kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Некоторые факты из истории Донецка: дореволюционная Юзовка - современный Донецк

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка описывает мероприятие в форме коммуникативного тренинга. Основными направлениями являются: развитие коммуникативных навыков как инстумента эффективного общения, познавательного интереса к истории родного города, патриотизма как основы для формирования гражданской позиции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Некоторые факты из истории Донецка: дореволюционная Юзовка - современный Донецк»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО МОЛОДЕЖИ, СПОРТА И ТУРИЗМА

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОНЕЦКОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ИМ. С.БУБКИ»











Методическая разработка воспитательного мероприятия

«Некоторые факты из истории Донецка:

Дореволюционная Юзовка – Современный Донецк»























Донецк-2018

Методическая разработка воспитательного мероприятия

Воспитательный час

«Некоторые факты из истории Донецка:

Дореволюционная Юзовка – Современный Донецк»



Мероприятие имеет форму коммуникативного тренинга.

Основными направлениями мероприятия являются:

  1. Развитие коммуникативных навыков как инструмента эффективного общения, обогащение словарного запаса воспитанников,

познавательного интереса к истории родного края,

патриотизма как основы для формирования гражданской позиции.

  1. Данный воспитательный час предназначен для старшеклассников и студентов ГПОУ «Донецкого училища олимпийского резерва

им. С. Бубки»





Разработчик: Кноблох Н.В., воспитатель, специалист II категории







Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии классных руководителей и воспитателей

ГПОУ «Донецкое училище олимпийского резерва им. С. Бубки»











Протокол №__________ от «____» _______________ 20___г.

Председатель цикловой комиссии ______________ С.А. Измайлова

Воспитательный час

«Некоторые факты из истории Донецка: Дореволюционная Юзовка – Современный Донецк»

Цели: способствовать развитию коммуникативных навыков как инструмента эффективного общения, формированию дружеской атмосферы, сплоченности в коллективе.

Задачи: способствовать более осознанному, внимательному отношению к своей речи и процессу общения для достижения взаимопонимания и необходимого результата.

Форма проведения: коммуникативный тренинг

Место проведения: библиотека

Продолжительность мероприятия – 60 мин.

Целевая аудитория – старшеклассники и студенты

Подготовительная работа:

Предварительная самостоятельная подготовка воспитанников по следующим направлениям: история Донецка, история главных улиц Донецка; правила написания репортажа, виды репортажа; презентация истории города.

Оборудование: компьютер, проектор, книжная выставка.

Ожидаемые результаты:

- развитие навыков общения;

- развитие культуры речи;

- развитие кругозора.











Ход коммуникативного тренинга: «Некоторые факты из истории Донецка: Дореволюционная Юзовка – Современный Донецк»

Ведущий: Ребята, сегодня мы встретились для того, чтобы улучшить навыки общения. Основой для этого будет материал о дореволюционном Донецке, ваши наблюдения, мысли и чувства, связанные с родным краем.

Сейчас небольшая речевая разминка. Выполним упражнение «Продолжи фразу».

Цель. Узнать друг друга, снять эмоциональное напряжение, создать условия для эффективной коммуникации

Ведущий: Сейчас по кругу я буду передавать фразу. Ваша задача, не задумываясь продолжить ее, связав с реалиями нашего города. Каждый продолжает фразу по-своему.

Пример: « Особенно мне нравится, когда люди, которые мне идут навстречу …. (мне улыбаются и т.п.).

Фразы:

- Меня всегда радует, когда я замечаю…

- Особенно меня раздражает, что я…

- Мне бывает стыдно, когда я….

- Верю, что я…

Задание 1.

Узнай улицу Донецка, назови ее. Что ты знаешь об этой улице?

Цель: развитие устной речи, расширение кругозора

    1. (правильный ответ: улица Артема, в Юзовке – Первая линия»









Какие известные вам здания размещены на этой улице в современном Донецке? (например, ЦУМ, театры, библиотека им. Крупской и т.д.)


Из истории улицы (материал статьи, https://planetofhotels.com/ukraina/doneck/ulica-artema,

может быть предоставлен обучающимся в период подготовки к мероприятию):

Главная улица Донецка в 1880-х годах была единственной улицей населенного пункта и называлась Первая линия. Первое асфальтовое покрытие было уложено в 1927 году. Своим современным названием улица Артема обязана знаменитому партийному деятелю, а по совместительству одному из организаторов восстаний в Харькове и в Донбассе октября 1917 года – Ф. А. Сергееву, известному многим как товарищ Артем.

На сегодняшний день протяженность улицы – около 10 километров, по ней осуществляется оживленное движение автотранспорта, здесь расположены многие общественно-значимые объекты – ВУЗы, театры, больницы, современные бизнес- и торговые центры, а также престижные гостиницы Донецка. Начинается улица Артема в Ворошиловском районе, а заканчивается в Киевском. Когда-то здесь были проложены трамвайные пути, перенесенные позже на ближайшую параллельную улицу Челюскинцев.

В наши дни самые интересные достопримечательности, располагающиеся на этой улице, это - Музыкально-драматический театр, здание бывшего Министерства угольной промышленности, памятник Владимиру Ильичу на площади Ленина, городской фонтан. Туристам также будет интересно посетить Донецкий академический театр оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко, расположившиеся на улице Артема, или отдохнуть в одном из скверов и кафе неподалеку.

1.2 (ул. Университетская)

Чем известна эта улица? Здания каких общеизвестных организаций располагаются на Университетской?

Из истории улицы (материал статьи Анатолия Жарова , http://infodon.org.ua/pedia/889, может быть предоставлен обучающимся в период подготовки к мероприятию):

Сегодня без улицы Университетской нельзя представить Донецк.

На месте сегодняшней улицы Университетской более 60-ти лет назад была улица Складская. Ее название вполне оправдывало себя, т. к. на ней располагалось огромное количество складов, баз и хозяйственных построек различных учреждений и предприятий. По всей видимости, идея облагородить эту территорию и построить новую автомагистраль зародилась в умах чиновников города Сталино в конце 40-х или в начале 50-х годов прошлого века. Однако на практике к реализации данного проекта приступили летом 1953 года.

Среди первоочередных задач было намечено «асфальтирование Складской улицы от площади Горсада до проспекта Гурова, что дает возможность свободного выхода автотранспорта со Сталинозаводского района в центральную часть города кратчайшим путем, минуя всякие закоулки». И даже была намечено расстояние, на которое должны были положить асфальт, — 1,5 км. Так рождение улицы Университетской обрело конкретные черты и сроки.

Из архивных документов мы можем узнать, что тогда были окончательно снесены несколько гаражей, самовольно возведенное в районе Горсада домостроение одного из жителей Сталино, склад мебели, павильон-буфет от столовой №11, прачечная и промывочная уборная детсада №50, конюшня-гараж хлебозавода, металлическая ограда на кирпичных столбах длиной 40 м. В ходе строительства Университетской «пострадали» и военные: были снесены разрушенная коробка здания, находящегося в собственности облвоенкомата, кирпичное здание райвоенкомата и деревянное ограждение вокруг него длиной 150 м.

До 13 июля 1953 года были разобраны плиточные тротуары и булыжная мостовая по улице Складской на участке от проспекта Гурова до проспекта Комсомольского. Полученный таким образом материал был передан в собственность дорожно-эксплуатационного участка Горкомхоза. Также были снесены 4 каменных жилых дома с 11 сараями. Жители этих домов были переселены в другие места. Интересно, что до этого в их паспортах значился довольно оригинальный адрес прописки: 1-й ставок, 2-я будка (автору статьи приходилось видеть в старых документах и другой похожий адрес: 2-й ставок, 3-я будка). Такое обозначение места проживания объясняется очень просто: рядом проходила железная дорога от металлургического завода (она и сейчас проходит по той же местности), и там находились железнодорожные посты. Один из них, пост №2, и шлагбаум по дороге в Центральный парк культуры и отдыха тоже были снесены.

Еще об одной перемене в связи со строительством полуторакилометрового участка улицы Университетской надо рассказать отдельно.

Знаковые захоронения перенесли на Мушкетовское кладбище

На территории нового строительства оказались знаковые захоронения города Сталино. Читаем решение горисполкома: «В связи с тем, что трасса улицы проходит через могилы, расположенные у главного входа в Горсад, обязать заведующего Горкомхоза Субботина в недельный срок перенести останки воинов и граждан, погибших в период временной оккупации города, на специально отведенное место на Мушкетовском кладбище, построив на могилах надгробия в 1953 году».

Из донесения в Министерство обороны СССР от 13 апреля 1950 года сталинского облвоенкома полковника Короткова мы узнаем, что по 5-й линии (Горсад) в индивидуальных могилах (деревянных тумбочках с железной пятиугольной звездой, обнесенных сплошной каменной оградой) с 1943 года были похоронены Герой Советского Союза гвардии полковник Дмитрий Васильевич Казак (12.09.1907 г. — 14.09.1943 г., умер от ран в госпитале) — командир 40-й Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии; гвардии полковник Владимир Петрович Теодорович (по данным Книги памяти Владимирской области, 1904 г.р., погиб в октябре 1943 г.); гвардии полковник Павел Алексеевич Аксенчиков (1902 г. — 17.09.1943 г., умер от ран) — заместитель командира 2-го Гвардейского Кантемировского механизированного корпуса; гвардии подполковник Кирилл Иванович Казюлин (1909 г. — 12.09.1943 г., умер от ран) — командир 150-го Гвардейского стрелкового полка 50-й Гвардейской стрелковой дивизии; полковник Александр Степанович Матюхин (1907 г. — 13.09.1943 г., убит немецкими автоматчиками) — начальник штаба 114-й отдельной пушечно-артиллерийской бригады; гвардии майор Николай Евграфович Смирнов (1910 г. — 13.09.1943 г., умер от ран) — начальник 2-го отделения 50-й Гвардейской Сталинской стрелковой дивизии; майор Федор Исаевич Мицул (1904 г. -10.10.1943 г., убит) — командир 1050-го стрелкового полка 301-й стрелковой дивизии; гвардии капитан Василий Иванович Котов (1907 г. — 6.11.1943 г., убит) — начальник 2-го отделения 50-й Гвардейской стрелковой дивизии; внутри ограды на площади Центрального парка культуры и отдыха им. Щербакова — гвардии майор Николай Александрович Щербаков (1908 г. — 17.09.1943 г., убит) — зам. командира 1052-го стрелкового полка 301-й стрелковой дивизии.

Имеется документальное подтверждение того, что останки указанных командиров Красной армии были перезахоронены. В справке о ремонте и реставрации памятников в городе Сталино по итогам 1953 года директор Центрального похоронного бюро сообщает в управление культуры следующую информацию: «В настоящее время все останки из Горсада перенесены на городское кладбище». Там этим офицерам было сооружен общий памятник из бутового камня. На его постаменте была установлена мемориальная доска из чугуна, по бокам — чугунные знамена и чугунные доски с фамилиями погибших. Изготовили памятник рабочие Сталинской ремстройконторы и мастера Киевских реставрационных мастерских.

Во время реконструкции воинского захоронения в последующие годы останки погибших во время освобождения Донбасса командиров Красной армии были помещены под общими гранитными плитами с указанными на них фамилиями погибших в алфавитном порядке. Правда, для Героя Советского Союза гвардии полковника Дмитрия Казака была выделена отдельная плита на воинском мемориале Мушкетовского кладбища.

Задание 2

Презентация видеорепортажа « Мне нравится эта улица/место Донецка»

В период подготовки к мероприятию обучающимся может быть предложен материал, содержащий требования к жанру «репортаж», http://fb.ru/article/174956/kak-napisat-reportaj-primer-i-rekomendatsii:

Что такое репортаж? Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель – создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.

Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

Вступление: краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом. Основная часть: информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.

Концовка: впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода. Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Виды репортажа.

Событийный. Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей. Постановочный. Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий – пример полевого медиа-эксперимента.

Тематически познавательный. События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Актуальный. Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж – пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/174956/kak-napisat-reportaj-primer-i-rekomendatsii

Проблемный. Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки. Как написать проблемный репортаж? Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.

Воспитанники демонстрируют свои видеоролики. Затем участники обсуждают просмотренные материалы, с учетом требований к речи, содержания, актуальности (диалог, дискуссия с обязательной аргументацией высказанной точки зрения).

Задание 3

Ведущий: Сейчас Донецк – это красивый современный город, город-герой, со своей непростой судьбой. Но когда-то наш город начинал свою историю с образования небольшого населенного пункта - Юзовки, возникновение которой интересно и важно для нас.

Воспитанники объединяются в команды, после предварительного обсуждения в команде один из участников делегируется для презентации «Дореволюционная Юзовка, ныне Донецк». (На основе одного и того же слайд-шоу с фотографиями Юзовки).

В период подготовки к мероприятию воспитанникам может быть предложена глава из книги С. Бунтовского «История Донбасса. От первых людей до современности» - «Юзовка», file:///C:/Users/User/Desktop/Новая%20папка%20(2)/Старая%20Юзовка/Бунтовский%20История%20Донбасса.fb2

Необходимо рассказать о Юзовке как о будущем Донецке, связать прошлое и современость, устремиться в будущее города.

Материалы для компьтерной презентации

Современный город Донецк начинался как заводской посёлок в период русской промышленной революции и до 1923 года носил имя Юзовка в честь основателя города — бизнесмена Джона Юза (Хьюза, Hughes).

В 1869 году валлиец Джон Хьюз приступил к строительству металлургического завода с рабочим посёлком Юзовка (Юзово). Дату постройки посёлка принято считать временем основания города Донецка. Юзовка делилась на две части — заводская и «Новый свет». Центральная часть города развивалась вдоль направления на север от металлургического завода к железнодорожной станции В 1889 году к югу от Юзовки был сооружен машиностроительный и чугунолитейный завод Э. Т. Боссе и Р. Г. Геннефельда, мастерская по ремонту горно-шахтного оборудования — ныне Рутченковский машиностроительный завод.
На представленных дореволюционных снимках нынешняя столица Донбасса выглядит практически не узнаваемой.



















Ведущий: Молодцы, ребята. Спасибо за интересные сообщения. Исторические факты одни и те же, демонстрационный материал один и тот же, а ваши презентации отличаются друг от друга стилем, эмоциональным отношением к предмету сообщения. Прошу вас обсудить выступления с точки зрения требования к речи (правильность, точность, содержательность, логичность и т.д.)

Ведущий: Давайте подведем итоги сегодняшней встречи. Каждый из участников имел возможность пообщаться с аудиторией. Это на самом деле нелегкая задача – донести необходимую информацию, вызвать интерес слушателей, удерживать некоторое время их внимание, мотивировать их к диалогу как к обмену информацией и обретению некой общей позиции.

Ведущий и воспитанники обмениваются впечатлениями, определяют, какие навыки коммуникации необходимо совершенствовать.







Источники:

  1. Дореволюционная Юзовка, ныне Донецк

https://visualhistory.livejournal.com/473837.html

  1. Донецк История События Факты,

http://infodon.org.ua/pedia/889

  1. https://planetofhotels.com/ukraina/doneck/ulica-artema



  1. Правила написания репортажа

http://fb.ru/article/174956/kak-napisat-reportaj-primer-i-rekomendatsii



  1. С. Бунтовский. История Донбасса. От первых людей до современности

file:///C:/Users/User/Desktop/Новая%20папка%20(2)/Старая%20Юзовка/Бунтовский%20История%20Донбасса.fb2







7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Некоторые факты из истории Донецка: дореволюционная Юзовка - современный Донецк

Автор: Кноблох Наталья Викторовна

Дата: 31.10.2018

Номер свидетельства: 482912


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства