Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеклассного мероприятия, направленного на духовно-нравственное воспитание студентов. Эта работа может быть использована преподавателями для проведения внеклассных мероприятий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О матери с любовью»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Мариинско-Посадский технологический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«О матери с любовью»
Мариинский Посад
2019
Емельянова Н.В Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «О матери с любовью». Мариинский Посад: Мариинско-Посадский технологический техникум Минобразования Чувашии, 2019. - 22 с.
Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеклассного мероприятия, направленного на духовно-нравственное воспитание студентов. Эта работа может быть использована преподавателями для проведения внеклассных мероприятий.
.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
4
Цели и задачи внеклассного мероприятия
5
Форма и методика проведения внеклассного мероприятия
Структура внеклассного мероприятия
Содержание внеклассного мероприятия
6
8
9
Организационный момент
9
Ход мероприятия.
9
Заключение.
20
Заключение
21
Литература
22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеклассное мероприятие «О матери с любовью» является одной из составляющих цикла классных часов и внеаудиторных, внеучебных мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание студентов.
Данная методическая разработка предназначена для организации и проведения внеклассного мероприятия, направленного на духовно-нравственное воспитание и формирование нравственного уклада и ценностного отношения студентов к матерям, семье, родителям, старшему поколению, включающей в себя социально значимую деятельность студентов, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемых в совместной социально-педагогической деятельности образовательной системы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Выбранная тема актуальна и представляет интерес для обучающихся техникума. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и духовными ценностями. Отсюда одним из острых вопросов является вопрос духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания и данного мероприятия связана с тем, что в настоящее время происходит коренное преобразование российского общества, системы образования и воспитания в нем. Цели, задачи, содержание и методы воспитания сегодня требуют существенной корректировки, в частности, связанной с его духовно – нравственным аспектом, что, находит отражение в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.
Данное мероприятие предполагает воздействие на эмоциональную, когнитивную, ценностно-ориентационную и поведенческую сферу личности; организацию эффективного взаимодействия основных участников воспитательного процесса. При составлении методической разработки учитываются возрастные особенности студентов.
Методическая разработка имеет чёткую логическую структуру. В ней последовательно выполняются целевой, содержательный, организационно-деятельный и оценочно-аналитический компоненты внеклассного мероприятия.
Методическая разработка может быть рекомендована к использованию при проведении классных часов, внеаудиторных и внеучебных мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание студентов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Цель: духовно-нравственное воспитание и формирование нравственного уклада и ценностного отношения студентов к матерям.
Задачи:
воспитание чувства любви, уважения, долга, ответственности перед матерями.
раскрытие сущности внутренней и внешней красоты самого близкого тебе человека.
осознание значения матери в жизни человека и общества на основе изречений великих людей, произведений поэзии и музыки
нравственное воспитание подрастающего поколения.
формирование идейно–убежденных и гармонично – развитых молодых людей.
воспитание у юношей через любовь к матери в будущем чуткое и бережное отношение к женщинам вообще.
ФОРМА И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Мероприятие построено на совокупности следующих интерактивных форм и методов воспитания:
Интерактивные формы и методы
Целевые установки формы и метода проведения
внеклассного мероприятия
Конкурс «Имя мамы» и «Комплимент для мамы».
Настройка студентов на восприятие предлагаемого материала и умения концентрировать внимание и умственных способностей в короткий срок
Чтение стихов
Вовлечение студентов к выслушиванию и пониманию других, формирование личностной зрелости студентов;
Обучение студентов самостоятельно работать с материалом;
формирование ораторского искусства.
Оформление учебной аудитории
Высказывания великих людей о матери
По мнению латышского ученого А.Юруши «Женственность бывает внешняя и внутренняя. Под внутренней женственностью понимают особые черты внутренней культуры личности женщины - тонкость чувств, материнская любовь, сочувствие слабому, сдержанность и скромность. Внешнюю женственность характеризуют мягкость и красота в движениях, аккуратность, умение создавать красоту в труде и быту. Подлинная женственность - это сплав нежности и строгости, ласки и непоколебимости».
«Любовь к матери для мальчиков - это в будущем чуткое и бережное отношение к женщинам вообще, а для девочек - это школа воспитания материнского чувства, материнской ответственности» В.А.Сухомлинский
… «Сердце матери - это самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, пламя которого согревает сокровеннейшее сосредоточие наших стремлений». К.Маркс
«Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины - нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя». М.Горький
«Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу - это мать». Н. Островский
«Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой - если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно» П.Бомарше
Репродукции картин великих художников, посвященных матерям.
Рафаэль «Мадонна в кресле»;
Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком»;
Икона Богоматерь Владимирская;
В. Васнецов «Богоматерь с младенцем»;
А. Дейнека «Мать»;
К. Петров – Водкин «Петроградская Мадонна»;
А. Шилова «Утро».
Видео- и аудиоматериал:
Подборка аудиозаписей с песнями о маме.
СТРУКТУРА
открытого внеклассного мероприятия
«О матери с любовью»
Этапы
мероприятия
Целевая установка
Период
времени
Организационный момент
Воспитание организации
2 мин.
Чтение стихов
Психологическая подготовка к мероприятию;
- обучение выслушиванию и пониманию мнения других;
- формирование личностной зрелости студентов.
8 мин.
Конкурс «Имя мамы».
Работа по формированию коллектива группы, групповой культуры;
- развитие навыков взаимодействия с другим коллективом группы;
- расширение возможностей общения студентов между собой.
5 мин.
Чтение стихов
Формирование интереса к теме мероприятия, осознания важности обсуждаемой темы;
- обучение выслушиванию и пониманию мнения других;
- формирование личностной зрелости студентов;
-формирование у студентов уважительного отношения друг к другу.
30 мин.
Конкурс «Комплимент для мамы».
Развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении;
Умение работать в коллективе и команде;
Уважать успех товарищей.
5 мин.
Чтение стихов
Психологическое завершение мероприятия.
9 мин
Анализ
мероприятия
Совершенствования воспитательной работы и управления процессом воспитания; - формирование у студентов умения самоанализа, самооценки.
1 мин.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент.
Приветствие и вводное слово классного руководителя:
Здравствуйте, уважаемые студенты и гости нашего мероприятия. В последние воскресенье ноября мы отмечаем День Матери. Многие ли из нас в этот день говорят теплые слова своим мамам? Мы помним о них, когда нам становится плохо, мы вспоминаем их, когда у них день рождения, а в остальные дни? До недавних пор этот день – День матери – проходил у нас незаметно, да и в календаре он появился не так давно. Так легко ли быть матерью? Нет. Это самый тяжелый труд. Ведь мама отвечает не только за физическое состояние своего ребенка, но и за его душу.
Ход мероприятия.
Классный руководитель: Первый человек, которого мы любим в жизни, - конечно, мама. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы проносим через всю жизнь. Многие поэты и писатели обращались в своем творчестве к этой теме. Одни – трогательно печалясь об утраченном счастье общения с матерью, другие – с юмором вспоминая детские проделки. Но все же эти произведения отличает общее настроение: мама - это основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты.
Чтец 1.Р. Гамзатов Отрывок из поэмы «Берегите матерей!»
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем – итог всего. Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его:
МАМА.
Классный руководитель: «Самое прекрасное слово на Земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь».Зоя Воскресенская
Чтец 2. А. Барто «Мама» Было утро в тихом доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке, на листке,
Не на стенке каменной,
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня
-Что ты спрятала в ладони?-
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала:
Счастье я держала.
Конкурс «Имя мамы».
Задание: по первым буквам имени мамы перечислить качества ее характера. Например, обаятельная, любящая, ясная — Оля; восхитительная, интригующая, коммуникабельная, требовательная, очаровательная, решительная, искрящаяся юмором, яркая — Виктория.
Классный руководитель: Самое страшное и трагическое для матери – потерять своего ребенка. Поэтому матери всего мира ненавидят войны – ведь они уносят жизни их сыновей.
Чтец 3. В. Жуков «Мама»
В проломах стен гудит и пляшет пламя,
Идет война родимой стороной…
Безмолвная, бессонная, как память
Старушка мать склонилась надо мной.
Горячий пепел жжет её седины,
Но что огонь, коль сын в глухом бреду?
Так повелось, что мать приходит к сыну
Сквозь горький дым, несчастья и беду.
А сыновья идут вперед упрямо,
Родной земле, как матери, верны…
Вот потому простое слово «мама»,
Прощаясь с жизнью, повторяем мы.
Чтец 4. А. Недогонов «Материнские слезы»
Как подули железные ветры Берлина,
Как вскипели над Русью военные грозы!
Провожала московская женщина сына…
Материнские слезы,
Материнские слезы!..
Сорок первый – кровавое, знойное лето.
Сорок третий – атаки в снега и морозы.
Письмецо долгожданное из лазарета…
Материнские слезы,
Материнские слезы!..
Сорок пятый – за Вислу идет расставанье,
Землю прусскую русские рвут бомбовозы.
А в России не гаснет огонек ожиданья -
Материнские слезы,
Материнские слезы!..
Чтец5. Р. Рождественский «Реквием»
Ой, зачем ты,
солнце красное,
все уходишь –
не прощаешься?
Ой, зачем
с войны безрадостной,
сын,
не возвращается?
Из беды тебя я выручу,
прилечу
орлицей быстрою.
Отзовись,
моя кровиночка!
Маленький,
Единственный…
Белый свет
не мил.
Изболелась я.
Возвратись,
моя надежда!
Зернышко моё.
Зорюшка моя.
Горюшко мое, -
где ж ты?
Не могу найти дороженьки,
чтоб заплакать над могилою.
Не хочу я
ничегошеньки, -
только сына
милого
За лесами моя ластынька!
За горами –
за громадами
Если выплаканы глазыньки,
сердцем
плачут матери…
Белый свет
не мил.
Изболелась я.
Возвратись,
моя надежда!
Зернышко моё.
Зорюшка моя.
Горюшко мое, -
где ж ты?
Классный руководитель: никто не мог так ждать своих детей с войны, как ждали матери. У всех нас в памяти финал кинофильма Павла Чухрая «Баллада о солдате»: одинокая женская фигура на краю села смотрит вдаль со слезами на глазах и верой во взоре.
Чтец 6. А. Дементьев «Баллада о матери»
Постарела мать за тридцать лет.
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад.
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
мальчиков безусых, не пришло!
…Раз в село прислали по весне
фильм документальный о войне.
Все пришли в кино – и стар и мал,
кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать…
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
и зашелся материнский крик:
- Алексей! Алёшенька! Сынок!.. –
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась – вдруг он упадет.
Но сквозь годы мчался сын вперед.
- Алексей! - кричали земляки.
- Алексей! - просили, - добеги…
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит,
жив-здоров, не ранен, не убит.
Дома все ей чудилось кино.
Все ждала – вот-вот сейчас в окно
посреди тревожной тишины
постучится сын её с войны.
Классный руководитель: Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, дорогого, единственного. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, она переносит все наши беды вместе с нами, она нам дает жизнь.
Чтец 7. Ю. Павкин «Слово о матери»
Каждый должен прожить свой отмеренный век.
Жизнь рождается снова и снова!
Так, еще не умевший ходить человек
Произносит священное слово!
Затуманится сердце ли вдруг по весне,
Если жизнь нелегка и упряма –
Мы невольно тогда – наяву иль во сне –
призываем с надеждою: «Мама!»
Ты умела любить, и беречь, и прощать
С верой в счастье непоколебимой:
Ты опорой была, незабвенная мать –
И женой, и сестрой, и любимой!
Так бывает: в дорогу судьба позвала,
С отчим домом придется расстаться,
Мы вернемся назад – лишь закончим дела,
Мы на время приходим прощаться!
Не забыть беспредельной твоей доброты:
(Не могло б нам такое присниться!)
В твой последний приют мы приносим цветы,
Чтобы светлой душе поклониться!
Классный руководитель: Какими бы взрослыми ни вырастали дети, для мам они всегда останутся детьми. И волнуются за взрослых своих чад мамы нисколько не меньше, чем тогда, когда качали их в колыбели. А детям, разлетевшимся из родительского гнезда, порой некогда позвонить, приехать. И болит материнское сердце.
Чтец 8. С. Викулов «Пишите письма матерям»
Поют гитар походных струны
в тайге, в горах, среди морей…
О сколько вас сегодня, юных,
живет вдали от матерей!
Вы вечно, юные, в дороге –
то там объявитесь, то тут…
А ваши матери в тревоге
вестей от вас все ждут и ждут.
Они считают дни, недели,
слова роняя невпопад…
Коль рано матери седеют –
не только возраст виноват.
И потому, служа солдатом
или скитаясь по морям,
почаще все-таки, ребята,
пишите письма матерям!
Чтец 9. А. Твардовский «Памяти Матери»
Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока –
Еще в нашей юности ранней,
Еще у родного порога,
Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвемся разлуке.
Разлука еще безусловней
Для них наступает позже,
Когда мы о воле сыновьей
Спешим известить их по почте.
И, карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.
А там – за невестками – внуки…
И вдруг назовет телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.
Классный руководитель: Материнская любовь построена на песке, который может размывать первый бурный поток первых трудностей. Но сердце матери все понимающее и все прощающее!
Чтец 10. Д. Кедрин «Сердце матери»
Дивчину пытает казак у плетня:
«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?!
Мечом я добуду для крали своей
И звонких цехинов, и белых рублей!»
Дивчина в ответ, заплетая косу:
«Про то мне ворожка гадала в лесу.
Сказа она, мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет!
Не нужно цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей!
Я пепел его настою на хмелю,
Настою напьюсь и тебя полюблю»
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, соломаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
В пути у него помутилось в глазах,
Взойдя на крылечко, споткнулся казак,
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
Классный руководитель: Учиться любви нам суждено всю жизнь, изо дня в день. Так у кого же учиться, как не у родной матери. Разве кто-то подарит вам еще такую искреннюю и жертвенную любовь?
Чтец 11.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!),
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Все на свете метится следами,
Сколько бы ни вышагал путей,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Классный руководитель: Мы гордимся нашими мамами, радуемся их профессиональным достижениям. Но гораздо больше – тому, что они вкусно готовят, создают уют в доме, согревают всех своими заботами и любовь. Ведь самое главное в жизни каждого человека – это его семья, которая дает ему опору на всю жизнь, а главная в семье, конечно, мама.
Конкурс «Комплимент для мамы».
Задание: Каждый из присутствующих говорит прилагательное, означающее комплимент, слова не должны повторяться. Например, добрая, нежная, веселая, любимая и т. д.
Классный руководитель: Цените своих матерей, дарите им минуты радости, будьте заботливы и всегда помните, что мы все перед ними в неоплатном долгу.
Чтец 12. «Не обижайте матерей»
Не обижайте матерей,
На матерей
не обижайтесь.
Перед разлукой
у дверей
Нежнее с ними
попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите,
не спешите
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше
помашите.
Вздыхают матери
в тиши,
В тиши ночей, в тиши
тревожной.
Для них мы вечно
малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку
добрей,
Опекой их
не раздражайтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей
не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге
беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам
без колыбельной.
Пишите письма
им скорей
И слов высоких
не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей
не обижайтесь.
Чтец 13. Ю. Павкин «Мадонны России»
Ночь растворилась в предутренней сини –
вижу знакомую с детства звезду…
Думы мои – о мадоннах России,
Что пережили войну и беду.
Вы сохраняли поля плодородные,
Лишь навалилась на плечи война, –
Чувства рождали в сердцах благородные
Руки мадонн и волос седина!..
Грозы неслись над родными сторонками…
В путь провожая мужей, сыновей,
Как каменели вы над похоронками
В горькой судьбе материнской своей!..
В этой судьбе – беспокойной, капризной,
В ваших глазах, измеряющих даль,
В ваших морщинах, прочерченных жизнью,
Видел не радость я – боль и печаль!..
Я не скрываю, что видел порою,
Как в беспощадном, кромешном аду
Даже бесстрашные, даже герои
«Мама!» - кричали в предсмертном бреду!..
…Да, мы за многое в жизни в ответе!..
Жизнь! На твоих поворотах крутых
Часто встречал я следы лихолетий,
Скорбные лица, как лики святых!..
Участи избранных вы не просили
В грозной напасти лишений и бед!
…Как я желаю вам, мамы России,
Чистого неба, безоблачных лет!
Может, у бога просили вы милости,
Перекрестив уходящих на рать…
Горше не видел я несправедливости:
В муках родить, чтоб затем потерять?!
Все пережили вы – боли и были,
Оберегая и землю, и дом,
В том, что мы выжили и победили –
Доля немалая наших мадонн!
Бед и несчастий раздвинулись горы –
Вроде давно отгремела гроза,
Но на Российские наши просторы
Снова лихие пришли времена!..
Войны, разруха и наши огрехи
Родину-мать постигали не раз!..
Чтоб залатать наши дыры-прорехи,
Есть у России надежда на вас!
…Ночь растворилась в предутренней сини,
Гаснет знакомая с детства звезда!..
Милые, добрые мамы России,
Пусть вас минует любая беда!
Заключение.
Классный руководитель: Давайте не будем ограничиваться поздравлениями в этот день, а просто постараемся ежедневно делать жизнь наших мам немного легче и праздничнее.
Милым, добрым, дорогим, любимым нашим мамам в заключение нашего вечера хочется повторить строки стихотворения Ю. Павкина «Мадонны России»
…Милые, добрые мамы России,
Пусть вас минует любая беда!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблему формирования духовно-нравственной личности учёные изучают уже очень давно. За это время уже сформировалось понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное ценности и поведение человека.
Духовно-нравственное воспитание российской молодёжи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Наличие чувства любви к своей матери и его осознанность имеет большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Духовность и нравственность является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.
Научить любить невозможно, но классный руководитель должен и обязан создать все предпосылки для пробуждения этого чувства. Каждое мероприятие – это совместный плод труда преподавателя и студента.
Смысл нашей методической работы по формированию ценностей духовно-нравственной личности состоит в том, чтобы помочь студенту самостоятельно принимать решения, выбор моральных принципов, убеждений и поступков по отношению к своей матери. Я считаю, что мной проводится большая работа. Наши студенты упорно идут к достижению поставленной цели – стать духовно-нравственными людьми.
ЛИТЕРАТУРА
В. П. Шейнов «Мужчина женщина. Познать и покорить» изд. «АСТ», М., 2002г.
Гамзатов Р. Поэма «Берегите матерей!» - М.: Мол. гвардия, 1978г.
Нежность: Стихотворения русских и советских поэтов о любви, детстве, тепле родительского дома / Сост. Н. Карпов; Предисл. Т. Кузовлевой. — М. : Мол. гвардия, 1989г.
Мать: Стихотворения русских и советских поэтов о матери – М.: Мол. гвардия, 1979г.
В.Зацепин «Мы и наша семья».
Альбомы репродукций художников для уроков изобразительного искусства в средней школе.