речевой патологии как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Наполняемость классов 12 человек.
Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения.
В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, страдающие алалией, дизартрией, заиканием, ринолалией, афазией), Учащиеся 1 отделения обучаются по специальной программе. Программой предусматривается коррекция различных проявлений речевого дефекта и обусловленных ими недостатков в психическом развитии. За 10 лет обучения дети осваивают программу в объеме 9 классов массовой школы.
Во 2 отделение зачисляются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
Учащиеся 2 отделения обучаются по программе массовой школы и осваивают ее в те же нормативные сроки.
Учащиеся речевой школы получают цензовый государственный документ о неполном среднем образовании. Если к концу школьного обучения удается преодолеть полностью речевой дефект, то выпускник может продолжить свое образование. При успешной коррекции речевых нарушений на любом этапе обучения на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен в общеобразовательную школу.
На первой ступени – начального образования – все уроки ведут учителя-логопеды (исключение составляют уроки музыки, ритмики, физкультуры); помимо этого они осуществляют коррекционную работу по устранению речевых нарушений.
В программу начального звена 1 отделения вводятся специальные уроки: по формированию произношения, развитию речи, обучению грамоте, срок освоения программы составляет 4–5 лет.
На второй ступени дети за шесть лет получают основное общее образование. Учителя, осуществляющие преподавание общеобразовательных дисциплин, должны пройти курсы повышения квалификации или переподготовку. Коррекционно-логопедическую работу осуществляет учитель русского языка и литературы, который должен иметь обязательную квалификацию «учитель-логопед».
Комплексный подход осуществляется только в условиях школы-интерната: с каждым классом работают учитель-логопед и 2 воспитателя. С детьми работают психологи специального образования.
Необходимую медицинскую помощь оказывают психиатр, невролог, педиатр. В условиях школы ребенок принимает физиотерапевтические назначения, также вводится ставка специалиста по ЛФК.
Ответ 6.
Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:
Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.
Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков.
Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.
Ответ 7. Специальные образовательные условия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Включение ребенка с НОДА в образовательную организацию будет эффективным при наличии кадровых, материально-технических, учебно-методических и финансово-экономических условий. Ориентиром для создания специальных образовательных условий является соответствующая примерная АОП, на основе которой выстраивается АОП для конкретного ребенка с НОДА.
Кадровые условия.
В штат специалистов образовательной организации для обучающихся с НОДА должны входить учителя-дефектологи, учителя-логопеды, воспитатели, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, медицинские работники. Педагоги должны иметь высшее профессиональное образование.
Все специалисты должны обязательно пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме 72 и более часов) в области инклюзивного образования, подтвержденные документом установленного образца. Лица, имеющие высшее педагогическое профессиональное образование по другим специальностям и профилям подготовки, для реализации программы коррекционной работы должны пройти переподготовку либо получить образование в области коррекционной педагогики, подтвержденные документом соответствующего образца.
Образовательная организация может временно или постоянно предоставить услуги тьютора обучающемуся с НОДА, для того чтобы оказывать ему необходимую помощь в учебном процессе. Потребность в предоставлении услуг тьютора возникает при отсутствии у ребенка способности к передвижению, самообслуживанию, ограничениях вербальной коммуникации; в некоторых случаях услуги тьютора предоставляются детям, способным к передвижению, но имеющим нарушения координации и недостаточную сформирован- ность навыков самообслуживания.
При необходимости школа может использовать сетевые формы реализации образовательных программ, которые позволяют привлечь специалистов (педагогов, медицинских работников) других организаций к работе с детьми с НОДА для удовлетворения их особых образовательных потребностей.
Материально-технические условия
Материально-технические условия должны соответствовать соблюдению:
• санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушнотепловому режиму и т. д.);
• санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
• социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
• пожарной безопасности и электробезопасности;
• требований охраны труда;
• своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
• возможности для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения1.
Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда работников образовательных организаций, предъявляемым к:
• участку (территории) образовательной организации (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
• зданию образовательной организации (доступная архитектурная среда во всех его помещениях, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);
• помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки);
• помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
• спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию;
• помещениям для медицинского персонала;
Статьи 14 и 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563, Российская газета, 1995, № 234)
• мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
• расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации).
Важным условием для обучающихся с НОДА является возможность беспрепятственного доступа обучающихся ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации.
Для того, чтобы обучающийся с двигательной патологией попал на территорию образовательной организации, необходимо установить пандус у входа в здание. Пандус должен быть достаточно пологим (10—12°), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота — не менее 5 см) и поручни (высота — 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери здания должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вдоль коридоров необходимо сделать поручни по всему периметру, чтобы ребенок с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них передвигаться по зданию. Ширина дверных проёмов должна быть не менее 80-85 см., иначе ребенок на коляске в них не пройдет. Для того чтобы ребенок на коляске смог подняться на верхние этажи, в здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах.
Обучающийся с НОДА (особенно с ДЦП) в случае выраженных двигательных нарушений требует от педагога больше внимания, чем нормально развивающийся, поэтому наполняемость класса, где обучается ребенок с НОДА, должна быть меньше. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место ребенка с НОДА должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор.
В организациях должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств и технологий (в том числе, флеш-тренажеров, инструментов Wifi, цифровых видео материалов и др.), обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения.
В образовательной организации желательно иметь следующее специальное оборудование:
• средства передвижения: различные варианты инвалидных колясок (комнатных, прогулочных, функциональных, спортивных), подъемники для пересаживания, микроавтобус, ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные), костыли, крабы, трости, велосипеды; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуарах и др.. Во многих многофункциональных креслах-колясках дети могут проводить значительное время. В них имеется столик для приема пищи и занятий, съемное судно, отделение для книг, специальная емкость для хранения термосов с пищей.
• средства, облегчающие самообслуживание детей (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми приборами-те- левизором, приемником, магнитофоном);
Каждый класс должен быть оборудован партами, регулируемыми
в соответствии с ростом обучающихся, а также специализированными креслами-столами с индивидуальными средствами фиксации, предписанными в медицинских рекомендациях.
Информационно-образовательная среда образовательной организации должна включать в себя совокупность технических средств, созданных с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с НОДА (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты,); наличие служб поддержки применения И КТ.
Выбор правильного расположения компьютера и оптимизацию зрительного восприятия необходимо осуществлять совместно со специалистом. Для использования компьютерных технологий необходим дополнительный стол для размещения компьютера, который должен быть легко доступен, в том числе и с инвалидного кресла. В работе желательно использовать: специальные клавиатуры (с увеличенным размером клавиш, со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие соседних клавиш) специальные мыши (джойстики, роллеры, а также головная мышь), выносные кнопки, компьютерная программа «виртуальная клавиатура».
Среди простых технических средств, применяемых для оптимизации процесса письма, можно использовать увеличенные в размерах ручки и специальные накладки к ним, позволяющие удерживать ручку и манипулировать ею с минимальными усилиями, а также утяжеленные (с дополнительным грузом) ручки, снижающие проявления тремора при письме. Кроме того, для крепления тетрадей, книг на парте обучающегося желательно использовать специальные магниты и кнопки.
Учебно-методические условия.
Обучение детей с НОДА должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы на базе районной поликлиники, каждый обучающийся должен периодически проходить курсы лечения в специализированных больницах и реабилитационных центрах. Комплекс восстановительного лечения включает ортопедоневрологические мероприятия, лечебную физкультуру, массаж, физио-бальнео-климатотерапую, протезно- ортопедическую помощь. Лечебные мероприятия, кроме обычной педиатрической службы, должны осуществлять врачи-неврологи, врачи ЛФК, физиотерапевты, ортопеды, а также младший медицинский персонал. Осуществление этих мероприятий в образовательных организациях невозможно из-за отсутствия медицинской лицензии и штата специалистов. Для этого необходимо получение образовательной организацией медицинской лицензии или составление договора с медицинскими учреждениями. Педагоги и администрация образовательной организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.
Обязательным условием является соблюдение индивидуального ортопедического режима для каждого обучающегося с двигательной патологией. Соблюдение ортопедического режима позволяет устранить негативные моменты, способствующие прогрессированию двигательных нарушений, тем самым оказывая положительное влияние на стабилизацию двигательного статуса ребенка. В соответствии с рекомендациями врача-ортопеда, инструктора ЛФК определяются правила посадки и передвижения ребенка с использованием технических средств реабилитации, рефлекс-запрещающие позиции (поза, который взрослый придает ребенку для снижения активности патологических рефлексов и нормализации мышечного тонуса), обеспечивающие максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. На каждом уроке после 20 минут занятий необходимо проводить 5-минутную физкуль- тпаузу с включением лечебно-коррекционных мероприятий.
С детьми с НОДА необходимо проводить коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала — расширение знаний и представлений об окружающем, формирование пространственных и временных представлений, развитие графических навыков. Педагог выявляет фактическое состояние знаний, умений и степень готовности каждого ученика по общеобразовательным предметам, выделяет тех детей, которые в силу имеющихся нарушений не могут усваивать программный материал, и объединяет их в отдельные группы для проведения коррекционных занятий. Внутри каждой группы педагогу следует выяснить характер и степень затруднений учащихся, составить перспективный план на каждого ученика и организовать занятия с каждой группой 2—3 раза в неделю; продолжительность каждого занятия 20—30 минут.
Коррекционные занятия не должны дублировать ни содержание, ни форму урочных занятий. При их проведении необходимо использовать различные формы и виды работ, особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности детей. В начальных классах целесообразно проводить часть занятий в игровой форме. Продолжительность пребывания обучающихся в той или иной группе определяется степенью коррекции специфического затруднения и готовностью выполнять задания вместе с классом. Поэтому состав групп должен быть подвижным: одних детей следует выводить для работы с классом, а других включать в состав групп для коррекции нарушений. Таким образом, один и тот же ученик в течение года может входить в состав различных групп. В цикл коррекционных занятий обязательно включаются:
• логопедические занятия для детей с речевой патологией (с использованием компьютерных программ при тяжелых речедвигательных нарушениях — анартрии);
• индивидуальные и групповые занятия для коррекции нарушенных психических функций;
• специальные занятия для стимуляции и коррекции нарушений двигательного развития (большое внимание уделяется развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук). Образовательная организация должна быть обеспечена учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам. Образовательная организация должна также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к размещенным в федеральных и региональных базах данных.
Библиотека образовательной организации должна быть укомплектована печатными электронными образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Последний должен включать детскую художественную и научно-методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной и АООП начального общего образования.
При реализации общеобразовательных программ желательно использовать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Ответ 8.
В связи с принятием новых законодательных актов в области образования особо актуальным становится вопрос о создании в общеобразовательных учреждениях специальных условий для освоения детьми с ОВЗ программы обучения.
Включение ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательное учреждение будет эффективным при наличии: нормативно-правовой базы; материально-технического и программно-методического обеспечения; кадровых и методических ресурсов; позитивного изменения социально-нравственных установок среди участников образовательного процесса.
Основой организации специальных образовательных условий является нормативно-правовая база обучения и воспитания ребенка с нарушенным слухом, которая основывается на международных, федеральных, региональных и др. законодательных актах и закрепляется локальными актами учреждения: Устав, включающий пункт по организации работы с детьми с нарушениями слуха; Положение об организации инклюзивной практики; Образовательная программа, включающая специальную коррекционно-развивающую программу; Положение о ПМПк; Договор с родителями; Договор между ОУ и ОПМПК, ППМС-центром, с СКОУ (при необходимости); Лицензия на право реализации программ коррекционно-развивающей направленности.
Материально-техническое обеспечение представлено организованной архитектурной средой учебного и внеучебного пространства, а также специальным оборудованием, необходимым для создания комфортных условий пребывания и обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении.
В архитектурной среде учреждения должны присутствовать удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядках/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т. д. Кроме того, необходимо предусмотреть наличие «бегущей строки» на этажах и световой индикации начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т. д.).
Немаловажным является обеспечение возможности ребенку с нарушенным слухом контактировать с родителями, сверстниками, учителями для получения необходимой информации с помощью телефона и Интернета образовательного учреждения.
Для осуществления психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением слуха должен быть создан специальный звукоизолированный кабинет (не менее 15 кв. м.), оснащенный мультимедийной и аудиоаппаратурой (доска, компьютер c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер, музыкальный центр), а также специальными аудиовизуальными приборами.
Значимой частью работы по созданию специальных условий является организация рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом. Важным моментом в организации учебного пространства является выбор парты для ребенка с нарушенным слухом. Рекомендуется ‒ первая парта (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с нарушенным слухом в условиях (речевого) полилога имел возможность поворачиваться и слухозрительно воспринимать речь одноклассников.
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса представлено основной и специальной (коррекционной) образовательной программами, учебниками, учебными пособиями, включенными в Федеральный перечень рекомендованных Министерством образования и науки РФ, в том числе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. Весь учебно-методический комплекс используется в преподавании дисциплин учебного плана.
Индивидуальная коррекционная программа составляется по следующим направлениям: развитие речи, развитие слухового, слухозрительного восприятия речи и формирование/коррекция произношения, формирование/совершенствование коммуникативных компетенций, музыкально-ритмические занятия.
Для проведения коррекционно-развивающих занятий необходимо наличие методического обеспечения: компьютерные программы для работы над произношением и развитием слухового восприятия; набор аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальные записи, аудиокниги; диагностический набор для определения уровня слухового восприятия; дидактический и наглядный материал по темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы); специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии, логопедии, психологии.
Организация образовательного процесса в классе, где обучается ребенок с нарушенным слухом, будет эффективной при условии соблюдения учителем и учеником ряда рекомендаций:
1) тесное сотрудничество с сурдопедагогом и родителями ребенка;
2) стимулирование полноценного взаимодействия глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками, адаптации в детском коллективе;
3) организация рабочего пространства педагога и соблюдение им ряда правил: месторасположение относительно ученика с нарушенным слухом; соблюдение требований к речи педагога; использование наглядного и дидактического материала во время устных объяснений; контроль понимания ребенком заданий и инструкций до их выполнения и т.д.;
4) организация рабочего пространства ученика с нарушением слуха и его готовность к восприятию материала: месторасположение; наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; готовность работать по индивидуальным дидактическим пособиям и т.д.;
5) включение глухого/слабослышащего ребенка в учебную деятельность на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика и избегая гиперопеки и не задерживая при этом темп проведения урока;
6) решение некоторых задач коррекционной направленности в процессе урока: стимулирование слухозрительного внимания; коррекция речевых ошибок и закрепление навыков грамматически правильной речи; расширение словарного запаса и пояснение слов и словосочетаний; специальная помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов.
Кадровые ресурсы – этопрежде всего обязательная специальная подготовка педагогов общеобразовательного учреждения, которым предстоит обучать таких детей. Широкое распространение практики инклюзивного образования детей с особыми потребностями в составе обычных школьных классов предъявляет новые, более высокие требования к уровню профессиональной компетентности педагогов.
В рамках работыс педагогическим коллективомрекомендуется предусмотреть повышение информированности педагогов о детях с нарушением слуха; формирование педагогической позиции; профилактику синдрома профессионального выгорания; обучение педагогов специальным приемам и методам коррекционной работы через постоянную систему консультирования и специальных курсов повышения квалификации.
Необходимо также организовать систематический мониторинг уровня преподавания в инклюзивных классах посредством посещения и анализа уроков.
Кроме того, в школе необходимо предусмотреть наличие специалистов (учитель-дефектолог (сурдопедагог), логопед, психолог, социальный педагог, тьютор), обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учащихся с нарушениями слуха, и координатора, который курирует весь процесс включения таких детей в образовательное пространство.
Методические ресурсы включают консультативно-методическое сопровождение всех участников образовательного процесса специалистами ОПМПК, ППМС-центра, СКОУ, ресурсных центров по развитию инклюзивного образования. Специалисты названных учреждений помогают педагогическому коллективу школы апробировать и внедрять специальные методы, приемы и средства работы с глухими и слабослышащими детьми в школах, формировать толерантную среду в учреждении и транслировать успешный опыт включения детей с нарушениями слуха.
Позитивное изменение социально-нравственных установок всех участников образовательного процесса ‒ необходимая составляющая организации условий для включения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательную школу. Практический опыт свидетельствует о том, что отношение к детям с нарушениями слуха в школьном сообществе находится между двумя полюсами: жалость и полное неприятие, при этом наиболее сложными группами в отношении принятия таких детей и взаимодействия с ними на равных являются родители здоровых учащихся и педагоги. Формирование социально-нравственных установок учащихся, родителей и коллектива учреждения возможно в условиях специально организованной работы. Необходимо учитывать, что на первых этапах работа должна проводиться под руководством/при сопровождении опытных специалистов.
Таким образом, создание специальных условий включения детей с нарушениями слуха в общеобразовательную среду является необходимой составляющей для эффективной социально-образовательной адаптации и дальнейшего гармоничного развития неслышащих/плохослышащих школьников.
9. Ответ
Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание психолого-педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.
Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.
Анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов его семьи.
Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения.
Формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных, познавательных процессов у детей.
Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-прихологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.
Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.
Основные этапы процесса психологического сопровождения
1 этап
Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально-психологической карты семьи).
2 этап
Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
Проведение совместных мероприятий с родителями и Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
3 этап
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
10. Ответ
Основные рекомендации к подбору
дидактического материала, методам, приемам
и организации занятий
для детей с нарушениями зрения.
В процессе проведения занятия необходимо ограничивать непрерывную зрительную нагрузку.
Важно чередование зрительной работы вдаль и в близь.
Повышенная утомляемость детей со зрительными нарушениями требует частой смены деятельности на занятиях и поз (сидя, стоя, сидя и лежа на полу), что создает дополнительную возможность для тренировки мышц, введения физкультурных минуток.
На занятиях, в режимных моментах необходима активизация сохранных анализаторов (слухового, тактильного, обонятельного), а также стимуляция остаточного зрения.
При рассматривании картинок нужно использовать вертикальную поверхность (подставки, индивидуальные фланелеграфы). Но для детей с расходящимся косоглазием используется только горизонтальная поверхность.
Рассматривание предметов, игрушек, предметных картинок проводится по следующим этапам: целостное восприятие (цвет, величина, форма), рассматривание частей, затем деталей и снова целостное восприятие.
Для предупреждения формально сформированной речи у детей важно обращать внимание на соотнесенность образа объекта со словом, при этом слово нужно использовать в разных фразовых конструкциях.
Наглядный материал должен быть определенных размеров, в зависимости от зрительного диагноза: демонстрационный:15-20 см (от 6 до 8 шт. одновременно), 20-25 см (от3 до 5 шт.), раздаточный: 1-5 см. Материал должен быть размещен не в одну линию, пятном, а так, чтобы каждый объект или картинка выделялись по отдельности.
Материалы и пособия должны иметь матовую не отражающую поверхность, четкое композиционное построение, выделенный контур, конкретные признаки предметов.
Образцы для показа на занятиях по ИЗО должны быть в 2-2,5 раза больше детских работ, мелкие детали показываются дополнительно в крупном размере.
Для слабовидящих детей листы для рисования используются в 2 раза меньше: 1/2 альбомного листа, чем для детей с остаточным зрением.
Предметные и сюжетные изображения должны быть четкими, основных цветов, с выделенным контуром и без множества мелких деталей, они должны соответствовать естественным размерам (машина меньше дома).
Для детей с низкой остротой зрения и с прогрессирующим зрительным диагнозом используются специальные дидактические пособия: рельефные картинки, барельефные изображения, игрушки-модели со съемными частями, объемные аппликации.
Во время демонстрации предмета важно выбрать нужный фон для него, так как цвет в сочетании и на расстоянии меняется: красный с желтым видится как оранжевый, фиолетовый с коричневым – черным.
Ребенок с окклюзией должен при показе объекта находиться у доски со стороны открытого глаза (заклеен правый глаз – слева, заклеен левый глаз – справа).
Детей с низкой остротой зрения следует как можно ближе размещать к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность на «вертикальной поверхности».
В ходе занятия при обследовании и воспроизведении объекта во всех возрастных группах необходимо использовать указку, формообразующие движение, обводку.
11. Ответ
В системе основного общего образования Российской Федерации формируется психолого-педагогическое сопровождение – особая культура поддержки и помощи личности ребенка в образовательном процессе. В настоящее время термин «психолого-педагогическое сопровождение» используется применительно к проблемам организации обучения и воспитания в контексте модернизации образования. Большую роль начинают играть представления о психолого-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности психолога, направленной на организацию социально-психологических условий успешного обучения и психологического развития ребенка в различных ситуациях школьного взаимодействия в процессе ориентации на зону ближайшего развития ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи ребенку в образовательном процессе, технологией, направленной на оказание помощи на той или иной стадии развития в решении или предупреждении возникающих проблем [1]. Специалисты сближают понятие «сопровождение» с понятием поддержки и отмечают, что технологии сопровождения позволяют проводить анализ социальной ситуации развития ребенка, его ближайшего окружения, диагностировать уровень его психического развития, применять активные групповые методы работы, методы активного-социально-психологического обучения, а также индивидуальную работу с обучающимися, родителями, педагогами. Система сопровождения выросла из практики и ориентирована на практику [2]. Л.М. Шипицына трактует сопровождение как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Под субъектом развития при этом понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся психолого-педагогическая система. С точки зрения автора, сопровождение является комплексным методом, в основе которого лежит единство взаимодействия специалиста и сопровождаемого. А процесс сопровождения - это взаимодействие психолога, педагога, медика и обучающихся, результатом которого является помощь в разрешении проблем личностного развития. Кроме того, психологическое сопровождение представляет собой своего рода модель организации психологической службы в образовании и является отражением на практике системы теоретических представлений о деятельности школьного психолога [3]. Цель психолого-педагогического сопровождения личности ребенка связана с государственным заказом на результаты образовательного процесса в школе в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и потребностями субъектов образовательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются с помощью методов психолого-педагогической диагностики [4, 5]. На основе полученных психодиагностических данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения личности ребенка. Основным принципом психолого-педагогического сопровождения является ценность личного выбора человека и его самоопределения в значимых жизненных ситуациях. В психолого-педагогической науке и практике названы следующие задачи основные психолого-педагогического сопровождения [6-13]: Мониторинг динамики психологического развития и психолого-педагогического статуса обучающегося. Разработка индивидуальной образовательной траектории на основе формирования устойчивой учебной мотивации ребенка в соответствии с требованиями ФГОС. Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению. Создание психолого-педагогических условий для развития детей, имеющих особые образовательные потребности. Оказание психолого-педагогической помощи родителям обучающихся. Оказание психолого-педагогической поддержки педагогам. Функции сопровождения систематизированы по трем группам: Информационная функция состоит в информировании субъектов образовательного процесса о формах и методах сопровождения. Направляющая функция обеспечивает согласование деятельности всех заинтересованных в сопровождении субъектов образовательного процесса для координации их действий. Развивающая функция задает направление всем участвующим в системе сопровождения службам. Она обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, дефектолога, при этом педагогические работники используют в своей практике развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие занятия с обучающимися. Ведущей идеей психолого-педагогического сопровождения личности ученые называют осознание специалистами важности самостоятельности ребенка в решении проблем его собственного развития. Концептуальные составляющие психолого-педагогического сопровождения: систематический мониторинг динамики психического развития ребенка и его психолого-педагогического статуса; социально-психологические условия развития личности учащихся и их успешного обучения; специальные социально-психологические условия оказания помощи детям, имеющим особые образовательные потребности. Психолого-педагогическое сопровождение личности ребенка в образовательном процессе реализовывается в соответствии со следующими принципами: Базовым принципом является соблюдение интересов ребенка. Специалисту системы сопровождения необходимо решать каждую проблемную ситуацию с пользой для ребенка. Успешность помощи ребенку зачастую зависит от ряда специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель. Это означает также взаимодействие специалистов, использование научных методов исследования, коррекции и развития, что позволяет получить оптимальные результаты. Принцип непрерывности, гарантирующий ребенку непрерывное сопровождение как на всех уровнях образования, так и на всех этапах помощи в решении проблемы. Кроме того, этот принцип означает, что дети группы риска также будут обеспечены непрерывным сопровождением. Принцип системности сопровождения. Системное проектирование сопровождения осуществляется по ряду направлений: разработка и реализация программ развития образовательных систем, проектирование новых типов образовательных учреждений, создание профилактических и коррекционно-развивающих программ. Этот принцип реализуется через единство диагностики, коррекции и развития. На разных уровнях образования решаются соответствующие задачи психолого-педагогического сопровождения личности Первая проблема связана с теми затруднениями, которые возникают в процессе психолого-педагогического сопровождения при реализации ФГОС, в их числе: сниженная мотивация у учителей; недостаточное использование в работе данных психолого-педагогической диагностики детей; низкий уровень соответствующих компетенций; etc. Разрешение затруднений проходит успешнее в условиях реализации в образовательных организациях, осваивающих ФГОС, таких мер, как: информационная поддержка (формирование банка диагностических материалов, создание проектов, организация научной деятельности). повышение квалификации (методические семинары, психологические тренинги, методическая поддержка учебного процесса, конференции различных уровней). Вторая проблема возникла в связи с тем, что ФГОС предполагает учет индивидуальных характеристик каждого обучающегося (возрастных, психологических, физиологических) с разработкой индивидуальных траекторий развития. Следствием этого является совместная деятельность специалистов системы образования (педагога, психолога, дефектолога, медика, социального педагога) и родителей, что должно привести к возникновению координационных центров, осуществляющих это взаимодействие. Такую деятельность может осуществлять тьютор. Если в школе обучаются дети с особыми образовательными потребностями, его роль представляется особенно важной. Третью проблему создают особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, специалисты школы должны обладать высоким уровнем соответствующих компетенций. Таким образом, сущность психолого-педагогического сопровождения личности ребенка в образовательном процессе заключается в создании социально-психологических условий личностного развития ребенка и его успешного обучения, в том числе формирование характеристик личности, отвечающих требованиям новых образовательных стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивой учебной мотивации, а также для психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.
Ответ 12.
Решение следующей педагогической ситуации: «Ребенок 5 лет с синдромальной формой умственной отсталости, гуляя во дворе с мамой (бабушкой), подходит к песочнице, где играют дети 2-3 лет и стремиться включится в процесс игры с песком. Двое из пяти родителей младших детей подходят к песочнице и забирают своих детей, не допуская контакта с умственно отсталым ребенком». Я считаю, что в данной ситуации необходимо по говорить с родителями маленьких детей, которых забрали и объяснить, что ребенок не причинит никакого вреда его ребенку, он такой же как и все дети, ему не хватает общения , ему также необходимо включение в игровую деятельность.
ТЕСТ 1.Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормативно развивающимися сверстниками подразумевает:
а) инклюзия
б) интеграция,
в) индивидуализация.
2. Инклюзия представляет собой:
а) форму сотрудничества;
б) частный случай интеграции;
в) стиль поведения.
3. Выберите правильный ответ: Различают два вида интеграции:
а) внутреннюю и внешнюю,
б) пассивную и творческую,
в) образовательную и социальную.
4. Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормативно развивающимися сверстниками - это:
а) групповая интеграция,
б) образовательная интеграция,
в) коммуникация.
5. Социальная интеграция должна быть обеспечена:
а) всем без исключения детям с нарушениями в развитии,
б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте,
в) детям, обучающимся только в специальных учреждениях.
6. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было
а) В трудах отечественного учёного:
б) А.Н, Леонтьева,
Б) С.Л Рубинштейна,
в) Л.С. Выготского.
7. Выберите правильный ответ: Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:
а) Великобритания,
б) Россия,
в) Франция.
8. В 70-е г.г. XX в. в странах западной и восточной Европы отмечаются первые прецеденты закрытия коррекционных учреждений, из-за:
а) отсутствия детей с ОВЗ,
б) перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа,
в) обучения детей с ОВЗ на дому.
9. В России первый экспериментальный опыт совместного обучения нормативно развивающихся детей и детей с нарушенным развитием появляется в:
а) 60-ые г.г. XX в., б) 90-ые г.г. XX ., в) 70-ые г.г. XX в..
10. В России в первом экспериментальном опыте совместного обучения детей принимали участие дети дошкольного возраста с нарушением:
а) зрительного анализатора,
б) интеллекта,
в) слухового анализатора.
11. В соответствии с принципами отечественной концепции интегрированного (обучения можно утверждать, что инклюзивное образование наиболее приемлемо для:
а) детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,
б) детей с нарушением интеллекта,
в) детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа.
12. Какой из принципов не относится к принципам отечественной (инклюзивного) обучения:
а) интеграция через раннюю коррекцию;
б) интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку;
в) интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения;
г) диагностическая информация должна быть представлена наглядно, в виде графиков, рисунков.
13. Создание системы полисубъектного взаимодействия предполагает создание:
а) инклюзивной горизонтали,
б) инклюзивной вертикали.
14. Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период:
а) юности,
б) раннего детства,
в) младшего школьного возраста.
15. Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется: