kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Конкурс Робинзонада"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс проводится во время похода или экскурсии на природу.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.

Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

Важное значение для формирования экологической культуры учащихся имеет изучение природной окружающей среды. В процессе занятий учащиеся расширяют эколого-краеведческие знания и овладевают эколого-туристскими навыками и умениями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Конкурс Робинзонада" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Районный центр дополнительного образования»







Методическая разработка

Конкурс «РОБИНЗОНАДА»





Методист

Первухина Светлана Борисовна













п. Плесецк

2014 г.







Проводится в походе, на экскурсии.

Оборудование: посуда (котелки, чашки, ложки), нож, ножовка, топор, фотоаппарат.

Вступительное слово Робинзона:

- Дорогие друзья!

Более четверти века я провел на небольшом необитаемом острове и выжил лишь благодаря тому, что научился использовать для самых различных целей растения, которые меня окружали.

Я узнал, что природа – это настоящее сокровище. Просто мы не всегда знаем о чудодейственных качествах самых обыкновенных трав и веточек. Оказалось, что из одних можно приготовить салаты и гарниры, из других – стойкие красители, третьи предсказывают погоду или указывают направление и время, четвертые исцеляют недуги.

И вот я снова с вами, здоров, бодр, жизнерадостен, хотя в первое время отсутствие опыта в использовании растений едва не стоило мне жизни. Такая беда может случиться с каждым. И уж лучше проверить себя в игре, чем оказаться беспомощным в реальной ситуации. Вот поэтому я решил организовать этот конкурс.

Каждая команда имеет возможность проявить себя в составлении лесного меню и приготовлении кушаний из дикорастущих растений, в поисках и изготовлении лесных сувениров, в умении предсказать погоду, время, ориентировании в лесу, пользуясь живыми приборами, в знаниях полезных свойств различных растений.

Для участников Робинзонады работает «Лесгрибсправка». Пользоваться ее подсказками разрешается.

Участникам конкурса вручаются задания.

Задания участникам конкурса.

Кафе «Лесной Робинзон».

  1. Соберите в минимальном количестве растения для приготовления конкурсного блюда. Обязательно получите разрешение на их использование у работников пищевой лаборатории.

  2. Приготовьте конкурсное блюдо и сдайте членам жюри: обязательное условие – дать название и рецепт приготовления (принимаются также различные рецепты блюд, которые можно приготовить из дикорастущих растений).


«Лесная аптека»

    1. Помогите доктору Айболиту создать зеленую аптеку.

    2. Впишите в вертикальные столбцы названия лекарственных растений так, чтобы по горизонтали получились слова: ОНИ НАС ЛЕЧАТ, ЗЕЛЕНЫЕ ЛЕКАРИ.


Фирма «Чистюля»

    1. Как в лесу обойтись без мыла, зубного порошка и щетки? Попробуйте их заменить и покажите в этом свое умение.

    2. Какие растения используются для выведения пятен и устранения жира?

    3. Как можно освежить одежду с помощью растительных красок?

    4. Чем в лесу зашить одежду?

    5. Как высушить мокрую обувь?


Салон красоты.

  1. Предложите рецепты растительной косметики (масок, средств для волос, по

уходу за кожей лица, рук).

Бюро погоды.

  1. Какой будет погода, если… (вторую половину вопроса вы получите у дежурного синоптика).

  2. Попробуйте определить по живым барометрам, какой будет погода вечером, утром?

«Служба точного времени».

1. Найти в лесу растения – ориентиры, как по ним определить направление…

«Лесная фантазия».

  1. Найти в лесу материал для поделок, не принося вреда живым растениям.

  2. Изготовить из собранного материала лесной сувенир.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ. Призы вручает Робинзон.

ЛЕСГРИБСПРАВКА.

Продукты для лесного кафе.

Мокрица, звездчадка – зелень для салата.

Крапива – листья и побеги идут для приготовления салатов, щей, супов, пюре.

Лапчатка гусиная – листья на салат и суп.

Лебеда – листья на салат, отваренные на пюре.

Лопух войлочный – корни первого годы съедобны – суррогат кофе, молодые листья и стебли для супов и салатов.

Одуванчик – листья содержат витамин С, их едят сырыми, выдержав 30 мин. В соленой воде, идут на пюре, корни используют как суррогат кофе поджаренными.

Горец птичий, спорыш – молодые листья и стебли как зелень в виде салата, для варки супов и похлебки.

Пастушья сумка – молодые листья для салатов и щей, их жарят, старая огрубевшая зелень на бульон.

Подорожник большой – молодые листья для салатов, супов, пюре.

Береза повислая – сок, весной листья для витаминного напитка.

Сосна обыкновенная – хвоя как витаминный напиток: 500 г хвои растирают и настаивают в 2 стаканах воды 2 часа.

Щавель конский – стебли и семена богаты витаминами А и С.

Лебеда – молодые листья и побеги для салата.

Их к столу не подают! Ядовиты!

Белена – все части растения.

Волчье лыко – кора, ягоды.

Вороний глаз – все части растения.

Дурман обыкновенный – все части растения.

Горошек мышиный – семена.

Вех ядовитый, цуката – все растение, особенно корневище.

Повелика – все растение.

Чемерица Лобелия – все растение.

Чем в лесу зашить одежду.

Сухие стебли крапивы кладут на наклонно поставленное бревно, отдирают острым краем раковины моллюска волокно крапивы. Волокно промывают в воде и сушат. Из волокон получаются нитки. Волокна могут дать стебли Иван-чая, белого донника, листья подорожника. Иголки и гвозди могут заменить шипы и колючки кустарника. Неплохая игла выходит из заостренной и отшлифованной еловой палочки. Ушко прожигается раскаленной проволокой.

Химчистка и крашение одежды.

Для устранения жира и выведения пятен на костюме употребляют корни зорьки белой и плоды каштана.

КРАШЕНИЕ.

- из листьев и корней растения манжетки добывают серо-зеленую краску,

- цвет хаки дают ягоды и кора можжевельника,

- зеленую краску добывают из листьев березы,

- желтую – из корней конского щавеля.

- красную – из цветков зверобоя,

- синюю – из корней птичьей гречишки.

- фиолетовую – из высушенной ежевики,

- черную – из бересты (коры березы).

Сушка сапог и уход за ногами.

Мокрые сапоги набить сеном, мхом, колосьями дикорастущих злаков и поставить на ветреную сторону. Если ноги потеют, присыпьте их лесной пудрой – спорами ликоподия. Ноги с нежной кожей опустить на несколько минут в отвар дубовой коры.



Как спастись от комаров.

Верное средство – дымовая завеса. Просто избавиться от комаров в палатке: повесьте внутрь ее полынь и веточки луговой ромашки, подбросьте цветов ромашки в костер и посмотрите: понравилось ли это комарам и мошкам. Зуд от укусов комаров можно успокоить, потерев кожу нашатырным спиртом или раствором питьевой соды.

Как в лесу обойтись без мыла.

Это растение называется собачье мыло или мыльнянка. Ботаническое название сапонария. Хорошо мылится корень, высушенный и измельченный. Вместо сапонарии можно использовать корни хлопушки, зорьки белой. Осенью для мытья рук используют плоды конского каштана. Как мыло используют внутреннюю ткань грибов-трутовиков.

Чем чистят зубы в лесу.

Самое простое – чистить зубы толченым древесным углем. Лучший уголь для чистки зубов из липы. Мяту, заваренную в кипятке, хорошо употреблять при чистке зубов как ароматическое и холодящее полоскание. Дезинфицирующим отваром дубовой коры также полезно полоскать рот. Зубную щетку легко изготовить из веточки ели, сонны или осины. С одной стороны палочку расщепляют на мелкие части и гнут их для большей мягкости. Можно сделать щетки из корней лисохвоста.

Растения дарят красоту.

Сок из листьев и цветов растений и кашица из рябины, земляники, мяты, чебреца, крапивы, молодых листьев березы, хвои ели и сосны – прекрасные косметические маски.

1-2 ст. ложки смеси мелко измельченных трав заварите кипятком, чтобы получилась кашица. Подержите на медленном огне 1-15 минут, затем в теплом виде нанесите кашицу на лицо. Маску держите 1-15 минут, затем смойте с помощью ватного тампона.

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ – прекрасное косметическое средство, при себорее иурях применяют в виде компрессов из настоя на болезненные и трудноизлечимые угревые инфильтраты.

ВАЛЕРИАНА ЛЕКАРСТВЕННАЯ – успокаивающее средство, как наружное применяется в виде отвара для промывания уставших глаз.

ЗВЕРОБОЙ – улучшает обмен веществ.

ЛИПА – известна как средство, приостанавливающее выпадение волос. 8 ст. ложек липового цвета залить 0,5 л воды и кипятить 20 мин.

СТЕБЛИ И КОРНИ ЛОПУХА – способствует росту и укреплению волос.

ШАЛФЕЙ – отвар избавляет от потливости рук. Очень теплую ванночку рекомендуется делать перед сном 2-3 раза в неделю.

Признаки устойчивой ясной погоды.

Температура воздуха. Правильный суточный ход температуры: в летнее время – днем жарко, ночью свежо и прохладно. Зимой – ночью сильный мороз, который днем ослабевает, а к ночи вновь усиливается.

Ветер. Скорость ветра на равнине летом имеет правильный суточный ход: ночью тихо, днем ветер значительно усиливается, к вечеру стихает. До полудня ветер слабо поворачивается по Солнцу, а после, особенно к вечеру, против Солнца.

Облачность. Небо совершенно ясно и безоблачно. Зимой к вечеру при безветрии покрывается сплошь низкими слоистыми облаками. Весной, летом и осенью могут появляться кучевые облака, которые увеличиваются в послеполуденное время и исчезают к вечеру. Облака движутся в том же направлении, в каком дует ветер у поверхности земли.

Осадки. Осадков нет. Ночью выпадает обильная роса или иней.

Другие явления. В низинах вечером и ночью образуется туман, расходящийся после восхода солнца. Ласточки и стрижи летают высоко.

Признаки неустойчивой погоды.

Температура воздуха. Постоянная, с малой суточной разницей, зимой – довольно высокая, летом – умеренная.

Ветер. Мало изменяется по направлению. Скорость ветра значительная. Правильных суточных колебаний не обнаруживается.

Облачность. Зимой небо сплошь затянуто слоистыми и слоисто-дождевыми облаками. Летом облака часто образуют сплошной однообразный покров.

Осадки. Снег или дождь слабые, непрерывно идущие в течение долгого времени (осадки теплого фронта) или более сильные, идущие с промежутками (осадки холодного фронта).

Другие явления. Приземный туман, роса и иней отсутствуют. Ясная слышимость отдаленных и слабых звуков. Продолжительные сумерки.











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:







  1. Голубев И.В., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.

  2. Путешествие с волшебницей природой. Методические материалы. Авторы-составители: Мальханова Л.П., Миронова Е.А., Васильева Т.В., - Архангельск, 1997.

  3. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия / И.А.Верба, С.М.Голицын, В.М.Куликов, Е.Г.Рябов – М.: ФиС, 1983.

  4. Формы экологического образования в школе: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.А.Сковородкина, И.З.Сковородкиной - Архангельск: Изд-во ПМГУ, 1994.

  5. Экологическое образование школьников /Под ред. И.Д.Зверева, И.Т.Суравегиной. – М.: Педагогика, 1983.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Методическая разработка "Конкурс Робинзонада"

Автор: Первухина Светлана Борисовна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127448


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства