kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Птиц встречаем, весну закликаем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая методическая разработка может быть полезна при проведении классных часов, мероприятий, приуроченных ко Дню птиц, который широко отмечается в последние годы, на занятиях кружков и объединений дополнительного образования.В настоящее время проблема приобщения детей к русской культуре и русским традициям стала очень актуальной. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Птиц встречаем, весну закликаем" »

Муниципальное учреждение дополнительного образования

"Детский эколого-биологический центр г. Черемхово"



«Утверждаю» «Согласовано» «Рекомендовано»

И. о. директора МУДО ДЭБЦ Зам. по УМР МО протокол № ___

________ Матвеева В. В _________ Толстикова С. Н. «__» ________2015 г.

.








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

«ПТИЦ ВСТРЕЧАЕМ, ВЕСНУ ЗАКЛИКАЕМ»







Автор:

Тимофеева Ольга Сергеевна,

педагог дополнительного

образования














Черемхово, 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………......… .. 3

Методическое обеспечение………………………………………………...……5

Ход мероприятия…………………………………………………….……….…..6

Заключение…………………………………………………………….……….…9

Список литературы…………………………………………………….…..……10

Приложения…………………………………………………………………… ..11






































Введение


В настоящее время проблема приобщения детей к русской культуре и русским традициям стала очень актуальной. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Одним из ярких обычаев славянских народов является обряд «закликания» весны. Существует много отличий при проведении этого обряда в разных губерниях, но сущность его одна – встреча весны неразрывно связана с ожиданием прилета птиц. Поэтому закликание весны и закликание птиц – практически слились в одно целое. Большую роль в этом обряде всегда играли дети. Именно они исполняли заклички, именно они развешивали обрядовых птичек на дерево и играли в обрядовые игры.

Весну ждали не только наши предки. И взрослые, и дети и сегодня с нетерпением ждут прихода весны и тепла. Знакомство с такой традицией, как «закликание» весны будет интересно ребятам не только младшего, но и среднего школьного возраста. Предлагаемая методическая разработка может быть полезна при проведении классных часов, мероприятий, приуроченных ко Дню птиц, который широко отмечается в последние годы, на занятиях кружков и объединений дополнительного образования.

Цель:

Формирование представлений о народных культурных традициях.

Задачи:

  • способствовать развитию  познавательного интереса к историческому прошлому русского народа;

  • систематизировать полученные  ранее знания о перелетных птицах;

  • формировать творческий подход к выполнению учебно-трудовой задачи;

  • создавать условия для реализации творческих способностей;

  • формировать любовь и бережное отношение к природе и к Родине;

  • способствовать созданию дружеской и доверительной атмосферы в детском коллективе.

Методическое обеспечение

Форма проведения занятия: комбинированное. Включает в себя беседу, рассказ, демонстрацию, практическую часть, игровую часть.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация «Перелетные птицы», записи с голосами птиц. Если нет возможности использовать компьютерную технику, то необходимо подготовить наглядные пособия с изображением птиц. Квадратные лоскуты ткани (ситца или бязи) размером 20х20 см. (по количеству присутствующих детей), нитки, синтепон или вата, ножницы.






























Ход мероприятия


  • Организационный момент

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я очень рады вас сегодня видеть на нашем празднике. А для начала ответьте на вопрос: Какое время года у нас? А какая погода стоит? Весна все никак не вступит в свою силу. А вы хотите, чтобы скорее наступила настоящая весна? Вот мы с вами сегодня и узнаем, как мы можем этому помочь.


  • Знакомство с обрядом «закликания» весны


Наши предки тоже всегда с нетерпением ждали прихода весны. Начало Весны связывали с прилётом птиц. Поэтому этот прилёт нужно было изобразить, имитировать. К празднику Встречи Весны всегда изготавливались изображения птиц (пресные булочки, печенье либо из ткани, соломы, лыка) в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок и др., а также птичьи гнездышки из теста - с яйцами и птичками. Ими «закликали» -звали Весну, прося испеченную птичку «полететь к Богу» и «принести ключи», чтобы «отпереть весну-лето и запереть зиму». В связи с этим в конце марта праздновали особый «Птичий» праздник – Сỏроки.

«В этот день из Светлого Ирия (Страны Предков) прилетают птицы, знаменующих собой приближение девы Весны». И первыми возвращаются оттуда жаворонки, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях. Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Верили, что «жаворонок приносит весну на поля, ласточка в дом, кукушка и соловей - в сады и рощи, горлица – в леса…».
Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, изготовленными птицами. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.


  • Загадки о перелетных птицах с демонстрацией слайдов



Давайте вспомним, какие перелетные птицы обитают в наших краях,

кого мы с таким нетерпением ждем!

  • Первая весенняя птица. Говорят в народе, что она «весну на крыльях приносит». Чёрная, как ворон, для деревьев наших врач.
    (Грач)



  • Он — спутник и помощник человека. За лето дважды выводит птенцов. Эта птица умело подражает голосам других птиц. То зябликом запоёт, то дроздом, то вдруг засвистит иволгой или лягушкой заквакает, а то и кошкой замяукает. Прекрасный пересмешник!


(Скворец)



  • В лесах мы их не замечаем, а видим постоянно в городах. Вот и сложилось мнение, что они — городские жители. Но основное место их обитания — леса. Славные летуны. Ловки в воздухе, но беспомощны на земле — не могут сесть ни на воду, ни на землю. Даже воду пьют они на лету. Похожи на ласточек, но их близкие родственники — колибри.


(Стриж)



  • Очень отважная птичка. Эта кроха непримиримо преследует хищных птиц. Охотясь, она носится по земле взад и вперёд и во время остановок покачивает вверх и вниз своим длиннющим хвостиком. Трясёт гузкой. За такую привычку необыкновенно живая и подвижная птичка и получила своё забавное имя.


(Трясогузка)


  • Своей жёлтой окраской напоминает цвет спелого овса. Она не пуглива, живёт открыто. А называется как каша, которую любят есть по утрам англичане.
    (Овсянка)


  • Небольшая сине-черная птица. Живут большими колониями, часто собираясь на проводах и других возвышениях. Питается исключительно насекомыми, ловя их на лету. Считается, что может предсказать наступление дождя. (Ласточка)



  • Странный образ жизни этих птиц породил немало легенд и поверий. Они умеют считать наши годы. Они подкидывают свои яйца в чужие гнёзда: ни горя, ни забот не знают. Но это ещё полбеды — главное, их детёныши выкидывают из гнезда детей законных хозяев.
    (Кукушка)


После каждой отгаданной птицы педагог обязательно демонстрирует её изображение. (Слайд, либо графическое изображение). Можно дополнить прослушиванием записей с голосами угаданных птиц.



  • Физкультминутка

Дети выполняют разминку под стихотворение:



Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу,

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.



  • Мастер-класс

Ведущий: А сейчас мы с вами попробуем изготовить обрядовых птичек, которые помогут ускорить приход весны. Но для начала вспомним, как безопасно работать с ножницами?

Инструктаж по ТБ с ножницами

Дети изготавливают птиц из ткани по инструкции педагога (Приложение 2).


  • Игровая часть

Ведущий: А теперь давайте выйдем на улицу и украсим нашими птичками дерево. Тем самым мы приблизим приход весны!

Дети вместе с педагогом выходят на улицу, выбирают небольшое дерево, развешивают изготовленных птиц. Читают заклички, играют в «Ручеёк» (Приложение 3).  

     

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра - обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирает себе кого пожелает.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…


  • Рефлексия

Ведущий: Что нового вы сегодня узнали? (Как встречали весну наши предки, что делали, во что играли). С какими перелетными птицами вы сегодня познакомились?

На следующих занятиях мы узнаем ещё много нового и интересного о традициях наших предков.











Заключение

Занятие лучше всего проводить непосредственно в период, предшествующий прилету первых птиц. В зависимости от природных условий местности и климата, это середина марта – начало апреля. Именно тогда дети смогут понять смысл данного обряда. Можно приурочить это занятие к 1 апрелю – Международному дню птиц.

Если время урока не позволяет провести мастер-класс, можно изготовить птиц заранее. Это могут быть птицы из бумаги (оригами), соленого теста. Можно предложить ребятам испечь дома печенье в виде птичек. Так же необходимо заранее разучить с детьми несложные заклички. Обязательная часть мероприятия – игровая. Если погодные условия не позволяют выйти на улицу, можно соорудить в классе импровизированное дерево, украсить его и поиграть в помещении.

Подобные занятия позволяют детям приобщаться к народным традициям, расширяют кругозор, создают хорошее настроение и дружескую атмосферу в коллективе.



Список литературы

  1. Берсенева Е. В, Дагаева Н. Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла. – М.: Белый город, 2013.- 112 с.

  2. Дайн Г. Л. Детский народный календарь. – М.: Детская литература, 2001. – 184 с.

  3. Котова И.Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010.-240 с.

Интернет ресурсы

  1. Русский этнографический музей. Кликанье весны: [Электронный ресурс]. - http://www.ethnomuseum.ru/klikanie-vesny. (дата обращения: 16.04.2015 17:05)

  2. Языческие и народные праздники. Закликание весны: [Электронный ресурс]. - http://slavyans.myfhology.info/holidays/zaklikanie-vesna.html. (дата обращения 16.04. 2015 18:00)


Приложение 1

Загадки о птицах

  • Всех прилетных птиц черней,
    Чистит пашню от червей.
    Взад-вперед по пашне вскачь.
    А зовется птица …

Ответ: Грач

  • Спереди - шильце, сзади - вильце,
    Сверху - черное суконце,
    Снизу - белое полотенце.

Ответ: Ласточка


  • Он прилетает каждый год
    Туда, где домик ждет.
    Чужие песни петь умеет,
    А все же голос свой имеет.

Ответ: Скворец

  • У меня ходули –
    Не страшит болото.
    Лягушат найду ли –
    Вот моя забота.

Ответ: Цапля

  • Гнездо свое он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни и полёт

Вошли в стихотворения!

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт.

Ответ: Жаворонок

  • В лесу на ветке она сидит,

Одно "ку-ку" она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

"Ку-ку" то там то тут,

Как птицу эту зовут?

Ответ: Кукушка







Приложение 2

Этапы изготовление "Птички"



Фото 1. Берем квадратный лоскут ткани 20х20 см




















Фото 2. Складываем по диагонали
























Фото 3. Складываем углы к середине, два раза.




















Фото 4. Складываем заготовку пополам, как самолетик
























Фото 5. Кончик обматываем нитью - это клювик



















Фото 6. Раскрываем заготовку

























Фото 7. Вкладываем намного синтепона, формируем голову птички



















Фото 8. Перевязываем ниткой вокруг шеи
























Фото 9. Раскрываем всю заготовку, между слоями ткани кладем синтепон для туловища птички



















Фото 10. Перевязываем ниткой, отделяя хвостик от туловища























Фото 11. Не обрывая нить, перевязываем крылья, сначала одно, протягиваем нить по спине, затем другое




Фото 12. Птичка готова!







Приложение 3

Весенние заклички


***
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
с великой милостью:
Со льном большим,
с корнем глубоким,
с хлебом великим.

***
Весна красна.
На чем пришла?
– На жердочке,
На бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
– А мы весну ждали
Клочки допрядали.
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
– Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Теплое лето.

***
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.


***
Жаворонки - жавороночки!
Перепелки - перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,
лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.


***

Жавороночек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле
Растопиться, растопиться,
Во синё море, во синё море
Укатиться, укатиться.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Методическая разработка "Птиц встречаем, весну закликаем"

Автор: Тимофеева Ольга Сергеевна

Дата: 28.04.2015

Номер свидетельства: 206447


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства